5. Рабочая программа курса внеурочной деятельности Основы финансовой грамотности

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 11 ИМЕНИ ВЯЧЕСЛАВА ВЛАДИМИРОВИЧА РАССОХИНА

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по воспитательной работе
______________________
Т.Г. Олифиренко
И.П. Мезенцева
Протокол № 1
от 29.08.2023 г.
30.08.2023 г.
Научно-методической
кафедрой предметов ГЦ

УТВЕРЖДЕНО
Директор

А.М. Абелян
Приказ № 01-10/467
от 01.09.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
для обучающихся 10-х классов
Направление: финансовая грамотность
Форма проведения курса: факультатив

Учитель, разработчик рабочей
программы: Удоденко И.В.,
учитель истории и обществознания.

Армавир, 2023 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы
финансовой грамотности» составлена в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами:
1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 № 273-ФЗ.
2.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован
Минюстом России 7 июня 2012 г. № 24480).
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г. № 413» (Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022 № 70034).
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
года № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы
среднегообщего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023
№ 74228).
5.
Федеральная программа воспитания.
6.
Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой
грамотности населения Российской Федерации,
7.
Проект Министерства финансов России «Содействие повышению
уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового
образования в Российской Федерации»,
8.
авторская программа Ю. В. Бреховой, А. П. Алмосова, Д. Ю. Завьялова
«Финансовая грамотность» для 10–11 классов, требованиями к результатам
освоения основной образовательной программы лицея с учетом программы
воспитания.
Направление курса внеурочной деятельности: финансовая грамотность.
Цель курса: формирование у учащихся знаний, умений и навыков,
необходимых для эффективного управления личными финансами.
Задачи:
- способствовать освоению учащимися системы знаний о финансовых
институтах современного общества и инструментах управления личными
финансами;
- способствовать овладению учащимися умением получать и критически
осмысливать
экономическую
информацию,
анализировать,
систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для
эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
2

Периодичность проведения: регулярных еженедельные занятия.
Место учебного курса внеурочной деятельности в плане внеурочной
деятельности: Программа предназначена для учащихся 10 класса и
рассчитана на 34 часа в год.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Раздел. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни.
(7 часов)
Теория (2 часа) :
Управление личными финансами и выбор банка. Проценты по вкладу:
большие и маленькие.
Практика (5 часа):
Конференция «Как сберечь накопления с помощью депозитов». Конференция
«Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах».
Решение задач на тему: «Кредит: зачем он нужен и где его получить». Дебаты
«Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть». Тест:
«Как управлять деньгами с помощью банковской карты».
2. Раздел. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (4
часа)
Теория (1 час) : Финансовые риски и стратегии инвестирования.
Практика (3 часа) :
Исследовательская работа «Что такое ценные бумаги и какими они бывают».
Решение задач: «Граждане на рынке ценных бумаг». Практикум «Зачем
нужны паевые инвестиционные фонды».
3. Раздел. Налоги: почему их надо платить. (3 часа)
Теория (1 час) : Что такое налоги.
Практика (2 часа):
Собеседование «Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в
России». Решение задач «Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в
семейный бюджет».
4. Раздел. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду.
(5 часов)
Теория (2 часа). Страховой рынок России: коротко о главном. Страхование
имущества: как защитить нажитое состояние.
Практика ( 3 часа):
Решение задач «Здоровье и жизнь - высшие блага: поговорим о личном
страховании». Дебаты «Если нанесён ущерб третьим лицам». Тест «Доверяй,
но проверяй: несколько советов по выбору страховщика».
5. Раздел. Собственный бизнес: как создать и не потерять. (5 часов)
Теория (1 час): Создание собственного бизнеса: с чего нужно начать.
3

Практика (4 часа):
Практикум «Пишем бизнес-план». Дебаты «Расходы и доходы в собственном
бизнесе». Познавательная игра «Налогообложение малого и среднего
бизнеса». Познавательная игра «С какими финансовыми рисками может
встретиться бизнесмен».
6. Раздел. Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой.
(3 часа)
Теория (1 час): Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников.
Практика (2 часа):
Дебаты: «Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети
Интернет». Сюжетно-ролевая обучающая игра: «Ток-шоу «Все слышат».
7. Раздел. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления. (5
часов)
Теория (1 час): Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия.
Практика (4 часа):
Квест «Как распорядиться своими пенсионными накоплениями». Практикум
«Как выбрать негосударственный пенсионный фонд». Обучающая игра
«Выбери свой негосударственный пенсионный фонд. Экскурсия в банк:
современная банковская система.
8. Раздел. Защита проектов. (2 часа)
Защита проектов. Занятие - презентация учебных достижений.
Форма организации: аудиторная
Виды деятельности детей: познавательно – исследовательная деятельность
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
1. Гражданское воспитание:
− сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;
− осознание своих конституционных прав и обязанностей в финансовой
сфере, уважение закона и правопорядка;
− готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной
организации и детско-юношеских организациях;
− умение взаимодействовать с экономическими институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
4

