Рабочая программа курса внеурочной деятельности Безопасные дороги Кубани. 2023-2027 гг

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина

РАССМОТРЕНО
на заседании НМК
начальных классов
______________________
И.А. Рубан
Протокол № 1
от 29.08.2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по воспитательной работе
______________________
И.П. Мезенцева
30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________________
А.М. Абелян
Приказ № 01-10/467
от 01.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Безопасные дороги Кубани»
для обучающихся 1 – 4 классов
Направление: социальное
Форма проведения курса: кружок
Составитель: Кравченко Евгения Владимировна,
учитель начальных классов

Армавир, 2023 г.
1. Пояснительная записка

Актуальность программы
В связи с возрастающим процентом дорожно-транспортных
происшествий (ДТП) с участием детей безопасность учащихся приобрела
ранг наиболее значимых социальных проблем России. Профилактика
дорожного-транспортного травматизма (ДТТ) в последнее время стала одним
из основных и приоритетных направлений образования. Центральную роль в
данной работе играет школа. Как показывает многолетний педагогический
опыт, в процессе обучения и воспитания в условиях школы у обучающихся
формируются знания о сохранении жизни и здоровья человека, укрепляются
навыки ориентирования в дорожных ситуациях, предвиденья опасности и
оценивания ее уровня. Данная актуальность проблемы определяет
необходимость совместной системной и продуктивной деятельности
региональных органов образования, образовательных организаций и
управления ГИБДД ГУ МВД в области предупреждения и профилактики
детского ДТТ.
В связи с выше обозначенной актуальностью возникла необходимость
в разработке и реализации краевой программы профилактики детского
дорожно-транспортного
травматизма
обучающихся
1-11
классов
общеобразовательных школ «Безопасные дороги Кубани».
Основным концептуальным положением данной программы стало
понимание важности вопросов профилактики ДТТ и изучения правил
дорожного движения (ПДД), которые рассматриваются в аспекте личной
безопасности и социальной функциональной грамотности школьника.
Составляющими социальной функциональной грамотности школьника в
аспекте содержания Программы выступают:
- готовность успешно адаптироваться в изменяющейся ситуации,
приспосабливаться к различным ситуациям, в том числе экстремальным;
- способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать
возможность корректировать ситуацию, проектировать способы поведения
на дороге на основе ПДД и с учетом конкретных условий дорожной
ситуации;
- осознание важности для жизни человека элементарной правовой
культуры, проявление в повседневной жизни законопослушности,
применение грамотных способов взаимодействия и правил взаимоотношений
с другими людьми;
- наличие качеств личности, которые обеспечивают ответственность за
свою
деятельность
и
поведение,
целеустремленность,
дисциплинированность, элементы рефлексивных качеств.
Нормативная основа для разработки программы
Нормативной основой для разработки программы для учащихся 1–11
классов общеобразовательной школы «Безопасные дороги Кубани» стали
следующие документы:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе

общероссийского голосования 01.07.2020), ст. 41 «Охрана здоровья
обучающихся»;
- Конвенция «О правах ребенка» (принята резолюцией 44/25
Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 (в ред. От 24.03.2021);
- Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от
31.12.2020) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными
положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и
обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного
движения") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022);
- ПДДМАСТЕР – автомобильное законодательство в доступной форме:
сайт. – URL: https://pddmaster.ru/documents/pdd (дата обращения 21.03.2022).
– Текст: электронный.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»
(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»
(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)
- Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных
организаций. / Москва, 2021 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в ред. От 21.12.2020);
- Стратегия безопасности дорожного движения в Российской
Федерации на 2018 - 2024 годы, утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р;
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
- Федеральный проект «Безопасность дорожного движения» в рамках
национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»
в достижение национальных целей развития Российской Федерации на
период до 2024 года;
- «Паспорт национального проекта «Безопасные и качественные
автомобильные дороги» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от
24.12.2018 № 15);
- Паспорт федерального проекта «Безопасность дорожного движения»
(утв. протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту
«Безопасные и качественные автомобильные дороги» от 20 декабря 2018 г.
№ 4);

- Паспорт регионального проекта Краснодарского края «Безопасность
дорожного движения» (утв. протоколом заседания регионального проектного
комитета от 15 июля 2019 года № 8 (в соответствии с изменениями);
- Приказ МВД России Главного управления внутренних дел
Российской Федерации по Краснодарскому краю, министерства образования,
науки и молодежной политики Краснодарского края, от 26 декабря 2017 г. №
1143/210 «О мерах по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма в Краснодарском крае.
Программа построена с учетом следующих принципов:
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода
предполагает учет личностный, возрастных особенностей обучающихся и
уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального
и дифференцированного подхода к обучающимся, изучение черт их
характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно
воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре
поведения в сфере дорожного движения.
Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше
возраст обучающихся, тем быстрее и легче происходит у них формирование
устойчивых привычек безопасного поведения. Детское восприятие
окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной)
информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный
переход, опасность на дороге, скорость движения машин.
Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей
центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих
равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с
возрастом в процессе обучения и воспитания.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его
последствий. Обучающиеся должны знать, какие опасности могут
подстерегать их в дороге.
Принцип возрастной безопасности. У обучающихся довольно
рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по
улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие
волевых качеств ребенка. С другой – необходимо воспитывать понимание
опасной дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки
безопасного поведения.
Важно иметь в виду и то, что у школьников наблюдается довольно
большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это
объясняется, как правило, легкой отвлекаемостью, импульсивностью,
спешкой, заинтересованностью, увлеченностью чем-либо, когда они
находятся
на
дороге.
Необходимо
формировать,
развивать
и
совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды,
показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.
- Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать,
что они живут в обществе, где необходимо соблюдать определенные нормы и
правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует

Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор
дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и
пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила
дорожного движения необходимо соблюдать для общей безопасности, так
как неправильные действия ребенка на улице и дороге опасны и для него
самого, и для окружающих.
- Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот
принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.
Данный принцип способствует тому, что дети достаточно легко, без
сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками,
замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не
понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают
правил. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример
взрослых. Поэтому педагог должен организовать работу не только с
обучающимися, но и с родителями.
Цель программы - формирование культуры и навыков безопасного
поведения на дороге; сознательного и ответственного отношения к личной
безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения.
Общая цель Программы получает конкретизацию по уровню
образования (НОО, ООО, СОО) с учетом целевых ориентиров рабочей
программы воспитания ООП (2021 г.). Так,

в воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) таким целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых
знаний ПДД – знаний правил безопасного поведения на дороге в конкретном
социуме, в котором они живут;

в воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий
для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего,
ценности жизни и здоровья в ситуациях дорожного движения;

в воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий
для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых
дел, в частности, пропаганды культуры безопасного поведения на дороге.
Задачи:
Образовательные:

разъяснить требования Правил дорожного движения Российской
Федерации;

повысить у обучающихся уровень знаний Правил дорожного движения
Российской Федерации;

помочь обучающимся усвоить требования разделов Правил дорожного
движения Российской Федерации для пешеходов, пассажиров и
велосипедистов;


сформировать систему знаний, умений и навыков, позволяющих
обучающимся безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;

сформировать мотивационно-поведенческую культуру обучающихся
как основу безопасности в условиях общения с дорогой.
Развивающие:

научить обучающихся ориентироваться в дорожно-транспортной
ситуации;

сформировать у школьников такие умения, как:

правопослушность;

быстрота реакции;

внимательность и осторожность;

предвидение ситуации;

бдительность и сосредоточенность;

наблюдательность;

слуховое и зрительное восприятие, а также боковое зрение;

логическое и гибкое мышление;

чувство опасности;

самообладание, находчивость.
Воспитательные:

сформировать общественно и личностно значимые мотивы безопасного
поведения на дороге;

выработать у обучающихся навыки осознанного понимания дорожных
ситуаций и самостоятельного принятия адекватных решений в непрерывно
меняющихся условиях движения;

воспитать грамотных, сознательных участников дорожного движения,
которые не только сами не попадут в ДТП, но и помогут друзьям и знакомым
стать внимательными, спокойными, тактичными и грамотными пешеходами;

сформировать у обучающихся дисциплинированность и чувство
ответственности за свои действия на дороге;

выработать у обучающихся культуру безопасного поведения в
транспорте и на дороге;

сформировать у школьников сознательное и ответственное отношение
к личной безопасности и безопасности окружающих.
В решении вышеназванных задач и достижении планируемых
результатов Программы системообразующее значение имеет применение в
обучении ситуационного подхода. Значение ситуационного подхода в
обучении безопасному поведению на дорогах состоит в развитии у
обучающихся субъектного опыта принятия решений при обеспечении
собственной безопасности, безопасности других людей в современных
условиях дорожного движения. В процессе изучения Программы
обучающимся предъявляются ситуации следующих типов:
стандартная ситуация – типична для обучающегося, носит
повседневный характер, систематически повторяется при схожих

обстоятельствах, имеет одинаковые причины, может носить как
положительный, так и отрицательный характер (например, переход дороги);
критическая ситуация – нетипична, неожиданна, нарушает
первоначальные планы людей, установленные нормы, наносит материальный
и моральный ущерб, вредна для здоровья, требует радикального
вмешательства (например, дорожно-транспортное происшествие).
В начальной школе не менее важно при реализации Программы
исходить из позиционного деятельностного подхода в подаче материала (япешеход, я-пассажир, я-водитель). Деятельностная основа процесса
обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение
потребности детей младшего школьного возраста в игровой деятельности и
эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности – проверенные
факторы эффективности личностного развития обучающихся.
Место программы в плане развития школы
Программу внеурочной деятельности для учащихся 1–11 классов
общеобразовательной школы «Безопасные дороги Кубани» следует
рассматривать как составную часть программы воспитания, которая
осуществляется классным руководителем.
Контроль за реализацией программы возлагается на заместителя
директора по воспитательной работе. Усиленная деятельность по
предупреждению ДТТ проводится в начале учебного года в рамках
«Месячника безопасности», а также перед уходом школьников на каникулы.
Обучение осуществляется классными руководителями с привлечением
учителей-предметников, сотрудников Госавтоинспекции, медицинских
работников, инструкторов по вождению автотранспорта, родительской
общественности.
Функции классного руководителя по профилактике ДДТТ и привитию
навыков безопасного поведения на дорогах:
- инструктирование обучающихся класса в целях формирования
алгоритма безопасного участия в дорожном движении;
- проведение тематических классных часов по основам БДД, в том
числе с участием сотрудников Госавтоинспекции;
- индивидуальная работа с обучающимися класса, допускающими
(допустившими) нарушениями ПДД, направленная на коррекцию их
поведения, с использованием частных бесед, в том числе бесед с их
родителями, психологических тренингов;
- работа с родителями по профилактике ДДТТ, в том числе совместно с
сотрудниками Госавтоинспекции (тематические классные родительские
собрания, индивидуальные консультации, совместные профилактические
мероприятия и т.д.);
- организация интерактивных форм воспитательной работы с классом,
направленной на привитие обучающимся навыков безопасного поведения на
дорогах, профилактику ДДТ (коллективные творческие дела, социальные
проекты и т.д.).
Сроки реализации программы

Программа реализуется 1 раз в месяц в каждом классе в течение
учебного года, т.е. на протяжении 11 лет. При этом следует учитывать
еженедельное проведение данных мероприятий в течение сентября
«Месячника безопасности», а также ежемесячных инструктажей по ПДД.
Особенности тематического содержания программы
Формулировка тематики классных часов находится в единой логике с
уже реализующими программами по ПДД, как например, «Безопасность
дорожного движения». 1-4 классы» (под общей редакцией П.В. Ижевского),
«Безопасность дорожного движения. 5-9 классы» (под общей редакцией А.Т.
Смирнова), «Безопасность дорожного движения. 10-11 классы (под общей
редакцией А.Т. Смирнова).
Не исключена корректировка или дополнение тематики классных часов
по данной программе с учетом места жительства (городская/сельская
местность), особенностей условий (наличие различных видов транспорта,
пешеходных зон, велосипедных дорожек, близость автотрассы, ж/д пути и
т.д.) учебно-материальной базы.
Основные методы воспитательного воздействия
Внушение. Дети школьного возраста легко внушаемы, воспринимают
все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на
улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект
внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы,
приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость,
одни и те же идеи внушения лучше формировать по-разному.
Убеждение – это доказательство истинности того или иного
положения. На обучающихся наиболее эффективно воздействует предметнословесное убеждение. Убеждение предполагает прежде всего осмысление и
внутреннее понятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а
что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и
неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением,
приучением, примером. В учебно-воспитательном процессе убеждение
реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии.
Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП,
поступкам детей. Обсуждаются нарушения ПДД водителями и пешеходами,
формируются нравственные понятия.
Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он
быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание.
Важно окружить школьников положительными примерами. Иногда
достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы
убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у обучающихся
заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении
требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате
формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности,
навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия,
наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.

Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же
действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому
формирование и развитие положительных привычек у обучающихся является
основой культуры их поведения в дорожной среде.
Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и
безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на
положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет
дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на
положительное в личности ребенка. Одобрение его поступков педагог
выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это
предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами
движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка
уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного
достоинства, волю.
Основные формы реализации.
Образовательный квест, конкурсы, тематические недели, акции,
проектная деятельность, исследовательская деятельность, тренинги,
дискуссии.
Классный час по программе рекомендуется проводить в специально
оборудованном
кабинете,
мобильном
автогородке,
специально
оборудованной
автоплощадке
с
использованием
немеханических
транспортных средств (велосипед, гидроскутер, самокат и т.д.),
интерактивных электронных образовательных ресурсов, портала «Дорога
безопасности», видео и аудио материалов.
Основные разработчики программы
Министерство образования науки и молодежной политики
Краснодарского края;
ГБОУ ИРО Краснодарского края;
Управление ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
2. Содержание занятий по программе для учащихся 1–4 классов
общеобразовательной школы «Безопасные дороги Кубани»
1-й класс
Для чего нужны ПДД? Моя дорога в школу.
Что такое «дорога». Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар,
обочина. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения
пешеходов. Понятие об одностороннем, двустороннем движении.
Кто такие пассажиры, пешеходы, водители. Транспорт наземный,
подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение).
Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание,
называние, особенности поведения). Что такое ГИБДД, и кто такой
инспектор ДПС?
Практическое занятие «Изучаем дорожную разметку».Форма
предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). Цвет (цветовые

оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация). Зачем нужны
дорожные знаки и дорожная разметка? Форма и цвет знаков дорожного
движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат;
белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю
и др.). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков. Права и
обязанности пассажиров. Части (элементы) дороги: разделительная полоса.
Правостороннее движение. Правила поездки в транспортном средстве: не
отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести
себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна. В легковом
автомобиле пристёгиваться ремнями безопасности. На переднем сиденье
ребёнок может ехать только в детском автокресле. Правила поездки в
школьном автобусе. Примеры правильного поведения детей – пассажиров.
Права и обязанности пешеходов. Знаки «пешеходный переход»,
«надземный переход», «подземный переход» Движение пеших колонн.
Правила поведения при движении колонной. Примеры правильного
поведения детей – пешеходов. Правила движения по тротуару: движение
навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара;
движение в темное время суток только в сопровождении взрослого. Где
можно и где нельзя играть.
Микрорайон школы или дома. Наиболее опасные перекрёстки. Правила
игр на улице. Места для игр и езды на самокатных средствах. Цвет и форма
запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на
велосипеде запрещено». Знаки дорожного движения: «светофорное
регулирование», «движение пешеходов запрещено». Знаки дорожного
движения для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с
односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».
Оказание первой помощи при ушибах мягких тканей
Травмы кожи. Оказание первой помощи при ушибах мягких тканей без
повреждения кожных покровов. Виды повязок.
Предупреждение детского травматизма (наколенники, налокотники,
перчатки, шлемы и др.).
Обращение за помощью ко взрослым (даже незнакомым). Умение
успокоиться и сосредоточиться на оказании первой помощи. Своевременный
вызов службы спасения «112», полиции «02» и скорой помощи «03»:
сообщение сведений о пострадавших, их местоположения и характера
травмы.
Практическое занятие «Переходим улицу с велосипедом, самокатом и
др.».
Где можно кататься на велосипеде, самокате, гироскутере. Предметы и их
положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение
соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко далеко; рядом, около; за; перед; ближе – дальше, близко - ближе, далеко дальше и т. д.). Опасность игр вблизи железнодорожных путей.
Итоговое занятие (игра, путешествие, викторина, мини-проекты и др.)
Профилактическая заключительная беседа «У светофора каникул нет».

2-й класс
Вводное занятие. Что такое безопасность. Взаимоотношения
участников движения и знание своего района как условия безопасного
передвижения. Как безопасно вести себя на улицах и дорогах. Транспорт
стоящий, двигающийся,
подающий сигналы поворота. Правила
велосипедиста.
Где можно переходить проезжую часть. Маршрут (определение на
рисунках). Дорога от дома до школы. Правила перехода проезжей части, если
в зоне видимости нет пешеходного перехода или перекрёстка.
Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях
движения на дорогах разного типа (несколько полос движения,
регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и
др.).
Как перейти улицу на регулируемом перекрестке. Перекрёсток - место
пересечения, примыкания или разветвления дорог. Регулируемый
перекрёсток. Почему светофоры бывают разные. Светофор пешеходный и
транспортный. Особенности светофоров для пешеходов и транспортных
средств с дополнительными секциями и стрелками. Особенности сигналов
светофора и действия пешеходов в соответствии с ними. Разные виды
светофора (обобщение изученного материала).
Практическое занятие «Переходим регулируемый перекресток».
Регулируемые перекрёстки в микрорайоне школы (дома). Правила поведения
пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных
секций светофора.
Как перейти улицу на нерегулируемом перекрестке. Как перейти улицу
на нерегулируемом перекрестке. Правила движения на нерегулируемых
участках дороги (перекрёстках). Предупредительные сигналы, подаваемые
водителями.
Практическое занятие «Переходим нерегулируемый перекресток».
Нерегулируемые перекрёстки в микрорайоне школы (дома). Скорость
движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности
пространственного положения предмета при разной скорости движения по
отношению к другим предметам (далеко - близко; медленно - быстро, рядом,
около).
Первая помощь при травмах.
Виды травм. Вызов полиции «02» и скорой помощи «03». Предупреждение
детского травматизма (наколенники, налокотники, перчатки, шлемы и др.).
Поездка в общественном транспорте. Правила безопасности для
пассажиров на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. Опасные
ситуации, возникающие при этом.
Итоговое занятие (игра, путешествие, викторина, мини-проекты и др.).
3-й класс

