Программа ДОП ХИМИЯ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ, 10 кл

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 11
ИМЕНИ ВЯЧЕСЛАВА ВЛАДИМИРОВИЧА РАССОХИНА
РАССМОТРЕНО
Научно-методической
кафедрой ЕМЦ
О.П. Савенкова
Протокол № 1
от 29.08.2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по воспитательной работе
______________________
И.П. Мезенцева
30 августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор

А.М. Абелян
Приказ № 01-10/464
от 31.08.2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ХИМИЯ РАСЧЁТНЫХ ЗАДАЧ»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год: 36 ч.
Возрастная категория: 15-16 лет
Состав группы: 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 60038
Автор-составитель: Левченко С.А., педагог дополнительного образования

г. Армавир.

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ.
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность
дополнительной
общеобразовательной
программы
Актуальность
Новизна
Педагогическая
целесообразность

Естественно-научная

Уровень
программы,
объем и сроки

Ознакомительный. Основная цель – формирование
навыков работы с информацией науки химии.
Усвоение знаний.
Программа рассчитана на один год – 36 часов, 1 час
в неделю
Очная
1 час в неделю. Теоретические и практические
занятия, индивидуальные и групповые формы
занятий.
Сочетание обучающих занятий и практической
работы (индивидуальной и групповой)

В программу включена более объемная информация
о строении и свойствах важнейших органических
веществ. Это позволит укрепить межпредметные
связи (с общей химией, биологией, физикой),
актуализировать знания о строении веществ,
полученные в предыдущие годы, и расширить их на
примере строения органических веществ.
Отличительной особенностью курса является то, что
Отличительные
его содержание сопряжено с основным курсом
особенности
органической химии, развёртывается во времени
параллельном ему, дополняет и углубляет
изучаемый материал.
Это даёт возможность
постоянно и последовательно увязывать учебный
материал курса с основным курсом, а обучающимся
получать более прочные знания по предмету. Данная
программа послужит для существенного углубления
и расширения знаний по химии, необходимых для
конкретизации основных вопросов органической
химии и для общего развития обучающихся.
Адресат программы Учащиеся 10-х классов

Формы обучения
Режим занятий
Особенности
организации
образовательного
процесса

1.2.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы:
- подготовка учащихся 10 класса к усвоению углубленного материала по
органической химии, помощь в преодолении когнитивных, личностных и
процессуальных трудностей в период подготовки к ГИА по разделу
«Органическая химия».
Задачи программы:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах органической
химии, номенклатуре и изомерии органических соединений;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить
химический эксперимент, проводить расчёты на основе химических формул
веществ и уравнений химических реакций;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных
компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для использования в
нестандартной ситуации.
СОДЕРЖАНИЕ.

1.3.

1.3.1. Учебный план программы
№

Тема раздела

1
2

Строение и классификация
органических соединений
Углеводороды

3

Количество часов
Всего Теория Практика
2
2

Форма контроля
Фронтальный опрос

12

4

8

Тестирование.
Решение задач.

Спирты и фенолы

4

2

2

Тестирование.
Решение задач.

4

Альдегиды. Кетоны

4

2

2

Тестирование.
Решение задач.

5

Карбоновые кислоты,
сложные эфиры и жиры

6

2

4

6.

Углеводы

4

2

2

7

Азотсодержащие
органические соединения

4

2

2

Тестирование.
Выполнение
упражнений.
Тестирование.
Выполнение
упражнений.
Тестирование.

Итого:

36

16

20

1.3.2. Содержание учебного плана программы
Тема 1. Строение и классификация органических соединений (2 ч)
Классификация органических соединений по строению «углеродного
скелета»: ациклические и гетероциклические. Классификация органических
соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры,
альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.
Тема 2. Углеводороды (12 ч)
Алканы. Строение(sp3 – гибридизация). Промышленные способы
получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные
способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей
карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. Реакции замещения.
Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов.
Изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции
радикального замещения, его стадии.
Циклоалканы. Понятие о циклоалканах и их свойствах.
Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в
С3Нб, С4Н8 и С5Н10, конформации С6Н12. Изомерия циклоалканов (по
«углеродному скелету», цис-, транс-, межклассовая). Химические свойства
циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация.
Особые свойства циклопропана, циклобутана
Алкены. Получение этиленовых углеводородов из алканов,
галогеналканов и спиртов. Поляризация π-связи в молекулах алкенов на
примере пропена. Понятие Реакции присоединения. Реакции окисления и
полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Алкины.
Реакции
присоединения:
галогенирование,
гидрогагогенирование,
гидратация (реакция Кучерова) гидрирование. Тримеризация ацетилена в
бензол. Применение алкинов. Окисление алкинов. Особые свойства
терминальных алкинов.
Алкадиены. Взаимное расположение π-cвязей в молекулах алкадиенов:
кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения
сопряженных алкадиенов, их получение. Аналогия в химических свойствах
алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и
синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С. В.
Лебедева. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с
сопряженными π-связями.
Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола.
Сопряжение л-связей. Изомерия и номенклатура аренов, их получение.
Гомологи; бензола. Химические свойства бензола. Реакции замещения с
участием бензола: галогенирование, нитрование и алкилирование.
Применение Бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности
бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие группы
атомов СН3— в реакциях замещения с участием толуола. Ориентанты I и II
рода в реакциях замещения с участием аренов. Реакции боковых цепей
алкилбензолов.

