Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 1-4 классы ФГОС НОО

Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31.08.2021 года протокол № 1
Председатель
___________ А.М. Абелян
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 11F9EA5C1242AC113CC7FAD70EFBDE5CCDC451CF
Владелец: Абелян Арменуи Мартиновна
Действителен: с 20.12.2021 до 20.03.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературному чтению на родном языке (русском)
Уровень образования (класс): начальное общее образование, 1-4 классы
Количество часов: 28 часов
Количество часов 28 часов (1класс-7ч, 2класс-7ч, 3класс-7ч, 4класс-7ч)
Учитель, разработчики рабочей программы:
Мирошниченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов
Программа разработана в соответствии и на основе:
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. № 373 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования" (с
дополнениями и изменениями) ФГОС начального общего образования,
утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021 № 286;
с учетом: -примерной основной образовательной программы начального
общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим
объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5)
-УМК: «Литературное чтение на родном языке (русском)» для
образовательных организаций, реализующих программы начального общего
образования, составители: ГБОУ ДПО «Институт развития образования»
Краснодарского края, 2021 г.
Армавир, 2021

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Освоение учебного предмета «Русский язык» должно обеспечивать
достижение на уровне начального общего образования следующих
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося
будут
сформированы
следующие
личностные
новообразования
1.Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России,
малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и
культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и
настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего
и других народов в процессе восприятия и анализа произведений
выдающихся представителей русской литературы и творчества народов
России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
2.Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки
индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения,
любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким
и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса,
вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков
персонажей художественных произведений в ситуации нравственного
выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции
посредством накопления и систематизации литературных впечатлений,
разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
3.Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной
культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность
выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
—
приобретение
эстетического
опыта
слушания,
чтения
и эмоционально-эстетической
оценки
произведений
фольклора
и художественной литературы;

— понимание образного языка художественных произведений,
выразительных средств, создающих художественный образ.
4.Физическое воспитание, формирование культуры здоровья
эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
5.Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям.
6.Экологическое воспитание:
—
бережное
отношение
к
природе,
осознание
проблем
взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных
произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
7.Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о
научной картине мира, понимание важности слова как средства создания
словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей
автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня
учебных и жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности,
саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в
познании произведений фольклора и художественной литературы,
творчества писателей
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
● планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
● определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение начальными формами познавательной и личностной
рефлексии.
Познавательные
Учащиеся научатся:
● различным способам решения проблем творческого и поискового
характера;
● использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с

коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование
умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
● слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою,
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
● определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Обучающиеся получат возможность научиться:
● выбирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на
своих интересах;
● знакомиться
с
новой
книгой,
ее
автором,
названием,
иллюстрациями;
● внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание;
● сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
ПРЕДМЕТНЫЕ
К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное
чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
● совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами
интерпретации художественных текстов;
● применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста;
● читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
Обучающийся получит возможность научиться:
 создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по
содержанию прочитанного (прослушанного) произведения.
К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное
чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
 ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,
соотносить поступки героев с нравственными нормами;
 владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии
метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства
художественной выразительности;

 совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приемами интерпретации художественных и учебных текстов;
 применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать
собственное мнение ссылками на текст; обогащать собственный круг
чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
● соотносить
впечатления
от
прочитанных
(прослушанных)
произведений с впечатлениями от других видов искусства;
● пересказывать литературное произведение от имени одного из
действующих лиц.
К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное
чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
● осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка
на основе изучения произведений русской литературы;
● осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира,
национальной истории и культуры;
● давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
● совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приемами интерпретации и анализа художественных, научнопопулярных и учебных текстов;
● применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать
собственное мнение ссылками на текст;
● передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом
специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
● пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
● воспринимать художественную литературу как один из видов
искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных)
произведений с впечатлениями от других видов искусства;
● создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной
поддержкой и пояснениями;

К концу четвертого года изучения учебного предмета «Литературное
чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
● осознавать значимость чтения русской литературы для личного
развития; для познания себя, для культурной самоидентификации;
● определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста;
● совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных,
научно-популярных и учебных текстов;
● применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать
собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого);
● составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с
учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
● самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и
обогащать собственный круг чтения;
● пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
● воспринимать художественную литературу как один из видов
искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных)
произведений с впечатлениями от других видов искусства;
● писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских
аннотации или отзыва;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной
поддержкой и пояснениями.

