Рабочая программа курса внеурочной деятельности Финансовая грамотность

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина

РАССМОТРЕНО
на заседании НМК
начальных классов
______________________
И.А. Рубан
Протокол № 1
от 29.08.2023 г.

СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора
Директор
по воспитательной работе
______________________ ______________________
И.П. Мезенцева
А.М. Абелян
Приказ № 01-10/467
30.08.2023 г.
от 01.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Основы финансовой грамотности»
для обучающихся 2-4-х классов
Направление: социальное
Форма проведения курса: кружок

1

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом
начального общего образования (далее – ФГОС НОО) и направлена на
достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности
младших школьников, их мотивацию к познанию и на приобщение к
общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной
программе внеурочной деятельности (начальное общее образование) и
требованиям к дополнительным образовательным программам.
Направление– социальное
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими
учебными предметами в начальной школе, как математика, окружающий
мир, технология, литература. При организации занятий учителю важно
учитывать изменения социальной ситуации в ходе развития детей за
последние десятилетия:
• возросший уровень информированности детей, использование СМИ как
существенного фактора формирования основ финансовой грамотности, но в
то же время необходимость обеспечения информационной и
психологической безопасности детей;
• недостаточный уровень читательской компетенции и необходимость с
помощью текстов учебных материалов курса научить младшего школьника
читать целенаправленно, осмысленно, творчески подходить к процессу
чтения и осмыслению прочитанного;
• актуальность для младших школьников игровой деятельности, в том числе
совместной игровой и учебной деятельности со сверстниками.
Важным условием развития детской любознательности, потребности в
самостоятельном познании окружающего мира, познавательной активности и
инициативности при изучении курса «Финансовая грамотность» является
создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные
формы познания, в том числе: наблюдение, опыты, обсуждение мнений и
предположений, учебный диалог.
Новизна предложенной программы заключается в том, что введены новые
содержательные блоки, которые удовлетворяют потребности детей 8 - 11 летнего возраста, развивают кругозор ученика, формируют его мотивацию к
изучению предмета, направлены на зону ближайшего его развития,
прогнозируют продолжение формирования полученных знаний и навыков в
среднем и старшем звене школы.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом внеурочной
деятельности, реализующим интересы учащихся 2-4 классов в сфере
экономики семьи.
Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития
рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия,
соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё
знание и незнание. Способность к рефлексии важнейшее качество,
2

определяющее социальную роль ребёнка как ученика и его направленность
на саморазвитие. Учебные материалы подготовлены в соответствии с
возрастными особенностями младших школьников и включают задачи,
практические задания, игры, учебные мини-исследования и проекты.
В процессе изучения курса у учащихся младших классов формируются такие
умения и навыки, как: работа с текстами, таблицами и схемами; поиск, сбор,
обработка и анализ информации; публичные выступления; проектная работа
и работа в малых группах.
Эффективным средством формирования основ финансовой грамотности
являются межпредметные проекты, например: «Какие бывают товары и
услуги», «Какие виды денег существуют», «Что я знаю о банковской карте»,
«Что такое семейный бюджет», «Какие виды семейных доходов
существуют», «На что расходуются деньги в семье», «Сколько денег тратит
семья на питание», «Сколько денег требуется семье на оплату коммунальных
услуг».
Цель изучения курса – создание финансово грамотной личности.
Задачи изучения курса «Финансовая грамотность»:
• развитие основ экономического образа мышления;
• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических
отношений в семье;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения элементарных вопросов в сфере финансовых отношений в семье, а
также при выполнении учебно-исследовательской и проектной деятельности.
"Финансовая грамотность" - целостная система учебного курса внеурочной
деятельности обучающихся, впервые разработанная в России. Начиная
учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того
чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным
человеком, ему необходим данный курс.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной
деятельности
Личностными результатами изучения курса «Основы финансовой
грамотности» являются:

осознание себя как члена семьи, общества и государства;

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений;

развитие самостоятельности и осознания личной ответственности
за свои поступки;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных игровых и реальных экономических ситуациях.
 - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою
семью;
3

 - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою
семью;
 - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой
род в его историческом и культурном ракурсе;
 - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою
семью;
 - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой
родины;
 - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;
 - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных
ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью;
 - умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
 - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Основы
финансовой грамотности» являются:
познавательные:

освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;

использование различных способов поиска, сбора, обработки,
анализа и представления информации;

овладение логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

овладение базовыми
предметными и межпредметными
понятиями;
регулятивные:

составление простых планов с помощью учителя;

понимание цели своих действий;

проявление познавательной и творческой инициативы;

оценка правильности выполнения действий;

адекватное восприятие предложений товарищей, учителей,
родителей;
коммуникативные:
4


составление текстов в устной и письменной формах;

умение слушать собеседника и вести диалог;

умение признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;

умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;

умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Основы финансовой
грамотности» являются:

понимание и правильное использование экономических
терминов;

представление о роли денег в семье и обществе;

умение характеризовать виды и функции денег;

знание источников доходов и направлений расходов семьи;

умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой
семейный бюджет;

определение элементарных проблем в области семейных
финансов и путей их решения;

проведение элементарных финансовых расчётов.
Формируемые компетенции

осуществлять поиск и использование информации необходимой
для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;

определять актуальные и потенциальные источники доходов;