Решение расчетных задач.
1. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе
(объему) продуктов сгорания.
2. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной
плотности и массовой доле элементов в соединениях.
3. Комбинированные задачи.
Практические работы
№1. Разделение смеси бензин — вода с помощью делительной воронки.
Восстановление оксида меди (II) парафином. Отношение циклогексана к
раствору перманганата калия и бромной воде.
№2. Получение этена из этанола. Обесцвечивание этеном бромной воды.
Обесцвечивание этеном раствора перманганата калия. Горение этена.
№3. Получение ацетилена из карбида кальция. Физические свойства.
Взаимодействие ацетилена с бромной водой. Взаимодействий ацетилена с
раствором перманганата калия. Горение ацетилена. Взаимодействие
ацетилена с раствором соли меди или серебра.
№4. Деполимеризация каучука. Коагуляция млечного сока каучуконосов
(молочая, одуванчиков или фикуса).
№5. Разделение с помощью делительной воронки смеси бензол — вода.
Растворение в бензоле различных органических и неорганических (например,
серы) веществ. Экстрагирование красителей и других веществ (например,
иода) бензолом из водных растворов. Горение бензола. Отношение бензола к
бромной воде и раствору перманганата калия. Получение нитробензола.
Тема 3. Спирты и фенолы (4ч)
Спирты. Особенности электронного строения молекул спиртов.
Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах
гидроксильных групп. Сравнение реакций горения этилового и пропилового
спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом,
пропанолом-2, глицерином. Получение простого эфира. Получение сложного
эфира. Получение этена из этанола.
Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на
многоатомные спирты.
Фенолы. Фенол, его физические свойства и получение. 'Химические свойства
фенола. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах
органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с
формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола.
Классификация фенолов. Сравнение кислотных свойств веществ,
содержащих гидроксильную группу: воды, одно- и многоатомных спиртов,
фенола. Электрофильное замещение в бензольном кольце. Растворимость
фенола в воде при обычной и повышенной температуре. Вытеснение фенола
из фенолята натрия угольной кислотой. Реакция фенола с хлоридом железа
(III). Реакция фенола с формальдегидом.
Решение расчетных задач. Вычисления по термохимическим
уравнениям.

Практические работы:
№6. Качественные реакции на одноатомные спирты, на многоатомные
спирты, на фенолы.
Тема 4. Альдегиды. Кетоны (4ч)
Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура.
Особенности строения карбонильной группы. Химические свойства
альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы
атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и
гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Реакция
поликонденсации формальдегида с фенолом. Особенности строения и
химических свойств кетонов. Галогенирование альдегидов и кетонов по
ионному механизму на свету. Качественная реакция на метилкетоны.
Практические работы:
№7. Качественные реакции на альдегиды и кетоны.
Тема 5. Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры (6ч)
Карбоновые кислоты. Влияние углеводородного радикала на силу
карбоновой кислоты. Химические свойства непредельных карбоновых
кислот, обусловленные наличием π-связи в молекуле. Реакции
электрофильного замещения с участием бензойной кислоты.
Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Жиры.
Свойства жиров. Омыление жиров, получение мыла.
Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот.
Отношение различных карбоновых кислот к воде. Сравнение кислотности
среды водных растворов муравьиной и уксусной кислот одинаковой
молярности. Получение приятно пахнущего сложного эфира. Отношение к
бромной воде и раствору перманганата калия предельной и непредельной
карбоновых кислот. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного
масла к водным растворам брома и перманганата калия.
Решение расчетных задач
-на определение выхода продукта реакции (в %) от теоретически
возможного,
-на установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания
(или гидролиза).
Практические работы:
№8. Реакции этерификации. Синтез сложного эфира. Водный и щелочной
гидролиз карбоновых кислот. Омыление жиров, получение мыла.
Работа над проектами.
Тема 6. Углеводы (4ч).
Моносахариды. Глюкоза. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при
комнатной температуре и нагревании, реакция «серебряного зеркала»,
гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого.
Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II). Взаимодействие глюкозы
с фуксинсернистой кислотой. Отношение растворов сахарозы и мальтозы
(лактозы) к гидроксиду меди (II) при нагревании. Сравнение строения
молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Дисахариды. Строение

