МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина РАССМОТРЕНО на заседании НМК ЭВиВО ______________________ Л.А. Орловская Протокол № 1 от 29.08.2023 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по воспитательной работе ______________________ И.П. Мезенцева 30.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор __________________ А.М. Абелян Приказ № 01-10/467 от 01.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «САМБО» для обучающихся 11 классов Уровень образования: среднего общего образования Направление: спортивно-оздоровительное Форма проведения: очная Возраст: 11 классы Количество часов: 34 часа в год, 1 час в неделю. Срок реализации: 1 год Учитель, разработчик рабочей программы: Минько Дмитрий Юрьевич. Армавир, 2023г. 1. Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Самбо» разработана в соответствии с: - ФГОС СОО, (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 до вступления в силу изменений от 12 августа 2022 г. и с дополнениями и изменениями, утвержденными приказом Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. № 712); - Федеральной образовательной программой среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371; - рабочей программой воспитания; - Программой «Развитие самбо в Российской Федерации до 2024 года» (приказ от 12 мая 2017 г № 427 Об утверждении программы развитие самбо в Российской Федерации до 2024 года»); Направление курса внеурочной деятельности, в рамках которого он реализуется: спортивно-оздоровительное Цели: • развитие интереса к биологии, к решению генетических задач; • совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; • формирование представлений о методах решения школьных генетических задачах. Задачи: • показать интерес человека к изучению явлений наследственности уже с глубокой • древности; • закрепить и расширить знания о законах наследственности, изменчивости, полученные в курсе общей биологии; • показать особенности человека как объекта генетических исследований; • показать генетические основы индивидуальности каждого человека; • знакомить с факторами наследственной и ненаследственной изменчивости у человека; • показать особенности гаметогенеза у мужчин и женщин, особенности оплодотворения у человека и значение их особенностей для здоровья будущих детей; • показать роль родственных браков, мутагенов, канцерогенов возможности возникновения аномалий у ребенка конкретной супружеской пары; • показать возможности современной генетики в области дородовой и послеродовой диагностики наследственных аномалий; • показать возможности современной медицинской генетики в области лечения больных с наследственными аномалиями. Периодичность проведения: регулярные еженедельные занятия. Место учебного курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности: рабочая программа предназначена для обучающихся 11 класса. Рассчитана на 1 год, 34 учебных часа, 1 час в неделю. 2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Самбо» призвана обеспечить достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов, указанных во ФГОС СОО: Личностные результаты должны отражать в части: 1. Гражданского воспитания: - гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 2. Патриотического воспитания: - российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); - готовность к служению Отечеству, его защите. 3. Духовно-нравственного воспитания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. 4. Эстетического воспитания: - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 5. Популяризации научных знаний: - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. 6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: - принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; - бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 7. Трудового воспитания: - осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 8. Экологического воспитания: - сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; Метапредметные результаты должны отражать в части: 1.Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности. 2. Познавательные УУД: владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. 3. Коммуникативные УУД: умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; Предметные результаты: Учащийся научятся: • определять влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья; • знать способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности; • знать правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями общей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности; • составлять и выполнять индивидуально ориентированные комплексы оздоровительной и адаптивной физической культуры; • выполнять комплексы упражнений традиционных и современных оздоровительных систем физического воспитания; • выполнять технические действия и тактические приемы , применять их в игровой и соревновательной деятельности; • составлять и проводить комплексы физических упражнений различной направленности; • проводить мероприятия по профилактике травматизма во время занятий физическими упражнениями; • самостоятельно организовывать и осуществлять физкультурную деятельность для проведения индивидуального, коллективного и семейного досуга; • проводить мероприятия по коррекции индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств по результатам мониторинга; • выполнять технические приемы и тактические действия; • осуществлять судейство; • составлять и выполнять комплексы специальной физической подготовки. 1 уровень задач: приобретение обучающимися элементарных социальных знаний об обустройстве мира и общества, о человеке, одобряемых и неодобряемых формах поведения, понимания социальной реальности и повседневной жизни. 2 уровень задач формирование позитивных отношений обучающихся к базовым ценностям общества, формирование ценностного отношения к социальной реальности в целом. 