Рабочая программа курса внеурочной деятельности Читаем. решаем. живем (читательская грамотность), 1-4 классы, 2023-2027 гг

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина

РАССМОТРЕНО
на заседании НМК
начальных классов
______________________
И.А. Рубан
Протокол № 1
от 29.08.2023 г.

СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора Директор
по воспитательной работе
______________________ _____________________
И.П. Мезенцева _
А.М. Абелян
30.08.2023 г.
Приказ № 01-10/467
от 01.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЧИТАЕМ, РЕШАЕМ, ЖИВЕМ»
(ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ)
для обучающихся 1 – 4 классов
Уровень образования:_начальное общее
Направление: общеинтеллектуальное
Тип: комплексная
Форма проведения: кружок
Возраст: 1-4 классы
Количество часов: 68 часов всего, 17 часов в год, 1 час в неделю.
Срок реализации: 4 года
Учитель, разработчик рабочей программы:
Мирошниченко Ольга Николаевна.

Армавир, 2023 г.

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов
«Читательская грамотность» разработана в соответствии с
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования» (с дополнениями и
изменениями, утвержденными приказом Минпросвещения России от 11
декабря 2020 г. № 712) (для СОО);
с учетом
- примерной основной образовательной программы среднего общего
образования, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по среднему образованию от 28 июня 2016 г., протокол № 2/16-з
(с дополнениями и изменениями;
- Программой воспитания.
Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические
особенности младшего школьника.
Целью изучения курса «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на
них, использования их содержания для достижения собственных целей,
развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов
работы с текстом;
– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению
книг;
– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для решения
разного рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
обсуждения прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование»,
«диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным
поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека
с родиной, человечеством и желание быть им полезным.
Место курса в учебном плане.
Продолжительность курса кружка «Читательская грамотность» 1-4
классы - 68 часов. Из них: в 1- 4-м классах — по 17 часов в год.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации по основным направлениям
2

воспитания в соответствии с ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся
руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт
деятельности на их основе, в том числе в части:
Гражданско-патриотическое воспитание: становление ценностного
отношения к своей Родине - России; осознание своей этнокультурной и
российской
гражданской
идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о
человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание: признание индивидуальности
каждого
человека;
проявление
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание: уважительное отношение и интерес к
художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов; стремление к
самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и
безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в
том числе информационной); бережное отношение к физическому и
психическому здоровью.
Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям.
Экологическое воспитание: бережное к природе; неприятие действий,
приносящих ей вред.
Ценности научного познания: первоначальные представления о
научной
картине
мира;
познавательные
интересы,
активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Программа обеспечивает достижение младшими школьниками
следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– развивать самостоятельность в поиске решения различных речевых
задач;
– формировать духовные и эстетические потребности;
– сознательно расширять свой личный читательский опыт;
– находить в прочитанных текстах общее с русской культурой, осознавать
общность нравственных ценностей;
3

– уметь пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и
взаимооценки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных ситуациях;
– уметь переносить примеры ответственного и самостоятельного
поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость
использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового
характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
–
делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с
критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
4

– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты изучения курса:
– понимание основных фактов, основной идеи текста, поиск в тексте
информации, представленной в различном виде, формулирование прямых
выводов и заключений на основе имеющейся в тексте информации;
– анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в
тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных
суждений;
– использование информации из текста для различных целей;
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме
в соответствии с поставленной учебной задачей;
– способность оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
Содержание курса внеурочной деятельности
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п

Разделы, темы

Количество часов
1 кл.

1.
2.
3.
4.

1 класс
Удивительные книги
2 класс
В стране слов
3 класс
Путь к грамотности
4 класс
Путь к грамотности
Итого:

2 кл.

3 кл.

4 кл.

