Рабочая программа Химия 8-9 классы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
протокол №1
от 31 августа 2021 года
Директор
_______________ А.М.Абелян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По

химии

Уровень образования основное общее образование,
Классы

8-9 классы

Количество часов 136

(8 класс – 68 ч.,

9 класс – 68 ч.)

Учитель, разработчик рабочей программы:
Левченко Светлана Александровна, учитель химии
Программа разработана в соответствии с
-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»
с учётом
- примерной основной образовательной программы основного общего образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15 (с дополнениями и изменениями, протокол
1/20 от 04.02.2020 г. федерального учебно-методического объединения по общему
образованию);
- УМК: Предметная линия Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.Химия. 8 класс. Комплект с
электронным приложением.-М.: «Просвещение», 2014,2017. Рудзитис Г.Е., Фельдман
Ф.Г.Химия. 9 класс. Комплект с электронным приложением.-М.: «Просвещение».

Армавир, 2021 г.

1.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Личностными результатами изучения химии являются:
1.
Гражданское
воспитание:
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения,
готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к
конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к
конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов,
процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность
социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной
жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование
готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и
отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся;
включенность в непосредственное гражданское участие, готовность
участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения,
продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными
институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных
преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской
деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к
окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности
продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в
группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
формирование
компетенций
анализа,
проектирования,
организации
деятельности,
рефлексии
изменений,
способов
взаимовыгодного
сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
2. Патриотическое воспитание и формирование российской
идентичности: Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение
к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в
качестве гражданина России, субъективная значимость использования
русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной
сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,

основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность
человека с российской многонациональной культурой, сопричастность
истории народов и государств, находившихся на территории современной
России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества. Осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей: развитое моральное сознание и компетентность в
решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное
отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве; сформированность представлений об основах светской
этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и
истории России и человечества, в становлении гражданского общества и
российской государственности; понимание значения нравственности, веры и
религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность
ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду,
наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения
семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Приобщение детей к культурному наследию: развитость
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера
(способность понимать художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции; сформированность основ художественной
культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого
способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое,
эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к
эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории
культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты
человека; потребность в общении с художественными произведениями,

сформированность активного отношения к традициям художественной
культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
5. Популяризация научных знаний среди детей: сформированность
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира. Формирование чувства
гордости за российскую химическую науку.
6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
правил поведения на транспорте и на дорогах.
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
8. Экологическое воспитание: сформированность основ экологической
культуры,
соответствующей
современному
уровню
экологического
мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к
исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к
художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в
том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной,
познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и
осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества
с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной
траектории.
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких как «система»,
«факт», «закономерность», «феномен», «анализ», «синтез» «функция»,
«материал», «процесс», является овладение обучающимися основами
читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией,
участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет

продолжена работа по формированию и развитию основ читательской
компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления
своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования,
осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения,
в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У
выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как
в средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений
человека и общества, создания образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют
приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят
их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать
содержащуюся в них информацию, в том числе:
● систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;
● выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в
сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт
понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
● заполнять и/или дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов, обучающиеся приобретут
опыт
проектной
деятельности,
способствующей
воспитанию
самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации
и эффективности учебной деятельности. В процессе реализации исходного
замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные
задаче средства, принимать решения, в том числе в ситуациях
неопределенности. Они получат возможность развить способности к
разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений,
анализу результатов поиска и выбору наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе
разработки основной образовательной программы основного общего
образования образовательной организации в зависимости от материальнотехнического оснащения, используемых методов работы и образовательных
технологий.
В соответствии с ФГОС ООО выделяются три группы универсальных
учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и

формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
● анализировать
существующие
и
планировать
будущие
образовательные результаты;
● определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых
образовательных результатов;
● идентифицировать препятствия, возникающие при достижении
собственных запланированных образовательных результатов;
● выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать
гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;
● ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной
деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих
возможностей;
● обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для
достижения образовательных результатов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
● определять необходимые действия в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
● обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;
● определять/находить, в том числе из предложенных вариантов,
условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
● выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять
целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать
действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
● выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
● составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл
выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);
● определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
● описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в
виде алгоритма решения практических задач;
● планировать
и
корректировать
свою
индивидуальную
образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
● различать результаты и способы действий при достижении
результатов;
● определять совместно с педагогом критерии достижения
планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
● систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;
● отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
● оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины
достижения или отсутствия планируемого результата;
● находить необходимые и достаточные средства для выполнения
учебных действий в изменяющейся ситуации;
● работая по своему плану, вносить коррективы в текущую
деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик/показателей результата;
● устанавливать связь между полученными характеристиками
результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении
деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения
улучшенных характеристик результата;
● соотносить свои действия с целью обучения.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
● определять критерии правильности (корректности) выполнения
учебной задачи;
● анализировать и обосновывать применение соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
● свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
● оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или
самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
● обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе
оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
● фиксировать
и
анализировать
динамику
собственных

образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
● анализировать собственную учебную и познавательную деятельность
и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
● соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее
успешности/эффективности или не успешности/неэффективности, находить
способы выхода из критической ситуации;
● принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные
последствия принятого решения;
● определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта
учебной деятельности;
● демонстрировать
приемы
регуляции
собственных
психофизиологических/эмоциональных состояний.
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
● подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие
его признаки и свойства;
● выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
● выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов
или явлений и объяснять их сходство или отличия;
● объединять предметы и явления в группы по определенным
признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
● различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
● выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или
событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или
событий;
● строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям
и от частных явлений к общим закономерностям;
● строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом их общие признаки и различия;

● излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
● самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
● объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности;
● выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
● делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся
сможет:
● обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
● определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
● создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
● строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее
решения;
● создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
выделением существенных характеристик объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с ситуацией;
● переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в
текстовое и наоборот;
● строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
● строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
● анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации
учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки
зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или
на основе заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
● находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями
своей деятельности);
● ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл
текста, структурировать текст;

● устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
● резюмировать главную идею текста;
● преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения
к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный,
информационный);
● критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
● определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде
обитания;
● анализировать влияние экологических факторов на среду обитания
живых организмов;
● проводить причинный и вероятностный анализ различных
экологических ситуаций;
● прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного
фактора на другой фактор;
● распространять экологические знания и участвовать в практических
мероприятиях по защите окружающей среды.
10. Развитие
мотивации
к
овладению
культурой
активного
использования словарей, справочников, открытых источников информации и
электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:
● определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать
корректные поисковые запросы;
● осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми
системами, базами знаний, справочниками;
● формировать множественную выборку из различных источников
информации для объективизации результатов поиска;
● соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей
деятельности.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и
совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
● определять возможные роли в совместной деятельности;

● играть определенную роль в совместной деятельности;
● принимать позицию собеседника, понимая позицию другого,
различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
● определять свои действия и действия партнера, которые
способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
● строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
● корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
● критически относиться к собственному мнению, уметь признавать
ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
● предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
● выделять общую точку зрения в дискуссии;
● договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии
с поставленной перед группой задачей;
● организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
● устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся
сможет:
● определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и
использовать речевые средства;
● представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
● соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии
в соответствии с коммуникативной задачей;
● высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках диалога;
● принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с
собеседником;
● создавать письменные тексты различных типов с использованием
необходимых речевых средств;
● использовать средства логической связи для выделения смысловых
блоков своего выступления;

● использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с
коммуникативной задачей;
● оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных
технологий
(далее
—
ИКТ).
Обучающийся сможет:
● целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
● использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные
языки в соответствии с условиями коммуникации;
● оперировать данными при решении задачи;
● выбирать адекватные задаче инструменты и использовать
компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для:
вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания
презентаций и др.;
● использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
● создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
8класс
Предметными результатами освоения основной образовательной
программы основного общего образования являются:
Обучающийся научится:
 характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение,
эксперимент;
 описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя
их существенные признаки;
 раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула»,
«химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество»,
«валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
 раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства
состава, атомно-молекулярной теории;
 различать химические и физические явления;
 называть химические элементы;
 определять состав веществ по их формулам;
 определять валентность атома элемента в соединениях;
 определять тип химических реакций;