2. Содержание учебного предмета, курса

Таблица тематического распределения количества часов
№ Разделы, темы
п/п

Количество часов
Примерная Рабочая

Рабочая программа по классам

1.

2.

программа

программа

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Мир детства

7

7

4

4

4

4

Россия –
Родина моя

3

3

3

3

3

3

Итого

28

28

7

7

7

7

Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений,
отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи;
умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать
вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному
осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения
в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать
текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью
интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по
объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов
чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский
фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственноэтические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и
сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох:
любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты
русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие,
честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение,
взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад,
любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей.
Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с
окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как
носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная
оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего
мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам.
Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле,
лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений

в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление
состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий
к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном
обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения
с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской
художественной
литературы.
Пополнение
словарного
запаса.
Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на
ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный
пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых
формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального
речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по
выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по
проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на
список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике.
Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий,
содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения
классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной
литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции
русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского
чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о
Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях,
писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для
русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие
фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение.
Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема;
герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное
своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных
литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного
и письменного текста на основе художественного произведения с учетом

коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию
иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
1 класс (7 часов)
Мир детства (4 часа)
Я и книги. Не красна книга письмом, красна умом.
С. А. Баруздин. «Самое простое дело». Л. В. Куклин. «Как я научился
читать» (фрагмент). Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы
«Волшебные сказки»).
Я взрослею. Без друга в жизни туго.
Пословицы о дружбе. Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало». И. А. Мазнин.
«Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент). С.Л. Прокофьева.
«Самый большой друг».
Я взрослею. Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.
Пословицы о правде и честности. В. А. Осеева. «Почему?». Л. Н. Толстой.
«Лгун».
Я фантазирую и мечтаю. Необычное в обычном.
С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент). В. В. Лунин. «Я видела
чудо». М. М. Пришвин. «Осинкам холодно». А. С. Пушкин. «Ещё дуют
холодные ветры».
Россия – Родина моя (3 часа)
Что мы Родиной зовем (2 ч). С чего начинается Родина?
Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент). П. А. Синявский. «Рисунок». К. Д.
Ушинский. «Наше Отечество».
О родной природе. Сколько же в небе всего происходит.
Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках. И. А. Бунин. «Серп
луны под тучкой длинной…». С. В. Востоков. «Два яблока». В. М. Катанов.
«Жар-птица». А. Н. Толстой. «Петушки».
2 класс (7 часов)
Мир детства (4 часа)
Я и книги. Не торопись отвечать, торопись слушать.
О. С. Бундур. «Я слушаю». Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина»
(глава «Нянины сказки»). Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею»
(фрагмент).
Я взрослею. Как аукнется, так и откликнется.
Пословицы об отношении к другим людям. В. В. Бианки. «Сова». Л. И.
Кузьмин. «Дом с колокольчиком».
Я и моя семья. Семья крепка ладом.
С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика». В. В. Голявкин. «Мой добрый папа»
(фрагмент). М.В. Дружинина. «Очень полезный подарок». Л. Н. Толстой.
«Отец и сыновья».
Я фантазирую и мечтаю. Мечты, зовущие ввысь.
Н. К. Абрамцева. «Заветное желание». Е. В. Григорьева. «Мечта». Л. Н.
Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»).
Россия – Родина моя (3 часа)

