Рабочая программа по русскому языку 10-11 класс (базовый уровень)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета протокол
№1
от 31 августа 2021 года
Директор
__________________ А.М. Абелян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по

русскому языку

Уровень образования среднее общее образование
Классы 10-11 классы
Количество часов 136 (10 класс – 68 ч., 11 класс – 68 ч.)
Учитель, разработчик рабочей программы:
Пашкова Татьяна Витальевна, учитель русского языка и литературы
Программа разработана в соответствии с
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» (с дополнениями и изменениями, утвержденными приказом Минпросвещения России
от 11 декабря 2020 г. № 712);
с учетом
- примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной
решением федерального учебно-методического объединения по среднему образованию от 28 июня
2016 г., протокол № 2/16-з (с дополнениями и изменениями, протокол 1/20 от 04.02.2020 г.
федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
- УМК для 10-11 классов под ред. Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина – М.: «Русское слово», 2018г.
Учебник Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина «Русский язык и литература. Русский язык
10-11 классы». В 2 ч – М.: «Русское слово», Базовый уровень. 2018г. ФГОС
Армавир, 2021 г.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Базовый уровень изучения русского языка в 10 классе предполагает
достижение выпускниками средней (полной) школы следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную
грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего
развития. Эта группа результатов предполагает:
– понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих
элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет
заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки
проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области;
– осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности
методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями
знания.
Личностными результатами освоения десятиклассниками средней
школы программы по русскому языку на базовом уровне являются:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность
и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и
строить жизненные планы;
–
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
- эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных
возможностей;
- нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами освоения десятиклассниками средней
школы программы по русскому языку на базовом уровне являются:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;

- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия.
Предметными результатами освоения учащимися 10 класса средней
школы программы по русскому языку на базовом уровне являются:
Десятиклассник на базовом уровне научится:
- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой
ситуации;
- использовать знания о формах русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон,
арго) при создании текстов;
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и
диалогические
тексты
определенной
функционально-смысловой
принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных
жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения,
аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных
элементах;
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа
текста и выбранного профиля обучения;
- правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
- извлекать необходимую информацию из различных источников и
переводить ее в текстовый формат;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы
русского литературного языка;
- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки
устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым
нормам.
Десятиклассник на базовом уровне получит возможность научиться:
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
- анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые
средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том
числе о богатстве и выразительности русского языка);

- использовать синонимические ресурсы русского языка для более
точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную
и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой
информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
- использовать основные нормативные словари и справочники для
расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств.
Базовый уровень изучения в 11 классе предполагает достижение
выпускниками
средней
(полной)
школы
следующих
личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную
грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего
развития. Эта группа результатов предполагает:
- умение решать основные практические задачи, характерные для
использования методов и инструментария данной предметной области.
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы
программы по русскому языку на базовом уровне являются:
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в Российской Федерации;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству;
- эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных
возможностей.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней
школы программы по русскому языку на базовом уровне являются:
- координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием,
чтением и письмом;
- умение выражать своё отношение к действительности и создавать
устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой
ситуации (коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);

- умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных
позиций;
- умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь
максимального эффекта.
Предметными результатами освоения учащимися 11 класса средней
школы программы по русскому языку на базовом уровне являются:
Выпускник на базовом уровне научится:
- правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
- создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства
языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
- использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое,
просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с
полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и
основную мысль;
- извлекать необходимую информацию из различных источников и
переводить ее в текстовый формат;
- преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
- выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
- соблюдать культуру публичной речи;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы
русского литературного языка;
- оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым
нормам;
- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки
устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым
нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
- иметь представление об историческом развитии русского языка и
истории русского языкознания;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в
соответствии с правилами ведения диалогической речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную

и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
-проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации,
отбирать и анализировать полученную информацию;
-сохранять стилевое единство при создании текста заданного
функционального стиля;
- владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и
прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов;
- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и
письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в
учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов (в том числе художественной литературы).
2.Содержание учебного предмета
10 КЛАСС (68 часов)
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
(4 часа)
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц
и уровней языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык
в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в
межнациональном общении. Формы существования русского национального
языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные
разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на
современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия
национальных культур. Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные
лингвисты.
Лексика. Фразеология. Лексикография (8 часов + 2 ч. р. д.)
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов.
Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их
употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского
языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление.
Происхождение
лексики
современного
русского
языка.
Лексика
общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.
Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Лексикография
Фонетика. Графика. Орфоэпия. (3 часа)
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.
Звуки и буквы. Позиционные (фонетические)
и исторические
чередования звуков.
Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков.
Ударение.
Морфемика и словообразование. (3 часа+ 1 ч. р. д.)
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова.
Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и
непроизводные.
Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологические способы словообразования.
Понятие словообразовательной цепочки.
Неморфологические способы словообразования.
Словообразовательный разбор.
Основные способы формообразования в современном русском языке.
Речь. Речевое общение (5 часов+ 2 ч. р. д.)
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование,
говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения.
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая
и
диалогическая
речь.
Развитие
навыков
монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных
монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в
научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом
речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения,
ситуациях межкультурного общения.
Морфология и орфография (37 часов + 3 ч. р.д.)
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии
и орфографии.
Принципы русской орфографии.
Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии.
Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.
Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ,
СТЧ, ЗДЧ.
Правописание двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Гласные И и Ы после приставок.
Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных и строчных букв.
Правила переноса слов.
Самостоятельные части речи.
Имя существительное (3 часа+ 1 ч. р. д.)
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды
имен существительных.
Род имен существительных. Распределение существительных по родам.
Существительные общего рода.
Определение и способы выражения рода несклоняемых имен
существительных и аббревиатур.
Число имен существительных.
Падеж и склонение имен существительных.
Морфологический разбор имен существительных.
Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты
падежных окончаний.
Гласные в суффиксах имен существительных.
Правописание сложных имен существительных. Составные наименования
и их правописание.
Имя прилагательное (3 часа+ 1 ч. р. д.)
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды
имен прилагательных.
Качественные прилагательные.
Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных.
Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней
сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней
сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности
образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и
полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические
особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные.
Особенности
образования
и
употребления
притяжательных
прилагательных.
Переход прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Правописание окончаний имен прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности
склонения притяжательных прилагательных на -ий.
Правописание суффиксов имен прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.
Правописание сложных имен прилагательных.
Имя числительное
(2 часа)
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен
числительных. Простые, сложные и составные числительные.
Морфологический разбор числительных.
Особенности склонения имен числительных.
Правописание имен числительных.
Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления
собирательных числительных.
Местоимение
(1 час)
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.
Значение, стилистические и грамматические особенности употребления
местоимений.
Морфологический разбор местоимений.
Правописание местоимений.
Глагол
(1 час+ 1 ч. р. д.)
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы
глагола.
Инфинитив как начальная форма глагола.
Категория вида русского глагола.
Переходность/непереходность глагола.
Возвратные глаголы.
Категория
наклонения
глагола.
Наклонение
изъявительное,
повелительное, сослагательное (условное).
Категория времени глагола.
Спряжение глаголов.
Две основы глаголов. Формообразование глагола.
Морфологический разбор глагола.
Правописание глаголов.

Причастие (1 час)
Причастие как особая глагольная форма.
Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.
Морфологический разбор причастий.
Образование причастий.
Правописание суффиксов причастий,
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие
Деепричастие как особая глагольная форма.
Образование деепричастий.
Морфологический разбор деепричастий.
Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие
(3 часа)
Наречие как часть речи. Разряды наречий.
Морфологический разбор наречий.
Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.
Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния
Грамматические особенности слов категории состояния.
Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких
прилагательных ср.р. ед.ч.
Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи.
Предлог
(2 часа)
Предлог как служебная часть речи.
Особенности употребления предлогов.
Морфологический разбор предлогов.
Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова
(3 часа)
Союз как служебная часть речи. Союзные слова.
Классификация союзов по значению, употреблению, структуре.
Подчинительные союзы и союзные слова.
Морфологический разбор союзов.
Правописание союзов.
Частицы
(4 часа)
Частица как служебная часть речи.
Разряды частиц.
Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы
НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц
НЕ и НИ с различными частями речи.
Междометие
(1 час)

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Морфологический разбор междометий.
Правописание междометий.
Функционально-стилистические особенности употребления
междометий.
Повторение
(3 часа)
11 КЛАСС ( 68 часов)
Повторение и обобщение (8 часов + 1 ч. р.д.)
Орфоэпия. Систематизация знаний по лексике и фразеологии.
Морфемика. Способы словообразования. Морфология. Классификация частей
речи. Систематизация знаний о самостоятельных частях речи. Систематизация
знаний о служебных частях речи и междометиях. Систематизация знаний по
орфографии. Орфограммы в именах. Глаголы, причастия, деепричастия.
Систематизация знаний по орфографии. Наречия, служебные части речи.
Синтаксис и пунктуация (37 часов ; из них 31 ч. + 6 ч. р.д.)
Основные понятия синтаксиса и пунктуации.
Основные синтаксические единицы.
Основные принципы русской пунктуации.
Пунктуационный анализ.
Словосочетание
(2 часа + 1 ч. р.д.)
Классификация
словосочетаний.
Виды
синтаксической
связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
(29 часов + 5 ч. р.д.)
Понятие о предложении. Основные признаки предложения.
Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по
эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды
предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены
предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном
предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное и неосложненное предложения.
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с
однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных
определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных

приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных
неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах,
соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при
обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных
членах предложения. Обособленные и необособленные определения.
Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные
дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены
предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не
связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки
препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при
вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных,
отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения.
Типы придаточных предложений.
Сложносочиненное предложение.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический
разбор сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное
предложение.
Знаки
препинания
в
сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический
разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими
придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с
несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном
сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном
предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в
бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного
сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Сложное синтаксическое целое и абзац.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный
знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие

знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки
препинания. Авторская пунктуация.
Речь. Речевое общение (9 часов + 2 ч. р.д.)
Функциональная
стилистика
как
учение
о
функциональностилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный,
официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык
художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи,
языковые средства, характерные для разговорного языка, научного,
публицистического, официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект,
рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья,
интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика,
расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания
текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка
художественной литературы от других разновидностей современного русского
языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации.
Лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных
разновидностей языка.
Культура речи (9 часов + 2 ч. р.д.)
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры
речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная
целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи.
Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и
самооценка на основе наблюдений за собственной речью.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и
письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы,
определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и
публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.

Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского
литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические),
лексические,
грамматические
(морфологические
и
синтаксические),
стилистические.
Орфографические
нормы,
пунктуационные
нормы.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность
использования языковых средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические
справочники; их использование.
График контроля
Виды работ
Диктант с грамматическим
заданием
Сочинения
Анализ текста
Тесты

Виды работ
Входная диагностика
Диктант с грамматическим
заданием
Сочинение
Анализ текста
Тесты

10 класс
1 полугодие
1
2
1
1
11 класс
1 полугодие
1
2
4
2

2 полугодие
4
3
3

2 полугодие

2
3
4

3.Тематическое планирование
№
п/п

Содержание
(разделы, темы)

Количество
часов

Виды деятельности
(УУД)

10 класс
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке (4 ч.)

1

Язык как система. Основные уровни
языка. Взаимосвязь различных единиц и
уровней языка.

1

2.

Язык и общество. Язык и культура.

1

3.

Активные процессы в русском языке на
современном этапе.

1

Осознавать ведущую роль
языка в развитии культуры и
общества.

4.

Историческое развитие русского языка.
Выдающиеся отечественные лингвисты.

1

Рассматривать
язык
качестве
многофункциональной
развивающейся системы.

Распознавать
уровни
и
единицы
языка
в
предъявленном тексте и
видеть взаимосвязь между
ними.

в

Лексика. Фразеология. Лексикография (8 ч. + 2 ч. р.д.)
5

Основные понятия и основные единицы
лексики и фразеологии.

1

Закрепить и углубить
имеющиеся знаний о лексике
и фразеологии.

6

Однозначность и многозначность слова.

1

7

Изобразительно-выразительные средства.

1

Осознавать отличие
многозначного слова от
однозначного. Уметь
употреблять в речи нужное
по смыслу значение
многозначного слова; давать
толкование лексического
значения слова; соотносить
слово и его лексическое
значение.
Использовать
языковые
средства адекватно цели
общения и речевой ситуации.

8

Омонимы
и
их
употребление.
Паронимы и их употребление.

1

910

Р. д. Сочинение по предложенному
тексту.

2

Выстраивать
композицию
текста, используя знания о
его структурных элементах.

11

Синонимы и
их употребление.
Антонимы и их употребление.

1

Использовать
синонимические ресурсы
русского языка для более
точного выражения мысли и
усиления выразительности
речи. Уметь находить в

предложенных
текстах
синонимы
и
антонимы,
определять их роль в речи.
Знать
о
происхождении
исконно русской лексики;
знать
о
причинах
ограниченного употребления
слов в русском языке.
Находить в тексте слова
общеупотребительные,
диалектные
и
профессиональные; избегать
в
собственной
речи
жаргонных
слов
и
выражений.
Знать значение основных
фразеологизмов,
часто
встречающихся в речи.
Уметь
употреблять
фразеологические единицы в
речи согласно нормам
лексической
сочетаемости
слов.
Уметь применять знания на
практике и при выполнении
грамматических заданий.

12

Происхождение лексики современного
русского
языка.
Лексика
общеупотребительная
и
лексика,
имеющая
ограниченную
сферу
употребления.

1

13

Фразеология. Фразеологические единицы
и их употребление.Лексикография.

1

14

1
Контрольный диктант с
грамматическим заданием по теме
«Лексика. Фразеология».
Фонетика. Графика. Орфоэпия (3 ч.)

15

Основные понятия фонетики, графики,
орфоэпии.
Звуки
и
буквы.
Позиционные
(фонетические)
и
исторические
чередования
звуков.
Фонетический разбор.

1

16

Орфоэпия. Основные правила
произношения гласных и согласных
звуков. Ударение.

1

Осознавать различие между
звуком и буквой.
Распознавать фонетические
процессы, отраженные или
не
отраженные
в
графическом написании
слов.
Формулировать, что изучает
орфоэпия, что называется
орфоэпической
нормой;
какие нормы произношения
существуют для гласных и
согласных звуков.
Соблюдать орфоэпические
нормы в речи.

17

Тест.Тема:«Фонетика,графика,орфоэпия»
.

1

Уметь применять знания на
практике.

Морфемика и словообразование (3 ч. + 1 ч. р.д.)
Знать
название
и
особенности основных
морфем русского языка.
Различать процессы слово- и
формообразования.
Повторить,
обобщить,
систематизировать сведения
об основе слова и её составе,
морфемном
разборе,
морфологических
и
неморфологических
способах образования слов.

18

Основные понятия морфемики и
словообразования.
Состав
слова.
Морфемы корневые и аффиксальные

1

19

Основа слова. Основы производные и
непроизводные.Морфемный разбор
слова. Словообразование.
Морфологические способы
словообразования.

