АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5-9 КЛАССЫ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 11
имени Вячеслава Владимировича Рассохина
Аннотации к рабочим программам курсов внеурочной деятельности
основной образовательной программы основного общего образования (5-9 классы)
Наименование
курса

Разговоры о важном

Аннотации к рабочем программам
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» на уровне основного общего образования
составлена в полном соответствии с Федеральной рабочей программой курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (для 1–
11 классов образовательных организаций), ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания.
Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:
 формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
 формирование интереса к познанию;
 формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
 выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
 создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности; развитие у школьников общекультурной компетентности;
 развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор; осознание своего места в обществе;
познание себя, своих
мотивов, устремлений, склонностей; формирование готовности к личностному самоопределению.
Внеурочные занятия «Разговор о важном» направлены:
 на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории,
богатой природе и великой культуре;
 на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и
ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с обучающимися. Занятия позволяют
обучающемуся вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и
пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой
художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам.

На изучение курса внеурочной деятельности “Разговоры о важном” на уровне основного общего образования отводится 180
часов:
 5 класс – 36 часов (1 час в неделю)
 6 класс – 36 часов (1 час в неделю);
 7 класс – 36 часов (1 час в неделю);
 8 класс – 36 часов (1 час в неделю);
 9 класс – 36 часов (1 час в неделю).

Функциональная
грамотность
5-9 классы

Финансовая культура
5-8 классы

В лицее реализуется Федеральная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность:
учимся для жизни» с учетом требований программы воспитания. Реализация требований ФГОС предполагает
дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение
способов их интеграции.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и
способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для
решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений»
Программа реализуется в работе с обучающимися 5—9 классов, рассчитана на пять лет с проведением
занятий 1 раз в неделю. Общее количество часов - 170:
 5 класс – 34 часа (1 час в неделю);
 6 класс – 34 часа (1 час в неделю);
 7 класс – 34 часа (1 час в неделю);
 8 класс – 34 часа (1 час в неделю);
 9 класс – 34 часа (1 час в неделю).
В лицее реализуется Федеральная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности:
финансовая культура», одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(Протокол № 3/22 от 23.06.2022)
Цель: обеспечение условий для формирования финансовой грамотности обучающихся.
Финансовые компетенции школьников являются составной частью их финансовой культуры и формируются в процессе
разнообразной деятельности. Программа и учебно-методический комплекс по финансовой культуре позволяют учителю
реализовать образовательную технологию, в основе которой лежит системно-деятельностный подход, возможности
информационно-коммуникационных технологий, применяемых как для организации процесса обучения и воспитания в
основной школе, так и практико-ориентированного функционального использования знаний о финансах в повседневной
жизни.
Задачи реализации учебного курса «Финансовая культура»:
формирование компонентов финансовой культуры у обучающихся подросткового возраста с опорой на прочные знания о
мире финансов в области финансового планирования, осуществления банковских операций, роли денег в современном
мире, роли государства в обеспечении финансовых отношений, социальной защиты, налогообложения, возможностей
инвестирования, страхования, будущего пенсионного обеспечения; развитие личности на исключительно важном этапе её
социализации — в подростковом возрасте, становление её финансовой культуры, социального поведения, основанного на
уважении закона и правопорядка; развитие интереса к финансовым технологиям, особенностям финансового
планирования; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю при использовании финансовых
сбережений; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности, ориентированной на получение
доходов;
освоение комплекса умений по обеспечению финансовой безопасности, защите персональных данных, при использовании
интернет-сервисов, антикоррупционного поведения; развитие компетентностей функционально грамотного человека в
области финансово-экономических отношений: получать из разнообразных источников и критически осмысливать
финансовую информацию, систематизировать, анализировать полученные данные о деньгах, банковских услугах;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для активного участия в

