Рабочая программа Химия ФГОС 8-9 химия

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ №11
имени Вячеслава Владимировича Рассохина

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от _28_августа 2020 года протокол № 1
Директор МАОУ лицея №11
Им. В.В. Расохина
_____________

А.М. Абелян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По химии
Основное общее образование 8-9 классы
Количество часов 136 часов
Учитель Андрющенко Любовь Николаевна
Программа разработана в соответствии и на основе:
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования" (с дополнениями и
изменениями), для 5-9 классов
- примерной основной образовательной программы начального/основного общего
образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по
общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5);
- УМК Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников
Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана 8-9 классы: пособие для учителей
общеобразовательных организаций/ Н.Н. Гара.-2-ое изд., доп.-М. : Просвещение,
2013.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве
гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе
российского народа). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию).
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного
отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта
общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность
к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к
конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов,
процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения
социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют
сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и
социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных
преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской
деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к

окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности
продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и
организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование
компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии
изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения
в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
8. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к осуществлению
природоохранной деятельности)
Метапредметные результаты освоения программы.
При изучении химии обучающиеся усовершенствуют приобретенные на
первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут
работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них
информацию, в том числе:
• систематизировать,
сопоставлять,
анализировать,
обобщать
и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой
словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме
(в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных
диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения химии обучающиеся приобретут опыт проектной
деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и
эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на
практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче
средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они
получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов
решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее
приемлемого решения.
Предметные результаты освоения программы:
8 класс
Выпускник научится:
 характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение,
эксперимент;
 описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их
существенные признаки;

 раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула»,
«химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность»,
«химическая реакция», используя знаковую систему химии;
 раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства
состава, атомно-молекулярной теории;
 различать химические и физические явления;
 называть химические элементы;
 определять состав веществ по их формулам;
 определять валентность атома элемента в соединениях;
 определять тип химических реакций;
 называть признаки и условия протекания химических реакций;
 выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической
реакции при выполнении химического опыта;
 составлять формулы бинарных соединений;
 составлять уравнения химических реакций;
 соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
 пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
 вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
 вычислять массовую долю химического элемента по формуле
соединения;
 вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему,
массе реагентов или продуктов реакции;
 характеризовать физические и химические свойства простых веществ:
кислорода и водорода;
 получать, собирать кислород и водород;
 распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
 раскрывать смысл закона Авогадро;
 раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный
объем»;
 характеризовать физические и химические свойства воды;
 раскрывать смысл понятия «раствор»;
 вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
 приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного
вещества;
 называть соединения изученных классов неорганических веществ;
 характеризовать физические и химические свойства основных классов
неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
 определять принадлежность веществ к определенному классу
соединений;
 составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
 проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных
классов неорганических веществ;

 распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению
окраски индикатора;
 характеризовать
взаимосвязь
между
классами
неорганических
соединений;
 раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
 объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера
химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе
Д.И. Менделеева;
 объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств
элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
 характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на
основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей
строения их атомов;
 составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической
системы Д.И. Менделеева;
 раскрывать
смысл
понятий:
«химическая
связь»,
«электроотрицательность»;
 характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа
кристаллической решетки;
 определять вид химической связи в неорганических соединениях;
 изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными
видами химических связей;
Выпускник получит возможность научиться:
 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических
свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в
химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
 характеризовать вещества по составу, строению и свойствам,
устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками
вещества;
 составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности
превращений неорганических веществ различных классов;
 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах
воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
 использовать приобретенные знания для экологически грамотного
поведения в окружающей среде;
 использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении
проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов
получения и распознавания веществ;
 объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
 критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной
рекламе в средствах массовой информации;
 осознавать значение теоретических знаний по химии для практической
деятельности человека;

