РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 10-11 классы базовый уровень

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 28 августа 2020 года протокол № 1
Директор МАОУ лицея № 11 им.В.В.Рассохина
____________________А.М.Абелян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
Основное общее образование: 10-11классы
Количество часов: 68 ч
Учитель: Кревная Галина Николаевна
Программа разработана в соответствии и на основе:
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования"
(с
дополнениями и изменениями)
примерной основной образовательной программы основного общего
образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением
по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5)
УМК «Полярная звезда» и программы основного общего образования.
География.10,11классы(авторы:Ю.Н.ГладкийВ.В.Николина,А.И.Алексеева,Е.
К.Липкина)-М.:Просвещение ,2018 ,2019 г.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
В результате изучения географии на базовом уровне
Таблица распределения тем по классам изучения учебного предмета
география
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8

Темы примерной программы

Человек и ресурсы Земли
Природа и человек в современном мире
Население мира
География мирового хозяйства
Географические аспекты современных
глобальных проблем человечества
Регионы и страны мира
Россия в современном мире
Резервное время

Распределение тем по
классам изучения
учебного предмета
10
11
всего
4
4
8
8
8
8
10
10
2
2

2

25
7
2

25
7
4

Личностными результатами обучения географии в основной школе
является формирование всесторонне образованной, инициативной и
успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческой
взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и
этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
1)
воспитание
российской
гражданской
идентичности:
патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою
Родину; осознание единства географического пространства России как
единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность
их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности,
усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной.
2)
Формирование ответственного отношения к учению, готовности
и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов;
3)
Формирование личностных представлений о целостности
природы, населения и хозяйства Земли
4)
Формирование уважительного отношения к истории, культуре,
национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере
2

5)
Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учетом региональных, этнокультурных , социальных и экономических
особенностей
6)
Развитие морального сознания и компетентности в решении
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам
7)
Формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской,
творческой и других видов деятельности
8)
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах
9)
Формирование экологического сознания на основе признания
ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде и рационального
природопользования
10)
Осознание значения семьи в жизни человека и общества,
ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам
своей семьи
11) Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе,
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися
универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
1)
умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2)
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
3)
умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4)
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
3

5)
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6)
умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
7)
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8)
смысловое чтение;
9)
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии
с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
11)
формирование и развитие компетентности в области
использования ИКТ.
Предметными результатами освоения выпускниками основной
школы программы по географии являются:
1)
формирование представлений о географической науке, ее роли в
освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте
научной картины мира, об их необходимости для решения современных
практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны
окружающей среды и рационального природопользования;
2)
формирование
первичных
навыков
использования
территориального подхода как основы географического мышления для
осознания своего места в целостном, многообразном и быстро
изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3)
формирование представлений Земли как планеты людей в
пространстве и во времени, об основных этапах ее географического
освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в
отдельных странах;
4)
овладение
элементарными
практическими
умениями
использования приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов географической среды, в том
числе ее экологических параметров;
5)
овладение основами картографической грамотности и
использования географической карты как одного из «языков»
международного общения;
4

6)
овладение основными навыками нахождения, использования и
презентации географической информации;
7)
формирование умений и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных
бедствий и техногенных катастроф;
8)
формирование представлений об особенностях экологических
проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков
безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.
Источники географической информации
Выпускник научится:
• использовать различные источники географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации,
необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую
информацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе
инструментальных) зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели,
характеризующие географические объекты, процессы и явления, их
положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками
географической информации содержащуюся в них противоречивую
информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с
использованием разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию,
необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и
современных навигационных приборов;
• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и
географические карты;
• строить простые планы местности;
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления при помощи
компьютерных программ.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Знать и понимать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые
методы географических исследований;
5

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их
главные месторождения и территориальные сочетания; численность и
динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их
этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни
населения, основные направления миграций; проблемы современной
урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры
мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую
специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социальноэкономического развития, специализации в системе международного
географического разделения труда; географические аспекты глобальных
проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического
положения России, ее роль в международном географическом разделении
труда.
Уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации
географические тенденции развития природных, социально-экономических и
геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и
регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и
территориальной концентрации населения и производства, степень
природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных
территорий;
- применять разнообразные источники географической информации
для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и
геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями
под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и
стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели,
отражающие географические закономерности различных явлений и
процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики.
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных
текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая
карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы
Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических
событий международной жизни, геополитической и геоэкономической
ситуации в России, в других странах и регионах мира, тенденций их
возможного развития;
6

