Музыка РП 21-22г

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
протокол №1
от 31 августа 2021 года
Директор
__________________ А.М. Абелян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по

музыке

Уровень образования (класс): начальное общее образование, 1-4 классы
Количество часов: 133ч ( 1 класс-31 ч, 2 класс-34ч, 3класс-34ч, 4класс-34 ч)
Учителя, разработчики рабочей программы: Мирошниченко Ольга
Николаевна , Козлова Анна Александровна , учителя начальных классов
Программа разработана в соответствии и на основе:
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. № 373 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования" (с
дополнениями и изменениями) ФГОС начального общего образования,
утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021 № 286;
с учетом: примерной основной образовательной программы начального
общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим
объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5)
-УМК: Музыка. 1-4 классы: учебники для учащихся общеобразовательных
организаций /Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М. Просвещение,
2020

г. Армавир, 2021

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки
у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных
действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных)
позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для
начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и
воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций, в том числе в части:
1. Гражданско-патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности;
- знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение
музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;
- проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края,
музыкальной культуры народов России;
- уважение к достижениям отечественных мастеров культуры;
- стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города,
республики.
2. Духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной
деятельности.
3. Эстетического воспитания:
- восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным
традициям и творчеству своего и других народов;
- умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства.
4. Ценности научного познания:
- первоначальные представления о единстве и особенностях
художественной и научной картины мира;
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде;
- бережное отношение к физиологическим системам организма,
задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание,
артикуляция, музыкальный слух, голос);

- профилактика умственного и физического утомления с
использованием возможностей музыкотерапии.
6. Трудового воспитания:
- установка на посильное активное участие в практической
деятельности;
- трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;
- интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и
искусства;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
7. Экологического воспитания:
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих ей вред.
Регулятивные УУД:
- умение
строить речевые высказывания о музыке (музыкальном
произведении) в устной форме (в соответствии с требованиями учебника для
1 класса);
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
- умение проводить простые сравнения между музыкальными
произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в
учебнике критериям;
- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между
произведениями музыки и изобразительного искусства;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебника.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение,
взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих
задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» являются
формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
• определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных
определений, представленных в учебнике для 1 класса;
• узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты
( рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты
(гармонь, баян, балалайка);

• проявлять навыки вокально - хоровой деятельности (вовремя начинать и
заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно
выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при
исполнении, понимать дирижерский жест).
• воспринимать музыку различных жанров;
• эстетически
откликаться
на искусство, выражая своё отношение к
нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного
(хорового
и
инструментального)
воплощения
различных
художественных образов.
• воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и
окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
• узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
• исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение,
драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).
Обучающийся получит возможность научиться:
• владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов
(быстро - медленно) динамики (громко - тихо);
• определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании
различных музыкальных инструментов, в том числе и современных
электронных;
• продемонстрировать
понимание
интонационно-образной
природы
музыкального
искусства,
взаимосвязи
выразительности
и
изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации
сравнения произведений разных видов искусств.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 1 класса
обучающиеся должны
знать:
- музыкальные жанры (марш, танец, песня);
- музыкальные инструменты (рояль, фортепиано, арфа);
- народные инструменты (гусли, гармонь, балалайка, бубен, ложки).
уметь:
- определять характер и настроение музыки;
- вовремя начинать и заканчивать пение, петь по фразам.
- участвовать в музыкальных играх и импровизациях.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных
произведениях) в устной и письменной форме;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей.
Познавательные УУД:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебника для 2 класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными
произведениями, а также произведениями музыки, литературы и
изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями
искусства на основе выявления сущностной связи.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со
сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе
являются формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
• определять характер и настроение музыки с учетом терминов и
образных определений, представленных в учебнике для 2 класса;
• понимать главные отличительные особенности музыкально театральных жанров - оперы и балета;
• узнавать по изображениям и различать на слух тембры музыкальных
инструментов, пройденных в 1 классе. А также органа и клавесина;
• узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
• продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих
голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
• продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное
восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и
музыкально-творческой деятельностью;
• высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений,
выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
Обучающийся получит возможность научиться:
• показать определенный уровень развития образного и ассоциативного
мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого
голоса;
• эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить
свое впечатление в пении или пластике;
• продемонстрировать понимание интонационно-образной природы
музыкального
искусства,
взаимосвязи
выразительности
и
изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в
ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 2 класса
обучающиеся должны
знать:

- музыкальные термины (минор, мажор, хор, мелодия, марш, танец,
песня, колядка);
- музыкальные инструменты (изученные в первом классе, а также орган
и клавесин);
- композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, М.Глинка).
уметь:
- определять характер и настроение музыки;
- передавать в пении характер песни;
- слышать паузы, ясно и четко произносить слова при исполнении.
Участвовать в музыкальных играх и импровизациях.
Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе
является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности,
включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и
способам решения новой частной задачи;
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания
«я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле
поступков как собственных. Так и окружающих людей;
- наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе
знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной
культуры;
- позитивная самооценка своих музыкально - творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме (в
соответствии с требованиями учебника для 3-го класса)
- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и
художественно-творческих задач;
- умение использовать знаково-символические средства, представленные в
нотных примерах учебника.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебника для 3-го класса;

- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными
произведениями, а также произведениями музыки, литературы и
изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
-осуществление простых обобщений между отдельными произведениями
искусства на основе выявления сущностной связи;
- осуществление элементов синтеза как составление целого.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со
сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе
являются формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
• демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих
голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
• проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие
музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкальнотворческой деятельностью
• выражать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в
музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения
произведений разных видов искусств;
• эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить
свое впечатление в пении, игре или пластике;
• показать определенный уровень развития образного и ассоциативного
мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого
голоса;
• знать имена выдающихся зарубежных и отечественных композиторов(
П.Чайковский, В.Моцарт, А.Бородин, Н.Римский- Корсаков,
М.Глинка);
• уметь соотносить простые образы народной и профессиональной
музыки.
Обучающийся получит возможность научиться:
• знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных
смычковых и деревянных инструментов;
• определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и
музыкальный язык народного и профессионального музыкального
творчества разных стран мира.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 3 класса:
обучающиеся должны
знать:

•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•

- музыкальные термины (мелодия, кант, опера, сюита, балет);
- фамилии выдающихся русских и зарубежных композиторов;
- узнавать их по фотографиям (П.Чайковский, М.Глинка, Г.Свиридов,
М.Мусоргский, А.Бородин);
- музыкальные инструменты, входящие в группу струнных смычковых.
уметь:
- определять характер и основные интонации музыки – вопрос,
радость, жалость;
- узнавать музыкальные произведения, изученные в 3 классе (не менее
трех);
- во время пения передавать характер песни, делать кульминации,
правильно распределять дыхание во фразе.
Участвовать в музыкальных импровизациях и концертах.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
знать/понимать:
взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература,
изобразительное искусство, кино, театр);
музыку разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт,
сюита, кантата, романс, прелюдия и т.д.);
тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов
симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов;
тембров вокальных голосов;
основные формы музыки и приемы музыкального развития;
характерные
особенности
музыкального
языка
П.И.Чайковского,
Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена,
Л.Э. Грига, Ф.Шопена;
уметь:
выявлять характерные особенностей русской музыки (народной и
профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;
умения анализировать содержание, форму, музыкальный язык на
интонационно-образной основе;
определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
эмоционально-осознанно воспринимать музыку, уметь давать личностную
оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать
индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало,
окончание, плавное звуковедение;
петь более сложные ритмические рисунки, понимать дирижерские жесты;
участвовать в музыкальных импровизациях и концертах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
• формировать постоянную потребность общения с музыкой, искусством вне
школы, в семье;
• развивать
навыки
художественного,
музыкально-эстетического
самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Содержание 1 класса раскрывает картину звучащего мира,
окружающего ребенка. Рассказывается, что музыка звучит повсюду - в
природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и
театральных постановках.
Во 2 классе содержание углубляется за счет привлечения более широкого
контекста музыкальных и других художественных явлений.
В 3 классе акцентируется проблема, связанная с многообразием содержания
музыкальных произведений.
В 4 классе предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван
формировать у ребенка современную картину мира.
В программе реализуется целостный подход к музыкальной
деятельности, включающий: исполнение, слушание и импровизирование
музыки. При этом все виды музыкальной деятельности направлены на
осознание языка музыкального искусства и протекают как творческий
процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности
ребенка, проявляется его творческая активность.
Музыкальный материал концентрируется вокруг тем, каждая из
которых объединяет несколько занятий. В темах отражается содержание
музыкального искусства: сказочные сюжеты, образы природы; исторические
сюжеты, героические образы в музыке; русское народное музыкальное
творчество и творчество других народов; исполнительское мастерство
инструменталистов и вокалистов.
В занятиях используются разнообразные задания в различных видах
музыкальной деятельности. Дети поют попевки и песни, слушают музыку и
занимаются импровизацией. Разнообразие форм работы позволяют вовремя
переключить внимание детей, снизить их утомление путем умелого
поддержания интереса к той или иной деятельности.
Виды занятий на уроке
Пение - хорошо знакомый вид музицирования. Задатками музыкальных
способностей обладает подавляющее большинство детей. Однако уровень
музыкально-певческих данных у детей весьма разнообразен. Поэтому
главная задача учителя - развивать у детей вокальный (тембровый) слух и
слух звуковысотный одновременно, что осуществляется на разнообразном

певческом материале: попевок, русских народных мелодий, либо мелодий,
близких им по интонационному строю. Вокально-хоровые навыки
формируются постепенно. Певческие возможности детей к пятому классу
значительно возрастают. В пении развивается метроритмическое чувство
детей. Осознание фразы, членение ее на отдельные ритмические мотивы.
Слушание музыки - накопление музыкальных впечатлений,
обогащение восприятия разнохарактерными интонациями, главным образом
программной музыки: песенными, танцевальными, маршевыми. Ставится
задача - познакомить младших школьников с музыкой крупных русских и
зарубежных композиторов: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. РимскогоКорсакова, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева, И.Ф.
Стравинского, Г.В. Свиридова, Р.К. Щедрина, И.С. Бах, В.А. Моцарта, Л.
Бетховена, К. Дебюсси. Дети получают от музыки эстетическое
удовольствие. В то же время они учатся ее "слышать". Средства музыкальной
выразительности наиболее ярко раскрываются именно в процессе слушания
музыки. Музыкальный материал дает возможность для сравнения средств
музыкальной выразительности в произведениях разных композиторов и
стилей музыки.
Движение под музыку чаще всего сопровождают процесс слушания
музыки и помогают лучше чувствовать общий характер произведения, его
форму, регистры, темп исполнения, динамические оттенки, тембровые
особенности. Они содействуют развитию эмоциональной отзывчивости на
музыку, так как включаясь своими движениями или аккомпанементом в ход
восприятия музыки, дети становятся ее исполнителями, что помогает им
глубже "войти в образ" музыкального произведения.
Импровизационное творчество детей опирается на восприятие
музыки, музыкальный слух, творческую фантазию ребенка и выражается в
способности комбинировать, создавать свое на основе имеющегося
музыкально-слухового опыта. Музыкальная импровизация используется для
творческого развития учащихся, а также для углубления, закрепления и
освоения знаний о музыке. В музыкальные занятия включаются все
доступные виды импровизирования: движения, ритмические
аккомпанементы, ритмические игры, мелодизация стихотворений,
инсценирование.
Программа предусматривает музыкальное развитие в различных
формах музыкальной работы на основе их взаимосвязи, что осуществляется
тематическим объединением учебного материала и систематическим
освоением навыков в разных видах музыкальной деятельности.

Формы реализации программы:
- фронтальная;
- парная;
- групповая;
- индивидуальная.
Методы реализации программы:
- наблюдение;
- практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- информативный;
- частично-поисковый.
Способы и средства:
- технические средства;
- дидактические материалы;
- портреты.
2. Содержание 1 класса:
Музыка вокруг нас – 16 ч
И муза вечная со мной! Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа
музыки — мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука
каждому нужна… Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты.
«Садко» (из русского былинного сказа). Музыкальные инструменты.
Звучащие картины. Разыграй песню. Пришло Рождество, начинается
торжество. Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы.
Музыка и ты – 15 ч
Край, в котором ты живёшь. Композитор, поэт, художник. Музыка утра.
Музыка вечера. Музыкальные портреты. Разыграй сказку(Баба – Яга. Русская
сказка). У каждого свой музыкальный инструмент. Музы не молчали.
Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты.
Чудесная лютня (по алжирской сказке). Звучащие картины. Музыка в цирке.
Дом, который звучит. Опера-сказка. Ничего на свете лучше нету... Афиша.
Программа. Твой музыкальный словарик. Заключительный урок - концерт.
В 1 классе программа предусматривает знакомство детей с
доступными произведениями русских композиторов XIX в.: М.И. Глинки,
П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и композиторов XX века: С.С.
Прокофьева, Г.В. Свиридова. Песенное творчество представлено
композиторами: В. Шаинским, Р. Паулсом, Г. Струве, Г. Гладковым и др.
Учащиеся знакомятся также с музыкой западных композиторов: Э.Григ, Ж.Ф.Рамо.

Дети учатся воспринимать и исполнять музыку, импровизировать на
настроение, вызванное природой; мелодизировать на тексты колыбельных,
принимать участие в концертных мероприятиях школы.
Содержание 2 класса:
Россия-Родина моя (3 ч)
Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Гимн России.
День полный событий (6 часов).
Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Прогулка. Танцы,
танцы, танцы… Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку.
Колыбельные. Мама
О России петь – что стремиться в храм (5 ч)
Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли Русской.
Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. С Рождеством
Христовым! Рождество Христово.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (4 ч)
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню.
Выходили красны девицы. Бояре, а мы к вам пришли. Музыка в народном
стиле. Сочини песенку. Проводы зимы. Встреча весны.
В музыкальном театре (5 ч)
Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Театр оперы и
балета. Волшебная палочка. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.
Какое чудное мгновение! Увертюра. Финал.
В концертном зале (5 ч)
Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье …(6 ч)
Волшебный цветик - семицветик. Музыкальные инструменты. Музыкальные
инструменты. И всё это – Бах!
Всё в движении. Тройка. Попутная песня. Музыка учит людей
понимать друг друга. Два лада. Легенда. Природа и музыка. Весна. Осень.
Печаль моя светла. Первый мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии?
Обобщающий урок. (1ч)
Во 2 классе продолжается знакомство с творчеством М.И. Глинки,
П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, Г.В. Свиридова, С.С.
Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Л. Бетховена и с произведениями новых для
учащихся композиторов: А.П. Бородина, Э. Грига, Ф. Шуберта.
Разучиваются песни: И. Дунаевского, В. Шаинского, Р. Паулса, А.
Филиппенко, Ю. Чичкова, Е. Крылатова, Г. Струве, Г. Гладкова, А.
Спадавеккиа и др.
Дети учатся воспринимать и исполнять музыку, импровизировать в