− сформированность сознательного, активного и ответственного
поведения на финансовом рынке: поведения личности, уважающей
закон, осознающей свою ответственность за решения, принимаемые в
процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
− духовно нравственное воспитание: готовность вести диалог с членами
семьи, представителями финансовых институтов по вопросам
управления личными финансами, достигать в нём взаимопонимания;
− сформированность нравственного сознания, этического поведения;
− способность оценивать финансовую ситуацию и принимать осознанные
решения, ориентируясь на принципы функционирования финансовой
системы современного государства;
− осознание личного вклада в построение устойчивого будущего.
2.Эстетическое воспитание:
− эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, труда и общественных отношений.
3.Трудовое воспитание:
− готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
− интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
− готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни.
4. Ценности научного познания:
− сформированность финансового мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
− совершенствование финансовой культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
− осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе.

Метапредметные результаты:
5

1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
− самостоятельно формулировать и актуализировать финансовую
проблему, рассматривать ее всесторонне;
− устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
− определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
− выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
− вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
− развивать креативное мышление при решении финансовых проблем;
− владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения финансовых проблем;
− способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
финансово-практических задач, применению различных методов
познания;
− овладение видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
− формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями и методами;
− ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
− выявлять причинно-следственные связи и актуализировать финансовую
задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
− анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
− давать
оценку
новым
финансовым
ситуациям,
оценивать
приобретенный опыт;
− разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
− осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
− ставить финансовые проблемы и задачи, допускающие альтернативные
решения;
− владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
− владеть навыками распознавания и защиты информации, финансовой
безопасности личности.
6

2.Овладение универсальными коммуникативными действиями
− осуществлять коммуникации в экономической сфере жизни;
− распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
− владеть различными способами общения и взаимодействия;
− аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
− развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств;
− понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
− принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
− оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
− предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
− координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
− осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
3.Овладение универсальными регулятивными действиями
− самостоятельно осуществлять познавательную деятельность в
финансовой сфере, выявлять проблемы, ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной деятельности и финансовых
ситуациях;
− самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
− давать оценку новым ситуациям;
− расширять рамки факультатива на основе личных предпочтений;
− делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность
за решение;
− оценивать приобретенный финансовый опыт;
− способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
области финансовой грамотности;
− владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
− уметь оценивать финансовые риски и своевременно принимать решения
по их снижению;
7

− самосознания,
включающего
способность
понимать
свое
эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
− саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым
новому;
− внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
− эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность
к сочувствию и сопереживанию;
− социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться;
− принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
финансовой деятельности;
− признавать свое право и право других людей на ошибки;
− развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Предметные результаты:
Освоение базовых понятий и знаний, отражающих устройство сферы
финансов в глобальном цифровом мире и способов действия человека в нем, в
частности:
человеческий
капитал,
инвестирование,
роботизация,
искусственный интеллект, компетенции будущего, Hard skills, Soft skills.
Деньги, природа цифровых денег, инфляция и дефляция, волатильность,
банковские карты, мобильный интернет-банк, электронные деньги и
кошельки. Телефонное и интернет-мошенничество. Потребности, желания,
финансовая цель, активы и пассивы, осознанные расходы, источники дохода
физического лица, правила составления финансового плана, финансовая
«подушка безопасности». Маховик сбережений. Депозит, простые и сложные
проценты,
накопительный
счёт,
система
страхования
вкладов,
инвестирование, финансовые активы, облигации, акции, государственные и
корпоративные облигации, Производный финансовый инструмент, опционы,
фьючерсы, квалифицированный инвестор, брокер, индивидуальный
инвестиционный счёт, стратегия инвестирования, принципы финансовых
пирамид. Коммерческий банк, микрофинансовые организации, кредит,
кредитные карты, автокредитование, ипотека, кредитная история, кредитный
договор, банкротство физических лиц. Идентификация, персональные данные,
традиционная и биометрическая защита, единая система идентификации и
аутентификации, налоговая система, налог на имущество, налог на доходы
физических лиц, транспортный налог, социальные услуги и льготы,
пенсионная система, страховая и накопительная части пенсии. Стартап,
бизнес-план, бизнес-идея, маркетинговая стратегия, финансовый план.
8

