Технология РП 21-22г

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
протокол №1
от 31 августа 2021 года
Директор
__________________ А.М. Абелян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по

технологии

Уровень образования (класс) начальное общее образование (1 - 4 классы)
Количество часов: 133ч ( 1 класс-31 ч, 2 класс-34ч, 3класс-34ч, 4класс-34 ч)
Учителя, разработчики рабочей программы: Мирошниченко Ольга Николаевна ,
Козлова Анна Александровна , учителя начальных классов
Программа разработана в соответствии и на основе:
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. № 373 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования" (с дополнениями
и изменениями) ФГОС начального общего образования, утвержденного
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №
286;
с учетом: примерной основной образовательной программы начального общего
образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по
общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5)
с учетом УМК: Н.А.Цирулик – М., ООО «БИНОМ. Лаборатория
знаний», 2020 г.

г. Армавир, 2021

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса технологии дети получат представление о
материальной культуре как о продукте предметно-преобразующей
деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания
современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с
миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственноэстетического и социально-исторического опыта человечества, о ценности
предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в
целях сохранения и развития культурных традиций.
Дети узнают об общих правилах создания предметов рукотворного
мира: соответствие обстановке, удобство, прочность, эстетическая
выразительность. Они получат общее представление о мире профессий,
их социальном значении.
В программу вводится значительный объем познавательных сведений,
касающихся происхождения используемых материалов, различных видов
художественной техники, ремесел. В каждом классе, начиная с первого,
вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация,
мозаика, оригами, макраме, коллаж, папье-маше). При овладении этими
терминами, равно как и названиями операций, происходит развитие речи детей.
При изготовлении объектов используются разные виды бумаги,
обладающие различными свойствами, ткань и нитки различного
происхождения, материалы текстильного характера (сутаж, тесьма), самый
разнообразный природный материал растительного и минерального
происхождения, который можно найти в данной местности, проволока, фольга,
так называемые «бросовые» материалы.
В программе предусмотрено знакомство не только с различными
свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных
материалов, например свойством гибкости. Разные материалы обладают этим
свойством, поэтому плести можно из текстильных материалов (нитки, сутаж,
веревка), проволоки, природных материалов (солома, трава), бумажного
шпагата.
Важно для развития ребенка и многообразие операций в пределах одной
и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена
способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе
или на ткани. Она может быть плоской, объемной, контурной.
С другой стороны, для развития детей имеет значение выделение
одинаковых приемов в работе с различными материалами: лепить можно из
глины, пластилина, теста, воска; приклеивать можно бумагу, ткань, природный
материал и т.д.
Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов в
одном изделии (коллаж). Сопоставление способов и приемов в работе с
различными материалами содействует их лучшему осознанию и освоению.
Ручная умелость развивается в процессе обработки различных
материалов, специфика предмета позволяет обеспечить большое разнообразие
ручных операций. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем

лучше и многостороннее развита координация движений, тем проще ребенку
овладевать новыми видами деятельности. Именно поэтому содержание
предмета характеризуется многообразием ручных операций, таких как разные
виды вырезания, сминание, скручивание, складывание по прямой линии и по
кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина),
разные виды плетения, вывязывание, выполнение стежков на ткани и т.д.
Чаще всего основную работу выполняет ведущая рука, а другая
осуществляет вспомогательные функции. Но есть операции, при которых обе
руки выполняют одинаковые движения (обрывание по нарисованному контуру,
косое плетение в три пряди). Различные операции по-разному управляются корой головного мозга. Для выполнения одних операций требуется
большая точность (вдеть нитку в иголку, начертить по линейке, вырезать по
нарисованному контуру), для выполнения других такой точности не требуется
(например, сплести косичку).
Различные операции развивают те или иные психофизиологические
функции не
в одинаковой степени, но внимание формируется при любых движениях.
В процессе работы дети получают опыт организации собственной творческой
практической деятельности: ориентировки в задании, планирования,
прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления
контроля и коррекции результатов действий. Эти действия являются и
предметными, и универсальными.
Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: точное
повторение образца, представленного в виде рисунка, фотографии, схемы,
чертежа; выполнение работы по заданному учителем условию; выполнение
работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике.
Каждый из этих видов работы предполагает различную психическую
деятельность на этапе ориентировки в задании. При повторении образца
ребенок «фотографирует» его с помощью зрения, перерабатывает в сознании и
затем воспроизводит (программа предусматривает выполнение изделия в
технике оригами, задания на конструирование из геометрических фигур,
техническое моделирование и т.д.). При выполнении работ на творческое
воображение ребенок встает перед необходимостью создать собственный образ
и воплотить его в изделии. Особое значение на уроках ручного труда придается
художественной деятельности как эффективному средству развития
воображения и эстетического чувства детей.
В результате выполнения под руководством учителя коллективных и
групповых работ, а также доступных проектов ученики получат опыт
использования
коммуникативных
универсальных
учебных
действий:
распределение ролей руководителя и подчиненных, распределение общего
объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи,
доброжелательного общения со сверстниками и взрослыми.
Дети овладеют начальными формами познавательных универсальных
учебных
действий:
использование
знаково-символических
средств,
моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия

анализа, синтеза и обобщения, установление связей (в том числе причинноследственных), поиск, преобразование, представление и интерпретация
информации, рассуждения и т.д.
Работая с модулем по компьютерной грамотности, ученики
познакомятся с персональным компьютером, с его основными устройствами, их
назначением; приобретут опыт работы с простыми информационными
объектами: текстом, рисунком; овладеют приемами поиска и использования
информации. Источниками информации в процессе исследовательской и
проектной деятельности служат научно-популярные книги, энциклопедии,
газеты, журналы, материалы музеев и выставок, Интернет и т.д.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут развиваться
такие социально ценные личностные и нравственные качества, как трудолюбие,
организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность,
любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и
результатам труда.
В учебном плане на занятия по технологии отведен 1 час в неделю. Для
достижения планируемых результатов этого времени недостаточно. Поэтому
необходимо использовать предусмотренные программой часы кружковой
работы.
Важнейшим условием развития способностей детей и одним из главных
показателей успешности достигнутых результатов является участие учеников в
различных формах досуговой деятельности семьи, внеклассной работы класса,
школы (подготовка к праздникам, участие в конкурсах, фестивалях,
технических выставках), проектная деятельность, общественно-полезная
деятельность (подарки близким людям, друзьям, ветеранам, пенсионерам).
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Технология»
достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности,
обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего
школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и
самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета
«Технология» отражают освоение младшими школьниками социально
значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к
общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным
ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и
отношений на практике.
1. Гражданско-патриотическое воспитание:
- понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в
предметном мире;
- чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное
отношение к культурным традициям других народов.
2. Духовно-нравственное воспитание:
- проявление положительного отношения и интереса к различным видам
творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой
самореализации;

- мотивация к творческому труду, работе на результат.
3. Эстетическое воспитание:
- проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной
среды;
- эстетические чувства — эмоционально-положительное восприятие и
понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и
отечественной художественной культуры.
4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
- осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении
гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы;
- ответственное отношение к сохранению окружающей среды.
5. Трудовое воспитание:
- первоначальные представления о созидательном и нравственном
значении труда в жизни человека и общества;
- способность к различным видам практической преобразующей
деятельности;
- уважительное отношение к труду и творчеству мастеров.
6. Экологическое воспитание:
- готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики
общения;
- проявление толерантности и доброжелательности.
7. Формирование представлений о ценности научного познания:
- проявление устойчивых волевых качества и способность к
саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность,
умение справляться с доступными проблемами.
2.Содержание учебного предмета
Таблица тематического распределения количества часов
Разделы, темы

1.