характере музыкальных образов выразительные движения, участвовать в
ритмических играх, в игре "Я - композитор", инсценировать песни и сказки
разных народов, мелодизировать тексты стихотворений, в том числе
частушек.
Содержание 3 класс:
Россия – Родина моя 5 ч
Мелодия – душа музыки. Природа и музыка. Звучащие картины. Виват,
Россия! Наша слава — русская держава. Кантата «Александр Невский».
Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля... Да будет во веки веков
сильна...
День полный событий 4 ч
Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. В детской.
Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.
О России петь — что стремиться в храм 4 ч
Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. Древнейшая песнь
материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! Вербное воскресенье.
Вербочки. Святые земли Русской.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло 4 ч
Настрою гусли на старинный лад… Певцы русской старины. Былина о Садко
и Морском царе. Лель, мой Лель… Звучащие картины. Прощание с
Масленицей.
В музыкальном театре 6 ч
Опера «Руслан и Людмила»: Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра.
Опера «Орфей и Эвридика». Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.
Полна чудес могучая природа… В заповедном лесу.
Океан — море синее. Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. В
современных ритмах.
В концертном зале 6 ч
Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты. Звучащие картины.
Музыкальные инструменты. Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта.
Севера песня родная.«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть
симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… 5 ч
Чудо-музыка. Острый ритм — джаза звуки. Люблю я грусть твоих просторов.
Мир С. Прокофьева. Певцы родной природы. Прославим радость на земле.
Радость к солнцу нас зовет.
В 3 классе программа предусматривает знакомство учащихся с
произведениями более крупной формы известных им композиторов. Они
слушают музыку из оперы и балета, например, "Сказка о царе Салтане" Н.А.
Римского-Корсакова, "Щелкунчик" П.И. Чайковского, кантату

С.С. Прокофьева "Александр Невский", отдельные номера из оперы М.И.
Глинки "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя").
Новые композиторы представлены именами В.А. Моцарта, А.К. Лядова, М.П.
Мусоргского, А.И. Хачатуряна, И.С. Баха.
Расширяется песенный репертуар. Разучиваются песни: Г. Гладкова,
Е. Птичкина, В. Шаинского, Е. Крылатова, Р. Паулса, Ю. Чичкова, И.С. Баха,
Э. Грига, В.А. Моцарта и др. Дети поют отдельные фрагменты из оперы и
балета, "Колыбельную Гвидона" из оперы Н.А. Римского-Корсакова
"Сказка о царе Салтане", хоры "Проводы масленицы" из оперы
Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка" и "Вставайте, люди русские" из
кантаты С.С. Прокофьева "Александр Невский".
Дети учатся воспринимать и исполнять музыку, импровизировать по
русским народным сказкам, мелодизировать стихотворные тексты.
Содержание 4 класса:
Россия — Родина моя 3 ч
Мелодия. Ты запой мне ту песню... Что не выразишь словами, звуком на
душу навей... Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, русская,
зародилась, музыка? Я пойду по полю белому… На великий праздник
собралася Русь!
О России петь — что стремятся в храм 4 ч
Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. Праздников
праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. Родной обычай старины.
Светлый праздник.
День, полный событий 6 ч
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья... Зимнее утро. Зимний вечер. Что
за прелесть эти сказки! Три чуда. Ярмарочное гулянье. Святогорский
монастырь. Приют, сияньем муз одетый.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! 3 ч
Композитор — имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Оркестр
русских народных инструментов. Музыкант-чародей. Народные праздники
(Троица).
В концертном зале 5 ч
Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Старый замок.
Счастье в сирени живет...
Не молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы, танцы... Патетическая
соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра.
В музыкальном театре 6 ч
Опера «Иван Сусанин»: Бал в замке польского короля (II действие). За Русь
мы все стеной стоим... (III действие). Сцена в лесу (IV действие). Исходила
младешенька. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. Балет
«Петрушка». Театр музыкальной комедии.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье 7 ч

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Мастерство исполнителя.
В интонации спрятан человек.
Музыкальные инструменты. Музыкальный сказочник. Рассвет на Москвереке. Заключительный урок-концерт.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1.

Количество
часов

Раздел, Темы

Музыка вокруг нас.
И муза вечная со
Хоровод муз.

2. Повсюду музыка слышна.

мной!

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

1 класс
16 ч
1
Знать: правила поведения
на уроке музыки. Правила
пения. Смысл понятий
«Композитор –
исполнитель – слушатель»,
муза. понятия «хоровод»,
«хор», их общие признаки
и различия. Что музыка
объединяет музыкальные
образы разных стран и
народов.
Уметь: определять
настроение музыки,
соблюдать певческую
установку, владеть
первоначальными
певческими навыками,
участвовать
в коллективном пении,
эмоционально откликаться
на музыкальное
произведение и выразить
свое впечатление в пении,
игре или пластике;
узнавать на слух основную
часть музыкальных
произведений, передавать
настроение музыки в
пении, выделять
отдельные признаки
предмета и объединять по
общему признаку, давать
определения общего
характера музыки.
1
Знать:
название
первичных жанров: песня,
танец, марш.
Уметь:
определять
характер,
настроение,

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

2, 3, 5

2, 3, 5

3. Душа музыки — мелодия.

1

4. Музыка осени. Сочини

1

мелодию.

жанровую основу песенпопевок.
Принимать
участие в элементарной
импровизации
и
исполнительской
деятельности.
Знать
жанры:
марш,
песня,
танец.
Музыкальные
термины:
мелодия и аккомпанемент.
Что мелодия – главная
мысль
музыкального
произведения.
Уметь:
выявлять
характерные особенности
жанров: песни, танца,
марша, откликаться на
характер
музыки
пластикой
рук,
ритмическими хлопками.
определять и сравнивать
характер, настроение в
музыкальных
произведениях;
определять
на
слух
основные жанры музыки
(песня, танец и марш);
эмоционально
откликнуться
на
музыкальное произведение
и
выразить
свое
впечатление.
Знать: внешний вид
музыкального
инструмента – фортепиано
и скрипки, музыкальные
термины – оркестр,
солист, что музыкальные
произведения
композиторов, рисунки
художников,
стихотворения поэтов
тесно связаны с
впечатлениями детей об
осени.
Уметь: различать тембр
музыкального
инструмента – скрипки,
выделять отдельные

2, 3, 4, 5

2, 3, 5

5. Азбука, азбука каждому

1

6. Музыкальная азбука.

1

7. Музыкальные инструменты.

1

нужна…

признаки предмета и
объединять по общему
признаку, осмысленно
владеть способами
певческой деятельности:
пропевание мелодии,
проникнуться чувством
сопричастности к
природе, добрым
отношением к ней.
Участвовать в
коллективной творческой
деятельности при
воплощении различных
музыкальных образов.
Знать: взаимосвязь всех
школьных уроков друг с
другом и роль музыки в
отражениях различных
явлениях жизни,основы
нотной грамоты (названия
нот, смысл понятий:
скрипичный ключ, ноты,
нотный стан).
Уметь:
узнавать
изученные произведения,
участвовать
в
коллективном
пении,
исполнение
ритма,
изображение
звуковысотности мелодии
движением рук, правильно
передавать мелодию песни,
Знать: элементы нотной
грамоты.
Значение
музыкальных
терминов:
скрипичный ключ, ноты,
нотный стан.
Уметь:
узнавать
изученные произведения,
участвовать
в
коллективном
пении,
исполнение
ритма,
изображение
звуковысотности мелодии
движением рук.
Знать: название русских
народных инструментов –
свирель, гусли, рожок и
их
внешний
вид,
своеобразие
их

2, 3, 4, 5

2, 3, 4, 5

2, 3, 4, 5

8. Обобщающий урок I четверти.

1

9.

1

«Садко» (из русского
былинного сказа).
10. Музыкальные инструменты.

1

интонационного звучания.
Уметь:
распознавать
духовые
и
струнные
инструменты, вычленять и
показывать
(имитация
игры) во время звучания
народных инструментов,
исполнять
вокальные
произведения
без
музыкального
сопровождения. Находить
сходства и различия в
инструментах
разных
народов.
Знать: понятия - мелодия
и
аккомпанемент,
значение
термина
ритмический рисунок.
Уметь: найти нужную
речевую интонацию для
передачи характера
и
настроения песенки
Знать: жанры народных
песен – колыбельные,
плясовые, их характерные
особенности.
Уметь:
внимательно
воспринимать
информацию, внимательно
слушать
музыкальные
фрагменты и находить
характерные особенности
музыки в прозвучавших
литературных фрагментах,
определять
на
слух
звучание
народных
инструментов.
Знать:
названия
профессиональных
инструментов – флейта,
арфа,
фортепиано,
выразительные
и
изобразительные
возможности
этих
инструментов.
Уметь:
сопоставлять
звучание
народных
и
профессиональных
инструментов, выделять
отдельные
признаки
предмета и объединять по
общему
признаку,
передавать
настроение

1,2,5,6

2,3,5

2, 3, 4, 5

11. Звучащие картины.

