Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина Аннотации к рабочим программам курсов внеурочной деятельности основной образовательной программы среднего общего образования (10-11 классы) Название курса Разговоры о важном 10-11 классы Аннотации к рабочим программам Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» на уровне основного общего образования составлена на основе Федеральной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (для 1–11 классов образовательных организаций), ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей: ▪ формирование российской гражданской идентичности обучающихся; ▪ формирование интереса к познанию; ▪ формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других; ▪ выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм; ▪ создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности; развитие у школьников общекультурной компетентности; ▪ развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор; осознание своего места в обществе; познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей; формирование готовности к личностному самоопределению. Внеурочные занятия «Разговор о важном» направлены: ▪ на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре; ▪ на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с обучающимися. Занятия позволяют обучающемуся вырабатывать собственную мировозренческую позицию по обсуждаемым темам. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. На изучение курса внеурочной деятельности “Разговоры о важном” на уровне среднего общего образования отводится 72 часа: ▪ 10 класс – 36 часов (1 час в неделю) ▪ 11 класс – 36 часов (1 час в неделю). Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» реализуется в полном объеме и в точности в соответствии с федеральной программой курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (основное общее и среднее общее образование) с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6-10 классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее». Россия – мои горизонты 10-11 классы Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее – ГПС) обучающихся 6–10 классов общеобразовательных организаций. Задачи: ▪ построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практикоориентированного и диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечению всех участников образовательного процесса; ▪ выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-личностной) и внешней (знаниевой в виде карьерной грамотности) сторон готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся и уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе; ▪ формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей; ▪ информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики РФ) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб; ▪ формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательнопрофессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды; ▪ формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. Программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач при переходе обучающихся 6-10 классов с одной ступени обучения на другую (при переходе из класса в класс). На изучение курса внеурочной деятельности “Россия – мои горизонты” на уровне основного общего образования отводится 136 часов: 10 класс – 34 часа (1 час в неделю) 11 класс – 34 часа (1 час в неделю) Начальная военная подготовка 10 класс Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка» реализуется в полном объеме и в точности в соответствии с федеральной рабочей программой курса внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка» с учётом требования Федеральной программы воспитания. Целью программы является расширение и практическое закрепление знаний, умений и навыков военного дела, полученных при освоении раздела «Основы военной службы» федеральной рабочей программы среднего общего образования «Основы безопасности жизнедеятельности». На достижение этой цели направлены следующие задачи: Образовательные: 1. Создать условия для приобретения обучающимися новых знаний, умений, навыков и компетенций в области обороны и основ безопасности жизнедеятельности. 2. Углубить и обеспечить практическое закрепление теоретических знаний, полученных на занятиях по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», приобретение практических навыков, необходимых юношам для быстрой адаптации к военной службе, знакомство с вооружением и военной техникой, основными видами боевых действий и действиями военнослужащих в различных условиях, выполнение практических стрельб. 3. Расширить знания об истории, назначении и структуре Вооружённых Сил Российской Федерации, дать участникам сборов необходимые знания о повседневной жизни и быте военнослужащих и практические навыки в этом направлении, сформировать понимание роли дисциплины и воинских уставов в жизни Вооружённых Сил Российской Федерации. 4. Обеспечить изучение основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства: о воинской обязанности и воинском учёте, обязательной и добровольной подготовке к военной службе, прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), пребывании в запасе, правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе. Воспитательные: 1. Содействовать формированию морально-политических и психологических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы. 2. Обеспечить воспитание у обучающихся патриотизма, глубокого уважения к государственным символам Российской Федерации, историческому и культурному прошлому России, гордости за свою страну, Вооружённые Силы и их боевые традиции, готовности к службе в их рядах и защите своей Родины. 3. Способствовать профессиональной ориентации, укреплению нравственных ориентиров и формированию положительной мотивации к профессии защитника Родины. Развивающие: 1. Способствовать формированию у обучающихся социальной активности. 2. Содействовать формированию знаний о правилах поведения военнослужащих, воинской вежливости, основах воинского этикета и выполнения воинских ритуалов. 3. Создать условия для формирования у обучающихся потребности в здоровом образе жизни и желания быть полезным своей Родине. Программа ориентирована на обучающихся 10 классов общеобразовательных организаций, Рассчитана на 35 часов, в рамках которых предусмотрены такие формы работы, как теоретические, практические и комплексные занятия, беседы и встречи с военнослужащими и ветеранами, показные занятия, экскурсии в воинские части (на корабли), военнотактические и военно-спортивные игры. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» разработана в соответствии с: - ФГОС СОО, (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 до вступления в силу изменений от 12 августа 2022 г. и с дополнениями и изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413); - Федеральной образовательной программой среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371; - рабочей программой воспитания. Направление курса внеурочной деятельности, в рамках которого он реализуется: занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Основы предпринимательской грамотности 10 класс Цель курса: формирование представления о предпринимательской деятельности как осознанной, инициативной и реализующей предпринимательские способности, которые есть у каждого человека. Задачи курса: ▪ Развитие экономических знаний; ▪ Формирование представлений о юридических аспектах предпринимательской деятельности; ▪ Развитие личностных качеств школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе моделирования бизнес-идей; ▪ Духовно-нравственное воспитание школьника, понимание важности социального предпринимательства и масштабов ответственности предпринимателя перед обществом и государством; ▪ Формирование представлений об основных этапах построения бизнес-плана; ▪ Развитие креативности и творческого подхода в предпринимательской деятельности. ▪ Развитие предпринимательских способностей и предпринимательского мировоззрения; ▪ Развитие аналитического мышления; ▪ Формирование у школьников способности принимать решения и брать на себя ответственность за их последствия; Периодичность проведения: регулярные еженедельные занятия. Место учебного курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности: рабочая программа предназначена для учащихся 10 класса. Рассчитана на 17 часов. Срок реализации – 1 год. Основы финансовая грамотность 10 класс Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г. № 24480). 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022 № 70034). 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 года № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74228). 5. Федеральная программа воспитания. 6. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации, 7. Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», 8. авторская программа Ю. В. Бреховой, А. П. Алмосова, Д. Ю. Завьялова «Финансовая грамотность» для 10–11 классов, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы лицея с учетом программы воспитания. Направление курса внеурочной деятельности: финансовая грамотность. Цель курса: формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами. Задачи: - способствовать освоению учащимися системы знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами; - способствовать овладению учащимися умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; - формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами; - воспитывать ответственность за экономические решения. Периодичность проведения: регулярных еженедельные занятия. Место учебного курса внеурочнойдеятельности в плане внеурочной деятельности: Программа предназначена для учащихся 10 класса и рассчитана на 34 часа в год. Юные полиглоты 10 класс Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Клуб «Юный полиглот» составлена для обучения латинскому языку обучающихся 10-ых классов МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина химико-биологического профиля. Нормативную правовую основу настоящей программы составляют следующие документы: 1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г. № 24480). 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022 № 70034). 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 года № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднегообщего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74228). 5. Федеральная программа воспитания. Направление курса внеурочной деятельности, в рамках которого он реализуется: дополнительное изучение учебных предметов. Цель: развитие общих и специальных учебных умений по овладению латинским языком, с целью содействия удовлетворения с его помощью профориентационных интересов обучающихся. Задачи: 1. Изучение правил чтения и ударения в латинском языке. 2. Ознакомление с элементарной грамматикой латинского языка. 3. Выработка навыков анализа, перевода, понимания прочитанного, интерпретации классического текста на латинском языке. 4. Ознакомление с историей древних римлян и античной культурой. 5. Наблюдение, сравнение и элементарный анализ языковых явлений (звуков, букв, дифтоногов, слов, словосочетаний и предложений). 6. Изучение и применение латинской терминологии, связанной с медициной. Периодичность проведения: программа рассчитана на 1 год, 34 учебных часа, 1 час в неделю. Курс реализуется путем проведения регулярных занятий Место учебного курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности: рабочая программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 11 класса химико-биологического профиля. Рассчитана на 1 год, 34 учебных часа, 1 час в неделю. Валеология 11 класс Россия - моя история 10 класс Программа разработана в соответствии с: - ФГОС СОО, (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 до вступления в силу изменений от 12 августа 2022 г. и с дополнениями и изменениями, утвержденными приказом Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. № 712); - Федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371, - рабочей программой воспитания. Направление курса внеурочной деятельности, в рамках которого он реализуется: общеинтеллектуальное. Цели: - развитие интереса к биологии, к решению генетических задач; - совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; - формирование представлений о методах решения школьных генетических задачах. Задачи: - показать интерес человека к изучению явлений наследственности уже с глубокой древности; - закрепить и расширить знания о законах наследственности, изменчивости, полученные в курсе общей биологии; - показать особенности человека как объекта генетических исследований; - показать генетические основы индивидуальности каждого человека; - знакомить с факторами наследственной и ненаследственной изменчивости у человека; - показать особенности гаметогенеза у мужчин и женщин, особенности оплодотворения у человека и значение их особенностей для здоровья будущих детей; Периодичность проведения: регулярные еженедельные занятия. Место учебного курса внеурочнойдеятельности в плане внеурочной деятельности: рабочая программа предназначена для обучающихся 11 класса химико-биологического профиля. Рассчитана на 1 год, 34 учебных часа, 1 час в неделю. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – моя история» реализуется в полном объеме и в точности в соответствии с федеральной программой курса внеурочной деятельности «Россия – моя история» с учётом требования Федеральной программы воспитания. Цель курса «Россия – моя история»: курс имеет историко-просветительскую цель, способствует формированию у обучающихся готовности к защите исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов. Основные задачи курса «Россия – моя история»: ▪ дать дополнительные знания по истории Отечества при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе как самобытной цивилизации; ▪ расширить знания обучающихся в процессе изучения дополнительных исторических источников с целью противодействия попыткам фальсификации истории; ▪ способствовать развитию и воспитанию личности, способной к гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта государства; ▪ показать достижения предшествующих поколений, их вклад в экономическое, социальное, культурное и духовное развитие России; ▪ подчеркнуть историческую роль христианства, ислама, буддизма, иудаизма в формировании традиционных ценностей народов России; ▪ содействовать формированию интереса обучающихся к материальным, культурным и духовным ценностям предыдущих поколений; ▪ сформировать способность интегрировать знания из курса истории, литературы, обществознания, географии в целостную картину прошлого и настоящего России; ▪ способствовать осознанному единству с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности; ▪ формировать навык распознавания, понимания и анализа характерных для российской идентичности образов, культурных форм, символов и сюжетов при знакомстве с памятниками культуры; ▪ на примере исторических личностей сформировать понимание важности ответственного служения своему народу и государству; ▪ способствовать расширению знаний обучающихся о региональной истории, об известных людях родного края; ▪ привлечь внимание обучающихся к материалам исторических парков «Россия – моя история» с целью побуждения к проектной и исследовательской деятельности. Программа курса рассчитана на 34 часа, которые реализуются в течение одного учебного года в 10 классе. Основы первой помощи 10 класс Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы первой помощи» реализуется в полном объеме и в точности в соответствии с федеральной программой курса внеурочной деятельности «Первая помощь, основы преподавания первой помощи, основы ухода за больными» с учётом рекомендаций Федеральной программы воспитания. Целью курса является получение обучающимися знаний и навыков по оказанию первой помощи, основам преподавания первой помощи и основам ухода за больным, ориентирование старшеклассников в вопросах медицинских знаний и в нюансах профессии медицинского работника. В рамках реализации этой цели курс содействует решению следующих образовательных задач: - способность выявлять состояния, при которых оказывается первая помощь; - способность выполнять мероприятия по оказанию первой помощи; - формирование умения эффективно действовать в критических для жизни человека ситуациях; - формирование навыков оказания первой помощи; - формирование умения передачи знаний и навыков по оказанию первой помощи; - формирование навыков проведения теоретических и практических занятий по оказанию первой помощи; - формирование основных навыков ухода за больным; - знакомство с медицинской профессией с самых азов; - знакомство с некоторыми практическими навыками, необходимыми каждому медицинскому работнику; Программа курса рассчитана на 35 часов на уровне среднего общего образования, в рамках которых предусмотрены такие формы работы, как лекции, беседы, мастер-классы, практические занятия, решения ситуационных задач, консультации педагога и психолога. ● 10 класс – 35 часа (1 час в неделю). Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Самбо» разработана в соответствии с: - ФГОС СОО, (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 до вступления в силу изменений от 12 августа 2022 г. и с дополнениями и изменениями, утвержденными приказом Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. № 712); - Федеральной образовательной программой среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371; - рабочей программой воспитания; - Программой «Развитие самбо в Российской Федерации до 2024 года» (приказ от 12 мая 2017 г № 427 Об утверждении программы развитие самбо в Российской Федерации до 2024 года»); Направление курса внеурочной деятельности, в рамках которого он реализуется: спортивно-оздоровительное Самбо 10-11 классы Цели: • развитие интереса к биологии, к решению генетических задач; • совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; • формирование представлений о методах решения школьных генетических задачах. Задачи: • показать интерес человека к изучению явлений наследственности уже с глубокой • древности; • закрепить и расширить знания о законах наследственности, изменчивости, полученные в курсе общей биологии; • показать особенности человека как объекта генетических исследований; • показать генетические основы индивидуальности каждого человека; • знакомить с факторами наследственной и ненаследственной изменчивости у человека; • показать особенности гаметогенеза у мужчин и женщин, особенности оплодотворения у человека и значение их особенностей для здоровья будущих детей; • показать роль родственных браков, мутагенов, канцерогенов возможности возникновения аномалий у ребенка конкретной супружеской пары; • показать возможности современной генетики в области дородовой и послеродовой диагностики наследственных аномалий; • показать возможности современной медицинской генетики в области лечения больных с наследственными аномалиями. Периодичность проведения: регулярные еженедельные занятия. Место учебного курса внеурочной предназначена для обучающихся деятельности в плане внеурочной деятельности: рабочая программа 11 класса. Рассчитана на 1 год, 34 учебных часа, 1 час в неделю.