Россия – мои горизонты

экономической жизни общества, семьи; создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово- экономическими и другими социальными
институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе;
формирование опыта применения полученных финансовых знаний и умений для выстраивания отношений между людьми
различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих
действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Курс «Финансовая культура» позволяет реализовать межпредметные связи с учебными предметами, «Обществознание»,
«История», Математика», «География».
Место учебного курса в учебном плане
Общее число часов, отведённых на изучение учебного курса «Финансовая культура», — 136 ч (один час в неделю в
каждом классе):
5 класс — 34 ч;
6 класс — 34 ч;
7 класс – 34 ч;
8 класс – 34 ч.
Учебный курс реализуется в зависимости от возможностей образовательных организаций.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» реализуется в полном объеме и в
точности в соответствии с федеральной программой курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (основное общее
и среднее общее образование) с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для
обучающихся 6-10 классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее».
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее – ГПС) обучающихся 6–10 классов
общеобразовательных организаций.
Задачи:
 построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных
организаций,
основанной
на
сочетании
мотивационно-активизирующего,
информационно-обучающего,
практикоориентированного и диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечению всех
участников образовательного процесса;
 выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-личностной) и внешней (знаниевой в
виде карьерной грамотности) сторон готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся и уровня
готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе;
 формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению образовательно-профессиональной
траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
 информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая
знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики РФ)
посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;
 формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для
осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого
опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки
успешности
прохождения
профессиональных
проб,
осознанного
конструирования
индивидуальной
образовательнопрофессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей

среды;
формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу
его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
Программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач при переходе обучающихся 6-10 классов с
одной ступени обучения на другую (при переходе из класса в класс). На изучение курса внеурочной деятельности “Россия –
мои горизонты” на уровне основного общего образования отводится 102 часов:
6 класс – 34 часа (1 час в неделю)
7 класс – 34 часа (1 час в неделю);
8 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» разработана на основе примерной
Читательская грамотность
рабочей программы курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность. Основы смыслового чтения и работы с
текстом», утверждённой на заседании Ученого совета ГБОУ ИРО Краснодарского края протоколом № 9 от 28.12.2021 и
разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ООО с учетом рабочей программы воспитания.
Цели курса:
- формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении;
формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности
обучения повсем предметам образовательной программы школы;
формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в
открытоминформационном пространстве.
Задачи:
развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные
основыличности;
вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в
том числе досуговом;
развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения
способов деятельности;
освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия
видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного,
изучающего/ углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки
информации на основе
углубления базовых знаний по теории текста;
использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих
возрасту учащихся;
использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;
использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.
Программа учебного курса внеурочной деятельности рассчитана на 0,5 час в неделю. Срок реализации 2022-2024 годы
●
5 класс – 0,5 часа (17 часов)
●
6 класс – 0,5 часа (17 часов)


Читаем. Решаем. Живем.
(математическая
грамотность)»

Финансовая грамотность

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читаем. Решаем. Живем. (математическая грамотность)» разработана
на основе примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Читаем. Решаем. Живем. (математическая
грамотность)», утверждённой на заседании Ученого совета ГБОУ ИРО Краснодарского края протоколом № 9 от 28.12.2021
и разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ООО с учетом рабочей программы воспитания.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живем» (математическая грамотность) составлена на
основе требований к результатам реализации образовательной программы основного общего образования, установленных
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО)
Цель курса: формирование основ математической грамотности обучающихся.
Задачи курса:

научить обучающихся переводить задачу на математический язык, составлять математическую модель;

научить обучающихся использовать математические знания при решении практических задач;

научить обучающихся интерпретировать и оценивать полученные при решении задач результаты в контексте
конкретных ситуаций.
Программа курса не предполагает расширение и углубление математических знаний школьников. Курс направлен на
практическое применение имеющихся знаний обучающихся. Темы в содержании курса повторяются в течение всего курса
в соответствии с тематическим планированием.
Данный курс внеурочной деятельности является курсом познавательной направленности и рассчитан на 68 часов:

5 класс – 0,5 часа (17 часов);

6 класс – 0,5 часа (17 часов);

7 класс – 1 часа (34 часа).
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена согласно:
 Федеральному образовательному стандарту основного общего образования;
 Письму Минпросвещения России от 19.03.2020 N ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с
"Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий");
 Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг. /Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н.
Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018. — 40 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным
стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов,
обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим
ценностям.
Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям
к дополнительным образовательным программам.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7 классов в сфере
экономики семьи. Курс рассчитан на 34 часов.
Место курса в образовательной системе:
• курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс внеурочной
деятельности по научно-познавательному направлению;

