Положение о лицейском информационно-библиотечном центре МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 11
ИМЕНИ ВЯЧЕСЛАВА ВЛАДИМИРОВИЧА РАССОХИНА

РАССМОТРЕНО:
на педагогического совета
МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина
протокол № 2 от 03.11.2023 года

УТВЕРЖДЕНО:
Директор
______________
А.М. Абелян
Приказ № 01-10/709
от 18.12.2023 г.

Положение
о лицейском
информационно-библиотечном центре
МАОУ лицея № 11
им. В.В. Рассохина

г. Армавир

I. Общие положения
1. Настоящее положение разработано в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Законом Краснодарского края от 16 июля
2013 года № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае», Законом от 27 июля
2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» закрепляющими право граждан на
получение образования, выбор общеобразовательного учреждения и формы
получения образования, Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О
противодействии экстремистской деятельности».
2. Лицейский информационно-библиотечный центр (Далее - ЛИБЦ) является
структурным подразделением лицея, участвующим в учебно-воспитательном
процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на
бесплатное пользование информационными ресурсами лицейского информационнобиблиотечного центра.
3. В своей деятельности лицейский информационно-библиотечный центр (ЛИБЦ)
руководствуется:
– нормативными и регламентирующими документами региональных и местных
органов управления образованием, Уставом и Правилами внутреннего трудового
распорядка лицея.
4. Цели ЛИБЦ соотносятся с целями лицея: формирование общей культуры личности
обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания
общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы
для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных
образовательных программ и обеспечение современных условий обучения и
воспитания как ключевого инструмента новой инфраструктуры образовательной
организации.
5. ЛИБЦ руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства
образования Российской Федерации, уставом лицея, положением о лицее,
утвержденным директором лицея.
6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и
условия их предоставления определяются Положением
о Лицейском
информационно-библиотечном центре и Правилами пользования Лицейским
информационно-библиотечным центром, утвержденными директором лицея.
7. Лицей несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания лицея.
8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в
соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями.
II. Основные задачи
1. Основными задачами ЛИБЦ лицея являются:
а) обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся,
педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям)

обучающихся (далее — пользователям) — доступа к информации, знаниям, идеям,
культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных
ресурсов лицея на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд
периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
поиску, отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых ЛИБЦ лицея услуг на основе внедрения
новых
информационных
технологий
и
компьютеризации
библиотечноинформационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
III. Основные функции
1. Для реализации основных задач ЛИБЦ:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов лицея:
• комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными ресурсами на традиционных
и нетрадиционных носителях информации;
• пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет;
б) создает информационную продукцию:
• осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические
картотеки), электронный каталог;
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.);
• обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
• организует обучение навыкам независимого пользователя ЛИБЦ и потребителя
информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с
книгой и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе
их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области
педагогических инноваций и новых технологий;
• содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации,
проведению аттестации;
• создает банк педагогической информации как основы единой информационной
службы
общеобразовательного
учреждения,
осуществляет
накопление,
систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
• организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях;
просмотр электронных версий педагогических ресурсов;

• осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений и публикаций), информирование руководства лицея по вопросам
управления образовательным процессом;
• способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (иных законных представителей) обучающихся:
• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
ЛИБЦ;
• консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;
• консультирует по вопросам фонда ресурсов для обучающихся.
IV. Организация деятельности ЛИБЦ.
1. ЛИБЦ лицея по своей структуре делится на:
– зону для получения информационных ресурсов во временное пользование (зона
абонемента);
– зону для самостоятельной работы с ресурсами на различных типах носителей (зона
читального зала и медиатека);
– зону для коллективной работы, проектной и исследовательской деятельности с
гибкой организацией пространства;
– презентационную зону для организации выставок и экспозиций;
– рекреационную зону для разнообразного досуга и проведения мероприятий,
организации открытой библиотеки;
– зону хранения ресурсов.
2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным
планами лицея, программами, проектами и планом работы ЛИБЦ лицея.
3. В целях обеспечения модернизации ЛИБЦ лицея в условиях информатизации
образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, лицей обеспечивает
ЛИБЦ:
•
гарантированным
финансированием
комплектования
библиотечноинформационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
• необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со
структурой ЛИБЦ и нормативами по технике безопасности эксплуатации
компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения,
коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с
положениями СанПиН;
• телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми
программными продуктами;
• ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования ЛИБЦ;
• необходимой техникой и канцелярскими принадлежностями.
В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в
работе с детьми и юношеством ЛИБЦ взаимодействует с другими ШИБЦ города.
4. Лицей создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества
ЛИБЦ.
5. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
ЛИБЦ, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями

учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для
деятельности ЛИБЦ несет директор лицея в соответствии с уставом лицея.
6. Режим работы ЛИБЦ определяется педагогом-библиотекарем в соответствии с
правилами внутреннего распорядка лицея.
V. Организация противодействия экстремистской деятельности
В ЛИБЦ лицея запрещается издание и распространение печатных, аудио-,
аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков,
предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года
№ 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», не допускается
наличия
экстремистских
материалов,
призывающих
к
осуществлению
экстремистской деятельности, обосновывающих или оправдывающих необходимость
осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии,
публикаций, обосновывающих или оправдывающих национальное и (или) расовое
превосходство, практику совершения военных или иных преступлений,
направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической,
социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от
25 июля 2002 года № 114-ФЗ относятся:
а) официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
б) материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с
международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и
содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи I настоящего
Федерального закона;
в) любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи настоящего Федерального закона.
В помещении ЛИБЦ размещается Федеральный список экстремистской
литературы, утвержденный федеральным органом исполнительной власти,
запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
VI. Управление. Штаты
1. Управление ЛИБЦ лицея осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации и уставом лицея.
2. Общее руководство деятельностью ЛИБЦ осуществляет директор лицея.
3. Руководство ЛИБЦ лицея осуществляет педагог-библиотекарь, который несет
ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором
лицея, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за
организацию и результаты деятельности ЛИБЦ в соответствии с функциональными
обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым
договором и уставом лицея.
4. Педагог-библиотекарь осуществляет воспитательную деятельность в соответствии
с Профессиональным стандартом педагога-библиотекаря, утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 января 2023
года №53н (Регистрационный номер 571).

