Рабочая программа по родному (русскому) языку 1-4 классы ФГОС НОО

Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31.08.2021 года протокол № 1
Председатель педсовета
___________ А.М. Абелян
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 11F9EA5C1242AC113CC7FAD70EFBDE5CCDC451CF
Владелец: Абелян Арменуи Мартиновна
Действителен: с 20.12.2021 до 20.03.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному (русскому) языку
Уровень образования (класс): начальное общее образование, 1-4 классы
Количество часов: 28ч ( 1 класс-7 ч, 2 класс-7ч, 3класс-7ч, 4класс-7ч)
Учитель, разработчик рабочей программы:
Мирошниченко Ольга Николаевна , учитель начальных классов
Программа разработана в соответствии и на основе:
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. № 373 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования" (с
дополнениями и изменениями) ФГОС начального общего образования,
утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021 № 286;
с учетом: примерной основной образовательной программы начального
общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим
объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5)
-УМК: «Родной язык (русский)» для образовательных организаций,
реализующих программы начального общего образования, составители:
ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края, 2021 г.

Армавир, 2021

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Освоение учебного предмета «Русский язык» должно обеспечивать
достижение на уровне начального общего образования следующих
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося
будут
сформированы
следующие
личностные
новообразования
1. гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в
том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру
страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны
и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на
основе примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том
числе отражённых в художественных произведениях;
2. духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего
состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
3. эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского
языка как средства общения и самовыражения;
4. физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной)
при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;

— бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
5. трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из художественных произведений), ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
6. экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
7. ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира);
—
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Регулятивные
Учащиеся научатся:

понимать, принимать и сохранять учебную задачу,
соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале,
содержащем средства для её решения;

планировать учебные действия (2-3 шага) в соответствии с
поставленной задачей;

с помощью учителя проводить самоконтроль и самооценку
результатов своей учебной деятельности;

овладеют начальными навыками смыслового чтения текстов
различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
Познавательные
Учащиеся научатся:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
находить значения отдельных слов в толковом словаре (под
руководством учителя);

делать выводы в результате совместной работы класса и
учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:


слушать собеседника и с помощью учителя, вести диалог,
признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;

оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание
небольшого объема;

вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях
общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при
обсуждении прослушанного, прочитанного произведения.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся в конце первого года изучения при реализации
содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее» научатся:

отличать буквицу от строчных и прописных букв, оформлять
буквицу в заставке текста (книги)

распознавать слова, обозначающие предметы традиционного
русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по
указанной тематике;

использовать словарные статьи учебника для определения
лексического значения слова;

составлять «Словарь в картинках»;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с
изученными темами;
при реализации содержательной линии «Язык в действии» научатся:

составлять звуковые модели слов с постановкой ударения в
слове;
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

различать изменение смысла слова в зависимости от места
ударения в слове;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»
научатся:

различать этикетные формы обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе
диалога;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

владеть различными приемами слушания научно-познавательных
и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

анализировать информацию прочитанного и прослушанного
текста: выделять в нем наиболее существенные факты.
Обучающиеся получат возможность научиться:

с помощью учителя доказывать и подтверждать фактами (из
текста) собственное суждение;


сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ
различных текстов, выделяя два-три существенных признака под
руководством учителя;

отличать прозаический текст от поэтического;

распознавать особенности построения фольклорных форм
(сказки, загадки, пословицы);

использовать с помощью учителя учебные толковые словари для
определения лексического значения слова.
Учащиеся в конце второго года обучения при реализации
содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее» научатся:
●
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного
русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры,
игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
●
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с
изученными темами;
●
осознавать уместность их употребления в современных
ситуациях речевого общения;
при реализации содержательной линии «Язык в действии» научатся:
●
произносить слова с правильным ударением (в рамках
изученного);
●
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
●
пользоваться орфографическим словарём для определения
нормативного написания слов;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»
научатся:
●
различать этикетные формы обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации;
●
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе
диалога;
●
использовать коммуникативные приёмы устного общения:
убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
●
использовать в речи языковые средства для свободного
выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
Обучающиеся получат возможность научиться:
●
проводить синонимические замены с учётом особенностей
текста;
●
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных
и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:
отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее
существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;

●
создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный
текст;
●
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об
участии в народных праздниках.
Учащиеся в конце третьего года обучения при реализации
содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее» научатся:
●
распознавать слова с национально-культурным компонентом
значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и
отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и
растения;
●
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с
изученными темами; понимать значение фразеологических оборотов,
связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в
современных ситуациях речевого общения; использовать собственный
словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном
языке адекватно ситуации и стилю общения.
при реализации содержательной линии «Язык в действии» научатся:
●
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое
наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению
реальной действительности;
●
пользоваться учебными толковыми словарями для определения
лексического значения слова;
●
пользоваться орфографическим словарём для определения
нормативного написания слов;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»
научатся:
●
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе
диалога;
●
использовать коммуникативные приёмы устного общения:
убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
●
использовать в речи языковые средства для свободного
выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
●
анализировать информацию прочитанного и прослушанного
текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее
существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
●
создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах,
связанных с народными промыслами;
Обучающиеся получат возможность научиться:
●
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных
и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