17
17
17
17 ч

17 ч

17 ч
68ч

1 класс
Раздел 1. Удивительные книги - 17 (теория 9/практика 8)
 Рыба – стрелок. (1/0)
 Когда обедает крокодил. (1/0)
5

17
17 ч

















Теплолюбивые кошки. (0/1)
Как видят змеи. (1/0)
Зачем слону хобот. (1/0)
Удивительные киты. (0/1)
Зачем сове пушистые перья. (1/0)
Зимние грибы. (0/1)
Почему так говорят? (0/1)
В. Бианки. Лис и мышонок. (1/0)
Русская народная сказка. Мороз и заяц. (1/0)
Владимир Сутеев. Живые грибы. (0/1)
Михаил Пляцковский. Урок дружбы. (0/1)
Русская народная сказка. Как лиса училась летать. (1/0)
Евгений Пермяк. Четыре брата. (0/1)
Нанайская народная сказка «Айога». (1/0)
Русская народная сказка «Теремок». (0/1)

2 класс
Раздел 2. В стране слов – 17 (теория 9/практика 8)
 Слова и звуки. Добрый волшебник - ударение (1/0)
 Чудесные превращения слов. Где хранятся слова? (1/0)
 Занимательные упражнения: ребусы, кроссворды, загадки (1/1)
 Разговор о приставках. В Страну слогов (1/0)
 «Ищу рифму» или «Добавь слово». Юные сочинители. (0/1)
 Роль речи в жизни людей. Правило красивой речи. (0/1)
 О самых дорогих словах. Волшебные слова. Добрые слова. (1/0)
 Кто командует корнями. Слова - родственники. Почему их так
назвали? (1/0)
 Опасные согласные. Чудесные превращения слов (1/1)
 Словосочетание и предложение. Сочинение стихов по заданной
рифме (1/1)
 Строительная работа морфем (1/0)
 В Королевстве ошибок (0/1)
 Правила о непроизносимых согласных (0/1)
 Словесные игры. Шарады, метаграммы, логорифмы (0/1)
3 класс
Раздел 3. Путь к грамотности – 17 (теория 9/практика 8)
 Сказочное царство слов. Путешествие в страну слов. (1/0)
 Чудесные превращения слов. В гостях у слов родственников. (1/1)
 Добрые слова. Экскурсия в прошлое. (0/1)
 Новые слова в русском языке. Встреча с зарубежными друзьями.
(1/1)
6

 Синонимы в русском языке. Слова - антонимы. (1/1)
 Слова - омонимы. Крылатые слова. (1/1)
 В королевстве ошибок. Трудные слова. (1/1)
 В стране Сочинителей. Искусство красноречия. (1/0)
 Праздник творчества и игры. Занимательное словообразование
(1/1)

 Анаграммы и метаграммы. Шарады и логогрифы. (1/0)
 Откуда пришли наши имена. (0/1)
4 класс
Раздел 4. Путь к грамотности – 17 (теория 9/практика 8)
 Что такое орфоэпия? (1/0)
 Что такое фонография или звукозапись? (1/0)
 Звуки не буквы! Звучащая строка. (0/1)
 Кис- кис! Мяу!, или Кое-что о звукоподражаниях. (0/1)
 Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических.
(1/0)
 В царстве смыслов много дорог. Как и почему появляются новые
слова? Многозначность слова. (1/1)
 «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают
об истории слов. (1/0)
 Об одном и том же - разными словами. Как возникают названия.
(1/1)
 Слова – антиподы. Фразеологические обороты. (1/1)
 Знакомство с историей происхождения и образования слов.
Словари «чужих» слов. Научная этимология. (0/1)
 «Он весь свободы торжество». Словарь языка Пушкина. Языковые
особенности произведений А. С. Пушкина. (0/1)
 Слова, придуманные писателями. Слова уходящие и слова –
новички. (1/0)
 Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. Какой словарь поможет
избежать ошибок? (0/1)
 Какие бывают имена? Древнерусские имена. Отчество и фамилия.
(1/0)

7

Тематическое планирование
1 класс
Форма
и вид организации

практика

Количество
часов

теория

Тема

всего

№
занятия

17

9

8

1

1

Аудиторное.
Практикум

2.

Когда
обедает 1
крокодил.

1

Аудиторное.
Практикум

3.

Теплолюбивые
кошки.

I.

1.

Раздел 1.
Удивительные
книги
Рыба – стрелок.

1

1

Внеаудиторное
Практикум

8

Основные виды деятельности

Основные
направления
воспитательной
деятельности

понимание
основных
фактов,
основной идеи текста, поиск в тексте
информации, представленной в
различном виде, формулирование
прямых выводов и заключений на
основе
имеющейся
в
тексте
информации
понимание
основных
фактов,
основной идеи текста, поиск в тексте
информации, представленной в
различном виде, формулирование
прямых выводов и заключений на
основе
имеющейся
в
тексте
информации
анализ, интерпретацию и обобщение
информации, представленной в
тексте, формулирование на ее основе
сложных выводов и оценочных
суждений

1,2,3

3,4,5,7

3,4,5,7

4.

