Программа ДОП Музейный клуб Патриот

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 11
ИМЕНИ ВЯЧЕСЛАВА ВЛАДИМИРОВИЧА РАССОХИНА
РАССМОТРЕНО
Научно-методической
кафедрой воспитания
______________________
И.П. Мезенцева
Протокол № 1
от 29.08.2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по воспитательной работе
И.П. Мезенцева
30 августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________________
А.М. Абелян
Приказ № 01-10/464
от 31.08.2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
МУЗЕЙНОГО КЛУБА «ПАТРИОТ»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 2 года; всего 72 ч, 1 ч в неделю
Возрастная категория: 12-17 лет.
Состав группы: 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе:
Автор-составитель: Рамазанова Замира Даняловна, учитель истории.

Армавир
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ.
1.1.

Направленность
дополнительной
общеобразовательной
программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Туристско-краеведческая

Актуальность

Новизна

Педагогическая
целесообразность

Отличительные особенности

Актуальность
данной
программы
обусловлена необходимостью через
дополнительное образование прививать
детям любовь к музейной деятельности,
способствовать
формированию
у
школьников
общекультурных,
коммуникативных
и
социальных
навыков, которые необходимы им для
успешного интеллектуального развития в
современном обществе, так как в
настоящее время возросли требования к
школьнику.
Новизна программы «Музейный клуб
Патриот» заключается в том, что
основное внимание направлено на
всестороннее изучение истории края,
города, лицея, культуры и традиций
казачества.
Необходимость развития интересов
обучающихся в области краеведения
связана с социальным заказом общества:
чем полнее, глубже, содержательнее
будут знания учащихся об истории
родного края, о культуре и традициях
Казачества, о городе, лицее и их лучших
людях – бывших и настоящих
выпускниках лицея, тем более
действительными покажутся они в
воспитании любви к родной Кубанской
земле, патриотизма, уважения к
традициям.
Кубань - центр казачьей культуры и
казачьих традиции. В лицейском музее
собраны экспонаты, характеризующие

уникальность и своеобразие этого
народа. Музейный клуб «Патриот»
призван способствовать формированию
гражданско-патриотических
качеств,
расширению кругозора и воспитанию
познавательных
интересов
и
способностей,
овладению
учебнопрактическими навыками поисковой,
исследовательской
деятельности,
служить
целям
совершенствования
образовательного процесса средствами
дополнительного образования.
Адресат программы
Обучающиеся 12-17 лет
Уровень программы,
Ознакомительный.
Программа рассчитана на 2 года
объем и сроки
для обучающихся 12-17 лет
Всего 72 часов, 1 час в неделю.
Очная
Формы обучения
Клуб
Режим занятий
Особенности
организации 1. Поисковая деятельность.
2.Научно- исследовательская
образовательного процесса
деятельность учащихся.
3.Экскурсионно-просветительская
деятельность.
4.Оформительская деятельность.
5. Методическая работа.
1.2.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: изучение истории, культуры и традиции Кубанского казачества,
истории возникновения и развития МАОУ лицея №11 им. В.В. Рассохина.
истории Великой Отечественной войны в судьбе лицея, учителей,
выпускников, города и городского казачьего общества, края, истории
выпускников, оставивших свой след в истории.
Задачи:
1. Поисковая деятельность:
- работа с архивными документами. работа с периодической печатью, сбор
газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях школы,
города;
- встречи с участниками казачьего общества и очевидцами исторических
событий, запись их воспоминаний, фотографирование.
- поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры;
- консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.
- создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея школы;

- проведение экскурсионной работы в музее.
2. Исследовательская деятельность
Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и
рефератов и участие в районных научно практических и краеведческих
конкурсах, олимпиадах, семинарах на уровне города, района, края.
3. Оформительская деятельность:
- составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;
- оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомовраскладушек;
- оформление экспозиций, витрин для школьного музея;
- создание рукописной Книги Памяти (воспоминания участников войны).
4. Экскурсионно-просветительская деятельность:
- проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д.;
- организация литературно-краеведческих конференций по опубликованным в
печати исследовательским работам учащихся школы;
- участие в областных, районных конкурсах сочинений, краеведческих
чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;
5. Методическая деятельность
- выступления на городских МО и районных педагогических советах
руководителя краеведческой работы;
- создание книжек-буклетов, видео экскурсий по экспозициям, материалам
школьного музея;
- разработка методических рекомендаций по работе школьного музея;
- создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея;
- разработка сценариев мероприятий, программ, викторин конкурсов,
методических рекомендаций.
1.3.