Общекультурные и
обще труд о вые
компетенции.
Основы
культуры
тр уд а .
С а м о о б с л у ж и в а н и е.
Технология ручной
о б р а бо т к и
материалов.
Элементы
графической
грамоты
Констру ирован ие и
моделирование

на
протяжении
всех тем

на
протяжении
всех тем

3.

на
протяжении
всех тем

2.

Примерная
программа

Количество часов
Рабочая
Рабочая программа
программа
по классам
1 кл.
2 кл.
3 кл.
4 кл.
на
протяжении
всех тем

№
п/п

79 ч

77 ч

16 ч

23 ч

20 ч

18 ч

47 ч

47 ч

14 ч

11 ч

10 ч

12 ч

4.

Практика работы
на компьютере

Итого:

9ч

9ч

1ч

-

4ч

4ч

135 ч

133* ч

31* ч

34 ч

34 ч

34 ч

_______________________________________
*В соответствии с письмом ДОН от 04.09.2004г № 07-903 «Об особенностях
организации обучения первоклассников» в оздоровительных целях и для
облегчения процесса адаптации детей требованиям общеобразовательного
учреждения в 1-х классах применяется «ступенчатый» метод постепенного
наращивания учебной нагрузки. В сентябре-октябре прохождение учебных
программ осуществляется за счет уплотнения учебного материала при
составлении годового календарно-тематического планирования.
1 класс (31 час)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы
культуры труда. Самообслуживание
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека.
Рукотворный мир как результат труда человека.
Мир профессий, их социальное значение. Профессии типа
«Человек - техника», «Человек - природа», «Человек - человек»,
«Человек - художественный образ».
Разнообразие предметов рукотворного мира (техника, предметы
быта, декоративно-прикладного искусства).
Ориентировка в задании: анализ информации в процессе
наблюдений, чтения текста
на страницах учебника, обращения к
справочным страницам, аудио- и видеоматериалам, общения с
учителем
и
сверстниками.
Организация
рабочего
места.
Рациональное
размещение
на
рабочем
месте
материалов
и
инструментов.
Планирование
хода
практической
работы.
Самоконтроль практических действий.
Задания разных типов - от точного повторения образца (в виде
рисунка, схемы) до создания собственных образов. Исследовательская
работа. Работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные.
Взаимопомощь в работе.
Самообслуживание в школе и дома, элементарный уход за
одеждой и обувью.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы
графической грамоты
2.1. Многообразие материалов
Бумага разных видов, ткань, природный материал плоский и
объемный, пластилин, «бросовый» материал, текстильные материалы
(нитки, тесьма и т.д.).
Свойства материалов:
- бумагу можно резать, складывать по прямой, рвать, сминать,
приклеивать, скручивать;
- пластилин можно отрывать от куска, отрезать ниткой или
стекой, сминать, придавать разную форму, размазывать;

- ткань можно резать, сшивать;
- нитки использовать для соединения деталей из ткани, тесьму
можно вплетать, сутаж, веревки использовать для косого плетения.
2.2. Технологические приемы обработки материалов
Разметка: на глаз, по шаблону, трафарету, с помощью линейки.
Сборка и соединение деталей: клеем, нитками, переплетением,
скручиванием, пластилином.
Отделка: вышивкой, аппликацией, раскрашиванием.
Виды художественной техники
Лепка
«Печатание» узоров и рисунков на пластилиновой основе.
«Рисование» жгутиками из пластилина. Лепка конструктивным
способом несложных фигур.
Лепка из снега.
Аппликация
Вырезанная из бумаги аппликация на бумажной основе
(аппликация из кругов).
Аппликация из пластилина.
Плоская аппликация на бумажной основе из природных
материалов (листьев). Детали можно дорисовывать.
Аппликация с использованием «косичек».
Мозаика
Заполнение только линии контура кусочками бумаги (фольги)
или природными материалами.
Выполнение мозаичного изображения с помощью природных
материалов (семян растений, ракушек, гальки) на тонком слое
пластилина. Основа плоская или объемная.
Художественное складывание
Складывание приемом гофрирования полоски и прямоугольника.
Оригами из бумажного квадрата с использованием схем и
условных знаков.
Плетение
Объемное косое плетение в три пряди из различных материалов.
Плоское прямое плетение из полосок бумаги или других
материалов в шахматном порядке (разметка с помощью шаблона).
Простейшее узелковое плетение.
Шитье и вышивание
Швы «вперед иголку» и «вперед иголку с перевивом» на
разреженной ткани, ткани в полоску и клетку. Продергивание нитей
на льняной ткани, отделка бахромой.
Пришивание пуговицы с двумя отверстиями.
2.3. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами,
иглой, стекой)

Работа с технической документацией (эскизы, схемы). Условные
знаки оригами: сложить «долиной», сложить «горой», складка,
перевернуть. Чтение и выполнение разметки с опорой на эскизы,
схемы.
Изготовление плоскостных и объемных изделий по рисункам,
эскизам, схемам.
3. Конструирование и моделирование.
Деталь изделия. Выделение деталей изделия. Виды соединения
деталей.
Конструирование и моделирование изделий из различных
материалов по образцу и по заданным условиям.
Плоскостное
моделирование
и
конструирование
из
геометрических фигур
Аппликация из геометрических фигур, размеченных по шаблону
(трафарету) и наклеенных так, что детали отчетливо видны.
Геометрическая мозаика.
Объемное моделирование из готовых геометрических форм
Создание технических моделей из готовых геометрических форм.
Создание художественных образов из готовых форм с добавлением
деталей.
Объемное моделирование и конструирование из бумаги
Многодетальные объемные изделия из бумаги, полученные
приемом сминания. Объемные изделия из бумаги, полученные
приемом скручивания.
Моделирование летательных аппаратов с разметкой по шаблону
и по клеткам.
Художественное конструирование из природного материала
Многодетальные объемные изделия из природных материалов в
соединении с бумагой, картоном, тканью, проволокой и другими
материалами.
Многодетальные объемные изделия из одних природных
материалов.
Моделирование несложных моделей из деталей конструктора.
4. Практика работы на компьютере .
Наш помощник – компьютер.
2 к л а с с (34 часа)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы
культуры труда. Самообслуживание
Материальная
культура
как продукт
творческой
предметно-преобразующей деятельности человека.
Мир профессий. Профессии типа «Человек - техника», «Человек
- природа», «Человек - художественный образ».

Ориентировка в задании: анализ информации в процессе
наблюдений, чтения текста на страницах учебника, восприятия
аудио- и видеоматериалов, в процессе общения с учителем и
сверстниками. Организация рабочего места. Рациональное размещение
на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование хода
практической работы. Самоконтроль действий.
Задания разных типов - от точного повторения образца (в виде
рисунка, схемы, простейшего чертежа) до создания собственного
образа. Исследовательская работа. Работы коллективные, групповые,
парами, индивидуальные. Взаимопомощь в работе.
Самообслуживание в школе и дома, элементарный уход за
одеждой и обувью.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы
графической грамоты
2.1. Многообразие материалов
Бумага обычная цветная, страницы журналов, бумажные
салфетки, гофрированная и
металлизированная бумага,
фантики; ткань, тесьма, веревки, нитки; клеенка, поролон, фольга,
пластилин, тесто, птичьи перья, вата, яичная скорлупа, различный
«бросовый» материал.
Новые свойства материалов:
- разрывание бумаги по прямой и кривой линиям, по спирали,
скручивание, надрезание, обрывание кусочками, сминание комочков,
гофрирование, сгибание внутрь и выгибание наружу, вплетание
полосок, сгибание полоски;
- наклеивание ткани на бумагу и вырезание, складывание в
технике
оригами,
вышивание
по
криволинейному
контуру,
присборивание;
- рисование штрихами на пластилиновой основе, обрубовка,
вытягивание из целого куска.
Приклеивать можно клеенку, поролон, фольгу, птичьи перья,
вату, яичную скорлупу, пластиковые трубочки.
2.2. Технологические приемы обработки материалов
Разметка: на глаз, по шаблону, с помощью линейки, копированием.
Сборка
и
соединение
деталей:
клеем,
сшиванием,
пластилином,
скручиванием, закручиванием ниткой, переплетением,
с помощью узлов, сцеплением ворса бархатной бумаги и ниток,
скотчем.
Отделка: налепные украшения, рамочка в технике мозаики из
кусочков ткани, рамочки из тесьмы, украшение кружевом.
Виды художественной техники
Лепка
Выполнение с помощью стеки узора или рисунка на тонком слое
пластилина, нанесенного на плоскую или объемную основу.
Вылепливание
предмета
из
нескольких частей
путем

