Рабочая программа Химия ФГОС 10 класс (базовый уровень)

Краснодарский край
муниципальное образование город Армавир
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – лицей №11 имени В.В.
Рассохина

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от _31_ . 08 2018 года протокол № 1
Председатель
_____________ А.М. Абелян
подпись руководителя ОУ

Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по

ХИМИИ

Уровень образования (класс)

.
среднее (полное) общее образование

( начальное общее, основное общее, среднее(полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов
Учитель

( 10 - 11 )

68

Андрющенко Любовь Николаевна

Программа разработана в соответствии и на основе
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.
N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования" (с изменениями на 29 июня 2017 года);
- примерной основной образовательной программы среднего общего образования,
одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию
(протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
- УМК О.С. Габриеляна. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников О.С.

Габриеляна 10—11 классы :

1. Пояснительная записка
Цели
• освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины

мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
• овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии
современных технологий и получении новых материалов;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием
различных источников информации, в том числе компьютерных;
• воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного
общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и
окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в

•

быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни,
предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи
Сформировать у обучающихся знания основ химической науки: важнейших факторов, понятий,
химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера.
•Развить умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе,
лаборатории, в повседневной жизни.
•Сформировать специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные
эксперименты, соблюдая правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в
общении с природой и в повседневной жизни.
•Раскрыть гуманистическую направленность химии, ее возрастающей роли в решении главных
проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира.
•Развить личность обучающихся: их интеллектуальное и нравственное совершенствование,
сформировать у них гуманистические отношения и экологически целесообразного поведение в быту
и в процессе трудовой деятельности.
• Сформировать у обучающихся коммуникативной и валеологической компетентностей;
• Воспитать ответственное отношение к природе, бережное отношение к учебному оборудованию,
умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.

В учебном плане средней школы МАОУ лицей №11 имени В.В. Рассохина
рабочая программа по химии в 10-11 классах общеобразовательных учреждений
рассчитана на 68 часов (1 ч в неделю).
Таблица распределения часов по годам обучения и по темам
Рабочая
программа

Название темы
теория

10 класс
практика

2

Основы органической
химии
Появление и развитие
органической химии как
науки
Углеводороды

3
12

1

3

Функциональные

11

1

1

теория

11 класс
практика

4

5
6
7

производные углеводородов
Полифункциональные
соединения
Теоретические основы
химии
Строение вещества
Химические реакции
Химия и жизнь
Итого:

6

32

2

9
16
6

3

31

3

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение химии в средней школе даёт возможность достичь
следующих результатов в направлении личностногоразвития: в сфере
отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья,
реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким
достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа
жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к
собственному физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к

историко-культурной общности российского народа и судьбе России,
патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным
символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному
языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в Российской Федерации;
в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и
ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового
к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека,
которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии
решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных
формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно
значимой деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к

национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным
убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям;
в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного
отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное
отношение к физическому и психологическому здоровью других людей,
умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в
том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного
сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и
нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству,
владение достоверной информацией о передовых достижениях и
открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных
знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;

– экологическая культура, бережное отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому
обустройству собственного быта;
в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе
подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и
материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей;
в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной
деятельности как к возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанносте;
в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное
благополучие обучающихся в жизни образовательной организации,
ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты освоения
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий
и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать
конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметными результатами освоения основной образовательной
программы среднего общего образования являются:
Выпускник на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль химии в формировании современной
научной картины мира и в практической деятельности человека;
– демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими
естественными науками;
– раскрывать на примерах положения теории химического строения
А.М. Бутлерова;
– понимать физический смысл Периодического закона
Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств
химических элементов и образованных ими веществ от электронного
строения атомов;
– объяснять причины многообразия веществ на основе общих
представлений об их составе и строении;
– применять правила систематической международной номенклатуры
как средства различения и идентификации веществ по их составу и
строению;
– составлять молекулярные и структурные формулы органических
веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и
принадлежности к определенному классу соединений;