• курс может быть использован как программа дополнительного образования подростков в общеобразовательной
организации;
• курс может быть использован как программа дополнительного образования в образовательных организациях
дополнительного образования детей, где она является основной (Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый Приказом Минобрнауки России от
29.08.2013 № 1008), а также в иных организациях, имеющих соответствующие лицензии (п. 5 ст. 31 Федерального закона от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной
позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка
экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебноисследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика,
история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и
включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую
финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные
проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение
праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:
• задачи с элементарными денежными расчётами;
• кейсы по экономике семьи;
• игры, практические задания по работе с простой финансовой
информацией;
• построение графиков и диаграмм;
• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки
поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая математика» разработана в соответствии с требованиями
ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования), с учетом
примерной программы воспитания, в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13- 14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и
Финансовая математика календарно-тематического планирования».
Цель курса:
•
формирование у обучающихся компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами.
Задачи курса:
•
формирование начальных навыков экономического мышления, воспитание ответственности при выстраивании
финансовых отношений в семье и обществе,
Занимательная медицина
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная медицина» предназначена для организации внеурочной
деятельности обучающихся 5-9 классов МАОУ лицея №11 им .В.В. Рассохина. Данный курс, будучи идейно и содержательно
связанным с курсом биологии, способствует углублению и расширению представлений учащихся об экспериментальном
методе познания в биологии, о роли и месте фундаментального эксперимента в становлении биологических знаний, о
взаимосвязи теории и эксперимента.
Предлагаемая программа внеурочной деятельности в 5-9 классах рассчитана на 5 лет обучения (1 час в неделю), 34 часа в год,
всего 170 часов.
Цель курса:
-формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья
на основе принципов здорового образа жизни;
- приобретение навыков распознавания неотложных состояний и умений оказывать первую доврачебную помощь;
-воспитание творческой личности, способной к освоению передовых технологий и созданию своих собственных разработок, к
выдвижению новых идей и проектов;
-реализация деятельностного подхода к предметному обучению на занятиях внеурочной деятельности по физике.
Задачи курса:
1.Заинтересовать и направить учащихся на ведение здорового образа жизни, борьбу с вредными привычками.
2.Познакомить
учеников
со строением
и основными
функциями человеческого организма.
3.Познакомить учащихся с различными видами травм и неотложных состояний.
4.Научить приемам оказания первой доврачебной помощи при закрытых и открытых травмах
5.Обучить методам оказания реанимационной помощи
6.Сформировать тактику поведения в стрессовой ситуации, способствующую сохранению жизни и здоровья.
7.Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах биологии, биологической символике;
8.Овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить различные эксперименты.
9.Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения биологического
эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
10.Воспитание отношения к биологии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу
общечеловеческой культуры; применение полученных знаний и умений для использования в нестандартной ситуации

Занимательная
геометрия

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная геометрия» разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с дополнениями и
изменениями);
- курс «Практикум по геометрии, 8 класс»: учебно-методическое пособие. / под ред. Е.Н. Белай. - Краснодар, ГБОУ
ИРО Краснодарского края. - 2021. - 167 с;
- курса «Практикум по геометрии, 9 класс»: учебно-методическое пособие. / под ред. Е.Н. Белай. – Краснодар, ГБОУ ИРО
Краснодарского края. - 2021. - 176 с.
Данный курс реализуется независимо от УМК по геометрии, по которому ведется преподавание в образовательной
организации.
Направление курса внеурочной деятельности, в рамках которого он реализуется: общеинтеллектуальное.
Цель курса: создание условий для формирования устойчивых знаний обучающихся по геометрии на базовом уровне.
Задачи элективного курса:
▪
повышение мотивации обучающихся к изучению геометрии;
▪
создание «ситуации успеха» у обучающихся при решении геометрических задач;
▪
обобщение и систематизация геометрических знаний обучающихся; совершенствование практических навыков,
математической культуры обучающихся;
▪
применение геометрического аппарата для решения разнообразных математических задач.
Периодичность проведения: регулярные еженедельные занятия.
Место учебного курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности: рабочая программа предназначена
для учащихся8-9 классов. Рассчитана на 68 часов, 34 часа в год, 1 час в неделю. Срок реализации – 2 года.
Учебники и учебные пособия, которые используются в ходе изучения курса:
1. Учебное пособие для обучающихся «Практикум по геометрии, 9 класс», ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021.
2. Учебно-методическое пособие для учителя «Реализация элективного курса «Практикум по геометрии», 9 класс», ГБОУ
ИРО Краснодарского края, 2021.