Родная страна во все времена сынами сильна. Люди земли русской.
В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»). М. А. Булатов, В.И.
Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале»
(фрагмент). М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь»
(фрагмент).
Народные праздники, связанные с временами года. Хорош праздник
после трудов праведных.
Песни-веснянки. Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник
весны»). В. А.Жуковский. «Жаворонок». А. С. Пушкин. «Птичка». И. С.
Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).
О родной природе. К зелёным далям с детства взор приучен.
Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики». И. С. Никитин. «В чистом поле
тень шагает». М. С. Пляцковский. «Колокольчик». В. А. Солоухин. «Трава»
(фрагмент). Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…».
3 класс (7 часов)
Мир детства (4 часа)
Я и книги. Пишут не пером, а умом.
В.И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»). В. П.
Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»).
Я взрослею. Жизнь дана на добрые дела.
Пословицы о доброте. Ю.А.Буковский. «О Доброте — злой и доброй». Л. Л.
Яхнин. «Последняя рубашка».
Я и моя семья. В дружной семье и в холод тепло.
О.Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». А.Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок»
(фрагмент). В.М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках»
(фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю. Детские фантазии.
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»).
Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).
Россия – Родина моя (3 часа)
Родная страна во все времена сынами сильна. Люди земли русской. О.М.
Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент). Н.М. Коняев. «Правнуки
богатырей» (фрагмент). О.П.Орлов. «Возвращайся к нам, Маклай» (глава
«Как Маклай ходил в дальнюю деревню»).
От праздника к празднику. Всякая душа празднику рада.
А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент). С. Чёрный. «Пасхальный
визит» (фрагмент).
О родной природе. Неразгаданная тайна — в чащах леса…
Русские народные загадки о лесе, реке, тумане. В. П. Астафьев. «Зорькина
песня» (фрагмент). В. Д. Берестов. «У реки». И. С. Никитин. «Лес».
К.Г.Паустовский. «Клад». М.М.Пришвин. «Как распускаются разные
деревья». И.П. Токмакова. «Туман».
4 класс (7 часов)
Мир детства (4 часа)
Я и книги. Испокон века книга растит человека.

С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы
«Последовательные воспоминания»). Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого
прошлого» (глава «Книжка с картинками»). Ю. Н. Тынянов. «Пушкин»
(фрагмент). С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).
Я взрослею. Скромность красит человека.
Пословицы о скромности. Е. В. Клюев. «Шагом марш». И.П. Токмакова.
«Разговор татарника и спорыша».
Я и моя семья. Такое разное детство.
Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент). М. В. Водопьянов. «Полярный
лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»). О.В. Колпакова.
«Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про чистоту»). К.В.
Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю. Придуманные миры и страны.
Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент). В. П. Крапивин. «Голубятня на
желтой поляне» (фрагменты).
Россия – Родина моя (3 часа)
Родная страна во все времена сынами сильна. Люди земли русской.
Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). Ю. М. Нагибин.
«Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»).
Что мы Родиной зовем. Широка страна моя родная.
А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент). А. Д. Дорофеев. «Веретено».
В. Г. Распутин. «Саяны». Сказ о валдайских колокольчиках.
О родной природе. Под дыханьем непогоды.
Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе. А. Н. Апухтин.
«Зимой». В. Д. Берестов. «Мороз». А. Н. Майков. «Гроза». Н. М. Рубцов. «Во
время грозы».
3. Тематическое планирование
№
п/п

Раздел, Темы

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)
1 класс

Количество
часов

1.

Мир детства
Я и книги. Не красна
книга письмом, красна
умом.

4
1

2.

Я взрослею. Без друга в
жизни туго.

1

3.

Я взрослею. Не тот прав,

1

С. А. Баруздин. «Самое
простое дело».
Л. В. Куклин. «Как я научился
читать» (фрагмент).
Н. Н. Носов. «Тайна на дне
колодца» (фрагмент главы
«Волшебные сказки»).
Пословицы о дружбе.
Н. К. Абрамцева. «Цветы и
зеркало».
И. А. Мазнин. «Давайте будем
дружить друг с другом»
(фрагмент).
С.Л. Прокофьева. «Самый
большой друг».
Пословицы о правде и

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

1,3

3,5,7

2,3

кто сильный, а тот, кто
честный.
4.

Я фантазирую и мечтаю.
Необычное в обычном.

1

3

5.

Россия – Родина моя
Что мы Родиной зовём. С
чего начинается Родина?

1

6.

Что мы Родиной зовём. С
чего начинается Родина?

1

7.

О родной природе.
Сколько же в небе всего
происходит.

1

Итого

7

№
п/п

Раздел, Темы

1.

Мир детства
Я и книги. Не торопись
отвечать, торопись
слушать.

2.

Я взрослею. Как аукнется,
так и откликнется.

3.

Я и моя семья. Семья
крепка ладом.