1

20

Неморфологические способы
словообразования.
Словообразовательный разбор. Основные
способы формообразования.

1

Владеть
знаниями
неморфологических
способов словообразования и
основных
способов
формообразования.
Повторить,
обобщить,
систематизировать
полученные в средней школе
сведения
о
словообразовательном
разборе.

21

Р.д. Сочинение по предложенному
тексту.

1

Осуществлять
изучающее,
поисковое чтение текста.
Выделять в тексте главную
информацию, отвечать на
вопросы по содержанию
прочитанного текста.

Речь. Речевое общение (5 часов + 2 ч. р.д.)
22

Речь как деятельность. Виды речевой
деятельности:
чтение,
аудирование,
говорение, письмо.

1

Иметь представление о речи
как
особом
виде
деятельности.

23

Речевое общение и его основные
элементы. Виды речевого общения.

1

Осознавать
взаимообусловленность
сферы и ситуации общения.

24

Сферы и ситуации речевого общения.
Компоненты речевой ситуации.

1

25

Монологическая и диалогическая речь.

1

Создание
устных
и
письменных
монологических
и
диалогических
высказываний различных типов и жанров
в научной, социально-культурной и
деловой сферах общения.
27- Р. д. Лингвистический анализ текста.
28
26

1

2

Обладать
навыком
лексической
сочетаемости
слов.
Различать монолог и диалог,
как особые формы устной
речи.
Выстраивать
композицию
текста, используя знания о
его структурных элементах.
Владеть
умением
самостоятельно
создавать
способы решения проблем
творческого и поискового
характера.

Морфология и орфография (37 ч. + 3 ч. р.д.)
Основные понятия морфологии и
орфографии. Взаимосвязь морфологии и
орфографии.
Принципы
русской
орфографии. Морфологический принцип
как ведущий принцип русской
орфографии.
Фонетические, традиционные и
дифференцирующие написания.

1

Обобщить знания об
основных понятиях
морфологии и орфографии,
принципах русской
орфографии.

1

31

Проверяемые и непроверяемые
безударные гласные в корне слова.

1

32

Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих.
Употребление гласных после Ц.

1

33

Правописание
Правописание
согласных.

1

Осознавать различия между
традиционными
фонетическими и
дифференцирующими
написаниями.
Применять знания и умения
в практике правописания и
при выполнении
грамматического задания.
Обобщить и
систематизировать знания о
чередующихся гласных в
корне слова.
Владеть приемами
определения правописания
гласных после шипящих и Ц.
Обобщить и
систематизировать знания о
правописании двойных,
звонких и глухих согласных.

29

30

двойных
звонких

согласных.
и
глухих

34

Контрольный диктант с
грамматическим заданием по теме
«Морфология и орфография».

1

Уметь применять знания на
практике и при выполнении
грамматических заданий.

35

Правописание гласных и согласных в
приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Гласные Ы-И- после приставок.

1

36

Готовимся к ЕГЭ. Тест. Тема:
«Правописание гласных и согласных в
приставках».

1

Обобщить и
систематизировать знания о
правописании гласных и
согласных в приставках.
Уметь применять знания на
практике.
Закрепить полученные
знания.
Владеть приемами
употребления Ь и Ъ,
прописных и строчных букв.
Обобщить знания правил
переноса слов.
Обобщить и
систематизировать знания об
имени существительном.

37

Употребление Ъ и Ь. Употребление
прописных и строчных букв. Правила
переноса слов.

1

38

Имя существительное как часть речи.
Лексико-грамматические разряды имён
существительных. Род, число, падеж и
склонение
имён
существительных.
Морфологический разбор имён
существительных
Правописание падежных окончаний имён
существительных. Гласные в суффиксах
имён существительных.

1

40

Р.д. Сочинение по предложенному
тексту.

1

41

Правописание
сложных
имён
существительных.
Составные
наименования и их правописание.

1

42

Контрольный диктант с
грамматическим заданием по теме
«Имя существительное».
Имя прилагательное как часть речи.
Лексико-грамматические разряды имён
прилагательных.
Морфологический

1

39

43

1

1

Обобщить и
систематизировать знания о
правописании падежных
окончаний имён
существительных.
Выделять в тексте главную
информацию, отвечать на
вопросы по содержанию
прочитанного текста.
Излагать и обосновывать
собственную позицию.
Обобщить и
систематизировать знания о
правописании сложных имён
существительных.
Владеть приемами
определения правописания
составных наименований.
Уметь применять знания на
практике и при выполнении
дидактических заданий.
Обобщить и
систематизировать знания об
имени прилагательном.

разбор.

Обобщить и
систематизировать знания о
правописании суффиксов и
окончаний имён
прилагательных.
Владеть приемами склонения
качественных,
относительных
прилагательных и
притяжательных на ий.
Владеть приемами
определения правописания
сложных имён
прилагательных.
Владеть приемами
определения правописания Н
и НН в суффиксах имён
прилагательных
Обладать умением с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
поставленными задачами и
условиями.

