МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 11 ИМЕНИ ВЯЧЕСЛАВА ВЛАДИМИРОВИЧА РАССОХИНА РАССМОТРЕНО: на педагогического совета МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина протокол № 2 от 03.11.2023 года УТВЕРЖДЕНО: Директор ______________ А.М. Абелян Приказ № 01-10/709 от 18.12.2023 г. Положение о лицейском информационно-библиотечном центре МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина г. Армавир I. Общие положения 1. Настоящее положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Законом Краснодарского края от 16 июля 2013 года № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае», Законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» закрепляющими право граждан на получение образования, выбор общеобразовательного учреждения и формы получения образования, Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». 2. Лицейский информационно-библиотечный центр (Далее - ЛИБЦ) является структурным подразделением лицея, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование информационными ресурсами лицейского информационнобиблиотечного центра. 3. В своей деятельности лицейский информационно-библиотечный центр (ЛИБЦ) руководствуется: – нормативными и регламентирующими документами региональных и местных органов управления образованием, Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка лицея. 4. Цели ЛИБЦ соотносятся с целями лицея: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ и обеспечение современных условий обучения и воспитания как ключевого инструмента новой инфраструктуры образовательной организации. 5. ЛИБЦ руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства образования Российской Федерации, уставом лицея, положением о лицее, утвержденным директором лицея. 6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о Лицейском информационно-библиотечном центре и Правилами пользования Лицейским информационно-библиотечным центром, утвержденными директором лицея. 7. Лицей несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания лицея. 8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями. II. Основные задачи 1. Основными задачами ЛИБЦ лицея являются: а) обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее — пользователям) — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов лицея на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях; б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала; в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации; г) совершенствование предоставляемых ЛИБЦ лицея услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечноинформационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. III. Основные функции 1. Для реализации основных задач ЛИБЦ: а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов лицея: • комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными ресурсами на традиционных и нетрадиционных носителях информации; • пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет; б) создает информационную продукцию: • осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации; • организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог; • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.); • обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции; в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся: • организует обучение навыкам независимого пользователя ЛИБЦ и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; • содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации; • создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам; • организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических ресурсов; • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства лицея по вопросам управления образовательным процессом; • способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся: • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в ЛИБЦ; • консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; • консультирует по вопросам фонда ресурсов для обучающихся. IV. Организация деятельности ЛИБЦ. 1. ЛИБЦ лицея по своей структуре делится на: – зону для получения информационных ресурсов во временное пользование (зона абонемента); – зону для самостоятельной работы с ресурсами на различных типах носителей (зона читального зала и медиатека); – зону для коллективной работы, проектной и исследовательской деятельности с гибкой организацией пространства; – презентационную зону для организации выставок и экспозиций; – рекреационную зону для разнообразного досуга и проведения мероприятий, организации открытой библиотеки; – зону хранения ресурсов. 2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами лицея, программами, проектами и планом работы ЛИБЦ лицея. 3. В целях обеспечения модернизации ЛИБЦ лицея в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, лицей обеспечивает ЛИБЦ: • гарантированным финансированием комплектования библиотечноинформационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно); • необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой ЛИБЦ и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН; • телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами; • ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования ЛИБЦ; • необходимой техникой и канцелярскими принадлежностями. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством ЛИБЦ взаимодействует с другими ШИБЦ города. 4. Лицей создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества ЛИБЦ. 5. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда ЛИБЦ, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности ЛИБЦ несет директор лицея в соответствии с уставом лицея. 6. Режим работы ЛИБЦ определяется педагогом-библиотекарем в соответствии с правилами внутреннего распорядка лицея. V. Организация противодействия экстремистской деятельности В ЛИБЦ лицея запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности, обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикаций, обосновывающих или оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство, практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ относятся: а) официальные материалы запрещенных экстремистских организаций; б) материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи I настоящего Федерального закона; в) любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи настоящего Федерального закона. В помещении ЛИБЦ размещается Федеральный список экстремистской литературы, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. VI. Управление. Штаты 1. Управление ЛИБЦ лицея осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом лицея. 