Рабочая программа 5-8 классы ФГОС

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ №11
имени Вячеслава Владимировича Рассохина

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31.08. 2018 года протокол № 1
Председатель
А. М. Абелян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По

музыке

Уровень образования основное общее образование 5-8 класс
Количество часов 136 ( по 34 часа в неделю)
Учитель Неркарарян Лилия Николаевна
Программа разработана в соответствии и на основе:
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования" (с дополнениями и
изменениями);
- Примерной основной образовательной программы основного общего
образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по
общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5);
- Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ
лицея № 11 им. В. В. Рассохина
с УИОП, утверждённой решением
педагогического совета от 30 августа 2015 г. протокол № 1 (с дополнениями и
изменениями);
- учебно-методического комплекта «Музыка» 5-8 классы «Искусство» 8-9
классы, автора Г.П.Сергеевой. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой,
Е.Д.Критской: учеб. пособие для общеобразоват. организаций.- Москва.
Просвещение.

 Пояснительная записка
В
данной
программе
нашли
отражение
изменившиеся
социокультурные условия деятельности современных образовательных
организаций, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и
новые технологии общего музыкального образования.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование
основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной
культуры школьников, развитие музыкальных способностей обучающихся, а
также способности к сопереживанию произведениям искусства через
различные виды музыкальной деятельности, овладение практическими
умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой
деятельности.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи
и направления:
- приобщение школьников к музыке как эмоциональному, нравственноэстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений,
раскрывающих духовный опыт поколений;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников;
воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего
народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному
наследию;
- развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения,
позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах
музыкальной деятельности;
- развитие способности к эстетическому освоению мира, способности
оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты;
- овладение основами музыкальной грамотности в опоре на способность
эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во
взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия
музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.
В учебном плане основной школы МАОУ лицея №11 им. В. В.
Рассохина с УИОП рабочая программа по музыке рассчитана на 5-8 класс в
количестве - 136 часов (5 класс -34 часа, 6 класс – 34 часа, 7 класс – 34 часа, 8
класс – 34 часа по 1 часу в неделю).

2

Таблица распределения часов по годам обучения и по темам

№

Содержание программы

ООП
Музыка
1.
искусства.

как

Количество часов
Рабочая программа
5
6
7
8
кл. кл. кл. кл.

УМК
вид Раздел 1.
Музыка и литература

68
17

Мир образов вокальной и
Народное
музыкальное
2.
инструментальной
творчество.
музыки.
Русская музыка от эпохи
Особенности драматургии
3. Средневековья до рубежа
сценической музыки.
XIX – XX вв.
Зарубежная музыка от
4. эпохи Средневековья до Классика и современность
рубежа XIX – XX вв.
Русская и зарубежная Раздел 2.
и 17
5. музыкальная
культура Музыка
изобразительное
XX – XXI вв.
искусство.
Современная
Мир образов камерной и
6.
музыкальная жизнь.
симфонической музыки.
Основные
направления
Значение музыки в жизни музыкальной культуры
7.
человека.
Традиции и новаторство в
музыке

17

17

17

68

17
17
17

 Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета «Музыка»:
в 5 классе:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
3

человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального
российского общества;
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
в 6 классе:
— ответственное отношение к учению, готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов; понимание чувств других людей и сопереживание им;
в 7 классе:
— компетентность в решении моральных проблем на основе личностного
выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно –
полезной, учебно– исследовательской, творческой и других видах
деятельности;
в 8 классе:
—участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с
учетом религиозных и этнокультурных особенностей;
— признание ценности жизни во всех её проявления и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
к членам своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как
результат освоения художественного наследия народов Росси и мира,
творческой деятельности музыкально – эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий, проявляющихся а познавательной и
практической деятельности учащихся;
в 5 классе:
—умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития
познавательных мотивов и интересов;
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
— умение анализировать собственную учебную деятельность;
в 6 классе:
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии,
классифицировать, размышлять, рассуждать, делать выводы;
— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
в 7 классе:
4

— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками;
в 8 классе:
— формирование и развитие компетентности в области использования
информационно – коммуникационных технологий;
— стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному
самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей
ступени общего образования и отражают;
в 5 классе:
—сформированность основ музыкальной культуры;
— сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего
духовно – нравственного развития;
в 6 классе:
— развитие общих музыкальных способностей, ассоциативного мышления,
фантазии и творческого воображения, эмоционально – ценностного отношения
к явлениям жизни искусства;
— сформированность мотивационной направленности на продуктивную
музыкально – творческую деятельность;
— воспитание эстетического отношения к миру;
— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других
народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
в 7 классе:
— овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально
воспринимать музыку как живое образной искусство во взаимосвязи с жизнью,
со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального
искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
в 8 классе:
— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и
содержательной музыкально – учебной деятельности;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов,
решения различных музыкально – творческих задач.
Выпускник научится:
- понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп,
динамику, лад;
- определять характер музыкальных образов (лирических, драматических,
героических, романтических, эпических);
5

- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на
основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных
жанров;
- различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов
музыкальных произведений;
- различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
понимать основной принцип построения и развития музыки;
- анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных
образов;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об
основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре,
исполнителях;
- понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии
общей культуры народа;
определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические
песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
- понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях
композиторов;
понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного
музыкального творчества;
- распознавать художественные направления, стили и жанры классической и
современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной
драматургии;
- определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в
русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной
школы;
- определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и
национальных школ в западноевропейской музыке;
узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и
зарубежных композиторов;
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на
основе полученных знаний о стилевых направлениях;
- различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной,
камерно-инструментальной, симфонической музыки;
- называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола,
ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата,
концерт и т.п.);
узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации,
рондо);
определять тембры музыкальных инструментов;
- называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых,
струнных, ударных, современных электронных;
6

- определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра
народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
- владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики,
образцы народного музыкального творчества, произведения современных
композиторов;
- определять характерные особенности музыкального языка;
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные
произведения;
- анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и
современности;
- анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в
различных музыкальных образах;
- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
- выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи,
сюжета в творчестве различных композиторов;
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения,
аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
определять характерные признаки современной популярной музыки;
- называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-нролла и др.;
- анализировать творчество исполнителей авторской песни;
- выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
- находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
- сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного
произведений;
- понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы
на основе осознания специфики языка каждого из них;
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки,
изобразительного искусства и литературы;
- понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
- называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские
(сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
- определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере)
исполнения: народные, академические;
- владеть навыками вокально-хорового музицирования;
- применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным
сопровождением и без сопровождения (a cappella);
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя
различные формы индивидуального и группового музицирования;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения
об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
7

- передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической
деятельности;
- понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни
человека и общества;
- эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников
Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
- приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и
- зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
- применять современные информационно-коммуникационные технологии для
записи и воспроизведения музыки;
- обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных
произведений различных стилей и жанров;
- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при
составлении домашней фонотеки, видеотеки;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и
признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
- понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере
мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
- понимать особенности языка отечественной духовной и светской
музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
- определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
- распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной
музыки;
- различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита),
понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
музыкального искусства;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку,
обществу;
- исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в
том числе с ориентацией на нотную запись;
- активно использовать язык музыки для освоения содержания различных
учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира,
математики и др.).
 Содержание учебного предмета музыка
8

Основное содержание музыкального образования в Примерной
программе основного общего образования представлено следующими
содержательными линиями:
• Музыка как вид искусства.
• Народное музыкальное творчество.
• Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.
• Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.
• Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв.
• Современная музыкальная жизнь.
• Значение музыки в жизни человека.
Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение
преемственности с предметом «Музыка» для начальной школы.
Музыка как вид искусства. (20 часов) Интонация как носитель
образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений.
Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и
характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокальноинструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки.
Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации,
рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и
развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические,
драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и
развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки
и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие
связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и
изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном
искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество. (20 часов) Устное народное
музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные
черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной
вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного
общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор
народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным
музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное
своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. (20
часов) Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа
древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки
эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской
классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к
народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке.
Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка,
М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский,
С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального
музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции
9

русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической
музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.
(19 часов) Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры
зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко
(мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся
музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт,
Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист,
Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX
века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната,
симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет).
Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века
(соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера,
балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и
вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв. (19 часов)
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов
(И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов,
Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ
столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг).
Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века
(импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие
композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторыпесенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее
разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и
настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.).
Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и
воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь. (19 часов) Панорама современной
музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали
(современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных
(Ф.И. Шаляпин,
Д.Ф. Ойстрах,
А.В. Свешников;
Д.А. Хворостовский,
А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и
зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье,
В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные
выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные
коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального
образования. Может ли современная музыка считаться классической?
Классическая музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека. (19 часов) Музыкальное искусство
как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение
мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в
человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве
композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных
10

музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как
вида искусства.
Направления проектной деятельности:
5 класс. Темы проектов: «Стань музыкою слово…», «Всю жизнь мою
несу Родину в душе…», «Распахни мне, природа, объятья…», «О подвигах, о
доблести, о славе…», «Небесное и земное в звуках и красках…»,
«Музыкальный театр: содружество муз…», «Что сердце заставляет
говорить…», «В каждой душе звучит музыка…», «Музыка и литература в залах
картинной галереи»;
6 класс. Темы проектов: «Образы родины, родного края в
музыкальном искусстве», «Образы защитников отечества в музыке,
изобразительном искусстве, литературе», «Народная музыка: истоки,
направления, сюжеты и образы, известные исполнители и исполнительские
коллективы», «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве
прошлого и настоящего», «Музыка в храмовом синтезе искусств: от прошлого к
будущему», «Музыка серьёзная и лёгкая: проблемы, суждения, мнения», «».
«Авторская песня: любимые барды», «Что такое современность в музыке»;
7 класс. Темы проектов: «Жизнь дает для песни образы и звуки…»,
«Музыкальная культура родного края», «Классика на мобильных телефонах»,
«Есть ли у симфонии будущее?», «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»,
«Камерная музыка: стили, жанры, исполнители», «Музыка народов мира:
красота и гармония»;
8 класс. Темы проектов: «История Отечества в музыкальных
памятниках», «Известные интерпретации /интерпретаторы/ классической
музыки», «Музыка и религия: обретение вечного», «Музыка мира: диалог
культур», «Композиторы «читают » литературную классику», «Современная
популярная музыка: любимые исполнители», «Музыка в моей семье»,
«Народные праздники в нашем городе», «Музыкальные инструменты моей
малой родины», «Песни, которые пели бабушки и дедушки», «Культурные
центры нашего города».
Учебный контроль.
Проводится по итогам пройденного материала разделов программы для
выявления динамики полученных знаний по предмету за 1,2,3,4 четверти.
четверть

1

тест

1

тест

1

тест

1

тест

1

2
5 класс
1
6 класс
1
7 класс
1
8 класс
1

3

4

1

1

1

1

1

1

1

1
11

 Тематическое планирование
Класс 5 (34 часа)
Содержание программы
Колво
ООП
УМК
часов

Основные виды
деятельности
обучающихся

Музыка и литература (17 часов)
Музыка как вид
искусства.
Народное
музыкальное
творчество.
Русская музыка от
эпохи
Средневековья до
рубежа XIX—XX
вв.
Зарубежная
музыка от эпохи
Средневековья до
рубежа XIX— XX
вв.
Русская и
зарубежная
музыкальная
культура XX—
XXI вв.
Современная
музыкальная
жизнь.
Значение музыки в
жизни человека.

