Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Муниципальное образование город Армавир

МАОУ лицей № 11 им. В.В.Рассохина

РАССМОТРЕНО
МО учителей начальных классов

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

______________Рубан И.А.

______________Козлова А.А.

______________Абелян А.М.

Протокол №1

Протокол №1

Приказ №1

от "29" августа2022 г.

от "29" августа 2022 г.

от "01" сентября2022 г.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 11F9EA5C1242AC113CC7FAD70EFBDE5CCDC451CF
Владелец: Абелян Арменуи Мартиновна
Действителен: с 20.12.2021 до 20.03.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2198309)

учебного предмета
«Окружающий мир»

для 1 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Коробицина Ольга Анатольевна
учитель начальных классов

Армавир 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику
психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 1 классе
начальной школы. Содержание обучения в 1 классе завершатся перечнем универсальных учебных
действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно
формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных
особенностей младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень
формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения
только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на
интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление
терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность
вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их
перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за первый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания
обучения 1 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика
деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 1 класса начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а
также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего
школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета;
— развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения,
опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к
истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового

культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
— развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии
с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления
культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей
всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности
предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса
«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и
познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе составляет 66
часов (два часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья,
взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Совместная
деятельность с одноклассниками — учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное
размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила
безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии.
Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Россия — наша Родина. Москва — столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы
России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села),
региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила
поведения в социуме.
Человек и природа
Природа — среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные
материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа.
Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды)
по термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила
нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание).
Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние,
краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.
Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др. ). Домашние и
дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизни
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены.
Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная
разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях
контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные универсальные учебные действия:
— сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой
природе от состояния неживой природы;
— приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы,
птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного);
— приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия
во внешнем виде.
Работа с информацией:
— понимать, что информация может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций,
видео, таблицы;

— соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы
участников; уважительно от носиться к разным мнениям;
— воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы;
воспроизводить наизусть слова гимна России;
— соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ,
описывать предмет по предложенному плану;
— описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к
природным явлениям;
— сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни
(выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования
бытовых электроприборов);
— оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми,
выполнять самооценку;
— анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации
учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро и
газовыми приборами.
Совместная деятельность:
— соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо
распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя
устранять возникающие конфликты.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 1 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему
и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в
пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам,
проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его

последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание)
и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия
при необходимости (с небольшой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
— называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей
семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и
традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
— воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
— приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников,
традиций и ценностей своей семьи, профессий;
— различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные
материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы
животных(насекомые, рыбы, птицы, звери);

— описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие
и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года;
деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
выделять их наиболее существенные признаки;
— применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
— проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные
наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в
том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством
учителя;
— использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
— оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе;
правила поведения в быту, в общественных местах;
— соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и
опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
— соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
— соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
— соблюдать правила безопасного поведения в природе;
— с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и
электронными ресурсами школы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего

контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Человек и общество.
1.1.

Школьные традиции и праздники. Классный,
школьный коллектив, совместная деятельность.

1

0

0

01.09.2022
02.09.2022

Экскурсия по школе, знакомство с помещениями;
Обсуждение ситуаций по теме «Правила поведения в классе и
в школе»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru

1.2.

Одноклассники, взаимоотношения между ними;
ценность дружбы, взаимной помощи.

1

0

0

05.09.2022
07.09.2022

Обсуждение ситуаций по теме «Правила поведения в классе и
в школе»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru

1.3.

Рабочее место школьника. Правила безопасной
работы на учебном месте, режим труда и отдыха.

2

0

0

08.09.2022
12.09.2022

Беседа по теме «Как содержать рабочее место в порядке»;

Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru

1.4.

Россия Москва — столица России. Народы России.

3

0

0

13.09.2022
23.09.2022

Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и
других материалов (по выбору) на темы «Москва — столица
России», «Экскурсия по Москве»;
Экскурсии, целевые прогулки, просмотр иллюстраций,
видеофрагментов и других материалов (по вы бору) на тему
«Москва — столица России»;
Экскурсии, целевые прогулки, просмотр иллюстраций,
видеофрагментов и других материалов о родном крае, труде
людей;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru

1.5.

Первоначальные сведения о родном крае.
Название своего населённого пункта (города,
села), региона.

2

0

0

26.09.2022
30.09.2022

Рассматривание и описание изделий народных промыслов
родного края и народов России;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru

1.6.

Культурные объекты родного края. Труд людей.
Ценность и красота рукотворного мира.

2

0

0

03.10.2022
07.10.2022

Рассматривание и описание изделий народных промыслов
родного края и народов России;
Беседа по теме «Правила поведения в учреждениях культуры
— в театре, музее, библиотеке»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru

1.7.

Правила поведения в социуме.

1

0

0

10.10.2022
12.10.2022

Беседа по теме «Правила поведения в учреждениях культуры
— в театре, музее, библиотеке»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru

1.8.

Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и
фамилии членов семьи, их профессии.

1

0

0

13.10.2022
14.10.2022

Работа с иллюстративным материалом: рассматривание фото,
репродукций на тему «Семья»;
Учебный диалог по теме «Что такое семья»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru

1.9.

Взаимоотношения и взаимопомощь в семье.
Совместный труд и отдых.

2

0

0

17.10.2022
21.10.2022

Учебный диалог по теме «Что такое семья»;
Рассказы детей по теме «Как наша семья проводит свободное
время»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru

1.10.

Домашний адрес.

Итого по разделу

1

0

0

24.10.2022
26.10.2022

Работа с иллюстративным материалом: рассматривание фото,
репродукций на тему «Семья»;
Учебный диалог по теме «Что такое семья»;
Рассказы детей по теме «Как наша семья проводит свободное
время»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru

16

Раздел 2. Человек и природа.
2.1.

Природа и предметы, созданные человеком.
Природные материалы. Бережное отношение к
пред метам, вещам, уход за ними.

3

0

0

27.10.2022
11.11.2022

Учебный диалог по теме «Почему люди должны оберегать и
охранять природу»;
Обсуждение ситуаций по теме «Правила поведения в
природе»;
Экскурсии по теме «Сезонные изменения в природе,
наблюдение за погодой»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru

2.2.

Неживая и живая природа.

3

0

0

14.11.2022
23.11.2022

Обсуждение ситуаций по теме «Правила поведения в
природе»;
Экскурсии по теме «Сезонные изменения в природе,
наблюдение за погодой»;
Работа с иллюстративным материалом: «Живая и неживая
природа»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru

2.3.

Погода и термометр. Наблюдение за погодой
своего края. Сезонные изменения в природе.

3

0

1

24.11.2022
02.12.2022

Практическая работа по теме «Измеряем температуру»;

Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru

2.4.

Взаимосвязи между человеком и природой.
Правила нравственного и безопасного поведения в
природе.

3

0

0

05.12.2022
14.12.2022

Работа с иллюстративным материалом: «Живая и неживая
природа»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru

2.5.

Растения ближайшего окружения (узнавание,
называние, краткое описание).

4

0

0

15.12.2022
27.12.2022

Сравнение внешнего вида деревьев, кустарников, трав;
Определение названия по внешнему виду дерева;
Работа с иллюстративным материалом: деление растений на
две группы — дикорастущие и культурные;
Учебный диалог по теме «Чем различаются дикорастущие и
культурные растения?»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru

2.6.

Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и
культурные растения.

3

0

0

09.01.2023
18.01.2023

Определение названия по внешнему виду дерева;
Работа с иллюстративным материалом: деление растений на
две группы — дикорастущие и культурные;
Рассматривание и зарисовка разнообразия частей растения:
разные листья, разные цветки и плоды, разные корни (по
выбору);

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru

2.7.

Части растения (называние, краткая
характеристика значения для жизни
растения): корень, стебель, лист, цветок, плод,
семя.

3

0

0

19.01.2023
27.01.2023

Практическая работа по теме «Найдите у растений их части»;
Рассматривание и зарисовка разнообразия частей растения:
разные листья, разные цветки и плоды, разные корни (по
выбору);
Практическая работа по теме «Учимся ухаживать за
растениями уголка природы»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru

2.8.

Комнатные растения, правила содержания и
ухода.