Освоение предметных умений, включающих умения вести финансовые
расчёты, в том числе с использованием цифровых ресурсов и использовать
различную финансовую информацию для принятия решений.
освоение компетенций финансовой грамотности:
− оценивать и прогнозировать востребованность профессиональных
компетенций;
− планировать инвестиции в себя и развитие Hard skills и Soft skills.
− различить разные типы денег, понимать сущность происходящих
процессов изменения стоимости денег, определять безопасность
операций;
− формулировать личные финансовые цели, понимать основные риски;
планировать личные доходы и расходы;
− составлять план достижения финансовых целей и создания финансовой
«подушки безопасности»;
− оценивать предназначение финансовых услуг: кредитов и депозитов,
платёжных карт, страховых программ и т. д.;
− видеть типичные ошибки при использовании базовых финансовых услуг;
− понимать различия между финансовыми инструментами, оценивать их
возможности применения;
− различать банки и микрофинансовые организации (МФО), выбирать
наиболее выгодный вариант использования услуг по заимствованию
денег;
− оценивать условия предоставления финансовых услуг, видеть
возможные последствия;
− понимать специализацию и роль финансовых посредников в области
банковских, страховых и инвестиционных услуг, делать обоснованный
выбор наиболее подходящих услуг;
− понимать принципы работы налоговой и пенсионной систем,
пользоваться сайтами и личными кабинетами ФНС и ПФР;
− отличать возможные виды финансовых махинаций и знать способы
защиты от них;
− пользоваться порталами, предоставляющими государственные услуги;
− защищать персональную информацию различными способами;
− понимать процесс реализации стартапа, оценивать необходимые
ресурсы и представлять возможные риски; формулировать идею
стартапа, понимать возможности финансирования (в зависимости от
конкретных условий);
− принимать осознанные решения при совершении операций с денежными
средствами, использовать на практике дистанционные средства
управления финансами;
− оценивать разные виды личного капитала, в том числе финансовые
активы и человеческий капитал;
− расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями и
приоритетами;
9

− оценивать варианты инвестирования и выбирать приемлемый в
конкретных жизненных обстоятельствах;
− диагностировать действия организации как финансовой пирамиды.
Методика оценки результатов внеурочной деятельности, формы
диагностики и подведения итогов
Применяются следующие формы диагностики и подведения итогов:
• проектные работы;
• устные сообщения;
• участие в тематических олимпиадах.
По курсу внеурочной деятельности осуществляется оценивание с
периодичностью один раз в четверть. Результатом промежуточной аттестации
является «зачет/незачет».
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ (КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ)
ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

1

2

Проценты
по
вкладу: большие
и маленькие.

3

Конференция
«Как
сберечь
накопления
с
помощью
депозитов».

Дата

Вид
деятельности
обучаю
щихся

Форма
контроля

Опрос

План

Факт

1

02.09

01.09

Эвристи
ческая
беседа

1

09.09

08.09

Конфере Опрос
нция

16.09

15.09

Эвристи
ческая
беседа

Практика

Раздел 1. Банки:
чем они могут
быть вам
полезны в
жизни.
Управление
личными
финансами и
выбор банка.

Количество
часов

Теория

I

Тема

Всего

Номер
занятия

7

2

5

1

10

Опрос

ЦОР/ЭОР

Тренажер
"Облако
знаний".
Обществознание
. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"
Тренажер
"Облако
знаний".
Обществознание
. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"
Тренажер
"Облако
знаний".
Обществознание
. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"

Конференция
«Банки и золото:
как
сохранить
сбережения
в
драгоценных
металлах».
Решение задач на
тему:
«Кредит:
зачем он нужен и
где
6его
получить».

1

23.09

22.09

1

30.09

29.09

6

Дебаты «Какой
кредит выбрать и
какие
условия
кредитования
предпочесть».