- понимания географической специфики крупных регионов и стран
мира в условиях глобализации, стремительного развития международного
туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов
человеческого общения.
10 класс
Обучающийся научится понимать

основные географические понятия и термины; традиционные и
новые методы географических исследований;

особенности размещения основных видов природных ресурсов,
их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и
динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их
этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни
населения, основные направления миграций; проблемы современной
урбанизации;

географические аспекты отраслевой и территориальной
структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;

определять и сравнивать по разным источникам информации
географические тенденции развития природных, социально-экономических и
геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран
и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и
территориальной концентрации населения и производства, степень
природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных
территорий;

применять
разнообразные
источники
географической
информации для проведения наблюдений за природными, социальноэкономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями,
их изменениями под влиянием разнообразных факторов.
11 класс
Выпускник научится понимать:

географическую специфику отдельных стран и регионов, их
различия по уровню социально-экономического развития, специализации в
системе международного географического разделения труда; географические
аспекты глобальных проблем человечества;

особенности
современного
геополитического
и
геоэкономического положения России, ее роль в международном
географическом разделении труда;

составлять комплексную географическую характеристику
регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты,
7

модели, отражающие географические закономерности различных явлений и
процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлятьгеографические карты различной тематики.
10 класс
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:

выявления и объяснения географических аспектов различных
текущих событий и ситуаций;

нахождения и применения географической информации, включая
карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы
Интернета.
11 класс
Выпускник
на
базовом
уровне
получит
возможность
научитьсяиспользовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:

правильной оценки важнейших социально-экономических
событий международной жизни, геополитической и геоэкономической
ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их
возможного развития.

понимания географической специфики крупных регионов и стран
мира в условиях глобализации, стремительного развития международного
туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов
человеческого общения.
2.Содержание учебного предмета «География»

10 класс
(34 часов, практических работ – 12, в т.ч. оценочных- 5)
Раздел. Современные методы географических исследований.
Источники географической информации (4 часа).
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы
географическихисследований. Географическая карта – особый источник
информации о действительности. Географическая номенклатура.
Статистический метод – один из основных в географии. Этапы
статистического изучения географических явлений и процессов. Виды
статистических материалов. Другие способы и формы получения
географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения,
камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные
8

системы как средство получения, обработки и представления
пространственно-координированных географических данных.
Раздел. Природа и человек в современном мире (8 часов)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем.
Международный
характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные
ресурсы Земли, их виды.
Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных
территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География
природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники
загрязнения окружающей среды.
Геоэкологические проблемы регионов
различных типов природопользования. Пути сохранения качества
окружающей среды.
Практическая работа
Пр.р.№1 «Оценка ресурсообеспеченности стран основными видами ресурсов.
Пр.р.№2 «Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и
регионах мира»
Раздел. Население мира (8 часов)
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных
регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды.
Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная,
по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах
и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных
стран и регионов
мира.
Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений.
Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
Практические работы
Пр.р.№3 « Прогнозирование изменения численности населения мира и
отдельных территорий»
Пр.р.№4«Оценка эффективности демографической политики отдельных
стран мира (Россия, Китай, Индия, Герман, США)
Пр.р.№5«Выявление и характеристика основных направлений миграции
населения»
Пр.р.№6Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных
странах и регионах мира.
Раздел. География мирового хозяйства (10 часов)
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура.
География важнейших отраслей. География промышленности: нефтяная,
газовая и угольная, электроэнергетика, горнодобывающая, черная и цветная
9

металлургия, машиностроение, химическая, лесная
и текстильная.
География сельского хозяйства: растениеводство и животноводство.
География транспорта: сухопутный, морской, воздушный. Международное
географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные
зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли
международной специализации страны регионов мира; определяющие их
факторы.
Внешние
экономические
связи
–
научно-технические,
производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон
(СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие
международные отраслевые и региональные союзы. Международная
торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой
торговли.
Практические работы
Пр.р.№7 « Классификация стран мира на основе анализа политической и
экономической стран мира»
Пр.р.№8 «Выявление причин неравномерности хозяйственного освоения
территории».
Пр.р.№9 «Анализ участия стран и регионов в международном
географическом разделении труда».
Пр.р.№10 «Составление экономико-географической характеристики одной
из отраслей промышленности»
Пр.р.№11 «Анализ обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного
региона»
Пр.р.№12 «Анализ международных экономических связей»

Раздел.