Что роднит музыку с
литературой.
Вокальная музыка. Россия,
Россия, нет слова красивей…
Звучащие картины. Здесь мало
услышать, здесь вслушаться
нужно... (3 ч)
Фольклор в музыке русских
композиторов. Стучит, гремит
Кикимора... Что за прелесть
эти сказки... (2 ч)
Жанры инструментальной и
вокальной музыки. Мелодией
одной звучат печаль и
радость... Песнь моя летит с
мольбою…(1 ч)
Вторая жизнь песни. (1 ч.)
Живительный родник
творчества.
Обобщение материала I
четверти. (1 ч)
Всю жизнь мою несу родину
в душе…«Перезвоны».
Звучащие картины. Скажи,
откуда ты приходишь, красота
(1 ч). Писатели и поэты о
музыке и музыкантах. Слово
о мастере. Гармонии
задумчивый поэт. Ты, Моцарт,
бог, и сам того не знаешь...
Был он весь окутан тайной —
черный гость... (2 ч).
Первое путешествие в
музыкальный театр. Опера.
Оперная мозаика. Операбылина «Садко». Звучащие
картины. Поклон вам, гости
именитые, гости заморские! (1

17

Выявлять
общность
истоков
и
взаимосвязь
музыки и литературы.
Проявлять эмоциональную
отзывчивость,
личностное
отношение к музыкальным
произведениям
при
их
восприятии и исполнении.
Исполнять народные песни,
песни
о
родном
крае
современных композиторов;
понимать
особенности
музыкального воплощения
стихотворных текстов.
Воплощать художественно
–
образное
содержание
музыкальных
и
литературных произведений
в
драматизации,
инсценировке, пластическом
движении,
свободном
дирижировании.
Импровизировать в пении,
ирге
на
музыкальных
инструментах, пластике, в
театрализации.
Находить
ассоциативные
связи
между
художественными образами
музыки и других видов
искусства.
Владеть
музыкальными
терминами и понятиями в
пределах изучаемой темы.
Размышлять о знакомом
музыкальном произведении,
высказывать суждение об
основной идее, средствах и
12

ч).
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
Балетная мозаика. Балет-сказка
«Щелкунчик» (1 ч).
Музыка в театре, кино, на телевидении (1 ч).
Третье путешествие в
музыкальный театр.
Мюзикл.(1 ч).
Мир композитора. (1 ч).
Обобщение материала II
четверти. (1 ч).

формах ее воплощения.
Импровизировать
в
соответствии
с
представленным учителем
или
самостоятельно
выбранным литературным
образом.
Находить
жанровые
параллели между музыкой и
другими видами искусства.
Творчески
интерпретировать
содержание музыкального
произведения
в
пении,
музыкально – ритмическом
движении,
поэтическом
слове,
изобразительной
деятельности.
Рассуждать об общности и
различии
выразительных
средств
музыки
и
литературы.
Определять
специфику
деятельности композитора,
поэта
и
писателя.
Определять
характерные
признаки
музыки
и
литературы.
Понимать
особенности
музыкального воплощения
стихотворных текстов.
Самостоятельно подбирать
сходные и/или контрастные
литературные музыкальные
произведения к изучаемой
музыке.
Самостоятельно
исследовать жанры русских
народных песен и виды
музыкальных инструментов.
Определять
характерные
черты
музыкального
творчества народов России и
других стран при участии в
народных играх и обрядах,
действиях т.п.
Участвовать
в
коллективной
исполнительской
деятельности
(пении,
пластическом
13

интонировании,
импровизации,
игре
на
инструментах
–
элементарных
и
электронных).
Передавать
свои
музыкальные впечатления в
устной и письменной форме.
Самостоятельно работать в
творческих тетрадях.
Делиться впечатлениями о
концертах, спектаклях, и т.п.
со
сверстниками
и
родителями.
Использовать
образовательные
ресурсы
Интернета
для
поиска
произведений музыки и
литературы.
Собирать коллекцию
музыкальных и
литературных произведений.
Музыка и изобразительное искусство (17 часов)
Музыка как вид
искусства.
Народное
музыкальное
творчество.
Русская музыка от
эпохи
Средневековья до
рубежа XIX—XX
вв.
Зарубежная
музыка от эпохи
Средневековья до
рубежа XIX— XX
вв.
Русская и
зарубежная
музыкальная
культура XX—
XXI вв.
Современная
музыкальная
жизнь.
Значение музыки в
жизни человека.