примазывания одной части к другой (конструктивный способ лепки
- обрубовка).
Лепка из целого куска путем вытягивания (пластический способ
лепки).
Лепка из теста.
Аппликация
Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе.
Плоская аппликация из ткани на бумажной основе.
Объемная аппликация из бумаги, природных материалов или
ткани на бумажной или картонной основе.
Комбинирование в одной работе разных материалов (коллаж).
Мозаика
Заполнение всего контура элементами, вырезанными из бумаги
или полученными с помощью обрывания.
Объемная мозаика.
Выполнение мозаики из разных материалов.
Художественное складывание
Складывание
приемом гофрирования («гармошкой») деталей
из круга, овала, квадрата, треугольника. Объединение деталей в
одном изделии.
Оригами из бумажного квадрата по схеме. Складывание
квадратной льняной салфетки и сравнение свойств бумаги и ткани.
Плетение
Косое плетение в четыре пряди из текстильных материалов или
бумажного шпагата, проволоки, соломы.
Прямое плетение из полосок бумаги (разметка по линейке).
Узелковое плетение (макраме) из текстильных материалов (узлы
морские и декоративные).
Шитье и вышивание
Вышивание по криволинейному контуру швом «вперед иголку».
Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями разными
способами.
2.3. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами,
иглой, линейкой, стекой)
Работа
с
технической
документацией (рисунок, схема,
эскиз, простейший чертеж). Линии чертежа (контур, сгиб,
размерная). Условные знаки оригами: сложить «долиной», сложить
«горой», складка, вогнуть внутрь, выгнуть наружу, перевернуть.
Изготовление плоскостных и объемных изделий по рисункам,
эскизам, схемам, простейшим чертежам.
3. Конструирование и моделирование
Выделение
деталей
изделия.
Виды
соединения
деталей.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов
по образцу и заданным условиям.

Плоскостное
конструирование
и
моделирование
геометрических форм.
Аппликация и мозаика из геометрических фигур

из

Объемное конструирование и моделирование из готовых форм
Более сложные (по сравнению с первым классом) технические
модели из готовых форм.
Более
сложные
художественные
образы
из
готовых
геометрических форм (в том числе из цилиндра и конуса).
Объемное конструирование и моделирование из бумаги
Поделки из одной или нескольких полосок, полученные
приемами складывания, сгибания.
Летающие модели.
Моделирование из деталей конструктора.
3 к л а с с (34 часа)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы
культуры труда. Самообслуживание
Традиционные народные промыслы и ремесла своего края,
уважительное отношение к ним.
Профессии типа «Человек - техника», «Человек - природа»,
«Человек - художественный образ».
Общие
правила создания предметов рукотворного
мира
(удобство, эстетическая выразительность, прочность).
Ориентировка
в
задании,
организация рабочего
места,
планирование трудового процесса, контроль и корректировка хода
работы.
Отбор и анализ информации из учебника, других печатных
изданий и электронных источников информации.
Задания разных типов - от точного повторения образца (в виде
рисунка, схемы, чертежа) до создания собственных образов.
Исследовательская работа.
Использование
полученных знаний
и
умений
для
творческой самореализации в домашних условиях.
Осуществление
под
руководством
учителя
проектной
деятельности по созданию готового продукта.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы
графической грамоты
2.1. Многообразие материалов
Пластилин, бумага обычная цветная, белая плотная, цветная с
двух сторон, картон, гофрированный картон, ткань, нитки, тесьма,
сутаж,
природный
материал
(песок, опилки, яичная скорлупа,
высушенная кожура цитрусовых), пуговицы, бусины, бисер.
Свойства материалов:
- бумага: вырезание по внутреннему контуру, симметричное
вырезание из бумаги, сложенной в несколько слоев, объемное

плетение из двух полосок;
- ткань: выполнение швов, приклеивание на бумагу, склеивание
деталей из ткани;
- нитки: соединение деталей, приклеивание на основу, плетение
на картоне с помощью иголки.
2.2. Технологические приемы обработки материалов
Разметка: на глаз, с помощью линейки, циркуля, копированием.
Сборка и соединение деталей: клеем, сшиванием, щелевым
замком, с помощью клапанов, надрезов, переплетением; модульное
соединение, с помощью проволоки, пластилина.
Отделка: вышивкой, бисером, раскрашиванием.
Подбор
материалов
для
изделий
по
их декоративнохудожественным и конструктивным свойствам.
Виды художественной техники
Лепка
Лепка сложной формы разными приемами, в том числе и
приемами, используемыми в народных художественных промыслах.
Лепка низким и высоким рельефом (барельеф и горельеф).
Аппликация
Выпуклая контурная аппликация (по линии контура приклеить
нитки, шнурки, бумажный шпагат, полоски гофрированного картона
или пришить тесьму, сутаж).
Прорезная аппликация (на одном листе бумаги вырезать контур,
на другой приклеить ткань большего размера, чем контур, и первый
лист наклеить на второй).
Мозаика
Мозаика из мелких природных материалов, например песка или
опилок.
Коллаж
Соединение в одной работе разных материалов и предметов.
Художественное вырезание
Вырезание узоров, фигур, в том числе и симметричное
вырезание, с предварительным нанесением контура.
Вырезание узоров, фигур без предварительного нанесения
контура, в том числе и симметричное вырезание.
Прорезная аппликация (на одном листе бумаги вырезать контур,
на другой приклеить ткань большего размера, чем контур, и первый
лист наклеить на второй).
Художественное складывание
Оригами из квадрата и прямоугольника. Модульное оригами.
Складывание из любой фигуры с последующим вырезанием.
Плетение
Объемное плетение из бумаги.

Плетение на картоне с помощью иголки и нитки.
Шитье и вышивание
Знакомство с различным применением швов «строчка», «через
край», «петельный». Пришивание пуговиц «на ножке» в процессе
изготовления изделий.
2.3. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами,
иглой, стекой, линейкой, циркулем)
Работа с технической документацией (эскизы, схемы, чертежи,
рисунки, развертка). Линии чертежа (контур, сгиб, размерная,
осевая). Условные знаки оригами. Чтение условных графических
изображений. Изготовление изделий по рисунку, простейшему
чертежу, эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование Конструкция изделия.
Детали, их форма, взаимное расположение, виды соединения деталей.
Несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему
чертежу, эскизу, образцу. Простейшие задачи конструктивного
характера на изменение свойств конструкции.
Плоскостное конструирование и моделирование
Мозаика из элементов круга и овала. Игрушки из картона с
подвижными деталями.
Головоломки из картона и шнура.
Объемное конструирование и моделирование из бумаги
Объемные изделия из деталей, соединенных с помощью щелевого
замка.
Объемные изделия с клапанами. Объемные изделия с разными
способами соединения.
Технические модели, изготовленные по чертежу.
Конструирование и моделирование из ткани
Плоские игрушки или сувениры из ткани. Детали соединяются
швом.
Плоские игрушки из ткани. Детали соединяются клеем.
4. Практика работы на компьютере
Значение компьютера в жизни человека.
Понятие информации. Восприятие, кодирование/декодирование
разного рода информации. Возможности компьютера для хранения и
передачи информации.
Основные устройства компьютера. Включение и выключение
компьютера, перевод в режим ожидания. Компьютерные программы:
калькулятор, текстовые редакторы
Блокнот,
WordPad
и
графический редактор Paint. И х назначение и возможности.
Операции над файлами и папками: создание, перемещение,
копирование, удаление. Открывание файлов и запуск программы.
Сохранение вводимой информации.
Интернет:
понятие,
назначение,
программы-обозреватели.

