Муниципальное образование город Армавир Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета протокол №1 от 31 августа 2021 года Директор __________________ А.М. Абелян ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ по физической культуре (модуль Шахматы) Уровень образования (класс): начальное общее образование Количество часов: 204 часов, (3класс – 102 ч, 4класс – 102 ч) Учитель, разработчики рабочей программы: Рубан Ирина Алексеевна, учитель начальных классов Программа разработана в соответствии и на основе: приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с дополнениями и изменениями) ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286; с учетом: - примерной программы по физической культуре федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г. -УМК: «Физическая культура: программа:1-4 классы» / Т.В.Петрова, Ю.А.Копылов, Н.В.Полянская, С.С. Петров – М: Вентана-Граф, 2013 г. и примерной программы «Шахматы в школе», 1-4 годы обучения/ Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. - М.: Просвещение, 2017 г. г. Армавир, 2021 ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы начального общего образования достигаются в ходе обучения физической культуре в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации обучающихся. Личностные результаты освоения предмета «Физическая культура» в начальной школе должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе. 1. Патриотическое воспитание: — ценностное отношение к отечественному спортивному, культурному, историческому и научному наследию, понимание значения физической культуры в жизни современного общества, способность владеть достоверной информацией о спортивных достижениях сборных команд по видам спорта на международной спортивной арене, основных мировых и отечественных тенденциях развития физической культуры для блага человека, заинтересованность в научных знаниях о человеке. 2. Гражданское воспитание: — представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, освоение и выполнение физических упражнений, создание учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения. 3. Ценности научного познания: — знание истории развития представлений о физическом развитии и воспитании человека в европейской и российской культурно-педагогической традиции; — познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по физической культуре, необходимых для формирования здоровья и здоровых привычек, физического развития и физического совершенствования; — познавательная и информационная культура, в том числе навыки самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; — интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 4. Формирование культуры здоровья: — осознание ценности своего здоровья для себя, общества, государства; ответственное отношение к регулярным занятиям физической культурой, в том числе освоению гимнастических упражнений и плавания как важных 2 жизнеобеспечивающих умений; установка на здоровый образ жизни, необходимость соблюдения правил безопасности при занятиях физической культурой и спортом. 5. Экологическое воспитание: — экологически целесообразное отношение к природе, внимательное отношение к человеку, его потребностям в жизнеобеспечивающих двигательных действиях; ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; - экологическое мышление, умение руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 3 4 Количе ство часов Раздел, Темы Знания о физической культуре История физической культуры в древних обществах. Связь физической культуры с профессионально-трудовой и военной деятельностью История физической культуры в Европе в Средние века. Связь физической культуры с военной деятельностью Физическая культура народов разных стран. Обувь и инвентарь для занятий физическими упражнениями Организация здорового жизни Правильное питание. Правила личной гигиены образа Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) 3 класс 3ч 1 Пересказывать тексты о развитии физической культуры в древнем мире; понимать роль физической культуры в древних обществах; понимать связь между военной деятельностью и спортом 1 Пересказывать тексты о физической культуре Европы в Средние века; понимать связь между военной деятельностью и спортом 1 Описывать особенности физической культуры некоторых стран Востока. Определять состав спортивной одежды в зависимости от времени года и погодных условий; подбирать необходимый инвентарь для занятий разными видами физических упражнений Объяснять значение основных понятий учебной темы («двигательные качества», «выносливость», «сила», «быстрота», «гибкость», «ловкость»); описывать способы развития основных двигательных качеств человека 1ч Формулировать правила здорового питания; обосновывать важность правильного режима питания для здоровья человека; знать продолжительность перерыва между приёмом пищи и активными 1 3 Основные направления воспитательной деятельности* 2,3,5 1,2,4 2,3,5 1,2,5 занятиями физическими упражнениями. Объяснять главные функции кожи; обосновывать