1
2
3
4
5

Раздел 1.
Музей – хранитель наследия веков
Раздел 2.
Создание музейных экспозиций
Раздел 3. Школа экскурсовода
Раздел 4. Работа в музее
Раздел 5. Развитие
коммуникативности воспитанника
Всего

теори
я
Практика

1.3.1. Учебный план программы
Первый год обучения.
Разделы программы
Количество часов

Всего

№

СОДЕРЖАНИЕ.

Форма
контроля

11

4

7

Беседа

7

1

6

Зачет

7
6
5

1
1
1

6
5
4

Проект
Зачет
Беседа

36

8

28

Второй год обучения

1

Раздел 1.
7
Музей – хранитель наследия
веков.
Раздел 2.
8
Создание музейной экспозиции
«Моя улица»
Раздел 3.
8
Школа экскурсовода
Раздел 4.
10
Работа в музее.
Раздел 5.
3
Развитие коммуникативности
воспитанника
Всего
36

2

3
4
5

Форма
контроля

практика

Количество
часов

теория

Разделы программы

Всего

№

1

6

Зачет

2

6

Зачет

2

6

Беседа

3

7

Зачет

1

2

Проект

9

27

1.3.2. Содержание учебного плана программы
1-й год обучения. (36 часов)
Раздел I. Музей – хранитель наследия веков. (11 часов)
Теория: Исторические предпосылки возникновения музея «Становление
казачества на Кубани». Информационный потенциал музейного экспоната.
Экспонат – памятник материальной культуры. Музейный предмет как
источник научных знаний.
Практика: Сформулировать при помощи изобразительных средств
определения основных понятий: время, культура, культурное наследие. С
помощью музейных экспонатов определить вещь музейного значения,
подлинник, копия. Творческое сочинение «Наследие, которым я дорожу».
Классификация предоставленных музейных предметов. Концепция
экспозиции школьного музея. Планирование и проектирование проекта
экспозиции «Моя улица», «Военная слава земляков»
Раздел 2. Создание музейных экспозиций (7 часов)
Теория: Музейная экспозиция. Основные понятия раздела ( «экспозиционный
материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др.)

Практика: Анализ существующей в школьном музее экспозиции по
содержанию, приемам построения и оформления экспозиции. . Играпрактикум по составлению этикетажа к экспонатам школьного музея. Приемы
оформления сменной экспозиции. Составление разработки по алгоритму и
построение сменной экспозиции по теме проведенного поиска с
последовательной отработкой этапов и приемов экспозиционной работы.
Проведение
анкетирования
и
интервьюирования
членов
семьи,
родственников.
Раздел 3. Школа экскурсовода (7 часов)
Теория: Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Мое
родословное дерево. Семейный архив
Практика: Создание музейных экспозиций, посвященных семье, истории
лицея. Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных
с историей рода и родного края. Изыскание семейных реликвий. Описание
семейных архивов и реликвий. Составление родословных таблиц. Обсуждение
собранных материалов.
Раздел 4. Работа в музее. (6 часов)
Теория: Аудитория лицейского музея и формы работы с музейными
экспонатами.
Практика: Подготовка экскурсии в лицейском музее
«Становление
казачества на Кубани». Коллективного проведение экскурсии «Я и моя семья»
Коллективное проведение экскурсии в лицейском музее «Становление
казачества на Кубани» по экспозиции. Экскурсия «Музей в лицее – хранитель
памяти». Работа с музейной документацией.
Раздел 5. Развитие коммуникативности воспитанников (5 часов)
Теория: Рассказ детей о своих друзьях и своих семьях «Я и моя семья».
Практика: Проведение тестов с целью выявления темперамента,
воображения, типа памяти и пр. Проведение в игровой (состязательной)
форме тестов с целью определения (выявления) общего физического и
функционального уровня развития воспитанников. Защита индивидуальных
проектов.
2-й год обучения. (36 часов)
Раздел 1. Музей – хранитель наследия веков. (7 часов)
Теория: Игры и игрушки наших предков, родителей. Современные игры.
Праздники государственные и местные.
Практика: Фотография в музее. Фотографирование зданий, улицы,
природных объектов. Сбор материалов об играх улицы, квартала.
Коллективное составление музейного урока «Вечерние посиделки».
Подготовка и проведение конференции «Я и мир вокруг меня».

