Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 1 класса (ID 3246034)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Муниципальное образование город Армавир

МАОУ лицей № 11 им. В.В.Рассохина

РАССМОТРЕНО
МО учителей начальных классов

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

______________Рубан И.А.

______________Козлова А.А.

______________Абелян А.М.

Протокол №1

Протокол №1

Приказ №1

от "29" августа2022 г.

от "29" августа 2022 г.

от "01" сентября2022 г.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 11F9EA5C1242AC113CC7FAD70EFBDE5CCDC451CF
Владелец: Абелян Арменуи Мартиновна
Действителен: с 20.12.2021 до 20.03.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3246034)

учебного предмета
«Литературное чтение»

для 1 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Коробицина Ольга Анатольевна
учитель начальных классов

Армавир 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает,
наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для
успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и
закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития
младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной
литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с
различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен
на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей
обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса
литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления
литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения,
творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие
возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных
произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических
ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся
представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения
на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих
способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с
дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями
детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе.
Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность
разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной
литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных
результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении
других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который
изучается в основной школе.
Освоение программы по предмету «Литературное чтение» в 1 классе начинается вводным
интегрированным курсом «Обучение грамоте» (180 ч.: 100 ч. предмета «Русский язык» и 80 ч.
предмета «Литературное чтение»). После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение
предметов «Русский язык» и «Литературное чтение», на курс «Литературное чтение» в 1 классе
отводится не менее 10 учебных недель, суммарно 132 часа

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя,
мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и
саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые
младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также
сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета
«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут
востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и
решением следующих задач:
— формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому
чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
— осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного
творчества для всестороннего развития личности человека;
— первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и
произведений устного народного творчества;
— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах);
устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки,
фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор;
литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет;
эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим
понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие текста произведений
художественной литературы и устного народного творчества (не менее четырёх произведений).
Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и волшебство в
сказке. Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и
литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных
произведений. Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и
литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к
природе, людям, предметам).
Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения» (общее представление): чему
посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие
качества воспитывает?). Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение,
сказка (общее представление на примере не менее шести произведений К. Д. Ушинского, Л. Н.
Толстого, В. Г. Сутеева, Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто, Ю. И. Ермолаева, Р. С. Сефа, С.
В. Михалкова, В. Д. Берестова, В. Ю. Драгунского и др.). Характеристика героя произведения, общая
оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения
и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.
Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение поэтических произведений о
природе (на примере трёх-четырёх доступных произведений А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А.
К. Толстого, С. А. Есенина, А. Н. Плещеева, Е. А. Баратынского, И. С. Никитина, Е. Ф. Трутневой, А.
Л. Барто, С. Я. Маршака и др.). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена
года, человек и природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с
прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое
произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного
края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение.
Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок
выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.
Устное народное творчество — малые фольклорные жанры (не менее шести произведений).
Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их
назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров.
Потешка — игровой народный фольклор. Загадки — средство воспитания живости ума,
сообразительности. Пословицы — проявление народной мудрости, средство воспитания понимания
жизненных правил.
Произведения о братьях наших меньших (трёх-четырёх авторов по выбору). Животные — герои
произведений. Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и животных —
воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды текстов: художественный и
научно-познавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его внешности, поступки,
речь, взаимоотношения с другими героями произведения. Авторское отношение к герою. Осознание
нравственно-этических понятий: любовь и забота о животных.
Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение разножанровых произведений о маме
(не менее одного автора по выбору, на примере доступных произведений Е. А. Благининой, А. Л.
Барто, Н. Н. Бромлей, А. В. Митяева, В. Д. Берестова, Э. Э. Мошковской, Г. П. Виеру, Р. С. Сефа и
др.). Осознание нравственно-этических понятий: чувство любви как привязанность одного человека к
другому (матери к ребёнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях.

Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх произведений).
Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в
обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с
необычными, сказочными, фантастическими.
Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что книга —
источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации — элементы ориентировки в
книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в
процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику
развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития
и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие
позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовнонравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и
отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление
интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание
естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к
традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений
выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого
человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других
моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных
произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным
видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной
деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки

произведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных,
отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа
выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности
и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы,
творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение
и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по
темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать
нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного

текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные
учебные действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному
предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области,
ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных
ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
— понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных
ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в
художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных
народов;
— владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать
осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для
восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без
отметочного оценивания);
— читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2
стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
— различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;
— различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и
художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и
литературные), рассказы, стихотворения);

— понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по
фактическому содержанию произведения;
— владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного
произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать
поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с
использованием словаря;
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы
о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор,
герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из
текста;
— пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности
событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;
— составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по
заданному алгоритму;
— сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3 предложений);
— ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
— выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учётом
рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму;
— обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в
соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные практические
работы
работы

5

0

0

01.09.2022
09.09.2022

Работа с серией сюжетных картинок, выстроенных в правильной последовательности:
анализ изображённых событий, обсуждение сюжета, составление устного рассказа
с опорой на картинки;
Работа с серией сюжетных картинок с нарушенной последовательностью, анализ
изображённых событий, установление правильной последовательности событий,
объяснение ошибки художника, внесение изменений в последовательность картинок,
составление устного рассказа по восстановленной серии картинок;
Совместная работа по составлению небольших рассказов повествовательного
характера (например, рассказ о случаях из школьной жизни и т. д.);
Совместная работа по составлению небольших рассказов описательного характера
(например, описание как результат совместных наблюдений, описание модели
звукового состава слова и т. д.);
Самостоятельная работа: составление короткого рассказа по опорным словам;
Учебный диалог по результатам совместного составления рассказов, объяснение
уместности или неуместности использования тех или иных речевых средств, участие в
диалоге, высказывание и обоснование своей точки зрения;
Слушание текста, понимание текста при его прослушивании;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Раздел 1. Развитие речи
1.1.

Понимание текста при его
прослушивании и при
самостоятельном чтении
вслух

Итого по разделу:

5

Раздел 2. Слово и предложение
2.1.

Различение слова и
предложения. Работа с
предложением: выделение
слов, изменение их порядка,
распространение
предложения.

1

0

0

12.09.2022

Совместная работа: придумывание предложения с заданным словом;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

2.2.

Различение слова и
обозначаемого им предмета.
Восприятие слова как
объекта изучения, материала
для анализа.

1

0

0

13.09.2022

Игровое упражнение «Снежный ком»: распространение предложений с добавлением
слова по цепочке;
Игра «Живые слова» (дети играют роль слов в предложении, идёт перестановка слов в
предложении, прочтение получившегося);

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

2.3.

Наблюдение над значением
слова. Активизация и
расширение словарного
запаса. Включение слов
в предложение.

