Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы ФГОС НОО

Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31.08. 2021 года протокол № 1
Председатель
А. М. Абелян
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 11F9EA5C1242AC113CC7FAD70EFBDE5CCDC451CF
Владелец: Абелян Арменуи Мартиновна
Действителен: с 20.12.2021 до 20.03.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
кубановедению
Уровень образования (класс) начальное общее образование (1 - 4 классы)
Количество часов 133 часа (1класс-31ч, 2класс-34ч, 3класс-34ч, 4класс-34ч)
Учителя, разработчики рабочей программы: Мирошниченко Ольга
Николаевна , Козлова Анна Александровна , учителя начальных классов
Программа разработана в соответствии и на основе:
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. № 373 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования" (с
дополнениями и изменениями) ФГОС начального общего образования,
утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021 № 286;
с учетом: примерной основной образовательной программы начального
общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим
объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5)
С учетом УМК: Кубановедение: Практикум для 1-4 классов:
общеобразовательных учреждений / Е.Н. Ерёменко, Н.М. Зыгина,
Г.В.Шевченко - Краснодар: Перспективы образования, 2021 г.

г. Армавир, 2021

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К важнейшим личностным результатам изучения кубановедения в
соответствии с требованиями ФГОС НОО (2021) относятся следующие
убеждения и качества
1. Гражданско-патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа;
- уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
- осмысление исторической традиции и примеров гражданского
служения Отечеству;
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав;
- уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде.
2. Духовно-нравственного воспитания:
- представление о традиционных духовно-нравственных ценностях
народов России;
- ориентация на моральные ценности и нормы современного
российского общества в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков;
3. Эстетического воспитания:
- представление о культурном многообразии своей страны и мира;
- осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и
средства коммуникации;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
- уважение к культуре своего и других народов.
4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том

числе — на основе примеров из истории);
- представление об идеалах гармоничного физического и духовного
развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху
Возрождения) и в современную эпоху.
5. Трудового воспитания:
- понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности
людей как источника развития человека и общества;
- представление о разнообразии существовавших в прошлом и
современных профессий;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека;
- определение сферы профессионально-ориентированных интересов,
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов.
6. Экологического воспитания:
- осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной
средой;
- осознание глобального характера экологических проблем
современного мира и необходимости защиты окружающей среды;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
7. Ценности научного познания:
- осмысление значения кубановедения как знания о развитии человека и
общества,
о
социальном,
культурном
и
нравственном
опыте
предшествующих поколений;
- овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций
историзма;
- формирование и сохранение интереса к истории как важной
составляющей современного общественного сознания;
- представления об изменениях природной и социальной среды в
истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о
значении совместной деятельности для конструктивного ответа на
природные и социальные вызовы.
1 класс
Обучающийся должны знать:
- свое полное имя, имена и отчества своих родных, домашний адрес;
- адрес школы, основные помещения школы, их предназначение и месторасположение;
- традиции своей школы;
- улицы, расположенные вблизи школы и дома, безопасный путь из
дома в школу и обратно;
- основные учреждения культуры, образования, бытового обслуживания своего населённого пункта;
- основные достопримечательности родного населённого пункта;
- профессии жителей своего города (села, станицы и др.);
- основных представителей растительного и животного мира своей

местности (ближайшее окружение).
Обучающийся должны уметь:
• выполнять правила поведения в общественных местах, а также в
ситуациях, опасных для жизни;
• составлять рассказ-описание по картине, по увиденному;
• находить географические объекты на карте-схеме;
• реализовывать коллективный исследовательский или творческий проект.
2 класс
Обучающийся должны знать/понимать
• особенности времён года, характерные для своей местности;
• особенности рельефа своей местности;
• названия водоёмов, крупных населённых пунктов своей местности;
• названия и отличительные признаки некоторых растений и животных своей местности, правила защитников природы;
• значение Красной книги Краснодарского края;
• особенности труда и быта земляков;
• родственные связи в семье, уклад семьи;
• герб, флаг, гимн Краснодарского края;
• кубанские песни, пословицы и поговорки;
• основные правила поведения в окружающей среде, в общественных
местах, на дорогах, у водоёмов, в школе;
•
имена выдающихся людей своего района;
Обучающийся должны уметь
• показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населённый пункт;
• рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы;
• различать растения своей местности (травы, деревья, кустарники;
лекарственные и ядовитые растения);
• выполнять правила поведения во время прослушивания гимна и
поднятия флага, а также у водоёмов, в лесу, в горах.
Обучающийся могут использовать приобретённые знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для поиска и обработки
дополнительной информации о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани, и т. д.;
планирования и реализации индивидуального проекта.
3 класс
Обучающийся должны знать/понимать
• связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта
на Кубани;
• природные особенности, особенности хозяйственной деятельности,
быта и культуры населения Краснодарского края;
• формы земной поверхности края;
• разновидности водоёмов края;
• особенности почв края, их значение для жизни растений и животных;
• названия и отличительные признаки наиболее распространённых в

Краснодарском крае растений и животных;
• герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района;
• фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т. д.;
Обучающийся должны уметь:
- определять в окружающей природе ядовитые растения, грибы и
опасных для человека животных;
- различать особо охраняемые растения и редких животных;
- ориентироваться по физической карте Краснодарского края;
- объяснять историю возникновения своего населенного пункта, его
названия, культурных и исторических достопримечательностей.
Обучающийся могут использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей;
- выполнения правил поведения во время стихийных бедствий;
- соблюдения правил сбора грибов в своей местности;
- правильного поведения у водоёма в разное время года;
- бережного отношения к растениям и животным.
4 класс
Обучающийся должны знать/понимать
• природные зоны Краснодарского края;
• различные виды карт Краснодарского края (физическая, административная, историческая) и их отличительные особенности;
• природные богатства родного края и их использование человеком;
• символику Краснодарского края;
• органы местного самоуправления;
• даты важнейших событий в истории края, города (станицы, аула и др.);
•
особенности культуры и быта народов, населяющих территорию
Краснодарского края;
• достопримечательности края, своего района;
• наиболее важные события исторической, общественной, спортивной
и культурной жизни Краснодарского края;
• особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края;
• важнейшие экологические проблемы Краснодарского края;
• заповедники и заказники, находящиеся на территории края;
• фамилии и имена выдающихся деятелей Кубани;
Обучающийся должны уметь
• определять местоположение Краснодарского края на карте России;
• узнавать наиболее распространённые лекарственные растения;
• определять хронологическую последовательность основных событий
(исторических, культурных, спортивных);
• правильно называть памятники культуры и истории края;
• исполнять гимн Краснодарского края.