Раздел 2. Создание музейной экспозиции «Моя улица» (8 часов)
Теория: Жители родной улицы, родного города – участники Великой
Отечественной войны и других военных действий. История возникновения
названия родной улицы.
Практика: Подготовка текста экскурсии «Вот эта улица, вот этот дом».
Тематико-экспозиционный план. Оформление карточек по теме исследования.
Изготовления макета улицы в экспозиции. Изготовление макета зданий улицы
для экспозиции. Проведение конкурсов детских работ: «Открытки для
ветеранов», «Ветераны в нашей семье». Оформление «Книги памяти».
Раздел 3. Школа экскурсовода (8 часов)
Теория: Технология составления текста экскурсии. Виды экскурсий:
обзорная, тематическая, учебная.
Практика: Заслушивание и обсуждение отдельных частей экскурсий.. Играпрактикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиция
экскурсии. Проведение экскурсии на выбранную тему. Обсуждение и разбор
экскурсий. Работа над содержанием проведенной экскурсии.
Раздел 4. Работа в музее. (10 часов)
Теория: Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы
музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Изучение
события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор
дополнительной информации об исторических событиях на Кубани.
Практика: Ведение тетради записей воспоминаний и рассказов по
результатам собеседования с местными жителями. . Разработка и обсуждение
концепции комплектования собрания лицейского музея. Определение
объектов и источников комплектования. Составление планов поисковособирательской деятельности. Распределение обязанностей между
участниками поисково-собирательской работы. Письменное оформление
информации. Анализ каталогов-путеводителей по музейным собраниям.
Проведение бесед, интервью, их оформление.
Раздел 5. Развитие коммуникативности воспитанника(3 часа)
Теория: Разработка итогового проекта, обсуждение, анализ.
Практика: Составление фотоколлажа «Здравствуй, это МЫ!»
с
использованием индивидуальных проектов обучающихся. Защита проектов.
1.4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Предметные результаты:
Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной
реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний об
этике и эстетике поведения в общественных местах (музее); о принятых в
обществе нормах отношения к памятникам истории и культуры;

о возрождении идеи казачества как идеи вокруг которой сплачиваются
граждане разных поколений; о российских традициях памяти героев Великой
Отечественной войны; о христианском мировоззрении и образе жизни
кубанских предков; о правилах конструктивной групповой работы;
об основах разработки социальных проектов и организации коллективной
творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и
обработки информации; о логике и правилах проведения научного
исследования.
Личностные результаты:
— в сфере патриотического воспитания: осознание российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение
к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к
символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
—в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и
примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий,
наносящих ущерб социальной и природной среде;
—в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовнонравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности
и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; —в понимании ценности научного познания: осмысление значения
истории как знания о развитии человека и общества, о социальном,
культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение
навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма;
формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей
современного общественного сознания;
—в сфере эстетического воспитания: представление о культурном
многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как
воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных

традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других
народов; —в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью:
осознание ценности жизни и необходимости её сохранения;
— в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории
значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и
общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и
современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности
человека;
определение
сферы
профессионально
ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов;
— в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта
взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера
экологических проблем современного мира и необходимости защиты
окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
— в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной
среды: представления об изменениях природной и социальной среды в
истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении
совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и
социальные вызовы
Метапредметные результаты:
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
— владение базовыми логическими действиями: систематизировать и
обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные
признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи
событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;
формулировать и обосновывать выводы;
— владение базовыми исследовательскими действиями: определять
познавательную задачу; намечать путь её решения иосуществлять подбор
исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать
исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий;
соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну
и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат,
учебный проект и другие);
— работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной
исторической информации (учебник, тексты исторических источников,
научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие) — извлекать
информацию из источника; различать виды источников исторической

информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации
источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий: —общение:
участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать
различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать
свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично
представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и
применять
В сфере универсальных учебных регулятивных действий: —владение
приёмами самоорганизации своей учебной и общественной работы
(выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и
определение способа решения); —владение приёмами самоконтроля —
осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных
результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учётом
установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других: —выявлять на
примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
—ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого
(в исторических ситуациях и окружающей действительности); —регулировать
способ выражения своих эмоций с учётом позиций и мнений других
участников общения. Школьник приобретает опыт исследовательской
деятельности; публичного выступления на основе материалов школьного
музея «Становление казачества на Кубани.»;

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.
Начало учебного периода: 1 сентября
Окончание учебного периода: 31 мая
Продолжительность: 36 недель.