Географические аспекты современных глобальных проблем
человечества (2 часов)
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и
взаимосвязях.
Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и
настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая
проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления
отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни
населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и
специфические экологические проблемы разных регионов Земли.
Практические работы
11.Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической
ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем
человечества.
10

12.Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной
жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.
Резервное время .Повторение и обобщение ( 2 часа)

11 класс
(34 часа, практических работ – 4, в т.ч. оценочных- 4)
Раздел. Регионы и страны мира ( 25 часов)
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран
современного мира по размерам территории, численности населения,
особенностям населения, особенностям географического положения. Типы
стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные;
высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа;
ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые
индустриальные страны и др. группы).
Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального
деления мира.
Особенности географического положения, истории открытия и
освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем
современного социально-экономического развития крупных регионов и стран
Европы.
Особенности географического положения, истории открытия и
освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем
современного социально-экономического развития крупных регионов и стран
Азии.
Особенности географического положения, истории открытия и
освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем
современного социально-экономического развития крупных регионов и стран
Африки.
Особенности географического положения, истории открытия и
освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем
современного социально-экономического развития крупных регионов и стран
Северной Америки.
Особенности географического положения, истории открытия и
освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем
современного социально-экономического развития крупных регионов и стран
Латинской Америки
Особенности географического положения, истории открытия и
освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем
современного социально-экономического развития крупных регионов и стран
Австралии.
Практические работы
11

1.Составление комплексной географической характеристики стран разных
типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.
2.Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства,
природными условиями разных территорий.
Раздел. Россия в современном мире (7 часов)
Россия на политической карте мира. Изменение географического
положения России во времени. Характеристика современных границ
государства. Современное геополитическое положение России.
Россия в мировом хозяйстве и международном географическом
разделении труда; география отраслей ее международной специализации.
Характеристика современного этапа преобразований закрытой
экономики прошлого воткрытую экономику будущего. Россия в системе
международных финансово-экономических и политических отношений.
Особенности географии и структуры международной торговли.
Крупнейшие торговыепартнеры России. Структура внешнеторгового
баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в
международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны
Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в
Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.
Практические работы
3.Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и
геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.
4.Определение роли России в производстве важнейших видов мировой
промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Резервное время. Повторение и обобщение (2 часа)
3.Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Раздел

Современные
методы
географических
исследований.
Источники
географической
информации

Колво
часов
4

Тема
10 класс
Положение географии в системе наук.
Традиционные и новые методы
географическихисследований.

Кол-во
часов
34
1

1
Географическая карта – особый источник
информации о действительности. Географическая
номенклатура.
Статистический метод – один из основных в
географии. Этапы статистического изучения
географических явлений и процессов. Виды
12

1,2,3,6,7

статистических материалов.
1
Другие способы и формы получения
географической информации: экспедиции,
стационарные наблюдения, камеральная
обработка, опыты, моделирование.
Геоинформационные системы как средство
получения, обработки и представления
пространственно-координированных
географических данных.
Природа и
человек в
современном
мире

8

Взаимодействие человечества и природы в
прошлом и настоящем. Международныйхарактер
проблемы «дестабилизация окружающей среды».

1
1

Природные ресурсы Земли, их виды.

1

Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный
потенциал разных территорий. Территориальные
сочетания природных ресурсов. Пр.р.№1 «Оценка

1

1,2,3,6,7

1

ресурсообеспеченности стран основными видами
ресурсов.»

География природных ресурсов Земли.
Основные типы природопользования.
Источники загрязнения окружающей среды.
Геоэкологические проблемы регионов различных
типов природопользования. Пути сохранения
качества окружающей среды. Пр.р.№2 «Анализ
Население мира

8

1
1
1

геоэкологической ситуации в отдельных странах и
регионах мира»

1

Численность, динамика и размещение населения
мира, крупных регионов и стран.
Воспроизводство. Пр.р.№3« Прогнозирование
изменения численности населения населения
мира и отдельных территорий»

1

Миграции населения. Их типы и виды. Пр.р.№4
«Выявление и характеристика основных
направлений миграции населения»

1

1

1
Структура населения (половая, возрастная,
расовая, этническая, религиозная, по
образовательному уровню). Демографическая
ситуация в разных регионах и странах мира
Пр.р.№5«Оценка эффективности
демографической политики отдельных стран
мира(Россия,Китай,Индия,Герман,США»
Характеристика трудовых ресурсов и занятости
13

1

1

1,2,3,6,7

География
мирового
хозяйства

10

населения крупных стран и регионов Пр.р.№6
«Определение состава и структуры населения на
основе статистических данных
мира.

1

Расселение населения. Специфика городских и
сельских поселений. Масштабы и темпы
урбанизации различных стран и регионов мира.
Мировое хозяйство, его отраслевая и
территориальная структура.
Пр.р.№7 « Классификация стран мира на основе
анализа политической и экономической стран
мира»

1

География важнейших отраслей. География
промышленности: нефтяная, газовая и угольная,

1

1

География промышленности: электроэнергетика
География промышленности: горнодобывающая,
черная и цветная металлургия

1

География промышленности: машиностроение,
химическая, лесная итекстильная.
Пр.р.№8«Составление экономикогеографической характеристики одной из
отраслей промышленности»

1

География сельского хозяйства: растениеводство
1
География сельского хозяйства: животноводство.
География транспорта: сухопутный,

1

География транспорта: морской, воздушный.
Международное географическое разделение
труда.
Международная специализация и
кооперирование – интеграционные зоны,
крупнейшие фирмы и транснациональные
корпорации (ТНК). Отрасли международной
специализации страны регионов мира;
определяющие их факторы.
Пр.р.№9«Выявление причин неравномерности
хозяйственного освоения территории».
Определение стран – экспортеров основных
видов промышленной и сельскохозяйственной
продукции, видов сырья; районов
международного туризма и отдыха, стран,
предоставляющих банковские и другие виды
14

1

1

1,2,3,6,7

международных услуг. Пр.р.№10«Анализ участия
стран и регионов в международном
географическом разделении труда».

Географические
аспекты
современных
глобальных
проблем
человечества

5

Внешние экономические связи – научнотехнические, производственное сотрудничество,
создание свободных экономических зон (СЭЗ).
География мировых валютно-финансовых
отношений. Крупнейшие международные
отраслевые и региональные союзы. Пр.р.№11
«Анализ обеспеченности предприятиями сферы
услуг отдельного региона»
Международная торговля – основные
направления и структура. Главные центры
мировой торговли.
Пр.р.№12 «Анализ международных
экономических связей»
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных
проблемах, их типах и взаимосвязях.
Географические аспекты глобальных проблем
человечества в прошлом и настоящем.

1

1

1

1,2,3,6,7

Сырьевая, демографическая, продовольственная,
экологическая проблемы как особо
приоритетные, пути их решения.
Проблема преодоления отсталости
развивающихся стран.
Географические аспекты качества жизни
населения. Роль географии в решении глобальных
проблем человечества.

Резервное время

2

1

Геоэкология – фокус глобальных проблем
человечества. Общие и специфические
экологические проблемы разных регионов Земли.
Повторение и обобщение

2

11 класс

34

Многообразие стран на политической карте мира.

1

Различия стран современного мира по размерам
территории, численности населения,
особенностям населения, особенностям
географического положения
Типы стран. Экономически развитые (главные;
высокоразвитые страны Западной Европы;
страны переселенческого типа)

1

1,2,3,6,7
1,2,3,6,7

Регионы и
страны мира

25

15

1

1,2,3,6,7

Развивающиеся страны(ключевые страны; страны
внешнеориентированного развития; новые
индустриальные страны и др. группы).

1

Понятие о географическом регионе. Основные
варианты регионального деления мира.

1

Особенности географического положения,
истории открытия и освоения, природноресурсного потенциала стран Европы

1

Население стран Европы.

1

Особенности хозяйства, проблем современного
социально-экономического развития крупных
регионов и стран Европы.
Практическая работа 1.
Составление комплексной географической
характеристики одной из стран Европы;
определение географической специфики

2

Особенности географического положения,
истории открытия и освоения, природноресурсного потенциала стран Азии.

1

Население стран Азии.