9 класс
Выпускник научится:
 раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты»,
«неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень
окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
 определять степень окисления атома элемента в соединении;
 раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
 составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей,
солей;
 объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций
ионного обмена;
 составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
 определять возможность протекания реакций ионного обмена;
 проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных
веществ;
 определять окислитель и восстановитель;
 составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
 называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
 классифицировать химические реакции по различным признакам;
 характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами
неметаллов;
 проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических
свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
 распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и
аммиак;
 характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами
металлов;
 называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен,
метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота,
стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
 оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на
организм человека;
 грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
 определять возможность протекания реакций некоторых представителей
органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями,
галогенами.
Выпускник получит возможность научиться:
 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических
свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в
химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

 характеризовать вещества по составу, строению и свойствам,
устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками
вещества;
 составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным
ионным уравнениям;
 прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или
восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в
его состав;
 составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности
превращений неорганических веществ различных классов;
 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах
воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
 использовать приобретенные знания для экологически грамотного
поведения в окружающей среде;
 использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении
проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов
получения и распознавания веществ;
 объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
 критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной
рекламе в средствах массовой информации;
 осознавать значение теоретических знаний по химии для практической
деятельности человека;
 создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях
по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
2. Содержание учебного предмета
Наименование разделов учебной программы и характеристика основных
содержательных линий
Разделы, темы по ООП
№
п/п

Примерная
программа

1.

Первоначальные химические понятия

2.
3.
4.

Кислород. Водород
Вода. Растворы.
Основные классы неорганических
соединений
Строение атома Периодический закон
и периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева.
Строение вещества. Химическая
связь
Химические реакции

5.

6.
7.

Количество часов
Рабочая
Рабочая
програм
программа
ма
по классам
8кл.
9кл.
23
23
11
7
13

11
7
13

6

6

8

8

15

15

8.
9.
10.

Неметаллы IV – VII групп и их
соединения:
Металлы и их соединения
Первоначальные
сведения
об
органических веществах

30

30

13
10

13
10

136

68

68

Содержание программы
8 класс
Тема 1. Первоначальные химические понятия (23ч)
Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение,
измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и
смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки
химических элементов. Простые и сложные вещества. Валентность. Закон
постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. Относительная
атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в
соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.
Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Моль –
единица количества вещества. Молярная масса.
Тема 2. Кислород. Водород (11ч)
Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха.
Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение
кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и
эндотермических реакциях. Водород – химический элемент и простое вещество.
Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории.
Получение водорода в промышленности. Применение водорода. Закон Авогадро.
Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные вещества
(кислород, водород). Объемные отношения газов при химических реакциях.
Тема 3. Вода. Растворы (7ч)
Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические
свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация
растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе.
Тема4. Основные классы неорганических соединений (13ч)
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов.
Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания.
Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение
оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты.
Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот. Получение и
применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение
окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура.
Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химические свойства
солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Проблема
безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.
Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая
грамотность.

Тема 5. Строение атома. Периодический закон и периодическая
система химических элементов Д.И. Менделеева (6ч)
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома:
протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический
смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и
периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов
первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их
соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и
строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Тема 6. Строение веществ. Химическая связь (8ч)
Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная
химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее
влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь.
Металлическая связь. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная,
ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа
кристаллической решетки.
9 класс
Тема 1. Химические реакции (15ч)
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость
химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических
реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных
веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов;
поглощению или выделению энергии. Электролитическая диссоциация.
Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного
обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая
диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени
окисления атомов химических элементов в соединениях. Окислитель.
Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций.
Тема 2. Неметаллы IV – VII групп и их соединения (30ч)
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов
Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и
химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная
кислота и ее соли. Сера: физические и химические свойства. Соединения серы:
сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная
кислоты и их соли. Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли
аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и
химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная
кислота и ее соли. Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия
углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды
углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения.
Тема 3. Металлы и их соединения (13ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева. Металлы в природе и общие способы их получения. Общие

физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с
неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Щелочные металлы и их соединения. Щелочноземельные металлы и их
соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо.
Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).
Тема 4. Первоначальные сведения об органических веществах(10ч)
Первоначальные
сведения
о
строении
органических
веществ.
Углеводороды: метан, этан, этилен. Источники углеводородов: природный газ,
нефть, уголь. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол,
глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота,
стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества: жиры,
глюкоза, белки. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Типы расчетных задач:
1.
Вычисление массовой доли химического элемента по формуле
соединения.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям
химических элементов.
2.
Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы
вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.
3.
Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.
Перечень практических работ:
8 класс
Практическая работа №1.
Лабораторное оборудование и приёмы
обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
Практическая работа №2. Очистка загрязнённой поваренной соли.
Практическая работа №3. Признаки протекания химических реакций.
Практическая работа №4. Получение кислорода и изучение его свойств.
Практическая работа №5. Получение водорода и изучение его свойств.
Практическая работа №6. Приготовление растворов с определённой
массовой долей растворённого вещества.
Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме
«Основные классы неорганических соединений»
9 класс
Практическая работа №1. Реакции ионного обмена.
Практическая работа №2. Качественные реакции на ионы в растворе.
Практическая работа №3. Получение аммиака и изучение его свойств.
Практическая работа №4. Получение углекислого газа и изучение его
свойств.
Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач по теме
«Неметаллы IV – VII групп и их соединений»
Практическая работа№6. Решение экспериментальных задач по теме
«Металлы и их соединения»
Перечень демонстрационных опытов:

8класс
Д.О№1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.
Д.О№2. Примеры физических и химических явлений.
Д.О№3. Ознакомление с образцами простых (металлы и неметаллы) и сложных
веществ, минералов и горных пород.
Д.О№4.Ознакомление с образцами оксидов.
Д.О№5. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).
Д.О№6.Опыты, подтверждающие химические свойства оксидов.
Д.О.№7 Опыты, подтверждающие химические свойства оснований
Д.О.№8. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот.
Д.О.№9. Опыты, подтверждающие химические свойства солей.

9класс
Д.О.№1. Реакции обмена между растворами электролитов
Д.О.№2 Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений. Свойства
соляной кислоты.
Д.О№3 Ознакомление с образцами серы и её природных соединений
Д.О.№4 Взаимодействие солей аммония со щелочами
Д.О№5 Качественная реакция на углекислый газ.
ДО№6 Качественная реакция на карбонат ионы..
Д.О.№7 Изучение образцов металлов
Д.О.№8. Взаимодействие металлов с растворами солей.
Д.О№9 Ознакомление со свойствами и превращениями карбонатов и гидрокарбонатов
Д.О.№10. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и
щелочами
Д.О.№11 Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+

Направления проектной деятельности учащихся
Тип учебного
8 класс
9 класс
проекта
Исследо
Исследование природных
Исследование зависимости скорости
вательские
индикаторов. Определение с их
коррозии металлов от различных
помощью уровня кислотности среды. факторов
Игровые

Создание викторин, кроссвордов, на
основе химических названий и
законов, понятий и свойств веществ.
Творческие
Создание презентаций, иллюстраций,
написание сказок, рассказов об
элементах и веществах, отражающих
их химические и физические свойства.
Познавательно- Оформление докладов, сообщений,
информаци
рефератов об интересных фактах,
онные
химических открытиях , необычных
свойствах.
Практикоориентиро
ванные

Создание викторин, кроссвордов, на
основе химических названий и
законов, понятий и свойств веществ
Создание презентаций к урокам.
Иллюстрация свойств веществ в виде
опорных конспектов с рисунками.
Оформление докладов, сообщений,
рефератов об интересных фактах,
химических открытиях , необычных
свойствах

Использование простых веществ и их Использование простых веществ и их
соединений в промышленности,
соединений в промышленности,
отраслях народного хозяйства, быту
отраслях народного хозяйства, быту