Компьютер как средство поиска и воспроизведения необходимой
информации, в том числе в сети Интернет.
Правила поведения в компьютерном кабинете. Соблюдение
безопасных и рациональных приемов работы на компьютере.
4 к л а с с (34 часа)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы
культуры труда. Самообслуживание
Культурно-историческая ценность предшествующих традиций,
отраженных в предметном мире, бережное отношение к ним.
Наиболее распространенные в своем регионе
профессии.
Профессии родителей учащихся.
Использование в продуктивной деятельности наиболее важных
правил дизайна.
Анализ задания, рациональное размещение на рабочем месте
материалов и инструментов, планирование трудового процесса,
контроль и корректировка хода работы.
Отбор и анализ информации из учебника, других печатных и
электронных источников.
Задания разных типов - от точного повторения образца (в
виде
рисунка,
фотографии,
схемы,
чертежа)
до
создания
собственного образа. Исследовательская работа.
Работы
коллективные,
групповые, парами,
индивидуальные.
Взаимопомощь в работе.
Проектная
деятельность
(индивидуальная,
групповая,
коллективная).
Использование
полученных
знаний
и
умений
для
самообслуживания и благоустройства своего дома.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы
графической грамоты
2.1. Многообразие материалов
Бумага разных видов, ткань (одноцветная, белая, узорчатая, с
разреженным полотняным плетением, канва), нитки (швейные,
мулине, шерстяные, ирис), ленты, проволока, пластилин, картон,
природные материалы (живые цветы, сухоцветы, солома), различные
предметы для
наполнителя («шумелки» и «картон ручной
работы»), бусинки и бисер, краски.
Новые свойства материалов:
- бумага: складывание по кривой, получение бумажного «теста»;
- ткань: роспись красками;
- нитки, проволока, солома: использование пластических свойств
для конструирования и вязания.
2.2. Технологические приемы обработки материалов
Разметка: на глаз, копированием, с помощью линейки,
угольника, циркуля.

Сборка и соединение: клеем, нитками, проволокой.
Отделка: вышивкой, аппликацией, раскрашиванием.
Виды художественной техники
Лоскутная мозаика
Детали вырезаны из ткани по долевой нити и приклеены на
бумагу.
Детали вырезаны из ткани по долевой нити и сшиты.
Вышивание
Вышивание крестом на разреженной ткани, канве по эскизу,
схеме.
Швы «петельки» и «вприкреп».
Папье-маше
Кусочки бумаги наклеиваются слоями друг на друга (слоистое
папье-маше).
Папье-маше из размельченной бумажной массы.
Роспись ткани
Свободная роспись. Роспись по соли. Холодный батик.
Вязание
Виды пряжи. Виды крючков и спиц. Вязание крючком. Приемы
вязания - цепочка из воздушных петель, столбики без накида и с
накидом.
Вязание на спицах. Набор петель. Виды петель. Чулочная вязка,
вязка «резинка».
2.3. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами,
иглой, крючком, спицами, циркулем)
Работа с технической документацией (эскизы, схемы, чертежи,
рисунки, развертка). Линии чертежа (контур, сгиб, размерная,
осевая).
Чтение условных
графических
изображений.
Изготовление изделий по рисункам, эскизам, схемам, чертежам.
3. Конструирование и моделирование
Изделие, деталь изделия. Соответствие материала, конструкции и
внешнего оформления назначению изделия.
Исследование конструктивных особенностей объектов, подбор
материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в
действии, внесение коррективов.
Художественное конструирование из растений
Композиции из сухих растений.
Букеты и композиции из живых растений.
Объемное конструирование
и моделирование из бумаги и картона
Объемные поделки из бумаги, сделанные с помощью надрезов.

Объемные
изделия
из
бумаги,
полученные
приемом
«складывания по кривой».
Объемные игрушки из картонных коробок с подвижными
деталями.
Конструирование и моделирование из разных материалов
Соломенная скульптура. Разные приемы выполнения соломенных
изделий.
Изготовление кукол из ниток. Конструирование из проволоки контурные фигуры, проволочная скульптура.
Объемное моделирование из ткани
Моделирование беcшовных кукол. Объемные игрушки из плотной
ткани, детали соединены наружным петельным швом. Объемные
игрушки
из
тонких
тканей, детали соединены внутренним
швом «строчка» и вывернуты.
4. Практика работы на компьютере
Выполнение базовых действий на компьютере с использованием
безопасных для органов зрения, нервной системы и опорнодвигательного аппарата приемов работы.
Использование компьютера для поиска и воспроизведения
необходимой информации, для решения доступных учебных задач с
простыми
информационными
объектами (текстом, рисунками,
таблицами). Основные операции при создании текстов и оформлении
текстов. Клавиатурное письмо. Работа с клавиатурным тренажером.
Электронные таблицы, их назначение. Компьютерные программы:
MS Word, MS Publisher, Adobe Photoshop, MS Power Point.

3. Тематическое планирование

№ п/п

Раздел, Темы

Количест
во часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне
универсальных учебных действий)

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

1 класс

1

Технология ручной о б р а бо т к и
материалов. Элементы г р а ф и ч е с к о й
грамоты
Лепка. «Печатание» узоров и рисунков на
пластилиновой
основе.
«Рисование»
жгутиками
из
пластилина.
Лепка
конструктивным
способом
несложных
фигур.

16 ч
1

2

Бумага разных видов. Аппликация.
Вырезанная из бумаги аппликация на
бумажной основе (аппликация из кругов).

1

3

Аппликация из пластилина. Сборка и
соединение деталей
пластилином. Плоская
аппликация на
бумажной основе из природных материалов
(листьев). Детали можно дорисовывать.
Складывание
приемом
гофрирования
полоски и прямоугольника. Изготовление
плоскостных и объемных изделий по
рисункам, эскизам, схемам.
Аппликация
из
пластилина.
Работы
коллективные,
групповые,
парами,
индивидуальные.
Многообразие материалов:
природный материал плоский и объемный.
Чтение и выполнение разметки с опорой
на эскизы, схемы.

1

4

5

6

1

1

1

Трудовая деятельность и ее значение в жизни
человека. Рукотворный мир как результат труда
человека. Свойства материалов:
пластилин можно отрывать от куска, отрезать
ниткой или стекой, сминать, придавать разную
форму, размазывать. Рациональное размещение на
рабочем месте материалов и инструментов.
Ориентировка в задании: анализ информации в
процессе наблюдений, чтения текста на
страницах
учебника.
Организация
рабочего
места.
Сборка и соединение деталей клеем. Задания разных
типов - от точного повторения образца (в виде
рисунка, схемы) до создания собственных образов.