1

0

0

14.09.2022

Моделирование предложения: определение количества слов в предложении и
обозначение каждого слова полоской;
Самостоятельная работа: определение количества слов в предложении, обозначение
слов полосками;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

2.4.

Осознание единства
звукового состава слова и его
значения

Итого по разделу:

2

0

0

15.09.2022
19.09.2022

Работа с моделью предложения: изменение предложения в соответствии с изменением
модели;
Игровое упражнение «Придумай предложение по модели»;
Игра «Исправь ошибку в предложении» (корректировка предложений, содержащих
смысловые и грамматические ошибки);
Учебный диалог «Что можно сделать с предметом, а что можно сделать со словом,
называющим этот предмет?», участие в диалоге помогает первоклассникам начать
различать слово и обозначаемый им предмет;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

5

Раздел 3. Чтение. Графика.
3.1.

Формирование навыка
слогового чтения
(ориентация на букву,
обозначающую гласный
звук).

6

0

0

20.09.2022
29.09.2022

Работа с пособием «Окошечки»: отработка умения читать слоги с изменением буквы
гласного;
Упражнение: соотнесение прочитанного слога с картинкой, в названии которой есть
этот слог;
Упражнение: соотнесение прочитанных слов с картинками, на которых изображены
соответствующие предметы;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

3.2.

Плавное слоговое чтение и
чтение целыми словами со
скоростью, соответствующей
индивидуальному темпу.

7

0

0

30.09.2022
12.10.2022

Работа в парах: соединение начала и конца предложения из нескольких предложенных
вариантов;
Игровое упражнение «Заверши предложение», отрабатывается умение завершать
прочитанные незаконченные предло​ жения с опорой на общий смысл предложения;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

3.3.

Осознанное чтение слов,
словосочетаний,
предложений. Чтение с
интонациями и паузами в
соответствии со знаками
препинания.

8

0

0

13.10.2022
26.10.2022

Игровое упражнение «Заверши предложение», отрабатывается умение завершать
прочитанные незаконченные предло​ жения с опорой на общий смысл предложения;
Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения;
Упражнение: соотносить прочитанные предложения с нужным рисунком, который
передаёт содержание предложения;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

3.4.

Развитие осознанности и
выразительности чтения на
материале небольших
текстов и стихотворений.

5

0

0

27.10.2022
10.11.2022

Упражнение: соотносить прочитанные предложения с нужным рисунком, который
передаёт содержание предложения;
Совместная работа: ответы на вопросы по прочитанному тексту, отработка умения
находить содержащуюся в тексте информацию;
Творческая работа: дорисовывание картинки в соответствии с прочитанным
(отрабатывается умение осознавать смысл прочитанного предложения/текста);
Совместная работа: чтение предложений и небольших текстов с интонациями и
паузами в соответствии со знаками препинания после предварительного обсуждения
того, на что нужно обратить внимание при чтении;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

3.5.

Знакомство с орфоэпическим
чтением (при переходе к
чтению целыми словами).

5

0

0

11.11.2022
18.11.2022

Игровое упражнение «Заверши предложение», отрабатывается умение завершать
прочитанные незаконченные предло​ жения с опорой на общий смысл предложения;
Практическая работа: овладение орфоэпическим чтением;
Работа в парах: тренировка в выразительном чтении;

Устный
опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

3.6.

Орфографическое чтение
(проговаривание) как
средство самоконтроля при
письме под диктовку и при
списывании.

4

0

0

21.11.2022
28.11.2022

Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

3.7.

Звук и буква. Буква как знак
звука. Различение звука и
буквы.

4

0

0

29.11.2022
05.12.2022

Игровое упражнение «Найди нужную букву» (отрабатывается умение соотносить звук
и соответствующую ему букву);

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

3.8.

Буквы, обозначающие
гласные звуки. Буквы,
обозначающие согласные
звуки.

5

0

0

06.12.2022
13.12.2022

Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в
открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости
предшествующих согласных звуков;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

3.9.

Овладение слоговым
принципом русской графики.

6

0

0

14.12.2022
22.12.2022

Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в
открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости
предшествующих согласных звуков;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

3.10.

Буквы гласных как
показатель твёрдости —
мягкости согласных звуков.

5

0

0

23.12.2022
11.01.2023

Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в
открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости
предшествующих согласных звуков;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

3.11.

Функции букв,
обозначающих гласный звук
в открытом слоге:
обозначение гласного звука и
указание на твёрдость или
мягкость предшествующего
согласного.

5

0

0

12.01.2023
20.01.2023

Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в
открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости
предшествующих согласных звуков;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

3.12.

Функции букв е, ё, ю, я.

4

0

0

23.01.2023
27.01.2023

Дифференцированное задание: группировка слов в зависимости от способа
обозначения звука [й’];

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

3.13.

Мягкий знак как показатель
мягкости предшест​вующего
согласного звука в конце
слова. Разные способы
обозначения буквами звука
[й’].

2

0

0

30.01.2023
31.01.2023

Учебный диалог «Зачем нам нужны буквы ь и ъ?», объяснение в ходе диалога функции
букв ь и ъ;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

3.14.

Функция букв ь и ъ.

2

0

0

01.02.2023
03.02.2023

Учебный диалог «Зачем нам нужны буквы ь и ъ?», объяснение в ходе диалога функции
букв ь и ъ;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

3.15.

Знакомство с русским
алфавитом как
последовательностью букв

2

0

0

06.02.2023
07.02.2023

Рассказ учителя об истории русского алфавита, о значении алфавита для
систематизации информации, о важности знания последовательности букв в русском
алфавите;
Игровое упражнение «Повтори фрагмент алфавита»;
Игра-соревнование «Повтори алфавит»;
Совместное выполнение упражнения «Запиши слова по алфавиту»;
Работа в парах: нахождение ошибок в упорядочивании слов по алфавиту;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

0

0

08.02.2023
24.02.2023

Слушание чтения учителем фольклорных произведений (на примере русских народных
сказок: «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса», «Жихарка», «Лисичка-сестричка и волк» и
литературных (авторских): К. И. Чуковский «Путаница», «Айболит», «МухаЦокотуха», С Я Маршак «Тихая сказка», В. Г. Сутеев «Палочка-выручалочка»);
Учебный диалог: обсуждение вопросов — какова тема сказки, кто её герои, что
произошло (что происходило) в сказке;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

Итого по разделу:

70

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
1.1.

Сказка народная
(фольклорная) и
литературная (авторская)

6

1.2.