Что роднит музыку с
изобразительным
искусством. (1 ч).
Небесное и земное в звуках и
красках. Три вечные струны:
молитва, песнь, любовь.
Любить. Молиться. Петь.
Святое назначенье...
В минуты музыки печальной...
Есть сила благодатная в
созвучье слов живых... (1 ч).
Звать через прошлое к
настоящему. Александр
Невский. За отчий дом, за
русский край... Ледовое побоище. После побоища.(2 ч).
Музыкальная живопись и
живописная музыка. Ты
раскрой мне, природа,
объятья... Мои помыслы —
краски, мои краски —
напевы... И это все весенних
дней приметы! Фореллен квинтет. Дыхание русской
песенности.(1 ч).
Колокольность в музыке и

общность
17 Выявлять
жизненных
истоков
и
взаимосвязь
музыки
с
литературой
и
изобразительным
искусством как различными
способами художественного
познания мира.
Соотносить художественно
–
образное
содержание
музыкального произведения
с формой его воплощения.
Находить
ассоциативные
связи
между
художественными образами
музыки и изобразительного
искусства.
Наблюдать за процессом и
результатом музыкального
развития, выявляя сходство
и различие интонаций, тем,
образов, в произведениях
разных форм и жанров.
Распознавать
художественный
смысл
различных форм построения
14

изобразительном искусстве.
Весть святого торжества.
Древний храм златой
вершиной блещет ярко... (1 ч).
Портрет в музыке и
изобразительном искусстве.
Звуки скрипки так дивно
звучали... Неукротимым духом
своим он побеждал зло (1 ч).
Волшебная палочка
дирижера. Дирижеры мира.
Образы борьбы и победы в
искусстве. О, душа моя, ныне
— Бетховен с тобой! Земли решается судьба. Оркестр
Бетховена играет…(1 ч).
Обобщение материала III
четверти. (1 ч). Застывшая
музыка. Содружество муз в
храме. (1 ч).
Полифония в музыке и
живописи. В музыке Баха
слышатся мелодии космоса...
(1 ч).
Музыка на мольберте.
Композитор-художник. Я
полечу в далекие миры, край
вечной красоты...Вселенная
представляется мне большой
симфонией...(1 ч).
Импрессионизм в музыке и
живописи. Музыка ближе
всего к природе... Звуки и
запахи реют в вечернем
воздухе.(1 ч).
О подвигах, о доблести, о
славе… О тех, кто уже не
придет никогда, — помните!
Звучащие картины. (1 ч).
В каждой мимолетности
вижу я миры... Прокофьев!
Музыка и молодость в
расцвете... Музыкальная живопись Мусоргского. (1 ч).
Мир композитора.
Исследовательский проект.
(1 час)
С веком наравне.
Обобщение материала IV
четверти.(1 ч).

музыки.
Участвовать в совместной
деятельности
при
воплощении
различных
музыкальных образов.
Исследовать интонационно
–
образную
природу
музыкального искусства.
Самостоятельно подбирать
сходные и/или контрастные
произведения
изобразительного искусства
(живописи, скульптуры) к
изучаемой музыке.
Определять взаимодействие
музыки с другими видами
искусства
на
основе
осознания специфики языка
каждого из них (музыки,
литературы,
изобразительного искусства,
театра, кино и др.).
Владеть
музыкальными
терминами и понятиями в
пределах изучаемой темы.
Проявлять эмоциональную
отзывчивость,
личностное
отношение к музыкальным
произведениям
при
их
восприятии и исполнении.
Использовать
различные
формы музицирования и
творческих
заданий
в
освоении
содержания
музыкальных произведений.
Исполнять песни и темы
инструментальных
произведений отечественных
и зарубежных композиторов.
Различать виды оркестра и
группы
музыкальных
инструментов.
Анализировать и обобщать
многообразие
связей
музыки,
литератур
и
изобразительного искусства.
Воплощать художественно
–
образное
содержание
музыки и произведений
изобразительного искусства
в
драматизации,
15

инсценировании,
пластическом
движении,
свободном дирижировании.
Импровизировать в песни,
игре, пластике.
Формировать
личную
фонотеку,
видеотеку,
коллекцию
произведений
изобразительного искусства.
Осуществлять
поиск
музыкально-образной
информации
в
сети
Интернет.
Самостоятельно работать с
обучающими
образовательными
программами.
Оценивать
собственную
музыкально-творческую
деятельность и деятельность
своих сверстников.
Защищать творческие
исследовательские проекты
(вне сетки часов).
Класс 6 (34 часа)
Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 часов)
Музыка как вид
искусства.
Народное
музыкальное
творчество.
Русская музыка от
эпохи
Средневековья до
рубежа XIX—XX
вв.
Зарубежная
музыка от эпохи
Средневековья до
рубежа XIX— XX
вв.
Русская и
зарубежная
музыкальная
культура XX—
XXI вв.
Современная
музыкальная
жизнь.

Удивительный мир
музыкальных образов.
Образы романсов и песен
русских композиторов.
Старинный русский романс.
Песня – романс. Мир
чарующих звуков. (1 ч).
Два музыкальных посвящения.
«Я помню чудное мгновенье».
«И жизнь, и слёзы, и любовь».
Вальс – фантазия. (1 ч)
Портрет в музыке и живописи.
Картинная галерея. (1ч).
«Уноси мое сердце в
звонящую даль…».
Музыкальный образ и
мастерство исполнителя.
Картинная галерея. (1 ч.)
Обряды и обычаи в фольклоре
и творчестве композиторов.
Песня в свадебном обряде.
Сцены свадьбы в операх
русских композиторов.(1 ч).

17

Различать
простые
и
сложные жанры вокальной,
инструментальной,
сценической музыки.
Характеризовать
музыкальные произведения
(фрагменты).
Определять жизненно –
образное
содержание
музыкальных произведений
разных жанров; различать
лирические,
эпические,
драматические музыкальные
образы.
Наблюдать за развитием
музыкальных образов.
Анализировать
приемы
взаимодействия и развития
образов
музыкальных
сочинений.
Владеть
навыками
музицирования: исполнение
песен
(народных,
16

Значение музыки в Образы песен зарубежных
жизни человека.
композиторов. Искусство
прекрасного пения.(1 ч).
Старинной песни мир. Песни
Франца Шуберта. Баллада.
«Лесной царь». Картинная
галерея. (1 ч).
Обобщение материала I
четверти. (1 ч).
Образы русской народной и
духовной музыки. Народное
искусство Древней Руси.(1 ч).
Русская духовная музыка.
Духовный концерт. (1 ч).
«Фрески Софии Киевской».
«Орнамент». Сюжеты и
образы фресок. (1 ч).
«Перезвоны». Молитва. (1 ч).
Образы духовной музыки
Западной Европы. «Небесное
и земное» в музыке Баха.
Полифония. Фуга. Хорал.
Образы скорби и печали.
«Stabatmater». Реквием. (1 ч)
Фортуна правит миром.
«Кармина Бурана». (1 ч).
Авторская песня: прошлое и
настоящее. Песни вагантов.
Авторская песня сегодня.
«Глобус крутится, вертится…».
Песни Булата Окуджавы. (1 ч).
Джаз – искусство XX
в.Спиричуэл и блюз. Джаз –
музыка легкая или
серьезная?(1 ч).
Обобщение материала II
четверти. (1 ч).