2,3,5

3,4,6,7

2,3,5

Организация
рабочего
места.
Рациональное
размещение на рабочем месте материалов и
инструментов. Планирование хода практической
работы. Самоконтроль практических действий.
Многообразие материалов: пластилин.

3,4,6,7

Свойства материалов:
бумагу можно резать, складывать по прямой,
рвать, сминать, приклеивать, скручивать.

2,3,5

2,3,5

7

8

9

10

11

12

13

14

15
16

Заполнение
только
линии
контура
кусочками бумаги (фольги). Работа с
технической
документацией
(эскизы,
схемы).
Выполнение мозаичного изображения с
помощью
природных
материалов
(ракушек,
гальки)
на
тонком
слое
пластилина. Заполнение только линии
контура природными материалами.
Выполнение мозаичного изображения с
помощью природных материалов (семян
растений) на тонком слое пластилина.
Основа плоская или объемная.
Оригами
из
бумажного
квадрата
с
использованием схем и условных знаков.
Условные
знаки
оригами:
сложить
«долиной», сложить «горой», складка,
перевернуть.
Объемное косое плетение в три пряди из
различных материалов. Аппликация
с
использованием
«косичек». Простейшее
узелковое плетение.
Плоское прямое плетение из полосок
бумаги
или
других
материалов
в
шахматном порядке (разметка с помощью
шаблона).
Мир профессий, их социальное значение.
Ш в ы «вперед иголку» и «вперед иголку с
перевивом» на разреженной ткани, ткани в
полоску и клетку.
Многообразие
материалов:
ткань.
Продергивание нитей на льняной ткани,
отделка бахромой. Отделка вышивкой.
Виды художественной техники. Лепка из
снега.
Пришивание
пуговицы
с
двумя
отверстиями. Сборка и соединение деталей:

1

Заполнение только линии контура кусочками
бумаги (фольги). Отделка аппликацией.

1

Выполнение
мозаичного
изображения с
помощью
природных
материалов
(ракушек,
гальки, семян растений)
на
тонком
слое
пластилина. Заполнение только линии контура
природными материалами.

1

Ориентировка в задании: анализ информации в
процессе
видеоматериалам, общения с учителем и
сверстниками.

1

Планирование
хода
практической
работы.
Самоконтроль практических действий. Задания
разных типов - от точного повторения образца
(в виде рисунка, схемы) до создания собственных
образов.
Свойства материалов:
ткань можно резать, сшивать; нитки использовать
для соединения деталей из ткани, тесьму можно
вплетать, сутаж, веревки использовать для косого
плетения.
Профессии
типа
«Человек
–
художественный образ». Профессии типа «Человек
- природа», «Человек - человек».

1

1

1
1

3,4,5

2,3,5

1

1

3,4,6,7

3,4,6,7

2,3,5

3,4,6,7

3,4,5

3,4,6,7
Планирование
хода
практической
работы.
Самоконтроль практических действий.
Профессии типа «Человек - художественный
образ».

2,3,5
3,4,6,7

17

18

19

20
21
22
23
24
25

26
27
28
29

нитками.
Констру ирован ие и моделиро вание
Деталь изделия. Выделение деталей изделия.
Виды соединения деталей. Сборка
и
соединение деталей: клеем, переплетением,
скручиванием.
Конструирование и моделирование изделий
из различных материалов по образцу и по
заданным условиям.
Аппликация из геометрических фигур,
размеченных по шаблону (трафарету) и
наклеенных так, что детали отчетливо
видны. Отделка раскрашиванием.
Геометрическая мозаика. Разметка: на глаз,
по шаблону, трафарету, с помощью линейки.
Создание
технических
моделей
из
готовых геометрических форм. Профессии
типа «Человек - техника».
Создание
художественных
образов
из
готовых форм с добавлением деталей.
Многодетальные объемные изделия из
бумаги, полученные приемом сминания.
Многообразие материалов: «бросовый» материал.
Объемные изделия из бумаги, полученные
приемом скручивания. Сборка и соединение
деталей:
клеем,
переплетением,
скручиванием.
Моделирование летательных аппаратов с
разметкой по шаблону и по клеткам.
Многодетальные объемные изделия из
природных материалов в соединении с
бумагой, картоном, тканью, проволокой и
другими материалами.
Многодетальные объемные изделия из
одних природных материалов. Отделка
вышивкой.
Многообразие
материалов:

14 ч
1

1

1

1
1
2

1
1

1
1

1

Выделение деталей изделия. Виды соединения
деталей. Сборка и соединение деталей: клеем,
переплетением, скручиванием.

3,4,5

Конструирование и моделирование изделий из
различных материалов по образцу и по заданным
условиям.
Аппликация
из
геометрических
фигур,
размеченных
по
шаблону
(трафарету)
и
наклеенных так, что детали отчетливо видны.
Отделка раскрашиванием.
Геометрическая мозаика. Разметка: на глаз, по
шаблону, трафарету, с помощью линейки.
Разнообразие
предметов
рукотворного мира
(техника,
предметы
быта,
декоративноприкладного искусства).
Ориентировка в задании: анализ информации в
процессе обращения к справочным страницам,
аудио- и видеоматериалам.

3,4,6,7

Многодетальные объемные изделия из бумаги,
полученные
приемом
сминания.
Многообразие
материалов: «бросовый» материал.
Объемные
изделия
из
бумаги,
полученные
приемом скручивания. Сборка и соединение
деталей: клеем, п е р е п л е т е н и е м , скручиванием.

3,4,5

Моделирование
летательных
аппаратов
с
разметкой по шаблону и по клеткам.
Многодетальные объемные изделия из природных
материалов в соединении с бумагой, картоном,
тканью, проволокой и другими материалами.

3,4,6,7

Исследовательская
работа. Взаимопомощь
в
работе. Самообслуживание в школе и дома,
элементарный уход за одеждой и обувью.

3,4,5

2,3,5

2,3,5
3,4,5

3,4,6,7

2,3,5

3,4,5

текстильные материалы (нитки, тесьма и
т.д.).
30

Моделирование несложных моделей из
деталей к онст р ук т ор а.

1

Моделирование несложных моделей из деталей
к онст р ук т ора.

3,4,6,7

Понятие
информации.
Восприятие,
кодирование/декодирование
разного
рода
информации.
Возможности
компьютера
для
хранения и передачи информации.

2,3,5

Практика работы на компьютере
31

№ п/п

Наш помощник – компьютер.

Раздел, Темы

1

Количество
часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне
универсальных учебных действий)

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

2 класс

1.

2.

3.

Технология
ручной
обр а бо тк и
материалов.
Элементы
г р а фи ч е ск о й грамоты
Выполнение с помощью стеки узора
или
рисунка
на
тонком
слое
пластилина, нанесенного на плоскую
или объемную основу. Материальная
культура
как продукт творческой
предметно преобразующей деятельности
человека.
Вылепливание
предмета
из
нескольких
частей
путем
примазывания одной части к другой
(конструктивный
способ
лепки
обрубовка).
Сборка
и
соединение
деталей
пластилином.
Отделка:
налепные
украшения.

23 ч

1

Ориентировка
в
задании:
анализ
информации в процессе наблюдений, чтения
текста на страницах учебника, восприятия
аудиои
видеоматериалов,
в
процессе
общения с учителем и сверстниками.

2,3,5

2

Новые свойства материалов: рисование
штрихами на пластилиновой основе,
обрубовка, вытягивание из целого куска.

2,4,7

1

Задания разных типов от точного
повторения образца (в виде рисунка, схемы,
простейшего
чертежа)
до
создания
собственного образа.

2,3,5

Лепка
из
целого
куска
путем
вытягивания
(пластический
способ
лепки). Мир профессий. «Человек –
художественный образ».
Лепка из теста.