Что такое безопасность дорожного движения. Транспорт личный и
общественный (отличие, классификация). Механические транспортные
средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, школьный автобус,
троллейбус, трамвай). Правила безопасного использования немеханических
средств передвижения (самокаты и пр.), уличных электрических
транспортных средств.
Где можно переходить проезжую часть. Какие ещё бывают
перекрестки? Разные виды перекрёстков (четырёхсторонний, трёхсторонний,
круговой). Особенности поведения, определяемые правилами перехода
дороги при разных знаках пешеходного перехода. Оценивание дорожных
ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость
(мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью,
небыстро, даёт сигналы поворота или остановки).
Практическое занятие «Переходим улицу правильно». Состояние
дороги (асфальт, грунт). Скорость движения объекта (быстро, медленно,
очень быстро). Тормозной путь транспортного средства. Особенности
пространственного положения транспортного средства при разной скорости
движения по отношению участникам дорожного движения (далеко - близко;
медленно - быстро, рядом, около).
Правила поведения на железнодорожном переезде, на трамвайных путях.
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного
движения: предупреждающие знаки «железнодорожный переезд со
шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Особенности
светофоров на железнодорожных переездах.
Какие еще бывают светофоры и дорожные знаки.
Знаки дорожного движения для водителей, которые должны знать
пешеходы: «дорога с односторонним движением».
Оказание первой помощи при подозрении на вывих, растяжение связок.
Виды травм при ДТП. Виды и техника наложения повязок при травмах
локтевого, коленного, голеностопного и лучезапястного суставов.
Предупреждение детского травматизма (наколенники, налокотники,
перчатки, шлемы и др.). Как помочь себе и товарищу при получении травмы.
Я – велосипедист. История велосипеда. Правила безопасной езды.
Анализ дорожных происшествий с детьми-велосипедистами. Причины их
возникновения. Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено».
Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка».
Как правильно обходить стоящий транспорт.
Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины.
Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае,
если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.
Правила движения в тёмное время суток. Опасные маневры
автотранспортных средств.
Итоговое занятие (игра, путешествие, викторина, мини-проекты и др.)
Тест «Правила дорожного движения». Профилактическая беседа «У
светофора нет каникул».

4-й класс
Кто должен знать и соблюдать ПДД.
Путь в школу, в магазин. Новые маршруты. Остановочный и тормозной путь
автомобиля Маршрут (моделирование). Дорога от дома до кинотеатра, парка,
магазина и пр. Практическое определение времени, которое может быть
затрачено на переход дороги. Погодные условия, особенности тормозного
пути транспорта при разных дорожных условиях.
Почему случаются дорожно-транспортные происшествия.
Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасности.
Сигналы транспортного средства в начале движения и при изменении
направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в
соответствии с ними. Анализ ситуаций «Переход регулируемого
перекрёстка».
Почему случаются дорожно-транспортные происшествия.
Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке
дороги (где нет пешеходных переходов и перекрёстков). Нерегулируемые
участки дороги. Дорожное движение при разных дорожных условиях
(обобщение знаний). Анализ ситуаций «Переход нерегулируемого
перекрёстка».
Практическое занятие «Где и как можно переходить улицу
безопасно».
Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и
личным наблюдениям). Анализ особенностей дороги и местности, по которой
она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые»
участки, повороты, подъёмы, спуски)
Практическое занятие «Выработка умений по оказанию первой
помощи».
Виды и техника наложения повязок при травмах головы, грудной клетки.
Понятие о само- и взаимопомощи.
Когда не работает светофор.
Сигналы регулировщика. Специальные сигналы водителей. Регулировщик,
особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск).
Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.
Отправляемся в путешествие на железнодорожном транспорте
Разнообразие транспортных средств (поезд, электричка). Краткие сведения
об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.
Игры по правилам дорожного движения.
Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная
обочина», «перегон скота». Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых
предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных
средств», «начало населённого пункта», «конец населённого пункта»,
«пешеходная зона». Информационные знаки (общее представление):
«указатель направления», «предварительный указатель направления»,
«наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель

расстояний». Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи»,
«больница», «телефон», «питьевая вода» и др.
Итоговое занятие (игра, путешествие, викторина, мини-проекты,
защита проектов.
3. Планируемые результаты реализации Программы
Полученные знания позволят обучающимся прогнозировать опасные
ситуации на дорогах, ориентироваться в них, оценивать влияние их
последствий на жизнь и здоровье человека. Обучающиеся смогут оценивать
свое поведение на улице и дороге с точки зрения соответствия требованиям
ПДД и здорового образа жизни. Научатся разрабатывать пошаговые действия
безопасного поведения (пешехода, пассажира) с учетом особенностей
реальных дорожных ситуаций.
Предметные результаты:

знание названия, назначения и расположения на дорогах дорожных
знаков, дорожной разметки;

знание дорожной разметки на проезжей части и в местах остановок
маршрутных транспортных средств;

понимание условий, обеспечивающих безопасность пешеходу на
дорогах в населённых пунктах и вне населённых пунктов (загородных
дорогах);

понимание опасных и безопасных для пешеходов участков дорог;

знание значения сигналов светофора для транспорта и пешеходов;

знание видов автомашин специального назначения и особенности их
движения;

знание положения регулировщика, соответствующие сигналам
светофора для участников дорожного движения;

знание видов перекрестков;

понимание значения сигналов, подаваемых водителями транспортных
средств: звуковые, световые, рукой;

знание наиболее характерных и частых ошибок в поведении пешеходов
на дорогах, приводящие к ДТП;

умение выбирать безопасные места и определять условия,
обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги,
железнодорожного переезда;

умение определять виды перекрёстков в районе расположения школы,
дома;

умение пользоваться общественным транспортом, выполняя правила
безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения,
находясь в салоне общественного транспорта;

умение выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на
остановке маршрутных транспортных средств;


умение выполнять требования сигналов регулировщика и водителей
транспортных средств.
Личностные результаты:
проявление уважительного отношения к сверстникам, культуры
общения и взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении
общих
целей
при
совместной
деятельности
на
принципах
доброжелательности и взаимопомощи;
проявление положительных качеств личности и управление своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
способность принимать и осваивать социальную роль обучающегося,
развитие мотивов учебной деятельности, стремление к познанию и
творчеству, эстетическим потребностям;
оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при
выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение
при объяснении ошибок и способов их устранения;
понимание установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств и способов её осуществления;
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия,
собственную деятельность, определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
умение характеризовать действия и поступки, давать им анализ и
объективную оценку на основе освоенных знаний;
понимание
причин
успехa/неуспеха
учебной
деятельности,
анализировать свои ошибки и умение планировать, контролировать и
оценивать свои умственные и физические действия в соответствии с
поставленной задачей;
умение договариваться о распределении функций в учебной, игровой и
соревновательной деятельности;
умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои
умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации;
умение использовать средства информационно-коммуникационных
технологий для решения учебных и практических задач (в том числе
Интернет с контролируемым выходом);

умение организовывать самостоятельную деятельность с учетом
требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования,
организации места занятий по шахматам;
способность выделять и обосновывать эстетические признаки в
физических упражнениях, двигательных действиях.

-

4. Тематический план занятий программы для учащихся 1–4 классов
общеобразовательной школы «Безопасные дороги Кубани»
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.