3

0

0

30.01.2023
08.02.2023

Рассматривание и зарисовка разнообразия частей растения:
разные листья, разные цветки и плоды, разные корни (по
выбору);
Практическая работа по теме «Учимся ухаживать за
растениями уголка природы»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru

2.9.

Разные группы животных (звери, насекомые,
птицы, рыбы и др.).

5

0

0

09.02.2023
03.03.2023

Игра-соревнование по теме «Кто больше назовёт насекомых
(птиц, зверей…)»;
Наблюдения за поведением животных в естественных
условиях: повадки птиц, движения зверей, условия обитаний
насекомых (во время экскурсий, целевых прогулок, просмотра
видеоматериалов);
Логическая задача: найди ошибку в иллюстрациях — какое
животное попало в эту группу неправильно;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru

2.10.

Домашние и дикие животные (различия в условиях 4
жизни).

0

0

06.03.2023
17.03.2023

Логическая задача: найди ошибку в иллюстрациях — какое
животное попало в эту группу неправильно;
Рассказы детей по теме «Мой домашний питомец»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru

2.11.

Забота о домашних питомцах.

0

0

27.03.2023
07.04.2023

Рассказы детей по теме «Мой домашний питомец»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru

Итого по разделу

3

37

Раздел 3. Правила безопасной жизни.
3.1.

Необходимость соблюдения режима дня, правил
здорового питания и личной гигиены.

2

0

0

10.04.2023
19.04.2023

Беседа по теме «Что такое режим дня»: обсуждение режима
дня первоклассника;
Рассказ учителя: «Что такое правильное питание»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru

3.2.

Правила безопасности в быту: пользование
бытовыми электро приборами, газовыми плитами.

1

0

0

20.04.2023
21.04.2023

Беседа по теме «Что такое режим дня»: обсуждение режима
дня первоклассника;
Рассказ учителя: «Что такое правильное питание»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru

3.3.

Дорога от дома до школы. Правила безопасного
поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная
разметка, дорожные сигналы).

2

0

0

24.04.2023
05.05.2023

Беседа по теме «Что такое режим дня»: обсуждение режима
дня первоклассника;
Рассказ учителя: «Что такое правильное питание»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru

3.4.

Безопасность в сети Интернет (электронный
дневник и электронные ресурсы школы) в
условиях контролируемого доступа в Интернет.

2

0

1

08.05.2023
25.05.2023

Практическое занятие в кабинете;

Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru

0

2

Итого по разделу

7

Резервное время

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

66

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

1.

Где мы живем.

1

0

0

Устный
опрос;

2.

Школа (экскурсия по школе)

1

0

0

Устный
опрос;

3.

Труд людей

1

0

0

Устный
опрос;

4.

Безопасный маршрут от дома
к школе

1

0

0

Устный
опрос;

5.

Что такое окружающий мир

1

0

0

Устный
опрос;

6.

Природа и ее изменчивость

1

0

0

Устный
опрос;

7.

Природа – источник
познания.

1

0

0

Устный
опрос;

8.

Вселенная, или Космос.

1

0

0

Устный
опрос;

9.

Земля – планета Солнечной
системы.

1

0

0

Устный
опрос;

10. Значение воды на Земле.

1

0

0

Устный
опрос;

11. Значение воздуха на Земле

1

0

1

Практическая
работа;

12. Разнообразие природы Земли. 1

0

0

Устный
опрос;

13. Знакомство с природой
родного края

1

0

0

Устный
опрос;

14. Неживая и живая природа.

1

0

0

Устный
опрос;

15. Живая природа

1

0

0

Устный
опрос;

16. Царства живой природы.

1

0

0

Устный
опрос;

17. Растения. Строение растений

1

0

0

Устный
опрос;

18. Разнообразие растений по
внешней форме

1

0

0

Устный
опрос;

19. Зависимость растений от
1
природных условий. Растение
и человек.

0

0

Устный
опрос;

20. Животные.

1

0

0

Устный
опрос;

21. Разнообразие растений и
животных.

1

0

0

Устный
опрос;

22. Природа и человек.

1

0

0

Устный
опрос;

23. Труд человека.

1

0

0

Устный
опрос;

24. Красота природы

1

0

0

Устный
опрос;

25. Модели и изображения
Земли. Глобус и карта

1

0

0

Устный
опрос;

26. Азбука Географии

1

0

0

Устный
опрос;

27. Тепловые пояса Земли.