честности.
В. А. Осеева. «Почему?»
Л. Н. Толстой. «Лгун».
С. А. Иванов. «Снежный
заповедник» (фрагмент).
В. В. Лунин. «Я видела чудо».
М. М. Пришвин. «Осинкам
холодно».
А. С. Пушкин. «Ещё дуют
холодные ветры».
Ф. П. Савинов. «Родное»
(фрагмент).
П.А.Синявский. «Рисунок».
К. Д. Ушинский. «Наше
Отечество».
Ф. П. Савинов. «Родное»
(фрагмент).
П.А.Синявский. «Рисунок».
К. Д. Ушинский. «Наше
Отечество».
Русские народные загадки о
солнце, луне, звёздах, облаках.
И. А. Бунин. «Серп луны под
тучкой длинной…»
С. В. Востоков. «Два яблока».
В. М. Катанов. «Жар-птица».
А. Н. Толстой. «Петушки».

1,2,3

2,5,

1,2,3,5,7

4,5,6

Основные виды деятельности
Основные
Количество
обучающихся (на уровне
направления
часов
универсальных учебных
воспитательной
действий)
деятельности*
2 класс
4
1
О. С. Бундур. «Я слушаю».
1,3
Е. Н. Егорова. «Детство
Александра Пушкина» (глава
«Нянины сказки»).
Т. А. Луговская. «Как знаю, как
помню, как умею» (фрагмент).
1
Пословицы об отношении к
3,5,7
другим людям.
В. В. Бианки. «Сова».
Л. И. Кузьмин. «Дом с
колокольчиком».
1
С. Г. Георгиев. «Стрекот
2,5,
кузнечика».
В. В. Голявкин. «Мой добрый
папа» (фрагмент).
М.В. Дружинина. «Очень
полезный подарок».
Л. Н. Толстой. «Отец и
сыновья».

4.

Я фантазирую и мечтаю.
Мечты, зовущие ввысь.

1

5.

Россия – Родина моя
Родная страна во все
времена сынами сильна.
Люди земли русской.

3
1

6.

Народные праздники,
связанные с временами
года. Хорош праздник
после трудов праведных.

1

7.

О родной природе. К
зелёным далям с детства
взор приучен.

1

Итого

7

№
п/п

Раздел, Темы

1.

Мир детства
Я и книги. Пишут не
пером, а умом.

2.

Я взрослею. Жизнь дана
на добрые дела.

3.

Я и моя семья. В дружной
семье и в холод тепло.

Н. К. Абрамцева. «Заветное
желание».
Е. В. Григорьева. «Мечта».
Л. Н. Толстой.
«Воспоминания» (глава
«Фанфаронова гора»).
В. А. Бахревский. «Виктор
Васнецов» (глава «Рябово»).
М. А. Булатов, В.И.
Порудоминский. «Собирал
человек слова… Повесть о В.
И. Дале» (фрагмент).
М. Л. Яковлев. «Сергий
Радонежский приходит на
помощь» (фрагмент).
Песни-веснянки.
Л. Ф. Воронкова. «Девочка из
города» (глава «Праздник
весны»).
В. А.Жуковский. «Жаворонок».
А. С. Пушкин. «Птичка».
И. С. Шмелёв. «Лето
Господне» (фрагмент главы
«Масленица»).
Ю. И. Коваль. «Фарфоровые
колокольчики».
И. С. Никитин. «В чистом поле
тень шагает».
М. С. Пляцковский.
«Колокольчик».
В. А. Солоухин. «Трава»
(фрагмент).
Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью,
поздним летом…»

Основные виды деятельности
Количество
обучающихся (на уровне
часов
универсальных учебных
действий)
3 класс
4
1
В.И. Воробьев. «Я ничего не
придумал» (глава «Мой
дневник»).
В. П. Крапивин. Сказки Севки
Глущенко (глава «День
рождения»).
1
Пословицы о доброте.
Ю.А.Буковский. «О Доброте —
злой и доброй».
Л. Л. Яхнин. «Последняя
рубашка».
1
О.Ф. Кургузов. «Душа
нараспашку».

1,3,5,6

1,2,3,5,7

4,5,6

3,4,6,7

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

1,3

3,5,7

2,5,

4.

Я фантазирую и мечтаю.
Детские фантазии.

1

5.

Россия – Родина моя
Родная страна во все
времена сынами сильна.
Люди земли русской.

3
1

6.

От праздника к
празднику. Всякая душа
празднику рада.

1

7.

О родной природе.
Неразгаданная тайна — в
чащах леса…

1

Итого

7

№
п/п

Раздел, Темы

А.Л. Решетов. «Зернышки
спелых яблок» (фрагмент).
В.М. Шукшин. «Как зайка
летал на воздушных шариках»
(фрагмент).
В. П. Крапивин. «Брат,
которому семь» (фрагмент
главы «Зелёная грива»).
Л. К. Чуковская. «Мой отец —
Корней Чуковский»
(фрагмент).
О.М. Гурьян. «Мальчик из
Холмогор» (фрагмент).
Н.М. Коняев. «Правнуки
богатырей» (фрагмент).
О.П.Орлов. «Возвращайся к
нам, Маклай» (глава «Как
Маклай ходил в дальнюю
деревню»).
А. И. Куприн. «Пасхальные
колокола» (фрагмент).
С. Чёрный. «Пасхальный
визит» (фрагмент).
Русские народные загадки о
лесе, реке, тумане.
В. П. Астафьев. «Зорькина
песня» (фрагмент).
В. Д. Берестов. «У реки».
И. С. Никитин. «Лес».
К.Г.Паустовский. «Клад».
М.М.Пришвин. «Как
распускаются разные деревья».
И.П. Токмакова. «Туман».

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)
4 класс

Количество
часов

1.

Мир детства
Я и книги. Испокон века
книга растит человека.

2
1

2.

Я взрослею. Скромность
красит человека.

1

С. Т. Аксаков. «Детские годы
Багрова-внука» (фрагмент
главы «Последовательные
воспоминания»).
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из
далёкого прошлого» (глава
«Книжка с картинками»).
Ю. Н. Тынянов. «Пушкин»
(фрагмент).
С. Т. Григорьев. «Детство
Суворова» (фрагмент)..
Пословицы о скромности.
Е. В. Клюев. «Шагом марш».

1,3,5,6

1,2,3,5,7

4,5,6

3,4,6,7

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

1,3

3,5,7

3.

Я и моя семья. Такое
разное детство.

1

4.

Я фантазирую и мечтаю.
Придуманные миры и
страны.

1

Россия – Родина моя
Родная страна во все
времена сынами сильна.
Люди земли русской.

3
1

6.

Что мы Родиной зовем.
Широка страна моя
родная.

1

7.

О родной природе. Под
дыханьем непогоды.

1

Итого

7

5.

И.П. Токмакова. «Разговор
татарника и спорыша».
Е. Н. Верейская. «Три девочки»
(фрагмент).
М. В. Водопьянов. «Полярный
лётчик (главы «Маленький
мир», «Мой первый «полет»).
О.В. Колпакова. «Большое
сочинение про бабушку»
(главы «Про печку», «Про
чистоту»).
К.В. Лукашевич. «Моё милое
детство» (фрагмент).
Т. В. Михеева. «Асино лето»
(фрагмент).
В. П. Крапивин. «Голубятня на
желтой поляне» (фрагменты).
Е. В. Мурашова. «Афанасий
Никитин» (глава «Каффа»).
Ю. М. Нагибин. «Маленькие
рассказы о большой судьбе»
(глава «В школу»).
А. С. Зеленин. «Мамкин
Василёк» (фрагмент).
А. Д. Дорофеев. «Веретено».
В. Г. Распутин. «Саяны». Сказ
о валдайских колокольчиках
Русские народные загадки о
ветре, морозе, грозе.
А. Н. Апухтин. «Зимой».
В. Д. Берестов. «Мороз».
А. Н. Майков. «Гроза».
Н. М. Рубцов. «Во время
грозы».

2,5,

1,3,5,6

1,2,3,5,7

4,5,6

3,4,6,7

Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение
на родном языке (русском)» для образовательных организаций, реализующих
программы начального общего образования/ составители: ГБОУ ДПО
«Институт развития образования» Краснодарского края, 2019 г.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ,
РЕАЛИЗУЮЩИХ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ1
С целью развития навыка восприятия художественных произведений на слух ряд текстов,
включенных в программу, читает педагог.
1

Первый год обучения (7 ч)
1 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (4 ч)
Я и книги (1 ч)
Не красна книга письмом, красна умом
С. А. Баруздин. «Самое простое дело».
Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).
Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).
Я взрослею (2 ч)
Без друга в жизни туго
Пословицы о дружбе.
Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало».
И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент).
С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг».
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный
Пословицы о правде и честности.
В. А. Осеева. «Почему?»
Л. Н. Толстой. «Лгун».
Я фантазирую и мечтаю (1 ч)
Необычное в обычном
А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент).
В. В. Лунин. «Я видела чудо».
М. М. Пришвин. «Осинкам холодно».
А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры».
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (3 ч)
Что мы Родиной зовём (1 ч)
С чего начинается Родина?
Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент).
П. А. Синявский. «Рисунок».
К. Д. Ушинский. «Наше Отечество».
О родной природе (1 ч)
Сколько же в небе всего происходит
Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках.
И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…»
С. В. Востоков. «Два яблока».
В. М. Катанов. «Жар-птица».
А. Н. Толстой. «Петушки».
Второй год обучения (7 ч)
2 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (4 ч)
Я и книги (1 ч)
Не торопись отвечать, торопись слушать
О. С. Бундур. «Я слушаю».

Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).
Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).
Я взрослею (1 ч)
Как аукнется, так и откликнется
Пословицы об отношении к другим людям.
В. В. Бианки. «Сова».
Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком».
Я и моя семья (1 ч)
Семья крепка ладом
С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика».
В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент).
М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок».
Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья».
Я фантазирую и мечтаю (1 ч)
Мечты, зовущие ввысь
Н. К. Абрамцева. «Заветное желание».
Е. В. Григорьева. «Мечта».
Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»).
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (3 ч)
Родная страна во все времена сынами сильна (1 ч)
Люди земли русской
В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В.
И. Дале» (фрагмент).
М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).
Народные праздники, связанные с временами года (1 ч)
Хорош праздник после трудов праведных
Песни-веснянки.
Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»).
В. А. Жуковский. «Жаворонок».
А. С. Пушкин. «Птичка».
И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).
О родной природе (1 ч)
К зелёным далям с детства взор приучен
Русские народные загадки о поле, цветах.
Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики».
И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает».
М. С. Пляцковский. «Колокольчик».
В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент).
Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…»
Третий год обучения (7 ч)
3 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (4 ч)
Я и книги (1 ч)

Пишут не пером, а умом
В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).
В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»).
Я взрослею (1 ч)
Жизнь дана на добрые дела
Пословицы о доброте.
Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».
Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».
Я и моя семья (1 ч)
В дружной семье и в холод тепло
О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».
А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент).
В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю (1 ч)
Детские фантазии
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»).
Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (3 ч)
Родная страна во все времена сынами сильна (1 ч)
Люди земли русской
О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).
Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).
О. П. Орлов. «Возвращайся к нам, Маклай» (глава «Как Маклай ходил в
дальнюю деревню»).
От праздника к празднику (1 ч)
Всякая душа празднику рада
А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент).
С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).
О родной природе (1 ч)
Неразгаданная тайна — в чащах леса…
Русские народные загадки о лесе, реке, тумане.
В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент).
В. Д. Берестов. «У реки».
И. С. Никитин. «Лес».
К. Г. Паустовский. «Клад».
М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья».
И. П. Токмакова. «Туман».
Четвёртый год обучения (7 ч)
4 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (4 ч)
Я и книги (1 ч)
Испокон века книга растит человека

С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы 29
«Последовательные воспоминания»).
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с
картинками»).
Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент).
С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).
Я взрослею (1 ч)
Скромность красит человека
Пословицы о скромности.
Е. В. Клюев. «Шагом марш».
И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».
Я и моя семья (1 ч)
Такое разное детство
Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент).
М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой
первый «полет»).
О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку»,
«Про чистоту»). К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю (1 ч)
Придуманные миры и страны
Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).
В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты).
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (3 ч)
Родная страна во все времена сынами сильна (1 ч)
Люди земли русской
Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).
Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»).
Что мы Родиной зовём (1 ч)
Широка страна моя родная
А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент).
А. Д. Дорофеев. «Веретено».
В. Г. Распутин. «Саяны».
Сказ о валдайских колокольчиках.
О родной природе (1 ч)
Под дыханьем непогоды
Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.
А. Н. Апухтин. «Зимой».
В. Д. Берестов. «Мороз».
А. Н. Майков. «Гроза».
Н. М. Рубцов. «Во время грозы».
Средства ИКТ
1. Компьютер, ноутбук.
2. Колонки.

3. Мультимедийный проектор.
4. Принтер, сканер.
5. Цифровой фотоаппарат
Согласовано
Протокол заседания
кафедры «Начального образования»
№ 1 от «27» августа 2021 г.
___________ И.А. Рубан

Согласовано
заместитель директора по УР
МАОУ лицея № 11 им. В.В.
Рассохина г. Армавира
__________ А.А. Козлова
«27» августа 2021 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».