3.Тематическое планирование
Темы
Тема 1. Первоначальные
химические понятия

Колво
часов
23

Основные виды деятельности обучающихся
8 класс
Различать предметы изучения естественных наук.
Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе
химических реакций.
Учиться проводить химический эксперимент.
Соблюдать правила техники безопасности.
Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и
травмах, связанных с реактивами и лабораторным
оборудованием.
Знакомиться с лабораторным оборудованием.
Изучать строение пламени, выдвигая
гипотезы и проверяя их экспериментально.
Различать понятия «чистое вещество» и «смесь
веществ».
Уметь разделять смеси методами отстаивания,
фильтрования и выпаривания.
Различать физические и химические явления.
Определять признаки химических реакций.
Фиксировать в тетради наблюдаемые признаки
химических реакций.
Различать понятия «атом», «молекула»,«химический
элемент», «ион», «элементарные частицы».
Различать понятия «вещества молекулярного
строения» и «вещества немолекулярного строения».
Формулировать определение понятия «кристаллическая
решётка».
Определять валентность атомов в бинарныхсоединениях.
Объяснять зависимость свойств веществ от типа его
кристаллической решетки.
Определять относительную атомную массу элементов и
валентность элементов в бинарных соединениях.
Определять состав простейших соединений
по их химическим формулам.
Составлять формулы бинарных соединений по известной
валентности элементов.
Изображать простейшие химические реакции с помощью
химических уравнений.
Различать понятия «индекс», «коэффициент», «схема
химической реакции», «уравнение химической реакции».
Рассчитывать относительную молекулярную массу по
формулам веществ.
Рассчитывать массовую долю химического элемента в
соединении.
Устанавливать простейшие формулы веществ по
массовым долям элементов.
Рассчитывать молярную массу вещества
Вычислять по химическим формулам и химическим
уравнениям массу, количество вещества по известной

Тема 2. Кислород.
Водород.

11ч

Тема 3. Вода. Растворы.

7ч

массе, количеству одного из вступающих или
получающихся в реакции веществ
Пользоваться информацией из других источников для
подготовки кратких
сообщений. Готовить презентации по теме
Исследовать свойства изучаемых веществ.
Наблюдать физические и химические превращения
изучаемых веществ.
Распознавать опытным путём кислород.
Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе
демонстрационного и лабораторного эксперимента.
Делать выводы из результатов проведённых химических
опытов.
Участвовать в совместном обсуждении результатов
опытов.
Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и
травмах, связанных с реактивами и лабораторным
оборудованием.
Составлять формулы оксидов по известной валентности
элементов.
Записывать простейшие уравнения химических реакций.
Пользоваться информацией из других источников для
подготовки кратких сообщений. Готовить презентации
по теме
Исследовать свойства изучаемых веществ.
Наблюдать физические и химические превращения
изучаемых веществ.
Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе
демонстрационного и лабораторного эксперимента.
Распознавать опытным путём водород.
Соблюдать правила техники безопасности.
Делать выводы из результатов проведённых химических
опытов.
Вычислять объемные отношения газов при химических
реакциях.
Участвовать в совместном обсуждении результатов
опытов.
Записывать простейшие уравнения химических реакций.
Пользоваться информацией из других источников для
подготовки кратких сообщений. Готовить презентации
по теме
Исследовать свойства изучаемых веществ.
Наблюдать физические и химические
превращения изучаемых веществ.
Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе
демонстрационного и лабораторного эксперимента.
Делать выводы из результатов проведённых химических
опытов.
Участвовать в совместном обсуждении результатов
опытов.
Записывать простейшие уравнения химических реакций.
Вычислять массовую долю растворённого вещества в

Тема 4. Основные классы
неорганических
соединений.

12ч

Тема 5. Строение атома.
Периодический закон и
периодическая система
химических элементов
Д.И.Менделеева.

7ч

растворе, массу растворённого вещества и воды для
приготовления раствора определённой концентрации.
Готовить растворы с определённой массовой долей
растворённого вещества.
Пользоваться информацией из других источников для
подготовки кратких сообщений
Исследовать свойства изучаемых веществ.
Наблюдать физические и химические превращения
изучаемых веществ.
Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе
демонстрационного и лабораторного эксперимента.
Соблюдать правила техники безопасности.
Делать выводы из результатов проведённых химических
опытов.
Участвовать в совместном обсуждении результатов
опытов.
Классифицировать изучаемые вещества по составу и
свойствам.
Составлять формулы оксидов, кислот, оснований, солей.
Характеризовать состав и свойства веществ основных
классов неорганических соединений.
Записывать простейшие уравнения химических реакций
Классифицировать изученные химические элементы и их
соединения.
Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным
классам; химические элементы разных групп.
Устанавливать внутри- и межпредметные связи.
Формулировать периодический закон Д. И. Менделеева и
раскрывать его смысл.
Характеризовать структуру таблицы «Периодическая
система химических элементов Д. И. Менделеева»
(короткая форма). Различать периоды, группы, А- и Бгруппы.
Объяснять физический смысл порядкового номера
химического элемента, номеров группы и периода, к
которым элемент принадлежит в периодической системе
Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств
элементов в малых периодах и А-группах.
Формулировать определения понятий «химический
элемент», «порядковый номер», «массовое число»,
«изотоп», «относительная атомная масса», «электронная
оболочка», «электронный слой».
Определять число протонов, нейтронов, электронов у
атомов
химических
элементов,
используя
периодическую таблицу.
Составлять схемы строения атомов первых 20 элементов
периодической системы элементов.
Характеризовать химические элементы на основе их
положения в периодической системе и особенностей
строения их атомов.
Делать умозаключения о характере изменения свойств
химических элементов с увеличением зарядов атомных