I
1

2

3

4

5

6

Кол-во
часов

№
п/п

1-й год обучения.
Содержание материала
Форма
проведения
Раздел
I.
Музей
–
хранитель наследия веков.
Исторические предпосылки
возникновения
музея
«Становление казачества на
Кубани».
Информационный потенциал
музейного
экспоната.
Экспонат
–
памятник
материальной культуры.
Музейный
предмет
как
источник научных знаний.

11

Формулирование
при
помощи
изобразительных
средств
определения
основных понятий: время,
культура,
культурное
наследие.
Формулирование
при
помощи
изобразительных
средств
определения
основных понятий: время,
культура,
культурное
наследие.
С
помощью
музейных
экспонатов определить вещь

1

Место
проведения

Форма
контроля

1

Беседа

Кабинет
2-4,
музей

Беседа

1

Работа в
музее

Кабинет
2-4,
музей

Беседа

Коллективная Кабинет
работа
2-4,
музей
Групповая
Кабинет
работа
2-4,
музей

Тестирован
ие

1

Индивидуаль
ное
творческое
задание

Кабинет
2-4,
музей

Проектное
задание

1

Занятие-игра

Кабинет
2-4,
музей

Проектное
задание

1

Проектное
задание

7

музейного
значения,
подлинник, копия.
Творческое
сочинение
«Наследие,
которым
я
дорожу».

Индивидуаль
ная
творческая
работа
Индивидуаль
ная
творческая
работа

Кабинет
2-4,
музей

Сочинение

Кабинет
2-4,
музей

Тестирован
ие

1

Групповая
работа

Кабинет
2-4,
музей
Кабинет
2-4,
музей

Проектное
задание

Кабинет
2-4,
музей

Проектное
задание

Круглый стол Кабинет
2-4,
музей
Индивидуаль Кабинет
ная
2-4,
творческая
музей
работа

Проектное
задание

1

Классификация
предоставленных музейных
предметов.
Концепция
экспозиции
школьного
музея.
Планирование
и
проектирование
проекта
экспозиции «Моя улица»
Планирование
и
проектирование
проекта
экспозиции «Военная слава
земляков»

1

1

Играпрактикум

11

Проектирование
проекта
экспозиции «Военная слава
земляков», «Моя улица».

1

Творческая
работа

II

Раздел
II.
Создание
музейных экспозиций
Музейная экспозиция.

7

Основные понятия раздела
(«экспозиционный
материал»,
«тематическая
структура»,
«экспозиционные
комплексы» и др.)
Анализ существующей в
школьном музее экспозиции
по содержанию, приемам
построения и оформления
экспозиции.
Игра-практикум
по
составлению этикетажа к
экспонатам
школьного
музея.

1

8

9

10

12

13

14

15

1

Проектное
задание

Беседа

1

Беседа

Кабинет
2-4,
музей

Беседа

1

Практикум

Кабинет
2-4,
музей

Играпрактикум

16

Приемы
оформления
сменной экспозиции.

1

Работа в
группах.

17

Составление разработки по
алгоритму и построение
сменной экспозиции по теме
проведенного
поиска
с
последовательной
отработкой этапов и приемов
экспозиционной работы.
Проведение анкетирования и
интервьюирования членов
семьи, родственников.

1

Творческая
работа

7

19

Раздел 3.
Школа экскурсовода
Что такое семья, род?
Семейные
предания,
традиции и реликвии.

20

Мое родословное
Семейный архив

дерево.

1

21

Создание
музейных
экспозиций, посвященных
семье, истории лицея.
Запись воспоминаний и
рассказов членов семьи о
событиях,
связанных
с
историей рода и родного
края.
Изыскание
семейных
реликвий..

1

Творческая
мастерская

1

Индивидуаль
ная
творческая
работа

1

Групповая
работа

24

Описание семейных архивов
и реликвий. Составление
родословных таблиц

1

25

Обсуждение
материалов.

