10. Рабочая программа курса внеурочной деятельности Самбо, 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина

РАССМОТРЕНО
на заседании НМК
ЭВиВО
______________________
Л.А. Орловская
Протокол № 1
от 29.08.2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по воспитательной работе
______________________
И.П. Мезенцева
30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
__________________
А.М. Абелян
Приказ № 01-10/467
от 01.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«САМБО»
для обучающихся 11 классов
Уровень образования: среднего общего образования
Направление: спортивно-оздоровительное
Форма проведения: очная
Возраст: 11 классы
Количество часов: 34 часа в год, 1 час в неделю.
Срок реализации: 1 год
Учитель, разработчик рабочей программы:
Минько Дмитрий Юрьевич.

Армавир, 2023г.

1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Самбо» разработана в
соответствии с:
- ФГОС СОО, (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 до
вступления в силу изменений от 12 августа 2022 г. и с дополнениями и
изменениями, утвержденными приказом Минпросвещения России от 11
декабря 2020 г. № 712);
- Федеральной образовательной программой среднего общего образования,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 18 мая 2023 г. № 371;
- рабочей программой воспитания;
- Программой «Развитие самбо в Российской Федерации до 2024 года» (приказ
от 12 мая 2017 г № 427 Об утверждении программы развитие самбо в
Российской Федерации до 2024 года»);
Направление курса внеурочной деятельности, в рамках которого он
реализуется: спортивно-оздоровительное
Цели:
• развитие интереса к биологии, к решению генетических задач;
• совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
• формирование представлений о методах решения школьных
генетических задачах.
Задачи:
• показать интерес человека к изучению явлений наследственности уже с
глубокой
• древности;
• закрепить и расширить знания о законах наследственности,
изменчивости, полученные в курсе общей биологии;
• показать особенности человека как объекта генетических исследований;
• показать генетические основы индивидуальности каждого человека;
• знакомить с факторами наследственной и ненаследственной
изменчивости у человека;
• показать особенности гаметогенеза у мужчин и женщин, особенности
оплодотворения у человека и значение их особенностей для здоровья
будущих детей;
• показать роль родственных браков, мутагенов, канцерогенов
возможности возникновения аномалий у ребенка конкретной
супружеской пары;
• показать возможности современной генетики в области дородовой и
послеродовой диагностики наследственных аномалий;
• показать возможности современной медицинской генетики в области
лечения больных с наследственными аномалиями.

Периодичность проведения: регулярные еженедельные занятия.
Место учебного курса внеурочной деятельности в плане внеурочной
деятельности: рабочая программа предназначена для обучающихся
11 класса. Рассчитана на 1 год, 34 учебных часа, 1 час в неделю.
2. Планируемые результаты освоения
курса внеурочной деятельности
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Самбо» призвана
обеспечить достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов, указанных во ФГОС СОО:
Личностные результаты должны отражать в части:
1.
Гражданского воспитания:
- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,
способность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
2.
Патриотического воспитания:
- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
- готовность к служению Отечеству, его защите.
3.
Духовно-нравственного воспитания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
4.
Эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
5.
Популяризации научных знаний:
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности.
6.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
7.
Трудового воспитания:
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
8.
Экологического воспитания:
- сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
Метапредметные результаты должны отражать в части:
1.Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели деятельности и
составлять
планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные
ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение
продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности.
2. Познавательные УУД: владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания; готовность и
способность
к
самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из
словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,

получаемую из различных источников; владение навыками познавательной
рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов,
их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
3. Коммуникативные УУД: умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
Предметные результаты:
Учащийся научятся:
• определять влияние оздоровительных систем физического воспитания на
укрепление здоровья;
• знать способы контроля и оценки физического развития и физической
подготовленности;
• знать правила и способы планирования системы индивидуальных занятий
физическими упражнениями общей, профессионально-прикладной и
оздоровительно-корригирующей направленности;
• составлять и выполнять индивидуально ориентированные комплексы
оздоровительной и адаптивной физической культуры;
• выполнять комплексы упражнений традиционных и современных
оздоровительных систем физического воспитания;
• выполнять технические действия и тактические приемы , применять их в
игровой и соревновательной деятельности;
• составлять и проводить комплексы физических упражнений различной
направленности;
• проводить мероприятия по профилактике травматизма во время занятий
физическими упражнениями;
• самостоятельно организовывать и осуществлять физкультурную
деятельность для проведения индивидуального, коллективного и семейного
досуга;
• проводить мероприятия по коррекции индивидуальных показателей
здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития
и физических качеств по результатам мониторинга;
• выполнять технические приемы и тактические действия;
• осуществлять судейство;
• составлять и выполнять комплексы специальной физической подготовки.
1 уровень задач: приобретение обучающимися элементарных
социальных знаний об обустройстве мира и общества, о человеке,
одобряемых и неодобряемых формах поведения, понимания социальной
реальности и повседневной жизни.