44

Правописание окончаний имён
прилагательных. Склонение
качественных, относительных
прилагательных и притяжательных на
-ий. Правописание суффиксов имён
прилагательных.

1

45

Правописание Н и НН в суффиксах имён
прилагательных. Правописание сложных
имён прилагательных.

1

46

Р. д. Сочинение-миниатюра.

1

47

Имя числительное как часть речи.
Лексико-грамматические разряды имен
числительных.

1

Обобщить и
систематизировать знания об
имени числительном.

48

Простые, сложные и составные
числительные. Морфологический разбор
числительных.

1

49

Местоимение как часть речи. Разряды
местоимений. Морфологический разбор
местоимений.
Правописание
местоимений.

1

50

Глагол как часть речи. Основные
грамматические категории и формы
глагола. Спряжение глагола. Две основы
глагола. Формообразование глагола.
Морфологический разбор. Правописание

1

Осознавать различия между
простыми,
сложными
и
составными числительными.
Обобщить знания о порядке
морфологического разбора
числительных
Обобщить и
систематизировать знания о
местоимении.
Владеть навыками
правописания местоимений.
Обобщить и
систематизировать знания о
глаголе.

глаголов.

51

Р. д. Сочинение по предложенному
тексту.

1

52

Причастие как глагольная форма.
Признаки глагола и прилагательного у
причастий. Морфологический разбор.
Деепричастие как особая глагольная
форма. Образование деепричастий.
Морфологический разбор деепричастий.
Наречие как часть речи. Разряды
наречий.
Правописание
наречий.
Гласные на конце наречий. Наречия на
шипящую. Морфологический разбор
наречий.
Отрицательные
наречия.
Слитное,
раздельное и дефисное написание
наречий.

1

55

Контрольный диктант с
грамматическим заданием по теме по
теме « Морфология и орфография».

1

56

Служебные части речи. Предлог как
служебная часть речи. Особенности
употребления предлогов.

1

57

Предлоги производные и непроизводные.
Правописание предлогов.

1

58

Союз как служебная часть речи.
Союзные слова. Классификация союзов
по значению, употреблению, структуре.

1

59

Подчинительные союзы и
союзные
слова. Морфологический разбор союзов.
Правописание союзов.

1

53

54

1

1

Обладать умением с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
поставленными задачами и
условиями.
Обобщить и
систематизировать знания о
причастии и деепричастии как
особой форме глагола.

Обобщить и
систематизировать знания о
наречии, его разрядах,
правописании и
морфологическом разборе
наречий.
Обобщить и
систематизировать знания об
отрицательных наречиях,
слитном и раздельном
правописании наречий.
Применять знания и умения
в практике правописания и
при выполнении
грамматического задания.
Актуализировать знания о
служебных частях речи.
Владеть особенностями
употребления предлогов.
Систематизировать знания о
производных и
непроизводных предлогах и
их правописании.
Систематизировать и
обобщить знания о союзе и
союзных словах.
Классифицировать знания о
подчинительных союзах и
союзных словах, их
правописании и
морфологическом разборе.

60

Готовимся к ЕГЭ. Тест. Тема:
«Служебные части речи».

1

Закрепить
и
применять
знания и умения в практике.

61

Частица как служебная часть речи.
Разряды частиц. Морфологический
разбор частиц.

1

62

Правописание частиц. Раздельное и
дефисное написание частиц.

1

Актуализировать знания и
умения о частицах, разрядах
частиц
и
их
морфологическом разборе.
Систематизировать знания о
правописании частиц.

63

Частицы НЕ и НИ, их значение и
употребление. Слитное написание НЕ и
НИ с различными частями речи.

1

64

Контрольный диктант с
грамматическим заданием по теме
«Служебные части речи».

1

65

Междометие как особый разряд слов.
Звукоподражательные слова.
Морфологический разбор междометий.
Правописание междометий.

1

66

Повторение и обобщение пройденного по
теме «Служебные части речи».

1

67

Повторение и обобщение пройденного по
теме «Морфология. Орфография». Тест.

1

Применять знания и умения
в практике правописания.

68

Готовимся к ЕГЭ. Тест. Тема:
«Орфография Морфемика, морфология».

1

Закрепить
и
применять
знания и умения на практике.

Осознавать значение и
употребление частиц НЕ и
НИ.
Владеть приемами слитного
написания частиц НЕ и НИ с
различными частями речи.
Применять знания и умения
в практике правописания и
при
выполнении
грамматического задания.
Систематизировать знания о
междометии,
звукоподражательных
словах, их правописании и
морфологическом разборе.
Владеть
навыками
разграничения междометий и
звукоподражательных слов.
Применять знания и умения
в практике правописания.

Итого в 10 классе – 68. Р.д. - 8 ; из них анализов текста - 1; сочинений - 5.
Диктантов - 5; тестов -5.
11 класс

Повторение и обобщение пройденного в 10 классе (8 ч. + 1 ч. р.д.)

1

Орфоэпия. Систематизация знаний по
лексике и фразеологии. Языковая норма
и ее функции. Основные виды языковых
норм: орфоэпические (произносительные
и акцентологические).

1

Извлекать
необходимую
информацию из различных
источников и переводить ее в
текстовый формат.

2

Морфемика. Способы словообразования.