собранных

1

Индивидуаль
ная
творческая
работа
Беседа

IV
26

Раздел 4. Работа в музее.
Аудитория лицейского музея
и
формы
работы
с
музейными экспонатами

6
1

18

III

22

23

1

1

Кабинет
2-4,
музей
Кабинет
2-4,
музей

Проектное
задание

Практические Кабинет
занятия.
2-4,
Групповая
музей
работа

Анкетирова
ние

Индивидуаль
ная
творческая
работа
Творческая
мастерская

Кабинет
2-4,
музей

Творческая
работа

Кабинет
2-4,
музей
Кабинет
2-4,
музей
Кабинет
2-4,
музей

Творческая
работа

Кабинет
2-4,
музей
Кабинет
2-4,
музей

Проектная
работа

Кабинет
2-4,
музей

Беседа

Групповая
работа

Кабинет
2-4,
музей

Проектное
задание

Проектное
задание
Творческая
работа

Проектная
работа

Беседа

Подготовка экскурсии в
лицейском
музее
«Становление казачества на
Кубани».
Коллективного проведение
экскурсии «Я и моя семья»

1

Беседа

Кабинет
2-4,
музей

Проектная
работа

1

Творческая
работа

Проектная
работа

Коллективное
проведение
экскурсии в лицейском музее
«Становление казачества на
Кубани» по экспозиции.
Экскурсия «Музей в лицее –
хранитель памяти».

1

Групповая
работа

Кабинет
2-4,
музей
Кабинет
2-4,
музей

1

Дискуссия

Экскурсия

31

Работа
с
документацией

музейной

1

V

Раздел
5.
Развитие
коммуникативности
воспитанников
Рассказ детей о своих
друзьях и своих семьях «Я и
моя семья».
Проведение тестов с целью
выявления
темперамента,
воображения, типа памяти и
пр.
Проведение
в
игровой
(состязательной)
форме
тестов с целью определения
(выявления)
общего
физического
и
функционального
уровня
развития воспитанников.
Защита
индивидуальных
проектов.

Кабинет
2-4,
музей
Индивидуальная Кабинет
творческая
2-4,
работа
музей

5

Защита
проектов.

1

27

28

29

30

32

33

34

35

36

ИТОГО

индивидуальных

1

1

Практическое Кабинет
занятие
2-4,
тестирование
музей
Тестирование Кабинет
2-4,
музей

Проектная
работа

Проектная
работа

Беседа
Тестирован
ие

1

Тестирование Кабинет
2-4,
музей

Игра

1

НаучноКабинет
исследователь
2-4,
ская
музей
конференция
НаучноКабинет
исследователь
2-4,
ская
музей
конференция

Проектная
работа

36

Проектная
работа

Кол-во
часов

№
п/п

Второй год обучения
Содержание материала
Форма
проведения
Раздел
1.
Музей
–
хранитель наследия веков.
Игры и игрушки наших
предков, родителей.

7

Современные
игры.
Праздники государственные
и местные.
Фотография в музее.

1

4

Фотографирование зданий,
улицы, природных объектов.

1

Групповая
работа

5

Сбор материалов об играх
улицы, квартала.

1

6

Коллективное составление
музейного урока «Вечерние
посиделки».
Подготовка и проведение
конференции «Я и мир
вокруг меня».

1

Индивидуаль
ное
творческое
задание
Занятие-игра

Раздел
2.
Создание
музейной экспозиции «Моя
улица»
Жители
родной
улицы,
родного города – участники
Великой
Отечественной
войны и других военных
действий.
История
возникновения
названия родной улицы.

8

I
1

2

3

7

II

8

9

1

1

1

Место
проведен
ия

Беседа

Кабинет
2-4,
музей
Работа в
Кабинет
музее
2-4,
музей
Коллективная Кабинет
работа
2-4,
музей

Индивидуаль
ная
творческая
работа

Форма
контроля

Беседа
Беседа
Тестирован
ие

Кабинет
2-4,
музей
Кабинет
2-4,
музей

Проектное
задание

Кабинет
2-4,
музей
Кабинет
2-4,
музей

Проектное
задание

Проектное
задание

Сочинение

1

Индивидуаль
ная
творческая
работа

Кабинет
2-4,
музей

Тестирован
ие

1

Групповая
работа

Кабинет
2-4,
музей

Проектное
задание

Подготовка текста экскурсии
«Вот эта улица, вот этот
дом».
Тематико-экспозиционный
план. Оформление карточек
по теме исследования.