классического
репертуара,
современных
авторов),
напевание запомнившихся
мелодий
знакомых
музыкальных сочинений.
Разыгрывать
народные
песни.
Участвовать
в
коллективных
играх
драматизациях.
Участвовать
в
коллективной деятельности
при
подготовке
и
проведении литературно –
музыкальных композиций.
Инсценировать
песни,
фрагменты опер, спектаклей.
Воплощать в различных
видах
музыкально
–
творческой
деятельности
знакомые литературные и
зрительные образы.
Называть
отдельных
выдающихся отечественных
и зарубежных исполнителей,
включая
музыкальные
коллективы, и др.
Ориентироваться в составе
исполнителей
вокальной
музыки,
наличии
и
отсутствии
музыкального
сопровождения.
Воспринимать
и
определять разновидности
хоровых коллективов по
манере исполнения.
Использовать
различные
формы музицирования и
творческих
заданий
в
освоении
содержания
музыкальных образов.
Анализировать различные
трактовки одного и того же
произведения, аргументируя
исполнительскую
интерпретацию
замысла
композитора.
Раскрывать образный строй
музыкальных произведений
на основе взаимодействия
различных видов искусства.
17

Принимать
участие
в
создании танцевальных и
вокальных композиций в
джазовом стиле.
Выполнять инструментовку
мелодий (фраз) на основе
простейших
приемов
аранжировки музыки на
элементарных
и
электронных инструментов.
Выявлять
возможности
эмоционального воздействия
музыки на человека (на
личном примере).
Приводить
примеры
преобразующего
воздействия музыки.
Сотрудничать
со
сверстниками в процессе
исполнения классических и
современных музыкальных
произведений
(инструментальных,
вокальных, театральных и
т.п.).
Исполнять
музыку,
передовая
ее
художественный смысл.
Оценивать
и
корректировать
собственную музыкально –
творческую деятельность.
Исполнять
отдельные
образцы
народного
музыкального
творчества
своей республики, края,
региона.
Подбирать
простейший
аккомпанемент
в
соответствии с жанровой
основой произведения.
Ориентироваться
в
джазовой музыке, называть
ее отдельных выдающихся
исполнителей
и
композиторов.
Участвовать в разработке и
воплощении
сценариев
народных праздников, игр,
обрядов, действ.
Находить информацию о
18

наиболее
значительных
явлениях
музыкальной
жизни в стране и за ее
пределами.
Подбирать
музыку для
проведения дискотеки в
классе, школе и др.
Составлять
отзывы
о
посещении
концертов,
музыкально – театральных
спектаклей и др.
Выполнять
задания
из
творческой тетради.
Защищать
творческие
исследовательские проекты
(вне сетки часов).
Мир образов камерной и симфонической музыки (17 часов)
Музыка как вид
искусства.
Народное
музыкальное
творчество.
Русская музыка от
эпохи
Средневековья до
рубежа XIX—XX
вв.
Зарубежная
музыка от эпохи
Средневековья до
рубежа XIX— XX
вв.
Русская и
зарубежная
музыкальная
культура XX—
XXI вв.
Современная
музыкальная
жизнь.
Значение музыки в
жизни человека.

Вечные темы искусства и
жизни.
Образы камерной музыки.
Могучее царство Шопена.
Вдали от Родины.
Инструментальная баллада.
Рождаются великие творения.
Ночной пейзаж. Ноктюрн.
Картинная галерея. (3 ч).
Инструментальный концерт.
«Времена года». «Итальянский
концерт». (1 ч).
«Космический пейзаж».
«Быть может, вся природа –
мозаика цветов?». Картинная
галерея. (1 ч).
Образы симфонической
музыки. «Метель».
Музыкальные иллюстрации к
повести А.С.Пушкина.
«Тройка». «Вальс». «Весна и
осень». «Романс».
«Пастораль». «Военный
марш». «Венчание». «Над
вымыслом слезами обольюсь».
(2 ч).
Симфоническое развитие
музыкальных образов. «В
печали весел, а в веселье
печален». Связь времён (1 ч).
Обобщение материала
III
четверти.(1 ч).

17

Соотносить
основные
образно – эмоциональные
сферы
музыки,
специфические особенности
произведений
разных
жанров.
Сопоставлять
различные
образцы
народной
и
профессиональной музыки.
Выявлять
характерные
свойства
народной
и
композиторской музыки.
Передавать в собственном
исполнении (пении, игре на
инструментах, музыкально –
пластическом
движении)
различные
музыкальные
образы.
Анализировать и обобщать
многообразие связей музыки,
литературы
и
изобразительного искусства.
Инсценировать фрагменты
мюзиклов и рок – опер.
Называть
имена
выдающихся
русских
и
зарубежных композиторов,
приводить
примеры
их
произведений.
Определять по характерным
признакам принадлежность
музыкальных произведений
19

к соответствующему жанру и
стилю
–
музыка
классическая,
народная,
религиозная, современная.
Различать виды оркестра и
группы
музыкальных
инструментов.
Осуществлять
исследовательскую
художественно
–
эстетическую деятельность.
Выполнятьиндивидуальные
проекты, участвовать в
коллективных проектах.
Импровизировать в одном
из современных жанров
популярной
музыки
и
оценивать
собственное
исполнение.
Оценивать
собственную
музыкально – творческую
деятельность.
Заниматься
самообразованием
(совершенствовать умения и
навыки самообразования).
Применять информационно
–
коммуникационные
технологии
для
музыкального
самообразования.
Использовать
различные
формы музицирования и
творческих
заданий
в
освоении
содержания
музыкальных произведений.
Защищать
творческие
исследовательские проекты
(вне сетки часов).