анализировать структуру собственных (семейных) доходов и
расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать
финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и
личный бюджет, планировать сбережения;

выявлять возможные финансовые риски, оценивать их,
разрабатывать меры по уменьшению рисков;

оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски,
возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять
эффективную процентную ставку по кредиту;

оценивать риски при инвестировании, сравнивать доходность
различных инвестиционных продуктов, выбирать типовые методы и способы
выполнения задач по инвестированию средств;

сравнивать возможности - оценивать соотношения уровня
расходов и степени защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом;

оценивать степень безопасности различных предложений на
финансовом рынке;

оценивать их эффективность и качество, описывать алгоритм
действий в ситуации финансового мошенничества.
5

Место курса в учебном плане.
Продолжительность курса внеурочной деятельности «Основы финансовой
грамотности» 2,3,4 классы - 51 час. По 17 часов в год.
Содержание курса внеурочной деятельности
Таблица тематического распределения количества часов
Количест
во часов
Всего
часов

1

Что такое деньги
и какими они
бывают.

28

18

Рабочая
программа
по классам
2кл. 3кл. 4кл.

Внеаудиторные

Наименование
разделов, блоков,
тем

Аудиторные

№
п/п

9

10

6

9

10

Характеристика
деятельности
обучающихся

Объяснять причины и
приводить примеры
обмена.
Объяснять проблемы,
возникающие
при
обмене.
Описывать свойства
товарных денег.
Приводить примеры
товарных денег.
Приводить примеры
первых денег.
Объяснять,
почему
появились монеты.
Описывать купюры и
монеты.
Сравнивать
металлические
и
бумажные деньги.
Объяснять,
почему
изготовление
фальшивых
денег
является
преступлением.
Древнерусские
товарные
деньги.
Происхождение слов
«деньги»,
«рубль»,
«копейка».
Первые
русские монеты.
Описывать старинные
российские деньги.
Объяснять
происхождение
названий денег.

2

Из
чего
складываются
доходы в семье.

6

5

1

2

3

Почему
семьям
часто не хватает
денег на жизнь и
как
этого
избежать.

6

3

3

2

2

2

4

Деньги
счёт
любят, или как
управлять своим
кошельком, чтобы
он не пустовал.

11

6

5

4

4

3

7

2

2

Описывать
современные
российские деньги.
Решать
задачи
с
элементарными
денежными
расчётами.
Объяснять, что такое
безналичный расчёт и
пластиковая карта.
Приводить примеры
иностранных валют.
Описывать
и
сравнивать источники
доходов семьи.
Объяснять причины
различий
в
заработной плате.
Объяснять, кому и
почему
платят
пособия.
Приводить примеры
того, что можно сдать
в аренду.
Объяснять, что влияет
на намерения людей
совершать покупки.
Сравнивать покупки
по
степени
необходимости.
Различать
планируемые
и
непредвиденные
расходы.
Объяснять,
как
появляются
сбережения и долги.
Объяснять,
как
управлять деньгами.
Сравнивать доходы и
расходы.
Объяснять, как можно
экономить.
Составлять бюджет
на простом примере.
Объяснять, в какой
форме можно делать
сбережения.
Приводить примеры
доходов от различных
вложений денег.
Сравнивать
разные
виды сбережений.

Итого

51

32

19

17

17

17

2 класс (10/7)
Что такое деньги и какими они бывают. (9 ч: 5/4)
Что такое деньги и откуда они взялись. 2 (1/1) Беседа,
игровая деятельность.
Рассмотрим деньги поближе.
2 (1/1) Беседа, практические
занятия.
Какие деньги были раньше в России.
2 (2/0)
Защита от подделок.
2 (1/1) Беседа, практические
занятия
Современные деньги России и других 1 (0/1) Сюжетно – ролевая
стран.
игра
Из чего складываются доходы в семье.(2 ч: 1/1)
Откуда в семье деньги.
2 (1/1) Беседа, практические
занятия, исследование.
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого
избежать.(2 ч: 1/1)
2
Беседа, практические
На что тратятся деньги.
(1/1) занятия,
миниисследование.
Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы
он не пустовал.(4ч: 3/1)
Как умно управлять своими деньгами. 2 (1/1) Беседа, практические
занятия.
Как делать сбережения.
2
Беседа, практические
(2/0)
занятия, экскурсия.
3 класс (12/5)
Что такое деньги и какими они бывают. (9 ч: 7/2)
Что такое деньги и откуда они взялись. 2 (1/1) Беседа, сюжетная игра.
Рассмотрим деньги поближе.
2 (2/0) Беседа, практические
занятия.
Какие деньги были раньше в России.
2 (2/0) Беседа, практические
занятия.
Защита от подделок.
2 (1/1) Беседа, практические
занятия.
Современные деньги России и других 1 (1/0) Сюжетно – ролевая
стран.
игра.
Из чего складываются доходы в семье.(2 ч: 2/0)
Откуда в семье деньги.
2 (2/0) Беседа, практические
занятия
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого
избежать.(2 ч: 1/1)
На что тратятся деньги.
2
Беседа, практические
(1/1)
занятия
8