Тема 6. Строение веществ.
Химическая связь.

8ч

Тема 7. Химические
реакции

15ч

ядер.
Исследовать свойства изучаемых веществ.
Наблюдать физические и химические превращения
изучаемых веществ.
Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе
эксперимента.
Участвовать в совместном обсуждении результатов
опытов.
Формулировать определения понятий «ковалентная
неполярная связь», «ковалентная полярная связь»,
«ионная
связь»,
«степень
окисления»,
«электроотрицательность».
Определять тип химической связи в соединениях на
основании химической формулы.
Определять степень окисления элементов в соединениях.
Составлять формулы веществ по известным степеням
окисления элементов.
Устанавливать внутри- и межпредметные связи.
Составлять сравнительные о обобщающие таблицы и
схемы.
9 класс
Классифицировать химические реакции.
Приводить примеры реакций каждого типа.
Распознавать
окислительно
восстановительные
реакции.
Определять окислитель, восстановитель, процесс
окисления, восстановления.
Наблюдать и описывать химические реакции с помощью
естественного языка и языка химии.
Исследовать условия, влияющие на скорость химической
реакции.
Описывать условия, влияющие на скорость химической
реакции.
Составлять термохимические уравнения реакций.
Вычислять
тепловой
эффект
реакции
по
ее
термохимическому уравнению.
Обобщать знания о растворах.
Проводить наблюдения за поведением веществ в
растворах, за химическими реакциями, протекающими в
растворах.
Формулировать определения понятий «электролит»,
«неэлектролит», «электролитическая диссоциация».
Конкретизировать понятие «ион».
Обобщать понятия «катион», «анион».
Исследовать свойства растворов электролитов.
Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного
и лабораторного эксперимента.
Соблюдать правила техники безопасности.
Характеризовать условия течения реакций в растворах
электролитов до конца.
Определять возможность протекания реакций ионного
обмена.

Тема 8. Неметаллы IV –
VII групп и их соединения

30ч

Проводить групповые наблюдения во время проведения
лабораторных опытов.
Обсуждать в группах результаты опытов.
Объяснять сущность реакций ионного обмена.
Распознавать реакции ионного обмена. Составлять
ионные уравнения реакций.
Составлять сокращённые ионные уравнения реакций
Объяснять
закономерности
изменения
свойств
неметаллов в периодах и А-группах.
Характеризовать галогены на основе их положения в
периодической системе Д. И. Менделеева и
особенностей
строения
их
атомов.
Объяснять
закономерности изменения свойств галогенов по
периоду и в А-группах.
Распознавать опытным путём соляную кислоту и её
соли, бромиды, иодиды.
Характеризовать элементы VIА группы (подгруппы
кислорода) на основе их положения в периодической
системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их
атомов.
Объяснять закономерности изменения свойств элементов
IVА группы по периоду и в А-группах.
Характеризовать аллотропию серы как одну из причин
многообразия веществ.
Сопоставлять
свойства
разбавленной
и
концентрированной серной кислоты.
Распознавать опытным путём растворы кислот,
сульфиды, сульфиты, сульфаты.
Характеризовать элементы VА группы (подгруппы
азота) на основе их положения в периодической системе
и особенностей строения их атомов.
Объяснять закономерности изменения свойств элементов
VA-группы.
Характеризовать аллотропию фосфора как одну из
причин многообразия веществ.
Сопоставлять
свойства
разбавленной
и
концентрированной азотной кислоты. Составлять
уравнения ступенчатой диссоциации на примере
фосфорной кислоты.
Распознавать опытным путём аммиак, растворы кислот,
нитрат- и фосфат-ионы, ион аммония.
Характеризовать элементы IVА группы (подгруппы
углерода) на основе их положения в периодической
системе и особенностей строения их атомов.
Объяснять закономерности изменения свойств элементов
IVA группы. Характеризовать аллотропию углерода как
одну из причин многообразия веществ.. Сопоставлять
свойства оксидов углерода и кремния, объяснять
причину их различия. Доказывать кислотный характер
высших оксидов углерода и кремния
Осуществлять
взаимопревращения
карбонатов
и
гидрокарбонатов.