Как видят змеи.

1

1

Аудиторное.
Практикум

5.

Зачем слону хобот. 1

1

Аудиторное.
Практикум

6.

Удивительные
киты.

7.

Зачем
сове 1
пушистые перья.

8.

Зимние грибы.

1

1

1

Внеаудиторное
Практикум

Аудиторное.
Практикум

1

1

Внеаудиторное
Практикум

9

анализ, интерпретацию и обобщение
информации, представленной в
тексте, формулирование на ее основе
сложных выводов и оценочных
суждений
использование
информации
из
текста для различных целей;
способность
понимать,
использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в
социальной жизни
использование
информации
из
текста для различных целей;
способность
понимать,
использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в
социальной жизни
способность
различать
тексты
различных жанров и типов;
умение находить необходимую
информацию
в
прочитанных
текстах;
умение задавать вопросы по
содержанию прочитанных текстов
способность
различать
тексты
различных жанров и типов;

5,7

5,7

5,6,7

4,5,7

3,4,5,7

9.

Почему
говорят?

так 1

10.

В. Бианки. Лис и 1
мышонок.

1

Аудиторное.
Практикум

11.

Русская народная 1
сказка. Мороз и
заяц.

1

Аудиторное.
Практикум

12.

Владимир Сутеев. 1
Живые грибы.

1

1

Внеаудиторное
Практикум

Внеаудиторное
Практикум

10

умение находить необходимую
информацию
в
прочитанных
текстах;
умение задавать вопросы по
содержанию прочитанных текстов
способность оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в
социальной жизни
способность
различать
тексты
различных жанров и типов;
умение находить необходимую
информацию
в
прочитанных
текстах;
умение задавать вопросы по
содержанию прочитанных текстов
способность
различать
тексты
различных жанров и типов;
умение находить необходимую
информацию
в
прочитанных
текстах;
умение задавать вопросы по
содержанию прочитанных текстов
использование
информации
из
текста для различных целей;
способность
понимать,
использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания

3,4,5,7

3,4,5,7

2,4,5,7

2,3

13.

Михаил
Пляцковский.
Урок дружбы.

14.

Русская народная 1
сказка. Как лиса
училась летать.

15.

Евгений Пермяк. 1
Четыре брата.

16.

Нанайская
народная
«Айога».

сказка

1

1

1

Аудиторное.
Практикум

1

1

1

Внеаудиторное
Практикум

Внеаудиторное
Практикум

Аудиторное.
Практикум

11

и возможности, участвовать в
социальной жизни
использование
информации
из
текста для различных целей;
способность
понимать,
использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в
социальной жизни
использование
информации
из
текста для различных целей;
способность
понимать,
использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в
социальной жизни
использование
информации
из
текста для различных целей;
способность
понимать,
использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в
социальной жизни
понимание
основных
фактов,
основной идеи текста, поиск в тексте
информации, представленной в

2,3

3,4,6

4,5,7

3,4,5,7

17.

Русская народная 1
сказка «Теремок».

1

Внеаудиторное
Практикум

12

различном виде, формулирование
прямых выводов и заключений на
основе
имеющейся
в
тексте
информации
использование
информации
из
текста для различных целей;
способность
понимать,
использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в
социальной жизни

3,4,5,7

Тематическое планирование
2 класс
Количество
часов

Форма
и вид организации

Раздел 2. В стране 17
слов
Слова и звуки. 1
Добрый волшебник
- ударение

9

8

1

Аудиторное.
Практикум

2.

Чудесные
1
превращения слов.
Где
хранятся
слова?

1

Аудиторное.
Практикум

3,4.

Занимательные
упражнения:
ребусы,
кроссворды,
загадки

1

всего

практика

Тема

теория

№
занятия

I.
1.

2

1

Аудиторное
Внеаудиторное
Практикум

13

Основные виды деятельности

Основные
направления
воспитательной
деятельности

понимание
основных
фактов,
основной идеи текста, поиск в тексте
информации, представленной в
различном виде, формулирование
прямых выводов и заключений на
основе
имеющейся
в
тексте
информации
понимание
основных
фактов,
основной идеи текста, поиск в тексте
информации, представленной в
различном виде, формулирование
прямых выводов и заключений на
основе
имеющейся
в
тексте
информации
использование
информации
из
текста для различных целей

1,2,3

3,4,5,7

3,4,5,7

5.