Обучающийся могут использовать приобретённые знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
• правильного поведения во время исполнения Гимна России и гимна
Краснодарского края,
• соблюдения изученных правил безопасного поведения,
• исполнения знакомых народных песен,
• выполнения исследовательских и творческих проектов.
Планируемые результаты изучения
В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций,
значимых исторических событий;
- воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в
ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как
гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность
(положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний:
- о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах;
- об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях;
- о природных, климатических условиях Краснодарского края;
об основных видах народного прикладного искусства, устном на
родном творчестве, о литературе Кубани.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающегося со взрослыми - учителями, родителями -как
значимыми для него носителями положительного социального знания и
повседневного опыта.
Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися
опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые
лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному
наследию.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищенной, дружественной
просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое
применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов предусматривает:
- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с
другими регионами;
- формирование у младшего школьника социально приемлемых моде-

лей поведения в обществе.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных
субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой
общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно
возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом
предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе,
своём населённом пункте, о природе, которая непосредственно окружает
ребёнка;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме
отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования
своего района;
- на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в
нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому
осуществляется последовательно, постепенно путём наращивания изучаемой
информации, за счёт концентрического построения программы, когда одна и
та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с
сохранением меры трудности изучаемого материала.
2.Содержание учебного предмета
Таблица тематического распределения количества часов
№
п/п

Разделы, темы

1 класс
1. Введение. Мой родной край.
2. Раздел 1. Я и моя семья.
3. Раздел 2. Я и моя школа.
4. Раздел 3. Я и мои родные места.
5. Раздел 4. Я и природа вокруг
меня.
6. Раздел 5. Духовные истоки
Кубани.
2 класс
7. Введение. Символика города, в
котором я живу.
8. Раздел
1.
Природа
моей
местности.
9. Раздел 2. Населённые пункты.
10. Раздел 3. Труд и быт моих
земляков.
11. Раздел 4. Духовные истоки

Количество часов
Примерная
Рабочая программа
или
1 кл. 2 кл. 3 кл.
авторская
программа
1
8
7
9
8

1
7
6
7
6
4

1

1

13

12

7
13

5
12
4

4 кл.

12.
13.
14.
15.
16.

17.
18.
19.
20.
21.

Кубани.
3 класс
Введение. Изучаем родной
1
край.
Раздел 1. Нет в мире краше
11
Родины нашей.
Раздел 2. Без прошлого нет
10
настоящего.
Раздел 3. Казачьему роду нет
12
переводу.
Раздел 4. Духовные истоки
Кубани.
4 класс
Введение. Мой край на карте
1
России.
Раздел
1.
Береги
землю
11
родимую, как мать любимую.
Раздел 2. Земля отцов – моя
13
земля.
Раздел 3. Жизнь дана на добрые
9
дела.
Раздел 4. Духовные истоки
Кубани.
Итого:
135 ч

1
10
9
10
4

1
10
11
8
4
31* ч

34 ч
133 ч

34 ч

34 ч

1 класс (31 час)
Введение. Мой родной край (1 час).
Раздел 1. Я и моя семья (7 часов).
Будем знакомы! Кто я? Какой я? (1)
Любимые занятия. (2)
Моя семья. (1)
Обязанности и увлечения в нашей семье. (1)
Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. (1)
Творческий проект «Будем жить одной семьей». (1)
Раздел 2. Я и моя школа (6 часов).
Наша школа. Правила поведения в школе. (1)
Знакомство со школой. Традиции нашей школы. (1)
Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. (1)
Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. (2)
Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи». (1)
Раздел 3. Я и мои родные места (7 часов).
Главный город Краснодарского края. (1)
Достопримечательности. (1)
Мой адрес. Улица, на которой я живу. (1)
Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте.
(2)
Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных. (1)
Исследовательский проект «Какой я житель». (1)

Раздел 4. Я и природа вокруг меня (6 часов).
Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. (1)
Забота о комнатных растениях и домашних животных. (2)
Красота природы моей местности. Писатели, художники о красоте
родного края. (2)
Творческая мастерская «Милый сердцу уголок». (1)
Раздел 5. Духовные истоки Кубани (4 часа).
Творческий проект «Семья. Родители. Родительская любовь и
благословение». (1)
Творческий проект «Наша школа. Воскресная школа. Светские и
православные традиции школы». (1)
Исследовательский проект «Традиции казачьей семьи». (1)
Творческий проект «Достопримечательности. Духовные святыни моей
малой Родины». (1)
_______________________________________
*В соответствии с письмом ДОН от 04.09.2004г № 07-903 «Об
особенностях организации обучения первоклассников» в оздоровительных
целях и для облегчения процесса адаптации детей требованиям
общеобразовательного учреждения в
1-х классах применяется
«ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки. В
сентябре-октябре прохождение учебных программ осуществляется за счет
уплотнения учебного материала при составлении годового календарнотематического планирования.
2 класс (34 часа)
Введение. Символика района (города), в котором я живу (1 час).
Раздел 1. Природа моей местности (12 часов).
Времена года на Кубани. (1)
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж
небо осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности. (1)
Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у
водоёмов. (2)
Растительный мир моей местности. (2)
Лекарственные растения. Правила сбора и использование
лекарственных растений. (1)
Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми
растениями. (1)
Животный мир моей местности. (1)
Красная книга Краснодарского края. (1)
Правила защитников природы. (1)
Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни
людей». (1)
Раздел 2. Населённые пункты (5 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2:
«Зимушка-зима, зима снежная была». Мой родной город (станица, аул, хутор,
село). Улицы моего населённого пункта. (1)

История образования города (района). Глава города (района). (1)
Населенные пункты Краснодарского края. (2)
Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время».
(1)
Раздел 3. Труд и быт моих земляков (12 часов).
Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. (2)
Особенности казачьего быта. (2)
Уклад кубанской семьи. (1)
Ремесла на Кубани. (1)
Труженики родной земли. (1)
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3:
«Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов
семьи. (1)
Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. (1)
Семья и семейные традиции. (1)
Творческий проект «Труд в моей семье». (1)
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4:
«Здравствуй, лето!». (1)
Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4 часа).
Творческий проект «Родная земля. Родина. Поклонные кресты».
(1)
Исследовательский проект «Духовные родники жизни.
Религиозные традиции моих земляков» (1)
Исследовательский проект «Красный угол. Икона». (1)
Творческий проект «Нет больше той любви, чем жизнь отдать за
други своя». (1)
3 класс (34 часа)
Изучаем родной край (1 час).
Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей (10 часов).
Рельеф Краснодарского края. (1)
Природные явления и стихийные бедствия. Правила безопасного
поведения. (1)
Водоёмы Краснодарского края. (1)
Растительный и животный мир Кубани. (3)
Кубань - территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт,
туризм. (1)
Красота окружающего мира. Тема родного края в творчестве
талантливых людей. (1)
Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей». (2)
Раздел 2. Без прошлого нет настоящего (9 часов).
Прошлое и настоящее. «Лента времени». (2)
Древние города. (1)
Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на
Кубань. (2)
С верою в сердце. (1)