 называть признаки и условия протекания химических реакций;
 выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической
реакции при выполнении химического опыта;
 составлять формулы бинарных соединений;
 составлять уравнения химических реакций;
 соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
 пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
 вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
 вычислять массовую долю химического элемента по формуле
соединения;
 вычислять количество, объем или массу вещества по количеству,
объему, массе реагентов или продуктов реакции;
 характеризовать физические и химические свойства простых веществ:
кислорода и водорода;
 получать, собирать кислород и водород;
 распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород,
водород;
 раскрывать смысл закона Авогадро;
 раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный
объем»;
 характеризовать физические и химические свойства воды;
 раскрывать смысл понятия «раствор»;
 вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
 приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного
вещества;
 называть соединения изученных классов неорганических веществ;
 характеризовать физические и химические свойства основных классов
неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
 определять принадлежность веществ к определенному классу
соединений;
 составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
 проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных
классов неорганических веществ;
 распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по
изменению окраски индикатора;
 характеризовать взаимосвязь между классами неорганических
соединений;
 раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

 объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера
химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе
Д.И. Менделеева;
 объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств
элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
 характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на
основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и
особенностей строения их атомов;
 составлять схемы строения атомов первых 20 элементов
периодической системы Д.И. Менделеева;
 раскрывать
смысл
понятий:
«химическая
связь»,
«электроотрицательность»;
 характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа
кристаллической решетки;
 определять вид химической связи в неорганических соединениях;
 изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными
видами химических связей;
обучающийся получит возможность научиться:
 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических
свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в
химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
 характеризовать вещества по составу, строению и свойствам,
устанавливать
причинно-следственные
связи
между
данными
характеристиками вещества;
 составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности
превращений неорганических веществ различных классов;
 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах
воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
 использовать приобретенные знания для экологически грамотного
поведения в окружающей среде;
 использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении
проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов
получения и распознавания веществ;
 объективно оценивать информацию о веществах и химических
процессах;
 критически
относиться
к
псевдонаучной
информации,
недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

 осознавать значение теоретических знаний по химии для
практической деятельности человека;
9 класс
Выпускник научится:
 раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты»,
«неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень
окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
 определять степень окисления атома элемента в соединении;
 раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
 составлять уравнения электролитической диссоциации кислот,
щелочей, солей;
 объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и
реакций ионного обмена;
 составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
 определять возможность протекания реакций ионного обмена;
 проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных
веществ;
 определять окислитель и восстановитель;
 составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
 называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
 классифицировать химические реакции по различным признакам;
 характеризовать взаимосвязь между составом, строением и
свойствами неметаллов;
 проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических
свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
 распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ
и аммиак;
 характеризовать взаимосвязь между составом, строением и
свойствами металлов;
 называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен,
метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота,
стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
 оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на
организм человека;
 грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
 определять
возможность
протекания
реакций
некоторых
представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами,
основаниями, галогенами.

Выпускник получит возможность научиться:
 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических
свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в
химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
 характеризовать вещества по составу, строению и свойствам,
устанавливать
причинно-следственные
связи
между
данными
характеристиками вещества;
 составлять молекулярные и полные ионные уравнения по
сокращенным ионным уравнениям;
 прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или
восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов,
входящих в его состав;
 составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности
превращений неорганических веществ различных классов;
 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах
воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
 использовать приобретенные знания для экологически грамотного
поведения в окружающей среде;
 использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении
проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов
получения и распознавания веществ;
 объективно оценивать информацию о веществах и химических
процессах;
 критически
относиться
к
псевдонаучной
информации,
недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
 осознавать значение теоретических знаний по химии для
практической деятельности человека;
 создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в
инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
2. Содержание учебного предмета химия
Раздел 1. Первоначальные химические понятия(23ч)
Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания:
наблюдение, измерение, эксперимент. Физические и химические явления.
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула.
Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные
вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические

формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая
доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ.
Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания
химических реакций. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.
Раздел 2. Кислород. Водород (11ч)
Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав
воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и
применение кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об
экзо- и эндотермических реакциях. Водород – химический элемент и простое
вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода
в лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение
водорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на
газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при
химических реакциях.
Раздел 3. Вода. Растворы (7ч)
Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические
свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация
растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе.
Раздел 4. Основные классы неорганических соединений (12ч)
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов.
Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания.
Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение
оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации.
Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот.
Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы.
Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация.
Номенклатура. Физические свойства солей. Получение и применение солей.
Химические свойства солей. Генетическая связь между классами
неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и
химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и
взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Раздел 5. Строение атома. Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева (7ч)
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома:
протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический
смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы
и периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов
первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их
соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и
строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Раздел 6. Строение веществ. Химическая связь (8ч)
Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная
химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее
влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь.
Металлическая связь. Типы кристаллических решеток (атомная,
молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств
веществ от типа кристаллической решетки.
Раздел 7. Химические реакции (15ч)
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на
скорость химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация
химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и
полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических
элементов; поглощению или выделению энергии. Электролитическая
диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена.
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления.
Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях.
Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных
реакций.
Раздел 8. Неметаллы IV – VII групп и их соединения (30ч)
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов
Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и
химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная
кислота и ее соли. Сера: физические и химические свойства. Соединения серы:
сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная
кислоты и их соли. Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли
аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и
химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V),
ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические и химические
свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены.
Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли.
Кремний и его соединения.
Раздел 9. Металлы и их соединения (13ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов
Д.И. Менделеева. Металлы в природе и общие способы их получения. Общие
физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов:

реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд
напряжений
металлов.
Щелочные
металлы
и
их
соединения.
Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность
оксида и гидроксида алюминия. Железо. Соединения железа и их свойства:
оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).
Раздел 10. Первоначальные сведения об органических веществах(10ч)
Первоначальные сведения о строении органических веществ.
Углеводороды: метан, этан, этилен. Источники углеводородов: природный газ,
нефть, уголь. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол,
глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота,
стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества: жиры,
глюкоза, белки. Химическое загрязнение окружающей среды и его
последствия.
Типы расчетных задач:
1. Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.
2. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям
химических элементов.
3. Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы
вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.
4. Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.
Практические работы
8 класс
Практическая работа №1 Приёмы безопасной работы с оборудованием и
веществами. Строение пламени.
Практическая работа №2 Очистка загрязнённой поваренной соли.
Практическая работа №3 Признаки протекания химических реакций.
Практическая работа №4 Получение и свойства кислорода.
Практическая работа №5 Получение водорода и исследование его
свойств.
Практическая работа №6
Приготовление
растворов солей с
определённой массовой долей растворённого вещества.
Практическая работа №7 Решение экспериментальных задач по теме
«Важнейшие классы неорганических соединений».
9 класс
Практическая работа №1. Реакции ионного обмена.
Практическая работа №2. Качественные реакции на ионы в растворе.
Практическая работа №3 Получение аммиака и изучение его свойств.

Практическая работа №4 Получение углекислого газа и изучение его
свойств.
Практическая работа №5 Решение экспериментальных задач по теме
«Неметаллы IV –VII групп и их соединения».
Практическая работа №6 Решение экспериментальных задач по теме
«Металлы и их соединения».

Направления проектной деятельности учащихся
Тип учебного
8 класс
9 класс
проекта
Исследо
Исследование природных
Исследование зависимости скорости
вательские
индикаторов. Определение с их
коррозии металлов от различных
помощью уровня кислотности
факторов
среды.
Игровые
Создание викторин, кроссвордов,
Создание викторин, кроссвордов, на
на основе химических названий и
основе химических названий и
законов, понятий и свойств
законов, понятий и свойств веществ
веществ.
Творческие
Создание презентаций,
Создание презентаций к урокам.
иллюстраций, написание сказок,
Иллюстрация свойств веществ в виде
рассказов об элементах и веществах, опорных конспектов с рисунками.
отражающих их химические и
физические свойства.
Познавательно- Оформление докладов, сообщений, Оформление докладов, сообщений,
информаци
рефератов об интересных фактах,
рефератов об интересных фактах,
онные
химических открытиях ,
химических открытиях ,
необычных свойствах.
необычных свойствах
ПрактикоИспользование простых веществ и Использование простых веществ и их
ориентиро
их соединений в
соединений в промышленности,
ванные
промышленности, отраслях
отраслях народного хозяйства, быту
народного хозяйства, быту

3.Тематическое планирование

Содержание

Колво
часо
в

Основные виды деятельности
обучающихся
(на уровне УУД)

Осно
в
виды
восп
ит
деяти

8 класс
Раздел 1. Первоначальные химические понятия.
Предмет химии. Тела и
вещества.
Основные
методы
познания:
наблюдение, измерение,
эксперимент. Физические
и химические явления.
Чистые вещества и смеси.
Способы
разделения
смесей. Атом. Молекула.
Химический
элемент.
Знаки
химических
элементов. Простые и
сложные
вещества.
Валентность.
Закон
постоянства
состава
вещества.
Химические
формулы.
Индексы.
Относительная атомная и
молекулярная
массы.
Массовая
доля
химического элемента в
соединении.
Закон
сохранения
массы
веществ.
Химические
уравнения.
Коэффициенты. Условия и
признаки
протекания
химических
реакций.
Моль
–
единица
количества
вещества.
Молярная масса.