Разговор
приставках.
Страну слогов

6.

«Ищу рифму» или 1
«Добавь
слово».
Юные сочинители.
Роль речи в жизни 1
людей.
Правило
красивой речи.

7.

о 1
В

Аудиторное.
Практикум

1

1

Внеаудиторное
Практикум

1

Внеаудиторное
Практикум

8.

О самых дорогих 1
словах. Волшебные
слова.
Добрые
слова.

1

Аудиторное.
Практикум

9.

Кто
командует 1
корнями. Слова родственники.
Почему их так
назвали?
Опасные
2
согласные.
Чудесные
превращения слов.

1

Аудиторное.
Практикум

10,11.

1

1

Аудиторное
Внеаудиторное
Практикум

14

анализ, интерпретацию и обобщение
информации, представленной в
тексте, формулирование на ее основе
сложных выводов и оценочных
суждений
использование
информации
из
текста для различных целей

5,7

способность
понимать,
использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в
социальной жизни;
способность
различать
тексты
различных жанров и типов
анализ, интерпретацию и обобщение
информации, представленной в
тексте, формулирование на ее основе
сложных выводов и оценочных
суждений
использование
информации
из
текста для различных целей

5,6,7

понимание
основных
фактов,
основной идеи текста, поиск в тексте
информации, представленной в
различном виде, формулирование
прямых выводов и заключений на

5,7

4,5,7

3,4,5,7

3,4,5,7

12,13

Словосочетание и 2
предложение.
Сочинение стихов
по заданной рифме.

1

14

Строительная
1
работа морфем.
В
Королевстве 1
ошибок.

1

15.

1

1

Аудиторное
Внеаудиторное
Практикум

Аудиторное.
Практикум
Внеаудиторное
Практикум

16.

Правила
о 1
непроизносимых
согласных.

1

Внеаудиторное
Практикум

17.

Словесные игры. 1
Шарады,
метаграммы,
логорифмы.

1

Внеаудиторное
Практикум

15

основе
имеющейся
в
тексте
информации
понимание
основных
фактов,
основной идеи текста, поиск в тексте
информации, представленной в
различном виде, формулирование
прямых выводов и заключений на
основе
имеющейся
в
тексте
информации
использование
информации
из
текста для различных целей
умение находить необходимую
информацию
в
прочитанных
текстах;
умение задавать вопросы по
содержанию прочитанных текстов
умение
составлять
речевое
высказывание
в
устной
и
письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей
способность оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в
социальной жизни.

3,4,5,7

2,4,5,7
2,3

2,3

3,4,6

Тематическое планирование
3 класс
Количество
часов

Раздел 3. Путь к
17
грамотности
Сказочное царство 1
слов. Путешествие
в страну слов.

9

8

2,3

Чудесные
2
превращения слов.
В гостях у слов
родственников.

1

4.

Добрые
Экскурсия
прошлое.

всего

практика

Тема

теория

№
занятия

I.
1.

слова. 1
в

Форма
и вид организации

Аудиторное.
Практикум

1

1

Аудиторное
Внеаудиторное
Практикум

1

Внеаудиторное.
Практикум

16

Основные виды деятельности

Основные
направления
воспитательной
деятельности

понимание
основных
фактов,
основной идеи текста, поиск в тексте
информации, представленной в
различном виде, формулирование
прямых выводов и заключений на
основе
имеющейся
в
тексте
информации
анализ, интерпретацию и обобщение
информации, представленной в
тексте, формулирование на ее основе
сложных выводов и оценочных
суждений;
использование
информации
из
текста для различных целей
использование
информации
из
текста для различных целей;
способность
понимать,
использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания

1,2,3

3,4,5,7

3,4,5,7

Новые слова в 2
русском
языке.
Встреча
с
зарубежными
друзьями.
Синонимы
в 2
русском
языке.
Слова - антонимы.

1

1

Аудиторное
Внеаудиторное
Практикум

1

1

Аудиторное
Внеаудиторное
Практикум

9,10

Слова - омонимы. 2
Крылатые слова.

1

1

11,12

В
королевстве 2
ошибок. Трудные
слова.

1

1

Аудиторное
Внеаудиторное
Практикум
Аудиторное
Внеаудиторное
Практикум

13

В
стране 1
Сочинителей.
Искусство
красноречия.
Праздник
2
творчества и игры.