Произведения о детях и для
детей

9

0

0

27.02.2023
13.03.2023

Упражнение в чтении вслух разножанровых произведений о детях (использовать
слоговое плавное чтение с переходомна чтение словами без пропусков и перестановок
букв и слогов);
Не менее шести произведений по выбору, например: К. Д. Ушинский «Играющие
собаки», «Худо тому, кто добра не делает никому», Л. Н. Толстой «Косточка», В. Г.
Сутеев «Чей же гриб?», Е. А. Пермяк «Самое страшное», «Торопливый ножик», В. А.
Осеева «Плохо», «Три товарища», А. Л. Барто «Подари, подари…», «Я — лишний», Н.
М. Артюхова «Саша-дразнилка», Ю. И. Ермолаев «Лучший друг», Р. С. Сеф «Совет»;
Беседа по выявлению понимания прочитанного произведения: ответы на вопросы о
впечатлении от произведения, определение темы (о детях) и главной мысли
произведения, анализ заголовка;
Работа с текстом произведения: читать по частям, характеризовать героя, отвечать на
вопросы к тексту произведения, подтверждая ответ примерами из текста;
Выразительное чтение по ролям диалогов героев;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

1.3.

Произведения о родной
природе

6

0

0

14.03.2023
01.04.2023

Слушание и чтение поэтических описаний картин природы (пейзажной лирики);
Беседа по выявлению понимания настроения, переданного автором (радость, грусть,
удивление и др.), определение темы стихотворных произведений (трёх-четырёх по
выбору);
Работа с текстом произведения: различение на слух стихотворного и нестихотворного
текста, определение особенностей стихотворной речи (ритм, созвучные слова (рифма),
нахождение слов и словосочетаний, которые определяют звуковой рисунок текста
(например, «слышать» в тексте звуки весны, «журчание воды», «треск и грохот
ледохода»);
Анализ стихотворного текста, составление интонационного рисунка с опорой на знаки
препинания;
Выразительное чтение стихотворений с опорой на интонационный рисунок;
Сравнение произведений на одну тему разных авторов: А. Н. Майков «Ласточка
примчалась…», А. Н. Плещеев «Весна» (отрывок), «Травка зеленеет…», С. Д.
Дрожжин «Пройдёт зима холодная…», С. А. Есенин «Черёмуха», И. З. Суриков
«Лето», «Зима», Т. М. Белозёров «Подснежники», С. Я. Маршак «Апрель», И. П.
Токмакова «Ручей», «Весна», И. С. Соколов-Микитов «Русский лес»;
Учебный диалог о своих впечатлениях, эстетическом восприятии прослушанных
произведений и составление высказывания (не менее 3 предложений);
Рассматривание репродукций картин и характеристика зрительных образов,
переданных в художественном произведении. Например, И. Э. Грабарь «Март», «Иней.
Восход солнца», А. А. Рылов «Цветистый луг», И. И. Шишкин «Рожь», В. Д. Поленов
«Золотая осень», И. И. Левитан «Осень» и др.;
Чтение наизусть стихотворений о родной природе (не менее 2);
Выбор книги по теме «Произведения о родной природе» с учётом рекомендованного
списка;
Работа с книгами: рассматривание, самостоятельное чтение, представление
прочитанного произведения;
Составление списка авторов, которые писали о природе (с помощью учителя);

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

1.4.

Устное народное творчество
— малые фольклорные
жанры

4

0

0

03.04.2023
11.04.2023

Упражнение в чтении вслух (использовать слоговое плавное чтение с переходом на
чтение словами без пропусков и перестановок букв и слогов), соблюдение норм
произношения, расстановка ударений при выразительном чтении;
Анализ потешек, считалок, загадок: поиск ключевых слов, помогающих
охарактеризовать жанр произведения и назвать его (не менее шести произведений);
Учебный диалог: объяснение смысла пословиц, соотнесение их с содержанием
произведения;
Разыгрывание в совместной деятельности небольших диалогов с учётом поставленной
цели (организация начала игры, веселить, потешать);
Драматизация потешек;
Игра «Вспомни и назови»: определение жанров прослушанных и прочитанных
произведений: потешка, загадка, сказка, рассказ, стихотворение;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

1.5.

Произведения о братьях
наших меньших

7

0

0

12.04.2023
28.04.2023

Слушание произведений о животных. Например, произведения Н. И. Сладкова «Без
слов», «На одном бревне», Ю. И. Коваля «Бабочка», Е. И. Чарушина «Про Томку», А.
Л. Барто «Страшная птица», «Вам не нужна сорока?»;
Беседа по выявлению понимания прослушанного произведения, ответы на вопросы о
впечатлении от произведения;
Самостоятельное чтение произведений о животных, различение прозаического и
стихотворного текстов. Например, Е. А. Благинина «Котёнок», «В лесу смешная
птица», «Жук, жук, где твой дом?», Э. Ю. Шим «Жук на ниточке», В. Д. Берестов
«Выводок», «Цыплята», С. В. Михалков «Мой щенок», «Трезор», «Зяблик», И. П.
Токмакова «Купите собаку», «Разговор синицы и дятла», И. А. Мазнин «Давайте
дружить»;
Учебный диалог по обсуждению прочитанного произведения: определение темы и
главной мысли, осознание нравственно-этического содержания произведения (любовь
и забота о братьях наших меньших, бережное отношение к природе);
Работа с текстом: нахождение в тексте слов, характеризующих героя (внешность,
поступки) в произведениях разных авторов (трёх-четырёх по выбору). Например, Н. И.
Сладков «Лисица и Ёж», М. М. Пришвин «Ёж», Ю. Н. Могутин «Убежал», Б В Заходер
«Ёжик», Е. И. Чарушин «Томка», «Томка и корова», «Томкины сны»;
Упражнение на восстановление последовательности событий в произведении: чтение
по частям, придумывание заголовка к каждой части, составление плана (под
руководством учителя);
Пересказ (устно) содержания произведения с соблюдением последовательности
событий с опорой на ключевые слова;
Работа с текстом произведения: характеристика героев;
Составление высказывания (не менее 3 предложений) о своём отношении к животным,
природе, сочинение рассказа о любимом питомце (собаке, кошке) с использованием
рисунков;
Работа в парах: сравнение предложенных произведений по автору, теме, главной
мысли, заполнение таблицы;
Интерпретация произведения в творческой деятельности: инсценирование отдельных
эпизодов, отрывков из произведений о животных;
Составление выставки книг по изучаемой теме;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

1.6.

Произведения о маме

3

0

0

01.05.2023
05.05.2023

Беседа по выявлению понимания прослушанного/прочитанного произведения, ответы
на вопросы о впечатлении от произведения, понимание идеи произведения: любовь к
своей семье, родным, Родине — самое дорогое и важное чувство в жизни человека.
Например, слушание и чтение произведений П. Н. Воронько «Лучше нет родного
края», М. Ю. Есеновского «Моя небольшая родина», Н. Н. Бромлей «Какое самое
первое слово?», А. В. Митяева «За что я люблю маму», В. Д. Берестова «Любили тебя
без особых причин…», Г. П. Виеру «Сколько звёзд на ясном небе!», И. С. СоколоваМикитова «Радуга», С. Я. Маршака «Радуга» (по выбору не менее одного автора);
Работа с текстом произведения: поиск и анализ ключевых слов, определяющих
главную мысль произведения, объяснение заголовка, поиск значения незнакомого
слова с использованием словаря;
Учебный диалог: обсуждение значения выражений «Родина-мать», «Родина любимая
— что мать родная», осознание нравственно-этических понятий, обогащение духовнонравственного опыта учащихся: заботливое отношение к родным в семье, внимание и
любовь к ним;
Выразительное чтение стихотворений с выделением ключевых слов, с соблюдением
норм произношения;
Рассказ по предложенному плану о своём родном крае, городе, селе, о своих чувствах
к месту;
Задания на проверку знания названия страны, в которой мы живём, её столицы;
Чтение наизусть с соблюдением интонационного рисунка произведения (не менее 2
произведений по выбору);

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

1.7.