дисахаридов. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды.
Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз
дисахаридов. Полисахариды. Гидролиз полисахаридов. Ознакомление с
физическими свойствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и
крахмала в воде. Получение нитрата целлюлозы. Качественная реакция на
крахмал. Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с
неорганическими и карбоновыми кислотами — образование сложных
эфиров.
Решение расчётных задач на процентный выход продукта.
Работа над проектами.
Тема 7. Азотосодержащие соединения (4ч)
Амины. Состав и строение аминов. Алифатические амины. Анилин.
Получение
аминов:
алкилирование
аммиака,
восстановление
нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства метиламина.
Горение метиламина. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и
кислотами. Отношение бензола и анилина к бромной воде.
Аминокислоты
и
белки.
Изомерия
аминокислот.
Образование
внутримолекулярных солей (биполярного иона). Реакция поликонденсации
аминокислот. Синтетические волокна (капрон, энант и др.).
Белки. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз,
качественные (цветные) реакции. Растворение и осаждение белков.
Денатурация белков. Качественные реакции на белки. Работа над проектами.
Темы проектных работ.
1.
Действие этанола на белковые вещества.
2.
Действие фенола на экологическое равновесие в экосистемах.
3.
Генетическая роль нуклеиновых кислот. Генные мутации.
4.
Загрязнения атмосферы.
5.
Пластмассы загрязняют океан.
6.
Влияние СМС на водную экосистему.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Предметные результаты:
– раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной
картины мира и в практической деятельности человека;
– демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими
естественными науками;
– раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М.
Бутлерова;
– объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений
об их составе и строении;
– применять правила систематической международной номенклатуры как
средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
– составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ
как носителей информации о строении вещества, его свойствах и
принадлежности к определенному классу соединений;

– характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам,
устанавливать
причинно-следственные
связи
между
данными
характеристиками вещества;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные
свойства типичных представителей классов органических веществ с целью
их идентификации и объяснения области применения;
–– использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ
для безопасного применения в практической деятельности;
–– проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина,
уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в
составе пищевых продуктов и косметических средств;
– владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими
веществами и лабораторным оборудованием;
–– проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода
по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям
элементов, входящих в его состав;
Личностные результаты:
1. Гражданское воспитание:
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции;
-готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям;
-готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности.
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:
- российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме; чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам
(герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей:

-мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве
мира и общества;
-готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
4. Приобщение детей к культурному наследию:
-эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта;
- уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в
понимании красоты человека; потребность в общении с художественными
произведениями,
- сформированность активного отношения к традициям художественной
культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
5. Популяризация научных знаний среди детей:
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
- формирование чувства гордости за российскую химическую науку.
6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности;
-готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей;
8. Экологическое воспитание:
- сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях : готовность к исследованию природы,
к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому

отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к
осуществлению природоохранной деятельности.
Метапредметные результаты
1.Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;

– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.
Начало учебного периода: 1 сентября
Окончание учебного периода: 31 мая
Продолжительность: 36 недель.
№

Дата
№
учебной
недели

1

1-я

2

2-я

3

3-я

4

4-я

5

5-я

Тема занятия

Колво
часов

Форма
проведения

Место
проведения

Тема 1. Строение и классификация органических соединений (2 ч)
Классификация органических
1
Лекция
Учебный
соединений по строению
кабинет
«углеродного скелета»:
химии
ациклические, карбоциклические и
гетероциклические.
Классификация органических
1
Лекция
Кабинет
соединений по функциональным
химии
группам: спирты, фенолы, простые
эфиры, альдегиды, кетоны,
карбоновые кислоты, сложные
эфиры.
Тема 2. Углеводороды (12 ч)
Алканы. Строение , физические и
1
Лекция
Кабинет
химические свойства. Значение и
химии
применение.
Циклоалканы.
Понятие о циклоалканах и их
свойствах.
Практическая работа №1.
1
ПрактиКабинет
Разделение смеси бензин — вода с
ческая
химии
помощью делительной воронки.
работа
Восстановление оксида меди (II)
парафином. Отношение
циклогексана к раствору
перманганата калия и бромной
воде.
Алкены. Строение и химические
1
Лекция
Кабинет
свойства. Применение алкенов на
химии
основе их свойств. Алкины.
Строение и химические свойства,
применение.