1

5,6

7,8

14,15

1

Аудиторное.
Практикум

1

Аудиторное
Внеаудиторное

17

и возможности, участвовать в
социальной жизни
анализ, интерпретацию и обобщение
информации, представленной в
тексте, формулирование на ее основе
сложных выводов и оценочных
суждений
использование
информации
из
текста для различных целей;
способность
понимать,
использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в
социальной жизни
соответствии
с
поставленной
учебной задачей
способность
различать
тексты
различных жанров и типов;
умение находить необходимую
информацию
в
прочитанных
текстах;
умение задавать вопросы по
содержанию прочитанных текстов
умение
составлять
речевое
высказывание
в
устной
и
письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей
способность оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься

5,7

5,7

5,6,7
4,5,7

3,4,5,7

3,4,5,7

Занимательное
словообразование.

16

17

Анаграммы
метаграммы.
Шарады
логогрифы.

и 1

Практикум

Аудиторное.
Практикум

1

и

Откуда
пришли 1
наши имена.

1

Внеаудиторное.
Практикум

18

чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в
социальной жизни.
способность оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в
социальной жизни.
способность оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в
социальной жизни.

3,4,5,7

2,4,5,7

Тематическое планирование
4 класс
Количество
часов

Форма
и вид организации

Раздел 4. Путь к
17
грамотности
Что такое орфоэпия? 1

9

8

1

Аудиторное.
Практикум

2.

Что
фонография
звукозапись?

1

Аудиторное.
Практикум

3.

Звуки не буквы! 1
Звучащая строка.

всего

практика

Тема

теория

№
занятия

I.
1.

такое 1
или

1

Внеаудиторное.
Практикум

19

Основные виды деятельности

Основные
направления
воспитательной
деятельности

анализ, интерпретацию и обобщение
информации, представленной в
тексте, формулирование на ее основе
сложных выводов и оценочных
суждений;
понимание
основных
фактов,
основной идеи текста, поиск в тексте
информации, представленной в
различном виде, формулирование
прямых выводов и заключений на
основе
имеющейся
в
тексте
информации
использование
информации
из
текста для различных целей;
способность
понимать,
использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в
социальной жизни

1,2,3

3,4,5,7

3,4,5,7

4.

Кис- кис! Мяу!, или 1
Кое-что
о
звукоподражаниях.

5.

Имена вещей. О 1
словарях
энциклопедических
и лингвистических.
В царстве смыслов 2
много дорог. Как и
почему появляются
новые
слова?
Многозначность
слова.

1

«Откуда
катится 1
каракатица?»
О
словарях, которые
рассказывают
об
истории слов.
Об одном и том же - 2
разными
словами.
Как
возникают
названия.

1

6,7

8

9,10

1

1

1

Внеаудиторное.
Практикум

Аудиторное.
Практикум

1

Аудиторное
Внеаудиторное
Практикум

Аудиторное.
Практикум

1

Аудиторное
Внеаудиторное
Практикум

20

использование
информации
из
текста для различных целей;
умение находить необходимую
информацию в прочитанных текстах
способность
различать
тексты
различных жанров и типов;
умение находить необходимую
информацию в прочитанных текстах
понимание
основных
фактов,
основной идеи текста, поиск в тексте
информации, представленной в
различном виде, формулирование
прямых выводов и заключений на
основе
имеющейся
в
тексте
информации;
способность оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в
социальной жизни.
способность
различать
тексты
различных жанров и типов;
умение находить необходимую
информацию в прочитанных текстах
способность
понимать,
использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания

5,7

5,7

5,6,7

4,5,7

3,4,5,7

11,12

Слова – антиподы. 2
Фразеологические
обороты.

13

Знакомство
с 1
историей
происхождения
и
образования
слов.
Словари
«чужих»
слов.
Научная
этимология.
«Он весь свободы 1
торжество». Словарь
языка
Пушкина.
Языковые
особенности
произведений А. С.
Пушкина.
Слова, придуманные 1
писателями. Слова
уходящие и слова –
новички.

14

15

16

Паронимы,
или 1
«ошибкоопасные»

1

и возможности, участвовать в
социальной жизни;
использование
информации
из
текста для различных целей;
способность
понимать,
использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в
социальной жизни
умение
составлять
речевое
высказывание
в
устной
и
письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей

1

Аудиторное
Внеаудиторное
Практикум

1

Внеаудиторное.
Практикум

1

Внеаудиторное.
Практикум

способность оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в
социальной жизни.