Фольклорные и авторские
произведения о чудесах и
фантазии

4

0

0

08.05.2023
19.05.2023

Упражнение в чтении стихотворных произведений о чудесах и превращении,
словесной игре и фантазии (не менее трёх произведений). Например, К. И. Чуковский
«Путаница», И. П. Токмакова «Мы играли в хохотушки», И. М. Пивоварова
«Кулинаки-пулинаки», «Я палочкой волшебной…», В В Лунин «Я видела чудо», Р. С.
Сеф «Чудо», Б. В. Заходер «Моя вообразилия», Ю. П. Мориц «Сто фантазий», Ю.
Тувим «Чудеса», английские народные песни и небылицы в переводе К. И. Чуковского
и С. Я. Маршака;
Работа с текстом произведения: выделение ключевых слов, которые определяют
необычность, сказочность событий произведения, нахождение созвучных слов (рифм),
наблюдение за ритмом стихотворного текста, составление интонационного рисунка с
опорой на знаки препинания, объяснение значения слова с использованием словаря;
Беседа на тему «О каком чуде ты мечтаешь», передача своих впечатлений от
прочитанного произведения в высказывании (не менее 3 предложений) или в рисунке;
Задание на сравнение произведений на одну тему разных авторов: прозаическое или
стихотворное, жанр (рассказ, стихотворение, сказка, загадка, скороговорка, потешка);
Выразительное чтение стихотворений с опорой на интонационный рисунок;
Задание на развитие творческого воображения: узнай зрительные образы,
представленные в воображаемой ситуации (например, задание «Кто живёт в кляксах?»,
«Каких животных ты видишь в проплывающих облаках?»);
Дифференцированная работа: определение фрагмента для устного словесного
рисования, выделение слов, словосочетаний, отражающих содержание этого
фрагмента;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

1.8.

Библиографическая культура
(работа с детской книгой)

1

0

0

22.05.2023
25.05.2023

Экскурсия в библиотеку, нахождение книги по определённой теме;
Участие в беседе: обсуждение важности чтения для развития и обучения,
использование изученных понятий в диалоге;
Группировка книг по изученным разделам и темам;
Поиск необходимой информации в словарях и справочниках об авторах изученных
произведений;
Рассказ о своих любимых книгах по предложенному алгоритму;
Рекомендации по летнему чтению, оформление дневника читателя;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

Итого по разделу:

40

Резервное время

12

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

132

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

1.

Ориентировка в Азбуке:
1
обложка, форзацы, страницы,
иллюстрации, задания, условные
знаки. История обучения.
Знакомство с учебником.

0

0

Устный
опрос;

2.

Ориентировка в Азбуке:
1
обложка, форзацы, страницы,
иллюстрации, задания, условные
знаки. История обучения.
Знакомство с учебником.

0

0

Устный
опрос;

3.

Ознакомление с историей
возникновения речи.

1

0

0

Устный
опрос;

4.

Ознакомление с историей
возникновения речи.

1

0

0

Устный
опрос;

5.

Ознакомление в конкретной
речевой ситуации с понятиями:
речь устная и письменная;
разные функции речи: общение,
сообщение, воздействие. Мир,
Россия, родина, семья.

1

0

0

Устный
опрос;

6.

Ознакомление в конкретной
речевой ситуации с понятиями:
речь устная и письменная;
разные функции речи: общение,
сообщение, воздействие. Мир,
Россия, родина, семья.

1

0

0

Устный
опрос;

7.

Звуки речи. В мире знаков. Звук
и его письменный знак. Схема
слова.

1

0

0

Устный
опрос;

8.

Звуки речи. В мире знаков. Звук
и его письменный знак. Схема
слова.

1

0

0

Устный
опрос;

9.

Звуки речи. В мире знаков. Звук
и его письменный знак. Схема
слова.

1

0

0

Устный
опрос;

10.

Различение гласных и согласных 1
звуков. Звуковой анализ слова.

0

0

Устный
опрос;

11.

Различение гласных и согласных 1
звуков. Звуковой анализ слова.

0

0

Устный
опрос;

12.

Различение звука и буквы: буква 1
как знак звука. Звук [а], буква
Аа. Звук [у], буква Уу. Звуковой
и звукобуквенный анализ,
подбор слов с изучаемыми
звуками. Рифма.

0

0

Устный
опрос;

13.

Различение звука и буквы: буква 1
как знак звука. Звук [а], буква
Аа. Звук [у], буква Уу. Звуковой
и звукобуквенный анализ,
подбор слов с изучаемыми
звуками. Рифма.

0

0

Устный
опрос;

14.

Упражнение
1
психофизиологических функций,
необходимых для чтения:
восстановление слов с
пропущенными буквами. Чтение
схем слов и предложений

0

0

Устный
опрос;

15.

Упражнение
1
психофизиологических функций,
необходимых для чтения:
восстановление слов с
пропущенными буквами. Чтение
схем слов и предложений

0

0

Устный
опрос;

16.

Упражнение
1
психофизиологических функций,
необходимых для чтения:
восстановление слов с
пропущенными буквами. Чтение
схем слов и предложений

0

0

Устный
опрос;

17.

Сказки. Их возникновение,
1
способы сохранения,
особенности рассказывания и
чтения. Русские народные сказки
и сказки других народов мира.
Инсценировки.

0

0

Устный
опрос;

18.

Сказки. Их возникновение,
1
способы сохранения,
особенности рассказывания и
чтения. Русские народные сказки
и сказки других народов мира.
Инсценировки.

0

0

Устный
опрос;

19.

Различение звука и буквы: буква 1
как знак звука. Звук [о], буква
Оо. Звук [э], буква Ээ. Театр,
антракт.

0

0

Устный
опрос;

20.

Различение звука и буквы: буква 1
как знак звука. Звук [о], буква
Оо. Звук [э], буква Ээ. Театр,
антракт.

0

0

Устный
опрос;

21.

Различение предмета, явления и
слов, их называющих.
Соотношение названия
нарисованного предмета со
схемой слова. Составление
небольших рассказов

1

0

0

Устный
опрос;

22.

Различение предмета, явления и
слов, их называющих.
Соотношение названия
нарисованного предмета со
схемой слова. Составление
небольших рассказов

1

0

0

Устный
опрос;

23.