1

07.10

06.10

7

Тест:
«Как
управлять
деньгами
с
помощью
банковской
карты».
Раздел 2.
4
Фондовый
рынок: как его
использовать
для роста
доходов.
Финансовые
риски и стратегии
инвестирования.

1

14.10

13.10

21.10

20.10

Собесед
ование

Исследо
вательск
ая
работа

4

5

II

8

1

Тренажер
Конфере
"Облако
нция
знаний".
Обществознание
. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"
Решение Опрос,
Тренажер
задач
оперативн "Облако
ый разбор знаний".
Обществознание
. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"
Опрос
Тренажер
Дебаты
"Облако
знаний".
Обществознание
. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"
Тестирова Тренажер
Тест
ние
"Облако
знаний".
Обществознание
. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"

3

1

9

Исследовательска
я работа «Что
такое ценные
бумаги и какими
они бывают».

1

28.10

27.10

10

Решение задач:
«Граждане на
рынке ценных
бумаг».

1

11.11

10.11

Практикум
«Зачем нужны
паевые

1

11

Опрос

Опрос

Тренажер
"Облако
знаний".
Обществознание
. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"
Тренажер
"Облако
знаний".
Обществознание
. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"

Проведен
ие
текущего
контроля
в
инноваци
онной
форме
Тренажер "Облако
Решение Опрос,
задач
оперативн знаний".
ый разбор Обществознание.
10 класс, ООО
"Физикон Лаб"

18.11

17.11

11

Практик
ум

Опрос

Тренажер
"Облако
знаний".
Обществознание

III

12

13

14

IV

15

инвестиционные
фонды».
Раздел 3.
Налоги: почему
их надо платить.
Что такое налоги.

. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"
3

Собеседование
«Виды налогов,
уплачиваемых
физическими
лицами в
России».
Решение
задач
«Налоговые
вычеты, или как
вернуть налоги в
семейный
бюджет».
Раздел 4.
5
Страхование:
что и как надо
страховать,
чтобы не
попасть в беду.
Страховой рынок
России: коротко о
главном.

1

2

1

25.11

24.11

1

02.12

01.12

1

09.12

08.12

1

16.12

15.12

1

23.12

22.12

2

Лекция

Опрос

Тренажер
"Облако
знаний".
Обществознание
. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"
Решение Опрос,
Тренажер
задач
оперативн "Облако
ый разбор знаний".
Обществознание
. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"
Решение Опрос,
Тренажер
задач
оперативн "Облако
ый разбор знаний".
Обществознание
. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"

Эвристи
ческая
беседа

Опрос

Дебаты

Оператив
ный
разбор

3

16

Страхование
имущества: как
защитить
нажитое
состояние.

17

Решение задач
«Здоровье и
жизнь - высшие
блага: поговорим
о личном
страховании».

1

13.01

12.01

18

Дебаты «Если
нанесён ущерб
третьим лицам».

1

20.01

19.01

12

Тренажер
"Облако
знаний".
Обществознание
. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"
Круглый Оператив Тренажер
стол
ный
"Облако
разбор
знаний".
Обществознание
. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"
Решение Опрос,
Тренажер
задач
оперативн "Облако
ый разбор знаний".
Обществознание
. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"
Тренажер
"Облако
знаний".
Обществознание

19

V

20

Тест «Доверяй, но
проверяй:
несколько
советов
по
выбору
страховщика».
Раздел 5.
5
Собственный
бизнес: как
создать и не
потерять.
Создание
собственного
бизнеса: с чего
нужно начать.

1

1

27.01

26.01

Тест

03.02

02.02

Круглы
й стол

. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"
Тестирова Тренажер
ние
"Облако
знаний".
Обществознание
. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"

4

1

Оператив
ный
разбор

Тренажер
"Облако
знаний".
Обществознание
. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"
Тренажер
"Облако
знаний".
Обществознание
. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"
Тренажер
"Облако
знаний".
Обществознание
. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"
Тренажер
"Облако
знаний".
Обществознание
. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"
Тренажер
"Облако
знаний".
Обществознание
. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"

21

Пишем бизнесплан.

1

10.02

09.02

Практик
ум

Опрос

22

Расходы и
доходы в
собственном
бизнесе.

1

17.02

16.02

Дебаты

Оператив
ный
разбор

23

Налогообложение
малого и
среднего бизнеса.

1

24.02

01.03

Познава
тельная
игра

Опрос

24

С какими
финансовыми
рисками может
встретиться
бизнесмен.