Форма
контроля

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Отчёт по
работе

Фронтальный опрос

6

6-я

7

7-я

8

8-я

9

9-я

10

10-я

11

11-я

12

12-я

13

13-я

14

14-я

15

15-я

16

16-я

17

17-я

18

18-я

Практическая работа №2.
Получение этена и изучение его
свойств.
Практическая работа №3.
Получение ацетилена из карбида
кальция и изучение его физических
и химических свойств.Качественная
реакция на тройную связь.
Алкадиены. Особенности строения
сопряженных алкадиенов.
Полимеризация алкадиенов.
Натуральный и синтетический
каучуки. Вулканизация каучука.
Резина. Работы С. В. Лебедева.
Практическая работа №4.
Деполимеризация каучука.
Коагуляция млечного сока
каучуконосов (молочая,
одуванчиков или фикуса).
Бензол как представитель аренов..
Химические свойства бензола.
Применение Бензола и его
гомологов
Практическая работа №5.
Химические свойства бензола.

Практическая
работа
Практическая
работа

Кабинет
химии

Отчёт по
работе

Кабинет
химии

Отчёт по
работе

1

Лекция

Кабинет
химии

Фронтальный опрос

1

Практическая
работа

Кабинет
химии

Отчёт по
работе

1

Лекция

Кабинет
химии

Фронтальный опрос

1

Практическая
работа
Практикум:
решение
задач
Практикум:
решение
задач.

Кабинет
химии

Отчёт по
работе

Кабинет
химии

Отчёт по
работе

Кабинет
химии

Отчёт по
работе

1

1

Нахождение молекулярной
1
формулы органического соединения
по массе (объему) продуктов
сгорания.
Нахождение молекулярной
1
формулы вещества по его
относительной плотности и
массовой доле элементов в
соединениях.
Работа над проектами
1

Консультация
Тема 3. Спирты и фенолы (4 ч)
Спирты. Особенности свойств
1
Лекция
одноатомных и многоатомных
спиртов. Качественная реакция на
многоатомные спирты. Значение и
применение спиртов.
Фенол, его физические и
1
Лекция
химические свойства. Качественная
реакция на фенол. Применение и
значение фенола.
Вычисления по термохимическим
1
Практиуравнениям.
кум
Практическая работа №6.
1
ПрактиКачественные реакции на
ческая
одноатомные спирты, на
работа

Кабинет
химии

Текст
работы

Кабинет
химии

Фронтальный опрос

Кабинет
химии

Фронтальный опрос

Кабинет
химии
Кабинет
химии

Решение
задач
Отчёт по
работе

многоатомные спирты, на фенолы.
Тема 4. Альдегиды. Кетоны (4 ч)
19
19-я Альдегиды: строение, физические и
1
Лекция
химические свойства. Качественные
реакции. Значение и применение.
20
20-я Кетоны: строение, физические и
1
Лекция
химические свойства. Качественные
реакции. Значение и применение.
21
21-я Практическая работа №7.
1
ПрактиКачественные реакции на
ческая
альдегиды и кетоны.
работа
22
22-я Решение задач на нахождение
1
Практиформулы вещества.
кум
Тема 5. Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры (6 ч)
23
23-я Карбоновые кислоты. Химические
1
Лекция
свойства: обратимость реакции
этерификации, гидролиз сложных
эфиров. Характеристика отдельных
представителей.
24
24-я Жиры. Свойства жиров. Омыление
1
Лекция
жиров, получение мыла. Роль
жиров в живых организмах.
25
25-я Практическая работа №8. Реакции
1
Практиэтерификации. Синтез сложного
ческая
эфира.
Водный
и
щелочной
работа
гидролиз
карбоновых
кислот.
Омыление жиров, получение мыла
26
26-я Решение расчетных задач
1
Практина определение выхода продукта
кум
реакции (в %) от теоретически
возможного,
27
27-я Решение расчетных задач
1
Практина установление формулы и
кум
строения вещества по продуктам
его сгорания (или гидролиза).
28
28-я Работа над проектами.
1
Консультация

29

29я

30

30-я

31

31-я

32

32-я

Тема 6. Углеводы (4 ч).
Моносахариды. Глюкоза.
1
Лекция
Физические и химические свойства.
Источники. Значение в природе и в
организме человека
Дисахариды. Строение и свойства.
1
Лекция
Источники. Значение в природе и в
организме человека. Области
применения
Решение расчётных задач на
1
Практипроцентный выход продукта.
кум
Работа над проектами.