Различение предмета, явления и
слов, их называющих.
Соотношение названия
нарисованного предмета со
схемой слова. Составление
небольших рассказов

1

0

0

Устный
опрос;

24.

Различение согласных твердых и 1
мягких. Звук [ы], буква ы. Звук
[и], буква Ии.

0

0

Устный
опрос;

25.

Различение согласных твердых и 1
мягких. Звук [ы], буква ы. Звук
[и], буква Ии.

0

0

Устный
опрос;

26.

Представление о разнообразии
жанров: сказка, считалка.
Заучивание наизусть
стихотворных текстов.
Единственное, множественное
число.

1

0

0

Устный
опрос;

27.

Представление о разнообразии
жанров: сказка, считалка.
Заучивание наизусть
стихотворных текстов.
Единственное, множественное
число.

1

0

0

Устный
опрос;

28.

Представление о разнообразии
жанров: сказка, считалка.
Заучивание наизусть
стихотворных текстов.
Единственное, множественное
число.

1

0

0

Устный
опрос;

29.

Упражнение
1
психофизиологических функций,
необходимых для чтения:
восстановление слов с
пропущенными буквами.
Выделение слов в предложении
(в пиктограмме). Сказки о
животных.

0

0

Устный
опрос;

30.

Различение звука и буквы: буква 1
как знак звука. Звуки [л], [л‫]ۥ‬,
буква Лл. Звуки [м], [ м‫]ۥ‬, буква
Мм. Чтение слов.

0

0

Устный
опрос;

31.

Определение места ударения.
Ударные и безударные гласные.
Тематические группы слов.

1

0

0

Устный
опрос;

32.

Различение предложения и
слова. Соотношение
нарисованного предложения
(пиктограммы) с его схемой.
Наблюдение смысловой и
интонационной законченности
предложений при сравнении со
словом.

1

0

0

Устный
опрос;

33.

Осознание цели и ситуации
устного общения. Речевые
ситуации: сообщение, беседа,
обращение, убеждение, призыв,
вопрос, просьба, спор.

1

0

0

Устный
опрос;

34.

Знакомство с русским алфавитом 1
как последовательностью букв.
Звуки [н], [н‫]ۥ‬, буква Нн. Звуки
[р] [р‫]ۥ‬, буква Рр. Слова –
указатели (без введения термина
«местоимение». Наблюдение
средств выражения рода.

0

0

Устный
опрос;

35.

Сравнение значения слов при
наращивании или сокращении
фонем, изменении их порядка,
замене одной фонемы, при
перемещении ударения.

1

0

0

Устный
опрос;

36.

Ознакомление с оформлением
1
предложения: большая буква в
начале предложения, знаки (.?!) в
конце. Сравнение предложений,
различающихся по цели
высказывания (варианты
интонации конца предложения –
соответствующие знаки в
письменной речи).

0

0

Устный
опрос;

37.

Установление числа и
последовательности звуков в
слове. Сравнение значения слов
при наращивании или
сокращении фонем, изменении
их порядка, замене одной
фонемы, при перемещении
ударения. Инсценировки.
Орфоэпические нормы речи (без
введения понятия). Чистота
произношения.

1

0

0

Устный
опрос;

38.

Осознание единства звукового
1
состава слова и его значения.
Звук [й‫]ۥ‬, буква Йй. Чтение слов.
Звуковой и звукобуквенный
анализ слов.

0

0

Устный
опрос;

39.

Формирование аналитико1
синтетического звукобуквенного
способа чтения с учетом мен
звуков. Представление о
многозначных словах.

0

0

Устный
опрос;

40.

Чтение с интонациями и паузами 1
в соответствии со знаками
препинания. Развитие
осознанности и выразительности
чтения на материале небольших
прозаических и стихотворных
текстов.

0

0

Устный
опрос;

41.

Выделение печатных и
письменных букв из буквенного
ребуса. Знакомство с
орфоэпическим чтением (при
переходе к чтению целыми
словами).

1

0

0

Устный
опрос;

42.

Слог как минимальная
1
произносительная единица.
Деление слов на слоги.
Выделение печатных и
письменных букв из буквенного
ребуса. Составление слов из букв
и слогов, вычеркивание из текста
заданной буквы.

0

0

Устный
опрос;

43.

Знакомство с русским алфавитом 1
как последовательностью букв.
Выбор языковых и внеязыковых
средств в соответствии с целями
и условиями общения для
эффективного решения
коммуникативной задачи:
мелодика, логическое ударение,
паузы, сила, тембр голоса, темп
речи, мимика, жесты, движения.

0

0

Устный
опрос;

44.

Представление о разнообразии
жанров: стихотворение, загадка.
Звуки [б], [б‫]ۥ‬, буква Бб. Звуки
[в], [в‫]ۥ‬, буква Вв.

0

0

Устный
опрос;

1

45.

Понимание текста при
1
самостоятельном чтении вслух и
при его прослушивании.
Осознание единства звукового
состава слова и его значения.

0

0

Устный
опрос;

46.

Устное поздравление с днем
рождения, с Новым годом.
Русские народные сказки и
сказки других народов мира.
Авторские сказки.

1

0

0

Устный
опрос;

47.

Различение звука и буквы: буква 1
как знак звука. Звуки [г], [г‫]ۥ‬,
буква Гг. Звуки [д], [д‫]ۥ‬, буква
Дд. Закличка.

0

0

Устный
опрос;

48.

Сравнение значения слов при
наращивании или сокращении
фонем, изменении их порядка.
Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений и
коротких текстов.

1

0

0

Устный
опрос;

49.

Сравнение значения слов при
1
наращивании или сокращении
фонем, изменении их порядка,
замене одной фонемы, при
перемещении ударения. Плавное
слоговое чтение и чтение
целыми словами со скоростью,
соответствующей
индивидуальному темпу ребенка.

0

0

Устный
опрос;

50.

Составление небольших
рассказов повествовательного
типа с опорой на рисунок
(рисунки), по материалам
собственных игр, занятий,
наблюдений. Представление о
многозначных словах.

0

0

Устный
опрос;

1

51.

Овладение нормами речевого
1
этикета в ситуациях учебного и
бытового общения: приветствие,
прощание, извинение,
благодарность, обращение с
просьбой; особенности общения
со знакомыми и незнакомыми, с
родными и друзьями,
ровесниками и взрослыми, с
маленькими детьми.

0

0

Устный
опрос;

52.

Различение предложения и
слова. Звук [ж], буква Жж. Звук
[з], [з‫]ۥ‬, буква Зз. Роль фонемы в
образовании слов. Соотношение
нарисованного предложения
(пиктограммы) с его схемой.
Наблюдение смысловой и
интонационной законченности
предложений при сравнении со
словом.

1

0

0

Устный
опрос;

53.

Наблюдение единства в слове
звучания и значения.
Практическое ознакомление с
этимологией (на примере
мотивированных названий).