2 уровень задач формирование позитивных отношений обучающихся
к базовым ценностям общества, формирование ценностного отношения к
социальной реальности в целом.
3 уровень задач получение школьником опыта самостоятельного
социального действия, формирование элементарных социальных умений и
навыков, позволяющих самостоятельно действовать в социальном мире в
дружественном окружении (класса, группы, команды, параллели класса и
др.).
Контроль реализации программы и ее эффективности осуществляется через
формы контроля: сдача нормативов, прием учебных материалов, наблюдение,
самостоятельные и практические работы, итоговые занятия.
Методика оценки результатов
диагностики и подведения итогов

внеурочной

деятельности,

формы

Применяются следующие формы диагностики и подведения итогов:
проектные работы;
• устные сообщения;
• участие в тематических олимпиадах.
По курсу внеурочной деятельности осуществляется оценивание с
периодичностью один раз в четверть. Результатом промежуточной аттестации
является «зачет/незачет».
•

3. Содержание программы.
РАЗДЕЛ 1. Введение в программу-2ч.
Тема1.1 Теория: Введение в программу. Правила поведения в спортивном
зале. ТБ на
занятиях самбо. Гигиенические требования к занимающимся. Личная гигиена.
Гигиена
мест занятий. Основные положения самбиста: стойка, положение лежа.
Тема1.2 Терминология самбо. Самбо - национальный̆ вид спорта. Зарождение
Самбо в России.
РАЗДЕЛ 2. Общая физическая подготовка-18 ч.
Тема 2.1 Строевые упражнения. Строевые приемы.-1 ч.
Тема 2.2 Общеразвивающие упражнения.-3 ч.
Тема 2.3 Упражнения для развития силы: поднимание, наклоны, повороты,
приседания, ходьба, бег, переползание, отжимание в упоре лежа, отжимание
лежа на спине, в положении на «борцовском мосту».-1ч.
Тема 2.4 Упражнения на гимнастической стенке. Лазание с помощью ног; без
помощи
ног. Прыжки вверх с рейки на рейку, с одновременным толчком руками и
ногами.-1ч.

Тема 2.5 Упражнения с гимнастической палкой.-2ч.
Тема 2.6 Упражнения с манекеном. Поднимание манекена, лежащего
(стоящего) на
ковре, различными способами. Переноска манекена на руках; то же на плече,
на спине, на бедре, на стопе, на голове.-2ч.
Тема 2.7 Упражнения с мячом.-1ч.
Тема 2.8 Упражнения с самбистским поясом (скакалкой). -1ч.
Прыжки на месте. Прыжки свращением скакалки вперед, назад с подскоком и
без него.
Тема 2.9 Прыжки -1ч.
Тема 2.10 Акробатика. Стойки.. «Седы». Упоры . Перекаты.-4ч.
Тема 2.11 Перетаскивание манекена.-1ч.
РАЗДЕЛ 3. Сдача контрольных нормативов-2ч.
Тема3.1 Тестирование по ОФП-2ч.
РАЗДЕЛ 4. Специальная физическая подготовка-5ч.
Тема 4.1 Самостраховка (умение правильно падать) Инструктаж по ТБ, при
выполнении страховки (индивидуально). Специально-подготовительные
упражнения для защиты от бросков (самостраховки).-1ч.
Тема 4.2 Инструктаж по ТБ, при выполнении страховки с партнером
Выполнение
страховки с партнером . Упражнения для падения-1ч.
Тема 4.3 Падение. Упражнения для выведения из равновесия.-1ч.
Тема 4.4 Специально-подготовительные упражнения с мячом для техники
совершенствования подсечек, подножек. Упражнения для удержаний-1ч.
Тема 4.5 Упражнения на укрепление мышц шеи и позвоночника.-1ч.
РАЗДЕЛ 5. Технико-тактическая подготовка
Тема 5.1 Уходы.-1ч.
Тема 5.2 Удержание.-1ч.
Тема 5.3 Переворачивание партнера.-2ч.
Тема 5.4 Комбинирование переворачивания с удержанием сбоку.-1ч.
РАЗДЕЛ 6. Соревновательная практика (подвижные игры с элементами
единоборств).
Тема 6.1 Игры в блокирующие захваты -1ч.
Тема 6.2 Игры в атакующие захваты.-1ч.