3 уровень задач получение школьником опыта самостоятельного социального действия, формирование элементарных социальных умений и навыков, позволяющих самостоятельно действовать в социальном мире в дружественном окружении (класса, группы, команды, параллели класса и др.). Контроль реализации программы и ее эффективности осуществляется через формы контроля: сдача нормативов, прием учебных материалов, наблюдение, самостоятельные и практические работы, итоговые занятия. Методика оценки результатов диагностики и подведения итогов внеурочной деятельности, формы Применяются следующие формы диагностики и подведения итогов: проектные работы; • устные сообщения; • участие в тематических олимпиадах. По курсу внеурочной деятельности осуществляется оценивание с периодичностью один раз в четверть. Результатом промежуточной аттестации является «зачет/незачет». • 3. Содержание программы. РАЗДЕЛ 1. Введение в программу-2ч. Тема1.1 Теория: Введение в программу. Правила поведения в спортивном зале. ТБ на занятиях самбо. Гигиенические требования к занимающимся. Личная гигиена. Гигиена мест занятий. Основные положения самбиста: стойка, положение лежа. Тема1.2 Терминология самбо. Самбо - национальный̆ вид спорта. Зарождение Самбо в России. РАЗДЕЛ 2. Общая физическая подготовка-18 ч. Тема 2.1 Строевые упражнения. Строевые приемы.-1 ч. Тема 2.2 Общеразвивающие упражнения.-3 ч. Тема 2.3 Упражнения для развития силы: поднимание, наклоны, повороты, приседания, ходьба, бег, переползание, отжимание в упоре лежа, отжимание лежа на спине, в положении на «борцовском мосту».-1ч. Тема 2.4 Упражнения на гимнастической стенке. Лазание с помощью ног; без помощи ног. Прыжки вверх с рейки на рейку, с одновременным толчком руками и ногами.-1ч. Тема 2.5 Упражнения с гимнастической палкой.-2ч. Тема 2.6 Упражнения с манекеном. Поднимание манекена, лежащего (стоящего) на ковре, различными способами. Переноска манекена на руках; то же на плече, на спине, на бедре, на стопе, на голове.-2ч. Тема 2.7 Упражнения с мячом.-1ч. Тема 2.8 Упражнения с самбистским поясом (скакалкой). -1ч. Прыжки на месте. Прыжки свращением скакалки вперед, назад с подскоком и без него. Тема 2.9 Прыжки -1ч. Тема 2.10 Акробатика. Стойки.. «Седы». Упоры . Перекаты.-4ч. Тема 2.11 Перетаскивание манекена.-1ч. РАЗДЕЛ 3. Сдача контрольных нормативов-2ч. Тема3.1 Тестирование по ОФП-2ч. РАЗДЕЛ 4. Специальная физическая подготовка-5ч. Тема 4.1 Самостраховка (умение правильно падать) Инструктаж по ТБ, при выполнении страховки (индивидуально). Специально-подготовительные упражнения для защиты от бросков (самостраховки).-1ч. Тема 4.2 Инструктаж по ТБ, при выполнении страховки с партнером Выполнение страховки с партнером . Упражнения для падения-1ч. Тема 4.3 Падение. Упражнения для выведения из равновесия.-1ч. Тема 4.4 Специально-подготовительные упражнения с мячом для техники совершенствования подсечек, подножек. Упражнения для удержаний-1ч. Тема 4.5 Упражнения на укрепление мышц шеи и позвоночника.-1ч. РАЗДЕЛ 5. Технико-тактическая подготовка Тема 5.1 Уходы.-1ч. Тема 5.2 Удержание.-1ч. Тема 5.3 Переворачивание партнера.-2ч. Тема 5.4 Комбинирование переворачивания с удержанием сбоку.-1ч. РАЗДЕЛ 6. Соревновательная практика (подвижные игры с элементами единоборств). Тема 6.1 Игры в блокирующие захваты -1ч. Тема 6.2 Игры в атакующие захваты.-1ч. 4.Тематическое планирование № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 5 6 7 8. Название раздела, темы 1 1.1. Введение в программу Правила техники безопасности. Всероссийский спортивный комплекс ГТО. 2 1 2 1 Беседа опрос 1.2. Понятие о технике Самбо 1 1 Беседа опрос 2. 2.1. Общая физическая подготовка Строевые упражнения. Строевые приемы. 18 1 18 1 2.2. Общеразвивающие упражнения. 3 3 2.3 Упражнения для развития силы: поднимание, наклоны, повороты, приседания, ходьба, бег, переползание, отжимание в упоре лежа, отжимание лежа на спине, в положении на «борцовском мосту». Упражнения на гимнастической стенке. Лазание с помощью ног; без помощи ног. Прыжки вверх с рейки на рейку, с одновременным толчком руками и ногами. Упражнения с гимнастической палкой. 1 1 1 1 Практическая работа 2 2 Упражнения с манекеном. Поднимание манекена, лежащего (стоящего) на ковре, различными способами. Переноска манекена 2 2 Практическая работа Практическая работа 2.5 2.6 Практика № 2.4 Количество часов 4 Теория Гражданское воспитания Патриотическое воспитание Духовное и нравственное воспитание на основе российских национальных ценностей Эстетическое воспитание(приобщение к культурному наследию) Популяризация научных знаний Физическое воспитание и формирование культуры здоровья Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение Экологическое воспитание Код направления 1 2 3 Всего 8. Направление Формы аттестации/ контроля Практическая работа Практическая работа Практическая работа 2.7 на руках; то же на плече, на спине, на бедре, на стопе, на голове Упражнения с мячом Практическая работа Практическая работа 1 1 Упражнения с самбистским поясом (скакалкой). Прыжки на месте. Прыжки с вращением скакалки вперед, назад с подскоком и без него. Прыжки 1 1 1 1 2.10 Акробатика. Стойки. «Седы» Упоры. Перекаты 4 1 2.11 Перетаскивание манекена 1 1 3. Сдача контрольных нормативов 2 2 4. 4.1 5 1 5 1 1 1 Практическая работа 1 1 1 1 Практическая работа Практическая работа 1 1 5 5.1 Специальная физическая подготовка Самостраховка (умение правильно падать) Инструктаж по ТБ, при выполнении страховки (индивидуально). Специально-подготовительные упражнения для защиты от бросков (самостраховки).Инструктаж по ТБ, при выполнении страховки с партнером Выполнение страховки с партнером . Упражнения для падения Падение. Упражнения для выведения из равновесия Специально-подготовительные упражнения с мячом для техники совершенствования подсечек, подножек. Упражнения для удержаний Упражнения на укрепление мышц шеи и позвоночника Технико-тактическая подготовка Уходы 5 1 5 1 5.2 Удержание 1 1 5.3 Переворачивание партнера. 2 2 5.4 Комбинирование переворачивания с удержанием сбоку. Соревновательная практика (подвижные игры с элементами единоборств). Игры в блокирующие захваты Игры в атакующие захваты ИТОГО 1 1 2 2 1 1 34 1 1 32 2.8 2.9 4.2 4.3 4.4 4.5 6 6.1 6.2 2 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Тестиров ание по ОФП Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа игра игра