1

Групповая
работа

Кабинет
2-4,
музей
Кабинет
2-4,
музей

Проектное
задание

1

Творческая
работа

12

Изготовления макета улицы
в экспозиции.

1

Групповая
работа

Кабинет
2-4,
музей
Кабинет
2-4,
музей

Проектное
задание

13

Изготовление макета зданий
улицы для экспозиции.

1

Групповая
работа

14

Проведение
конкурсов
детских работ: «Открытки
для ветеранов», «Ветераны в
нашей семье».
Оформление
«Книги
памяти».

1

Индивидуаль
ная
творческая
работа
Беседа

Кабинет
2-4,
музей

Беседа

Кабинет
2-4,
музей

Беседа

Раздел 3.
Школа экскурсовода
Технология
составления
текста экскурсии.

8
1

Практикум

Играпрактикум

Виды экскурсий: обзорная,
тематическая, учебная.

1

Беседа

Кабинет
2-4,
музей
Кабинет
2-4,
музей

17

18

Заслушивание и обсуждение
отдельных
частей
экскурсий..

1

Творческая
работа

Кабинет
2-4,
музей

Проектное
задание

19

Игра-практикум
по
разработке
текстов
экскурсий по выбранной
теме.
Репетиция экскурсии.

1

Кабинет
2-4,
музей

Анкетирова
ние

Кабинет
2-4,
музей

Проектное
задание

Проведение экскурсии
выбранную тему.

1

Практические
занятия.
Групповая
работа
Практические
занятия.
Групповая
работа
Индивидуаль
ная
творческая
работа

Кабинет
2-4,
музей

Творческая
работа

10

11

15

III
16

20

21

на

1

1

Проектное
задание

Проектное
задание

Беседа

22

Обсуждение
экскурсий.

разбор

1

23

Работа над содержанием
проведенной экскурсии.

1

IV
24

Раздел 4. Работа в музее.
Организация
поисковособирательской
работы.
Выбор
темы
музейнокраеведческого
исследования. Планирование
работы. Изучение события,
явления.
Выявление и сбор предметов
музейного значения.
Сбор дополнительной
информации об исторических событиях на Кубани.
Ведение тетради записей
воспоминаний и рассказов по
результатам собеседования с
местными жителями. .
Разработка и обсуждение
концепции комплектования
собрания лицейского музея.
Определение объектов и
источников комплектования.
Составление
планов
поисково-собирательской
деятельности. Распределение
обязанностей
между
участниками
поисковособирательской работы.
Письменное
оформление
информации.
Анализ
каталоговпутеводителей по музейным
собраниям.
Проведение бесед, интервью,
их оформление.

10
1

25
26

27

28

29
30

31
32

33

и

Беседа, анализ Кабинет
2-4,
музей
Творческая Кабинет
мастерская
2-4,
музей

Беседа
Проектное
задание

Творческая
работа

Кабинет
2-4,
музей

Творческая
работа

Групповая
работа
Индивидуаль
ная творческая работа
Проектная
работа

Кабинет
2-4, музей

Проектная
работа
Проектная
работа

1

Групповая
работа

1

Беседа

1

Творческая
работа

Кабинет
2-4,
музей
2-4,
музей
Кабинет
2-4,
музей

1

Групповая
работа
Дискуссия

Кабинет
2-4, музей

Индивидуаль
ная
творческая
работа

Кабинет
2-4, музей

1
1

1

1

1

Кабинет
2-4,
музей
Кабинет
2-4,
музей

Кабинет
2-4, музей

Беседа

Беседа
Проектная
работа
Проектная
работа

Проектная
работа
Экскурсия
Проектная
работа

V

34

35

36

Раздел 5. Развитие
коммуникативности
воспитанника
Разработка
итогового
проекта, обсуждение, анализ.

3

Составление фотоколлажа
«Здравствуй, это МЫ!» с
использованием
индивидуальных проектов
обучающихся.
Защита проектов.

1

ИТОГО

36

2.2.