Черчение

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Факультатив «Черчение»» составлена в соответствии с:
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 декабря 2010 года № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с
дополнениями и изменениями, утвержденными приказом Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. № 712);
- рабочей программой воспитания
Направление курса внеурочной деятельности, в рамках которого он реализуется: общеинтеллектуальное.
Цель курса: дать учащимся знания основ теории изображения предметов на плоскости, а так же научить навыкам
чтения и выполнения эскизов, чертежей, наглядных изображений, с использованием условностей, установленных
стандартами Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:
 формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах
построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции
и технических рисунков;
 научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы; аксонометрические проекции, технические

Валеология

рисунки деталей различного назначения;
 развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа
формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по
проекционным изображениям, словесному описанию и пр.; научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;
 воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность за
результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда;
 получить опыт применения политехнических, технологических знаний и умений в самостоятельной практической
деятельности.
Периодичность проведения: регулярные еженедельные занятия.
Место учебного курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности: предназначена для обучащихся
8 класса, в том числе для тех, которые планируют выбрать технологический профиль в 9 классе. Рассчитана на 34 часа в
год, 1 час в неделю.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности факультатива «Валеология» предназначена для обучающихся
9 класса, выбравших предмет биология для сдачи экзамена в форме ОГЭ и планирующих в дальнейшем изучение
биологии на профильном уровне. Разработана в соответствии с
- ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.
№ 1897 (с дополнениями и изменениями, утвержденными приказом Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. №
712);
- ФОП ООО (приказ Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370).
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности, позволяющей расширить и
углубить знания по биологии, сформировать навыки исследовательской деятельности.
Направление курса внеурочной деятельности, в рамках которого он реализуется: общеинтеллектуальное.
Цель курса:
формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня
организации;
формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения
его здоровья;
формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе
организма человека;
формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения
процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;
формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического
разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;
Задачи курса:
приобретение обучающимися знаний о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и
средообразующей роли организмов, человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической
деятельности людей;
овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за
состоянием собственного организма;

Кубановедение

освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её
анализ и критическое оценивание;
воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны
окружающей среды.
Периодичность проведения: регулярные еженедельные занятия.
Место учебного курса внеурочнойдеятельности в плане внеурочной деятельности: рабочая программа предназначена
для учащихся 9 класса химико-биологического профиля. Рассчитана на 34 часа. Срок реализации – 1 год.
Актуальность программы связана с возможностью обучающегося выбрать профильный предмет обучения в старших
классах или изменить свой выбор. Экзамен по биологии требует от обучающихся многих знаний и понятий не только в
области ботаники и зоологии, но и общей биологии; владеть практическими навыками и уметь применять их в другой
ситуации. Занятия по внеурочной деятельности «валеология» предназначены для теоретической и практической помощи
в подготовке к Государственной итоговой аттестации. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и
углубленное изучение курса биологии основной школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ОГЭ и
обучающихся, которые выбирают биологию для дальнейшего обучения в профиле. Занятия по программе внеурочной
деятельности помогут реализовать обучающимся проекты по выбранным темам.
Место предмета «Кубановедение» в системе школьного образования определяется его познавательным и
мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека.
Кубановедение – самостоятельная дисциплина. Специфика предмета заключается в том, что он имеет интегрированный
характер, соединяя знания о природе, истории, культуре, и через проектно-исследовательскую деятельность дает учащимся
возможность получить целостное представление о кубанском регионе.
Рабочая программа разработана с учетом УМК: Кубановедение: программа для 5–9 классов общеобразовательных
учреждений (организаций) Краснодар. края/ Под ред. А. А. Зайцева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Краснодар: Перспективы
образования, 2018. – 80 с.
Целью данного курса является систематизация знаний о Кубани, накопленных в различных предметных областях,
выявление общего и особенного в развитии регионального социума в общероссийском контексте, а также создание
целостного представления о Кубани как самобытной части Российского государства.
Задачи изучения кубановедения на уровне ООО:
▪ комплексное изучение своей малой родины в общероссийском контексте, соответствующее современному уровню
знаний;
▪ воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному
Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в
духе демократических ценностей современного общества;
▪ формирование
мировоззренческой, нравственной,
экономической,
социальной, политической и
экологической культуры;
▪ содействие взаимопониманию и
сотрудничеству между представителями
различных этнических,
религиозных и социальных групп, развитие познавательного интереса;
▪ осознание необходимости бережного отношения к родной природе;
▪ привитие чувства гордости за достижения жителей Кубани;
▪ социализация школьников в современной социокультурной среде в регионе;
▪ приобщение школьников в современной социокультурной среде и регионе;

