РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ 10-11 классы (базовый уровень)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
протокол №1
от 31 августа 2021 года
Директор
__________________ А.М. Абелян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По

ИНФОРМАТИКЕ

Уровень образования: основное общее образование
Классы 10-11 классы
Количество часов: 68 (10 класс – 34ч., 11 класс – 34ч.)
Учитель, разработчик рабочей программы: Савенкова Ольга Павловна
Программа разработана в соответствии с
приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями от:
29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.)
с учетом
- примерной основной образовательной программы среднего общего образования,
одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
с учетом УМК
И.Г.Семакина и примерной рабочей программы «Информатика» И.Г.Семакин
10-11 класс. Базовый уровень. Москва БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016

г. Армавир, 2019 г

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе:
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
 Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1578 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
 Распоряжения Правительства РФ от 24.12.2013 г. № 2506- «Концепция
развития математического образования в Российской Федерации»;
 основной образовательной программы лицея,
 примерной
образовательной
программы
по
учебному предмету
«Информатика»;
 авторской программы Информатика. 10–11 классы. Базовый уровень :
методическое пособие / И . Г. Семакин. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний,
2016.
Количество часов, отведенных на изучение предмета
Курс информатики изучается с 10 по 11 класс по одному часу в неделю. Общий
объём учебного времени составляет 69 часов.
Цели и задачи изучение предмета
Изучение курса «Информатика» в старшей школе направлено на
достижение следующих целей:
1. становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и
уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление
жизненных планов, готовность к самоопределению;
2. достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и
компетентностей,
определяемых
личностными,
семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося
старшего
школьного
возраста,
индивидуальной
образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья.
3. освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в
формирование современной научной картины мира, роль информационных
процессов в обществе, биологических и технических системах;
4. овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать
информационные модели реальных объектов и процессов, используя при
этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при
изучении других школьных дисциплин;

5. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей путем освоения и использования методов информатики и
средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
6. воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и
правовых норм информационной деятельности;
7. приобретение опыта использования информационных технологий в
индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе
проектной деятельности.

Основными задачами реализации содержания курса являются:
1. формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
2. обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего
образования;
3. обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в
соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным
образовательным стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС
СОО);
4. обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего общего
образования
в
объеме
основной
образовательной
программы,
предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в
учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных
областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для
включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на
углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;
5. установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их
самоидентификации посредством личностно и общественно значимой
деятельности, социального и гражданского становления, осознанного выбора
профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека
и общества, в том числе через реализацию образовательных программ,
входящих в основную образовательную программу;
6. формирование основ оценки результатов освоения обучающимися основной
образовательной программы, деятельности педагогических работников,
организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
7. создание условий для развития и самореализации обучающихся, для
формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа
жизни обучающихся;
8. организовать работу в виртуальных лабораториях, получение опыта принятия
решений и управления объектами с помощью составленных для них
алгоритмов;
9. организовать компьютерный практикум, ориентированный на:
формирование умений использования средств информационных и
коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи
различных видов информации; овладение способами и методами освоения

новых инструментальных средств; формирование умений и навыков
самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в
процессе обучения другим предметам и в жизни;
10. создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и
сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и
однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения
выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с
помощью средств ИКТ.
11. умения выделять и проектировать пути работы с информацией и
информационными процессами города, области и региона;

Планируемые результаты освоения обучающимися по Информатике
среднего общего образования
Планируемые личностные результаты освоения ООП
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
1. ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
2. готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
3. готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим
событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
4. готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию
в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
5. принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
6. неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
1. российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
2. уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам
(герб, флаг, гимн);
3. формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
1. гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
2. признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и
политическая грамотность;
3. мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
4. интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
5. готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
7. приверженность
идеям
интернационализма,
дружбы,
равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным
убеждениям;

8. готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
1. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
2. принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
3. способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
4. формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных
чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
5. развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
1. мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой
и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об
устройстве мира и общества;
2. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
3. экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного

природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
4. эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
1. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
2. положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
1. уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
2. осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
3. готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
4. потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности;
5. готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического,
социального и академического благополучия обучающихся:
1. физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности
и
психологического
комфорта,
информационной
безопасности.
Планируемые метапредметные результаты освоения программы
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

1. самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
2. оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
3. ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
4. оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
5. выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
6. организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
7. сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
1. искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
2. критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
3. использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
4. находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям
в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс
собственного развития;
5. выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
6. выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
7. менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
1. осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

2. при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
3. координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
4. развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
5. распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
В результате изучения учебного предмета «Информатика» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне в 10 классе научится:
1. определять информационный объем графических и звуковых данных при
заданных условиях дискретизации;
2. строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать
несложные логические уравнения;
3. находить оптимальный путь во взвешенном графе;
4. определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
узнавать
изученные
алгоритмы
обработки
чисел
и
числовых
последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа
данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном
для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
5. выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные
алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых
данных;
6. создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач
базового уровня из различных предметных областей с использованием
основных алгоритмических конструкций;
7. использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии
с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
Выпускник на базовом уровне в 11 классе научится:
1. понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью
вычислений (время работы, размер используемой памяти);
2. использовать
компьютерно-математические
модели
для
анализа
соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые
параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать
результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
представлять результаты математического моделирования в наглядном виде,
готовить полученные данные для публикации;

3. аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств
ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о
принципах построения персонального компьютера и классификации его
программного обеспечения;
4. использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из
различных предметных областей;
5. использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять
запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять
сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа
к ним; наполнять разработанную базу данных;
6. создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные
материалы с использованием возможностей современных программных
средств;
7. применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы
технических средств ИКТ;
8. соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным
компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Выпускник на базовом уровне в 10 классе получит возможность научиться:
1. выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя
законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;
2. переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и
шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа,
записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах
счисления;
3. использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных
объектов и процессов;
4. строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование
сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые
позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о
помехоустойчивых кодах ;
5. понимать важность дискретизации данных; использовать знания о
постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа
данных;
6. использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде
программирования, включая тестирование и отладку программ;
использовать основные управляющие конструкции последовательного
программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять
созданные программы;
Выпускник на базовом уровне в 11 классе получит возможность
научиться:

1. разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели;
оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов;
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных
процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия
реальному объекту или процессу;
2. применять базы данных и справочные системы при решении задач,
возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные
многотабличные базы данных;
3. классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом
выполняемых задач;
4. понимать основные принципы устройства современного компьютера и
мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и
экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
5. понимать общие принципы разработки и функционирования интернетприложений; создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения
информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного
функционирования средств ИКТ;
6. критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
Содержание учебного предмета
Введение. Информация и информационные процессы
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в
представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в
автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для
восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Универсальность дискретного представления информации.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование
Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.
Системы счисления
Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной
системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах
счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики.
Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического

выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических
уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма.
Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры:
построения оптимального пути между вершинами ориентированного
ациклического графа; определения количества различных путей между
вершинами). Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и
процессов окружающего мира. Бинарное дерево.
Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмические конструкции
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.
Табличные величины (массивы).
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Составление алгоритмов и их программная реализация
Этапы решения задач на компьютере.
Операторы языка программирования, основные конструкции языка
программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых
алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования.
Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке
программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и
программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ.
Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных
таблиц.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач
базового уровня из различных предметных областей. Примеры задач:
1. алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех,
четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм
(или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или
массива);
2. алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
3. алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного
натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.);
4. алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром
массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве,
перестановка элементов данного массива в обратном порядке, суммирование

элементов массива, проверка соответствия элементов массива некоторому
условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего)
значения.
Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и
вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).
Постановка задачи сортировки.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления
исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных,
при которых алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой
памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных.
Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия
человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ
достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов. Использование сред
имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения
компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
Использование программных систем и сервисов
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем.
Архитектура
современных
компьютеров.
Персональный
компьютер.
Многопроцессорные
системы.
Суперкомпьютеры.
Распределенные
вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые
устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры.
Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции
развития аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем.
Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения
мобильных устройств.
Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием
интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные
компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых
задач и по выбранной специализации. Параллельное программирование.

Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения
учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской
Федерации в области программного обеспечения.
Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.
Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы
средств ИКТ.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические
требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование
автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его
использования.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых
шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание
гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление
списка литературы.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные
сервисы.
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства
ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием
сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и
распознавания устной речи.
Работа с аудиовизуальными данными
Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений
с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и
микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с
использованием интернет- и мобильных приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки
презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового
материала в сети.
Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том
числе – в задачах математического моделирования).
Базы данных

Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об
однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между
таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных.
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и
практических задач.
Автоматизированное проектирование
Представление о системах автоматизированного проектирования. Системы
автоматизированного проектирования. Создание чертежей типовых деталей и
объектов.
3D-моделирование
Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные
модели. Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры.
Аддитивные технологии (3D-принтеры).
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и
предсказания. Искусственный интеллект.
Информационно-коммуникационные
информационном пространстве

технологии.

Работа

в

Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет.
Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические
страницы. Разработка интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков
построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального
времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности
автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и
т.п.
Социальная информатика

Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена
данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.
Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура.
Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения.
Открытые образовательные ресурсы.
Информационная безопасность
Средства защиты информации в автоматизированных информационных
системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты
информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись,
сертифицированные сайты и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ.
Правовое обеспечение информационной безопасности.

Тематическое планирование курса
№

1

Темы

10 класс
Введение
Введение.
Структура
информатики

Примерное
количество
часов
1
1

2

Информация
Информация.
Представление
информации

11
3

3

Измерение информации

3

Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне
универсальных учебных действий)

Узнают в чем состоят цели и задачи изучения
курса в 10–11 классах;
из каких частей состоит предметная область
информатики
Узнают
три
философские
концепции
информации; понятие информации в частных
науках:
нейрофизиологии,
генетике,
кибернетике, теории информации; что такое
язык представления информации; какие
бывают языки;
понятия «кодирование» и «декодирование»
информации;
примеры технических систем кодирования
информации: азбука Морзе, телеграфный код
Бодо;
понятия «шифрование», «дешифрование»
Узнают сущность объемного (алфавитного)
подхода к измерению информации;
определение бита с алфавитной точки зрения;
связь
между
размером
алфавита
и
информационным
весом
символа
(в
приближении равновероятности символов);

4

Представление чисел в
компьютере

2

5

Представление
текста,
изображения и звука в
компьютере

3

Информационные
процессы
Хранение и передача
информации

6

6

1

связь
между
единицами
измерения
информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб; сущность
содержательного (вероятностного) подхода к
измерению информации; определение бита с
позиции содержания сообщения.
Научатся решать задачи на измерение
информации, заключенной в тексте, с
алфавитной точки зрения (в приближении
равной вероятности символов);
решать несложные задачи на измерение
информации, заключенной в сообщении,
используя
содержательный
подход
(в
равновероятном приближении);
выполнять пересчет количества информации в
разные единицы
Узнают принципы представления данных в
памяти компьютера; представление целых
чисел; диапазоны представления целых чисел
без знака и со знаком;
принципы
представления
вещественных
чисел.
Научатся получать внутреннее представление
целых чисел в памяти компьютера; определять
по внутреннему коду значение числа
Узнают способы кодирования текста в
компьютере;
способы представления изображения;
цветовые модели; в чем различие растровой и
векторной графики;
способы
дискретного
(цифрового)
представления звука
Научатся вычислять размер цветовой палитры
по значению битовой глубины цвета;
вычислять объем цифровой звукозаписи по
частоте дискретизации, глубине кодирования
и времени записи
Узнают
историю
развития
носителей
информации;
современные
(цифровые,
компьютерные) типы носителей информации
и их основные характеристики;
модель К. Шеннона передачи информации по
техническим каналам связи;
основные характеристики каналов связи:
скорость передачи, пропускная способность;
понятие «шум» и способы защиты от шума.
Научатся сопоставлять различные цифровые
носители по их техническим свойствам;
рассчитывать
объем
информации,
передаваемой по каналам связи, при известной
скорости передачи