2. Общее руководство деятельностью ЛИБЦ осуществляет директор лицея. 3. Руководство ЛИБЦ лицея осуществляет педагог-библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором лицея, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности ЛИБЦ в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом лицея. 4. Педагог-библиотекарь осуществляет воспитательную деятельность в соответствии с Профессиональным стандартом педагога-библиотекаря, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 января 2023 года №53н (Регистрационный номер 571). 5. Педагог-библиотекарь заключает трудовой договор с директором лицея, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения. 6. Педагог-библиотекарь разрабатывает и представляет директору лицея на утверждение следующие документы: а) положение о Лицейском информационно-библиотечном центре, б) правила пользования Лицейским информационно-библиотечным центром; в) структуру и график работы Лицейского информационно-библиотечного центра, которые разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением о Лицейском информационно-библиотечном центре с использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. № 6); г) планово-отчетную документацию; д) технологическую документацию. 7. Порядок комплектования штата ЛИБЦ регламентируется уставом лицея. 8. Трудовые отношения педагога-библиотекаря регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде. VII. Права и обязанности педагога-библиотекаря: 1. Педагог-библиотекарь имеет право: а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе лицея и положении о Лицейском информационно-библиотечном центре; б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры; в) рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов; г) изымать и реализовывать ресурсы из фондов в соответствии с инструкцией по учету фонда ЛИБЦ; д) определять в соответствии с правилами пользования ЛИБЦ, утвержденными директором лицея, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями ЛИБЦ; е) иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными актами; ж) быть представленными к различным формам поощрения; з) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов. 2. Педагог-библиотекарь обязан: а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами ЛИБЦ; б) информировать пользователей о видах предоставляемых ЛИБЦ услуг; в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов; г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных ресурсов, образовательными программами лицея, интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий пользователей; д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; ж) обеспечивать режим работы ЛИБЦ; з) отчитываться в установленном порядке перед директором лицея; и) повышать квалификацию. к) педагог-библиотекарь ежеквартально проводит сверку вновь поступивших ресурсов в фонд ЛИБЦ (новой литературы) с Федеральным списком экстремистских материалов, расположенном на сайте http://minjust.ru. Выявленные экземпляры изымаются из оборота ЛИБЦ и подлежат списанию. л) ежемесячно проводит сверку фонда ресурсов с обновлениями федерального списка экстремистских материалов. м) педагог-библиотекарь ведет осуществление воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта общественно и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей в соответствии с Профессиональным стандартом педагога-библиотекаря, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 января 2023 года №53н (Регистрационный номер 571). VIII. Права и обязанности пользователей ЛИБЦ. 1. Пользователи ЛИБЦ имеют право: а) получать полную информацию о составе фонда ЛИБЦ, информационных ресурсах и предоставляемых ЛИБЦ услугах; б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом ЛИБЦ; в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и другие источники информации; д) продлевать срок пользования ресурсами; е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда ЛИБЦ; ж) участвовать в мероприятиях, проводимых ЛИБЦ; з) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору лицея. 2. Пользователи ЛИБЦ обязаны: а) соблюдать правила пользования ЛИБЦ; б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным ресурсам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; в) поддерживать порядок расстановки ресурсов в открытом доступе ЛИБЦ, расположения карточек в каталогах и картотеках; г) пользоваться ценными и справочными ресурсами только в помещении ЛИБЦ; д) убедиться при получении ресурсов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом педагога-библиотекаря. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых ресурсах несет последний пользователь; е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный ресурс (исключение: обучающиеся 1—4 классов); ж) возвращать ресурсы в ЛИБЦ в установленные сроки; з) заменять ресурсы ЛИБЦ в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования ЛИБЦ; и) полностью рассчитаться с ЛИБЦ по истечении срока обучения или работы в лицее. 3. Порядок пользования ЛИБЦ: а) запись в ЛИБЦ обучающихся производится по списочному составу класса, педагогических и иных работников лицея - в индивидуальном порядке, родителей (иных законных представителей) обучающихся — по паспорту; б) перерегистрация пользователей ЛИБЦ производится ежегодно; в) документом, подтверждающим право пользования ЛИБЦ, является читательский формуляр; г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю ресурсов из фонда ЛИБЦ и их возвращения в ЛИБЦ. 4. Порядок пользования абонементом: а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух ресурсов одновременно; б) максимальные сроки пользования ресурсами: — учебники, учебные пособия — учебный год; — ресурсы (научно-популярная, познавательная, художественная литература) — 14 дней; — периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней; в) пользователи могут продлить срок пользования ресурсами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. 5. Порядок пользования читальным залом: а) ресурсы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются; б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре ресурсы выдаются только для работы в читальном зале; 6. Порядок работы с компьютером, расположенным в ЛИБЦ: а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному директором лицея и в присутствии педагога-библиотекаря; б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно; в) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям.