Муниципальное образование город Армавир Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 31.08.2021 года протокол № 1 Директор ___________ А.М. Абелян ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ по изобразительному искусству Уровень образования начальное общее образование Классы 3-4 классы Количество часов 68 (3 класс – 64 ч., 4 класс – 64 ч.) Учитель, разработчик рабочей программы: Рубан Ирина Алексеевна, учитель начальных классов Программа разработана в соответствии и на основе: приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с дополнениями и изменениями) ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286; с учетом: - примерной программы по изобразительному искусству федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г. -УМК: Программа по изобразительному искусству. Предметная линия учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская и др.]; под ред. Т. Я. Шпикаловой. — М. : Просвещение, 2011. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы - М.: Просвещение, 2011. г. Армавир, 2021 ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В центре примерной программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов: уважения и ценностного отношения к своей Родине — России; ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества; духовно-нравственное развитие обучающихся; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социальнозначимой деятельности; позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов. 1. Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях. 2. Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности. 3. Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества. 4. Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении 2 к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию. 5. Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности. 6. Экологическое воспитание происходит в процессе художественноэстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде. 7. Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1. Раздел, Темы Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма. Количество часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности* Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Природные формы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Искусство вокруг нас сегодня. Выбор средств художественной выразительности для создания 2,3,5 3 класс 11 ч 1 2. В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства. 1 3. О чём может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства. 1 4. Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет и тень, 1 3 2,4,7 3,4,6,7 1,2,5,6 форма и объём. 5. Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира: традиции мастерства. 1 6. Чуден свет — мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства. 1 7. Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет. 1 8. Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции мастерства. 1 9. «Двор, что город, изба, что терем». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства. 1 10. «То ли терем, то ли царёв дворец». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства. 1 живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Жанр натюрморта. Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Красота, разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). 4 1,3,7 1,2,5,6,7 1,2,5,6,7 1,2,3 5,6,7 1,2,5,6,7 Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма и цвет, пропорции 1 10 ч 12. Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень, объём и пропорции. 13. Русская зима. Пейзаж в графике: чёрный и белый цвета. 1 14. Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства. 1 15. Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация. 1 16. Всякая красота фантазии да умения требует. Маски — фантастические и сказочные образы, маски ряженых. 1 11. 1 5 Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. 2,4,6,7 Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Роль контраста в композиции. Композиционный центр. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. 1,6,7 2,3,5 1,2,5,6,7 1,2,5,6,7 1,3,6,7 17. В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узорыобереги. 1 18. Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции народного костюма. 1 19. Россия державная. В мире народного зодчества: памятники архитектуры. 1 20. «Город чудный...» Памятники архитектуры: импровизация. 1 21. Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр. 1 5ч 22. Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица. Широкая Масленица. Сюжетнодекоративная композиция: композиционный центр и цвет. 1 23. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Особенности художественного творчества: художник и зритель. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Связь изобразительного искусства с музыкой, песнями, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образ защитника Отечества. Тема любви, дружбы, семьи в искусстве. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной). Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образ современника. Образы человека и природы в живописи. 1 6 1,3,5 2,4,5 1,2,5,6,7 2,3,6 2,4,6,7 2,3,6 1,6,7 24. Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиции мастерства. 1 25. Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет. 1 26. Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет. 1 Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит. 8ч 28. Цветы России на павловопосадских платках и шалях. Русская набойка: традиции мастерства. 1 29. Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм. 1 30. В весеннем небе — салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет. 1 31. Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба. 1 32. Сиреневые перезвоны. свет и цвет. Натюрморт: 1 33. У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства. 1 27. 1 7 Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. 1,3,5 Пейзажи разных географических широт. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Искусство вокруг нас сегодня. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.) Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Образ защитника Отечества. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (Древняя Греция, средневековая Европа, 1,6,7 2,4,5 2,4,7 1,3,5 2,4,5 2,4,7 2,4,6,7 1,6,7 2,4,6,7 34. № п/п 1. Япония или Индия). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект. Раздел, Темы Восхитись вечно живым миром красоты Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно. Количество часов 2,4,6,7 Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности* Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Образы природы и человека в живописи. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Пейзажи родной природы. Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведениями народных 2,3,5 4 класс 11 ч 1 2. Древо жизни — символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень. 1 3. Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет. 1 4. Цветущее дерево — символ жизни. Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи. 1 8 2,4,7 3,4,6,7 2,3,6 5. Птица — символ света, счастья и добра. Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство колорита. 1 6. Конь — символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких разживок. 1 7. Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика. 1 8. Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека. 1 художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Искусство вокруг нас сегодня. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Искусство вокруг нас сегодня. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Образ современника. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Жанр портрета. 9 2,3,6 1,3,7 2,4,5 1,2,5,6,7 Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Жанр пейзажа. Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, ритм. Образы природы и человека в живописи. Разница в изображении природы в разное время года, суток, различную погоду. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Жанр пейзажа. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. 9. Вольный ветер — дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет. 1 10. Движение — жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению: подвижность красочных пятен, линий. 1 11. Осенние метаморфозы. колорит, композиция. 1 14 ч 12. Любуйся ритмами в жизни природы и человека Родословное дерево — древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция. 13. Двенадцать братьев друг за другом бродят... Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт. 1 14. Год не неделя — двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке: 1 Пейзаж: Образ современника. Жанр портрета. Тема любви, дружбы, семьи в искусстве. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Образ человека в традиционной культуре. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Сказочные образы в народной культуре и декоративно- 1 10 1,6,7 2,4,6,7 1,2,3 3,4,6,7 1,6,7 2,4,6,7 композиция, цвет. 15. Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов. 1 16. Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия. 1 17. Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия. 1 18. Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика. 1 19. Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные 1 прикладном искусстве. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Эмоциональные возможности цвета. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Искусство вокруг нас сегодня. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможности использования навыков конструирования и моделирования в жизни человека. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Образы природы и человека в живописи. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Пейзажи разных географических широт. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Образы природы и человека в живописи. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Человек, мир природы в реальной жизни: образы 11 2,4,6,7 1,3,5 2,3,5 2,3,5 1,2,3,5 особенности, композиция. 20. Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, чёрная линия, штрихи в обобщении формы предмета. 1 21. Русское поле. Бородино. Батальный жанр. Портрет. 1 22. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина...» Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит. 1 23. Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика. 1 24. Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих. 1 человека, природы в искусстве. Жанр натюрморта. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём. Жанр натюрморта. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Жанр портрета. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия. Образ защитника Отечества. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере 12 2,3,5 2,4,6,7 1,3,7 2,4,7 2,4,5 изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих. 1 Восхитись созидательными силами природы и человека Вода — живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно. 9ч 27. Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката в технике коллажа. 1 28. Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство. 1 29. Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство. 1 25. 26. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Искусство вокруг нас сегодня. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Искусство вокруг нас. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия. Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия. 1 13 1,2,5,6,7 1,2,5,6 2,3,6 1,2,5,6 1,3,7 30. Всенародный праздник — День Победы. Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества. 1 31. «Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальерное искусство: образы-символы. 1 32. Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности. 1 33. Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности. 1 34. Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные 1 Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Основные темы скульптуры. Выразительность объёмных композиций. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём, ритм. Основные темы скульптуры. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём, ритм. Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира (Древняя Греция, 14 2,4,5 1,2,5,6,7 1,2,5,6 1,3,7 2,4,5 особенности. средневековая Европа, Япония или Индия). Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МАОУ лицей №11 им. В.В.Рассохина № 1 от «27» августа 2021 г. ___________ И.А.Рубан СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УР МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина г. Армавира ______________ А.А.Козлова «27» августа 2021 г 15