2,4,5,7

Аудиторное.
Практикум

анализ, интерпретацию и обобщение
информации, представленной в
тексте, формулирование на ее основе
сложных выводов и оценочных
суждений
использование
информации
из
текста для различных целей;

3,4,5,7

1

1

Внеаудиторное.
Практикум

21

3,4,5,7

3,4,5,7

3,4,5,7

17

слова. Какой словарь
поможет избежать
ошибок?
Какие
бывают 1
имена?
Древнерусские
имена. Отчество и
фамилия.

умение находить необходимую
информацию в прочитанных текстах

1

способность оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в
социальной жизни.

Аудиторное.
Практикум

22

Календарно-тематическое планирование
1 класс

Рыба – стрелок.

1

1

практика

Тема

теория

1

Дата проведения
Количество часов

всего

№
занятия

План

Когда обедает 1
крокодил.

3

Теплолюбивые
кошки.

1

4

Как видят змеи.

1

1

26.09

5

Зачем
хобот.

слону 1

1

03.10

12.09

1

1

Материальнотехническое
оснащение*

Работа
с
текстом.
Анализ
содержания.
Работа
с
текстом.
Составление
вопросов к
тексту.
Работа
с
текстом.
Анализ
содержания.
Работа
с
текстом.
Пересказ
текста.
Работа
с
текстом.
Пересказ
текста.

1, 2, 3

Факт

05.09

2

Форма
организации
занятия

19.09

23

1, 2, 3

1, 2, 3

1, 2, 3

1, 2, 3

Универсальные учебные
(УУД), проекты, ИКТкомпетенции, межпредметные
понятия.
Регулятивные (Р), познавательные
(П), коммуникативные (К),
личностные (Л)
Личностные

результаты

изучения

курса:
– осознавать себя как члена семьи,
общества и государства;
– осознавать личную ответственность
за свои поступки;
– развивать самостоятельность в поиске
решения различных речевых задач;
–
формировать
духовные
и
эстетические потребности;
– сознательно расширять свой личный
читательский опыт;
– находить в прочитанных текстах
общее с русской культурой, осознавать
общность нравственных ценностей;
– уметь пользоваться предлагаемыми
учителем
формами
самооценки
и
взаимооценки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и
сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях;
–
уметь
переносить
примеры
ответственного и самостоятельного поведения
в свой личный жизненный опыт, объяснять
необходимость использования готовой модели
поведения для своего самосовершенствования.
Метапредметные
результаты
изучения курса:

6

Удивительные
киты.

7

Зачем
сове 1
пушистые
перья.

8

Зимние грибы.

9

Почему
говорят?

10

В. Бианки. Лис и 1
мышонок.

1

14.11

11

Русская
1
народная сказка.
Мороз и заяц.

1

21.11

12

Владимир
1
Сутеев. Живые
грибы.

1

1

Работа
с
текстом.
Анализ
содержания.
Восстановле
ние
деформиров
анного
текста.
Работа
с
текстом.
Анализ
содержания.
Работа
с
текстом.
Выборочное
чтение
Дополнение
текста.
Пересказ
текста
Наблюдение
над
синонимами.
Толкование
значений
устойчивых
выражений
Дополнение
предложени
й с опорой на
текст.

10.10

17.10

1

1

1

24.10

так 1

1

07.11

1

28.11

24

1, 2, 3

1, 2, 3

1, 2, 3

1, 2, 3

1, 2, 3

1, 2, 3

1, 2, 3

Познавательные:
– осваивать способы решения проблем
творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
– использовать различные способы
поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями
сравнения,
обобщения,
классификации,
установления
аналогий
и
причинноследственных
связей,
построения
рассуждений,
отнесения
к
известным
понятиям;
– использовать знаково-символические
средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе
знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор
источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию,
полученную от окружающих;
–
перерабатывать
полученную
информацию: сравнивать и группировать
объекты;
– преобразовывать информацию из
одной формы в другую.
Регулятивные:
–
проявлять
познавательную
и
творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель
и задачу;
– планировать ее реализацию, в том
числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои
действия,
вносить
соответствующие
коррективы в их выполнение;
–
уметь
отличать
правильно
выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения

13

Михаил
Пляцковский.
Урок дружбы.