1

03.03

15.03

Познава
тельная
игра

Опрос

VI

Раздел 6.
Финансовые
мошенничества:
как распознать
и не стать
жертвой.
Финансовая
пирамида, или
как не попасть в

10.03

22.03

Тест

Тестирова Тренажер
ние
"Облако
знаний".
Обществознание

25

3

1

1

2

13

26

27

VII

28

сети
мошенников.
Виртуальные
ловушки, или как
не потерять
деньги при
работе в сети
Интернет.
Сюжетно-ролевая
обучающая игра.
Ток-шоу «Все
слышат»
Обеспеченная
старость:
возможности
пенсионного
накопления.
Думай о пенсии
смолоду, или как
формируется
пенсия.

5

1

1

17.03

29.03

Дебаты

Оператив
ный
разбор

1

31.03

05.04

Ток-шоу

Оператив
ный
разбор

07.04

12.04

Беседа

Опрос

6

1

29

Как
распорядиться
своими
пенсионными
накоплениями.

1

14.04

19.04

Квест

Оператив
ный
разбор

30

Как выбрать
негосударственн
ый пенсионный
фонд.

1

21.04

26.04

Практик
ум

Опрос

31

Обучающая игра
«Выбери свой
негосударственн
ый пенсионный
фонд.

1

28.04

03.05

Обучаю Опрос
щая игра

32

Виртуальная
экскурсия в банк:
современная
банковская
система.

1

05.05

10.05

Виртуал Опрос
ьная
экскурси
я

VIII

Защита
проектов
Занятие презентация

2

12.05
19.05

17.05
24.05

Защита
проекто

33
34

. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"
Тренажер
"Облако
знаний".
Обществознание
. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"
Тренажер
"Облако
знаний".
Обществознание
. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"

Тренажер
"Облако
знаний".
Обществознание
. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"
Тренажер
"Облако
знаний".
Обществознание
. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"
Тренажер
"Облако
знаний".
Обществознание
. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"
Тренажер
"Облако
знаний".
Обществознание
. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"
Тренажер
"Облако
знаний".
Обществознание
. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"

2

14

Проведен
ие

Тренажер
"Облако

учебных
достижений.
Защита проектов.
Рекомендовано.
ИТОГО

в

34

9

текущего
контроля
в
инноваци
онной
форме

знаний".
Обществознание
. 10 класс, ООО
"Физикон Лаб"

25

Приложение 1
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Личное финансовое планирование
Задание 1 (фронтальный опрос)
1. Пять шагов личного финансового планирования.
2. Принципы планирования личных финансов.
3. Что такое принцип «доходности»?
4. Что такое принцип «исследования»? 5.Что такое принцип
«приоритетности»?
Задание 2 (фронтальный опрос)
1. Что такое человеческий капитал?
2. Способы принятия решений в ограниченности ресурсов.
SWOT- анализ, как один из способов принятия решений .
3. Что такое принцип «скромной жизни»?
4. Что такое принцип «инвестирования»?
5. Что такое SWOT-анализ? Задание для практического занятия
Личное финансовое планирование
Выберите один правильный ответ.
1. Бюджет - это ...: А) это финансовый план, который обобщает доходы и
расходы за определенный период времени; Б) это план расходов; В) это
детализированный план финансовых доходов.
2. Бюджет семьи складывается из: А) доходов, сбережений и социальных
выплат; Б) доходов и расходов; В) доходов, сбережений и расходов.
3. Большую часть семейного бюджета россиян составляют расходы на:
А) культурно-бытовые нужды; Б) оплату квартиры; В) питание; Г) одежду.
4. Назовите рациональные потребности семьи: А) потребность в еде; Б)
потребность в алкоголе; В) потребность в курении; Г) потребность в жилье; Д)
потребность в одежде.