История и современность
кубанского казачества

• приобщение молодого поколения к сохранению национальных культур и традиций в условиях
многонационального государства.
На изучение курса внеурочной деятельности “Кубановедение” на уровне основного общего образования отводится:
6 класс – 34 часа (1 час в неделю)
7 класс – 34 часа (1 час в неделю)
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «История и современность кубанского казачества»
разработана в соответствии и на основе:
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с дополнениями и
изменениями);
- на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «История и современность кубанского
казачества», источник: официальный сайт ГБОУ ДПО «Институт развития образования Краснодарского края»
http://iro23.ru.
Рабочая программа предназначена для учащихся 5-9 классов класса казачьей направленности и рассчитана на 170 часов за
5 лет, 34 часа в год. Курс реализуется в духовно-нравственном направлении внеурочной деятельности через регулярные
(аудиторные и внеаудиторные) занятия.
Цель курса: патриотическое воспитание казачьей молодежи на основе исторических и культурных традиций кубанского
казачества.
Задачи курса:
- формирование у казачьей молодежи интереса к изучению истории кубанского казачества, а также основных сфер
жизнедеятельности современного Кубанского казачьего войска;
- укрепление роли казачьей семьи в воспитании юных казачат;
- укрепление связи между учащимися из числа казачьей молодежи и их родителями, с казачьими обществами Кубанского
казачьего войска и приходами Русской Православной церкви.

Основы православной
культуры

Традиционная культура
кубанского казачества

Программа разработана
- в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №
1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»(с
дополнениями и изменениями, утвержденными приказом Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. № 712);
- с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 (с
дополнениями и изменениями, протокол 1/20 от 04.02.2020 г. федерального учебно-методического объединения по
общему образованию).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы православной культуры» составлена в соответствии с
требованиями ФГОС ООО к результатам освоения основной образовательной программы лицея с учетом программы
воспитания. Рабочая программа предназначена для учащихся 5-9-х классов казачьей направленности и рассчитана на
34 часа в год. Общее количество часов – 170. Курс реализуется в духовно-нравственном направлении внеурочной
деятельности через регулярные занятия.
Цели курса: преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной
картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей;
– воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании,
осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.
– передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовнонравственного и эстетического развития личности. В соответствии со спецификой предмета, имеющего
многокомпонентную структуру содержания, конкретизируются задачи воспитания детей.
Задачи курса:
- способствовать воспитанию нравственных качеств (доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине,
сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности,
милосердия) на материале положительных примеров православия, христианских святых, жизни героев отечественной
истории, культуры;
-способствовать освоению первичных знаний о христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской
морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства;
- способствовать развитию интереса к истории своего края и России в целом, образного и ассоциативного мышления,
воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности;
-способствовать формированию системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовнонравственных традиций и ценностей христианской религии, отечественной культуры, нравственного и эстетического
оценочного суждения явлений окружающей действительности с учетом православных традиций и системы христианских
ценностей.
Программа разработана
- в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с
дополнениями и изменениями, утвержденными приказом Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. № 712);
- с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 (с
дополнениями и изменениями, протокол 1/20 от 04.02.2020 г. федерального учебно-методического объединения по
общему образованию);