●
редактировать письменный текст с целью исправления речевых
ошибок или с целью более точной передачи смысла;
●
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки
зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
●
соотносить части прочитанного или прослушанного текста:
устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические
связи между абзацами текста;
●
приводить объяснения заголовка текста.
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка при
реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»
учащиеся научатся:

распознавать слова с национально-культурным компонентом
значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и
отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей;
родственными отношениями);
●
осознавать уместность их употребления в современных
ситуациях речевого общения;
●
использовать собственный словарный запас для свободного
выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю
общения;
при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
●
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного
русского литературного языка (в рамках изученного);
●
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного
русского литературного языка (в рамках изученного);
●
произносить слова с правильным ударением (в рамках
изученного);
●
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое
наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению
реальной действительности;
●
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические
ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и
имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации
подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом
в форме прошедшего времени);
●
соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи
собственного текста; пользоваться учебными толковыми словарями для
определения лексического значения слова;
●
пользоваться орфографическим словарём для определения
нормативного написания слов;
●
пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения
происхождения слова;

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
●
различать этикетные формы обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации;
●
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе
диалога;
●
использовать коммуникативные приёмы устного общения:
убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
●
использовать в речи языковые средства для свободного
выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
●
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных
и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
●
анализировать информацию прочитанного и прослушанного
текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее
существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
●
составлять план текста, не разделённого на абзацы;
●
пересказывать текст с изменением лица;
●
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии
в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с
народными промыслами;
●
соотносить части прочитанного или прослушанного текста:
устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические
связи между абзацами текста;
●
приводить объяснения заголовка текста;
Выпускник получит возможность научиться:
●
понимать значение фразеологических оборотов, связанных с
изученными темами;
●
проводить синонимические замены с учётом особенностей
текста;
●
заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у
которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего
времени;
●
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки
зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых
ошибок или с целью более точной передачи смысла.

2. Содержание учебного предмета, курса

Таблица тематического распределения количества часов
№ Разделы, темы
п
/
п

Примерна
я
программа

Рабочая
программ
а

Количество часов
Рабочая программа по классам
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

1. 1
2. 2
3. 3

Русский язык:
прошлое и
настоящее
Язык в
действии
Секреты речи и
текста
Итого

10

10

4

2

2

2

7

7

1

2

2

2

11

11

2

3

3

3

28

28

7

7

7

7

1 класс (7 часов)
Русский язык: прошлое и настоящее (4 часа)
Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее
представление). Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление
красной строки и заставок.
Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова. Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба,
терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось
то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)
Особенности фольклорного текста.
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках,
загадках, прибаутках).
Проектное задание: «Словарь в картинках».
Язык в действии (1 час)
Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Секреты речи и текста (2 часа)
Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо
попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели
и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое
содержание). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на
вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять
ответы по ходу беседы, используя текст. Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание,
извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение
орфоэпических норм и правильной интонации.
2 класс (7 часов)
Русский язык: прошлое и настоящее (2 часа)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки,
салочки, салазки, санки, волчок, свистулька). Слова, называющие предметы
традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и
орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето,
веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину

(например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач,
коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова,
называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп,
шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Язык в действии (2 часа)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за
сочетаемостью слов. Совершенствование орфографических навыков.
Секреты речи и текста (2 часа)
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами
связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев;
повествование об участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
3 класс (7 часов)
Русский язык: прошлое и настоящее (2 часа)
Слова, называющие природные явления и растения (например,
образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). Слова,
называющие предметы и явления традиционной русской культуры, занятия
людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Проектное задание: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История
моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о
происхождении слов).
Язык в действии (2 часа)
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки
значения и различную оценку, как специфика русского языка (например,
книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик,
зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например,
категории рода, числа имён существительных). Существительные, имеющие
только форму единственного или только форму множественного числа (в
рамках изученного).
Секреты речи и текста (3 часа)
Особенности устного выступления. Создание текстов-повествований: о
путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с
народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием
различных способов аргументации (в рамках изученного). Языковые
особенности текстов фольклора и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц,
притч и т. п.).
4 класс (7 часов)

Русский язык: прошлое и настоящее (2 часа)
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых
связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными
отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на
месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов.
Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но
различную образную форму.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке»
(приобретение опыта поиска информации о происхождении слов);
«Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом
словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Язык в действии (2 часа)
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа
настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне
словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках
изученного).
Секреты речи и текста (3 часа)
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы.
Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста:
пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской
деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки
зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Редактирование предложенных и собственных текстов с целью
совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и
отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных
словарей в процессе редактирования текста.
3.Тематическое планирование
Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)
1 класс

№
п/п

Количество
часов

Раздел, Темы

4

1.