1

Исследовательская
работа.
Работы
коллективные,
групповые,
парами,
индивидуальные. Взаимопомощь в работе.

3,4,6,7

1

1,2,5,6

6.

Обрывная аппликация из бумаги на
бумажной основе.

2

7.

Плоская аппликация из ткани на
бумажной основе.
Объемная
аппликация
из бумаги,
природных материалов или ткани на
бумажной или картонной основе.
Комбинирование
в
одной
работе
разных материалов (коллаж).
Заполнение
всего
контура
элементами, вырезанными из бумаги
или
полученными
с
помощью
обрывания.
Объемная мозаика.
Выполнение
мозаики
из
разных
материалов.

1

Организация рабочего места. Рациональное
размещение на рабочем месте материалов и
инструментов.
Планирование
хода
практической
работы.
Самоконтроль
действий.
Многообразие материалов.
Бумага
обычная
цветная,
страницы
журналов,
бумажные
салфетки,
гофрированная и металлизированная
бумага,
фантики; ткань,
тесьма,
веревки, нитки; клеенка, поролон, фольга,
пластилин,
тесто,
птичьи перья, вата,
яичная скорлупа, различный «бросовый»
материал.
Новые свойства материалов:
- разрывание бумаги по прямой и
кривой линиям, по спирали, скручивание,
надрезание,
обрывание
кусочками,
сминание комочков, гофрирование, сгибание
внутрь и выгибание наружу, вплетание
полосок, сгибание полоски;
- наклеивание ткани на бумагу и вырезание,
складывание в технике оригами, вышивание
по криволинейному контуру, присборивание.

Складывание

1

4.

5.

8.

9.
10.

11.
12.

13.

приемом

гофрирования

2

2
1

1
1

Приклеивать
можно
клеенку,
поролон,
фольгу,
птичьи
перья,
вату,
яичную
скорлупу, пластиковые трубочки.
Линии чертежа (контур, сгиб, размерная).

1,3,7

2,4,5
1,2,5,6,7

2,3,5
1,2,3

2,3,6
5,6,7

2,3,6

14.

15.

16.

(«гармошкой»)
деталей
из
круга,
овала,
квадрата,
треугольника.
Объединение деталей в одном изделии.
Оригами из бумажного квадрата по
схеме.
Складывание
квадратной
льняной салфетки и сравнение свойств
бумаги и ткани.
Косое плетение в четыре пряди из
текстильных
материалов
или
бумажного шпагата, проволоки, соломы.
Прямое плетение из полосок бумаги
(разметка по линейке).

1

1

1

17.

Узелковое
плетение
(макраме)
из
текстильных материалов (узлы морские
и декоративные).

1

18.

Вышивание
по
криволинейному
контуру
швом
«вперед
иголку».
Самообслуживание в школе и дома,
элементарный уход за одеждой и
обувью.
Пришивание пуговицы с четырьмя
отверстиями разными способами.
Конструирование и моделирование
Выделение деталей изделия. Виды
соединения деталей.
Конструирование
и
моделирование
изделий из различных материалов по
образцу и заданным условиям.
Плоскост ное
конструирование
и
моделирование из геометрических

1

19.

20.
21.

22.

Условные
знаки
оригами:
«долиной»,
сложить
«горой»,
вогнуть
внутрь,
выгнуть
перевернуть.

сложить
складка,
наружу,

Изготовление плоскостных и объемных
изделий по рисункам, эскизам, схемам,
простейшим чертежам.
Технологические
приемы
обработки
материалов
Разметка:
на
глаз,
по
шаблону,
с
помощью линейки, копированием.
Сборка и соединение деталей:
сшиванием, скручиванием, закручиванием
ниткой, переплетением, с помощью узлов,
сцеплением ворса бархатной бумаги и ниток,
скотчем.
Изготовление плоскостных и объемных
изделий по рисункам, эскизам, схемам,
простейшим чертежам.

1
11 ч
1
1

1

2,4,6,7

1,6,7

1,3,5

3,4,6,7

2,3,5

2,4,7
Работа
с
(рисунок,
чертеж).

технической
документацией
схема,
эскиз,
простейший

Работа
с
(рисунок,

технической
документацией
схема,
эскиз,
простейший

1,2,6,7
1,3,7

2,4,5

23.

24.

25.

26.

27.

28.

№ п/п

форм.
Аппликация
и
мозаика
геометрических фигур.

из

1

Объемное
конструирование
и
моделирование из готовых ф ор м
Более сложные (по сравнению с
первым классом) технические модели
из готовых форм.
Более
сложные
художественные
образы из готовых геометрических
форм (в том числе из цилиндра и
конуса).
Поделки из одной или нескольких
полосок,
полученные
приемами
складывания, сгибания.
Мир
профессий.
Профессии
типа
«Человек - техника», «Человек природа». Летающие модели.
Мир
профессий.
Профессии
типа
«Человек - техника». Моделирование
из деталей конст р уктора.

2

Раздел, Темы

2

1

1

1

Количество
часов

чертеж).
Работа
с
(рисунок,
чертеж).
Работа
с
(рисунок,
чертеж).

технической
документацией
схема,
эскиз,
простейший

1,2,5,6,7

технической
документацией
схема,
эскиз,
простейший

1,2,5,6

Отделка:
рамочка в технике мозаики из кусочков
ткани, рамочки из тесьмы, украшение
кружевом.
Сборка и соединение деталей:
сшиванием, скручиванием, закручиванием
ниткой, переплетением.
Работа
с
технической
документацией
(рисунок,
схема,
эскиз,
простейший
чертеж).
Работа
с
технической
документацией
(рисунок,
схема,
эскиз,
простейший
чертеж).

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне
универсальных учебных действий)

2,3,6

2,4,6,7

1,6,7

1,3,7

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

3 класс

1.

Технология ручной обр а бот к и
материалов. Элементы
г р а фи ч е ск о й грамоты
Оригами
из
квадрата
и
прямоугольника. Модульное оригами.

20 ч

1

Ориентировка
в
задании,
организация
рабочего места, планирование трудового

2,3,5

Условные
знаки
оригами.
Чтение
условных графических изображений.
2.

Складывание из любой
последующим вырезанием.

с

1

3.

Выпуклая контурная аппликация (по
линии
контура
приклеить
нитки,
шнурки, бумажный шпагат, полоски
гофрированного картона или пришить
тесьму, сутаж).
Вырезание
узоров,
фигур
без
предварительного нанесения контура,
в том числе и симметричное вырезание.
Прорезная
аппликация
(на
одном
листе бумаги вырезать контур, на
другой приклеить ткань большего
размера, чем контур, и первый лист
наклеить на второй).
Соединение в одной работе разных
материалов и предметов.

2

Объемное плетение из бумаги.

1

4.

5.

6.

7.

фигуры

1

2

2

процесса, контроль и корректировка хода
работы. Изготовление изделий по рисунку,
простейшему чертежу, эскизу, схеме.
Использование полученных знаний и умений
для творческой самореализации в домашних
условия.
Подбор материалов для изделий по их
декоративно-художественным
и
конструктивным свойствам.

2,4,7

3,4,6,7

Работа с технической документацией (эскизы,
схемы, чертежи, рисунки, развертка). Линии
чертежа (контур, сгиб, размерная, осевая).
Сборка и соединение деталей:
щелевым замком, с помощью клапанов,
надрезов, переплетением.

1,2,5,6

Многообразие материалов.
Бумага обычная цветная, белая плотная,
цветная
с
двух
сторон,
картон,
гофрированный картон, ткань, нитки.
Свойства материалов:
- бумага: вырезание по внутреннему
контуру,
симметричное
вырезание
из
бумаги, сложенной в несколько слоев,
объемное плетение из двух полосок.
Многообразие материалов.
Бумага обычная цветная, белая плотная,
цветная
с
двух
сторон,
картон,
гофрированный картон, ткань, нитки.
Свойства материалов:
- бумага: вырезание по внутреннему

2,4,5

1,3,7

1,2,5,6,7

8.