Название темы
1-й класс
Для чего нужны ПДД? Моя дорога в школу
Практикум «Моя безопасная дорога от дома до школы»
Улица полна неожиданностей. Безопасность на улице.
Кто такие пассажиры, пешеходы, водители
Встреча сотрудников ГИБДД
Игра «Дорожный калейдоскоп»
Экскурсия «Мы идем по улице»
Практическое занятие «Изучаем дорожную разметку»
Мы пассажиры. Безопасные места для детей
Права и обязанности пассажиров
Правила пользования общественным транспортом.
Знакомство с правилами посадки и высадки
пассажиров. Правила поездки в транспортном
средстве: не отвлекать водителя разговорами; не
задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и
сдержанно
Права и обязанности пешеходов
Целевая прогулка «Места, предназначенные для
движения пешеходов»
Наши друзья – дорожные знаки
Предупреждающие знаки.
Запрещающие знаки.
Знаки особого предписания и знаки сервиса
Что такое перекресток. Правила перехода перекрестка
Где можно и где нельзя играть
Где можно кататься и машин не опасаться?
Светофор пешеходный и транспортный. Особенности
сигналов светофора и действия пешеходов в
соответствии с ними.

Количество
часов

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1

14.
15.
16.
17.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

9.

8.
9.
10.

11.

12.
13.
14.
15.
16.

Виды светофоров (транспортный и пешеходный).
Творческая работа. Изготовление макета светофора
Как помочь себе и товарищу при получении травмы
«Велосипед – это здорово, но будь осторожен!»
Заключительная профилактическая беседа «У
светофора каникул нет».
2-й класс
Вводное занятие. Что такое безопасность
Где можно переходить проезжую часть
Взаимоотношения участников движения и знание
своего района как условия безопасного передвижения.
Как безопасно вести себя на улицах и дорогах.
Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы
поворота. Правила велосипедиста.
Как перейти улицу на регулируемом перекрестке
Маршрут. Дорога от дома до школы. Правила перехода
проезжей части.
Пространственные положения транспортных средств в
различных ситуациях движения на дорогах разного
типа (несколько полос движения, регулируемый и
нерегулируемый участок дороги, одностороннее
движение и др.).
Перекрёсток - место пересечения, примыкания или
разветвления дорог. Регулируемый перекрёсток.
Как перейти улицу на нерегулируемом перекрестке
Почему светофоры бывают разные. Светофор
пешеходный и транспортный.
Знаки для водителей, которые необходимо знать
пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение
прямо, направо, налево…». Значение конкретного
знака (в значении, приближенном к установленному в
ПДД).
Цвет и форма предупреждающих и запрещающих
знаков. Проектная работа «День дорожного знака»
Первая помощь при травмах.
Виды травм. Вызов полиции «02» и скорой помощи
«03». Оказание первой помощи
Предупреждение детского травматизма (наколенники,
налокотники, перчатки, шлемы и др.).
Правила безопасности для пассажиров на остановке,
при посадке, в салоне и при выходе. Опасные
ситуации, возникающие при этом.
Конкурс рисунков «Средства передвижения прошлого»

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

1

1
1
1
1
1

17.

1.
2.
3.
4.

5.

6.

7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.
15.

Профилактическая заключительная беседа «У
светофора каникул нет».
3-й класс
Что такое безопасность дорожного движения
Транспорт личный и общественный (отличие,
классификация). Механические транспортные
средства.
Маршрутное транспортное средство (автобус,
школьный автобус, троллейбус, трамвай).
Правила безопасного использования немеханических
средств передвижения (самокаты и пр.), уличных
электрических транспортных средств.
Какие ещё бывают перекрестки? Разные виды
перекрёстков (четырёхсторонний, трёхсторонний,
круговой). Особенности поведения, определяемые
правилами перехода дороги при разных знаках
пешеходного перехода.
Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до
приближающегося транспорта и его скорость (мчится,
стремительно приближается, едет с небольшой
скоростью, небыстро, даёт сигналы поворота или
остановки).
Состояние дороги (асфальт, грунт). Скорость движения
объекта (быстро, медленно, очень быстро). Тормозной
путь транспортного средства.
Правила поведения на железнодорожном переезде, на
трамвайных путях
Особенности светофоров на железнодорожных
переездах.
Какие еще бывают светофоры и дорожные знаки
Оказание первой помощи при подозрении на вывих,
растяжение связок
Виды травм при ДТП. Виды и техника наложения
повязок при травмах локтевого, коленного,
голеностопного и лучезапястного суставов.
Предупреждение детского травматизма (наколенники,
налокотники, перчатки, шлемы и др.). Как помочь себе
и товарищу при получении травмы.
Я – велосипедист
История велосипеда. Правила безопасной езды.
Анализ дорожных происшествий с детьмивелосипедистами. Причины их возникновения.
Запрещающие знаки: «движение на велосипедах

1

1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

16.
17.

1.
2.
3.

4.

5.

6.
7.
8.
9.

10.
11.
12.
13.

запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная
дорожка».
Как правильно обходить стоящий транспорт
Правила движения в тёмное время суток. Опасные
маневры автотранспортных средств.
Профилактическая заключительная беседа «У
светофора каникул нет».
4-й класс
Кто должен знать и соблюдать ПДД
Путь в школу, в магазин. Новые маршруты.
Остановочный и тормозной путь автомобиля Маршрут
(моделирование). Дорога от дома до кинотеатра, парка,
магазина и пр.
Опасность и безопасность на дорогах. Причины
возникновения опасности.
Сигналы транспортного средства в начале движения и
при изменении направления движения (поворот,
задний ход), правила поведения пешехода в
соответствии с ними.
Дорожные опасности: правила перехода дороги на
нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных
переходов и перекрёстков). Нерегулируемые участки
дороги.
Дорожное движение при разных дорожных условиях
(обобщение знаний).
Безопасные маршруты движения (установление,
определение по рисункам и личным наблюдениям).
Игра-конкурс «Я – участник дорожного движения»
Практическое занятие «Выработка умений по
оказанию первой помощи»
Виды и техника наложения повязок при травмах
головы, грудной клетки. Понятие о само- и
взаимопомощи.
Когда не работает светофор
Сигналы регулировщика. Специальные сигналы
водителей.
Отправляемся в путешествие на железнодорожном
транспорте
Разнообразие
транспортных
средств
(поезд,
электричка). Краткие сведения об истории создания
разных транспортных средств.
Предупреждающие
знаки:
«опасный
поворот»,
«скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон

1

1

1
1
1

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1

14.

15.

16.
17.