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы
он не пустовал.(4ч: 2/2)
2 (2/0) Беседа, практические
Как умно управлять своими деньгами.
занятия.
2 (0/2) Экскурсия.
Как делать сбережения.
4 класс (10/7)
Что такое деньги и какими они бывают. (10 ч: 6/4)
Как появились деньги.
2 (2/0) Беседа.
История монет.
2 (1/1) Беседа, практические
занятия.
Бумажные деньги.
2 (1/1) Беседа, практические
занятия.
Безналичные деньги.
2 (1/1) Беседа, практические
занятия.
Валюты.
2 (1/1) Сюжетно – ролевая
игра.
Из чего складываются доходы в семье.(2 ч: 2/0)
Откуда в семье берутся деньги.
2 (2/0) Беседа, практические
занятия.
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого
избежать.(2 ч: 1/1)
На что семья тратит деньги.
2
Беседа, практические
(1/1)
занятия.
Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы
он не пустовал.(3ч: 1/2)
Как правильно планировать семейный 3 (1/2) Беседа, практические
бюджет.
занятия.
Тема 1. Что такое деньги, и откуда они взялись?
Появление обмена товарами.
Проблемы товарного обмена.
Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью.
Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость)
делают их удобными товарными деньгами.
Появление монет. Первые монеты разных государств.
Основные понятия
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные
металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Компетенции
-Объяснять причины и приводить примеры обмена.
-Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
-Описывать свойства товарных денег.
-Приводить примеры товарных денег.
-Приводить примеры первых денег.
9

Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок.
Устройство монеты.
Изобретение бумажных денег.
Защита монет от подделок.
Современные монеты.
Способы защиты от подделок бумажных денег.
Основные понятия
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота.
Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Компетенции
-Объяснять, почему появились монеты.
-Описывать купюры и монеты.
-Сравнивать металлические и бумажные деньги.
-Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является
преступлением.
Тема 3. Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги.
Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские
монеты.
Основные понятия
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка.
Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Компетенции
-Описывать старинные российские деньги.
-Объяснять происхождение названий денег.
Тема 4. Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России.
Современные деньги мира.
Появление безналичных денег.
Безналичные деньги как информация на банковских счетах.
Проведение безналичных расчётов.
Функции банкоматов.
Основные понятия
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги.
Банкомат. Пластиковая карта.
Компетенции
-Описывать современные российские деньги.
-Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
- Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
-Приводить примеры иностранных валют.
Тема 5. Откуда в семье деньги?
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти
клад.
Основным источником дохода современного человека является
заработная плата.
10

Размер заработной платы зависит от профессии.
Собственник может получить арендную плату и проценты.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам,
семьям с детьми и безработным.
При нехватке денег их можно взять взаймы.
Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная
плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие.
Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
Компетенции
-Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
-Объяснять причины различий в заработной плате.
- Объяснять, кому и почему платят пособия.
-Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
Тема 6. На что тратятся деньги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги.
Расходы бывают обязательными и необязательными.
Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего
приходится делать сбережения.
Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные
расходы, деньги можно взять в долг.
Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные
привычки.
Основные понятия
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь.
Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные
привычки. Хобби.
Компетенции
-Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
- Сравнивать покупки по степени необходимости.
-Различать планируемые и непредвиденные расходы.
- Объяснять, как появляются сбережения и долги.
Тема 7. Как с умом управлять своими деньгами.
Бюджет – план доходов и расходов.
Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых
проблем.
Основные понятия
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Компетенции
-Объяснять, как управлять деньгами.
-Сравнивать доходы и расходы.
-Объяснять, как можно экономить.
-Составлять бюджет на простом примере.
Тема 8. Как делать сбережения.
11

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести
доход.
Основные понятия
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость.
Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Компетенции
-Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
-Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
-Сравнивать разные виды сбережений.

12

Тема занятия

Всего
часов

2

1. Что такое деньги и какими
они бывают
1
Что такое деньги и откуда они
взялись.
1
Появление обмена товарами.

3
4

1
1

Рассмотрим деньги поближе.
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс.

1
1

1

5

1

1

1

6

1

1

1

7
8

1
1

Какие деньги были раньше в
России.
Древнерусские
товарные
деньги.
Защита от подделок.
Фальшивые деньги.

1
1

1

9

1

Современные деньги России.
Современные деньги мира.
Доллары. Евро.

1

1

1

деятельности

Внеаудиторные

Разд
ел
прог
рамм
ы

Аудиторные

№
п/п

Тематическое планирование
2 класс
Часы
Характеристика
обучающегося.

1

1

1

1

1
1

13

-Объяснять причины и приводить
примеры обмена.
-Объяснять проблемы, возникающие
при обмене.
-Описывать свойства товарных денег.
-Приводить примеры товарных денег.
-Приводить примеры первых денег.
-Объяснять, почему появились монеты.
-Описывать купюры и монеты.
-Сравнивать металлические и бумажные
деньги.
-Описывать
старинные
российские
деньги.
-Объяснять происхождение названий
денег.
-Объяснять,
почему
изготовление
фальшивых
денег
является
преступлением.
-Приводить примеры иностранных валют.
-Описывать современные российские
деньги.

Основные
направления
воспитательной
деятельности

1,2
3

3,7
3,7

3,7
2,3,4
3,4
3,4,7
2,3

10

2. Из чего складываются доходы
в семье
2
Откуда в семье деньги.

11

2

12

13

14
15
16
17

Деньги можно получить в
наследство, выиграть в лотерею
или найти клад. Клады. Лотерея.
Наследство.
3. Почему семьям часто не хватает
денег на жизнь и как этого
избежать
3
На что тратятся деньги. Люди
постоянно тратят деньги на
товары и услуги.
3
Расходы
бывают
обязательными
и
необязательными.
4. Деньги счет любят, или как
управлять своим кошельком,
чтобы он не пустовал
4
Как умно управлять своими
деньгами.
4
Бюджет – план доходов и
расходов.
4
Как
делать
сбережения.
Копилки. Коллекционирование.
4
Если
доходы
превышают
расходы,
образуются
сбережения.
Всего

1

1

1

1

-Решать
задачи
с
элементарными
денежными расчётами.
-Описывать и сравнивать источники
доходов семьи.
-Объяснять
причины
различий
в
заработной плате.
1

1

1

1

1

1

1

1

1

17

-Объяснять, как управлять деньгами.
-Сравнивать доходы и расходы.

2,4,6

2,3

1,3,7
3,7

1

10

3,4,7

-Объяснять, что влияет на намерения
людей совершать покупки.
-Сравнивать
покупки
по
степени
1 необходимости.
-Различать
планируемые
и
непредвиденные расходы.

1

3

7

14

-Объяснять, в какой форме можно делать
сбережения.
-Приводить
примеры
доходов
от
различных вложений денег.

3,4,8
3,4,8

Тематическое планирование
3 класс
Всего
часов

Часы

Характеристика
обучающегося.

деятельности

Основные направления
воспитательной
деятельности

Внеаудиторные

Тема занятия

Аудиторные

№ п/п Раздел
програм
мы

1.Что такое деньги и какими они бывают
1

1

2

1

3
4

1
1

5

1

6
7
8

1
1
1

Что такое деньги и откуда они
взялись.
Появление обмена товарами.

1

Рассмотрим деньги поближе.
Устройство монеты. Монеты.
Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл».
«Решка». Номинал.
Какие деньги были раньше в
России.
Древнерусские товарные деньги.
Защита от подделок.
Фальшивые
деньги.
Фальшивомонетчики.

1
1

1
1

1

1

1
1
1

1
1
1

1

1

1

-Объяснять
причины
и
приводить примеры обмена.
-Объяснять
проблемы,
возникающие при обмене.
-Описывать свойства товарных
денег.
-Приводить примеры товарных
денег.
-Приводить примеры первых
денег.
-Объяснять, почему появились
монеты.
-Описывать купюры и монеты.
-Сравнивать металлические и
бумажные деньги.

1,2,3
3,4,5,8

3,4,5,8
5,8

5,8
5,6,8
4,5,8
3,4,5,8

15

9

10
11

12
13

14

Современные деньги России и
других стран.

1

1

-Приводить
примеры
иностранных валют.
-Описывать
современные
российские деньги.
-Решать
задачи
с
элементарными
денежными
расчётами.

3,4,5,8

2. Из чего складываются доходы в семье
2
Откуда в семье деньги.
2
Размер заработной платы зависит
от профессии. Сдельная зарплата.
Почасовая зарплата.

1
1

1
1

-Описывать
и
сравнивать
источники доходов семьи.
-Объяснять причины различий
в заработной плате.
- Объяснять, кому и почему
платят пособия.
-Приводить примеры того, что
можно сдать в аренду.

2,4,5,8
2,3

1

1

-Объяснять, что влияет на
намерения людей совершать
покупки.
- Сравнивать покупки по
степени необходимости.
-Различать планируемые и
непредвиденные расходы.
- Объяснять, как появляются
сбережения и долги.

3,4,6

1

3. Почему семьям часто не хватает денег
на жизнь и как этого избежать
3
На
что
тратятся
деньги.
Образование.
3
Для покупки мебели, бытовой
техники, автомобиля чаще всего
приходится делать сбережения.

4. Деньги счет любят, или как
управлять своим кошельком, чтобы
он не пустовал
4
Как умно управлять своими
деньгами.

1

1

1

1

-Объяснять,
деньгами.

16

как

управлять

2,4,5

2,3,4,7

15

4

Люди ведут учёт доходов и
расходов,
чтобы
избежать
финансовых проблем.

1

16
17

4
4

Как делать сбережения.
Сбережения, вложенные в банк
или
ценные
бумаги,
могут
принести доход.

1
1

Всего

17

1

1
1

12

-Сравнивать доходы и расходы.
-Объяснять,
как
можно
экономить.
-Составлять
бюджет на
простом примере.
-Объяснять, в какой форме
можно делать сбережения.
-Приводить примеры доходов
от различных вложений денег.
-Сравнивать
разные
виды
сбережений.

3,4,7

2,3,7
3,4,5,6,7,8

5

Тематическое планирование
4 класс
Всего
часов

Часы

Характеристика
обучающегося.

1

1. Что такое деньги, и какими они
бывают
1
Как появились деньги.

2

1

Появление первых денег – товаров
с высокой ликвидностью.

1

1

1

1

деятельности

Основные направления
воспитательной
деятельности

Внеаудиторные

Тема занятия

Аудиторные

№ п/п Раздел
програм
мы

-Объяснять
причины
и
приводить примеры обмена.
-Объяснять
проблемы,

17

1,2,3
3,4,5,8

3

1

Появление монет. Первые монеты
разных
государств.
Монеты.
Бумажные деньги. Банкноты.
Купюры.

1

4

1

История монет.

1

5
6

1
1

Бумажные деньги.
Банкнота.

1
1

1

7

1

1

1

8

1

9

1

Появление безналичных денег.
Наличные,
безналичные
и
электронные деньги.
Проведение
безналичных
расчётов.
Функции банкоматов. Банкомат.
Пластиковая карта.

10

1

Валюты. Доллары. Евро.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

возникающие при обмене.
-Описывать свойства товарных
денег.
-Приводить примеры товарных
денег.
-Приводить примеры первых
денег.
-Объяснять, почему появились
монеты.
-Описывать купюры и монеты.
-Сравнивать металлические и
бумажные деньги.
-Объяснять,
почему
изготовление фальшивых денег
является преступлением.
-Описывать
современные
российские деньги.
-Решать
задачи
с
элементарными
денежными
расчётами.
Объяснять,
что
такое
безналичный
расчёт
и
пластиковая карта.
-Приводить
примеры
иностранных валют.
-Приводить
примеры
иностранных валют.
-Решать
задачи
с
элементарными
денежными
расчётами.

3,4,5,8

и

2,3

5,8

5,8
5,6,8

4,5,8

3,4,5,8
3,4,5,8

2,4,5

2. Из чего складываются доходы в семье

11

2

Откуда в семье берутся деньги.

-Описывать

18

сравнивать

12

2

При нехватке денег их можно
взять взаймы.

1

1

источники доходов семьи.
-Объяснять причины различий в
заработной плате.
-Объяснять, кому и почему
платят пособия.
-Приводить примеры того, что
можно сдать в аренду.

3,6,7

1

-Объяснять, что влияет на
намерения людей совершать
покупки.
-Сравнивать
покупки
по
степени необходимости.
-Различать
планируемые
и
непредвиденные расходы.
- Объяснять, как появляются
сбережения и долги.

2,4,5

-Объяснять, в какой форме
можно делать сбережения.
-Приводить примеры доходов
от различных вложений денег.
-Сравнивать
разные
виды
сбережений.

3,4,7

3. Почему семьям часто не хватает денег
на жизнь и как этого избежать

13

3

На что семья тратит деньги.

1

14

3

Если сбережений не хватает или
появляются
непредвиденные
расходы, деньги можно взять в
долг.

1

16

4. Деньги счет любят, или как
управлять своим кошельком, чтобы
он не пустовал
4
Как
правильно
планировать
семейный бюджет.
4
Ценные бумаги. Фондовый рынок.

17

4

15

Всего

1

Акции. Дивиденды.
17

1

1

1

1

1

1
10

7

19

2,3,6

2,3,7
3,4,5,6,7,8

Календарно-тематическое планирование
2 класс
Дата проведения

1

2
3
4
5

6
7
8

1. Что такое
деньги и какими
они бывают
Что такое деньги
и откуда они
взялись.
Появление обмена
товарами.
Рассмотрим деньги
поближе.
Монеты.
Гурт.
Аверс. Реверс.
Какие
деньги
были раньше в
России.
Древнерусские
товарные деньги.
Защита
от
подделок.
Фальшивые
деньги.

1

План

Форма
организации
занятия

Материальнотехническое
оснащение*

Факт

1

1
1

практика

Количество часов

теория

Тема

всего

№ занятия

беседа

1,2,3

беседа

1,2,3
1,2,3

1
1

1

1

исследовани
е
беседа

1

1

презентация

1,2,3

1

1

беседа

1,2,3

презентация

1,2,3

1

1

1

1
20

1,2,3

Универсальные учебные
(УУД), проекты, ИКТкомпетенции, межпредметные
понятия.
Регулятивные (Р), познавательные
(П), коммуникативные (К),
личностные (Л)
Личностными
результатами
изучения курса «Основы финансовой
грамотности» являются:
-осознание себя как члена семьи,
общества и государства;
-овладение
начальными
навыками
адаптации
в
мире
финансовых
отношений;
-развитие самостоятельности и осознания
личной
ответственности
за
свои
поступки;
-развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических
ситуациях.
- формирование основ российской
гражданской
идентичности,
чувства
гордости за свою Родину, российский
народ и историю России, за свою семью;
-формирование
основ
российской
гражданской
идентичности,
чувства
гордости за свою Родину, российский
народ и историю России, за свою семью;
- развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки на основе

9

10
11

12

13

Современные
деньги
России.
Современные
деньги
мира.
Доллары. Евро.
2.Из чего
складываются
доходы в семье
Откуда в семье
деньги.
Деньги
можно
получить
в
наследство,
выиграть в лотерею
или найти клад.
Клады.
Лотерея.
Наследство.
3.Почему семьям
часто не хватает
денег на жизнь и
как этого
избежать
На что тратятся
деньги.
Люди
постоянно тратят
деньги на товары
и услуги.
Расходы бывают
обязательными и
необязательными.
4.Деньги счет
любят, или как
управлять своим
кошельком,
чтобы он не

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

21

презентация

1,2,3

обсуждение

1,2,3

беседа

1,2,3

презентация

1,2,3

игра

1,2,3

беседа

1,2,3

презентация

1,2,3

представлений о нравственных нормах
поведения в обществе;
развитие
этических
чувств,
доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей,
навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в социальных ситуациях,
связанных
с
исследовательской
деятельностью;
- умение не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к творческому труду,
работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Познавательные УУД:
-освоение способов решения
проблем творческого и поискового
характера;
-использование различных способов
поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
-овладение логическими действиями
сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинноследственных
связей,
построения
рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
-овладение базовыми
предметными и
межпредметными понятиями;
Регулятивные УУД:
-составление простых планов с помощью
учителя;
-понимание цели своих действий;
-проявление
познавательной
и
творческой инициативы;
-оценка
правильности
выполнения
действий;
-адекватное восприятие предложений
товарищей, учителей, родителей;
Коммуникативные УУД:
-составление текстов в устной и

14

15

16

17

пустовал
Как
умно
управлять своими
деньгами.
Бюджет – план
доходов
и
расходов.
Как
делать
сбережения.
Копилки.
Коллекционирова
ние.
Если
доходы
превышают
расходы,
образуются
сбережения.
Всего

1

1

беседа

1,2,3

1

1

презентация

1,2,3

1

1

презентация

1,2,3

беседа

1,2,3

1

17

1

10

7

22

письменной формах;
-умение слушать собеседника и вести
диалог;
-умение
признавать
возможность
существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
-умение излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
-умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности,
адекватно
оценивать
собственное
поведение и поведение окружающих.

Календарно-тематическое планирование
3 класс
Дата проведения

1

2
3
4

5

6

1. Что такое
деньги и какими
они бывают
Что такое деньги
и откуда они
взялись.
Появление
обмена товарами.
Рассмотрим
деньги поближе.
Устройство
монеты. Монеты.
Гурт.
Аверс.
Реверс. «Орёл».
«Решка».
Номинал.
Какие
деньги
были раньше в
России.
Древнерусские

1

практика

Количество часов

теория

Тема

всего

№ занятия

План

Материальнотехническое
оснащение*

Факт

1

1

Форма
организации
занятия

беседа

1,2,3

1

1

1

беседа

1,2,3

1

1

исследовани
е

1,2,3

1

1

беседа

1,2,3

1

1

презентация

1,2,3

23

Универсальные учебные
(УУД), проекты, ИКТкомпетенции, межпредметные
понятия.
Регулятивные (Р), познавательные
(П), коммуникативные (К),
личностные (Л)
Личностными
результатами
изучения курса «Основы финансовой
грамотности» являются:
-осознание себя как члена семьи,
общества и государства;
-овладение
начальными
навыками
адаптации
в
мире
финансовых
отношений;
-развитие самостоятельности и осознания
личной
ответственности
за
свои
поступки;
-развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических
ситуациях.
- формирование основ российской
гражданской
идентичности,
чувства
гордости за свою Родину, российский
народ и историю России, за свою семью;
-формирование
основ
российской
гражданской
идентичности,
чувства
гордости за свою Родину, российский
народ и историю России, за свою семью;
- развитие самостоятельности и личной

7
8

9

10
11

12

13

товарные деньги.
Защита
от
подделок.
Фальшивые
деньги.
Фальшивомонетч
ики.
Современные
деньги России и
других стран.
2.Из чего
складываются
доходы в семье
Откуда в семье
деньги.
Размер
заработной платы
зависит
от
профессии.
Сдельная
зарплата.
Почасовая
зарплата.
3.Почему семьям
часто не хватает
денег на жизнь и
как этого
избежать
На что тратятся
деньги.
Образование.
Для
покупки
мебели, бытовой
техники,
автомобиля чаще

1

1

беседа

1,2,3

1

1

презентация

1,2,3

1

1

презентация

1,2,3

обсуждение

1,2,3

1

1

беседа

1,2,3

1

1

презентация

1,2,3

1

1

игра

1,2,3

беседа

1,2,3

1

1

24

ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах
поведения в обществе;
развитие
этических
чувств,
доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей,
навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в социальных ситуациях,
связанных
с
исследовательской
деятельностью;
- умение не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к творческому труду,
работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Познавательные УУД:
-освоение способов решения
проблем творческого и поискового
характера;
-использование различных способов
поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
-овладение логическими действиями
сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинноследственных
связей,
построения
рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
-овладение базовыми
предметными и
межпредметными понятиями;
Регулятивные УУД:
-составление простых планов с помощью
учителя;
-понимание цели своих действий;
-проявление
познавательной
и
творческой инициативы;
-оценка
правильности
выполнения
действий;
-адекватное восприятие предложений
товарищей, учителей, родителей;
Коммуникативные УУД:

14

15

16
17

всего приходится
делать
сбережения.
4.Деньги счет
любят, или как
управлять своим
кошельком,
чтобы он не
пустовал
Как
умно
управлять своими
деньгами.
Люди ведут учёт
доходов
и
расходов, чтобы
избежать
финансовых
проблем.
Как
делать
сбережения.
Сбережения,
вложенные в банк
или
ценные
бумаги,
могут
принести доход.
Всего

презентация

1,2,3

1

1

беседа

1,2,3

1

1

презентация

1,2,3

1

1

презентация

1,2,3

1

1

беседа

1,2,3

17

12

5

25

-составление текстов в устной и
письменной формах;
-умение слушать собеседника и вести
диалог;
-умение
признавать
возможность
существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
-умение излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
-умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности,
адекватно
оценивать
собственное
поведение и поведение окружающих.

Календарно-тематическое планирование
4 класс
Дата проведения

1
2

3

4

1. Что такое
деньги и какими
они бывают
Как
появились
деньги.
Появление
первых денег –
товаров с высокой
ликвидностью.
Появление монет.
Первые монеты
разных
государств.
Монеты.
Бумажные деньги.
Банкноты.
Купюры.
История монет.

1

1

1

1

1

1

практика

Количество часов

теория

Тема

всего

№ занятия

План

Форма
организации
занятия

Материальнотехническое
оснащение*

Факт

1
26

беседа

1,2,3

беседа

1,2,3

исследовани

1,2,3

Универсальные учебные
(УУД), проекты, ИКТкомпетенции, межпредметные
понятия.
Регулятивные (Р), познавательные
(П), коммуникативные (К),
личностные (Л)
Личностными
результатами
изучения курса «Основы финансовой
грамотности» являются:
-осознание себя как члена семьи,
общества и государства;
-овладение
начальными
навыками
адаптации
в
мире
финансовых
отношений;
-развитие самостоятельности и осознания
личной
ответственности
за
свои
поступки;
-развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических
ситуациях.
- формирование основ российской
гражданской
идентичности,
чувства
гордости за свою Родину, российский
народ и историю России, за свою семью;
-формирование
основ
российской
гражданской
идентичности,
чувства

5
6
7

8

9

10

11
12

13

Бумажные деньги.
Банкнота.
Появление
безналичных
денег. Наличные,
безналичные
и
электронные
деньги.
Проведение
безналичных
расчётов.
Функции
банкоматов.
Банкомат.
Пластиковая
карта.
Валюты.
Доллары. Евро.
2.Из
чего
складываются
доходы в семье
Откуда в семье
берутся деньги.
При
нехватке
денег их можно
взять взаймы.
3.Почему семьям
часто не хватает
денег на жизнь и
как этого
избежать
На что семья
тратит деньги.

е
беседа
презентация
беседа

1,2,3
1,2,3
1,2,3

1

презентация

1,2,3

1

презентация

1,2,3

обсуждение

1,2,3

беседа

1,2,3

1
1
1

1

1
1

1

1

1

1

1

презентация

1,2,3

1

1

игра

1,2,3

27

гордости за свою Родину, российский
народ и историю России, за свою семью;
- развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах
поведения в обществе;
развитие
этических
чувств,
доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей,
навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в социальных ситуациях,
связанных
с
исследовательской
деятельностью;
- умение не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к творческому труду,
работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Познавательные УУД:
-освоение способов решения
проблем творческого и поискового
характера;
-использование различных способов
поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
-овладение логическими действиями
сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинноследственных
связей,
построения
рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
-овладение базовыми
предметными и
межпредметными понятиями;
Регулятивные УУД:
-составление простых планов с помощью
учителя;
-понимание цели своих действий;
-проявление
познавательной
и
творческой инициативы;
-оценка
правильности
выполнения

14

15

16
17

Если сбережений
1
не хватает или
появляются
непредвиденные
расходы, деньги
можно взять в
долг.
4.Деньги счет
любят, или как
управлять своим
кошельком,
чтобы он не
пустовал
Как
правильно
1
планировать
семейный
бюджет.
Ценные бумаги.
1
Фондовый рынок.
Акции.
1
Дивиденды.
Всего
17

беседа

1,2,3

презентация

1,2,3

беседа

1,2,3

1

презентация

1,2,3

1

презентация

1,2,3

1

1

10

7

28

действий;
-адекватное восприятие предложений
товарищей, учителей, родителей;
Коммуникативные УУД:
-составление текстов в устной и
письменной формах;
-умение слушать собеседника и вести
диалог;
-умение
признавать
возможность
существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
-умение излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
-умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности,
адекватно
оценивать
собственное
поведение и поведение окружающих.

29

Оценочные материалы
Методы преподавания.
При изучении курса предполагается преобладание активных и
интерактивных методов обучения.
Мозаика.
Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или
решении задач.
• Класс делится на группы. В каждой группе число человек
соответствует количеству задач.
• Членам
группы случайным образом (например, на каждом
столележат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера,
соответствующие номеру задачи.
• Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом
оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу
(задачи), соответствующую их номерам.
• Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт»
представляет свою задачу остальным членам команды.
• Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в
которых они не были экспертами.
Один — два — вместе.
Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с
объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в
группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет
собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе
индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи
каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и
вырабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз
постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться
четырьмя участниками.
Дерево решений.
При выполнении заданий по классификации, например товаров и
услуг, или принятию решений, например выбор варианта семейного отдыха,
можно построить дерево решений. Оно обычно строится вершиной вниз.
Мозговой штурм.
В групповых проектах, например организации праздника в классе,
эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от
количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от
группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей,
может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чётко
сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе
идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не
ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по
содержанию, оценке и отбору.
Мини-исследование.
30