Символика Краснодарского края: история и современность. (1)
Добрые соседи. Майкоп - столица Республики Адыгея. (1)
Проектная работа «Без прошлого нет настоящего». (1)
Раздел 3. Казачьему роду нет переводу (10 часов).
Твоя родословная. История твоей семьи. (1)
Ты и твоё имя, имена в моей семье. (1)
Из истории кубанских фамилий. (1)
Семейные ценности. Мама. (1)
Твои земляки – труженики. (1)
Кубанские умельцы. (2)
Народные обычаи и традиции. (1)
Казачий фольклор. (1)
Проектная работа «Казачьему роду нет переводу». (1)
Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4 часа).
Исследовательский проект «Святые источники Кубани». (1)
Исследовательский проект «Храмы. Внутреннее и внешнее
устройство». (1)
Творческий проект «Именины». (1)
Исследовательский проект «Подвиг материнства». (1)
4 класс (34 часа)
Введение. Краснодарский край на карте России (1 час).
Раздел 1. Береги землю родимую, как мать любимую (10 часов).
Природные зоны края. (2)
Кавказский биосферный заповедник. Заказники. (1)
Роль водоемов в природе и жизни человека. Использование охрана
водоемов. (2)
Типы почв. Защита и охрана почв. (1)
Полезные ископаемые края, их использование. (2)
Значение природных богатств Краснодарского края для жителей
России. (1)
Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую». (1)
Раздел 2. Земля отцов - моя земля (11 часов).
История Кубани в архитектуре. Жилища различных эпох. (1)
Вещественные исторические источники. Вещи рассказывают о
прошлом. (1)
Народные ремёсла и промыслы на Кубани. (1)
Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. (1)
Письменные источники. (1)
Устная история родного края. (1)
Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. (1)
Города и районы Краснодарского края. (1)
Екатеринодар - Краснодар. Краснодар — административный центр
Краснодарского края. Глава администрации края (губернатор). (2)
Проектная работа «Земля отцов - моя земля». (1)
Раздел 3. Жизнь дана на добрые дела (8 часов).

Просветители земли кубанской. (1)
Защитники Отечества. (2)
Труженики полей. (1)
Радетели земли кубанской. Наши земляки - гордость страны. (2)
Наследники земли отцов. (1)
Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела». (1)
Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4 часа).
Исследовательский проект «Библия. Библиотеки». (1)
Творческий проект «Культурное наследие Кубани». (1)
Исследовательский проект «Музеи – хранители материальной и
духовной культуры». (1)
Исследовательский проект «Я как хранитель духовного наследия
Кубани. 10 заповедей». (1)

3.Тематическое планирование
№ п/п

Раздел, Темы

Количество
часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне
универсальных учебных действий)

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

1 класс
Введение.

1

Мой родной край.

2

Раздел 2.
Я и моя школа.
Будем знакомы! Кто я? Какой я?

1ч

1

2,3,5

Называть
своё
имя
(полное,
сокращённое,
уменьшительно-ласкательное), называть имена родных,
одноклассников. Описывать свой характер, рассказывать
о своей мечте. Анализировать способы разгадывания
ребусов. Составлять ребус своего имени одним из
способов.
Составлять рассказ о своём любимом занятии,
иллюстрировать
рассказ
рисунком,
фотографией,
видеозаписями. Рассказывать о своём участии в
коллективных
занятиях,
анализировать
правила
взаимодействия во время этих занятий.
Составлять рассказ о своей семье, называть её членов,
описывать их. Изображать свою семью. Рассказывать о
любимых совместных занятиях, семейных играх.
Характеризовать понятия «обязанность» и «увлечение».
Перечислять домашние обязанности членов своей семьи.
Рассказывать о домашней работе, которую умеет
выполнять. Демонстрировать умение пользоваться
различными
инструментами,
предметами
быта.
Составлять рассказ об увлечениях в своей семье.
Характеризовать понятие «традиция». Сопоставлять
семейные традиции с временами года. Рассказывать о
любимом семейном празднике. Иллюстрировать рассказ
рисунком, фотографией. Сопоставлять и сравнивать

2,4,7

6ч
1

3
4

Любимые занятия.

2

5

Моя семья.

1

6

Обязанности и увлечения в нашей
семье.

1

Семейные традиции. Праздники,
которые мы отмечаем вместе.
Творческий проект «Будем жить
одной семьей».

1

7

Объяснять, что изучает кубановедение. Характеризовать
понятие «малая родина». Называть край, район, в котором
проживает.

1

2,3,5

5,6,7

2,4,7

5,6,7
2,4,7

традиции празднования одного и того же праздника в
разных семьях.

8
Раздел 5. Духовные истоки
Кубани
Творческий
проект
«Семья.
Родители. Родительская любовь и
благословение».

4ч

Раздел 2.
Я и моя школа.
Наша школа. Правила поведения в
школе.

6ч

11

Знакомство со школой. Традиции
нашей школы.

1

4ч

12

Раздел 5.
Духовные истоки
Кубани
Творческий проект «Наша школа.
Воскресная школа. Светские и
православные традиции школы».
Раздел 2.
Я и моя школа.
Школьные
поручения
обязанности. Мой режим дня.

6ч

9

10

13

и

1

1

1

1

Участвовать в коллективном проекте. Рассказывать о
своей работе, анализировать качество выполнения
действий. Описывать коллективный проект, оценивать
участие каждого.

2,3,5

Рассказывать о своей школе. Называть отличия
различных видов школ (спортивной, музыкальной,
воскресной и др.). Рассказывать о школьных
принадлежностях, классифицировать их, анализировать
способы бережного отношения к ним. Анализировать
своё поведение и других детей в школе, сопоставлять с
нормами. Составлять правила поведения во время
экскурсии по школе.
Работы, анализировать качество её выполнения.
Ходить на экскурсию вместе с одноклассниками. По
результатам экскурсии записывать адрес школы, отмечать
различные кабинеты и помещения, объяснять их
предназначение. Обсуждать с одноклассниками и
изображать символическое обозначение своего кабинета.
Анализировать своё поведение во время экскурсии.
Слушать рассказ об истории своей школы, её традициях.