скота».
Запрещающие знаки: «опасность».
Знаки особых
предписаний: «выезд на дорогу с полосой для
маршрутных
транспортных
средств»,
«начало
населённого пункта», «конец населённого пункта»,
«пешеходная зона».
Информационные знаки (общее представление):
«указатель направления», «предварительный указатель
направления», «наименование объекта», «схема
движения», «схема объезда», «указатель расстояний».
Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи»,
«больница», «телефон», «питьевая вода» и др.
Проектная работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная
безопасность».

1

1

1
1

Тематическое планирование
1 класс

I
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.

Аудит.

Содержание (разделы, темы)

Всего

Номер
занятия

Раздел 1. Для чего нужны ПДД? Моя дорога в школу.
Для чего нужны ПДД? Моя дорога в школу.
1
Практикум «Моя безопасная дорога от дома до
1
школы».
Улица полна неожиданностей.
1
Безопасность на улице.
Кто такие пассажиры, пешеходы, водители.
1
Встреча с сотрудниками ГИБДД
1
Игра «Дорожный калейдоскоп»
1
Экскурсия «Мы идем по улице»
1
Практическое занятие «Изучаем дорожную
1
разметку»
Мы пассажиры. Безопасные места для детей
1
Права и обязанности пассажиров
1
Правила пользования общественным транспортом. 1
Знакомство с правилами посадки и высадки
1
пассажиров
Правила поездки в транспортном средстве: не
1
отвлекать водителя разговорами; не задерживаться
у входа и выхода; вести себя спокойно и
сдержанно
Права и обязанности пешеходов
1
Целевая прогулка «Места, предназначенные для
1

Внеаудит.

Количество часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

Основные виды деятельности
обучающихся

Пересказывать и понимать тексты
и графические изображения о
правилах дорожного движения.
Изображать путь от дома до школы
с помощью условных обозначений.
Описывать увиденные дорожные
ситуации.
Характеризовать поведение
участников дорожного движения.
Проводить групповые наблюдения
во время практических занятий.
Различать дорожные знаки и
дорожную разметку.
Группировать дорожные знаки по
назначению.
Анализировать дорожную
обстановку.
Обсуждать в группах и объяснять
правила поведения в различных
дорожных ситуациях (в городе, за
городом, в транспорте).
Сравнивать и различать сигналы

Основные
направления
воспитательной
деятельности

1,2
1,5
1,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5,6
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5

1,2,5
1,2,5

17.
II
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

движения пешеходов»
Наши друзья – дорожные знаки
Раздел 2. Права и обязанности пешеходов.
Предупреждающие знаки.
Запрещающие знаки.
Знаки особого предписания и знаки сервиса
Что такое перекресток.
Правила перехода перекрестка.
Где можно и где нельзя играть?
Где можно кататься и машин не опасаться?
Светофор пешеходный и транспортный.
Особенности сигналов светофора и действия
пешеходов в соответствии с ними.
Виды светофоров (транспортный и пешеходный).
Творческая работа. Изготовление макета
светофора
Как помочь себе и товарищу при получении
травмы
«Велосипед – это здорово, но будь осторожен!»
«Велосипед – это здорово, но будь осторожен!»
Заключительная профилактическая беседа «У
светофора каникул нет».
Заключительная профилактическая беседа «У
светофора каникул нет».

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1

1

1

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

1

Итого 33

1

19

14

светофора, регулировщика и
водителей транспортных средств.
Характеризовать условия,
обеспечивающие безопасность при
переходе дорог.
Составлять рассказ по итогам
практического занятия (тренинга).
Проводить групповые наблюдения
во время экскурсий по микрорайону
и в тренажёрный класс.
Моделировать и оценивать
различные ситуации поведения на
дороге ив транспорте.
Различать формы поведения,
которые допустимы на дороге и в
транспорте.
Выбирать оптимальные формы
поведения во взаимоотношениях с
одноклассниками, взрослыми.
Выявлять потенциально опасные
ситуации для сохранения жизни и
здоровья человека в условиях
дорожного движения.
Обсуждать в группах и объяснять
правила поведения в различных
дорожных ситуациях.
Проводить групповые наблюдения
во время практических занятий.

1,2,5
1,2,5
1,2
1,2
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5,6
1,2,5,6

Тематическое планирование
2 класс

Аудит.

Содержание (разделы, темы)

Всего

Номер
занятия

Внеаудит.

Количество часов

1.

Вводное занятие. Что такое безопасность

1

1

2.

Где можно переходить проезжую часть
Взаимоотношения участников движения и знание
своего района как условия безопасного
передвижения.
Как безопасно вести себя на улицах и дорогах.
Практическая занятие на транспортной площадке.
Транспорт стоящий, двигающийся, подающий
сигналы поворота. Правила велосипедиста.
Как перейти улицу на регулируемом перекрестке
Маршрут (определение на рисунках). Дорога от
дома до школы. Правила перехода проезжей части,
если в зоне видимости нет пешеходного перехода
или перекрёстка.
Пространственные положения транспортных
средств в различных ситуациях движения на
дорогах разного типа (несколько полос движения,
регулируемый и нерегулируемый участок дороги,
одностороннее движение и др.).
Перекрёсток - место пересечения, примыкания или
разветвления дорог. Регулируемый перекрёсток.
Встреча с инспектором ГИБДД

1

1

3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.

10.
11.

1

1

1
1
1

1
1
1

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

Основные виды деятельности
обучающихся

Пересказывать и понимать тексты
и графические изображения о
правилах дорожного движения.
Изображать путь от дома до школы
с помощью условных обозначений.
Описывать увиденные дорожные
ситуации.
Характеризовать поведение
участников дорожного движения.
Проводить групповые наблюдения
во время практических занятий.
Различать дорожные знаки и
дорожную разметку.
Группировать дорожные знаки по
назначению.
Анализировать дорожную
обстановку.
Обсуждать в группах и объяснять
правила поведения в различных
дорожных ситуациях (в городе, за
городом, в транспорте).
Сравнивать и различать сигналы
светофора, регулировщика и

Основные
направления
воспитательной
деятельности
1,2,5
1,2,5
1,2,5,6

1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5

1,2,5

1,2,5
1,2,5,6

12.
13.
14.

15.

16.
17.

18.

19.
20.
21.
22.
23.