1

0

0

Устный
опрос;

54.

Овладение нормами речевого
1
этикета в ситуациях учебного и
бытового общения: приветствие,
прощание, извинение,
благодарность, обращение с
просьбой.

0

0

Устный
опрос;

55.

Различение согласных твердых и 1
мягких парных и непарных,
звонких и глухих парных и
непарных, шипящих. Звук [ж] –
всегда твердый согласный звук.
Написание гласной и после
шипящего согласного ж (в
положении под ударением).

0

0

Устный
опрос;

56.

Сравнение значения слов при
наращивании или сокращении
фонем, изменении их порядка,
замене одной фонемы, при
перемещении ударения.
Единственное и множественное
число названий предметов.
Слабая и сильная позиция
согласных фонем.

1

0

0

Устный
опрос;

57.

Различение согласных звонких и 1
глухих парных и непарных.
Знакомство с русским алфавитом
как последовательностью букв.
Инсценировки. Адекватное
восприятие звучащей речи.

0

0

Устный
опрос;

58.

Сказки. Их возникновение,
способы сохранения,
особенности рассказывания и
чтения. Русские народные
сказки. Инсценировки.
Адекватное восприятие
звучащей речи. Удивительная –
ка – звуковой анализ слова.
Фестиваль сказок.

1

0

0

Устный
опрос;

59.

Различение согласных звонких и 1
глухих парных и непарных.
Звуки [к], [к‫]ۥ‬, [п], [п‫]ۥ‬, буквы Кк,
Пп. Стихи и проза. Тема
произведения, название
(заголовок), автор (поэт,
писатель), персонажи
(действующие лица), герои.

0

0

Устный
опрос;

60.

Объединение слов в
предложения, выделение
предложения из текста.
Сравнение смысла предложений
при изменении форм отдельных
слов, служебных слов
(предлогов, союзов), интонации
(логического ударения,
мелодики, пауз), порядка слов.

0

0

Устный
опрос;

1

61.

Нахождение случаев
расхождения звукового и
буквенного состава слов;
ошибкоопасные места при
записи слова. Звуки [с], [с‫]ۥ‬, [т],
[т‫]ۥ‬, буквы Сс, Тт.

1

0

0

Устный
опрос;

62.

Классификация и объединение в
группу слов по лексическому
значению. Признаки предметов.
Согласование слов по смыслу.

1

0

0

Устный
опрос;

63.

Определение сильной и слабой
позиции гласных и парных
согласных в слове. Прописная
(заглавная) буква в начале
предложения, в именах людей и
кличках животных. Знаки
препинания (.?!) в конце
предложения.

1

0

0

Устный
опрос;

64.

Книги учебные и неучебные:
художественные, научные,
научно-популярные. Театр.
Доказательства выбора отгадки,
заучивание наизусть
стихотворных текстов.

1

0

0

Устный
опрос;

65.

Различение согласных твердых и 1
мягких парных и непарных,
звонких и глухих парных и
непарных, шипящих. Звуки [ф],
[ф‫]ۥ‬, [ш], буквы Фф, Шш.

0

0

Устный
опрос;

66.

Развитие осознанности и
1
выразительности чтения на
материале небольших
стихотворных текстов.
Упражнение
психофизиологических функций,
необходимых для чтения:
усвоение правильного дыхания,
составление целого (фигур,
рисунков) из данных элементов,
составление печатных и
письменных букв по элементу.

0

0

Устный
опрос;

67.

Непарные твердые согласные (ж, 1
ш). Ознакомление с
клавиатурным письмом.
Знакомство с русским алфавитом
как последовательностью букв.

0

0

Устный
опрос;

68.

Звонкие и глухие непарные
согласные звуки. Представление
о разнообразии жанров:
поговорка, пословица.

1

0

0

Устный
опрос;

69.

Выделение печатных и
письменных букв из буквенного
ребуса. Значение логического
ударения, порядка слов в
предложении.

1

0

0

Устный
опрос;

70.

Буквы гласных как показатели
твердости-мягкости согласных
звуков. Функция букв е, ё, ю, я.

1

0

0

Устный
опрос;

71.

Буквы гласных как показатели
твердости-мягкости согласных
звуков. Функция букв е, ё, ю, я.

1

0

0

Устный
опрос;

72.

Понимание текста при
1
самостоятельном чтении вслух и
при его прослушивании.
Фразеологизмы.

0

0

Устный
опрос;

73.

Устное поздравление с днем
1
рождения, с Новым годом.
Особенности общения в школе,
на уроке. Правила поведения при
вручении и получении подарка.
Обсуждение того, о чем можно
просить и о чем нельзя.
Пожелания сказочных героев.

0

0

Устный
опрос;

74.

Устное поздравление с днем
1
рождения, с Новым годом.
Особенности общения в школе,
на уроке. Правила поведения при
вручении и получении подарка.
Обсуждение того, о чем можно
просить и о чем нельзя.
Пожелания сказочных героев.

0

0

Устный
опрос;

75.

Ознакомление с историей
возникновения речи. Из истории
языка. Наблюдение единства в
слове звучания и значения.

1

0

0

Устный
опрос;

76.

Определение сильной и слабой
позиции гласных и парных
согласных в слове. Прописная
(заглавная) буква в начале
предложения, в именах людей и
кличках животных. Знаки
препинания (.?!) в конце
предложения.

1

0

0

Устный
опрос;

77.

Чтение с интонациями и паузами 1
в соответствии со знаками
препинания. Развитие
осознанности и выразительности
чтения на материале небольших
прозаических и стихотворных
текстов.

0

0

Устный
опрос;

78.

Представление о разнообразии
жанров: сказка, песня,
стихотворение, загадка,
частушка, скороговорка,
чистоговорка, поговорка,
считалка, дразнилка, закличка.
Фразеологизмы.

1

0

0

Устный
опрос;

79.

Понимание функции
1
небуквенных графических
средств: пробела между словами,
знака переноса. Книги учебные и
неучебные: художественные,
научные, научно-популярные.
Культура общения. Этика
письма.

0

0

Устный
опрос;

80.

Буквы, не обозначающие звуков
(ь). Ознакомление с
позиционным способом
обозначения звуков буквами.
Мягкий знак как показатель
мягкости предшествующего
согласного звука.

0

0

Устный
опрос;

1

81.

Буквы, не обозначающие звуков
(ь). Ознакомление с
позиционным способом
обозначения звуков буквами.
Мягкий знак как показатель
мягкости предшествующего
согласного звука.

1

0

0

Устный
опрос;

82.

Представление о разнообразии
жанров: загадка, считалка.
Доказательства выбора отгадки,
заучивание наизусть
стихотворных текстов.

1

0

0

Устный
опрос;

83.

Стихи и проза. Тема
произведения, название
(заголовок), автор (поэт,
писатель), персонажи
(действующие лица), герои.
Использование небуквенных
графических средств: пробел
между словами, знак переноса.