1

Особенности хозяйства, проблем современного
социально-экономического развития крупных
регионов и стран Азии.

2

Особенности развития крупных регионов и стран
Европы, Азии. Диагностическая работа 1.

1

Особенности географического положения,
истории открытия и освоения, природноресурсного потенциала стран Африки

1

Население стран Африки.

1

Особенности хозяйства, проблем современного
социально-экономического развития крупных
регионов и стран Африки.

1

Особенности географического положения.
истории открытия и освоения, природноресурсного потенциала, населения стран
Северной Америки.

1

Особенности хозяйства, проблем современного
социально-экономического развития крупных
16

2

регионов и стран Северной Америки
1

Россия в
современном
мире

7

Особенности географического положения,
истории открытия и освоения, природноресурсного потенциала, население стран
Латинской Америки.

2

Особенности хозяйства, проблем современного
социально-экономического развития крупных
регионов и стран Латинской Америки.

1

Особенности географического положения,
истории открытия и освоения, природноресурсного потенциала, населения, хозяйства,
проблем современного социальноэкономического развития Австралии
Практическая работа 2.
Объяснение взаимосвязей между размещением
населения, хозяйства, природными условиями
разных территорий

1

Особенности развития крупных регионов и стран
Северной и Южной Америки, Африки,
Австралии.
Диагностическая работа 2.
Россия на политической карте мира. Изменение
географического положения России во времени.
Характеристика современных границ
государства. Современное геополитическое
положение России.
Практическая работа 3.
Анализ и объяснение особенностей современного
геополитического и геоэкономического
положения России, тенденций их возможного
развития

1

1

1

Россия в мировом хозяйстве и международном
географическом разделении труда; география
отраслей ее международной специализации.
Практическая работа 4 .
Определение роли России в производстве важнейших
видов мировой промышленной и
сельскохозяйственной продукции.

1

Характеристика современного этапа
преобразований закрытой экономики прошлого в
открытую экономику будущего. Россия в системе
международных финансово-экономических и
политических отношений.

1

Особенности географии и структуры
17

1,2,3,6,7

Резервное время

2

международной торговли. Крупнейшие торговые
партнеры России. Структура внешнеторгового
баланса. Основные формы внешних
экономических связей.

1

Участие России в международных отраслевых и
региональных организациях.

1

Россия и страны Содружества независимых
государств (СНГ). Участие России в
Международных социально-экономических и
геоэкологических проектах.
Повторение и обобщение

2

ВСЕГО

1,2,3,6,7

68

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания
НМК ЕМЦ МАОУ лицея №11
им В.В.Рассохина
от 27 августа 2021 года № 1
___________
О.П.Савенкова
подпись
руководителя
МО
Ф.И.О.

Заместитель директора по УМР
______________Н.Е.Гюльназарян
подпись
Ф.И.О.
____________ 2021 года

18

19

География
В системе образования география как учебный предмет занимает
важное место в формировании общей картины мира, географической
грамотности, необходимой для повседневной жизни, навыков безопасного
для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании
экологической культуры, формирования собственной позиции по отношению
к географической информации, получаемой из СМИ и других источников.
География формирует географическое мышление – целостное восприятие
всего спектра природных, экономических, социальных реалий.
Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся
научного мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также
практического применения научных знаний основано на межпредметных
связях с предметами областей общественных, естественных, математических
и гуманитарных наук.
В соответствии с ФГОС СОО география может изучаться на базовом и
углубленном уровнях.
Изучение географии на базовом уровне ориентировано на обеспечение
общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников, в том
числе на формирование целостного восприятия мира.
Изучение географии на углубленном уровне предполагает полное
освоение базового курса и включает расширение предметных результатов и
содержания,

ориентированных

на

подготовку

к

последующему

профессиональному образованию; развитие индивидуальных способностей
обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым
курсом, освоения основ наук, систематических знаний; формирование
умения применять полученные знания для решения практических и учебноисследовательских задач в измененной, нестандартной ситуации. Изучение
предмета на углубленном уровне позволяет сформировать у обучающихся
умение анализировать, прогнозировать и оценивать последствия бытовой и
20

производственной деятельности человека, моделировать и проектировать
территориальные взаимодействия различных географических явлений и
процессов.
Примерная программа составлена на основе модульного принципа
построения учебного материала, не определяет количество часов на изучение
учебного предмета и классы, в которых предмет может изучаться.
Примерна программа учитывает возможность получения знаний в том
числе

через

практическую

деятельность.

В

программе

содержится

примерный перечень практических работ. При составлении рабочей
программы учитель вправе выбрать из перечня те работы, которые считает
наиболее целесообразными с учетом необходимости достижения предметных
результатов.
Базовый уровень
Человек и окружающая среда
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в
окружающей среде. Представление о ноосфере.
Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды.
Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность.
Рациональное и нерациональное природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути
решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории
и объекты Всемирного природного и культурного наследия.
Территориальная организация мирового сообщества
Мировое

сообщество

–

общая

картина

мира.

Современная

политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика.
«Горячие точки» на карте мира.
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения.
Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и
21

структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав,
городское

и

сельское

население).

Основные

очаги

этнических

и

конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости.
Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и
территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой
структуры.

География

непроизводственной

сфер.

основных
Развитие

отраслей
сферы

производственной
услуг.

и

Международные

отношения. Географические аспекты глобализации.
Региональная география и страноведение
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира.
Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного
потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития
крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки,
Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и
Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов
мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства.
Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество.
Международные организации (региональные, политические и отраслевые
союзы).
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География
экономических, политических, культурных и научных связей России со
странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое
сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и
внешнеполитических задач развития России.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
22

Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык
географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль
географии в решении глобальных проблем современности. Международное
сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.
Углубленный уровень
География в современном мире
География в системе естественно-научных и гуманитарных знаний.
История географии как науки. Основные теории и концепции современной
географии. Значение географической науки для современного общества.
Методы

географической

географический,

(описательный,

картографический,

математический,

моделирования,

геоинформационный).
Географические

науки

оболочки.

статистический,

районирования,

Целостность
Ноосфера.

сравнительнополевой,

аэрокосмический,

географического
Географическая

пространства.
картина

мира.

Пространственная дифференциация объектов и явлений. Основные подходы
к

районированию

территории.

Территориальные

системы.

Иерархия

природно-хозяйственных систем. Пространственные модели в географии.
Геоинформационные системы. Географические прогнозы.
Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль
географии в решении глобальных проблем современности. Международное
сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.
Физическая география
Физическая
географию:

география.

геоморфология,

Дисциплины,
метеорология

входящие
и

в

физическую

климатология,

науки

о

природных водах (гидрология, океанология, гидрогеология, гляциология),
геокриология (мерзлотоведение), почвоведение, биогеография, фенология.

23

Географические объекты, процессы и явления. Физико-географическая
дифференциация.

Важнейшие

факторы

физико-географической

дифференциации (суммарная солнечная радиация, атмосферные осадки).
Геологические объекты и процессы. Развитие земной коры во времени.
Геологическая хронология. Этапы геологической истории земной коры.
Тектоника литосферных плит.
Свойства литосферы: ресурсные, геодинамические, геохимические,
геофизические, экологические. Эндогенные и экзогенные процессы и рельеф.
Антропогенный фактор рельефообразования.
Природные комплексы. Природные комплексы как системы, их
компоненты и свойства. Группировка природных комплексов по размерам и
сложности организации. Физико-географическое районирование. Природноантропогенные комплексы. Природно-антропогенные комплексы разного
ранга.
Катастрофические и неблагоприятные природные процессы. География
природного риска.
Социально-экономическая география мира
Экономическая и социальная география. Дисциплины, входящие в
социально-экономическую географию (география населения, география
мирового

хозяйства,

промышленности,

география

география

сельского
сферы

хозяйства,

обслуживания,

география
география

внешнеэкономических связей, в том числе география внешней торговли,
география транспорта, региональная экономическая география, политическая
география география культуры (культурная география). Представление о
геополитике, геоэкономике, географии потребления).
Экономико-географическое положение. Методы оценки экономикогеографического положения.
Природные
детерминизма.

условия

жизни

общества.

Природно-ресурсный
24

Теории

потенциал

географического

территории.

Виды

природных ресурсов. Природопользование. Рациональное и нерациональное
использование природных ресурсов. Изменение значения отдельных ресурсов
на различных исторических этапах. Территориальные сочетания природных
ресурсов. Обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий.
География населения. Расселение человека по планете. Численность,
воспроизводство,

динамика

изменения

численности

населения.