23ч

Различать
предметы
изучения
естественных наук. Наблюдать свойства
веществ и их изменения в ходе
химических
реакций.
Учиться
проводить химический эксперимент.
Соблюдать
правила
техники
безопасности. Уметь оказывать первую
помощь при отравлениях, ожогах и
травмах, связанных с реактивами и
лабораторным
оборудованием.
Знакомиться
с
лабораторным
оборудованием.
Изучать
строение
пламени,
выдвигая
гипотезы
и
проверяя их экспериментально. Уметь
разделять смеси методами отстаивания,
фильтрования
и
выпаривания.
Определять
признаки
химических
реакций. Различать понятия «атом»,
«молекула», «химический элемент»,
«ион»,
«элементарные частицы».
Различать
понятия
«вещества
молекулярного строения» и «вещества
немолекулярного
строения».
Определять понятие «кристаллическая
решётка». Определять валентность
атомов в бинарных соединениях.
Определять
состав
простейших
соединений
по
их
химическим
формулам. Изображать простейшие
химические реакции с помощью
химических
уравнений.Составлять
формулы бинарных соединений по
известной
валентности
элементов.
Рассчитывать
относительную
молекулярную массу вещества по его
формуле. Рассчитывать массовую долю
химического элемента в соединении.
Рассчитывать молярную массу вещества.
Устанавливать простейшие формулы
веществ по массовым долям элементов.
Вычислять по химическим уравнениям
массу или количество вещества по
известной массе или количеству одного
из вступающих в реакцию или
получающихся веществ. Пользоваться
информацией из других источников
для подготовки кратких сообщений.
Готовить презентации по теме
Раздел 2. Кислород. Водород.

1,
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8

Кислород – химический
элемент
и
простое
вещество. Озон. Состав
воздуха. Физические и
химические
свойства
кислорода. Получение и
применение
кислорода.
Тепловой
эффект
химических
реакций.
Понятие об экзо- и
эндотермических
реакциях.
Водород
–
химический элемент и
простое
вещество.
Физические и химические
свойства
водорода.
Получение водорода в
лаборатории. Получение
водорода
в
промышленности.
Применение
водорода.
Закон
Авогадро.
Молярный объем газов.
Качественные реакции на
газообразные
вещества
(кислород,
водород).
Объемные
отношения
газов при химических
реакциях.

11ч
Исследовать
свойства
изучаемых
веществ. Наблюдать физические и
химические превращения изучаемых
веществ. Распознавать опытном путём
кислород. Описывать химические
реакции,
наблюдаемые
в
ходе
демонстрационного и
лабораторного эксперимента. Делать
выводы из результатов проведённых
химических опытов. Участвовать в
совместном обсуждении результатов
опытов. Оказывать первую помощь при
отравлениях,
ожогах
и
травмах,
связанных с реактивами и лабораторным
оборудованием. Составлять формулы
оксидов по известной валентности
элементов. Записывать простейшие
уравнения химических реакций.
Пользоваться информацией из других
источников для подготовки кратких
сообщений. Готовить презентации по
теме. Распознавать опытным путём
водород. Вычислять молярный объём
газов, относительную плотность газов,
объёмные отношения газов при
химических реакциях. Использовать
приведённые в учебниках и задачниках
алгоритмы решения задач

1,
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8

Раздел 3. Вода. Растворы.
Вода
в
природе.
Круговорот
воды
в
природе. Физические и
химические
свойства
воды.
Растворы.
Растворимость веществ в
воде.
Концентрация
растворов. Массовая доля
растворенного вещества в
растворе.