1

0

0

Устный
опрос;

84.

Различение согласных звонких и 1
глухих парных и непарных.
Звуки [х], [х‫]ۥ‬, [ц], буквы Хх, Цц.
Наблюдение особенностей
правописания це, цы, ци.

0

0

Устный
опрос;

85.

Понимание функции
1
небуквенных графических
средств: пробела между словами,
знака переноса. Загадка.
Доказательства выбора отгадки,
заучивание наизусть
стихотворных текстов.

0

0

Устный
опрос;

86.

Сказки. Русские народные сказки 1
и сказки других народов мира.
Авторские сказки.
Словообразование. Значение
фонемы в образовании слов.

0

0

Устный
опрос;

87.

Сравнение значения слов при
наращивании или сокращении
фонем, изменении их порядка.
Словообразование. Значение
фонемы в образовании слов.
Работа над смешиваемыми
звуками [c], [т], [ц]

1

0

0

Устный
опрос;

88.

Упражнение
1
психофизиологических функций,
необходимых для чтения:
составление печатных и
письменных букв по элементу.
Составление небольших
рассказов повествовательного
типа с опорой на рисунок
(рисунки), по материалам
собственных игр, занятий,
наблюдений.

0

0

Устный
опрос;

89.

Непарные мягкие согласные (ч,
щ). Звуки [ч‫]ۥ‬, [щ‫]ۥ‬, - всегда
мягкие, глухие звуки. Буквы Чч,
Щщ. Продолжение ленты букв.

1

0

0

Устный
опрос;

90.

Понимание функции
1
небуквенных графических
средств: пробела между словами,
знака переноса. Написание
гласных и, а, у после шипящих
согласных ж, ш, ч, щ (в
положении под ударением)

0

0

Устный
опрос;

91.

Практическое ознакомление с
этимологией (на примере
мотивированных названий).
Понятие «время»: часы, сутки,
неделя, дни недели. Звуковой и
звукобуквенный анализ слов.

1

0

0

Устный
опрос;

92.

Буквы, не обозначающие звуков
(ъ, ь). Ознакомление с
позиционным способом
обозначения звуков буквами.

1

0

0

Устный
опрос;

93.

Буквы, не обозначающие звуков
(ъ, ь). Ознакомление с
позиционным способом
обозначения звуков буквами.

1

0

0

Устный
опрос;

94.

Прописная (заглавная) буква в
начале предложения, в именах
людей и кличках животных.
Раздельное написание слов.

1

0

0

Устный
опрос;

95.

Чтение слов с переносом. Чтение 1
вслух, жужжащее чтение.
Обобщение материала по
учебнику «Азбука».

0

0

Устный
опрос;

96.

Представление о разнообразии
жанров: сказка, песня,
стихотворение, загадка,
частушка, скороговорка,
чистоговорка, поговорка,
считалка, дразнилка, закличка.

1

0

0

Устный
опрос;

97.

Представление о разнообразии
жанров: сказка, песня,
стихотворение, загадка,
частушка, скороговорка,
чистоговорка, поговорка,
считалка, дразнилка, закличка.

1

0

0

Устный
опрос;

98.

Прописная (заглавная) буква в
начале предложения, в именах
людей и кличках животных.
Знаки препинания (.?!) в конце
предложения. Буквы, не
обозначающие звуков (ъ, ь).

1

0

0

Устный
опрос;

99.

Составление небольших
рассказов повествовательного
типа с опорой на рисунок
(рисунки), по материалам
собственных игр, занятий,
наблюдений. Обобщение
материала по учебнику
«Азбука».

1

0

0

Устный
опрос;

100. С.Морозов, С.Маршак.
1
Стихотворения. «Что ты любишь
делать с книгами?» (авт. текст).
Что такое книга? Кто в книгах
живет?

0

0

Устный
опрос;

101. «Под ковром» (по Д. Биссету).
1
Анализ поступков персонажей (с
помощью учителя). Кто в книгах
живет? Герои, созданные
фантазией и воображением
писателя.

0

0

Устный
опрос;

102. Д.Хармс «Я проснусь…», К.
Чуковский «Мойдодыр»
(отрывок). «Когда ты берешь
книгу…» (авт. текст).
Особенности поэтического
текста.

1

0

0

Устный
опрос;

103. История рождения книги. Лента
времени. Книга как источник
знаний. Первые книги на Руси и
начало книгопечатания (общее
представление). Связь книги с
самыми разными сторонами
человеческой жизни.

1

0

0

Устный
опрос;

104. «Как устроена книга…» (авт.
1
текст), В. Берестов «Читалочка»,
«Я купил билет в библиотеку…»
(авт. текст). Элементы книги.
Понятие о библиотеке. Связь
книги с самыми разными
сторонами человеческой жизни.

0

0

Устный
опрос;

105. «Твой день. Здоровье в порядке - 1
спасибо зарядке!». В. Лунин «Я
видела чудо». Проверь себя.
Фантазия и воображение в
фольклорных и авторских
текстах.

0

0

Устный
опрос;

106. Задачи Г. Остера. Г. Остер «Это
я ползу». Чтение и литература.
Разница бытового чтения и
художественной литературы.

0

0

Устный
опрос;

1

107. Б. Заходер «Пошел Сережа в
первый класс...», Г. Виеру
«Сколько звезд на ясном
небе…», скороговорки, загадки
народные и авторские. Автор,
герой, персонаж. Малые жанры
фольклора: загадка,
скороговорка, считалка,
пословица, поговорка.

1

0

0

Устный
опрос;

108. А.Милн «Винни Пух и все-всевсе», К.Чуковский «Барабек».
Литературный герой, его имя,
характер.

1

0

0

Устный
опрос;

109. Угадайте-ка, Е.Чеповецкий
1
«Непоседа, Мякиш и Нетак», С.
Махотин «Плохая привычка», Н.
Сладков «Свиристели». М.Яснов
«Радость». Проверь себя.
Различение научного и
художественного текстов.
Художественное и научное
описание.

0

0

Устный
опрос;

110. Л. Толстой «Косточка». Г.Остер 1
«Середина сосиски», «Хорошо
спрятанная котлета», Е. Чарушин
«Томка испугался». Первичное
представление о рассказе как
литературном жанре. Понятие о
сюжете рассказа: завязка,
кульминация, развязка.

0

0

Устный
опрос;

111. Прибаутка. Побасенка. Н. Ламм
«Червяк», Н. Рубцов «Воробей»,
М. Горький «Воробьишко». Ю.
Коваль «Воробьиное озеро».
Различение фольклора и
авторской литературы. Малые
жанры фольклора. Средства
выражения авторского
отношения к герою.

0

0

Устный
опрос;

1

112. В. Лунин «Стеклышко», И.
1
Пивоваров «Секретики». А.
Барто «Я одна ничья сестра…»,
В. Орлов «Кто кого обидел
первый…», В. Берестов «Гляжу с
высоты…», Л. Фадеева «Мне
понравилось стоять». Проверь
себя. Средства выражения
авторского отношения к герою.
Отличие позиции автора от
позиции героя.