1

12. Разыграй песню.

1

13. Пришло Рождество, начинается

1

торжество.

музыки в пластическом
движении, пении, давать
определения
общего
характера музыки.
Знать:
названия
народных
и
профессиональных
инструментов,
их
своеобразие
и
интонационное звучание,
сходства и различия.
Уметь:
узнавать
музыкальные инструменты
по
изображениям,
участвовать
в
коллективном
пении,
вовремя начинать
и
заканчивать
пение,
слушать паузы, понимать
дирижерские жесты.
Знать: что нотный текст
может оставаться
без
изменений, а характер
музыки
изменяться
исполнителями
от
событий, описанных в
песне, основы понимания
развития музыки.
Уметь: планировать свою
деятельность,
выразительно исполнять
песню
и
составлять
исполнительский
план
вокального
сочинения
исходя из сюжетной линии
стихотворного
текста,
находить нужный характер
звучания,
импровизировать
«музыкальные разговоры»
различного характера
Знать:
образцы
музыкального фольклора,
народные
музыкальные
традиции, праздники –
Рождество,
названия
рождественских
песнопений - колядки.
Уметь: соблюдать при
пении
певческую
установку,
петь
выразительно,
слышать

2, 3, 4, 5

2, 3, 5

2,3,5

14. Родной обычай старины.

1

15. Добрый праздник среди зимы.

1

16. Обобщающий урок II четверти.

1

Музыка и ты

17. Край, в котором ты живешь.

15 ч
1

себя
и
товарищей,
вовремя начинать
и
заканчивать
пение,
понимать
дирижерские
жесты.
Знать сюжет (либретто)
оперы «Садко». Уметь
анализировать
составляющие
средств
музыкальной
выразительности
Знать роль музыки в
жизни человека.
Уметь:
узнавать
освоенные музыкальные
произведения,
давать
определения
общего
характера
музыки.
Принимать
участие
в
играх, танцах, песнях.
Знать/ понимать: что все
события в жизни человека
находят свое отражение в
ярких музыкальных и
художественных образах
Уметь: размышлять о
музыке, высказывать
собственное отношение к
различным музыкальным
явлениям, сочинениям,
создавать собственные
исполнительские
интерпретации.
Знать, что в музыке
любого народа отражена
любовь к своей родной
природе,
с
каким
настроением
надо
исполнять песни о Родине.
Выразительность
и
изобразительность
музыкальной интонации;
названия
изученных
произведений
и
их
авторов.
Уметь: выказывать какие
чувства возникают, когда
поешь о Родине, различать
выразительные
возможности – скрипки.

2,3,5

2,3,5

1,2,5,6

1, 2, 4

18. Поэт, художник, композитор.

1

19. Музыка утра. Музыка вечера.

1

20. Музыкальные портреты.

1

Разыграй сказку (Баба – Яга.
Русская сказка).

Знать, что виды искусства
- музыка, литература,
живопись, имеют общую
основу- жизнь. У каждого
вида искусства свой язык,
свои
выразительные
средства. Выразительность
и
изобразительность
музыкальной интонации.
Уметь:
воспринимать
художественные
образы
классической
музыки,
расширять
словарный
запас,
передавать
настроение
музыки
в
пластическом движении,
пении, давать определения
общего характера музыки,
ритмическая
и
интонационная точность
во время вступления к
песне.
Знать/ понимать: что у
музыки есть свойство - без
слов передавать чувства,
мысли, характер человека,
состояние природы, как
связаны между собой
разговорная
речь
и
музыкальная
речь,
определение a capella
Уметь: по звучавшему
фрагменту
определять
музыкальное
произведение,
проникнуться
чувством
сопереживания природе,
находить нужные слова
для передачи настроения.
Уметь
сопоставлять,
сравнивать,
различные
жанры музыки
Знать/ понимать: образы
– портреты персонажей
можно
передать
с
помощью
музыки,
сходства
и
различия
разговорной
и
музыкальной речи.
Уметь: вслушиваться в
музыкальную
ткань
произведения, на слух
определять характер и

1, 2, 4

1, 2, 3, 4

2,3,5

21. У каждого свой музыкальный

1

22. Музы не молчали.

1

23. Музыкальные инструменты.

1

инструмент.

настроение
музыки,
соединять
слуховые
впечатления
детей
со
зрительными.
Знать:
особенности
звучания
музыкальных
инструментов: волынка и
фортепиано,
понятия:
громко - тихо. Звуками
фортепиано
можно
выразить чувства человека
и
изобразить голоса
разных
музыкальных
инструментов.
Уметь: вслушиваться в
звучащую
музыку
и
определять
характер
произведения,
выделять
характерные
интонационные
музыкальные особенности
музыкального сочинения,
имитационными
движениями изображать
игру на музыкальных
инструментах
Знать:
названия
произведений
и
их
авторов, в которых музыка
рассказывает о русских
защитниках.
Уметь:
определять
характер
музыки
и
передавать ее настроение,
описывать образ русских
воинов,
сопереживать
музыкальному
образу,
внимательно слушать.
Знать/
понимать:
внешний
вид,
тембр,
выразительные
возможности
музыкальных
инструментов - лютня,
клавесин, гитара.
Уметь:
сравнивать
звучание
музыкальных
инструментов,
узнавать
музыкальные инструменты
по внешнему виду и по
звучанию,

1, 2, 4, 5

1, 2, 4, 5

1, 2, 4, 5

24. Мамин праздник.

1

25. Музыкальные инструменты.

1

26. Звучащие картины.

1

Чудесная лютня (по алжирской
сказке).

Обобщающий урок III
четверти.

имитационными
движениями изображать
игру на музыкальных
инструментах.
Знать:
что
песенное
начало
музыки
ее
напевность
помогает
передать чувство покоя,
нежности, доброты, ласки.
(колыбельные)
Уметь:
передавать
эмоционально во время
хорового
исполнения
разные
по
характеру
песни, импровизировать.
выделять
характерные
интонационные
музыкальные особенности
музыкального сочинения,
имитационными
движениями.
Знать/
понимать:
внешний
вид,
тембр,
выразительные
возможности
музыкальных
инструментов - лютня,
клавесин, гитара.
Уметь:
сравнивать
звучание
музыкальных
инструментов,
узнавать
музыкальные инструменты
по внешнему виду и по
звучанию,
имитационными
движениями изображать
игру на музыкальных
инструментах.
Знать: что язык музыки
понятен и без слов,
особенности
русской
народной
музыки.
Названия
музыкальных
инструментов,
их
тембровую окраску.
Уметь: размышлять о
возможностях музыки в
передаче чувств. Мыслей
человека,
силе
ее
воздействия.
Обобщать
характеристику
музыкальных
произведений,
воспринимать

2,3,5

1, 2, 4, 5

1,2,5,6

27. Музыка в цирке.

1

28. Дом, который звучит.

1

29. Опера-сказка.