2,4,7

Объединяться в группы, руководствуясь общими
интересами.
Участвовать
в
групповом
проекте.
Определять свою часть работы, анализировать качество её
выполнения.

2,3,5

Характеризовать понятие «поручение». Анализировать
деятельность в ходе выполнения школьных поручений.

2,4,7

2,4,7

14
15

Мои одноклассники.
школьной дружбы.

Правила

2

16

Творческий проект «Мы такие
разные, но так похожи».

1

7ч

17

Раздел 3.
Я и мои родные
Главный город Краснодарского
края.
Достопримечательности.

4ч

19

Раздел 5.
Духовные истоки
Кубани
Творческий
проект
«Достопримечательности.
Духовные святыни моей малой
Родины».

7ч

20

Раздел 3.
Я и мои родные места.
Мой адрес. Улица, на которой я
живу.
Правила поведения в обще-

18

21

1
1

1

1
2

Оценивать свои возможности и обосновывать своё
желание
выполнять
то
или
иное
поручение.
Анализировать учебное и свободное время. Составлять
режим дня, сопоставлять свой режим с нормами
здорового образа жизни.
Называть имена своих одноклассников. Характеризовать
общие интересы, совместные занятия. Обсуждать с
одноклассниками
правила
школьной
дружбы.
Анализировать своё поведение в соответствии с этими
правилами.

2,4,7

2,3,5

Слушать рассказ о Краснодаре. Рассказывать о своих
впечатлениях с опорой на фотографии, картины, рисунки.
Характеризовать понятие «достопримечательность».
Рассказывать об известных достопримечательностях
Краснодарского края и своего района. Описывать места
отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана
рассказа «Достопримечательности нашего населённого
пункта».

2,4,7

Участвовать в групповом проекте. Отвечать на вопросы о
своём населённом пункте (достопримечательности,
памятные места, парки и пр.). Рассказывать, как вести
себя на улице, в общественных местах, в транспорте.
Анализировать работу каждого участника группы в
соответствии с поставленной целью.

2,3,5

Называть свой адрес. Описывать свою улицу, опираясь на
наблюдения, иллюстративный материал.
Анализировать опасности, подстерегающие на улице.

2,4,5

2,4,5

2,4,7

22

ственных местах, на улице, в
транспорте.

23
24

Труд жителей моего населённого
пункта.
Труд моих родных.

2

Раздел 4. Я и природа вокруг
меня.
Растения и животные вокруг меня.
Что где растет, кто где живёт.

6ч

26
27

Забота о комнатных растениях и
домашних животных.

2

28
29

Красота природы моей местности.
Писатели, художники о красоте
родного края.

2

Творческая мастерская «Милый

1

25

1

Проговаривать правила поведения пешехода. Описывать
знаки
дорожного
движения.
Классифицировать
различные
виды
транспорта,
описывать
их.
Анализировать правила поведения в общественном
транспорте. Сопоставлять своё поведение с нормами.
Обсуждать правила перехода через дорогу в зависимости
от вида транспорта. Составлять план безопасного
движения из дома в школу и обратно.
Описывать труд людей разных профессий. Называть
профессии своих родных, рассказывать об особенности их
деятельности.
Слушать
рассказы
представителей
различных
профессий.
Характеризовать
понятия
«индивидуальный» и «коллективный» труд. Обсуждать с
одноклассниками тему бережного отношения к чужому
труду.
Наблюдать во время экскурсии за погодой, растительным
и животным миром. Составлять рассказ об увиденном.
Анализировать правила поведения во время экскурсии на
природу. Сопоставлять своё поведение с нормами. Называть животных своей местности. Составлять сообщение
об одном из них, иллюстрировать повествование
рисунками, фотографиями. Рассказывать об окружающих
растениях классифицировать их.
Анализировать способы заботливого отношения к
комнатным растениям и домашним животным.
Наблюдать за деятельностью ветеринара (или слушать
рассказ).
Анализировать различные способы описания красоты
природы родного края. Сопоставлять свои впечатления,
мысли, чувства с чужими. Анализировать произведения
художников, писателей, воспевающих красоту родного
края.
Выбирать для описания (рисования, фотоизображения и

2,3,5

2,4,7

2,4,6

2,4,6

30

31

№ п/п

сердцу уголок».

др.) объект природы. Анализировать его достоинства.
Использовать средства выразительности речи и пр. для
передачи своего отношения к данному объекту.

Раздел 5.
Духовные истоки Кубани.
Исследовательский
проект
«Традиции казачьей семьи».

Раздел, Темы

4ч
1

Выбирать для описания (рисования, фотоизображения и
др.) объект казачьей семьи. Анализировать его
достоинства. Использовать средства выразительности
речи и пр. для передачи своего отношения к данному
объекту.

Количество
часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне
универсальных учебных действий)

2,3,5

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

2 класс
1.

2.

3.

Введение.
Символика района
котором я живу.

(города),

в

Природа моей местности
Времена года на Кубани.

Годовой
исследовательский
проект сезонных изменений. Часть

1ч
1

12 ч
1

1

Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «малая
родина», Характеризовать понятия «гимн», «флаг»,
«герб». Анализировать символику своего района.
Рисовать, делать аппликацию или иными способами
изображать флаг и герб своего района. Демонстрировать
знание правил поведения во время слушания гимна.
Совместно с учителем и одноклассниками составлять
план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного
листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с
наблюдениями одноклассников.

2,3,5

Анализировать сезонные изменения в природе и жизни
человека. Перечислять дары осени, классифицировать их
и описывать. Анализировать картины художников,
составлять натюрморт из фруктов и овощей, рисовать
его.
Совместно с учителем и одноклассниками составлять
план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного

2,4,7

2,3,5

1: «Уж небо осенью дышало».
Формы земной поверхности моей
местности.

4.

Водоёмы моей местности и их
обитатели.
Правила поведения у водоёмов.

2

5.

Растительный мир моей местности.

2

6.

Лекарственные
растения.
Правила сбора и использование
лекарственных растений.

1

7.

Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми
растениями.

1

8.

Животный мир моей местности.