Плетение на картоне
иголки и нитки.

с

помощью

2

9.

Знакомство
с
различным
применением швов «строчка», «через
край», «петельный».

1

10.

Пришивание пуговиц «на ножке» в
процессе изготовления изделий.

1

11.

Лепка
сложной
формы
разными
приемами, в том числе и приемами,
используемыми
в
народных
художественных
промыслах.
Традиционные народные промыслы и
ремесла своего края, уважительное
отношение к ним.

1

контуру,
симметричное
вырезание
из
бумаги, сложенной в несколько слоев,
объемное плетение из двух полосок.
Многообразие
материалов.
Картон,
гофрированный картон.
Свойства материалов:
нитки:
соединение
деталей,
приклеивание
на
основу,
плетение
на
картоне с помощью иголки.
Многообразие материалов
Ткань, нитки, тесьма,
сутаж,
пуговицы,
бусины, бисер.
Свойства материалов:
- ткань: выполнение швов, приклеивание
на бумагу, склеивание деталей из ткани;
нитки:
соединение
деталей,
приклеивание
на
основу,
плетение
на
картоне с помощью иголки.
Многообразие материалов
Ткань, нитки, тесьма,
сутаж,
пуговицы,
бусины, бисер.
Свойства материалов:
- ткань: выполнение швов, приклеивание
на бумагу, склеивание деталей из ткани;
нитки:
соединение
деталей,
приклеивание
на
основу,
плетение
на
картоне с помощью иголки.
Многообразие материалов.
Пластилин.

1,2,5,6,7

1,2,3

2,3,6

5,6,7

12.

Лепка низким и высоким
(барельеф и горельеф).

рельефом

1

13.

Осуществление
под
руководством
учителя проектной деятельности по
созданию
готового
продукта.
Соединение в одной работе разных
материалов и предметов.
Мозаика
из
мелких
природных
материалов,
например
песка
или
опилок.

2

Конструирование и моделирование
Объемные
изделия
из
деталей,
соединенных с помощью щелевого
замка.
Объемные
изделия
с
клапанами.
Объемные
изделия
с
разными
способами соединения.
Технические модели, изготовленные
по чертежу. Профессии типа «Человек
- техника».
Мозаика из элементов круга и овала.
Игрушки из картона с подвижными
деталями.
Головоломки из картона и шнура.
Исследовательская
работа.
Общие
правила
создания
предметов
рукотворного
мира
(удобство,
эстетическая
выразительность,
прочность).

10 ч
1

14.

15.

16.

17.

18.

19.

2

1

2

Отбор и анализ информации
других печатных изданий и
источников
информации.
соединение
деталей:
с
пластилина.
Отбор и анализ информации
других печатных изданий и
источников
информации.
соединение
деталей:
с
пластилина.
Отбор и анализ информации
других печатных изданий и
источников
информации.
соединение
деталей:
с
пластилина.

из учебника,
электронных
Сборка
и
помощью

1,2,5,6,7

из учебника,
электронных
Сборка
и
помощью

2,4,6,7

из учебника,
электронных
Сборка
и
помощью

1,6,7

Детали, их форма, взаимное расположение,
виды соединения деталей.

2,3,5

Несложные
конструкции
изделий
по
рисунку,
простейшему
чертежу,
эскизу,
образцу.
Простейшие
задачи
конструктивного
характера на изменение свойств конструкции.

1,2,5,6,7

1

Разметка: на глаз, с
циркуля, копированием.

помощью

линейки,

1

Задания разных типов от точного
повторения
образца (в
виде
рисунка,
схемы, чертежа) до создания собственных
образов.

2,4,7

2,3,5

1,3,6,7

20.

21.
22.

23.

24.

25.

26.

Плоские игрушки или сувениры из
ткани. Профессии типа «Человек художественный образ».
Детали соединяются швом.

1

Сборка
и
сшиванием.

соединение

деталей:

клеем,

1,3,5

1

2,4,5

Плоские игрушки из ткани. Детали
соединяются клеем. Профессии типа
«Человек - природа».
Практика
работы
на
компьютере
Правила поведения в компьютерном
кабинете. Соблюдение безопасных и
рациональных
приемов
работы
на
компьютере. Значение компьютера в
жизни человека.
Основные
устройства
компьютера.
Включение
и
выключение
компьютера, перевод в режим ожидания.
Компьютерные
программы:
калькулятор,
текстовые
редакторы
Блокнот,
WordPad
и графический
редактор Paint. И х
назначение и
возможности.
Операции над файлами и папками:
создание, перемещение, копирование,
удаление.
Открывание
файлов
и
запуск
программы.
Сохранение
вводимой информации.
Интернет:
понятие,
назначение,
программы-обозреватели.
Компьютер
как средство поиска и воспроизведения
необходимой информации, в том числе
в сети Интернет.

2

Отделка:
вышивкой,
бисером,
раскрашиванием.
Сборка
и
соединение
деталей:
клеем,
сшиванием.

1,2,5,6,7

4ч
1

Понятие
информации.
Восприятие,
кодирование/декодирование
разного
рода
информации. Возможности компьютера для
хранения и передачи информации.

2,3,6

1

Компьютерные
программы:
калькулятор,
текстовые редакторы Блокнот, WordPad и
графический редактор Paint. И х назначение и
возможности.

2,4,6,7

1

Операции над файлами и папками: создание,
перемещение,
копирование,
удаление.
Открывание файлов и запуск программы.
Сохранение вводимой информации.

1,6,7

1

Интернет: понятие, назначение, программыобозреватели.
Компьютер
как
средство
поиска
и
воспроизведения
необходимой
информации, в том числе в сети Интернет.

1,3,5

№ п/п

Раздел, Темы

Количеств
о часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне
универсальных учебных действий)

Основные
направлени
я
воспитател
ьной
деятельнос
ти*

4 класс

1.

2.
3.
4.

5.

6.

Технология ручной обр а бот к и
материалов. Элементы г р а ф и ч еск о й
грамоты
Лоскутная мозаика. Детали вырезаны
из ткани по долевой нити и приклеены
на бумагу.

18 ч

Детали вырезаны из ткани по долевой
нити и сшиты.
Вышивание крестом на разреженной
ткани, канве по эскизу, схеме.
Швы
«петельки»
и
«вприкреп».
Культурно-историческая
ценность
предшествующих традиций, отраженных
в предметном мире, бережное отношение
к ним.
Папье-маше
Кусочки бумаги наклеиваются слоями
друг на друга (слоистое папье-маше).

2

2

Сборка и соединение деталей:
щелевым замком, с помощью клапанов, надрезов,
переплетением.

1,3,7

Папье-маше из размельченной бумажной
массы.

2

Многообразие материалов.
Бумага обычная цветная, белая плотная, цветная с
двух сторон, картон, гофрированный картон, ткань,
нитки.
Свойства материалов:

2,4,5

1

2
2

Ориентировка в задании, организация рабочего
места, планирование трудового процесса, контроль
и корректировка хода работы. Изготовление изделий
по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.
Использование полученных знаний и умений для
творческой самореализации в домашних условия.
Подбор материалов для изделий по их декоративнохудожественным и конструктивным свойствам.
Работа с технической документацией (эскизы, схемы,
чертежи,
рисунки,
развертка). Линии
чертежа
(контур, сгиб, размерная, осевая).

2,3,5

2,4,7
3,4,6,7
1,2,5,6

7.
8.
9.