– характеризовать органические вещества по составу, строению и
свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными
характеристиками вещества;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих
характерные свойства типичных представителей классов органических
веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
– прогнозировать возможность протекания химических реакций на
основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их
реакционной способности;
– использовать знания о составе, строении и химических свойствах
веществ для безопасного применения в практической деятельности;
– приводить примеры практического использования продуктов
переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений
(полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
– проводить опыты по распознаванию органических веществ:
глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала,
белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
– владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими
веществами и лабораторным оборудованием;
– устанавливать зависимость скорости химической реакции и
смещения химического равновесия от различных факторов с целью
определения оптимальных условий протекания химических процессов;
– приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
– приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в
природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие
химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
– проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы
углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и
массовым долям элементов, входящих в его состав;
– владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и
токсичными веществами, средствами бытовой химии;
– осуществлять поиск химической информации по названиям,
идентификаторам, структурным формулам веществ;
– критически оценивать и интерпретировать химическую информацию,
содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах
Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественнонаучной корректности в целях выявления ошибочных суждений и
формирования собственной позиции;

– представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед
человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в
решении этих проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической
химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
– использовать методы научного познания при выполнении проектов и
учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения
и распознавания органических веществ;
– объяснять природу и способы образования химической связи:
ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной
– с целью определения химической активности веществ;
– устанавливать генетическую связь между классами органических
веществ для обоснования принципиальной возможности получения
органических соединений заданного состава и строения;
– устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и
следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании
принимаемых решений на основе химических знаний.
2. Содержание учебного предмета химия
10 класс
Основы органической химии (34 ч)
Тема 1. Появление и развитие органической химии как науки (3
ч.)
Появление и развитие органической химии как науки. Предмет
органической химии. Место и значение органической химии в системе
естественных наук.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле
согласно их валентности. Основные положения теории химического
строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет
органической молекулы. Кратность химической связи. Зависимость
свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры.
Понятие о функциональной группе.
Принципы классификации органических соединений.
Систематическая международная номенклатура и принципы образования
названий органических соединений.
Тема 2.Углеводороды (13ч.)
Алканы. Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов.
Гомологи. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета. Закономерности

изменения физических свойств. Химические свойства (на примере метана
и этана): реакции замещения (галогенирование), дегидрирования как
способы получения важнейших соединений в органическом синтезе.
Горение метана как один из основных источников тепла в
промышленности и быту. Нахождение в природе и применение алканов.
Понятие о циклоалканах.
Алкены. Строение молекулы этилена. Гомологический ряд алкенов.
Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи
в молекуле. Химические свойства (на примере этилена): реакции
присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация,
гидрогалогенирование) как способ получения функциональных
производных углеводородов, горения. Полимеризация этилена как
основное направление его использования. Полиэтилен как
крупнотоннажный продукт химического производства. Применение
этилена.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с
двумя двойными связями. Полимеризация дивинила (бутадиена-1,3) как
способ получения синтетического каучука. Натуральный и синтетический
каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины.
Алкины. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд
алкинов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения
кратной связи в молекуле. Химические свойства (на примере ацетилена):
реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация,
гидрогалогенирование) как способ получения полимеров и других
полезных продуктов. Горение ацетилена как источник
высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов. Применение
ацетилена.
Арены. Бензол как представитель ароматических углеводородов.
Строение молекулы бензола. Химические свойства: реакции замещения
(галогенирование) как способ получения химических средств защиты
растений, присоединения (гидрирование) как доказательство
непредельного характера бензола. Реакция горения. Применение бензола.
Тема 3. Функциональные производные углеводородов (12 ч)
Спирты. Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол
и этанол как представители предельных одноатомных спиртов.
Химические свойства (на примере метанола и этанола): взаимодействие с
натрием как способ установления наличия гидроксогруппы, реакция с
галогеноводородами как способ получения растворителей, дегидратация
как способ получения этилена. Реакция горения: спирты как топливо.
Применение метанола и этанола. Физиологическое действие метанола и
этанола на организм человека. Этиленгликоль и глицерин как
представители предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция
на многоатомные спирты и ее применение для распознавания глицерина в
составе косметических средств. Практическое применение этиленгликоля и
глицерина.

Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в
молекуле фенола. Химические свойства: взаимодействие с натрием,
гидроксидом натрия, бромом. Применение фенола.
Альдегиды. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как
представители предельных альдегидов. Качественные реакции на
карбонильную группу (реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с
гидроксидом меди (II) и их применение для обнаружения предельных
альдегидов в промышленных сточных водах. Токсичность альдегидов.
Применение формальдегида и ацетальдегида.
Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель
предельных одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства (на
примере уксусной кислоты): реакции с металлами, основными оксидами,
основаниями и солями как подтверждение сходства с неорганическими
кислотами. Реакция этерификации как способ получения сложных эфиров.
Применение уксусной кислоты. Представление о высших карбоновых
кислотах.
Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты
взаимодействия карбоновых кислот со спиртами. Применение сложных
эфиров в пищевой и парфюмерной промышленности. Жиры как сложные
эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Растительные и животные
жиры, их состав. Распознавание растительных жиров на основании их
непредельного характера. Применение жиров. Гидролиз или омыление
жиров как способ промышленного получения солей высших карбоновых
кислот. Мылá как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства
мыла.
Тема 4. Полифункциональные соединения (7 ч)
Углеводы. Классификация углеводов. Нахождение углеводов в
природе. Глюкоза как альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза.
Гидролиз сахарозы. Крахмал и целлюлоза как биологические полимеры.
Химические свойства крахмала и целлюлозы (гидролиз, качественная
реакция с йодом на крахмал и ее применение для обнаружения крахмала в
продуктах питания). Применение и биологическая роль углеводов.
Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна.
Идентификация органических соединений. Генетическая связь
между классами органических соединений. Типы химических реакций в
органической химии.
Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Аминокислоты как
амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое
значение α-аминокислот. Области применения аминокислот. Белки как

природные биополимеры. Состав и строение белков. Химические свойства
белков: гидролиз, денатурация. Обнаружение белков при помощи
качественных (цветных) реакций. Превращения белков пищи в организме.
Биологические функции белков.
11 класс
Теоретические основы химии
Тема 5. Строение вещества (9 ч)
Строение вещества. Современная модель строения атома.
Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденные состояния
атомов. Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы).
Особенности строения энергетических уровней атомов d-элементов.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Причины и
закономерности изменения свойств элементов и их соединений по
периодам и группам. Электронная природа химической связи.
Электроотрицательность. Виды химической связи (ковалентная, ионная,
металлическая, водородная) и механизмы ее образования.
Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток
(атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических
свойств вещества от типа кристаллической решетки. Причины
многообразия веществ.
Тема 6. Химические реакции.(19 час.) Гомогенные и гетерогенные
реакции. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов:
природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ,
температуры, площади реакционной поверхности, наличия катализатора.
Роль катализаторов в природе и промышленном производстве.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под
действием различных факторов (концентрация реагентов или продуктов
реакции, давление, температура) для создания оптимальных условий
протекания химических процессов. Дисперсные системы. Понятие о

коллоидах (золи, гели). Истинные растворы. Реакции в растворах
электролитов.рH раствора как показатель кислотности среды. Гидролиз
солей. Значение гидролиза в биологических обменных
процессах.Окислительно-восстановительные реакции в природе,
производственных процессах и жизнедеятельности организмов.
Окислительно-восстановительные свойства простых веществ – металлов
главных и побочных подгрупп (медь, железо) и неметаллов: водорода,
кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Коррозия
металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии.
Электролиз растворов и расплавов. Применение электролиза в
промышленности.
Тема 7. Химия и жизнь (6 ч)
Научные методы познания в химии. Источники химической
информации. Поиск информации по названиям, идентификаторам,
структурным формулам. Моделирование химических процессов и
явлений, химический анализ и синтез как методы научного познания.
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны,
минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных
препаратов. Вредные привычки и факторы, разрушающие здоровье
(курение, употребление алкоголя, наркомания). Рациональное питание.
Пищевые добавки. Основы пищевой химии.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Средства
борьбы с бытовыми насекомыми: репелленты, инсектициды. Средства
личной гигиены и косметики. Правила безопасной работы с едкими,
горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.
Химия и сельское хозяйство. Минеральные и органические удобрения.
Средства защиты растений.
Химия и энергетика. Природные источники углеводородов.
Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование.
Состав нефти и ее переработка. Нефтепродукты. Октановое число
бензина. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и
транспортировке нефтепродуктов. Альтернативные источники энергии.
Химия в строительстве. Цемент. Бетон.Подбор оптимальных
строительных материалов в практической деятельности человека.

Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его
последствия. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от
химического загрязнения.
Практические работы:
10 класс
1. Получение этилена и изучение его свойств.
2. Решение экспериментальных задач по теме «Генетическая
связь между классами органических соединений»
Типы расчетных задач:
1.Нахождение молекулярной формулы органического вещества
по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его
состав.
11 класс
1. Исследование влияния различных факторов на скорость
химической реакции.
2. Идентификация неорганических соединений.
Типы расчетных задач:
1. Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в
смеси.
2. Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта
реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с
определенной массовой долей растворенного вещества.
3.Тематическое планирование
КолОсновные виды деятельности обучающихся
Темы
во
часов
10 класс
Тема 1.
Появление и
развитие
органической
химии как
науки

3ч

Объяснять, почему органическую химию
выделили в отдельный раздел химии.
Перечислять основные предпосылки
возникновения теории химического строения.
Различать три основных типа углеродного
скелета: разветвлённый, неразветвлённый и
циклический.
Определять наличие атомов углерода, водорода и
хлора в органических веществах.
Различать понятия «электронная оболочка» и

Тема
13ч
2.Углеводород
ы

«электронная орбиталь». Изображать
электронные конфигурации атомов элементов 1го и 2-го периодов с помощью электронных и
графических электронных формул.
Объяснять механизм образования и особенности
π- и σ-связей.
Определять принадлежность органического
вещества к тому или иному классу по
структурной формуле
Объяснять пространственное строение молекул
алканов на основе представлений о гибридизации
орбиталей атома углерода. Изготавливать модели
молекул алканов, руководствуясь теорией химического строения органических веществ.
Отличать гомологи от изомеров.
Называть алканы по международной
номенклатуре.
Составлять уравнения химических реакций,
характеризующих химические свойства метана и
его гомологов.
Объяснять пространственное строение молекулы
этилена на основе представлений о гибридизации
атомных орбиталей углерода. Изображать
структурные формулы алкенов и их изомеров,
называть алкены по международной номенклатуре, составлять формулы алкенов по их
названиям.
Составлять уравнения химических реакций,
характеризующих химические свойства алкенов.
Получать этилен.
Доказывать непредельный характер этилена с
помощью качественной реакции на кратные
связи. Составлять уравнения химических
реакций, характеризующих непредельный
характер алкадиенов.
Объяснять sр-гибридизацию и пространственное
строение молекулы ацетилена, называть гомологи
ацетилена по международной номенклатуре,
составлять уравнения реакций, характеризующих
химические свойства ацетилена
Объяснять электронное и пространственное
строение молекулы бензола.
Изображать структурную формулу бензола двумя
способами.
Объяснять, как свойства бензола обусловлены

Тема 3.
12ч
Функциональн
ые
производные
углеводородов

строением его молекулы.
Составлять уравнения реакций, характеризующих
химические свойства бензола и его гомологов
Изображать общую формулу одноатомных
предельных спиртов. Объяснять образование
водородной связи и её влияние на физические
свойства спиртов.
Составлять структурные формулы спиртов и их
изомеров, называть спирты по международной
номенклатуре.
Объяснять зависимость свойств спиртов от
наличия функциональной группы (—ОН).
Составлять уравнения реакций, характеризующих
свойства спиртов и их применение.
Характеризовать физиологическое действие
метанола и этанола.
Составлять уравнения реакций,
характеризующих свойства многоатомных
спиртов, и проводить качественную реакцию на
многоатомные спирты.
Объяснять зависимость свойств фенола от
строения его молекулы, взаимное влияние
атомов в молекуле на примере фенола.
Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства фенола
Составлять формулы изомеров и гомологов
альдегидов и называть их по международной
номенклатуре.
Объяснять зависимость свойств альдегидов от
строения их функциональной группы.
Проводить качественные реакции на альдегиды.
Составлять уравнения реакций, характеризующих свойства альдегидов. Составлять
формулы изомеров и гомологов карбоновых
кислот и называть их по международной номенклатуре.
Объяснять зависимость свойств карбоновых
кислот от наличия функциональной группы (—
СООН).
Составлять уравнения реакций, характеризующих
свойства карбоновых кислот.
Получать уксусную кислоту и доказывать, что
это вещество относится к классу кислот.
Отличать муравьиную кислоту от уксусной с
помощью химических реакций