1

Осуществлять
отработку
орфографических навыков и
способов словообразования.

3

Морфология. Классификация частей
речи. Систематизация знаний о
самостоятельных частях речи.

1

Совершенствовать
умение
опознавать части речи.

4

Входная диагностика.

1

Применять знания, умения и
навыки.

5

Систематизация знаний о служебных
частях речи и междометии.

1

6

Систематизация знаний по орфографии.
Орфограммы в именах. Основные виды
языковых норм: орфографические.
Глаголы, причастия, деепричастия.

1

7

Систематизация знаний по орфографии.
Наречия, служебные части речи.
Орфографические нормы.

1

Совершенствовать
умение
опознавать части речи и
навыки
правописания
служебных частей речи и
междометий.
Актуализировать и обобщать
полученные знания, умения
по орфографии.
Владеть
навыками
правописания орфограмм в
именах,
глаголах,
причастиях, деепричастиях,
наречиях.

8

Р. д. Сочинение –миниатюра.

1

9

Готовимся к ЕГЭ. Тест. Тема:
«Повторение и обобщение пройденного в
10 классе».

1

Создавать
связное
монологическое
высказывание на заданную
тему.
Выявить
итоги
уроков
повторения и обобщения
пройденного в 10 классе.

Синтаксис и пунктуация (37 ч. ; из них 31 ч. + 6 ч. р.д.)

10

Основные понятия синтаксиса и
пунктуации. Словосочетание.
Классификация словосочетаний.

1

Распознавать
строение
словосочетаний, отношения
между
компонентами
словосочетания; отличие от
слова
и
предложения;
способы выражения.
Систематизировать знания о
словосочетании;
подбор
синонимов; виды связи слов
в словосочетаниях.

11

Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.

1

12

Р. д. Сочинение по предложенному
тексту. Соблюдение норм литературного
языка в речевой практике. Уместность
использования языковых средств в
речевом высказывании.

1

13

Предложение. Понятие о предложении.
Основные признаки предложения.
Классификация предложений.

1

14

Простое предложение. Виды
предложений по цели высказывания.
Виды предложений по эмоциональной
окраске. Предложения утвердительные и
отрицательные.

1

Производить
разбор
словосочетаний; извлекать
необходимую информацию
из различных источников.
Характеризовать
правила
строения
словосочетаний,
отношения
между
компонентами
словосочетаний.
Анализировать текст с точки
зрения наличия в нем явной
и скрытой, основной и
второстепенной
информации, определять его
тему, проблему и основную
мысль.
Оценивать собственную и
чужую речь с позиции
соответствия
языковым
нормам;
Распознавать
основные
единицы языка, их признаки.
Уметь
осознавать
предложение
как
минимальное
речевое
высказывание; употреблять в
речи предложения, разные по
цели высказывания.
Закрепить
и
обобщить
знания
о
простом
предложении.

15

Виды предложений по структуре.
Двусоставные и односоставные
предложения. Пунктуационные нормы.
Совершенствование орфографических и
пунктуационных умений и навыков.

1

16

Тест. Тема: «Словосочетание. Виды
синтаксической связи».

1

17

Главные члены предложения. Тире
между подлежащим и сказуемым.

1

18

Распространенные и нераспространенные
предложения. Второстепенные члены
предложения.

1

19

Р. д. Сочинение по предложенному
тексту.

1

20

Полные и неполные предложения. Тире в
неполном предложении. Соединительное
тире. Интонационное тире.

1

21

Порядок слов в простом предложении.
Инверсия. Синонимия разных типов
простого предложения.

1

Обобщать
сведения
о
способах
выражения
подлежащего и сказуемого.
Совершенствовать
орфографические
и
пунктуационные умения и
навыки.
Закрепить
и
применять
знания и умения в практике.
Закрепить
навыки
нахождения подлежащего и
сказуемого в предложении,
определения
способа
выражения главных членов.
Владеть
правилами
постановки
тире
между
подлежащим и сказуемым.
Уметь
извлекать
необходимую информацию
из различных источников;
овладевать приемами отбора
и систематизации материала
на определенную тему.
Выстраивать
композицию
текста, используя знания о
его структурных элементах;
- подбирать и использовать
языковые
средства
в
зависимости от типа текста.
Обобщить знания о полном и
неполном предложениях.
Применять знания и умения
в практике при построении
неполного предложения.
Знать об особом значении
порядка слов в предложении,
который
влияет
на
смысловое, грамматическое,
синтаксическое
и
стилистическое
значение
предложения; о синонимии
разных
типов
простого
предложения.

22

Контрольный диктант по теме
«Простое предложение».

1

Применять знания и умения
в практике правописания.

23

Простые осложненные и неосложненные
предложения. Синтаксический разбор
простого предложения.

1

24

Однородные члены предложения. Знаки
препинания в предложениях с
однородными членами.

1

Обобщить
и
систематизировать знания о
простых осложненных и
неосложнённых
предложениях.
Актуализировать и обобщить
знания
об
однородных
членах предложения
и
знаков препинания при них.

25

Р. д. Сочинение по предложенному
тексту. Осуществление выбора наиболее
точных языковых средств в соответствии
со сферами и ситуациями речевого
общения.