- на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Традиционна культура кубанского
казачества» (5-9 классы), Рекомендована региональным учебно-методическим объединением протокол № 4 от 25.08.2017
г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура казачества» составлена в соответствии с требованиями
ФГОС ООО, основной образовательной программы общего образования лицея с учетом программы воспитания, на
основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Традиционна культура кубанского
казачества» (5-9 классы).
Рабочая программа предназначена для 5-9 классов казачьей направленности и рассчитана на 34 часа в год, общее
количество часов – 170. Курс реализуется в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности через
регулярные занятия.
Цель: формирование у обучающихся представления о традиционной культуре казачества, как целостной системы
жизнеобеспечения народа, обычаям кубанских казаков.
Задачи:
- приобщить школьников к ценностным основам традиционной культуры кубанских казаков;
- привить духовно-нравственные устои, приобщать к основным традициям и обычаям кубанских казаков.
Основы воинской службы Программа разработана в соответствии и на основе:
казаков
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от17 декабря 2010 г. № 1897 "Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
(с дополнениями и изменениями), примерной основной образовательной программы основного общего
образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию
(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5);
- Программы физического воспитания учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений на основе
казачьих традиционных средств, Государственное учреждение Краснодарского края «Казаки Кубани», Краснодар, 2008.

Безопасные дороги Кубани

Цель курса: патриотическое воспитание казачьей молодежи на основе исторических и культурных традиций кубанского
казачества.
Задачи курса:
- формирование у казачьей молодежи интереса к изучению истории военного искусства кубанского казачества,
- подготовка к защите Родины и службе в армии;;
- содействие профориентационному самоопределению обучающихся.
В связи с высокой актуальностью популизации соблюдения правил дорожного движения среди обучающихся возникла
необходимость в разработке и реализации краевой программы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
обучающихся 1-11 классов общеобразовательных школ «Безопасные дороги Кубани». Цель программы - формирование
культуры и навыков безопасного поведения на дороге; сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и
безопасности окружающих участников дорожного движения.
Общая цель Программы получает конкретизацию по уровню образования (НОО, ООО, СОО) с учетом целевых
ориентиров рабочей программы воспитания ООП (2021 г.). воспитании детей подросткового возраста (уровень основного
общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых

отношений школьников, и, прежде всего, ценности жизни и здоровья в ситуациях дорожного движения;
Задачи:
Образовательные:
•
разъяснить требования Правил дорожного движения Российской Федерации;
•
повысить у обучающихся уровень знаний Правил дорожного движения Российской Федерации;
•
помочь обучающимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для
пешеходов, пассажиров и велосипедистов;
•
сформировать систему знаний, умений и навыков, позволяющих обучающимся безопасно передвигаться в
условиях дорожного движения;
•
сформировать мотивационно-поведенческую культуру обучающихся как основу безопасности в условиях
общения с дорогой.
Развивающие:
• научить обучающихся ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
• сформировать у школьников такие умения, как:
-правопослушность;
-быстрота реакции;
-внимательность и осторожность;
-предвидение ситуации;
-бдительность и сосредоточенность;
-наблюдательность;
-слуховое и зрительное восприятие, а также боковое зрение;
-логическое и гибкое мышление;
-чувство опасности;
-самообладание, находчивость.
Воспитательные:
• сформировать общественно и личностно значимые мотивы безопасного поведения на дороге;
• выработать у обучающихся навыки осознанного понимания дорожных ситуаций и самостоятельного принятия
адекватных решений в непрерывно меняющихся условиях движения;
•
воспитать грамотных, сознательных участников дорожного движения, которые не только сами не попадут в
ДТП, но и помогут друзьям и знакомым стать внимательными, спокойными, тактичными и грамотными пешеходами;
•
сформировать у обучающихся дисциплинированность и чувство ответственности за свои действия на дороге;
•
выработать у обучающихся культуру безопасного поведения в транспорте и на дороге;
•
сформировать у школьников сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности
окружающих.
Программа реализуется в 5-7 классах в объеме 17 часов в года в течение 3-х лет. Общий объем часов – 51.