Демографический переход. Демографическая политика. Демографические
кризисы. Размещение и плотность населения. Факторы, влияющие на
размещение и плотность населения. Состав и структура населения
(половозрастной, этнический, религиозный составы, городское и сельское
население). География религий. Этногеография. Основные очаги этнических
и конфессиональных конфликтов. Миграции населения. География рынка
труда и занятости. Расселение населения. Сельское и городское расселение.
Урбанизация. Геоурбанистика.
География

мирового

хозяйства.

Отраслевая

и

территориальная

структура мирового хозяйства. Географическое разделение труда. Развитие
географического

разделения

труда.

География

основных

отраслей

производственной и непроизводственной сфер. Факторы размещения
производства. Изменение отраслевой структуры. Развитие сферы услуг.
География

внешнеэкономических

экономические отношения.
экономические

зоны.

связей.

Международные

Мировой рынок товаров и услуг. Особые

Международные

организации

(интеграционные

экономические союзы). Транснациональные корпорации. Географические
аспекты глобализации.
География транспорта. Основные преимущества различных видов
транспорта. Транспортная инфраструктура. Мировая транспортная система.
Транспорт и окружающая среда.
География мировой торговли. Пространственная структура мировой
торговли. Основные направления оборота наиболее важных товаров и услуг.
25

Региональная экономическая география. Определение специализации
отдельных стран и районов. Комплексная географическая характеристика
крупнейших

стран

и

регионов

мира.

Особенности

экономико-

географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения,
хозяйства, инфраструктуры, культуры, современных проблем развития
крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки,
Австралии и Африки. Международная специализация крупнейших стран и
регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.
Политическая
политическая

география

организация

и

геополитика.

общества.

Территориально-

Формирование

мирового

геополитического пространства.
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе
международных финансово-экономических и политических отношений.
Особенности географии экономических, политических, культурных и
научных связей России со странами мира. Особенности интеграции России в
мировое

сообщество.

Географические

аспекты

решения

внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Геоэкология
Окружающая

среда

как

геосистема.

Экологические

процессы.

Динамика развития важнейших экологических процессов. Антропогенное
воздействие. Особенности воздействия на окружающую среду различных
сфер и отраслей хозяйства. Состояние окружающей среды в зависимости от
степени и характера антропогенного воздействия. Экологический кризис,
экологическая

катастрофа.

Региональные

и

глобальные

изменения

географической среды в результате деятельности человека. Роль географии
в решении геоэкологических проблем. Особо охраняемые природные
территории. Концепция устойчивого развития.

26

Примерный перечень практических работ
Оценка

ресурсообеспеченности

страны

(региона,

человечества)

основными видами ресурсов.
Оценка доли использования альтернативных источников энергии.
Оценка перспектив развития альтернативной энергетики.
Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах
мира.
Анализ техногенной нагрузки на окружающую среду.
Характеристика политико-географического положения страны.
Характеристика экономико-географического положения страны.
Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.
Классификация стран мира на основе анализа политической и
экономической карты мира.
Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным транспортным
магистралям мира.
Выявление

причин

неравномерности

хозяйственного

освоения

различных территорий.
Составление экономико-географической характеристики одной из
отраслей промышленности.
Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных
регионов.
Определение состава и структуры населения на основе статистических
данных.
Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа
физической и тематических карт мира.
Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.
Оценка эффективности демографической политики отдельных стран
мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических
данных.
27

Выявление

и

характеристика

основных

направлений

миграции

населения.
Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий
материальной и нематериальной сферы.
Анализ

участия

стран

и

регионов

мира

в

международном

географическом разделении труда.
Анализ обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного
региона, страны, города.
Определение международной специализации крупнейших стран и
регионов мира.
Анализ международных экономических связей страны.
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и
геоэкономического положения России.
Определение

основных

направлений

внешних

экономических,

политических, культурных и научных связей России с наиболее развитыми
странами мира.
Выявление
приоритетных

на

основе

глобальных

различных
проблем

источников

человечества.

информации
Аргументация

представленной точки зрения.
Анализ международного сотрудничества по решению глобальных
проблем человечества.
Анализ международной деятельности по освоению малоизученных
территорий.
Отображение статистических данных в геоинформационной системе
или на картосхеме.
Представление географической информации в виде таблиц, схем,
графиков, диаграмм, картосхем.

28

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».