14

Русская
1
народная сказка.
Как
лиса
училась летать.
Евгений
1
Пермяк. Четыре
брата.
Нанайская
1
народная сказка
«Айога».

15

16

17

1

Русская
1
народная сказка
«Теремок».

1

Пересказ
сказки.
Работа
с 1, 2, 3
текстом.
Анализ
содержания.
Составление 1, 2, 3
вопросов к
тексту.

05.12

12.12

1

1

1

1

19.12

Работа
с 1, 2, 3
текстом.
Викторина.

26.12

Работа
с 1, 2, 3
текстом.
Пересказ
текста.
Составление 1, 2, 3
вопросов к
тексту

09.01

25

действий:
знакомство
с
критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию,
выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать
предметное
содержание
и
условия
деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других:
оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах
работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в
группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения
курса:
– понимание основных фактов,
основной идеи текста, поиск в тексте
информации, представленной в различном
виде, формулирование прямых выводов и
заключений на основе имеющейся в тексте
информации;
– анализ, интерпретацию и обобщение
информации, представленной в тексте,
формулирование на ее основе сложных
выводов и оценочных суждений;
– использование информации из текста
для различных целей;
– способность понимать, использовать,
оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной
жизни;
– способность различать тексты
различных жанров и типов;
– умение находить необходимую
информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по
содержанию прочитанных текстов;

–
умение
составлять
речевое
высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей;
– способность оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для
того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни.

Материально-техническое оснащение*
1 - компьютер
2 – презентации
3 – дидактический материал

26

Календарно-тематическое планирование
2 класс
Дата проведения

1

2

3

4

практика

теория

Тема

Количество часов

всего

№
занятия

План

Слова и звуки. 1
Добрый
волшебник
ударение
Чудесные
1
превращения
слов.
Где
хранятся слова?

1

1

12.09

Занимательные
упражнения:
ребусы,
кроссворды,
загадки
Занимательные
упражнения:
ребусы,
кроссворды,
загадки

1

19.09

1

1

Материальнотехническое
оснащение*

Факт
Работа
с 1, 2, 3
текстом.
Анализ
содержания.

05.09

1

Форма
организации
занятия

Работа
с 1, 2, 3
текстом.
Составление
вопросов к
тексту.
Работа
с 1, 2, 3
текстом.
Анализ
содержания.
Работа
текстом.
Пересказ
текста.

26.09

27

с 1, 2, 3

Универсальные учебные
(УУД), проекты, ИКТкомпетенции, межпредметные
понятия.
Регулятивные (Р), познавательные
(П), коммуникативные (К),
личностные (Л)
Личностные

результаты

изучения

курса:
– осознавать себя как члена семьи,
общества и государства;
– осознавать личную ответственность
за свои поступки;
– развивать самостоятельность в поиске
решения различных речевых задач;
–
формировать
духовные
и
эстетические потребности;
– сознательно расширять свой личный
читательский опыт;
– находить в прочитанных текстах
общее с русской культурой, осознавать
общность нравственных ценностей;
– уметь пользоваться предлагаемыми
учителем
формами
самооценки
и
взаимооценки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и
сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях;
–
уметь
переносить
примеры
ответственного и самостоятельного поведения
в свой личный жизненный опыт, объяснять
необходимость использования готовой модели
поведения для своего самосовершенствования.
Метапредметные
результаты
изучения курса:

5

Разговор
о 1
приставках.
В
Страну слогов

6

«Ищу рифму» 1
или
«Добавь
слово». Юные
сочинители.
Роль речи в 1
жизни
людей.
Правило
красивой речи.

7

8

9

10

О
самых 1
дорогих словах.
Волшебные
слова. Добрые
слова.
Кто командует 1
корнями. Слова родственники.
Почему их так
назвали?
Опасные
1
согласные.
Чудесные
превращения
слов.

Работа
с 1, 2, 3
текстом.
Пересказ
текста.
Работа
с 1, 2, 3
текстом.
Анализ
содержания.

03.10

1

1

10.10

1

17.10

Восстановле 1, 2, 3
ние
деформиров
анного
текста.
Работа
с 1, 2, 3
текстом.
Анализ
содержания.