7

Обработка информации
и алгоритмы

2

8

Автоматическая
обработка информации

2

9

Информационные
процессы в компьютере

1

10

Программирование
Алгоритмы, структура
алгоритмов, структурное
программирование

17
1

11

Программирование
линейных алгоритмов

2

12

Логические величины и
выражения,
программирование
ветвлений

3

Узнают основные типы задач обработки
информации;
понятие исполнителя обработки информации;
понятие алгоритма обработки информации
Научатся по описанию системы команд
учебного исполнителя составлять алгоритмы
управления его работой
Узнают что такое «алгоритмические машины»
в теории алгоритмов;
определение и свойства алгоритма управления
алгоритмической машиной;
устройство
и
систему
команд
алгоритмической машины Поста.
Научатся составлять алгоритмы решения
несложных задач для управления машиной
Поста
Узнают этапы истории развития ЭВМ;
что такое неймановская архитектура ЭВМ;
для чего используются периферийные
процессоры (контроллеры);
архитектуру персонального компьютера;
принципы архитектуры суперкомпьютеров
Узнают этапы решения задачи на компьютере;
что такое исполнитель алгоритмов, система
команд исполнителя;
какими возможностями обладает компьютер
как исполнитель алгоритмов;
систему команд компьютера;
классификацию структур алгоритмов;
принципы структурного программирования.
Научатся описывать алгоритмы на языке
блоксхем и на учебном алгоритмическом
языке;
выполнять
трассировку
алгоритма
с
использованием трассировочных таблиц
Узнают систему типов данных в Паскале;
операторы ввода и вывода;
правила записи арифметических выражений
на Паскале;
составлять
программы
линейных
вычислительных алгоритмов на Паскале
оператор присваивания;
структуру программы на Паскале.
Научатся составлять программы линейных
вычислительных алгоритмов на Паскале
Узнают логический тип данных, логические
величины, логические операции;
правила записи и вычисления логических
выражений;
условный оператор If;
оператор выбора Select case

13

Программирование
циклов

3

14

Подпрограммы

2

15

Работа с массивами

4

16

Работа с символьной
информацией

2

ИТОГО:
11 класс
Информационные
системы и базы данных
Системный анализ

35

17

Научатся
программировать
ветвящиеся
алгоритмы с использованием условного
оператора и оператора ветвления
Узнают
различие
между
циклом
с
предусловием и циклом с постусловием;
различие между циклом с заданным числом
повторений и итерационным циклом;
операторы цикла While и Repeat–Until;
оператор цикла с параметром For;
порядок выполнения вложенных циклов
Научатся программировать на Паскале
циклические алгоритмы с предусловием, с
постусловием, с параметром;
программировать итерационные циклы;
программировать вложенные циклы
Узнают понятия вспомогательного алгоритма
и подпрограммы; правила описания и
использования
подпрограмм-функций;
правила
описания
и
использования
подпрограмм-процедур.
Научатся выделять подзадачи и описывать
вспомогательные алгоритмы;
описывать функции и процедуры на Паскале;
записывать в программах обращения к
функциям и процедурам
Узнают правила описания массивов на
Паскале;
правила организации ввода и вывода значений
массива;
правила программной обработки массивов.
Научатся составлять типовые программы
обработки массивов: заполнение массива,
поиск и подсчет элементов, нахождение
максимального и минимального значений,
сортировка массива и др.
Узнают правила описания символьных
величин и символьных строк;
основные функции и процедуры Паскаля для
работы с символьной информацией
Научатся решать типовые задачи на обработку
символьных величин и строк символов

10
3

Узнают основные понятия системологии:
система, структура, системный эффект,
подсистема;
основные свойства систем;
что такое «системный подход» в науке и
практике;

18

Базы данных

7

19

Интернет
Организация и услуги
Интернета

10
5

20

Основы сайтостроения

5

модели систем: модель «черного ящика»,
модель состава, структурная модель;
использование графов для описания структур
систем.
Научатся приводить примеры систем (в быту,
в природе, в науке и пр.);
анализировать состав и структуру систем;
различать
связи
материальные
и
информационные
Узнают что такое база данных (БД);
основные понятия реляционных БД: запись,
поле, тип поля, главный ключ;
определение и назначение СУБД;
основы организации многотабличной БД;
что такое схема БД;
что такое целостность данных;
этапы создания многотабличной БД с
помощью реляционной СУБД;
структуру команды запроса на выборку данных из БД;
организацию запроса на
выборку в
многотабличной БД;
основные логические операции, используемые
в запросах;
правила представления условия выборки на
языке запросов и в конструкторе запросов
Научатся создавать многотабличную БД
средствами конкретной СУБД;
реализовывать простые запросы на выборку
данных в конструкторе запросов;
реализовывать
запросы
со
сложными
условиями выборки
Узнают назначение коммуникационных служб
Интернета;
назначение
информационных
служб
Интернета;
что такое прикладные протоколы;
основные понятия WWW: веб-страница, вебсервер, веб-сайт, веб-браузер, HTTP-протокол,
URL-адрес;
что такое поисковый каталог: организация,
назначение;
что такое поисковый указатель: организация,
назначение
Научатся работать с электронной почтой;
извлекать данные из файловых архивов;
осуществлять поиск информации в Интернете
с помощью поисковых каталогов и указателей
Узнают какие существуют средства для
создания вебстраниц;
в чем состоит проектирование веб-сайта;

что значит опубликовать веб-сайт
Научатся создать несложный веб-сайт с
помощью редактора сайтов
Информационное
моделирование
Компьютерное
информационное
моделирование

12

22

Моделирование
зависимостей между
величинами

2

23

Модели статистического
прогнозирования

3

24

Моделирование
корреляционных
зависимостей

3

25

Модели оптимального
планирования

3

21

1

Узнают понятие модели;
понятие информационной модели;
этапы
построения
компьютерной
информационной модели
Узнают понятия: величина, имя величины, тип
величины, значение величины;
что такое математическая модель;
формы представления зависимостей между
величинами
Научатся с помощью электронных таблиц
получать табличную и графическую формы
зависимостей между величинами
Узнают для решения каких практических
задач используется статистика;
что такое регрессионная модель;
как
происходит
прогнозирование
по
регрессионной модели
Научатся используя табличный процессор,
строить регрессионные модели заданных
типов;
осуществлять
прогнозирование
(восстановление значения и экстрапо ляцию)
по регрессионной модели
Узнают
что
такое
корреляционная
зависимость;
что такое коэффициент корреляции;
какие существуют возможности у табличного
процессора для выполнения корреляционного
анализа
Научатся
вычислять
коэффициент
корреляционной
зависимости
между
величинами
с
помощью
табличного
процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)
Узнают что такое оптимальное планирование;
что такое ресурсы;
как в модели описывается ограниченность
ресурсов;
что такое стратегическая цель планирования;
какие условия для нее могут быть поставлены;
в
чем
состоит
задача
линейного
программирования
для
нахождения
оптимального плана;
какие существуют возможности у табличного
процессора для решения задачи линейного
программирования
Научатся решать задачу оптимального
планирования (линейного программирования)

с
небольшим
количеством
плановых
показателей
с
помощью
табличного
процессора («Поиск решения» в MS Excel)

26

27

Социальная
информатика
Информационное
общество

2

Информационное право
и безопасность

1

ИТОГО:
ИТОГО:

1

Узнают что такое информационные ресурсы
общества;
из чего складывается рынок информационных
ресурсов;
что относится к информационным услугам;
в
чем
состоят
основные
черты
информационного общества;
причины информационного кризиса и пути его
преодоления;
какие изменения в быту, в сфере образования
будут
происходить
с
формированием
информационного общества
Узнают основные законодательные акты в
информационной сфере;
суть Доктрины информационной безопасности
Российской Федерации
Научатся соблюдать основные правовые и
этические нормы в информационной сфере
деятельности

34
69

Согласовано
Протокол заседания
НМК ЕМЦ МАОУ лицея № 11
им. В. В. Рассохина
от 27.08. 2021 года № 1
_______________О.П.Савенкова

Согласовано
заместитель директора по УМР
МАОУ лицея № 11 им. В.В.Рассохина
г. Армавира
______________ Н.Е. Гюльназарян
«27» августа 2021 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».