1

листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с
наблюдениями
одноклассников.
Характеризовать
понятия: «горная» и «равнинная» часть Краснодарского
края, физическая карта Краснодарского края, условные
обозначения.
Перечислять названия известных водоёмов, описывать
занятия людей у водоёмов. Описывать Чёрное и Азовское
моря, сравнивать их основные характеристики.
Показывать моря на карте. Узнавать по описанию реку
Кубань, находить и называть города, расположенные на
её берегах. Называть водоёмы своей местности,
составлять о них рассказ по плану. Анализировать
правила поведения у водоёмов.
Перечислять названия растений своей местности.
Классифицировать растения на группы. Характеризовать
культурные и дикорастущие растения. Описывать
растения различными способами (фактографическое
описание, поэтическое). Иллюстрировать свой рассказ
фотографиями или рисунками.
Характеризовать понятие «лекарственные растения».
Перечислять лекарственные растения, произрастающие
на Кубани, анализировать правила их сбора. Описывать
способы применения лекарственных растений.
Характеризовать
понятие
«ядовитые
растения».
Определять их основные признаки. Перечислять
действия при оказании первой помощи при отравлении
растениями.
Перечислять названия животных своей местности.
Классифицировать их. Составлять рассказы о диких и
домашних животных, искать в энциклопедической
литературе необходимые сведения о них. Анализировать
внешний вид и повадки животных, опираясь на художественные
произведения,
картины
художников,
скульптурные произведения. Составлять рассказ о своём
любимом животном, иллюстрируя рисунком или

5,6,7

1,2,5,6

1,3,7

2,4,5

1,2,5,6,7

9.

Красная
края.

книга

Краснодарского

10.

Правила защитников природы.

1

11.

Исследовательский
проект
«Растения
и
животные
в
природе и жизни людей».

1

Населённые пункты
12.

Годовой
исследовательский
проект сезонных изменений. Часть
2: «Зимушка-зима, зима снежная
была».
Мой
родной
город
(станица, аул, хутор, село). Улицы
моего населённого пункта.

13.

История
образования
города
(района). Глава города (района).

1

5ч
1

1

фотографией. Анализировать, какую пользу приносят
животные человеку.
Знать названия некоторых растений и животных,
занесённых в Красную книгу Краснодарского края.
Слушать рассказ учителя об исчезающих животных и
растениях своего района. Составлять сообщение об
одном из них, иллюстрируя рассказ фотографиями и
рисунками.
Анализировать с одноклассниками правила защитников
природы. Рисовать (делать аппликации, фотографии)
условные обозначения к данным правилам в виде
запрещающих и разрешающих знаков. Размещать данные
знаки в районе своего дома и школы.

2,3,5

1,2,3

Планировать и выполнять индивидуальный проект.
Анализировать значение растений и животных в жизни
человека. Создавать рекламу какому-либо изделию или
продукту.

2,3,6

Фиксировать наблюдения за погодными условиями.
Перечислять признаки зимы, описывать особенности
зимы в Краснодарском крае. Анализировать зимние
занятия земляков. Изучать произведения художников,
писателей о зиме. Называть свой населённый пункт,
перечислять названия улиц. Называть главную улицу.
Классифицировать названия по различным признакам.
Называть фамилии людей, в честь которых названы
улицы. Рассказывать об одном из них. Соотносить
различные учреждения (образовательные, спортивные,
культурные) с их местом расположения. Выстраивать
вместе с учителем маршрут по улицам своего
населённого пункта.
Слушать рассказ об истории образования своего района,
фиксировать дату образования, связанные с этим
события. Называть главу района, описывать его

2,3,6

2,4,6,7

14.

Населенные
Краснодарского края.

пункты

2

15.

Исследовательский проект «Где я
могу проводить свободное время».

1

16.

Труд и быт моих земляков
Казачья станица. Религиозные
традиции моих земляков.

12 ч
2

17.

Особенности

18.

Уклад кубанской семьи.

1

19.

Ремесла на Кубани.

1

20.

Труженики родной земли.

1

21.

Годовой
исследовательский
проект сезонных изменений. Часть
3: «Ласточка с весною в сени к нам

1

казачьего быта.

2

деятельность.
Характеризовать типы населённых пунктов: «район»,
«город»,
«станица»,
«село»,
«хутор»,
«аул».
Классифицировать населённые пункты своего района.
Находить различные типы населённых пунктов на карте
своего района, называть их.
Участвовать в групповом проекте, выбрав группу по
схожим интересам. Описывать место свободного
времяпрепровождения, режим работы, направленность.
Характеризовать понятия «станица», «хата». Перечислять
материалы для строительства хат на Кубани, объяснять
их выбор. Составлять рассказ о строительстве турлучных
и саманных хат. Называть храмы, культовые сооружения
религиозных конфессий своей местности. Перечислять
календарные православные праздники, составлять
рассказ об одном из них.
Перечислять и описывать предметы казачьего быта.
Оценивать духовно-нравственный смысл понятия
«кубанское гостеприимство». Исполнять народную
песню. Составлять рецепт блюда кубанской кухни.
Характеризовать
понятие
«кубанская
семья».
Рассказывать о её традициях и укладе. Составлять
рассказ о своей семье по плану, иллюстрируя рисунком
или фотографией.
Перечислять ремёсла, распространённые в своей
местности. Составлять рассказ об одном из предметов
быта, выполненном кубанскими мастерами.
Описывать виды деятельности жителей своего района.
Перечислять основные производства, профессии своих
земляков, характеризовать их деятельность. Перечислять
знаменитых земляков. Определять понятие «Доска
почёта».
Фиксировать наблюдения за погодными условиями.
Перечислять признаки весны, описывать особенности
весны в Краснодарском крае. Анализировать задания

1,6,7

1,3,5

2,3,5

2,4,7

3,4,6,7

1,2,6,7

1,2,6,7

2,4,5

летит». Профессии и место работы
членов семьи.

Мои земляки в годы Великой
Отечественной войны.
Семья и семейные традиции

1

24.

Творческий проект «Труд в моей
семье».

1

25.

Годовой
исследовательский
проект сезонных изменений. Часть
4: «Здравствуй, лето!».

1

Духовные истоки Кубани
Творческий проект «Родная земля.
Родина. Поклонные кресты».

4ч
1

Духовные
родники
жизни.
Религиозные
традиции
моих
земляков.
Исследовательский
проект
«Красный угол. Икона».

1

Творческий проект «Нет больше
той любви, чем жизнь отдать за
други своя».

1

22.
23.

26.

27.

28.

29.