Русский язык: прошлое
и настоящее
Практическая работа:
«Оформление буквиц и
заставок»

2.

Слова, обозначающие

1

1

Первые книги на Руси и начало
книгопечатания (общее
представление). Особенности
оформления книг в Древней
Руси: оформление красной
строки и заставок.
Восприятие слова как объекта

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

1,3

3,5,7

предметы традиционного
русского быта

3.

Имена в малых жанрах
фольклора

1

4.

Проектное задание:
«Словарь в картинках»
Язык в действии
Смыслоразличительная
роль ударения

1

5.

6.

7.

№
п/п

2,3

1,2,3

1
Определение места ударения.
Смыслоразличительная роль
ударения. Соблюдение
орфоэпических норм и
правильной интонации.

1

Секреты речи и текста
Стандартные обороты
речи для участия в
диалоге
Цели и виды вопросов

2
1

Итого

7

Раздел, Темы

изучения, материала для
анализа. Наблюдение над
значением слова. Слова,
обозначающие предметы
традиционного русского быта:
1) Дом в старину: что как
называлось (изба, терем,
хоромы, горница, светлица,
светец, лучина и т. д.). 2) Как
называлось то, во что
одевались в старину: (кафтан,
кушак, рубаха, сарафан, лапти
и т.д.) Особенности
фольклорного текста.
Имена в малых жанрах
фольклора (в пословицах,
поговорках, загадках,
прибаутках).
Проектное задание: «Словарь в
картинках»

Стандартные обороты речи для
участия в диалоге (Как
вежливо попросить? Как
похвалить товарища? Как
правильно поблагодарить?).
Цели и виды вопросов (вопросуточнение, вопрос как запрос
на новое содержание). Участие
в коллективном обсуждении:
умение отвечать на вопросы,
выступать по теме, слушать
выступления товарищей,
дополнять ответы по ходу
беседы, используя текст.
Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и
бытового общения
(приветствие, прощание,
извинение, благодарность,
обращение с просьбой).
Соблюдение орфоэпических
норм и правильной интонации.

1

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)
2 класс

Количество
часов

2,5,

1,2,3,5,7

4,5,6

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

Русский язык: прошлое
и настоящее
Слова, называющие игры,
забавы, игрушки;
предметы традиционного
русского быта.

2

Проектное задание:
«Почему это так
называется?»
Язык в действии
Разные способы
толкования значения
слов. Наблюдение за
сочетаемостью слов

1

Совершенствование
орфографических
навыков
Секреты речи и текста
Связь предложений в
тексте

1

6.

Создание текстовповествований

1

7.

Развёрнутое толкование
значения слова
Итого

1

1.

2.

3.

4.

5.

№
п/п

Раздел, Темы

1

2
1

3
1

Слова, называющие игры,
забавы, игрушки (например,
городки, салочки, салазки,
санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы
традиционного русского быта:
1) слова, называющие
домашнюю утварь и орудия
труда (например, ухват, ушат,
ступа, плошка, крынка, ковш,
решето, веретено, серп, коса,
плуг); 2) слова, называющие
то, что ели в старину
(например, тюря, полба, каша,
щи, похлёбка, бублик,
ватрушка калач, коврижки):
какие из них сохранились до
нашего времени; 3) слова,
называющие то, во что раньше
одевались дети (например,
шубейка, тулуп, шапка,
валенки, сарафан, рубаха,
лапти).
Проектное задание: «Почему
это так называется?».
Как правильно произносить
слова (пропедевтическая
работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в
речи). Разные способы
толкования значения слов.
Наблюдение за сочетаемостью
слов.
Совершенствование
орфографических навыков.

1,3

3,5,7

2,5,

1,3,5,6

Связь предложений в тексте.
Практическое овладение
средствами связи: лексический
повтор, местоименный повтор.
Создание текстовповествований: заметки о
посещении музеев;
повествование об участии в
народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое
толкование значения слова.

1,2,3,5,7

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне

Основные
направления

4,5,6

3,4,6,7

7
Количество
часов

универсальных учебных
действий)
3 класс

1.

2.

3.

4.

5.
6.
7.

Русский язык: прошлое
и настоящее
Слова, называющие
природные явления и
растения предметы и
явления традиционной
русской культуры,
занятия людей.

2

Проектное задание:
«Откуда в русском языке
эта фамилия»; «История
моего имени и фамилии».

1

Язык в действии
Для чего нужны
суффиксы?

2
1

Какие особенности рода
имён существительных
есть в русском языке?

1

Секреты речи и текста
Создание текстовповествований.
Создание текстоврассуждений.
Языковые особенности
текстов фольклора и
художественных текстов.

3
1

1

1
1

Слова, называющие природные
явления и растения (например,
образные названия ветра,
дождя, снега; названия
растений). Слова, называющие
предметы и явления
традиционной русской
культуры, занятия людей
(например, ямщик, извозчик,
коробейник, лавочник).
Проектное задание: «Откуда в
русском языке эта фамилия»;
«История моего имени и
фамилии» (приобретение
опыта поиска информации о
происхождении слов).
Многообразие суффиксов,
позволяющих выразить
различные оттенки значения и
различную оценку, как
специфика русского языка
(например, книга, книжка,
книжечка, книжица, книжонка,
книжища; заяц, зайчик,
зайчонок, зайчишка, заинька и
т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических
категорий русского языка
(например, категории рода,
числа имён существительных).
Существительные, имеющие
только форму единственного
или только форму
множественного числа (в
рамках изученного).
Особенности устного
выступления. Создание
текстов-повествований: о
путешествии по городам; об
участии в мастер-классах,
связанных с народными
промыслами. Создание
текстов-рассуждений с
использованием различных
способов аргументации (в
рамках изученного). Языковые
особенности текстов
фольклора и художественных
текстов или их фрагментов
(народных и литературных

воспитательной
деятельности*

1,3

3,5,7

2,5,

1,3,5,6

1,2,3,5,7
4,5,6
3,4,6,7

сказок, рассказов, загадок,
пословиц, притч и т. п.).

Итого

7

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)
4 класс

№
п/п

Раздел, Темы

2

1.

Русский язык: прошлое
и настоящее
Пословицы, поговорки и
фразеологизмы из разных
языков.

Проектные задания,
предполагающие работу с
толковым словарем.

1

3.

Язык в действии
Учимся образовывать
глаголы.

2
1

4.

Как и когда появились
знаки препинания?

1

Секреты речи и текста
Учимся передавать в
заголовке тему и
основную мысль текста
Пересказ текста с

3
1

2.

5.

6.

Количество
часов

1

1

Пословицы, поговорки и
фразеологизмы, возникновение
которых связано с качествами,
чувствами людей, с учением, с
родственными отношениями
(например, от корки до корки,
вся семья вместе, так и душа на
месте и т. д.). Сравнение с
пословицами и поговорками
других народов. Сравнение
фразеологизмов из разных
языков, имеющих общий
смысл, но различную образную
форму.
Проектные задания: «Откуда
это слово появилось в русском
языке» (приобретение опыта
поиска информации о
происхождении слов);
«Сравнение толкований слов в
словаре В. И. Даля и
современном толковом
словаре»; «Русские слова в
языках других народов».
Трудные случаи образования
формы 1-го лица
единственного числа
настоящего и будущего
времени глаголов (на
пропедевтическом уровне).
Наблюдение за синонимией
синтаксических конструкций
на уровне словосочетаний и
предложений (на
пропедевтическом уровне).
История возникновения и
функции знаков препинания (в
рамках изученного).
Информативная функция
заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не
разделенного на абзацы.

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

1,3

3,5,7

2,5,

1,3,5,6

1,2,3,5,7

4,5,6

7.

изменением лица.
Проектное задание:
“Пишем разные тексты об
одном и том же”.

1

Итого

7

Информационная переработка
прослушанного или
прочитанного текста: пересказ
с изменением лица.
Создание текста как результата
собственной
исследовательской
деятельности.
Оценивание устных и
письменных речевых
высказываний с точки зрения
точного, уместного и
выразительного
словоупотребления.
Редактирование предложенных
и собственных текстов с целью
совершенствования их
содержания и формы;
сопоставление чернового и
отредактированного текстов.
Практический опыт
использования учебных
словарей в процессе
редактирования текста.

3,4,6,7

Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родной язык
(русский)» для образовательных организаций, реализующих программы
начального общего образования (1-4 класс)/ составители: ГБОУ ДПО
«Институт развития образования» Краснодарского края, 2021 г.
Средства ИКТ
1. Компьютер, ноутбук.
2. Колонки.
3. Мультимедийный проектор.
4. Принтер, сканер.
5. Цифровой фотоаппарат
Согласовано
Протокол заседания
кафедры «Начального образования»
№ 1 от «27» августа 2021 г.
___________ И.А. Рубан

Согласовано
заместитель директора по УР
МАОУ лицея № 11 им. В.В.
Рассохина г. Армавира
__________ А.А. Козлова
«27» августа 2021 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».