7ч

Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать физические и
химические превращения изучаемых
веществ.
Описывать
химические
реакции,
наблюдаемые
в
ходе
демонстрационного и лабораторного
эксперимента. Делать выводы из
результатов проведённых химических
опытов. Участвовать в совместном
обсуждении
результатов
опытов.
Записывать
простейшие
уравнения
химических
реакций.
Вычислять
массовую долю растворённого вещества
в растворе, массу растворённого
вещества и воды для приготовления
раствора определённой концентрации.
Готовить растворы с определённой
массовой долей растворённого вещества.
Пользоваться информацией из других

1,
3,
4,
5,
6,
7,
8

источников для подготовки кратких
сообщений.
Раздел 4. Основные классы неорганических соединений
Оксиды. Классификация.
Номенклатура.
Физические
свойства
оксидов.
Химические
свойства
оксидов.
Получение и применение
оксидов.
Основания.
Классификация.
Номенклатура.
Физические
свойства
оснований.
Получение
оснований. Химические
свойства
оснований.
Реакция нейтрализации.
Кислоты. Классификация.
Номенклатура.
Физические
свойства
кислот.
Получение
и
применение
кислот.
Химические
свойства
кислот.
Индикаторы.
Изменение
окраски
индикаторов в различных
средах.
Соли.
Классификация.
Номенклатура.
Физические
свойства
солей.
Получение
и
применение
солей.
Химические
свойства
солей. Генетическая связь
между
классами
неорганических
соединений.
Проблема
безопасного
использования веществ и
химических реакций в
повседневной
жизни.
Токсичные, горючие и
взрывоопасные вещества.
Бытовая
химическая
грамотность.

12ч

1,
3,
4,
5,
6,
7,
8

Исследовать свойства изучаемых
веществ.
Наблюдать физические и химические
превращения изучаемых веществ.
Описывать химические реакции,
наблюдаемые в ходе
демонстрационного и лабораторного
эксперимента. Соблюдать правила
техники безопасности.
Делать выводы из результатов
проведённых химических опытов.
Участвовать в совместном обсуждении
результатов опытов. Классифицировать
изучаемые вещества по составу и
свойствам. Составлять формулы
оксидов, кислот, оснований, солей.
Характеризовать состав и свойства
веществ основных классов
неорганических соединений.
Записывать простейшие уравнения химических реакций

Раздел 5. Строение атома. Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д.И.Менделеева.
Строение атома: ядро,
энергетический уровень.

7ч

Классифицировать изученные
химические элементы и их

1,
2,

Состав
ядра
атома:
протоны,
нейтроны.
Изотопы. Периодический
закон Д.И. Менделеева.
Периодическая
система
химических
элементов
Д.И.
Менделеева.
Физический
смысл
атомного (порядкового)
номера
химического
элемента, номера группы
и периода периодической
системы.
Строение
энергетических уровней
атомов
первых
20
химических
элементов
периодической системы
Д.И.
Менделеева.
Закономерности
изменения свойств атомов
химических элементов и
их соединений на основе
положения
в
периодической
системе
Д.И.
Менделеева
и
строения атома. Значение
Периодического
закона
Д.И. Менделеева.

соединения. Сравнивать свойства
веществ, принадлежащих к разным
классам; химические элементы разных
групп. Устанавливать внутри- и
межпредметные связи. Формулировать
периодический закон Д. И. Менделеева
и раскрывать его смысл. Описывать и
характеризовать структуру таблицы
«Периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева» (короткая
форма). Различать периоды, группы, Аи Б-группы. Определять понятия
«химический элемент», «порядковый
номер», «массовое число», «изотоп»,
«относительная атомная масса»,
«электронная оболочка», «электронный
слой». Объяснять физический смысл
порядкового номера химического
элемента, номеров группы и периода, к
которым элемент принадлежит в
периодической системе Д. И.
Менделеева; закономерности изменения
свойств элементов в пределах малых
периодов и А-групп Определять число
протонов, нейтронов, электронов у
атомов химических элементов,
используя периодическую таблицу.
Моделировать строение атома, используя
компьютер.
Раздел 6. Строение веществ. Химическая связь.

Электроотрицательность
атомов
химических
элементов. Ковалентная
химическая
связь:
неполярная и полярная.
Понятие о водородной
связи и ее влиянии на
физические
свойства
веществ на примере воды.
Ионная
связь.
Металлическая
связь.
Типы
кристаллических
решеток
(атомная,
молекулярная,
ионная,
металлическая).
Зависимость физических
свойств веществ от типа
кристаллической решетки

8ч

Конкретизировать понятия «химическая
связь», «кристаллическая решётка».
Определять
понятия
«ковалентная
неполярная
связь»,
«ковалентная
полярная связь», «ионная связь»,
«водородная
связь».
Моделировать
строение веществ с кристаллическими
решётками разного типа. Определять тип
химической связи в соединениях на
основании химической формулы.