1

26

Знаки препинания при однородных и
неоднородных приложениях.

1

27

Знаки препинания при однородных
членах, соединенных неповторяющимися
союзами. Знаки препинания при
однородных членах, соединенных
повторяющимися и парными союзами.

1

28

Диктант по теме «Простое
осложнённое предложение».

1

29

Обобщающие слова при однородных
членах. Знаки препинания при
обобщающих словах.

1

30

Обособленные члены предложения.
Знаки препинания при обособленных
членах предложения.

1

Выстраивать
композицию
текста, используя знания о
его структурных элементах;
- подбирать и использовать
языковые
средства
в
зависимости от типа текста.
Анализировать при оценке
собственной и чужой речи
языковые
средства,
использованные в тексте, с
точки зрения сферы и
ситуации речевого общения.
Совершенствовать
навык
правильной поставки знаков
препинания.
Систематизировать
и
закрепить знания о правилах
постановки
знаков
препинания при однородных
членах,
соединенных
неповторяющимися,
повторяющимися и парными
союзами.
Применять знания и умения
в практике правописания.
Систематизировать
и
обобщить
знания
об
обобщающих
словах
и
знаках препинания при них.
Повторить,
обобщить,
систематизировать знания об
обособленных
членах
предложения
и
их
пунктуационном

оформлении.

31

Обособленные и необособленные
определения. Обособленные
приложения.

1

Применять
изученные
правила
при
решении
грамматических задач.

32

Обособленные обстоятельства.
Обособленные дополнения. Повторение
и обобщение по теме «Знаки препинания
при обособленных членах предложения».
Р. д. Лингвистический анализ текста.

1

Применять
изученные
правила
при
решении
грамматических задач.

1

Проводить
комплексный
лингвистический
анализ
текста.

34

Уточняющие, пояснительные и
присоединительные члены предложения.

1

35

Знаки препинания при сравнительном
обороте.

1

36

Знаки препинания при обращениях.
Знаки препинания при вводных словах и
словосочетаниях.

1

37

Знаки препинания при вводных словах и
словосочетаниях. Знаки препинания при
вставных конструкциях.

1

38

Понятие о сложном предложении.
Главное и придаточное предложения.
Типы придаточных предложений.

1

39

Сложносочиненно предложение Знаки
препинания в сложносочиненном
предложении. Синтаксический разбор

1

Систематизировать
и
закрепить
знания
об
уточняющих, пояснительных
и присоединительных членах
предложения.
Совершенствовать
навык
правильной
постановки
знаков препинания.
Знать грамматические нормы
построения предложений со
сравнительными оборотами.
Совершенствовать
навык
правильной поставки знаков
препинания.
Применять
изученные
правила постановки знаков
препинания при обращениях,
вводных
словах
и
словосочетаниях.
Применять
изученные
правила постановки знаков
препинания при вводных
словах, словосочетаниях и
вставных конструкциях.
Знать
отличительные
признаки
сложного
предложение, средства связи
его частей. Определять типы
сложного предложения.
Знать основные группы ССП
по значению союзам.
Объяснять
постановку
знаков препинания, находить

33

ССП.

40

Сложноподчиненное предложение.
Знаки препинания в
сложноподчиненном предложении с
одним придаточным.

1

41

Знаки препинания в
сложноподчиненном предложении с
несколькими придаточными.
Синтаксический разбор.

1

42

Р. д. Лингвистический анализ текста.

1

43

Бессоюзное сложное предложение.
Знаки препинания в бессоюзном
сложном предложении.

1

44

Предложения с чужой речью. Способы
передачи чужой речи. Знаки препинания
при прямой речи.

1

45

Знаки препинания при диалоге. Знаки
препинания при цитатах.

1

в тексте ССП и производить
их пунктуационный разбор
предложении.
Совершенствовать
пунктуационный навык и
навык
синтаксического
разбора ССП.
Знать
отличительные
признаки СПП, средства
связи главного предложения
с придаточным.
Уметь правильно ставить
знаки
препинания
и
составлять схемы СПП.
Расширять понятие о СПП,
средствах связи главного
предложения с придаточным,
строении
сложноподчиненных
предложений,
способах
разграничения союзов и
союзных слов.
Находить различие СПП с
однородным, параллельным
и
последовательным
подчинением, составлять
схемы,
производить
синтаксический разбор
Определять стилистические
особенности
представленного текста.
Правильно произносить и
писать
безударные
окончания прилагательных
единственного
и
множественного числа.
Актуализировать знания о
чужой речи, способах её
передачи и пунктуационном
оформлении.
Обобщить
и
систематизировать знания,
полученные
в
средней
школе, о знаках препинания
при диалоге и цитатах.

46

Р. д. Сочинение по предложенному
тексту.

1

Выстраивать
композицию
текста, используя знания о
его структурных элементах;
- подбирать и использовать
языковые
средства
в
зависимости от типа текста.

Речь. Речевое общение (9 часов + 2 ч. р.д.)

Функциональная стилистика как учение о
функционально-стилистической
дифференциации языка.
48- Функциональные стили (научный,
49 официально-деловой,
публицистический),

1

Осознавать стилистическую
дифференциацию русского
языка.