4.Тематическое планирование

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

5
6
7
8.

Название раздела, темы

1
1.1.

Введение в программу
Правила техники безопасности.
Всероссийский спортивный комплекс ГТО.

2
1

2
1

Беседа опрос

1.2.

Понятие о технике Самбо

1

1

Беседа опрос

2.
2.1.

Общая физическая подготовка
Строевые упражнения. Строевые приемы.

18
1

18
1

2.2.

Общеразвивающие упражнения.

3

3

2.3

Упражнения для развития силы: поднимание,
наклоны, повороты, приседания, ходьба, бег,
переползание, отжимание в упоре лежа,
отжимание лежа на спине, в положении на
«борцовском мосту».
Упражнения на гимнастической стенке.
Лазание с помощью ног; без помощи ног.
Прыжки вверх с рейки на рейку, с
одновременным толчком руками и ногами.
Упражнения с гимнастической палкой.

1

1

1

1

Практическая
работа

2

2

Упражнения с манекеном. Поднимание
манекена, лежащего (стоящего) на ковре,
различными способами. Переноска манекена

2

2

Практическая
работа
Практическая
работа

2.5
2.6

Практика

№

2.4

Количество часов

4

Теория

Гражданское воспитания
Патриотическое воспитание
Духовное и нравственное воспитание на основе
российских национальных ценностей
Эстетическое воспитание(приобщение к культурному
наследию)
Популяризация научных знаний
Физическое воспитание и формирование культуры
здоровья
Трудовое воспитание и профессиональное
самоопределение
Экологическое воспитание

Код
направления
1
2
3

Всего

8.

Направление

Формы
аттестации/
контроля

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

2.7

на руках; то же на плече, на спине, на бедре,
на стопе, на голове
Упражнения с мячом

Практическая
работа
Практическая
работа

1

1

Упражнения с самбистским поясом
(скакалкой). Прыжки на месте. Прыжки с
вращением скакалки вперед, назад с
подскоком и без него.
Прыжки

1

1

1

1

2.10

Акробатика. Стойки. «Седы» Упоры.
Перекаты

4

1

2.11

Перетаскивание манекена

1

1

3.

Сдача контрольных нормативов

2

2

4.
4.1

5
1

5
1

1

1

Практическая
работа

1

1

1

1

Практическая
работа
Практическая
работа

1

1

5
5.1

Специальная физическая подготовка
Самостраховка (умение правильно падать)
Инструктаж по ТБ, при
выполнении страховки (индивидуально).
Специально-подготовительные
упражнения для защиты от бросков
(самостраховки).Инструктаж по ТБ, при выполнении
страховки с партнером Выполнение
страховки с партнером . Упражнения для
падения
Падение. Упражнения для выведения из
равновесия
Специально-подготовительные упражнения с
мячом для техники
совершенствования подсечек, подножек.
Упражнения для удержаний
Упражнения на укрепление мышц шеи и
позвоночника
Технико-тактическая подготовка
Уходы

5
1

5
1

5.2

Удержание

1

1

5.3

Переворачивание партнера.

2

2

5.4

Комбинирование переворачивания с
удержанием сбоку.
Соревновательная практика (подвижные
игры с элементами единоборств).
Игры в блокирующие захваты
Игры в атакующие захваты
ИТОГО

1

1

2

2

1
1
34

1
1
32

2.8

2.9

4.2

4.3
4.4

4.5

6
6.1
6.2

2

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Тестиров ание
по ОФП
Практическая
работа

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

игра
игра


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».