9 класс
Раздел 7. Химические реакции

3,
4,
5,
6,
7,
8

1,
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8

Понятие
о
скорости 15ч Классифицировать
химические
химической
реакции.
реакции. Приводить примеры реакций
Факторы, влияющие на
каждого
типа.
Распознавать
скорость
химической
окислительно-восстановительные
реакции.
Понятие
о
реакции по уравнениям реакций.
катализаторе.
Определять
по уравнению реакции
Классификация
окислитель, восстановитель, процесс
химических реакций по
окисления, восстановления. Наблюдать
различным
признакам:
и описывать химические реакции с
числу и составу исходных
помощью естественного языка и языка
и полученных веществ;
химии.
Исследовать
условия,
изменению
степеней
влияющие на скорость химической
окисления
атомов
реакции. Описывать условия, влияющие
химических
элементов;
скорость
химической
реакции.
поглощению
или
Проводить групповые наблюдения во
выделению
энергии.
время
проведения
лабораторных
Электролитическая
опытов. Участвовать в обсуждении
диссоциация.
результатов опытов. Обобщать знания о
Электролиты
и
растворах. Проводить наблюдения за
неэлектролиты.
Ионы.
поведением веществ в растворах, за
Катионы
и
анионы.
химическими
реакциями,
Реакции ионного обмена.
протекающими в растворах. Давать
Условия
протекания
определения понятий «электролит», «не
реакций ионного обмена.
электролит»,
«электролитическая
Электролитическая
диссоциация».
Конкретизировать
диссоциация
кислот,
понятие «ион». Обобщать понятия
щелочей и солей. Степень
«катион»,
«анион».
Исследовать
окисления. Определение
свойства
растворов
электролитов.
степени окисления атомов
Описывать свойства веществ в ходе дехимических элементов в
монстрационного и лабораторного
соединениях. Окислитель.
эксперимента. Характеризовать условия
Восстановитель.
течения
реакций
в
растворах
Сущность окислительноэлектролитов до конца. Определять
восстановительных
возможность
протекания
реакций
реакций.
ионного обмена.
Раздел 8. Неметаллы IV – VII групп и их соединения

1,
2
3,
4,
5,
6,
7,
8

Положение неметаллов в
периодической
системе
химических
элементов
Д.И. Менделеева. Общие
свойства
неметаллов.
Галогены: физические и
химические
свойства.
Соединения
галогенов:
хлороводород,
хлороводородная кислота
и
ее
соли.
Сера:
физические и химические
свойства.
Соединения
серы:
сероводород,
сульфиды, оксиды серы.

1,
2
3,
4,
5,
6,
7,
8

30ч

Объяснять закономерности изменения
свойств неметаллов в малых периодах
и
А-группах.
Характеризовать
химические элементы на основе их
положения в периодической системе и
особенностей строения их атомов.
Делать умозаключения о характере
изменения
свойств
химических
элементов с увеличением зарядов
атомных
ядер.
Пользоваться
„информацией из других источников
для подготовки кратких сообщений.
Готовить презентации по теме.
Характеризовать галогены на основе их
положения в периодической системе и

Серная,
сернистая
и
сероводородная кислоты и
их соли. Азот: физические
и химические свойства.
Аммиак. Соли аммония.
Оксиды азота. Азотная
кислота и
ее соли.
Фосфор: физические и
химические
свойства.
Соединения
фосфора:
оксид
фосфора
(V),
ортофосфорная кислота и
ее
соли.
Углерод:
физические и химические
свойства.
Аллотропия
углерода: алмаз, графит,
карбин,
фуллерены.
Соединения
углерода:
оксиды углерода (II) и
(IV), угольная кислота и
ее соли. Кремний и его
соединения

особенностей строения их атомов.
Объяснять закономерности изменения
свойств галогенов с увеличением
атомного номера. Описывать свойства
веществ в ходе демонстрационного и
лабораторного
эксперимента.
Соблюдать
технику
безопасности.
Распознавать опытным путём соляную
кислоту и её соли, а также бромиды и
иодиды. Использовать приобретённые
знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни с
целью безопасного обращения с
веществами
и
материалами
и
экологически грамотного поведения в
окружающей
среде.
Вычислять
массовую долю растворённого вещества
в растворе. Характеризовать
элементы (VI)А-группы (подгруппы
кислорода) на основе их положения в
периодической
системе
и
особенностей строения их атомов.
Объяснять закономерности изменения
свойств элементов (VI) А-группы.
Характеризовать аллотропию кислорода
и серы как одну из причин
многообразия
веществ.
Описывать
свойства
веществ
в
ходе
демонстрационного и лабораторного
эксперимента.
Соблюдать
технику
безопасности.
Оказывать
первую
помощь при отравлениях, ожогах и
травмах, связанных с реактивами и
лабораторным оборудованием.
Определять принадлежность веществ к
определённому классу соединений.
Сопоставлять свойства разбавленной и
концентрированной серной кислоты.
Записывать уравнения реакций в
электронно-ионном виде. Распознавать
опытным' путём растворы кислот,
сульфиды, сульфиты, сульфаты.
Характеризовать элементы VA-группы
(подгруппы азота) на основе их
положения в периодической системе и
особенностей строения их атомов.
Объяснять закономерности изменения
свойств элементов VA-группы.
Характеризовать аллотропию фосфора
как одну из причин многообразия
веществ. Описывать свойства веществ в
ходе демонстрационного и

лабораторного экспериментов.
Характеризовать элементы (IV)А-группы
(подгруппы углерода) на основе их
положения в периодической системе
и особенностей строения их атомов.
Объяснять закономерности изменения
свойств элементов IVA-группы.
Характеризовать аллотропию углерода
как одну из причин многообразия
веществ.
Раздел 9. Металлы
Положение металлов в 13 ч
периодической
системе
химических
элементов
Характеризовать металлы на основе их
Д.И.
Менделеева.
положения в периодической системе и
Металлы в природе и
особенностей строения их атомов.
общие
способы
их
Объяснять закономерности изменения
получения.
Общие
свойств металлов по периоду и в Афизические
свойства
группах.
Исследовать
свойства
металлов.
Общие
изучаемых
веществ.
Объяснять
химические
свойства
зависимость
физических свойств
металлов:
реакции
с
металлов от вида химической связи
неметаллами, кислотами,
между их атомами., Наблюдать и
солями.
описывать химические реакции
с
Электрохимический ряд
помощью
естественного языка и
напряжений
металлов.
языка
химии.
Наблюдать
Щелочные металлы и их
демонстрируемые и самостоятельно
соединения.
проводимые
опыты.
Описывать
Щелочноземельные
свойства
изучаемых веществ на
металлы и их соединения.
основе
наблюдений
за
их
Алюминий.
превращениями.
Доказывать
Амфотерность оксида и
амфотерный характер оксидов и
гидроксида
алюминия.
гидроксидов алюминия и железа.
Железо.
Соединения
Сравнивать отношение изучаемых межелеза и их свойства:
таллов и оксидов металлов к воде
оксиды, гидроксиды и
соли железа (II и III).
Раздел 10. Первоначальные сведения об органических веществах.

1,
2 3,
4,
5,
6,
7,
8

Первоначальные сведения
о строении органических
веществ. Углеводороды:
метан,
этан,
этилен.
Источники
углеводородов:
природный газ, нефть,
уголь.
Кислородсодержащие
соединения:
спирты
(метанол,
этанол,
глицерин),
карбоновые

1,
2 3,
4,
5,
6,
7,
8

10ч

Использовать внутри- и межпредметные
связи. Составлять молекулярные и
структурные формулы углеводородов.
Определять принадлежность вещества к
определённому классу органических
соединений. Записывать уравнения
реакций замещения и присоединения с
участием органических веществ.
Наблюдать демонстрационные опыты.
Описывать свойства изучаемых веществ
на основе наблюдений за их
превращениями. Участвовать в

кислоты
(уксусная
кислота, аминоуксусная
кислота, стеариновая и
олеиновая
кислоты).
Биологически
важные
вещества: жиры, глюкоза,
белки.
Химическое
загрязнение окружающей
среды и его последствия.
Учебный
контроль
проводится по итогам
учебного материала для
выявления
динамики
полученных знаний по
предмету за I и II
полугодие.

совместном обсуждении результатов
опытов. Проводить качественные
реакции на некоторые органические
вещества. Пользоваться информацией из
других источников для подготовки
кратких сообщений. Готовить
компьютерные презентации по теме.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
кафедры дисциплин
естественно-математического цикла
№ 1 от «27» августа 2021 г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УМР
МАОУ лицея № 11 им. В.В.Рассохина

_______________ О.П.Савенкова

«27» августа 2021 г.

подпись руководителя МО

Ф.И.О.

_____________ Н.Е.Гюльназарян
подпись

Ф.И.О.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».