необходимость поддержания чистоты кожных покровов; называть правила гигиены кожи; выполнять регулярные гигиенические процедуры 5 6 7 8 9 Наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью Измерение длины и массы тела. Оценка основных двигательных качеств 1ч Физкультурно-оздоровительная деятельность Физические упражнения для утренней гигиенической гимнастики 2ч Упражнения для профилактики нарушений зрения. Комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств 1 Спортивно-оздоровительная деятельность Лёгкая атлетика Основные фазы бега. Беговые упражнения (на короткие дистанции 10–30 м, на выносливость до 1 км, с высоким подниманием бедра, с ускорением). Высокий старт. Прыжковые упражнения (в длину с места, в высоту способом «перешагивание»). Метания малого мяча (способы держания мяча, фазы метания, метание на дальность) Гимнастика с основами акробатики Строевые упражнения и строевые приёмы (построение в одну шеренгу и в колонну, в две (три) шеренги и в колонны; перестроение из одной шеренги в две; выполнение команд 61 ч 1 1 16 ч 16 16 ч 16 4 Объяснять значение измерения длины и массы тела; измерять длину и массу тела; наблюдать свои показатели длины и массы тела. Регулярно вести дневник самоконтроля; понимать необходимость развития основных двигательных качеств; самостоятельно тестировать свои двигательные качества; наблюдать уровень развития своих двигательных качеств. 1,3 Выполнять подготовку помещения к занятиям утренней гигиенической гимнастикой; выполнять усвоенные упражнения для утренней гигиенической гимнастики Выполнять упражнения для профилактики нарушений зрения Выполнять комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств 1,2,5 Называть основные фазы бега; выполнять высокий и низкий старты; бегать с максимальной скоростью на дистанции 30 и 60 м; преодолевать дистанцию 1 км на время; прыгать в длину с места и с разбега, в высоту способом «перешагивание»; выполнять метания малого мяча на дальность с места и с разбега, в цель 1,2,3,4,5 Называть основные положения тела; выполнять строевые команды и упражнения; выполнять гимнастические и акробатические упражнения 1,2,3,4,5 2,3,5 10 11 «Кругом!», «Направо!», «Налево!», «Направо (налево) разомкнись!», «На месте шагом марш!», «Шагом марш!», «Бегом марш!», «Обычным шагом марш!», «Налево (направо) в обход шагом марш!», «Класс, стой!», «Вольно!»; передвижения в колонне с изменением скорости). Лазание по гимнастической стенке разными способами (вправо и влево приставными шагами, по диагонали, вверх и вниз через 1–2 перекладины). Лазание по канату. Ползание попластунски. Кувырок вперёд, стойка на лопатках. Упражнения с гимнастической палкой Кроссовая подготовка Правила техники безопасности при занятиях кроссовой подготовкой. Бег. Челночный бег. Бег на 60 метров. Общие правила для всех видов бега. Бег с ускорением от 15 до 30 метров. Чередование ходьбы и бега. Равномерный медленный бег. Техника выполнения бега на короткие и длинные дистанции. Метание набивного мяча в цель. Подвижные и спортивные игры Подвижные игры с включение бега, прыжков, метаний. Элементы футбола (удары по неподвижному мячу внутренней стороной стопы, внутренней частью подъема стопы, остановка мяча внутренней стороной стопы и передней частью подъема стопы, остановка мяча подошвой, ведение мяча носком ноги.) Удар по неподвижному и катающемуся мячу. Остановка мяча. Ведение мяча. Подвижные игры на основе футбола. Знакомство с правилами игры в баскетбол. Ведение мяча. Передача мяча во время игры. Передача мяча сверху, отскоком. Броски по кольцу. Специальные передвижения без мяча. Ведение мяча. Броски мяча в корзину. Подвижные игры на материале баскетбола. Подбрасывание мяча. Подача мяча. Прием мяча. Передача мяча. Подвижные игры на материале волейбола. Знакомство с североосетинской игрой «Слепой медведь», направленной на развитие координации движений у детей. Знакомство с ингушской игрой «Перетягивание», направленной на 12 ч 12 17 ч 17 5 Знать правила техники безопасности при занятиях кроссовой подготовкой; общие правила для всех видов бега; технику выполнения бега на короткие и длинные дистанции, метание набивного мяча в цель. 1,2,3,4,5 Знать и выполнять правила техники безопасности во время занятий с мячом; освоить элементы игры в футбол, баскетбол, волейбол; организовывать и проводить подвижные игры; договариваться о правилах игры и развивать другие навыки общения со сверстниками. Освоить игры народов мира, направленных на развитие силы и ловкости детей, сплочение коллектива, развитие внимания, развитие смекалки у детей младшего школьного возраста. 1,2,3,4,5 12 13 14 15 16 воспитание чувства коллективизма и сплоченности. Кабардино-балкарская народная игра «Повелитель лунки». Освоение игры. Знакомство с правилами игры «Два мороза», направленной на развитие скорости бега и ловкости у детей. Шахматы Сведения из истории шахмат История возникновения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований. 