1

0

0

Устный
опрос;

28. Облик Земли меняется.

1

0

0

Устный
опрос;

29. Разнообразие природы Земли. 1
Представление о тепловых
поясах Земли. Оценка знаний

0

0

Устный
опрос;

30. Ориентирование в
пространстве и времени

1

0

0

Устный
опрос;

31. Как открывали новые земли

1

0

0

Устный
опрос;

32. Появление и развитие жизни
на Земле.

1

0

0

Устный
опрос;

33. Древние и современные
растения и животные.

1

0

0

Устный
опрос;

34. Древняя и современная
природа Земли.

1

0

0

Устный
опрос;

35. Растительноядные и хищные
животные на Земле.

1

0

0

Устный
опрос;

36. Растительноядный предок
человека.

1

0

0

Устный
опрос;

37. Человек охотник и кочевник.

1

0

0

Устный
опрос;

38. Человек прямоходящий.

1

0

0

Устный
опрос;

39. Жизнь родом и племенем.

1

0

0

Устный
опрос;

40. Начало оседлой жизни.
Одомашнивание животных и
растений

1

0

0

Устный
опрос;

41. Земля рассказывает о себе.
1
Обобщение Представлений об
этапах развития жизни на
Земле, в том числе человека.

0

0

Устный
опрос;

42. Мы – часть окружающего
мира

1

0

0

Устный
опрос;

43. Продолжение разговора о
семье. Различие людей по
возрасту и внешнему виду.

1

0

0

Устный
опрос;

44. Семья. Родословная.

1

0

0

Устный
опрос;

45. Особенности жизни людей в
разных Природных условиях

1

0

0

Устный
опрос;

46. Люди живут в разных
странах

1

0

0

Устный
опрос;

47. Обычаи разных народов.

1

0

0

Устный
опрос;

48. На Земле люди живут в
разное время суток.

1

0

0

Устный
опрос;

49. Люди разных профессий.

1

0

0

Устный
опрос;

50. Воздействие человека на
окружающую Среду
(экологические проблемы).

1

0

0

Устный
опрос;

51. Российская Федерация –
страна, в которой мы живем.

1

0

0

Устный
опрос;

52. Народы родного края

1

0

0

Устный
опрос;

53. Транспорт и связь. Как
связываются люди между
собой на планете.

1

0

0

Устный
опрос;

54. Правила дорожного
движения.

1

0

0

Устный
опрос;

55. Богатства Российской
Федерации.

1

0

0

Устный
опрос;

56. Как жили наши предки

1

0

0

Устный
опрос;

57. История родного края

1

0

0

Устный
опрос;

58. Жизнь современного
человека.

1

0

1

Практическая
работа;

59. Законы современной жизни.

1

0

0

Устный
опрос;

60. Можно ли выжить одному

1

0

0

Устный
опрос;

61. Повторение пройденного

1

0

0

Устный
опрос;

62. Повторение пройденного

1

0

0

Устный
опрос;

63. Повторение пройденного

1

0

0

Устный
опрос;

64. Повторение пройденного

1

0

0

Устный
опрос;

65. Повторение пройденного

1

0

0

Устный
опрос;

66. Повторение пройденного

1

0

0

Устный
опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

66

0

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир, 1 класс /Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н., ООО «Развивающее обучение»; АО
«Издательство «Просвещение»;
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1 класса к учебнику «Окружающий мир». ООО
«Развивающее обучение»; АО «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н., Плотникова А.Ю. Методические рекомендации к курсу «Окружающий
мир». 1 класс
Галяшина П.А., Плотникова А.Ю. Поурочное планирование к учебникам Н.Я. Дмитриевой, А.Н.
Казакова «Окружающий мир».
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/
Платформа УЧИ.ру https://uchi.ru/
Платформа Яндекс.Учебник https://education.yandex.ru
Сайт «Начальная школа» с онлайн-поддержкой http://1-4.prosv.ru,
Сайт интернет-проекта "Копилка уроков" http://nsportal.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Плакаты по предмету "Окружающий мир"
Дидактический материал
Мультимедийный проектор, учебный плакат "Живая и неживая природа"
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».