1

1

экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения,
сопоставлять
с
наблюдениями
одноклассников.
Перечислять предприятия, на которых побывал во время
экскурсии, профессии людей, работающих на этих
предприятиях, описывать деятельность одного из них.
Анализировать занятия земляков весной. Изучать
произведения художников, писателей о весне.
Слушать рассказы о Великой Отечественной войне.
Составлять план беседы с родными и близкими.
Рассказывать o своей семье, используя план.
Анализировать
пословицы
о
семье.
Выбирать
стихотворения кубанских поэтов о семье.
Выполнять индивидуальный проект. Планировать,
корректировать, анализировать свои действия и
оценивать свои достижения.
Анализировать изученные темы, перечислять темы, особо
заинтересовавшие, а также те, которые вызвали
затруднение. Ставить цели изучения кубановедения на
следующий учебный год. Планировать самостоятельную
экскурсию, анализируя экскурсионный лист.
Выбирать для описания (рисования, фотоизображения и
др.) объект «поклонный крест». Анализировать события,
предшествующие
решению
его
установления.
Использовать средства выразительности речи и пр. для
передачи своего отношения к данному объекту.
Планировать и выполнять индивидуальный проект.
Анализировать значение религиозных традиций в жизни
человека.
Посетить православный храм с целью знакомства с
истоками возникновения «красного угла» в хатах казаков.
Уметь
анализировать
полученную
информацию,
самостоятельно исследовать материал по теме.
Выполнять индивидуальный проект. Планировать свои
действия, выполнять по плану, корректировать,
анализировать и оценивать полученные результаты.

1,2,5,6,7
1,2,5,6

2,3,6

2,4,6,7

1,3,7

3,4,6,7

1,3,7

1,6,7

№ п/п

Раздел, Темы

Количество
часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне
универсальных учебных действий)

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

3 класс
1.

Введение
Изучаем родной край.

1ч
1

2.

Нет в мире краше Родины нашей
Рельеф Краснодарского края.

10 ч
1

3.

Природные явления и стихийные
бедствия. Правила безопасного
поведения.

1

4.

Водоёмы Краснодарского края.

1

5.

Растительный и животный мир
Кубани.

3

6.

Кубань - территория здоровья.

1

Называть свой край. Рассказывать о том, что было изучено.
Знакомиться с учебным пособием, с условными
обозначениями. Составлять вопросы для викторины.

2,3,5

Характеризовать
рельеф
Краснодарского
края
(возвышенности, низменности, равнины, горы). Показывать
на карте горную и равнинную части Краснодарского края.
Перечислять и характеризовать природные явления,
характерные для Краснодарского края (дождь, ветер, снег,
туман, голоед).
Описывать одно их них. Составлять
календарь народных примет. Перечислять и характеризовать
стихийные бедствия (землетрясение, смерч, наводнение,
сель, бора). Обсуждать безопасное поведение во время
стихийного бедствия. Приводить примеры борьбы земляков
с последствиями стихийных бедствий.
Перечислять типы водоёмов (моря, реки, озёра, плавни,
лиманы), встречающиеся в Краснодарском крае, показывать
их на карте. Классифицировать водоёмы. Составлять рассказ
об одном из них с опорой на план.
Описывать растительный и животный мир с опорой на
карты-схемы. Сравнивать растительность и животный мир
равнинной и горной частей Краснодарского края.
Характеризовать
понятие
«культурное
растение»,
классифицировать культурные растения. Составлять рассказ
об одном из них. Называть грибы, распространённые на
территории Краснодарского края. Рассказывать о правилах
сбора.
Перечислять и характеризовать курорты Краснодарского

3,4,6,7

1,2,5,6

1,3,7

1,2,5,6,7

1,2,5,6,7

Курорты Краснодарского
Спорт, туризм.

края.

7.

Красота окружающего мира. Тема
родного
края
в
творчестве
талантливых людей.

1

8.

Творческий проект «Нет в мире
краше Родины нашей».

2

9.

Без прошлого нет настоящего
Прошлое и настоящее. «Лента
времени».

9ч
2

10.

Древние города.

1

11.

Историческая карта, история на
карте. Переселение казаков на
Кубань.

2

12.

С верою в сердце.

1

13.

Символика Краснодарского края:
история и современность.

1

края. Показывать их на карте. Составлять сообщение об
одном из курортов, используя свои наблюдения,
информацию в средствах массовой информации (в том числе
Интернет).
Анализировать творчество писателей, художников, которые
старались передать красоту родного края. Характеризовать
понятие «талант».

1,2,3

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои
ответы текстом учебника, своими наблюдениями и
исследованиями. Планировать и реализовать проект «Нет в
мире краше Родины нашей». Анализировать картину
художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.

5,6,7

Характеризовать понятие «лента времени». Определять
последовательность исторических событий, фиксировать их
на «ленте времени».
Показывать на карте местонахождение древнегреческих
городов (Горгиппия и Гермонасса). Фиксировать на «ленте
времени» годы их основания. Описывать их, опираясь на
иллюстрацию, энциклопедический материал.
Показывать на карте маршруты переселения казаков с
опорой на текст учебника. Рассказывать о переселении
казаков. Перечислять названия первых станиц и показывать
их на карте. Рассказывать историю основания своего
населенного пункта. Чертить план (схему) своего
населённого пункта (микрорайона, квартала, улицы),
используя условные обозначения.
Анализировать отличия православного храма от культовых
сооружений иных религий и других архитектурных
сооружений,. Рассказывать о святом (или православном
празднике), во имя которого освящён храм (празднуется
праздник).
Проанализировать
исторические
факты,
предметы,
традиции, отражённые в символике края. Знать текст гимна
Краснодарского края, правила поведения во время

2,4,6,7

2,4,7

1,6,7

2,3,5

1,2,5,6,7

14.

Добрые соседи. Майкоп – столица
Республики Адыгея.

1

15.

Проектная работа «Без прошлого
нет настоящего».

1

16.

Казачьему роду нет переводу
Твоя родословная. История твоей
семьи.

10 ч
1

17.

Ты и твоё имя, имена в моей семье.

1

18.

Из истории кубанских фамилий.

1

19.

Семейные ценности. Мама.

1

20.

Твои земляки - труженики.

1

исполнения гимна, поднятия и спуска флага.
Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «дружба
народов». Показывать на карте Республику Адыгея и её
столицу. Описывать маршрут из своего населённого пункта
в Майкоп. Фиксировать на «ленте времени» год его
основания. Называть государства и субъекты РФ, с которыми граничит Краснодарский край.
Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои
ответы текстом учебника, своими наблюдениями и
исследованиями. Планировать и реализовывать проект.
Анализировать картину художника, высказывать своё
мнение и аргументировать его.
Составлять рассказ об истории своей семьи с опорой на
план. Рисовать генеалогическое дерево. Оформлять альбом
«Моя родословная».
Рассказывать о своём имени, о его значении. Слушать
рассказы одноклассников о происхождении их имён.
Анализировать
кубанские
фамилии,
фамилии
одноклассников. Классифицировать фамилии по различным
признакам. Рассказывать о значении своей фамилии по
результатам опроса родных, изучения словарей. Делать
записи в альбоме «Моя родословная».
Характеризовать понятия «семейные ценности», «честь
семьи и рода» с этической точки зрения. Описывать
ситуации, в которых выражаются семейные ценности.
Приводить примеры, когда отстаивалась честь рода, семьи,
Родины. Используя различные источники информации
(рассказы взрослых, материалы СМИ и пр.), составлять
рассказ о подвиге солдатских матерей своего района, о
матерях-героинях. Составлять рассказ о своей маме на
основе беседы с ней.
Анализировать и устанавливать связь между природноклиматическими условиями Краснодарского края и
занятиями его жителей. Рассказывать об известных людях
труда - земляках, опираясь на заметки в СМИ. Сочинять

1,2,5,6,7

1,3,6,7

2,4,5

1,2,5,6,7
2,3,6

2,4,6,7

1,2,5,6,7

21.