Распознавать опытным путём углекислый газ, карбонатионы.
Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного
и
лабораторного
эксперимента.
Устанавливать
принадлежность веществ к определённому классу
соединений.
Соблюдать технику безопасности.
Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и
травмах, связанных с реактивами и лабораторным
оборудованием.
Использовать приобретённые знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни с
целью безопасного обращения с веществами и
материалами и экологически грамотного поведения в
окружающей среде.
Вычислять по химическим уравнениям массу, объём или
количество одного из продуктов реакции по массе
исходного вещества, объёму или количеству вещества,
содержащего определённую долю примесей
Готовить компьютерные презентации по теме
Пользоваться информацией из других источников для
подготовки кратких сообщений.

Тема 9. Металлы

13ч

Характеризовать металлы на основе их положения в
периодической системе и особенностей строения их
атомов.
Объяснять закономерности изменения свойств металлов по
периоду и в А-группах. Исследовать свойства изучаемых
веществ.
Объяснять зависимость физических свойств металлов от
вида химической связи между их атомами.
Наблюдать и описывать химические реакции с помощью
естественного языка и языка химии.
Наблюдать
демонстрируемые
и
самостоятельно
проводимые опыты.
Описывать свойства изучаемых веществ на основе
наблюдений за их превращениями.
Доказывать амфотерный характер оксидов и гидроксидов
алюминия и железа(III).
Сравнивать отношение изучаемых металлов и оксидов
металлов к воде.
Сравнивать отношение гидроксидов натрия, кальция и
алюминия к растворам кислот и щелочей.
Распознавать опытным путём гидроксид-ионы, ионы Fe2+ и
Fe3+.
Соблюдать технику безопасного обращения с химической
посудой и лабораторным оборудованием.
Осуществлять реакции, подтверждающие генетическую

связь между неорганическими соединениями.
Записывать уравнения реакций в ионном виде с указанием
перехода электронов. Обобщать знания и делать выводы о
закономерностях изменений свойств металлов в периодах и
А-группах периодической системы.
Прогнозировать свойства неизученных элементов и их
соединений на основе знаний о периодическом законе.
Использовать приобретённые знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни с целью
безопасного обращения с веществами и материалами и
экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Вычислять по химическим уравнениям массу, объём или
количество одного из продуктов реакции по массе
исходного вещества, объёму или количеству вещества,
содержащего определённую долю примесей.
Пользоваться информацией из других источников для
подготовки кратких сообщений.
Готовить компьютерные презентации по теме

Тема10. Первоначальные
сведения об органических
веществах

10ч

Использовать внутри- и межпредметные связи.
Составлять молекулярные и структурные формулы
углеводородов.
Определять принадлежность вещества к определённому
классу органических соединений.
Записывать
уравнения
реакций
замещения
и
присоединения с участием органических веществ.
Наблюдать демонстрируемые опыты. Описывать свойства
изучаемых веществ на основе наблюдений за их
превращениями.
Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.
Проводить
качественные
реакции
на
некоторые
органические вещества. Пользоваться информацией из
других источников для подготовки кратких сообщений.
Готовить компьютерные презентации по теме

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания №1
НМК ЕМЦ МАОУ лицея № 11
им. В. В. Рассохина
от 28.08. 2016 года
________________С. А. Пригода

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
МАОУ лицея №11 им. В. В. Рассохина
____________________И. Н. Пономаренко
«

30» августа 2016 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».