В мире искусства

Школьная пресса

Программа разработана
- в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с
дополнениями и изменениями, утвержденными приказом Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. № 712);
- рабочей программы воспитания.
Направление курса внеурочной деятельности, в рамках которого он реализуется: общеинтеллектуальное.
Цель курса: создание условий для эстетического совершенствования ученика, его гармоничного духовного развития;
воспитания единого комплекса познавательных и духовных качеств: патриотизм, любовь к родной культуре,
любознательность; развитие представления о мировой художественной культуре, как форме описания и способе познания
мира.
Задачи курса:

Развитие интереса и уважения к произведениям искусства;

Осознание своей принадлежности к великой русской культуре;

Формирование способности видеть и понимать окружающий мир;

Развитие умения ориентироваться в понятии "культура", "наполнять" его характеристику конкретными примерами;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

Развитие операций мышления: высказывания предположений,
сравнения,
сопоставления,
анализа,
обобщения развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью.
Периодичность проведения: регулярные еженедельные занятия.
Место учебного курса внеурочной
деятельности в плане внеурочной деятельности: рабочая программа
предназначена для учащихся 7 класса. Рассчитана на 34 часа. Срок реализации – 1 год.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Объединение «Школьная пресса» составлена в соответствии со
следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287.
3. Федеральная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом Минпросвещения
России от 18 мая
2023 г. № 370.
4. Федеральная программа воспитания.
Направление курса внеурочной деятельности, в рамках которого он реализуется: творческое и физическое развитие
личности, самореализация.
Цель: выпуск газеты лицейского ученического самоуправления «Прометей».
Задачи:
1. Формирование мышления, целостного восприятия мира и человека как неотъемлемой части и высшей ценности,
чувства личной ответственности за решение вопросов.
2. Воспитание идеи общности меду людьми, гармонии индивида со всей вселенной и человечеством.
3. Создание условий для развития творческих способностей учащихся, проявления социально значимых качеств
личности.
4. Организация досуговой занятости учащихся.
5. Восполнить недостаток общения, предоставить каждому возможность для самореализации.
6. Повысить интерес читателей к проблемам и делам школы и дать им возможность искать пути их решения.

Краеведческий
туризм

7. Организация профориентационной работы с учащихся, подготовка к профессиональному самоопределению.
8. Организация выпуска ежемесячного номера газеты.
Основные направления деятельности:
1. Познавательно-развивающее: изучение основ журналистики, знакомство с публицистическим жанром, технологией
подготовки материала, правилами подбора статей и верстки газеты.
2. Гностическое: выявление интересов учащихся, учителей, родителей (читателей) к отдельным рубрикам газеты, их
содержанию. Внесение корректив с учетом данных диагностики.
3. Ситуационно-психологическое: выявление противоречий между содержанием статей и реальной жизнью, анализ
проблемных ситуаций, выработка алгоритмов действий, пути их реализации.
4. Практическое: написание статей, заметок, оформление рубрик, определение содержания газеты и верстка.
5. Профориентационная и образовательно-просветительская деятельность.
Периодичность проведения: интенсивы.
Место учебного курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности: программа рассчитана на 3 года,
всего 51 час, 17 учебных часов в год, 0,5 часа в неделю. В состав объединения входят учащиеся 5-9-х классов. Набор в
группы осуществляется как на базе отдельного класса, так и среди классов параллели.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведческий туризм» разработана в соответствии с:
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 декабря 2010 года № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с
дополнениями и изменениями, утвержденными приказом Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. № 712);
- рабочей программой воспитания
Направление курса внеурочной деятельности, в рамках которого он реализуется: спортивно-оздоровительное.
Цель курса: обеспечение разностороннего физического развития и укрепление здоровья учащихся посредством игры
в волейбол.
Задачи курса:
формирование потребности в здоровом образе жизни,
укрепление здоровья детей средствами физической культуры;
обеспечение общефизической подготовки;
привитие интереса к систематическим занятиям туризмом;
овладение основами ориентирования;
привитие навыков соблюдения спортивной этики, дисциплины;
выявление перспективных детей и подростков для последующего
совершенствования их спортивного мастерства в спортивных школах.
приобщение к соревновательной деятельности на уровне города.
способствование формирования у детей коммуникативных навыков.
Периодичность проведения: регулярные еженедельные занятия.
Место учебного курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности: рабочая программа предназначена
для учащихся 8-9 классов. Рассчитана на 68 часов, 34 часа в год, 1 час в неделю. Срок реализации – 2 года:
• 8 класс – 34 часа (1 час в неделю)
• 9 класс – 34 часа (1 час в неделю)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».