5. Педагог-библиотекарь заключает трудовой договор с директором лицея, является
членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета
общеобразовательного учреждения.
6. Педагог-библиотекарь разрабатывает и представляет директору лицея на
утверждение следующие документы:
а) положение о Лицейском информационно-библиотечном центре,
б) правила пользования Лицейским информационно-библиотечным центром;
в) структуру и график работы Лицейского информационно-библиотечного центра,
которые разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением о
Лицейском
информационно-библиотечном
центре
с
использованием
«Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках»
(Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации
от 3 февраля 1997 г. № 6);
г) планово-отчетную документацию;
д) технологическую документацию.
7. Порядок комплектования штата ЛИБЦ регламентируется уставом лицея.
8. Трудовые отношения педагога-библиотекаря регулируются трудовым договором,
условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации
о труде.
VII. Права и обязанности педагога-библиотекаря:
1. Педагог-библиотекарь имеет право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в
соответствии с целями и задачами, указанными в уставе лицея и положении о
Лицейском информационно-библиотечном центре;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
в) рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать ресурсы из фондов в соответствии с инструкцией по
учету фонда ЛИБЦ;
д) определять в соответствии с правилами пользования ЛИБЦ, утвержденными
директором лицея, и по согласованию с родительским комитетом или
попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного
пользователями ЛИБЦ;
е) иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными актами;
ж) быть представленными к различным формам поощрения;
з) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.
2. Педагог-библиотекарь обязан:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
ЛИБЦ;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых ЛИБЦ услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями
учебных
ресурсов,
образовательными
программами
лицея,
интересами,
потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий пользователей;

д)
совершенствовать
информационно-библиографическое
и
библиотечное
обслуживание пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы ЛИБЦ;
з) отчитываться в установленном порядке перед директором лицея;
и) повышать квалификацию.
к) педагог-библиотекарь ежеквартально проводит сверку вновь поступивших
ресурсов в фонд ЛИБЦ (новой литературы) с Федеральным списком экстремистских
материалов, расположенном на сайте http://minjust.ru. Выявленные экземпляры
изымаются из оборота ЛИБЦ и подлежат списанию.
л) ежемесячно проводит сверку фонда ресурсов с обновлениями федерального списка
экстремистских материалов.
м) педагог-библиотекарь ведет осуществление воспитательного процесса с целью
духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной
социализации обучающихся на основе формирования у них опыта общественно и
личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета
индивидуальных потребностей в соответствии с Профессиональным стандартом
педагога-библиотекаря, утвержденного приказом Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 30 января 2023 года №53н (Регистрационный
номер 571).
VIII. Права и обязанности пользователей ЛИБЦ.
1. Пользователи ЛИБЦ имеют право:
а) получать полную информацию о составе фонда ЛИБЦ, информационных ресурсах
и предоставляемых ЛИБЦ услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом ЛИБЦ;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания и другие источники информации;
д) продлевать срок пользования ресурсами;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические
справки на основе фонда ЛИБЦ;
ж) участвовать в мероприятиях, проводимых ЛИБЦ;
з) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору лицея.
2. Пользователи ЛИБЦ обязаны:
а) соблюдать правила пользования ЛИБЦ;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркивания, пометки), иным ресурсам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки ресурсов в открытом доступе ЛИБЦ,
расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными ресурсами только в помещении ЛИБЦ;
д) убедиться при получении ресурсов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом
педагога-библиотекаря. Ответственность за
обнаруженные дефекты в сдаваемых ресурсах несет последний пользователь;

е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный ресурс
(исключение: обучающиеся 1—4 классов);
ж) возвращать ресурсы в ЛИБЦ в установленные сроки;
з) заменять ресурсы ЛИБЦ в случае их утраты или порчи им равноценными, либо
компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования ЛИБЦ;
и) полностью рассчитаться с ЛИБЦ по истечении срока обучения или работы в лицее.
3. Порядок пользования ЛИБЦ:
а) запись в ЛИБЦ обучающихся производится по списочному составу класса,
педагогических и иных работников лицея - в индивидуальном порядке, родителей
(иных законных представителей) обучающихся — по паспорту;
б) перерегистрация пользователей ЛИБЦ производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования ЛИБЦ, является читательский
формуляр;
г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю ресурсов из фонда
ЛИБЦ и их возвращения в ЛИБЦ.
4. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух
ресурсов одновременно;
б) максимальные сроки пользования ресурсами:
— учебники, учебные пособия — учебный год;
— ресурсы (научно-популярная, познавательная, художественная литература) — 14
дней;
— периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования ресурсами, если на них отсутствует
спрос со стороны других пользователей.
5. Порядок пользования читальным залом:
а) ресурсы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном
экземпляре ресурсы выдаются только для работы в читальном зале;
6. Порядок работы с компьютером, расположенным в ЛИБЦ:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по
графику, утвержденному директором лицея и в присутствии педагога-библиотекаря;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно;
в) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».