34 ч 1ч 1 Базовые понятия шахматной игры Шахматная комбинация: задачи на мат в два хода, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат». Основы разыгрывания дебюта, атака на короля в дебюте. Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи, правило квадрата, отталкивание плечом, реализация лишней пешки. 20 ч 20 Конкурсы решения позиций Конкурсы решения позиций на дебютные ловушки, способы атаки на короля, уничтожение защиты, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «спёртый мат». 4ч 4 Соревнования Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». 8ч 8 Шахматный праздник 1ч Участие в школьном 1 6 Знают историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, различные системы проведения шахматных соревнований. 3,4 Знают шахматные комбинации и тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», основы разыгрывания дебюта: развитие фигуры, дебютные ловушки, короткие партии. Умеют решать позиции на мат в два хода, находить тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат», атаковать рокировавшегося и нерокировавшегося короля в дебюте, проводить пешку в ферзи. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. 1,2,3,4,5 Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение 1,2,5 Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. Осваивают правила игры. Активно 1,2,3 1,2,3,4,5 спортивно-шахматном празднике. № п/п 1 Раздел, Темы Знания о физической культуре История физической культуры в России. Связь физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями страны участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. Количество часов 4 класс 3ч 1 2 Возрождение Олимпийских игр. Важнейшие символы Олимпийских игр Опорно-двигательная система человека 1 3 Предупреждение травматизма во время занятий физическими упражнениями. 1 7 Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности* Описывать с помощью иллюстраций в учебнике виды традиционных спортивных игр и развлечений, характерных для нашей страны; обосновывать значение традиционных спортивных развлечений на Руси; объяснять связь между видами спорта и природными особенностями нашей страны; называть самые популярные виды спорта в России Анализировать и отвечать на вопросы по тексту о возрождении Олимпийских игр; объяснять различие между летними и зимними Олимпийскими играми; объяснять значение цветов Олимпийских колец; с помощью иллюстраций в тексте учебника называть талисманы Олимпиады 2014 г.; описывать церемонию открытия Олимпийских игр Называть части скелета человека; определять функции частей скелета и мускулатуры человека Различать основные виды травм; освоить приёмы оказания 2,3,5 1,2,4 2,3,5 Дыхательная система человека. Профилактика заболеваний органов дыхания 4 5 6 7 первой доврачебной помощи при простых травмах. Понимать строение дыхательной системы человека; характеризовать процесс дыхания; объяснять функцию дыхательной системы; называть способы тренировки дыхания; понимать связь между курением и заболеваемостью органов дыхания Определять понятия «ходьба», «бег», «прыжки», «лазание», «ползание», «плавание»; выявлять и характеризовать различия между основными способами передвижения человека Организация здорового образа жизни Массаж. Причины утомления. Понятие о массаже, его функции Демонстрация простейших приёмов массажа Наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью Измерение сердечного пульса. Оценка состояния дыхательной системы 1ч Физкультурно-оздоровительная деятельность Физические упражнения для утренней гигиенической гимнастики 2ч Физические упражнения физкультминуток Физические упражнения для 1 Определять понятие «массаж»; объяснять роль массажа; демонстрировать простейшие приёмы массажа (поглаживания, разминания) 1,2,5 Характеризовать понятие «частота сердечных сокращений»; объяснять функции сердца; измерять частоту сердечных сокращений; наблюдать собственную ЧСС в состоянии покоя. Понимать связь между физической тренированностью человека и частотой дыхания в покое; оценивать состояние дыхательной системы по частоте дыхания в покое и после физической нагрузки 1,3 Выполнять освоенные упражнения для утренней гигиенической гимнастики; самостоятельно изменять комплекс упражнений для утренней гигиенической гимнастики Выполнять физкультминутки в домашних условиях Выполнять физические 1,2,5 1ч 1 1 1 для 8 2,3,5 профилактики нарушений осанки 8 9 10 11 упражнения для профилактики нарушений осанки Спортивно-оздоровительная деятельность Лёгкая атлетика Беговые упражнения (бег на короткие дистанции 10–60 м, на дистанцию до 1 км, бег с изменением направления движения, с поворотами вокруг своей оси, спиной вперёд, с чередованием максимальной и средней скорости). Высокий старт. Прыжки (в длину с разбега, в высоту способом «перешагивание», многоскоки). Метание малого мяча на дальность с разбега 61 ч Гимнастика с основами акробатики Построения, перестроения, расчёты, передвижения в колонне (повторение материала курса 3 класса). Выполнение строевых приёмов в усложнённых условиях (с закрытыми глазами, в быстром темпе, после выполнения физической нагрузки). Лазание по канату. Ползание попластунски. Кувырок вперёд. Стойка на лопатках Кроссовая подготовка Правила техники безопасности при занятиях кроссовой подготовкой. Бег. Челночный бег. Бег с препятствиями. Бег на 60 и 100 метров. Общие правила для всех видов бега. Бег с ускорением от 30 до 60 метров. Чередование ходьбы и бега. Равномерный медленный бег. Техника выполнения бега на короткие и длинные дистанции. Метание набивного мяча в цель. Подвижные и спортивные игры Правила и элементы игры в волейбол (нижняя прямая и верхняя прямая подачи; приём и передача мяча двумя руками сверху; приём мяча двумя руками снизу). Игры с бросанием волейбольного мяча на дальность и на дальность отскока мяча после броска одной рукой о стену. Правила и элементы игры в баскетбол (ведение мяча левой и правой руками; передача мяча одной и двумя руками от груди; бросок мяча двумя руками из-за головы, одной рукой от груди, приём 13 ч 13 12 ч 12 22 ч 22 14 ч 14 9 Называть правила техники безопасности на уроках лёгкой атлетики; правильно выполнять технику бега и прыжков; бегать с максимальной скоростью на разные дистанции до 60 м; бегать дистанцию 1 км на время; выполнять прыжок в длину с разбега способом согнув ноги; метать малый мяч на дальность и на точность; выполнять прыжок в высоту способом «перешагивание» 1,2,3,4,5 Называть правила техники безопасности на уроках гимнастики и акробатики; выполнять строевые упражнения и строевые приёмы; выполнять акробатические упражнения, лазание, ползание 1,2,3,4,5 Знать правила техники безопасности при занятиях кроссовой подготовкой; общие правила для всех видов бега; технику выполнения бега на короткие и длинные дистанции, метание набивного мяча в цель. 1,2,3,4,5 Называть правила техники безопасности на спортивных площадках; знать правила игры в футбол, волейбол и баскетбол; организовывать и проводить подвижные игры; договариваться с другими участниками о правилах игры и развивать другие навыки общения со сверстниками. Освоить игры народов мира, направленных на развитие силы 1,2,3,4,5 15 16 17 мяча двумя руками). Подвижные игры с мячом. Удар по неподвижному и катающемуся мячу. Остановка мяча. Ведение мяча. Подвижные игры на основе футбола. Специальные передвижения без мяча. Ведение мяча. Броски мяча в корзину. Подвижные игры на материале баскетбола. Подбрасывание мяча. Подача мяча. Прием мяча. Передача мяча. Подвижные игры на материале волейбола. Разучивание подвижной игры «Караси и щука», направленной на развитие смелости и ловкости. Разучивание дагестанской игры в «Альчик», направленной на развитие ловкости у младших школьников. Разучивание чеченской игры в «Утушка», направленной на развитие смекалки у детей младшего школьного возраста. Шахматы Сведения из истории шахмат История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России. Базовые понятия шахматной игры Тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген». Основы дебюта: открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты, слабые пункты f2/f7, перевес в развитии фигур, выбор хода и оценка позиции, перевес в пространстве. Основы эндшпиля: простейшие ладейные и легкофигурные окончания. Конкурсы решения позиций Конкурсы решения позиций на все пройденные тактические приёмы и и ловкости детей, сплочение коллектива, развитие внимания, развитие смекалки у детей младшего школьного возраста. 34 ч 1ч 1 22 ч 22 2ч 2 10 Знают о появлении шахмат на Руси, о том, как зарождалась шахматная культура в России. 3,4 Знают тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген», основы теории Итальянской партии, Защиты двух коней, Русской партии, способы разрушения прикрытия короля при равносторонней и разносторонней рокировках. Умеют находить тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген», разыгрывать открытые дебюты по теории, использовать перевес в развитии в дебюте, атаковать короля при равносторонней и разносторонней рокировках, разыгрывать простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против ладьи (позиции Филидора и Лусены), простейшие легкофигурные окончания. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. 1,2,3,4,5 Расставляют позицию для решения упражнений, решают 1,2,5 шахматные комбинации шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. 18 Соревнования Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». 8ч 8 19 Шахматный праздник Участие в школьном спортивно-шахматном празднике. 1ч 1 Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. 1,2,3 Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. 1,2,3,4,5 *Номера соответствуют воспитательным направлениям, прописанным в личностных результатах, с учетом уровня образования (НОО, ООО, СОО). СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МАОУ лицей №11 им. В.В.Рассохина № 1 от «27» августа 2021 г. ___________ И.А.Рубан СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УР МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина г. Армавира ______________ А.А.Козлова «27» августа 2021 г 11