Поскольку цель курса — вовлечение школьников в реальную жизнь,
формирование активной жизненной позиции и ответственности,
исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным
методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели,
сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов.
Естественно, что учащиеся 2–4 классов находятся на разных этапах освоения
этой деятельности. Поэтому в контрольных измерительных материалах
предлагаются разные варианты заданий. Для проведения мини-исследования
используется один источник, результаты представляются в простой форме,
например в виде таблицы или короткого текста.
Кейс.
Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от
кейсов университетских, которые предполагают разработку ситуации с
последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых
решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду ситуацию из
реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей
ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.
Аукцион.
Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в
форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных учеников.
Игра проходит по следующим правилам:
• У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков,
тугриков и т. п.).
• Право ответа на вопрос покупается.
• Стартовая цена простого вопроса — 5 баллов, сложного — 10
баллов.
• Цена может меняться с шагом 5 баллов.
• Окончательная цена определяется в результате торгов.
• При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того,
ктоотвечал, при неверном — вычитается.
Роль аукциониста могут выполнять и учитель и ученик. Кроме них
необходима комиссия из нескольких человек (число зависит от количества
участников), которая будет проверять начисление баллов самими
участниками игры или вести собственные ведомости.
Формы оценивания.
Текущая аттестация:
• устный опрос;
• тестовые задания;
• решение задач;
• решение кроссвордов и анаграмм;
• мини-исследования;
• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Итоговая аттестация:
• викторина;
31

• тест.
Внеурочная деятельность:
• творческая работа;
• проект.
Система оценивания курса «Основы финансовой грамотности»
основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в
процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе
критериев лежат универсальные учебные действия.
Критерии оценивания:
A. Знание, понимание основных принципов экономической жизни
семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.
B. Обработка, анализ и представление информации в виде простых
таблиц, схем и диаграмм.
C. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и
причинно-следственных связей.
D. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка
цели, подбор источников информации с помощью учителя.
E. Определение позитивных и негативных последствий решений и
действий.
F. Представление результатов: соответствие темы и содержания,
структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение
задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.
G. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных
средств, качество оформления.
Виды
A B C D E F G Максимальное
количество
работы
баллов.
Тест
Решение
задачи
Ролевая игра
Доклад,
сообщение
Графическая
работа
Программа реализуется через следующие формы занятий:
•
ситуационная игра;
•
образно-ролевые игры;
•
исследовательская деятельность;
•
урок-практикум;
•
дискуссия, обсуждение.
Ситуационные игры — это подвид активного социальнопсихологического обучения, метод социального тренинга, при котором
задаётся некоторая ситуация, и участники действуют в соответствии с ней.
При этом они должны следовать как объективным свойствам
32

сформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями
о том, как действовать в таких ситуациях.
Образно-ролевые игры – это процесс более насыщенный,
отражающий внутренний мир каждого ребенка, его активность,
самостоятельность и т. д.
Исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью
которой является образовательный результат, она направлена на обучение
учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Урок-практикум – это уроки формирования умений и навыков, на
которых ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы.
Здесь выполняются различные практические работы.
Деловая игра – метод осуществления образования, при котором
имитируется принятие решений
руководящими работниками или
специалистами в различных деловых ситуациях, нередко при наличии
конфликтных
ситуаций
или
информационной
неопределённости,
обучающиеся принимая функцию группы лиц (лица), принимающих решения
вступают в диалог организатором игры или с персональным компьютером,
который предъявляет им последствия принятого ими решения, задавая новый
цикл «проблема - решение – последствие (проблема) и т.д.»
Дискуссионный клуб– метод осуществления образования, при
котором периодически организуется дискуссионная площадка, обучающиеся
становятся
участниками
дискуссий,
таким
образом
постепенно
вырабатываются регламенты осуществления обсуждения - независимого,
объективного анализа тех или иных социальных процессов, в качестве
участников дискуссий могут приглашаться эксперты, специалисты,
исследователи.
Чтобы интерактивная форма занятия была эффективной и
продуктивной, обеспечиваются несколькими условиями:
 в работу вовлечены все участники;
 используются технологии, позволяющие включить всех
участников в процесс обсуждения;
 обеспечивается
психологическая
подготовка
участников:
постоянно поощряются за активное участие в работе, предоставляется
возможность для самореализации.
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
№ п/п
Наименование объектов и средств
Количество
материально-технического обеспечения
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*
1.1
Программа по финансовой грамотности
1
Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС»,
2014
1.2
«Финансовая грамотность» Материалы для
25
33

1.3

1.4

1.5

2.1
2.2

3.1
3.2
4.1
5.1
6.1
6.2

учащихся. 2-3, 4 класс. В 2-х частях. С.Н.
Федин Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014
«Финансовая грамотность». Методические
рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова.
Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
«Финансовая грамотность». Материалы для
родителей . Ю.Н. Корлюгова. Москва
«ВИТА-ПРЕСС», 2014
«Финансовая грамотность». Контрольные
измерительные материалы. Ю.Н. Корлюгова.
Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
2. Печатные пособия
словари; энциклопедии
иллюстративный
наглядный
материал,
фотографии
3. Технические средства обучения
компьютер, принтер, сканер, мультимедиа
проектор;
презентации
4. Экранно-звуковые пособия
диски с аудио и видеозаписями
5. Оборудование класса
мультимедийный проектор, компьютер
6. Интернет-источники
Сайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru
Уроки
тётушки
Совы
https://www.youtube.com/watch?v=LVI0FuzbZA

СОГЛАСОВАНО
Протокол № 1 заседания методического
объединения учителей начальных
классов

1

25

25

по 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
воспитательной работе
_____________ И.П.Мезенцева
подпись

МАОУ лицея № 11 им В.В. Рассохина
от «29» августа 2023 года
Д.В.Давыдова

34

«30» августа 2023 года

Ф.И.О.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».