1

художественные
образы
классической
музыки,
расширять
словарный
запас,
передавать
настроение
музыки
в
пластическом движении,
пении, давать определения
общего характера музыки,
ритмическая
и
интонационная точность
во время вступления к
песне
Знать:
фамилии
композиторов
и
их
произведения,
Уметь:
определять
жанровую
принадлежность
музыкальных
произведений,
песнятанец – марш, узнавать
изученные музыкальные
произведения и называть
имена
их
авторов;
передавать
настроение
музыки и его изменение: в
пении,
музыкальнопластическом движении
Знать/
понимать:
определение
жанров:
опера – балет, сходства и
различия,
названия
произведений
и
их
авторов.
Уметь: вслушиваться в
звучащую музыку и
определять характер
произведения, выделять
характерные
интонационные
музыкальные особенности
музыкального сочинения.
Эмоционально
откликаться на
музыкальное произведение
и выразить свое
впечатление в пении, игре
или пластике.
Знать:
определения:
опера,
хор,
солисты,
оркестр.
Различать
характер
музыки:
танцевальный, песенный,

2,3,5

1, 2, 4, 5

1, 2, 4, 5

30. Ничего на свете лучше нету…

1

31. Афиша. Программа. Твой

1

музыкальный словарик.
Обобщающий урок IV четверти
- заключительный урок концерт.

№
п/п

1.

Раздел, Темы

Россия — Родина моя
Мелодия.

Количество
часов

маршевый.
Уметь:
назвать
понравившееся
произведения, дать его
характеристику.
Уметь
сопоставлять, сравнивать,
различные жанры музыки.
Знать:
элементарные
понятия о музыкальной
грамоте и использовать их
во время урока,
Уметь: через различные
формы
деятельности
систематизировать
словарный запас детей.
Знать/ понимать: что все
события в жизни человека
находят свое отражение в
ярких музыкальных и
художественных образах.
Понимать
триединство:
композитор – исполнитель
– слушатель.
Уметь: размышлять о
музыке,
высказывать
собственное отношение к
различным музыкальным
явлениям,
сочинениям,
создавать
собственные
исполнительские
интерпретации.

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

2 класс
3ч
1
Размышлять об
отечественной музыке, ее
характере и средствах
выразительности.
Подбирать слова,
отражающие содержание
музыкальных
произведений (словарь
эмоций).
Воплощать характер и
настроение песен о Родине
в своем исполнении на

2, 3, 5

1, 2, 5, 6

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

2,3,5

2.

Здравствуй, Родина моя! Моя
Россия.

1

3.

Гимн России.

1

4.

День, полный событий
Музыкальные инструменты.

6ч
1

5.

Природа и музыка. Прогулка.

1

уроках и школьных
праздниках.
Расширять запас
музыкальных впечатлений
в самостоятельной
творческой деятельности.
Интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных жанров
и стилей.
Выполнять творческие
задания из рабочей
тетради.
Исполнять Гимн России.
Участвовать в хоровом
исполнении гимнов своей
республики, края, города,
школы.
Закреплять основные
термины и понятия
музыкального искусства.
Исполнять мелодии с
ориентацией на нотную
запись.
Распознавать и
эмоционально
откликаться на
выразительные и
изобразительные
особенности музыки.
Выявлять различные по
смыслу музыкальные
интонации.
Определять жизненную
основу музыкальных
произведений.
Воплощать
эмоциональные состояния
в различных видах
музыкально-творческой
деятельности: пение, игра
на детских элементарных
музыкальных
инструментах,
импровизация соло, в
ансамбле, оркестре, хоре;
сочинение.
Соотносить графическую
запись музыки с ее жанром
и музыкальной речью
композитора.
Анализировать
выразительные и
изобразительные
интонации, свойства
музыки в их взаимосвязи и

2,4,7

2,3,5

1,2,5,6

1,3,7

6.

Танцы, танцы, танцы…

1

7.

Эти разные марши. Звучащие
картины.

1

8.

Расскажи сказку.

1

9.

Колыбельные. Мама.
Обобщающий урок I
четверти.

1

10.

О России петь — что
стремиться в храм
Великий колокольный звон.

11.

Звучащие картины.

взаимодействии.
Понимать основные
термины и понятия
музыкального искусства.
Применять знания
основных средств
музыкальной
выразительности при
анализе прослушанного
музыкального
произведения и в
исполнительской
деятельности.
Передавать в
собственном исполнении
(пении, игре на
инструментах,
музыкально-пластическом
движении) различные
музыкальные образы (в
паре, в группе).
Определять
выразительные
возможности фортепиано
в создании различных
образов.
Соотносить содержание и
средства выразительности
музыкальных и
живописных образов.
Выполнять творческие
задания; рисовать,
передавать в движении
содержание музыкального
произведения.
Различать особенности
построения музыки:
двухчастная, трехчастная
формы и их элементы
(фразировка, вступление,
заключение, запев и
припев).
Инсценировать песни и
пьесы программного
характера и исполнять их
на школьных праздниках.

5ч
1

1

2,4,5

1,2,5,6,7

2,3,5

1,2,3

2,3,6
Передавать в исполнении
характер народных и
духовных песнопений.
Эмоционально
откликаться на
живописные, музыкальные
и литературные образы.
Сопоставлять средства
выразительности музыки и

5,6,7

2,3,6

12.

Святые земли Русской.
Александр Невский. Сергий
Радонежский.

1

13.

Молитва. С Рождеством
Христовым!

1

14.

Рождество Христово.
Обобщающий урок II
четверти.

1

Гори, гори ясно, чтобы не
погасло!
Русские народные
инструменты.

4ч

16.

Плясовые наигрыши. Разыграй
песню. Выходили красны
девицы.

1

17.

Бояре, а мы к вам пришли.
Музыка в народном стиле.

1

15.

1

живописи.
Передавать с помощью
пластики движений,
детских музыкальных
инструментов разный
характер колокольных
звонов.
Исполнять
рождественские песни на
уроке и дома.
Интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных жанров
и стилей.
Выполнять творческие
задания в рабочей тетради/
Разыгрывать народные
игровые песни, песнидиалоги, песни-хороводы.
Общаться и
взаимодействовать в
процессе ансамблевого,
коллективного (хорового и
инструментального)
воплощения различных
образов русского
фольклора.
Осуществлять опыты
сочинения мелодий,
ритмических.
пластических и
инструментальных импровизаций на тексты
народных песенок,
попевок, закличек.
Исполнять выразительно,
интонационно осмысленно
народные песни, танцы,
инструментальные
наигрыши на
традиционных народных
праздниках.
Подбирать простейший
аккомпанемент к песням,
танцам своего народа и
других народов России.
Узнавать народные
мелодии в сочинениях
русских композиторов.
Выявлять особенности
традиционных праздников
народов России.
Различать, узнавать
народные песни разных
жанров и сопоставлять

2,4,6,7

1,6,7

1,3,5

2,3,5

2,4,7

3,4,6,7

18.

Сочини песенку. Проводы
зимы. Встреча весны.

19.

В музыкальном театре
Сказка будет впереди. Детский
музыкальный театр.

20.

Театр оперы и балета.
Волшебная палочка.

1

21.

Опера «Руслан и Людмила».
Сцены из оперы.

1

22.

Какое чудное мгновение!

1

23.

Увертюра. Финал.

1

24.

В концертном зале
Симфоническая сказка «Петя и
волк». С. Прокофьев.

1

5ч
1

5ч
1

средства их
выразительности.
Создавать музыкальные
композиции (пение,
музыкально-пластическое
движение, игра на
элементарных
инструментах) на основе
образное отечественного
музыкального фольклора.
Использовать
полученный опыт общения
с фольклором в досуговой
и внеурочной формах
деятельности.
Интонационно
осмысленно исполнять
русские народные песни,
танцы, инструментальные
наигрыши разных жанров.
Выполнять творческие
задания из рабочей
тетради.
Эмоционально
откликаться и выражать
свое отношение к
музыкальным образам
оперы и балета.
Выразительно,
интонационно осмысленно
исполнять темы
действующих лип опер и
балетов.
Участвовать в ролевых
играх (дирижер), в
сценическом воплощении
отдельных фрагментов
музыкального спектакля.
Рассказывать сюжеты
литературных
произведений,
положенных в основу
знакомых опер и балетов.
Выявлять особенности
развитии образов.
Оценивать собственную
музыкально-творческую
деятельность.
Выполнять творческие
задания из рабочей
тетради.
Узнавать тембры
инструментов
симфонического оркестра

1,2,6,7

2,4,5

1,2,5,6,7

1,2,5,6

2,3,6

2,4,6,7

1,3,7

25.

Симфоническая сказка «Петя и
волк». С. Прокофьев.

1

26.

Симфоническая сказка «Петя и
волк».

1

27.

Симфоническая сказка «Петя и
волк».

1

28.

Обобщающий урок III
четверти.

1

29.

Чтоб музыкантом быть, так
надобно уменье…
Волшебный цветик семицветик. Музыкальные
инструменты.

и сопоставлять их с
музыкальными образами
симфонической сказки.
Понимать смысл
терминов: партитура,
увертюра, сюита и др.
Участвовать в
коллективном воплощении
музыкальных образов
(пластические этюды, игра
в дирижера, драматизация)
на уроках и школьных
праздниках.
Выявлять выразительные и
изобразительные
особенности музыки в их
взаимодействии.
Соотносить характер
звучащей музыки с ее
нотной записью.
Передавать свои
музыкальные впечатления
в рисунке.
Выполнять творческие
задания из рабочей
тетради.

3,4,6,7

1,3,7

1,6,7

1,2,5,6,7

6ч
1

30.

Музыкальные инструменты. И
всё это – Бах!
Всё в движении. Тройка.
Попутная песня.

1

31.

Музыка учит людей понимать
друг друга.

1

Понимать триединство
деятельности композитора
- исполнителя - слушателя.
Анализировать
художественно-образное
содержание, музыкальный
язык произведений
мирового музыкального
искусства.
Исполнять различные по
образному содержанию
образцы
профессионального и
музыкально-поэтического
творчества.
Оценивать собственную
музыкально-творческую
деятельность и
деятельность
одноклассников.
Узнавать изученные
музыкальные сочинения и
называть их авторов.
Называть и объяснять
основные термины и
понятия музыкального
искусства.
Определять взаимосвязь
выразительности и

2,3,6

2,4,6,7

1,2,5,6

32.

Два лада. Легенда. Природа и
музыка. Весна. Осень. Печаль
моя светла.

1

33.

Первый. Мир композитора.
Могут ли иссякнуть мелодии?

1

34.

Обобщающий урок IV четверти
- заключительный урок концерт.

1

№
п/п

1.

Раздел, Темы

Россия — Родина моя
Мелодия — душа музыки.

2.

Природа и музыка. Звучащие
картины.

3.

Виват, Россия! Наша слава —
русская держава.

Количество
часов

изобразительности в
музыкальных и
живописных
произведениях.
Проявлять интерес к
концертной деятельности
известных исполнителей и
исполнительских
коллективов,
музыкальным конкурсам и
фестивалям.
Участвовать в концертах,
конкурсах, фестивалях
детского творчества.
Участвовать в подготовке
и проведении
заключительного урокаконцерта.
Составлять афишу и
программу
заключительного урокаконцерта совместно с
одноклассниками.

3,4,6,7

Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

3 класс
5ч
1
Выявлять настроения и
чувства человека,
выраженные в музыке
1
Выражать свое
эмоциональное отношение
к искусству в процессе
исполнения музыкальных
произведений (пение,
художественное движение,
пластическое
интонирование и др.).
Петь
мелодии
с
ориентаций на нотную
запись.
1
Выражать свое
эмоциональное отношение
к искусству в процессе
исполнения музыкальных
произведений (пение,
художественное движение,
пластическое
интонирование и др.).
Петь
мелодии
с
ориентаций на нотную
запись.

1,3,7

1,2,5,6

2,3,5

2,4,7

3,4,6,7

4.

Кантата «Александр Невский».

1

5.

Опера «Иван Сусанин». Родина
моя! Русская земля... Да будет
во веки веков сильна...

1

6.

День, полный событий
Утро.
Портрет в музыке. В каждой
интонации спрятан человек.

4ч
2

7.

В детской. Игры и игрушки. На
прогулке. Вечер.

1

8.

Обобщающий урок I четверти.

1

Передавать в
импровизации
интонационную
выразительность
музыкальной и
поэтической речи.
Знать песни о героических
событиях
истории
Отечества и исполнять их
на уроках и школьных
праздниках.
Интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных жанров.
Выполнять
творческие
задания
из
рабочей
тетради.

1,2,5,6

Распознавать и оценивать
выразительные и
изобразительные
особенности музыки в их
взаимодействии.
Понимать
художественно-образное
содержание музыкального
произведения и
раскрывать средства его
воплощения.
Передавать
интонационномелодические особенности
музыкального образа в
слове, рисунке, движении.
Находить (обнаруживать)
общность интонаций в
музыке, живописи, поэзии.
Разрабатывать сценарии
отдельных сочинений
программного характера,
разрывать их и исполнять
во время досуга.
Выразительно,
интонационно осмысленно
исполнять
сочинения
разных жанров и стилей
соло, в ансамбле, хоре,
оркестре.
Выявлять ассоциативнообразные связи
музыкальных и
живописных
произведений.
Участвовать в
сценическом воплощении
отдельных сочинений
программного характера.

1,2,5,6,7

1,3,7

1,2,5,6,7

1,2,3

Выполнять
творческие
задания
из
рабочей
тетради.
О России петь — что
стремиться в храм
Радуйся, Мария! Богородице
Дево, радуйся.

4ч

10.

Древнейшая песнь материнства.
Тихая моя, нежная моя, добрая
моя мама!

1

11.

Вербное воскресенье.
Вербочки.

1

12.

Святые земли Русской.

1

9.

13.

Гори, гори ясно, чтобы не
погасло!
Настрою гусли на старинный
лад…
Певцы русской старины.
Былина о Садко и Морском
царе. Лель, мой Лель…

1

Обнаруживать сходство и
различия русских и
западноевропейских
произведений
религиозного искусства
(музыка, архитектура,
живопись).
Определять обратный
строй музыки с помощью
«словаря эмоций».
Знакомиться с жанрами
церковной музыки
(тропарь, молитва,
величание), песнями,
балладами на религиозные
сюжеты.
Иметь представление о
религиозных праздниках
народов
России
и
традициях их воплощения.
Знакомиться с жанрами
церковной музыки
(тропарь, молитва,
величание), песнями,
балладами на религиозные
сюжеты.
Иметь представление о
религиозных праздниках
народов
России
и
традициях их воплощения.
Интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных жанров
и стилей.
Выполнять
творческие
задания
из
рабочей
тетради.

5,6,7

1,2,5,6,7

2,4,6,7

1,6,7

4ч
2

Выявлять общность
жизненных истоков и
особенности народного и
профессионального
музыкального творчества.
Выполнять творческие
задания из рабочей
тетради.
Принимать участие в
традиционных праздниках
народов России.
Участвовать в
сценическом воплощении

2,3,5

14.

Звучащие картины. Прощание с
Масленицей.

1

15.

Обобщающий урок II четверти.

1

16.

В музыкальном театре
Опера «Руслан и Людмила»: Я
славил лирою преданья.
Фарлаф. Увертюра.

6ч
1

17.

Опера «Орфей и Эвридика».

1

18.

Опера «Снегурочка».
Волшебное дитя природы.
Полна чудес могучая
природа… В заповедном лесу.
Океан — море синее.

2

19.

Балет «Спящая красавица». Две
феи. Сцена на балу.

1

20.

В современных ритмах.

1

21.

В концертном зале
Музыкальное состязание.

отдельных фрагментов
оперных спектаклей.
Выразительно,
интонационно осмысленно
исполнять сочинения
разных жанров и стилей.
Рассуждать о значении
повтора, контраста,
сопоставления как
способов развития музыки.
Разыгрывать народные
песни по ролям,
участвовать в
коллективных играхдраматизациях.
Выполнять
творческие
задания
из
рабочей
тетради.
Рассуждать о значении
дирижера, режиссера,
художника-постановщика
в создании музыкального
спектакля.
Участвовать
в
сценическом воплощении
отдельных
фрагментов
музыкального спектакля
(дирижер,
режиссер,
действующие лица и др.)
Рассуждать о смысле и
значении вступления,
увертюры к опере и
балету.
Сравнивать
образное
содержание музыкальных
тем по нотной записи.
Рассуждать о смысле и
значении вступления,
увертюры к опере и
балету.
Сравнивать
образное
содержание музыкальных
тем по нотной записи.
Воплощать в пении или
пластическом
интонировании
сценические образы на
уроках и школьных
концертах.
Исполнять интонационно
осмысленно
мелодии
песен, тем из мюзиклов,
опер, балетов.

1,2,5,6,7

1,2,5,6,7

1,3,6,7

1,3,5

2,4,5

1,2,5,6,7

2,3,6

6ч
Наблюдать за развитием
музыки разных форм и

2,4,6,7

22.

Музыкальные инструменты.
Звучащие картины.

23.

Музыкальные инструменты.
Сюита «Пер Гюнт». Странствия
Пера Гюнта.

24.

Севера песня родная.
«Героическая». Призыв к
мужеству.

25.

Вторая часть симфонии. Финал
симфонии.
Мир Бетховена.

26.

Обобщающий
четверти.

урок

Чтоб музыкантом быть, так
надобно уменье…

жанров.
Узнавать стилевые
особенности, характерные
черты музыкальной речи
разных композиторов.
Моделировать в графике
звуковысотные и
ритмические особенности
мелодики произведения.
Определять виды музыки,
сопоставлять музыкальные
образы в звучании
различных музыкальных
инструментов.
Различать на слух
старинную и современную
музыку.
Узнавать тембры
музыкальных
инструментов.
Называть
исполнительские
коллективы
и
имена
известных отечественных
и
зарубежных
исполнителей.
Определять виды музыки,
сопоставлять музыкальные
образы
в
звучании
различных музыкальных
инструментов.
Различать на слух
старинную и современную
музыку.
Узнавать тембры
музыкальных
инструментов.
Называть
исполнительские
коллективы
и
имена
известных отечественных
и
зарубежных
исполнителей.
Различать на слух
старинную и современную
музыку.
Узнавать тембры
музыкальных
инструментов.
Называть
исполнительские
коллективы
и
имена
известных отечественных
и
зарубежных
исполнителей.

III

5ч

2,3,6

1,6,7

1,3,5

2,4,5

2,4,7

27.

Чудо-музыка. Острый ритм —
джаза звуки.

1

28.

Люблю я грусть твоих
просторов.
Мир С. Прокофьева. Певцы
родной природы.

1

29.

Прославим радость на земле.
Радость к солнцу нас зовет.

2

30.

Обобщающий урок IV четверти
- заключительный урок концерт.

1

№
п/п

1.

Раздел, Темы

Россия — Родина моя
Мелодия. Ты запой мне ту
песню... Что не выразишь
словами, звуком на душу
навей...

Количество
часов

Выявлять изменения
музыкальных образов,
озвученных различными
инструментами.
Разбираться в элементах
музыкальной (нотной)
грамоты.
Импровизировать
мелодии в соответствии с
поэтическим содержанием
в духе песни, танца,
марша.
Определять особенности
построения (формы)
музыкальных сочинений.
Различать
характерные
черты языка современной
музыки.
Определить
принадлежность
музыкальных
произведений к тому или
иному жанру.
Инсценировать (в группе,
в паре) музыкальные
образы песен, пьес
программного содержания.
Участвовать в подготовке
заключительного
урокаконцерта.
Интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных жанров
и стилей.
Выполнять
творческие
задания
из
рабочей
тетради.
Основные виды
деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

4 класс
3ч
1
Размышлять о
музыкальных
произведениях как способе
выражения чувств и
мыслей человека.
Эмоционально
воспринимать народное и
профессиональное
музыкальное творчество
разных стран мира и
народов России и

2,3,5

2,4,6,7

1,6,7

2,4,6,7

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

2,3,5

2.

Как сложили песню. Звучащие
картины.

1

3.

Ты откуда, русская, зародилась,
музыка? Я пойду по полю
белому… На великий праздник
собралася Русь!

1

О России петь — что
стремятся в храм
Святые земли Русской. Илья
Муромец. Кирилл и Мефодий.

4ч

4.

1

5.

Праздников праздник,
торжество из торжеств. Ангел
вопияше.

1

6.

Родной обычай старины.
Светлый праздник.

1

высказывать мнение о его
содержании.
Исследовать: выявлять
общность истоков и
особенности народной и
профессиональной
музыки.
Исполнять и разыгрывать
народные песни,
участвовать в
коллективных играхдраматизациях.
Общаться и
взаимодействовать в
процессе ансамблевого,
коллективного (хорового,
инструментального)
воплощения различных
художественных образов.
Узнавать образцы
народного музыкальнопоэтического творчества и
музыкального фольклора
России.
Импровизировать на
заданные тексты.
Выразительно,
интонационно осмысленно
исполнять
сочинения
разных жанров и стилей.
Подбирать ассоциативные
ряды художественным
проведениям различных
видов искусства.
Выполнять творческие
задания из рабочей
тетради.
Оценивать собственную
музыкально-творческую
деятельность.
Сравнивать музыкальные
образы народных и
церковных праздников.
Сопоставлять
выразительные
особенности языка
музыки, живописи, иконы,
фрески, скульптуры.
Рассуждать о значении
колокольных звонов и
колокольности в музыке
русских композиторов.
Сочинять мелодии на
поэтические тексты.

2,4,7

3,4,6,7

1,2,5,6

1,3,7

2,4,5

7.

Обобщающий урок I четверти.

1

8.

День, полный событий
Приют спокойствия, трудов и
вдохновенья...

6ч
1

9.

Зимнее утро. Зимний вечер.

1

10.

Что за прелесть эти сказки! Три
чуда.

1

11.

Ярмарочное гулянье.

1

12.

Святогорский монастырь.

1

13.

Приют, сияньем муз одетый.

1

Выполнять
творческие
задания
из
рабочей
тетради.
Осуществлять
собственный музыкальноисполнительский замысел
в пенни и разного рода
импровизациях.
Интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных жанров
и стилей.
Выявлять выразительные
и изобразительные
особенности музыки
русских композиторов и
поэзии А. Пушкина.
Понимать особенности
построения (формы)
музыкальных и
литературных
произведений.
Распознавать их
художественный смысл.
Анализировать и
обобщать жанровостилистические
особенности музыкальных
произведений.
Интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных жанров
и стилей.
Выполнять
творческие
задания
из
рабочей
тетради.
Участвовать в
коллективной музыкальнотворческой деятельности,
в инсценировках
произведений разных
жанров и форм (песни,
танцы, фрагменты из
произведений, оперы и
др.).
Определять виды музыки,
сопоставлять музыкальные
образы
в
звучании
различных музыкальных
инструментов.
Интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных жанров
и стилей.
Выполнять
творческие
задания
из
рабочей

1,2,5,6,7

3,4,6,7

1,2,3

2,3,6

2,3,6

1,6,7

2,4,6,7

тетради.
Гори, гори ясно, чтобы не
погасло!
Композитор — имя ему народ.
Музыкальные инструменты
России.

3ч

15.

Оркестр русских народных
инструментов. Музыкантчародей.
Народные праздники (Троица).

1

16.

Обобщающий урок II четверти.

1

17.

В концертном зале
Музыкальные инструменты.
Вариации на тему рококо.
Старый замок.

14.

1

5ч
1

Различать тембры
народных музыкальных
инструментов и оркестров.
Знать народные обычаи,
обряды, особенности
проведения народных
праздников.
Исследовать историю
создания музыкальных
инструментов.
Общаться и
взаимодействовать в
процессе ансамблевого,
коллективного (хорового и
инструментального)
воплощения различных
художественных образов.
Осуществлять опыты
импровизации и
сочинения на
предлагаемые тексты.
Овладевать приемами
мелодического
варьирования, подпевания,
«вторы», ритмического
сопровождения.
Рассуждать о значении
преобразующей силы
музыки.
Создавать и предлагать
собственный
исполнительский план
разучиваемых
музыкальных
произведений.
Интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных жанров
и стилей.
Выполнять
творческие
задания
из
рабочей
тетради.

1,3,5

Определять и соотносить
различные по смыслу
интонации
(выразительные и
изобразительные) на слух
и по нотному письму,
графическому
изображению.
Передавать в пении,
драматизации,
музыкально-пластическом

2,3,5

2,3,5

2,3,5

18.

Счастье в сирени живет...
Не молкнет сердце чуткое
Шопена...

1

19.

Танцы, танцы, танцы...

1

20.

Патетическая соната.

1

21.

Годы странствий. Царит
гармония оркестра.

1

22.

В музыкальном театре
Опера «Иван Сусанин»: Бал в
замке польского короля (II
действие). За Русь мы все
стеной стоим... (III действие).
Сцена в лесу (IV действие).

6ч
1

23.

Исходила младешенька.

1

24.

Русский Восток.
Сезам, откройся!
мотивы.

1
Восточные

движении,
инструментальном
музицировании,
импровизации и др.
образное содержание
музыкальных
произведений различных
форм и жанров.
Корректировать
собственное исполнение.
Наблюдать за процессом
и результатом
музыкального развития на
основе сходства и
различия интонаций, тем,
образов
Узнавать по звучанию
различные виды музыки
(вокальная,
инструментальная;
сальная, хоровая,
оркестровая) из
произведений программы.
Распознавать
художественный смысл
различных музыкальных
форм.
Соотносить особенности
музыкального языка
русской и зарубежной
музыки.
Интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных жанров
и стилей.
Выполнять творческие
задания из рабочей
тетради.
Оценивать и соотносить
содержание и
музыкальный язык
народного и
профессионального
музыкального творчества
разных стран мира и
народов России.
Воплощать особенности
музыки в исполнительской
деятельности
с
использованием
знаний
основных
средств
музыкальной
выразительности.
Определять особенности
взаимодействия и развития
различных
образов

2,4,6,7

1,3,7

2,4,7

2,4,5

1,2,5,6,7

1,2,5,6

2,3,6

25.

Балет «Петрушка».

1

26.

Театр музыкальной комедии.

1

27.

Обобщающий урок III
четверти.

1

28.

Чтоб музыкантом быть, так
надобно уменье
Прелюдия. Исповедь души.

29.

Революционный этюд.

1

30.

Мастерство исполнителя.
В интонации спрятан человек.

1

31.

Музыкальные инструменты.

1

32.

Музыкальный сказочник.

1

музыкального спектакля.
Участвовать в
сценическом воплощении
отдельных фрагментов
оперы, балета, оперетты.
Исполнять
свои
музыкальные композиции
на школьных концертах и
праздниках.
Оценивать собственную
творческую деятельность.
Выразительно,
интонационно осмысленно
исполнять сочинения
разных жанров и стилей.
Выполнять творческие
задания из рабочей
тетради.

1,2,5,6

1,3,7

2,4,5

7ч
1

Анализировать и
соотносить выразительные
и изобразительные
интонации, музыкальные
темы в их взаимосвязи и
взаимодействии.
Распознавать
художественный смысл
различных музыкальных
форм.
Наблюдать за процессом
и результатом
музыкального развития в
произведениях разных
жанров.
Общаться и
взаимодействовать в
процессе коллективного
(хорового и
инструментального)
воплощения различных
художественных образов.
Узнавать музыку (из
произведений,
представленных в
программе). Называть
имена выдающихся
композиторов и
исполнителей разных
стран мира.
Моделировать варианты
интерпретаций
музыкальных
произведений.
Личностно
оценивать
музыку, звучащую на
уроке и вне школы.

1,2,5,6,7

1,2,5,6

1,3,7

2,4,5

1,2,5,6,7

33.

Рассвет на Москве-реке.

1

34.

Обобщающий урок IV четверти
– заключительный урок –
концерт.

1

Аргументировать
свое
отношение к тем или иным
музыкальным сочинениям.
Определять взаимосвязь
музыки с другими видами
искусства: литературой,
изобразительным
искусством, кино, театром.
Оценивать свою
творческую деятельность.
Самостоятельно работать
в творческих тетрадях,
дневниках музыкальных
впечатлений.
Формировать фонотеку,
библиотеку, видеотеку.

1,2,5,6

1,2,5,6,7

Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Учебно-методическое обеспечение
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом для 1-4-х классов
общеобразовательной школы. Допущено Министерством Российской Федерации. В
комплект входит издание авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.
Музыка. Учебник-тетрадь для учащихся 1 класса начальной школы.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2020
Музыка. 1 класс. Фонохрестоматия музыкального материала. MP3
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2020
Музыка: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,
Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2020
Музыка. 2 класс. Фонохрестоматия музыкального материала. MP3
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2020
Музыка. 2 класс. Хрестоматия музыкального материала к учебнику.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2020
Музыка: Учебник для учащихся 3 класса начальной школы.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2020
Музыка. 3 класс. Фонохрестоматия музыкального материала. MP3
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2020
Музыка. 3 класс. Хрестоматия музыкального материала к учебнику.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2020
Музыка: Учебник для учащихся 4 класса начальной школы.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2020
Музыка. 4 класс. Фонохрестоматия музыкального материала. MP3
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2020
Музыка. 4 класс. Хрестоматия музыкального материала к учебнику.
Музыка. Рабочая тетрадь. 1 класс.
Музыка. Рабочая тетрадь. 2 класс.
Музыка. Рабочая тетрадь. 3класс.
Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс.
Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М.,
Просвещение, 2020.
Поурочные планы по программе Критской Е.Д., 1 – 4 классы. Корифей Волгоград 2020 г.

Дополнительная литература
1. Агапова И., Давыдова М. Лучшие музыкальные игры для детей. Москва. ООО «ИКТЦ»
ЛАДА», 2019
2.Арсенина Е.Н. Музыка. Музыкальные путешествия, творческие задания, занимательные
задачи. Волгоград. Издательство «Учитель», 2020
2Ермолаев П.И. «Весёлые песенки»
3. Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке. 1 класс. Москва. «ВАКО».2020
4. Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке. 2 класс. Москва. «ВАКО».2020
Кудряшов А. «Песни для детей»
5.Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные
учебные действия. Волгоград. Издательство «Учитель», 2020
6.Михеева Л. «Музыкальный словарь в картинках»
7. Музыкальный словарь . начальная школа.(ФГОС). Москва – «ВАКО», 2020
8. Программы по музыке 1-8 классы. Под руководством Д.Б.Кабалевского. 4-е издание.
Москва. «Просвещение»
Поурочные планы по программе Критской Е.Д., Волгоград. Издательско- торговый дом
«Корифей» «1-4 классы. 2019
Использование медиаресурсов
1. Audiophile Classic Collection. Paganini (AUDIO-DISC)
2. Classic Hits. (AUDIO-DISC). 2013
3.Классическая музыка (МР3)
4. Лунный свет. РиДерз. (AUDIO-DISC) 2002
5. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004
6. Полная коллекция лучших записей джазовой эпохи. Оркестр Глена Миллера. ИДДК
2013
7. Русская симфоническая музыка (МР3)
8. Шедевры классической музыки» в эстрадной обработке (AUDIO-DISC)
9.Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002

Согласовано
Протокол заседания
кафедры «Начального образования»
№ 1 от «27» августа 2021 г.
___________ И.А. Рубан

Согласовано
заместитель директора по УР
МАОУ лицея № 11 им. В.В.
Рассохина г. Армавира
__________ А.А. Козлова
«27» августа 2021 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».