1

1

Практическое Кабинет
занятие
2-4,
тестирование
музей
Практическое Кабинет
занятие
2-4,
музей
НаучноКабинет
исследователь
2-4,
ская
музей
конференция

Беседа
Тестирован
ие

Проектная
работа

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный
проектор, экран, МФУ, аудио и видео оборудование
Оборудование: музейные фонды, музейная комната.
Экранно-звуковые пособия:
- Вторая мировая война. Битва за Берлин;
- История России. 20 век;
- Святые места Кубани;
- Святые места Кубани;
- Казачество. История и современность;
- Регалии Кубанского казачьего войска;
- 1 июня - День Защиты Детей. День символики Краснодарского края;
- «Праздник урожая 2007». «65 лет казачьей гвардии»;
- Живые легенды. Красная поляна;
- Живые легенды. Ч. 1-2.;
- Живые легенды. Ч. 3-4.;
- Торжественное открытие памятника Екатерине II;
- История Кубани с древнейших времен до наших дней$
- Освобождение Кубани от немецко-фашистских захватчиков в
воспоминаниях ветеранов;
- Маршал Г.К. Жуков. 110 лет со дня рождения;
- Музеи и памятники Краснодара и Кубани. Документальный фильм;
- Екатеринодар. История в лицах с Татьяной Дунаевой;

- Мультимедийный сборник, посвященный дням воинской славы и
памятным датам России «Торжественная ода», «Город моей мечты»;
- Песни о Кубани и Краснодаре;
- Книги в формате jpg. Древнее золото Кубани. Атамань. Традиционный
костюм;
- «Атамань». Фильм. Художественный салон «Сокол».
Информационное обеспечение: Интернет-ресурсы:
http://www.eduhmao.ru/info/Информационно-просветительский портал.
Музейная педагогика в школе
http://www.museum.ru/
http://www.cossacksmuseum.org/nwst.html
http://www.doncossacks.ru/Print/index.htm
www.future.museum.ru/lmp/books/child2.htm
centersvetoch.ru/
sch641.narod.ru/Doki/OER/Virmusped.pdf
Кадровое обеспечение:
руководитель музея лицея «Становление казачества на Кубани».
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
В конце года проводиться итоговое занятие в форме конференции, на
котором учащиеся защищают свои исследовательские проекты. Кроме того,
ведется мониторинг выполненных учащимися творческих, исследовательских,
практических работ.
2.4.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

Творческие задания, исследовательские проекты.
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
На занятиях учащиеся, рассматривая музейные экспонаты, постигают
главный закон истории: каждый сегодняшний день должен быть осмыслен в
общем историческом потоке, а значит, мы должны знать свое место и свою
роль в развитии истории , что будущее зависит от настоящего, поэтому
каждый из нас отвечает за дело, которому служит.
Программа может быть успешно реализована только в том случае, если
ученик, пришедший в музей – не пассивный «посетитель», а соучастник,
разворачивающегося на его глазах действа. Причем, «активными» в музее
являются не только глаза, уши, руки, ребенка, но и его сознание, интеллект,
эмоциональная сфера, побуждающие его к творчеству.
Обогащение ребенка духовной культурой происходит для него
ненасильственно, если знание поступают как практическая созидательная
деятельность: участие в исследовательских проектах, подготовка сообщений,
разработка экскурсий, оформление экспозиций.
Формы занятий и виды деятельности:
 работа в творческих группах;








работа в парах, в группах;
наблюдение и исследование;
экскурсии;
творческая работа;
сочинение;
редактирование.
2.6.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя:
1. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном
музее): приложение к письму Минобразования России от12.03.2003. № 28-51181/16. «О деятельности музеев образовательных учреждений». / Российский
вестник детско-юношеского туризма и краеведения. № 2 (46). – М.: 2003.
2. Юхневич М.Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный,
детский). – М.: НП «Стоик», 2017.

Для воспитанников:
1. Этническая толерантность и межнациональный мир на Кубани/ авт.
Сост. Г.О. Аствацатуров и др. – Армавир: РИО АГПА, 2017.
2. Ветераны всегда в строю:/ Адм. Краснодар. Края, Краснодар. –
Краснодар: Периодика Кубани.
3. Павлюченков В. «Армавирский коридор» - Армавир, 2017 г.
4. Палюченков В.Н. Книга памяти Армавира. Армавир: Полиграфическое
предприятие «Скорина».
5. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн:
Учебное пособие для старших классов. – 5-е изд. – М,: ООО «ТИД
«Русское слово - РС», 2009. – 136 с.: ил.
6. С.А. Денисова. «Огромное небо» Армавира: биографический очерк /
С.А. Денисова. Армавир, 2018 – 80с.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».