Роспись ткани. Свободная роспись.
Роспись по соли.
Холодный батик.

1
1
1

10.

Вязание. Виды пряжи. Виды крючков и
спиц. Вязание крючком. Приемы вязания
цепочка
из
воздушных
петель,
столбики без накида и с накидом.
Вязание на спицах. Набор петель. Виды
петель. Чулочная вязка, вязка «резинка».

2

Конструирование и моделирование
Художественное конструирование из
растений.
Композиции
из сухих
растений.

12 ч
1

Букеты
и
композиции
из
живых
растений.
Объемное конструирование
и моделирование из бумаги и кар тона.
Объемные поделки из бумаги, сделанные
с помощью надрезов.
Объемные
изделия
из
бумаги,
полученные приемом «складывания по
кривой».

1

Объемные
игрушки
из
картонных
коробок с подвижными деталями.
Конструирование и моделирование из
разных материалов
Соломенная скульптура. Разные приемы
выполнения соломенных изделий.

2

11.

12.

13.
14.

15.

16.

2

1

1

2

- бумага.
Свойства ткани. роспись
Многообразие материалов. Роспись по соли
Многообразие материалов
Ткань, нитки.
Свойства материалов.
Многообразие материалов.
шерсть
Многообразие материалов.
шерсть
Отбор и анализ информации из учебника, других
печатных
изданий
и
электронных источников
информации. Сборка и соединение деталей: с
помощью пластилина.
Детали, их форма, взаимное расположение, виды
соединения деталей.
Несложные
конструкции
изделий
по
рисунку,
простейшему чертежу, эскизу, образцу. Простейшие
задачи конструктивного характера на изменение
свойств конструкции.
Несложные
конструкции
изделий
по
рисунку,
простейшему чертежу, эскизу, образцу. Простейшие
задачи конструктивного характера на изменение
свойств конструкции.
Разметка: на глаз, с помощью линейки, циркуля,
копированием.
Задания разных типов - от точного повторения
образца (в виде рисунка, схемы, чертежа) до
создания собственных образов.

1,2,5,6,7
3,4,6,7
1,2,3

2,3,6

2,3,6

2,4,6,7

1,6,7
1,3,5

2,3,5

2,3,5
2,4,7

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

Изготовление
кукол
из
ниток.
Конструирование
из
проволоки
контурные
фигуры,
проволочная
скульптура.
Объемное моделирование из ткани.
Моделирование
беcшовных
кукол.
Объемные игрушки из плотной ткани,
детали соединены наружным петельным
швом.
Объемные
игрушки
из
тонких
тканей, детали соединены внутренним
швом «строчка» и вывернуты.
Практика работы на компьютере
Выполнение
базовых
действий
на
компьютере
с
использованием
безопасных для органов зрения, нервной
системы
и
опорно-двигательного
аппарата приемов работы.
Использование компьютера для поиска
и
воспроизведения
необходимой
информации, для решения доступных
учебных
задач
с
простыми
информационными объектами (текстом,
рисунками, таблицами).
Основные
операции
при
создании
текстов
и
оформлении
текстов.
Клавиатурное
письмо.
Работа
с
клавиатурным тренажером.
Электронные таблицы, их назначение.
Компьютерные программы: MS Word,
MS Publisher, Adobe Photoshop, MS
Power Point.

1

Задания разных типов - от точного повторения
образца (в виде рисунка, схемы, чертежа) до
создания собственных образов.

2,3,5

1

Задания разных типов - от точного повторения
образца (в виде рисунка, схемы, чертежа) до
создания собственных образов.

2,4,6,7

2

Задания разных типов - от точного повторения
образца (в виде рисунка, схемы, чертежа) до
создания собственных образов.

1,3,7

Выполнение базовых действий на компьютере с
использованием безопасных для органов зрения,
нервной системы и опорно-двигательного аппарата
приемов работы.

2,4,5

1

Использование
компьютера
для
поиска
и
воспроизведения
необходимой
информации,
для
решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстом, рисунками,
таблицами).

1,2,5,6,7

1

Основные операции
при
создании
текстов
и
оформлении текстов. Клавиатурное письмо. Работа с
клавиатурным тренажером.

1,2,5,6

1

Электронные таблицы, их назначение. Компьютерные
программы:
MS
Word, MS
Publisher, Adobe
Photoshop, MS Power Point.

2,3,6

4ч
1

Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология: Учебник для 1
класса. - М.: Издательство « БИН ОМ . Лаборатория знаний».
2. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология: Учебник для 2
класса. - М.: Издательство « БИН ОМ . Лаборатория знаний».
3. Цирулик Н.А., Хлебникова С. И. Технология: Учебник для 3
класса. - М.: Издательство « БИН ОМ . Лаборатория знаний».
4. Цирулик Н.А.,
Хлебникова С. И. ,
Нагель
О.И.,
Цирулик Г.Э. Технология: Учебник для 4 класса. - М.:
Издательство «БИНОМ . Лаборатория знаний».
5. Проснякова Т. Н . Школа волшебников: Рабочая тетрадь для
1 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Федоров».
6. Цирулик Н.А., Цирулик Г.Э., Хлебникова С . И . Бумажные
фантазии. Тетрадь для практических работ (приложение к
учебнику «Технология». 1 класс). - Самара: Издательство
«Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
7. Проснякова Т. Н . Волшебные секреты: Рабочая тетрадь для
2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Федоров».
8. Цирулик Н.А., Цирулик Г.Э., Хлебникова С . И . Бумажный
калейдоскоп. Тетрадь для
практических работ
(приложение к учебнику «Технология». 2 класс). - Самара:
Издательство
«Учебная
литература»: Издательский дом
«Федоров».
9. Цирулик Н.А., Цирулик Г.Э., Хлебникова С . И . Бумажные
вещицы. Тетрадь для практических работ (приложение к
учебнику «Технология». 3 класс). - Самара: Издательство
«Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
10. Цирулик Н.А., Цирулик Г.Э., Хлебникова С. И. Бумажный
мир. Тетрадь для прак-тических работ (приложение к
учебнику «Технология». 4 класс). - Самара: Издательство
«Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
11.Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к
учебникам «Технология» для 1, 2 классов. - Самара: Издательство
«Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
12.Цирулик Н.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология». 3
класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский
дом «Федоров».
13.Цирулик Н.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология». 4
класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский
дом «Федоров».

-

-

-

Специфическое сопровождение (оборудование):
индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае
групповой работы;
инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и
решения конструкторско-технологических задач:
ножницы школьные со скругленными концами и ножницы с острыми
концами (в чехле),
линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, нитковдеватель,
крючок для вязания,
спицы, пяльцы, дощечки для работы шилом и лепки,
простой и цветной карандаши,
фломастеры, кисти для работы клеем и красками;
инструменты для работы с проволокой.
материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным
содержанием:
бумага (писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя,
крепированная, калька, копировальная, бумажные салфетки, страницы
журналов),
картон (обычный, цветной, гофрированный),
ткань (однотонная и набивная, хлопчатобумажная и шерстяная, канва),
нитки (катушечные, мулине, ирис, пряжа),
текстильные материалы (сутаж, тесьма),
пластилин или пластика,
соленое тесто, фольга, проволока,
природные материалы (плоские и объемные),
«бросовый» материал (пластиковые баночки, крышки, картонные
коробочки и т.д.),
пуговицы, наборы «Конструктор».

Согласовано
Протокол заседания
кафедры «Начального образования»
№ 1 от «27» августа 2021 г.
___________ И.А. Рубан

Согласовано
заместитель директора по УР
МАОУ лицея № 11 им. В.В.
Рассохина г. Армавира
__________ А.А. Козлова
«27» августа 2021 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».