Программная увертюра.
Увертюра «Эгмонт». Скорбь и
радость. (2 ч).
Увертюра – фантазия «Ромео
и Джульетта».(1 ч).
Мир музыкального театра.
Балет «Ромео и Джульетта».
Мюзикл «Вестсайдская
история». Опера «Орфей и
Эвридика». Рок – опера
«Орфей и Эвридика». (3 ч).
Образы киномузыки. «Ромео
и Джульетта» в кино XX века.
Музыка в отечественном
кино.(1 ч).
Исследовательский проект.
Обобщение материала IV
четверти. (1 ч).

Класс 7 (34 часа)
Особенности драматургии сценической музыки (17 часов)
Музыка как вид
искусства.
Народное
музыкальное
творчество.
Русская музыка от
эпохи
Средневековья до

Классика и современность.
Музыкальная драматургия –
развитие музыки. (2 ч).
В музыкальном театре.
Опера. Опера «Иван Сусанин».
Новая эпоха в русском
музыкальном искусстве.
«Судьба человеческая – судьба

17

Определять роль музыки в
жизни человека.
Совершенствовать
представление о триединстве
музыкальной деятельности
(композитор – исполнитель слушатель).
Эмоционально – образно
20

рубежа XIX—XX
вв.
Зарубежная
музыка от эпохи
Средневековья до
рубежа XIX— XX
вв.
Русская и
зарубежная
музыкальная
культура XX—
XXI вв.
Современная
музыкальная
жизнь.
Значение музыки в
жизни человека.

народная». «Родина моя!
Русская земля». (2 ч).
В концертном зале. (1 ч)
Симфония. Симфония № 40
В. А. Моцарта. Литературные
страницы. «Улыбка» Р.
Брэдбери. Симфония № 5 Л.
Бетховена (2 ч).
Героическая тема в музыке
(1 ч). В музыкальном театре.
Балет Обобщение материала I
четверти. (1 ч).
Камерная музыка.
Вокальный цикл (2 ч).
Инструментальная музыка.
Этюд. Транскрипция.
Прелюдия. Концерт. Концерт
для скрипки с оркестром А.
Хачатуряна. «Concerto grosso»
А. Шнитке. Сюита (5 ч).
Обобщающий урок (1 ч)

воспринимать и оценивать
музыкальные произведения
различных жанров и стилей
классической и современной
музыки.
Обосновывать свои
предпочтения в ситуации
выбора.
Выявлять особенности
претворения вечных тем
искусства и жизни в
произведениях разных
жанров и стилей.
Выявлять (распознавать)
особенности музыкального
языка, музыкальной
драматургии, средства
музыкальной
выразительности.
Называть имена
выдающихся отечественных
и зарубежных композиторов
и исполнителей, узнавать
наиболее значимые их
произведения и
интерпретации.
Исполнять народные и
современные песни,
знакомые мелодии
изученных классических
произведений.
Анализировать и обобщать
многообразие связей музыки,
литературы и
изобразительного искусства.
Творчески
интерпретировать
содержание музыкальных
произведений, используя
приемы пластического
интонирования, музыкально
– ритмического движения,
импровизации.
Использовать различные
формы индивидуального,
группового и коллективного
музицирования.
Решать творческие задачи.
Участвовать в
исследовательских проектах.
Выявлять особенности
21

взаимодействия музыки с
другими видами искусства.
Анализировать
художественно – образное
содержание, музыкальный
язык произведений мирового
музыкального искусства.
Осуществлять поиск
музыкально – образной
информации в справочной
литературе и Интернете в
рамках изучаемой темы.
Самостоятельно
исследовать творческие
биографии композиторов,
исполнителей,
исполнительских
коллективов.
Собирать коллекции
классических произведений.
Проявлять творческую
инициативу в подготовке и
проведении музыкальных
конкурсов, фестивалей в
классе, школе и т. д.
Применять информационно
– коммуникационные
технологии для
музыкального
самообразования.
Заниматься музыкально –
просветительской
деятельностью с младшими
школьниками, сверстниками,
родителями, жителями
микрорайона.
Использовать различные
формы музицирования и
творческих заданий в
процессе освоения
содержания музыкальных
произведений.
Основные направления музыкальной культуры (17 часов)
Музыка как вид
искусства.
Народное
музыкальное
творчество.
Русская музыка от

Религиозная музыка.
Сюжеты и образы
религиозной музыки.
«Высокая месса» И. С. Баха.
От страдания к радости.
Литературные страницы.

17

Сравнивать музыкальные
произведения разных жанров
и
стилей,
выявлять
интонационные связи.
Проявлять инициативу в
различных
сферах
22

эпохи
Средневековья до
рубежа XIX—XX
вв.
Зарубежная
музыка от эпохи
Средневековья до
рубежа XIX— XX
вв.
Русская и
зарубежная
музыкальная
культура XX—
XXI вв.
Современная
музыкальная
жизнь.
Значение музыки в
жизни человека.