Кубанские умельцы.

2

22.

Народные обычаи и традиции.

1

23.

Казачий фольклор.

1

24.

Проектная работа
роду нет переводу».

25.

Духовные истоки Кубани
Исследовательский
проект
«Святые источники Кубани».

4ч
1

Храмы. Внутреннее и внешнее
устройство.
Исследовательский
проект
«Подвиг материнства».
Творческий проект «Именины».

1

26.
27.
28.

№ п/п

«Казачьему

Раздел, Темы

1

1
1

Количество
часов

сказку о культурных растениях.
Перечислять ремёсла, распространённые на Кубани.
Составлять
рекламу
изделиям
народно-прикладного
искусства. Рассказывать, какими ремёслами владеют родные
и близкие.
Характеризовать
народные
обычаи
и
традиции.
Анализировать
взаимосвязь
обычаев
и
традиций,
пришедших из глубины веков и оставшихся в нашей жизни
до сегодняшних дней. Делать записи в альбоме «Моя
родословная».
Перечислять основные виды фольклора, распространённые
на Кубани. Подбирать примеры. Рассказывать правила
народной игры. Делать записи в альбоме «Моя
родословная».
Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои
ответы текстом учебника, своими наблюдениями и
исследованиями. Планировать и реализовать проект.
Анализировать произведение изобразительного искусства,
высказывать своё мнение и аргументировать его.
Объяснять смысл православных праздников. Изучать
православные традиции жителей края. Ориентироваться по
карте края при определении расположения святых
источников. Экскурсия к ближайшим святым источникам.
Изучить устройство храма и его значение, особенности
архитектуры, значение иконостаса. Храмовые традиции
Составлять рассказ о подвиге солдатских матерей своего
района, о матерях-героинях.
Выполнять индивидуальный проект. Планировать свои
действия,
выполнять
по
плану,
корректировать,
анализировать и оценивать полученные результаты.

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне
универсальных учебных действий)

2,3,6

1,6,7

1,3,5

2,4,5

1,3,5

1,6,7
1,3,5
2,4,6,7

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

4 класс
1.

Введение
Краснодарский
России

край

на

карте

1ч
1

«Береги землю родимую, как
мать любимую»
Природные зоны Краснодарского
края.

10 ч

3.

Кавказский
биосферный
заповедник. Заказники.

1

4.

Роль водоемов в природе и жизни
человека. Использование охрана
водоемов.

2

5.

Типы почв. Защита и охрана почв.

1

6.

Полезные ископаемые края, их

2

2.

2

Определять положение Краснодарского края по отношению к
другим регионам, странам. Называть регионы - соседей
Краснодарского края. Знать о видах связи (железнодорожной
и воздушной) с другими регионами нашей страны.

2,3,5

Перечислять природные зоны Краснодарского края (степи,
лесостепи, леса, субтропики, субальпийские и альпийские
луга, вечные снега). Описывать одну из них. Выбирать
способ исследования и определять природную зону своей
местности, составлять рассказ о природной зоне своей
местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями.
Определять по карте территорию Кавказского биосферного
заповедника. Рассказывать об охраняемых территориях и их
значении для жизни животных. Анализировать действия
жителей Кубани по сохранению лесных богатств края.
Называть и показывать водоемы на карте Краснодарского
края. Анализировать их роль в жизни людей (перевозка
людей и грузов, ловля рыбы, разведение птицы, отдых
людей). Определять пользу водоёмов. Характеризовать
понятия «естественный» и «искусственный» водоемы.
Находить и обсуждать причины, которые приводят к
загрязнению водоёмов. Определять и анализировать степень
своего участия в очистке водоёмов.
Характеризовать основные типы почв, распространённые в
Краснодарском
крае.
Показывать
территорию
их
распространения
на
карте-схеме.
Характеризовать
чернозёмные почвы, их значение в жизни человека.
Характеризовать значение почв Краснодарского края для
региона и всей страны. Анализировать различные меры,
принимаемые в борьбе с ветровой и водной эрозией (в том
числе лесополоса). Составлять письменный рассказ - заметку
в газету об охране и защите почв.
Перечислять полезные ископаемые и показывать их

3,4,6,7

2,3,6

2,3,6

1,3,7

2,4,5

использование.

7.

Значение природных богатств
Краснодарского края для жителей
России.

1

8.

Проектная работа «Береги землю
родимую, как мать любимую».

1

9.

Земля отцов - моя земля
История Кубани в архитектуре.
Жилища различных эпох.

11 ч
1

10.

Вещественные
исторические
источники. Вещи рассказывают о
прошлом.

1

11.

Народные ремёсла и промыслы на
Кубани.

1

12.

Одежда
жителей
Кубани
прошлом и настоящем.

1

в

местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина, мергель,
гипс, известняк). Описывать области применения полезных
ископаемых. Показывать на карте районы, где найдены
целебные источники и грязи.
Характеризовать
понятие
«природные
богатства».
Анализировать значение богатств природы для жителей
страны. Объяснять необходимость бережного отношения
человека к ним.
Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои
ответы текстом учебника, своими наблюдениями и
исследованиями. Планировать и реализовывать проект
«Книга для гостей нашего края». Оформлять выставку
плакатов «Защитим природу родного края». Анализировать
скульптуру художника, высказывать своё мнение и
аргументировать его.
Определять по карте Краснодарского края стоянку древнего
человека. Описывать старинные архитектурные здания с
воего района, рассказывать об одном из них.
Описывать жилища древнего человека и современника,
сравнивать их. Изготавливать макеты жилищ, которые
строили люди в разные времена. Делать записи в альбоме
«Моя родословная».
Различать и характеризовать исторические вещественные
источники. Сопоставлять предметы быта различных эпох,
находить отличия и сходства с предметами кубанского быта.
Лепить образцы посуды различных времен. Представлять
современные вещи в качестве данного вида источников для
будущих исследований.
Сопоставлять
место
проживания,
географические
особенности с видом народно-прикладного искусства,
распространённого в данной местности. Составлять вопросы
для интервью с народными умельцами. Наблюдать за их
работой и описывать её.
Анализировать одежду наших предков, сопоставлять
отдельные её части с современными элементами.