Практическое занятие «Переходим регулируемый
перекресток»
Как перейти улицу на нерегулируемом перекрестке
Практическое занятие «Переходим
нерегулируемый перекресток»
Нерегулируемые перекрёстки в микрорайоне
школы (дома). Скорость движения объекта
(быстро, медленно, очень быстро). Особенности
пространственного положения предмета при
разной скорости движения по отношению к другим
предметам (далеко - близко; медленно - быстро,
рядом, около).
Почему светофоры бывают разные. Светофор
пешеходный и транспортный.
Особенности светофоров для пешеходов и
транспортных средств с дополнительными
секциями и стрелками.
Знаки для водителей, которые необходимо знать
пешеходам: «дорожные работы», «дети»,
«движение прямо, направо, налево…». Значение
конкретного знака (в значении, приближенном к
установленному в ПДД).
Цвет и форма предупреждающих и запрещающих
знаков.
Рисуем дорожные знаки
Проектная работа «День дорожного знака»
Первая помощь при травмах. Виды травм. Вызов
полиции «02» и скорой помощи «03».
Оказание первой помощи при легких
повреждениях кожных покровов
Предупреждение детского травматизма
(наколенники, налокотники, перчатки, шлемы и
др.).

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

водителей транспортных средств.
Характеризовать условия,
обеспечивающие безопасность при
переходе дорог.
Составлять рассказ по итогам
практического занятия (тренинга).
Проводить групповые наблюдения
во время экскурсий по микрорайону
и в тренажёрный класс.
Моделировать и оценивать
различные ситуации поведения на
дороге ив транспорте.
Различать формы поведения,
которые допустимы на дороге и в
транспорте.
Выбирать оптимальные формы
поведения во взаимоотношениях с
одноклассниками, взрослыми.
Выявлять потенциально опасные
ситуации для сохранения жизни и
здоровья человека в условиях
дорожного движения.
Обсуждать в группах и объяснять
правила поведения в различных
дорожных ситуациях.
Проводить групповые наблюдения
во время практических занятий.

1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5

1,2,5
1,2,5

1,2,5

1,2,5

1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5

1

1

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Встреча с инспектором ГИБДД
Поездка в общественном транспорте
Правила безопасности для пассажиров на
остановке, при посадке, в салоне и при выходе.
Опасные ситуации, возникающие при этом.
Автобусные остановки, посадочные площадки в
местах остановок трамвая.
Правила поведения на остановке маршрутного
транспортного средства
Целевая прогулка «Остановки транспортного
средства»
Проектная работа «Безопасность на дорогах»
Конкурс рисунков «Средства передвижения
прошлого»
Тест «Какой ты пассажир?»
Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах».
Профилактическая заключительная беседа «У
светофора каникул нет».
Итого

1
1

1

1

1

1,2,5
1,2,5
1,2,5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1

1

1

34

19

1,2,5,6
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5

15

Тематическое планирование
3 класс

1.
2.
3.

Что такое безопасность дорожного движения?
Транспорт личный и общественный.
Правила безопасного использования
немеханических средств передвижения
(самокаты и пр.), уличных электрических
транспортных средств.

1
1
1

Внеа
удит.

Аудит.

Содержание (разделы, темы)

Всего

Количество часов
Номер
занятия

1
1
1

Основные виды деятельности
обучающихся
Пересказывать
и
понимать
тексты и графические изображения
о правилах дорожного движения.
Изображать путь от дома до
школы с помощью условных
обозначений.

Основные
направления
воспитательной
деятельности
1,2,5
1,2,5
1,2,5

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Маршрутное транспортное средство
Встреча с инспектором ГИБДД
Где можно переходить проезжую часть
Какие ещё бывают перекрестки?
Проектная работа «Виды перекрёстков»
Оценивание дорожных ситуаций.
Практическое занятие «Переходим улицу
правильно»
Состояние дороги, скорость, тормозной путь.
Особенности пространственного положения
транспортного средства.
Правила поведения на железнодорожном
переезде, на трамвайных путях
Правила передвижения в соответствии со
знаками дорожного движения.
Особенности светофоров на железнодорожных
переездах.
Какие еще бывают светофоры и дорожные знаки
Оказание первой помощи при подозрении на
вывих, растяжение связок
Виды травм при ДТП.
Предупреждение детского травматизма
Я – велосипедист
История велосипеда. Правила безопасной езды.
Анализ дорожных происшествий с детьмивелосипедистами.
Запрещающие и предписывающие знаки для
велосипедиста
Практическая занятие на транспортной
площадке.
Как правильно обходить стоящий транспорт
Из машины выходить можно только со стороны
тротуара или обочины.

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1

1
1
1
1

1
1
1
1

Описывать увиденные дорожные
ситуации.
Характеризовать
поведение
участников дорожного движения.
Проводить групповые наблюдения
во время практических занятий.
Различать дорожные знаки и
дорожную разметку.
Группировать дорожные знаки по
назначению.
Анализировать
дорожную
обстановку.
Обсуждать в группах и объяснять
правила поведения в различных
дорожных ситуациях (в городе, за
городом, в транспорте).
Сравнивать и различать сигналы
светофора,
регулировщика
и
водителей транспортных средств.
Характеризовать
условия,
обеспечивающие безопасность при
переходе дорог.
Составлять рассказ по итогам
практического занятия (тренинга).
Проводить групповые наблюдения
во
время
экскурсий
по
микрорайону и в тренажёрный
класс.
Моделировать
и
оценивать
различные ситуации поведения на
дороге ив транспорте.
Различать
формы
поведения,
которые допустимы на дороге и в

1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5,6
1,2,5
1,2,5

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Правила движения в тёмное время суток.
Регулировщик, особенности его внешнего вида и
значение его сигналов.
Проектная работа по теме: « Регулировщик и его
помощь пешеходам и водителям».
Праздник «Дорожный переполох»
Встреча с инспектором ГИБДД
Конкурс рисунков «Средства передвижения
прошлого»
Итоговое занятие (игра, путешествие, викторина,
мини-проекты и др.)
Профилактическая заключительная беседа «У
светофора каникул нет».
Итого

1
1

1
1

1

1

1
1
1

1
1
1

1

1

1

1

34

19

транспорте.
Выбирать оптимальные формы
поведения во взаимоотношениях с
одноклассниками, взрослыми.
Выявлять потенциально опасные
ситуации для сохранения жизни и
здоровья человека в условиях
дорожного движения.
Обсуждать в группах и объяснять
правила поведения в различных
дорожных ситуациях.
Проводить групповые наблюдения
во время практических занятий.

1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,4,5
1,2,5
1,2,5

15

Тематическое планирование
4 класс

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Кто должен знать и соблюдать ПДД?
Путь в школу, в магазин. Новые маршруты.
Правила безопасного использования
немеханических средств передвижения
(самокаты и пр.), уличных электрических
транспортных средств.
Остановочный и тормозной путь автомобиля
Почему случаются ДТП?
Встреча с инспектором ГИБДД
Опасность и безопасность на дорогах.

1
1
1
1
1
1
1

Внеа
удит.

Аудит.