1

Консуль
Тация

Кабинет
химии

Фронтальный опрос

Кабинет
химии

Фронтальный опрос

Кабинет
химии

Отчёт по
работе

Кабинет
химии

Отчёт по
работе

Кабинет
химии

Фронталь
ный опрос

Кабинет
химии

Фронтальный опрос

Кабинет
химии

Кабинет
химии
Кабинет
химии

Отчёт по
работе

Индивидуальная
работа по
карточкам
Работа в
группах

Кабинет
химии

Беседа по
тексту
работы

Кабинет
химии

Фронтальный опрос

Кабинет
химии

Фронтальный опрос

Кабинет
химии

Индивидуальная
работа

Кабинет
химии

Тема 7. Азотосодержащие соединения (4ч)
33 33-я
Амины. Состав и строение аминов.
Производные аминов. Значение и
применение. Анилин.
34 34-я
Аминокислоты и белки. Строение.
Химические свойства. Значение в
живых организмах. Области
применения.
35 35-я
Защита проектов.
36

36-я

Защита проектов.

1

Лекция

Кабинет
химии

Сообщения
по теме

1

Лекция

Кабинет
химии

Сообщения
по теме

1

Конференция
Конференция

Кабинет
химии
Кабинет
химии

Презентация
Презентация

1

Итого

36

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
1. Столы, посадочные места.
2. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор,
принтер, экран, аудиоаппаратура, колонки.
3. Водопровод, канализация.
Оборудование:
1. Лабораторная химическая посуда.
2. Микролаборатория для химического эксперимента.
3. Набор реактивов: «Органическая химия», «Неорганическая химия».
4. Демонстрационные коллекции: «Каучуки», «Металлы», «Минералы»,
«Минеральные удобрения».
Информационное обеспечение: (интернет источники)
1. http://www.researcher.ru/
— портал развития исследовательской деятельности учащихся.
2. http://www.redu.ru/
- сайт Центра развития исследовательской деятельности учащихся
3. http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал.
4. http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море
химических веществ и явлений.
5.
http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html Всеобщая история химии.
Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века.
Кадровое обеспечение:
Учитель химии высшей категории
2.3.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Формы контроля
Проверка результатов проходит в форме:
- проведения практических занятий с применением игровых приемов,
-дидактических и раздаточных материалов,
- собеседования (индивидуальное и групповое);
- викторин; тестирования;

- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера;
- составление алгоритмов;
- работа с текстами; заданий лабораторных опытов.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- защита проектных работ,
- выполнение творческих заданий,
- тестирование по темам.
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методические рекомендации
Содержание данного факультатива предлагает разные виды учебнопознавательной деятельности учащихся, в том числе:
- индивидуальную работу;
- групповую работу;
- составление опорных конспектов и алгоритмов решения задач
- элементы творческой работы при создании проекта.
Применяемые технологии:
- технология группового обучения, технология модульного обучения,
технология развивающего обучения, технология проблемного обучения,
технология проектной деятельности, технология игровой деятельности,
коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология.
Формы организации учебного занятия - беседа, защита проектов, игра,
конференция, лабораторное занятие, лекция, презентация, эксперимент,
Дидактические материалы – раздаточные материалы, упражнения, тесты.
2.6.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя:
1. Габриелян О.С., Попкова Т.Н.. Вода в нашей жизни: учебно-методическое
пособие. – М.: Дрофа, 2017.
2. Доронькин В.Н. и др. Химия: сборник олимпиадных задач. – Ростовн/Д:
Легион, 2017 г.
3. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Решение экспериментальных задач
по неорганической химии. Курс по выбору. 8-11 класс. –М.: Русское слово,
2018 г.
4. Ширшина Н.В. Химия: проектная деятельность учащихся. – Волгоград:
Учитель, 2018.
Для воспитанников:
1.Алёшин Г.Ю. Химический турнир: сборник задач. 8-11 классы. –М.:
Просвещение, 2018
2. Стрельникова Е.Н. Узнавай химию, читая классику.- М.: из-во АСТ, 2018 г.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».