15

5. Назовите способы сбережения денежных средств семьи: А) деньги, взятые
в долг; Б) приобретение валюты; В) вклад в банке; Г) покупка нового платья;
Д) покупка ценных бумаг.
6. Укажите основные виды расходов семьи (не менее трёх).
Задача
Семья из 4-х человек, в квартире в которой установлены приборы учета воды,
в месяц платит за воду 894,54 рублей. Сколько процентов составит экономия
семьи, если без приборов учета за это же количество воды придется заплатить
1418,96 рублей. Результат округлить до целых. (Ответ:37%)
Задача
В семье Григорьевых совокупный доход составляет 50 тыс. р. Расходы на
самое необходимое — 30 тыс. р. Иван Григорьев тратит на машину, спорт,
одежду и обувь ежемесячно 8,5 тыс. р., а его жена Мария тратит на косметику,
спорт, одежду, обувь, театр и др. — 9 тыс. р. На их маленького сына Витю,
который ходит в детский сад, уходит 5 тыс. р. Что образуется в результате
такого ведения хозяйства? Живёт ли семья по средствам? Каковы последствия
такого планирования своих финансов? (Ответ: Чтобы узнать, что получится в
результате составления такого бюджета, как у Григорьевых, нужно сначала
сложить все расходы: 30 тыс. р. + 8500 р. + 9 тыс. р. + 5 тыс. р. = 52 500 р.
Затем нужно из доходов вычесть расходы: 50 тыс. р. – 52 500 р. = = – 2500 р.
В семье Григорьевых образовался дефицит, так как расходы превышают
доходы на 2500 р. Последствия, скорее всего, будут такие: семье придётся
брать у кого-то в долг, так дефицит будет только нарастать и уже через
полгода, например, может составить 15 тыс. р., а через год — 30 тыс. р.)
Задача
Представьте, что расходы вашей семьи состоят из следующих статей:
Коммунальные платежи – 4500 р. Продукты питания – 11 тыс. р. Бытовая
химия и предметы личной гигиены – 2500 р. Одежда и обувь – 13 тыс. р.
Оплата кредита на покупку бытовой техники – 14 тыс. р. Образование
(дополнительные занятия) – 3 тыс. р. Проезд – 3 тыс. р. Откладывание на
летний отдых семьи – 6 тыс. р. Лекарства – 3500 р. Оплата телефона и
Интернета – 1300 р. Прочие платежи – 3500 р. Какова сумма ваших расходов
в месяц? Какой доход должен быть у вашей семьи в месяц, чтобы при этих
расхода ещё откладывать 10% суммы доходов? Тема 3: Кредит. Задача №1
Клиент открыл счет в банке на некоторую сумму денег. Годовой доход по
этому вкладу составляет 11%. Если бы он добавил 800 р., то через год получил
бы доход 220 р. Какая сумма была внесена им в банк? (Ответ: 1200 р.) 10
Задача №2 Получив премию, сотрудник фирмы решил положить ее на счет в
банк. Он может открыть счет с годовым доходом 8%. Если бы банк
выплачивал 11% годовых, то для получения такого же дохода потребовалось
бы на 900 р. меньше. Определите, сколько рублей составляла премия. (Ответ:
3 300 р.)
16

Задача
Клиент внес в банк 8000 р. Часть этих денег он положил на вклад, по которому
начисляется 8% годовых, а остальные – на вклад, по которому начисляется в
год 6% годовых. Через год он получил с этих двух вкладов прибыль в 580 р.
Сколько рублей он внес на каждый вклад? (Ответ: 5000 р.)
Задача
Клиент имел в банке счет, по которому начислялось 6% годовых. После того,
как банк предложил новые виды вкладов, он снял с этого счета все деньги и
2000 р. положил на вклад, по которому начислялось 8% годовых\, а
остальные – на вклад с 9% годовых. В результате его годовой доход оказался
на 130 р. больше, чем по прежнему вкладу. Сколько всего денег он внес на
новые вклады? (Ответ: 5000 р.)
Задача
Папа решил откладывать деньги на автомобиль и класть их на пополняемый
вклад под 10% годовых. Он открыл вклад на 200 000 рублей и решил в
начале каждого года пополнять его на столько же. Он выбрала вклад с
ежегодной капитализацией процентов. Сколько денег накопит папа через 4
года? (Ответ:1 021 020 рублей.)

17

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по ВР
МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина
г. Армавира
______________ И.П. Мезенцева
«__» _____________ 20___ г.
Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина
Лист корректировки календарно-тематического планирования
на 2023-2024 учебный год
Курс ВД_______________
Класс__________________
Учитель________________
№ урока

Даты по
плану в КТП

Даты по
факту

Количество часов
по плану по факту

Тема

«___»_________________20__ г.

Способ
корректировки*

Учитель___________________/А.А. Руденко/

*Способ корректировки
1.
2.
3.

Причина
корректировки

Уплотнение программы
Тема вынесена на самостоятельное изучение с последующим контролем
Объединение тем

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».