2

50

Разговорная речь и язык художественной
литературы
как
разновидности
современного
русского
языка.
Стилистические ресурсы языка.

1

Наблюдать и анализировать
представления
об
особенностях
функциональных
стилей
русского языка.
Устанавливать
представление
о
стилистических
различиях
разговорной речи и языка
художественной литературы.

51

Культура публичной речи. Публичное
выступление: выбор темы, определение
цели, поиск материала. Композиция
публичного выступления.

1

52

Р. д. Культура публичного выступления с
текстами различной жанровой
принадлежности. Речевой
самоконтроль, самооценка,
самокоррекция.

1

47

Ставить
и
решать
многообразные
коммуникативные задачи.
Определять
цели
коммуникации,
оценивать
ситуацию,
учитывать
намерения
и
способы
коммуникации, выбирать
адекватные
стратегии
коммуникации.
Анализировать при оценке
собственной и чужой речи
языковые
средства,
использован-ные в тексте, с
точки зрения правильности,
точности и уместности их
употребления;
- комментировать авторские
высказывания на различные
темы (в том числе о
богатстве и выразительности
русского языка.

53

Основные жанры научного (доклад,
аннотация, статья, тезисы, конспект,
рецензия, выписки, реферат и др.),
публицистического (выступление,
статья, интервью, очерк и др.),
официально-делового (резюме,
характеристика, расписка, доверенность
и др.) стилей.

1

Развивать навыки связной
монологической
речи,
совершенствовать
артикуляционные умения.

54

Виды сочинений. Совершенствование
умений и навыков создания текстов
разных
функционально-смысловых
типов, стилей и жанров.

1

Создавать
устные
и
письменные тексты разных
жанров в соответствии с
функционально-стилевой
принадлежностью текста.

55

Литературный язык и язык
художественной литературы.

1

56

Текст. Признаки текста. Виды чтения.
Использование различных видов чтения в
зависимости от коммуникативной задачи
и характера текста.

1

57

Р. д. Лингвистический анализ текстов
различных функциональных
разновидностей языка. Проведение
стилистического анализа текстов
разных стилей и функциональных
разновидностей языка.

1

Отмечать отличия языка
художественной литературы
от других разновидностей
современного
русского
языка;
Использовать при работе с
текстом разные виды чтения
(поисковое, просмотровое,
ознакомительное,
изучающее, реферативное) и
аудирования
(с
полным
пониманием
текста,
с
пониманием
основного
содержания, с выборочным
извлечением информации).
Проводить
комплексный
лингвистический
анализ
текста в соответствии с его
функционально-стилевой
принадлежностью.

Культура речи (9 ч. + 2 ч. р.д.)

58

Культура речи как раздел лингвистики.

1

Рассматривать культуру речи
как раздел лингвистики,
изучающий нормы
и
средства
литературного

языка.

59

Взаимосвязь языка и культуры.

1

60

Коммуникативная целесообразность,
уместность, точность, ясность,
выразительность речи.

1

61

Соблюдение норм литературного языка в
речевой практике. Уместность
использования языковых средств в
речевом высказывании.

1

62

Варианты языковых норм.
Осуществление выбора наиболее точных
языковых средств в соответствии со
сферами и ситуациями речевого
общения.
Р. д. Сочинение по предложенному
тексту.

1

64

Способность
осуществлять
речевой
самоконтроль, анализировать речь с
точки зрения ее эффективности в
достижении
поставленных
коммуникативных задач.

1

65

Р. д. Разные способы редактирования
текстов.

1

66

Готовимся к ЕГЭ. Тест итоговый.

1

63

Осознавать сложность и
противоречивость
соотношения
языка
и
культуры.
Находить, какие качества
присущи хорошей речи.
Владеть этими качествами.
Соблюдать
в
речевой
практике
основные
орфоэпические, лексические,
грамматические,
стилистические,
орфографические
и
пунктуационные
нормы
русского
литературного
языка.
Следовать
правильности
речи в различных ситуациях
и сферах речевого общения.

Обладать
умением
с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
поставленными задачами и
условиями.
Определять
цели
коммуникации,
оценивать
ситуацию,
учитывать
намерения
и
способы
коммуникации,
выбирать
адекватные
стратегии
коммуникации.
Применять разные способы
редактирования текстов.
Применять знания и умения
в практике.

67

68

Нормативные словари современного
русского языка и лингвистические
справочники; их использование.
Использование этимологических
словарей и справочников для подготовки
сообщений об истории происхождения
некоторых слов и выражений

1

1

Использовать
основные
нормативные
словари
и
справочники для оценки
устных
и
письменных
высказываний с точки зрения
соответствия
языковым
нормам.
Применять знания, умения и
навыки
при
работе
с
этимологическими
словарями справочниками.

Итого: 68 часов в 11 классе. Р.р. -11; из них входная диагностика – 1; анализов
текста - 3; сочинений -6. Диктантов - 2; тестов -6.

СОГЛАСОВАНО
Протокол
заседания
МО
учителей русского языка
МАОУ лицей № 11
им.В.В. Рассохина
от 30 августа 2021 года № 1
_/Т.Г. Олифиренко/

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
В.А. Сапегин
30 августа 2021 года

34

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».