«Могила Баха» Д. Гранина.
«Всенощное бдение» С.
Рахманинова. Образы
«Вечерни» и «Утрени».
Литературные страницы.
«Христова Всенощная» И.
Шмелёва (5 ч).
Рок-опера «Иисус Христос —
супер- звезда». Вечные темы.
Главные образы (3 ч).
Светская музыка. Соната.
Соната № 8 («Патетическая»)
Л. Бетховена. Соната № 2 С.
Прокофьева. Соната № 11 В. А.
Моцарта (2 ч). Рапсодия в
стиле блюз Дж. Гершвина (1 ч).
Симфоническая картина.
«Празднества» К. Дебюсси.
Симфония № 1 В.
Калинникова. Картинная
галерея (2 ч).
Музыка народов мира (1 ч).
Международные хиты (1 ч).
Рок-опера «Юнона и Авось»
А. Рыбникова (1 ч).
Исследовательский проект (вне
сетки часов). Вместо
заключения. Обобщающий
урок (1 ч).

музыкальной деятельности, в
музыкально – эстетической
жизни
класса,
школы
(музыкальные
вечера,
музыкальные
гостиные,
концерты
для
младших
школьников и др.).
Совершенствовать умения
и навыки самообразования
при
организации
культурного досуга, при
составлении
домашней
фонотеки, видеотеки и пр.
Называть
крупнейшие
музыкальные
центры
мирового значения (театры
оперы и балета, концертные
залы, музеи).
Анализировать
приемы
взаимодействия и развития
одного
или
нескольких
образов в произведениях
разных форм и жанров.
Анализировать и обобщать
жанрово – стилистические
особенности музыкальных
произведений.
Размышлять
о
модификации
жанров
в
современной музыке.
Общаться
и
взаимодействовать
в
процессе ансамблевого ,
коллективного (хорового и
инструментального)
воплощения
различных
художественных образов.
Самостоятельно
исследовать
творческую
биографию
одного
из
популярных исполнителей,
музыкальных коллективов и
т. п.
Обмениваться
впечатлениями о текущих
событиях
музыкальной
жизни
в
отечественной
культуре и за рубежом.
Импровизировать в одном
из современных жанров
популярной
музыки
и
23

оценивать
собственное
исполнение.
Ориентироваться
в
джазовой музыке, называть
ее отдельных выдающихся
исполнителей
и
композиторов.
Самостоятельно
исследовать
жанровое
разнообразие
популярной
музыки.
Определять
специфику
современной
популярной
отечественной и зарубежной
музыки,
высказывать
собственное мнение о ее
художественной ценности.
Осуществлять проектную
деятельность.
Участвовать в музыкальной
жизни
школы,
города,
страны и др.
Использовать
различные
формы музицирования и
творческих заданий для
освоения
содержания
музыкальных произведений.
Защищать
творческие
исследовательские проекты
(вне сетки часов).
Класс 8 (34 часа)
Классика и современность (17 часов)
Музыка как вид
искусства.
Народное
музыкальное
творчество.
Русская музыка от
эпохи
Средневековья до
рубежа XIX—XX
вв.
Зарубежная
музыка от эпохи
Средневековья до
рубежа XIX— XX
вв.
Русская и
зарубежная

Классика в нашей жизни (1
ч).
В музыкальном театре.
Опера. Опера «Князь Игорь».
Русская эпическая опера. Ария
князя Игоря. Портрет
половцев. «Плач Ярославны»
(2 ч).
В музыкальном театре.
Балет. Балет «Ярославна».
Вступление. «Стон Русской
земли». «Первая битва с
половцами». «Плач
Ярославны». «Молитва» (1 ч).
В музыкальном театре.
Мюзикл. Рок - опера. Человек
есть тайна. Рок-опера

17

Понимать
значение
классической
музыки
в
жизни людей, общества.
Знакомиться
с
классическим музыкальным
наследием
в
процессе
самообразования,
внеурочной
музыкальной
деятельности,
семейного
досуга.
Понимать закономерности и
приёмы развития музыки,
особенности
музыкальной
драматургии
оперного
спектакля;
выявлять
в
процессе
интонационнообразного
анализа
24

музыкальная
культура XX—
XXI вв.
Современная
музыкальная
жизнь.
Значение музыки в
жизни человека.

«Преступление и наказание».
Мюзикл «Ромео и Джульетта:
от ненависти до любви» (4 ч).
Музыка к драматическому
спектаклю. «Ромео и
Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого
симфонического оркестра.
Музыка Э. Грига к драме Г.
Ибсена «Пер Гюнт». «Гогольсюита». Из музыки к
спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты»
(4 ч).
Музыка в кино. Ты
отправишься в путь, чтобы
зажечь день... Музыка к
фильму «Властелин колец» (1
ч). В концертном зале.
Симфония: прошлое и
настоящее. Симфония № 8
(«Неоконченная») Ф. Шуберта.
Симфония № 5 П.
Чайковского. Симфония № 1
(«Классическая») С.
Прокофьева. Музыка — это
огромный мир, окружающий
человека... (3 ч). Обобщающий
урок (1 ч).