0

0

Устный
опрос;

113. И.Пивоварова «Тайна», Л.
Друскин «Беру я вещи в руки
осторожно…». В.Драгунский
«Друг детства». Поэзия как
особый взгляд на мир.
Поэтические тайны: шуточная и
взрослая.

1

0

0

Устный
опрос;

114. М.Яснов «Горести-печалести»,
1
А. Барто «Вот так защитник»,
«Мишка», «Думают ли звери», Б.
Заходер «Я, на все махнув
рукой…», Е. Серова «Надо к
пятнице Егорке…». Определение
эмоционального настроя
стихотворения. Поэтические
сюрпризы.

0

0

Устный
опрос;

115. В.Инбер «Оттепель, оттепель…», 1
Н.Орлова «Дерево-жираф»,
Л.Друскин «Там ива, опираясь на
костыль…». Признаки
художественного текста.
Олицетворение как
художественный прием.

0

0

Устный
опрос;

116. Дж.Родари «Приключения
Чиполлино». Загадки. Прием
олицетворения в сказке.

1

0

0

Устный
опрос;

117. А.Пушкин «Унылая пора!..»,
1
К.Бальмонт «Осень».
Нахождение рифмующихся слов.
Прием олицетворения в
авторской поэзии.

0

0

Устный
опрос;

118. Загадки. Е. Серова «Если мы
растем на ели…», Р.Сеф «На
свете все на все похоже…».
Прием сравнения в загадке.

1

0

0

Устный
опрос;

119. В.Панова «Кто такой Сережа…»
(фрагменты). Проверь себя.
Чтение вслух. Чтение про себя.
Характер литературного героя.

1

0

0

Устный
опрос;

120. Л. Друскин «Какие незнакомые 1
предметы!». М. Лермонтов «Спи,
младенец мой прекрасный…».
Сказки народные и авторские.
Русские народные сказки,
законы сказок.

0

0

Устный
опрос;

121. «Лисичка-сестричка и волк»,
«Кот и лиса» (русские народные
сказки). Сказка. Постоянная
композиция сказки.
Традиционные герои русских
народных сказок. Сказки о
животных.

1

0

0

Устный
опрос;

122. Потешка и авторское
1
стихотворение. Э.Успенский
«Про Веру и Анфису» (отрывок
из повести). Звукопись в
авторском стихотворении.
Скороговорка. Пословицы.
Особенности народных текстов в
сравнении с авторскими.

0

0

Устный
опрос;

123. И. Бунин «Листопад».
Восприятие на слух звучащей
речи (высказывание
собеседника, чтение различных
текстов). Поэтические приемы в
стихотворении.

1

0

0

Устный
опрос;

124. «Гуси-лебеди» (русская
1
народная сказка). Законы
волшебной сказки. Волшебные
предметы. Особенности чтения и
рассказывания сказок.

0

0

Устный
опрос;

125. «Красная Шапочка» в пересказе
Ш.Перро. Общее представление
о жанрах: сказка, рассказ,
стихотворение.

1

0

0

Устный
опрос;

126. С.Михалков «Прививка».
1
Частушки. «Твой день». Проверь
себя. Сравнение авторского и
народного текстов.

0

0

Устный
опрос;

127. В.Берестов «Заяц-барабанщик»,
Н.Ламм «Заячья любовь».
Е.Чарушин «Волчишко»,
К.Ушинский «Лиса
Патрикеевна». Применение
выразительных средств при
передаче своего отношения к
персонажам. Характер героя в
поэзии и фольклоре. Автор –
герой – читатель.

1

0

0

Устный
опрос;

128. К. Ушинский «Утренние лучи», 1
С. Пшеничных «Рассветает»,
«Прощание», Дж. Родари
«Откуда берутся день и ночь?»,
В. Берестов «Ботаника», Н. Ламм
«Зеленый репейник с собою
возьму…». Различение
художественного (сказочного) и
научного текста. Научнопопулярная литература.

0

0

Устный
опрос;

129. М.Пришвин «Золотой луг»,
1
В.Торчинский «Непослушный
одуванчик», А.Пушкин
«Цветок», А.К.Толстой
«Колокольчики мои…». Поэзия в
рассказе и стихотворении.

0

0

Устный
опрос;

130. В.Берестов «Весенняя сказка»,
С.Пшеничных «И летом и
зимою», П.Неруда «Книга
вопросов», тексты из «Азбуки»
Л.Толстого. ненаучное
объяснение явлений. Ложь и
фантазия.

0

0

Устный
опрос;

1

131. В.Драгунский «Тайное всегда
1
становится явным», Р. Сеф «Если
ты ужасно гордый…». Характер
героя в юмористическом
рассказе и стихотворении.

0

0

Устный
опрос;

132. Н.Носов «Затейники», Н.Друк
«Сказка». Ю.Мориц «Это - да!
Это - нет!», Н.Рыленков «Все
богатства русского пейзажа…»
Фантазия в авторском
произведении.

1

0

0

Устный
опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

132

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Свиридова В.Ю., Литературное чтение. Учебник. 1 класс. ООО «Развивающее обучение»; АО
«Издательство «Просвещение»;
Нечаева Н.В., Белорусец К.С., Азбука. 1 класс. ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний"
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 1, 2 кл. - Самара:
Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Белова Г.Н., Обучение грамоте. 1 класс: поурочные планы по учебнику "Азбука" Нечаевой Н. В.,
Белорусец К.С., Издательство "Учитель"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/
Детский журнал «Костер»: www.kostyor.ru
Официальный сайт журнала «Мурзилка»: www.murzilka.org
Сайт «Библиогид»: bibliogid.ru, в частности: биобиблиографический словарь писателей и поэтов;
раздел «Писатели о себе»; раздел «Писатели о писателях»
Детский литературный журнал. Произведения для детей, сказки, рассказы, стихи. Сведения о
писателях и поэтах, фотографии, интервью: www.kykymber.ru
Видеоуроки по основным предметам школьной программы. Смотри и понимай: interneturok.ru
Офиц. сайт канала «КарусельТВ», в частности:
Чаепитие (беседы детских писателей и поэтов с детьми): rutv.ru/brand/show/id/5104/channel/70
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: shoolcollection.edu.ru;
Презентации уроков «Начальная школа»: nachalka.info/about/193
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку): www.festival.1september.ru
Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе: www.uroki.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
https://edsoo.ru/constructor/5061966/#

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Печатные пособия демонстрационные
Демонстрационное пособие "Касса "Лента букв"
Модель-аппликация "Набор звуковых схем"
Справочные таблицы
Предметные картинки
Иллюстрации к литературным произведениям
Портреты писателей
Репродукции произведений живописи
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Компьютер
Колонки
Мультимедийный проектор
Принтер, сканер


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».