Тема 4.
Полифункцио
нальные
соединения

7ч

Составлять уравнения реакций этерификации.
Объяснять биологическую роль жиров.
Соблюдать правила безопасного обращения со
средствами бытовой химии
Объяснять биологическую роль глюкозы.
Практически доказывать наличие
функциональных групп в молекуле глюкозы.
Объяснять, как свойства сахарозы связаны с
наличием функциональных групп в ее молекуле,
и называть области применения сахарозы.
Составлять уравнения реакций, характеризующих
свойства сахарозы. Составлять уравнения
реакций гидролиза крахмала и поликонденсации
моносахаридов.
Проводить качественную реакцию на крахмал
Составлять уравнения реакций, характеризующих
свойства аминов.
Объяснять зависимость свойств аминокислот от
строения их функциональных групп.
Называть аминокислоты по международной
номенклатуре и составлять уравнения реакций,
характеризующих их свойства.
Объяснять биологическую роль белков и их
превращений в организме.
Проводить цветные реакции на белки.

11 класс
Тема 5.
Строение
вещества

9ч

Перечислять важнейшие характеристики
химического элемента. Объяснять различие
между понятиями «химический элемент»,
«нуклид», «изотоп».
Применять закон сохранения массы веществ при
составлении уравнений химических реакций.
Определять максимально возможное число
электронов на энергетическом уровне.
Записывать графические электронные формулы
s-, р-и d-элементов.
Характеризовать порядок заполнения
электронами энергетических уровней и
подуровней в атомах. Объяснять, в чём
заключается физический смысл понятия «валентность».
Объяснять, чем определяются валентные
возможности атомов разных элементов.
Составлять графические электронные формулы

Тема 6.
Химические
реакции

19 ч

азота, фосфора, кислорода и серы, а также
характеризовать изменения радиусов атомов
химических элементов по периодам и A-группам
периодической таблицы
Объяснять механизм образования ионной и
ковалентной связи и особенности физических
свойств ионных и ковалентных соединений.
Составлять электронные формулы молекул
ковалентных соединений. Объяснять механизм
образования водородной и металлической связи и
зависимость свойств вещества от вида
химической связи. Объяснять пространственное
строение молекул органических и неорганических соединений с помощью
представлений о гибридизации орбиталей.
Объяснять зависимость свойств вещества от типа
его кристаллической решётки.
Объяснять причины многообразия веществ
Перечислять признаки, по которым
классифицируют химические реакции. Объяснять
сущность химической реакции.
Составлять уравнения химических реакций,
относящихся к определённому типу.
Объяснять влияние концентраций реагентов на
скорость гомогенных и гетерогенных реакций.
Объяснять влияние различных факторов на
скорость химической реакции, а также значение
применения катализаторов и ингибиторов на
практике.
Объяснять влияние изменения концентрации
одного из реагирующих веществ, температуры и
давления на смещение химического равновесия
Характеризовать свойства различных видов
дисперсных систем, указывать причины
коагуляции коллоидов и значение этого явления.
Решать задачи на приготовление раствора
определённой молярной концентрации.
Готовить раствор заданной молярной
концентрации.
Объяснять, почему растворы веществ с ионной и
ковалентной полярной связью проводят электрический ток.
Определять pH среды с помощью универсального
индикатора. Объяснять с позиций теории электролитической диссоциации сущность

Тема 7.
Химия и
жизнь

6ч

химических реакций, протекающих в водной
среде. Составлять полные и сокращённые ионные
уравнения реакций, характеризующих основные с
коррозию от электрохимической.
Объяснять принципы защиты металлических
изделий от коррозии.
Объяснять, какие процессы происходят на катоде
и аноде при электролизе расплавов и растворов
солей.
Составлять суммарные уравнения реакций
электролиза
Объяснять научные принципы производства на
примере производства серной кислоты.
Перечислять принципы химического
производства, используемые при получении
чугуна.
Составлять уравнения химических реакций,
протекающих при получении чугуна и стали.
Соблюдать правила безопасной работы со
средствами бытовой химии.
Объяснять причины химического загрязнения
воздуха, водоёмов и почв

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
НМК ЕМЦ МАОУ лицея № 11
им. В. В. Рассохина
от 31.08.2018 года № 1
_______________Савенкова О.П.
подпись руководителя МО

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
МАОУ лицея № 11 им. В.В.Рассохина
_____________ Мусихин А.А.
подпись

Ф.И.О.

«31» августа 2018 г.

Ф.И.О.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».