1,2,5,6,7

1,6,7

1,2,3

2,4,7

3,4,6,7

1,6,7

13.

Письменные источники.

1

14.

Устная история родного края.

1

15.

Обычаи и традиции
живущих на Кубани.

народов,

1

16.

Города и районы Краснодарского
края.

1

17.

Екатеринодар - Краснодар. Краснодар — административный центр
Краснодарского
края.
Глава
администрации края (губернатор).

2

18.

Проектная работа «Земля отцов моя земля».

1

19.

Жизнь дана на добрые дела
Просветители земли кубанской.

20.

Защитники Отечества.

8ч
1

2

Анализировать
различные
национальные
костюмы,
определяя черты их сходства и различия. Делать записи в
альбоме «Моя родословная».
Исследовать и характеризовать письменные исторические
источники. Собирать и хранить письменные источники в
семейном архиве.
Определять, каким образом отразились культурноисторические традиции в устном народном творчестве.
Исследовать и характеризовать устные исторические
источники.
Планировать и реализовывать проект «Мы - дети Кубани» на
основе изучения обычаев и традиций народностей,
представители которых живут в твоей местности и учатся в
данной школе.
Перечислять районы Краснодарского края, выделять среди
них соседние районы. Показывать их на административной
карте Краснодарского края. Составлять рассказ об одном из
районов. Анализировать символику различных районов.
Рассказывать об истории главного города Краснодарского
края, используя различные исторические источники.
Характеризовать понятие «административный центр».
Объяснять полномочия губернатора,
значение его
деятельности.
Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои
ответы текстом учебника, своими наблюдениями и
исследованиями. Планировать и реализовывать проект
«Письменный исторический источник». Анализировать
картину художника, высказывать своё мнение и
аргументировать его.
Фиксировать на «ленте времени» год основания первой
школы на Кубани. Сопоставлять школьные предметы,
принадлежности, особенности современной школы и той, в
которой учились предки. Анализировать причины,
изменившие школу.
Рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла.

2,4,6,7

2,4,6,7

1,3,5

2,3,5

2,3,5

1,2,3,5

2,4,6,7

1,3,7

21.

Труженики полей.

1

22.

Радетели земли кубанской. Наши
земляки - гордость страны.

2

23.

Наследники земли отцов.

1

24.

Проектная работа «Жизнь дана на
добрые дела».

1

25.

Духовные истоки Кубани
Исследовательский
проект
«Библия. Библиотеки».

4ч
1

26.

Творческий проект «Культурное
наследие Кубани».

1

27.

Исследовательский проект «Музеи
– хранители материальной и
духовной культуры».
Исследовательский проект «Я как
хранитель духовного наследия
Кубани. 10 заповедей».

1

28.

1

Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фиксировать на «ленте времени» дату освобождения края (своего
населённого пункта) от захватчиков.
Составлять рассказ о людях труда. Анализировать качества
учёных-селекционеров, позволивших им добиться мировой
известности. Составлять статью «Герои кубанских полей» с
опорой на СМИ, рассказы очевидцев, свои наблюдения.
Характеризовать нравственный смысл понятий «гордость
страны», «радетели земли кубанской». Составлять
энциклопедическую статью об одном из выдающихся
земляков, объединив статьи одноклассников, создавать
мини-энциклопедию «Радетели земли кубанской» (по выбору: о выдающихся деятелях науки, образования, искусства,
культуры, космонавтах, врачах, спортсменах, политиках).
Определять и обосновывать цели на будущее. Сопоставлять
свои цели с общественными. Осознавать степень ответственности за сохранение культурно-исторического
наследия.
Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои
ответы текстом учебника, своими наблюдениями и
исследованиями. Планировать и реализовывать проект
«Письмо моим наследникам». Анализировать картину
художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.
Выполнять индивидуальный проект. Планировать свои
действия,
выполнять
по
плану,
корректировать,
анализировать и оценивать полученные результаты.
Выполнять индивидуальный проект. Планировать свои
действия,
выполнять
по
плану,
корректировать,
анализировать и оценивать полученные результаты.
Выполнять индивидуальный проект. Планировать свои
действия,
выполнять
по
плану,
корректировать,
анализировать и оценивать полученные результаты.
Выполнять индивидуальный проект. Планировать свои
действия,
выполнять
по
плану,
корректировать,
анализировать и оценивать полученные результаты.

2,4,7

2,4,5

1,2,5,6,7

2,3,5

1,2,5,6,7

1,2,5,6

1,3,7

2,4,5

Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1. Кубановедение: программа для 1-4 классов общеобразовательных
учреждений Краснодарского края, доработанная с учётом требований
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования/ Краснодар: Перспективы образования, 2013.
2. Еременко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Кубановедение: Практикум
для 1 класса общеобразоват. учреждений. Краснодар: Перспективы
образования, 2020 г.
3. Еременко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Кубановедение: Практикум
для 2 класса общеобразоват. учреждений. Краснодар: Перспективы
образования, 2020г.
4. Кубановедение: Интерактивное учебное пособие. Краснодар: Перспективы
образования, 2012г.
5. Кубанская азбука/ Сост. О.А. Хамцова. Краснодар: Перспективы
образования, 2012.
6. Мирук М.В., Еременко Е.Н., Науменко Т.А., Паскевич Н.Я..
Кубановедение: Учебное пособие для 3 класса общеобразоват. Учреждений с
электронным приложением. Краснодар: Перспективы образования, 2020 г.
7. Мирук М.В., Еременко Е.Н., Науменко Т.А., Паскевич Н.Я..
Кубановедение: Учебное пособие для 4 класса общеобразоват. Учреждений с
электронным приложением. Краснодар: Перспективы образования, 2020 г.
8. Науменко Т.А., Матвеева Ю.А. Рабочая тетрадь по кубановедению:
Учебное пособие для 3 класса общеобразовате. учреждений. Краснодар:
Перспективы образования, 2020 г.
9. Науменко Т.А., Матвеева Ю.А. Рабочая тетрадь по кубановедению:
Учебное пособие для 4 класса общеобразовате. учреждений. Краснодар:
Перспективы образования, 2020 г.
Согласовано
Протокол заседания
кафедры «Начального образования»
№ 1 от «27» августа 2021 г.
___________ И.А. Рубан

Согласовано
заместитель директора по УР
МАОУ лицея № 11 им. В.В.
Рассохина г. Армавира
__________ А.А. Козлова
«27» августа 2021 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».