Содержание (разделы, темы)

Всего

Количество часов
Номер
занятия

1
1
1
1
1
1
1

Основные виды деятельности
обучающихся
Пересказывать
и
понимать
тексты и графические изображения
о правилах дорожного движения.
Изображать путь от дома до
школы с помощью условных
обозначений.
Описывать увиденные дорожные
ситуации.
Характеризовать
поведение
участников дорожного движения.

Основные
направления
воспитательной
деятельности
1,2,5
1,2,5
1,2,5

1,2,5
1,2,5
1,2,5,6
1,2,5

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

Сигналы транспортного средства и правила
поведения пешехода в соответствии с ними.
Практическое занятие на транспортной
площадке.
Нерегулируемые участки дороги.
Дорожное движение при разных дорожных
условиях (обобщение знаний).
Практическое занятие «Где и как можно
переходить улицу безопасно»
Безопасные маршруты движения
Игра-конкурс «Я – участник дорожного
движения»
Разработка памяток для водителей
«Тише едешь, дальше будешь»
Практическое занятие «Выработка умений по
оказанию первой помощи»
Оказание первой помощи при травмах головы и
грудной клетки.
Когда не работает светофор
Сигналы регулировщика. Специальные сигналы
водителей.
Регулировщик, особенности его внешнего вида
Проектная работа «Регулировщик и его помощь
пешеходам и водителям».
Отправляемся в путешествие на
железнодорожном транспорте
Разнообразие транспортных средств и история
их создания
Встреча с инспектором ГИБДД
Конкурс рисунков «Средства передвижения
прошлого»
Проект Транспорт будущего.
Игры по правилам дорожного движения

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1

1
1
1

1
1
1

Проводить групповые наблюдения
во время практических занятий.
Различать дорожные знаки и
дорожную разметку.
Группировать дорожные знаки по
назначению.
Анализировать
дорожную
обстановку.
Обсуждать в группах и объяснять
правила поведения в различных
дорожных ситуациях (в городе, за
городом, в транспорте).
Сравнивать и различать
сигналы светофора, регулировщика
и водителей транспортных средств.
Характеризовать
условия,
обеспечивающие безопасность при
переходе дорог.
Составлять рассказ по итогам
практического занятия (тренинга).
Проводить групповые наблюдения
во
время
экскурсий
по
микрорайону и в тренажёрный
класс.
Моделировать
и
оценивать
различные ситуации поведения на
дороге ив транспорте.
Различать
формы
поведения,
которые допустимы на дороге и в
транспорте.
Выбирать оптимальные формы
поведения во взаимоотношениях с
одноклассниками, взрослыми.

1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5,6
1,2,5
1,2,5
1,2,5,6
1,2,5,6
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,4,5
1,2,5
1,2,5

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Предупреждающие знаки
Запрещающие знаки
Информационные знаки (общее представление)
Знаки сервиса
Праздник «Путешествие в страну дорожных
знаков»
Викторина «У дорожных правил каникул нет».
Проектная работа. Выпуск стенгазеты
«Дорожная безопасность».
Итого

1
1
1
1

1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

34

19

15

Выявлять потенциально опасные
ситуации для сохранения жизни и
здоровья человека в условиях
дорожного движения.
Обсуждать в группах и объяснять
правила поведения в различных
дорожных ситуациях.
Проводить групповые наблюдения
во время практических занятий.

1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,4,5

Список литературы:
1. «Добрая дорога детства». Всероссийская газета для детей,
педагогов, родителей. Подписной индекс 39578.
2. «Дорожная безопасность»: обучение и воспитание младшего
школьника». Москва. Издательство «Третий Рим», 2005.
3. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной
сферы ребенка. М.: Роспедагенство, 1994.
4. Воспитание личности в коллективе. М.: Центр «Педагогический
поиск», 2000.
5. Воспитательная работа в школе: Пособие для директоров и
педагогов общеобразовательных учреждений. Под ред. Кузнецовой. М.:
Школьная пресса, 2002.
6. Ижевский П.В. Учебно-методический комплект «Безопасность
дорожного движения» 1-4 классы, - М.: Просвещение,2008.
7. Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного
движения. – М.: Транспорт, 1990.
8. Логинова Л. 365 уроков безопасности. – М.: Айрис-Пресс, 2000.
9. Ляпина Е.Ю. Профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма в образовательной организации. Нормативно-правовые и
информационно-образовательное обеспечение. - Волгоград: издательство
«Учитель», 2015.
10. Материалы по проведению бесед со школьниками по
безопасности дорожного движения. Пермь, 1983.
11. Методические рекомендации по проведению «минуток» по
безопасности дорожного движения. Томск, 1986.
12. Мурченко Н.А. Безопасность на улицах и дорогах: специальное
издание для взаимодействия взрослых и детей, педагогов и родителей. Волгоград: издательство «Учитель», 2017.
13. Смирнов А.Т. Учебно-методический комплект «Безопасность
дорожного движения» 5-9 классы, - М.: Просвещение,2009.
14. Смирнов А.Т. Учебно-методический комплект «Безопасность
дорожного движения» 10-11 классы, - М.: Просвещение,2009.
15. Спасайкин. Детский журнал. Краснодар ИП Решульская Л.И.
16. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: профилактика дорожнотранспортного травматизма. – М.: ТЦСфера, 2008.
17. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных
учреждений и системы дополнительного образования детей «Моя волшебная
улица». Под ред. Севрука Г.А. Москва. Издательство «Профтехнологии»,
2004.
18. Фролова Т.В. Профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма. 1-6 классы. Программа «В жизнь по безопасной дороге». –
Волгоград: издательство «Учитель», 2017.
19. Шипунова В.А. Беседы с ребенком. Безопасность на дороге.
Сложные ситуации. М.: Издательство Карапуз, 2015.
20. Юсин А.А. Я купил велосипед. – М.: Молодая гвардия, 1984.

21. Яковлев Ю. Ваши права, дети. М.: Международные отношения,
1992.
Дидактическое обеспечение программы
1. Плакат «Безопасность на дороге», Издательство: Сима-ленд, 2017
2. Комплект плакатов «Безопасность в образовательной организации»: 4
плаката, Издательство «Учитель», 2017.
3. Электронное учебно-методическое пособие «Город дорог», https://pdd.fcppbdd.ru/.
4. Электронная обучающая программа в целях использования ее в процессе
обучения детей безопасному поведению на дорогах [Электронный ресурс]
http://bdd-eor.edu.ru/eor/103.
СОГЛАСОВАНО
Протокол № 1 заседания методического
объединения учителей начальных
классов

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
воспитательной работе
_____________ И.П.Мезенцева
подпись

МАОУ лицея № 11 им В.В. Рассохина
от «29» августа 2023 года
И.А.Рубан

«30» августа 2023 года

Ф.И.О.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».