взаимозависимость
и
взаимодействие
происходящих в нём явлений
и событий. Устанавливать
причинно-следственные
связи,
делать
умозаключения, выводы и
обобщать.
Распознавать
национальную
принадлежность
произведений,
выявлять
единство
родного,
национального
и
общезначимого,
общечеловеческого.
Находить
и
классифицировать
информацию о музыке, её
создателях и исполнителях,
критически её оценивать.
Определять
понятия,
устанавливать
аналогии,
классифицировать жанры,
самостоятельно выбирать
основания и критерии для
классификации.
Осознавать
духовнонравственную
ценность
шедевров
русской
и
зарубежной
музыкальной
классики и её значение для
развития
мировой
музыкальной культуры.
Совершенствовать умения
и навыки музицирования
(коллективного,
ансамблевого, сольного).
Идентифицировать
термины и понятия музыки с
художественным
языком
других искусств в процессе
интонационно-образного и
жанрово-стилевого анализа
фрагментов симфоний.
Использовать
информационнокоммуникационные
технологии (вести поиск
информации о симфониях и
их создателях в Интернете,
переписывать (скачивать)
25

полюбившиеся фрагменты с
целью пополнения домашней
фонотеки
и
подготовки
проекта
«Есть
ли
у
симфонии будущее?»).
Участвовать в дискуссиях,
размышлениях о музыке и
музыкантах, выражать своё
отношение в письменных
высказываниях. Расширять
представления
об
ассоциативно-образных
связях музыки с другими
видами искусства.
Раскрывать драматургию
развития
музыкальных
образов
симфонической
музыки на основе формы
сонатного
allegro.
Воспринимать
контраст
образных сфер как принцип
драматургического развития
в симфонии.
Рассуждать о содержании
симфоний
разных
композиторов.
Вести
дискуссию,
осуществлять поиск ответов
на проблемные вопросы,
используя интернет-ресурсы
Традиции и новаторство в музыке (17 часов)
Музыка как вид
искусства.
Народное
музыкальное
творчество.
Русская музыка от
эпохи
Средневековья до
рубежа XIX—XX
вв.
Зарубежная
музыка от эпохи
Средневековья до
рубежа XIX— XX
вв.
Русская и
зарубежная
музыкальная

Музыканты — извечные
маги. И снова в
музыкальном театре… Опера
«Порги и Бесс» (фрагменты).
Дж. Гершвин. Развитие
традиций оперного спектакля
(2 ч). Опера «Кармен»
(фрагменты). Ж. Бизе.
Портреты великих
исполнителей. Елена
Образцова (3 ч). Балет
«Кармен-сюита» (фрагменты).
Р. Щедрин. Портреты великих
исполнителей. Майя
Плисецкая (3 ч).
Современный музыкальный
театр. Великие мюзиклы мира.
Классика в современной

17

Размышлять о традициях и
новаторстве в произведениях
разных жанров и стилей.
Оперировать терминами и
понятиями
музыкального
искусства.
Расширять представления
об
оперном
искусстве
зарубежных композиторов.
Выявлять
особенности
драматургии классической
оперы.
Проявлять стремление к
продуктивному общению со
сверстника- ми, учителями;
уметь аргументировать (в
устной и письменной речи)
собственную точку зрения,
26

культура XX—
XXI вв.
Современная
музыкальная
жизнь.
Значение музыки в
жизни человека.

обработке (2 ч). В концертном
зале. Симфония №7
(«Ленинградская»)
(фрагменты). Д. Шостакович.
Литературные страницы.
«Письмо к Богу» неизвестного
солдата (3 ч). Музыка в
храмовом синтезе искусств.
Литературные страницы.
Стихи русских поэтов.
Галерея религиозных
образов. Неизвестный
Свиридов. «О России петь —
что стремиться в храм…»
Запевка, слова И. Северянина.
Хоровой цикл «Песнопения и
молитвы» (фрагменты). Г.
Свиридов. Свет фресок
Дионисия — миру («Фрески
Дионисия». Р. Щедрин).
Музыкальные завещания
потомкам
(«Гейлигенштадтское
завещание Л. Бетховена». Р.
Щедрин) (4 ч).
Исследовательский проект
(вне сетки часов). Вместо
заключения. Пусть музыка
звучи.

принимать (или опровергать)
мнение
собеседника,
участвовать в дискуссиях,
спорах по поводу различных
явлений в музыке и других
видах искусства. Понимать
художественный
язык,
особенности
современной
музыкальной
драматургии
как новаторского способа
подачи
литературных
сюжетов.
Анализировать
особенности интерпретации
произведений раз- личных
жанров и стилей. Оценивать
современные
исполнительские
интерпретации классической
музыки
с
духовнонравственных
и
эстетических
позиций;
видеть
границы
между
новаторскими тенденциями,
развивающими традиции и
разрушающими
их.
Эмоционально и осознанно
воспринимать
образное
содержание и особенности
развития
музыкального
материала инструментально
симфонической музыки.
Устанавливать
ассоциативно-образные
связи явлений жизни и
искусства на основе анализа
музыкальных образов.
Выражать
личностное
отношение,
уважение
к
прошлому и настоящему
страны, воссозданному в
разных видах искусства.
Уважительно относиться к
религиозным
чувствам,
взглядам людей; осознавать
значение религии в развитии
культуры и истории, в
становлении гражданского
общества
и
российской
государственности.
Самостоятельно
27

осуществлять музыкальнопрактическую, творческую
деятельность: пение, игра на
музыкальных инструментах,
включая
синтезатор,
пластическое
интонирование, музыкальноритмические
движения,
свободное дирижировании,
инсценировка
песен
и
фрагментов
музыкальных
спектаклей,
программных
сочинений.
Общаться и сотрудничать
со сверстниками, детьми
старшего
и
младшего
возраста,
взрослыми
в
процессе
музыкальнообразовательной,
общественно
полезной,
исследовательской и других
видов деятельности.
Понимать
свою
ответственность
за
достижение
общего
художественноэстетического результата.
Участвовать в концертных
представлениях
для
одноклассников и родителей,
в подготовке и защите
исследовательских проектов.
Активно
применять
информационнокоммуникационные
технологии
в
целях
самообразования

28

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
НМК ЭО и ВВ МАОУ лицея № 11
им. В. В. Рассохина
от 28.08. 2018 года № 1
______________Л.А.Орловская

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
МАОУ лицея №11 им. В. В. Рассохина
__________________А. А. Мусихин
«

30» августа 2016 г.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».