1

24.10

1

07.11

Работа
с 1, 2, 3
текстом.
Выборочное
чтение

1

14.11

Дополнение
текста.
Пересказ
текста

28

1, 2, 3

Познавательные:
– осваивать способы решения проблем
творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
– использовать различные способы
поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями
сравнения,
обобщения,
классификации,
установления
аналогий
и
причинноследственных
связей,
построения
рассуждений,
отнесения
к
известным
понятиям;
– использовать знаково-символические
средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе
знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор
источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию,
полученную от окружающих;
–
перерабатывать
полученную
информацию: сравнивать и группировать
объекты;
– преобразовывать информацию из
одной формы в другую.
Регулятивные:
–
проявлять
познавательную
и
творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель
и задачу;
– планировать ее реализацию, в том
числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои
действия,
вносить
соответствующие
коррективы в их выполнение;
–
уметь
отличать
правильно
выполненное задание от неверного;

11

Опасные
согласные.
Чудесные
превращения
слов.

12

Словосочетание 1
и предложение.
Сочинение
стихов
по
заданной рифме.
Словосочетание 1
и предложение.
Сочинение
стихов
по
заданной рифме.
Строительная
1
работа морфем.

13

14

1

1

Наблюдение 1, 2, 3
над
синонимами.
Толкование
значений
устойчивых
выражений
Дополнение 1, 2, 3
предложени
й с опорой на
текст.
Пересказ
сказки.
Работа
с 1, 2, 3
текстом.
Анализ
содержания.

21.11

28.11

1

1

05.12

Составление
вопросов к
тексту.
Работа
с
текстом.
Викторина.
Работа
с
текстом.
Пересказ
текста.
Составление
вопросов к
тексту

12.12

1

15

В Королевстве 1
ошибок.

1

19.12

16

Правила
о 1
непроизносимы
х согласных.

1

26.12

17

Словесные
1
игры. Шарады,

1

09.01

29

1, 2, 3

1, 2, 3

1, 2, 3

1, 2, 3

– оценивать правильность выполнения
действий:
знакомство
с
критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию,
выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать
предметное
содержание
и
условия
деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других:
оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах
работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в
группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения
курса:
– понимание основных фактов,
основной идеи текста, поиск в тексте
информации, представленной в различном
виде, формулирование прямых выводов и
заключений на основе имеющейся в тексте
информации;
– анализ, интерпретацию и обобщение
информации, представленной в тексте,
формулирование на ее основе сложных
выводов и оценочных суждений;
– использование информации из текста
для различных целей;
– способность понимать, использовать,
оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной
жизни;
– способность различать тексты
различных жанров и типов;
– умение находить необходимую
информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по

содержанию прочитанных текстов;
–
умение
составлять
речевое
высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей;
– способность оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для
того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни.

метаграммы,
логорифмы.

Материально-техническое оснащение*
1- компьютер
2– презентации
3– дидактический материал

30

Календарно-тематическое планирование
3 класс

2

3

4

Сказочное
царство
слов.
Путешествие в
страну слов.
Чудесные
превращения
слов. В гостях у
слов
родственников.
Чудесные
превращения
слов. В гостях у
слов
родственников.
Добрые слова.
Экскурсия
в
прошлое.

1

1

1

практика

Тема

теория

1

Дата проведения
Количество часов

всего

№
занятия

План

Материальнотехническое
оснащение*

Факт
Работа
с 1, 2, 3
текстом.
Анализ
содержания.

05.09

1

Форма
организации
занятия

12.09

Работа
с 1, 2, 3
текстом.
Составление
вопросов к
тексту.

1

1

19.09

Работа
с 1, 2, 3
текстом.
Анализ
содержания.

1

1

26.09

Работа
текстом.
Пересказ
текста.
31

с 1, 2, 3

Универсальные учебные
(УУД), проекты, ИКТкомпетенции, межпредметные
понятия.
Регулятивные (Р), познавательные
(П), коммуникативные (К),
личностные (Л)
Личностные

результаты

изучения

курса:
– осознавать себя как члена семьи,
общества и государства;
– осознавать личную ответственность
за свои поступки;
– развивать самостоятельность в поиске
решения различных речевых задач;
–
формировать
духовные
и
эстетические потребности;
– сознательно расширять свой личный
читательский опыт;
– находить в прочитанных текстах
общее с русской культурой, осознавать
общность нравственных ценностей;
– уметь пользоваться предлагаемыми
учителем
формами
самооценки
и
взаимооценки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и
сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях;
–
уметь
переносить
примеры
ответственного и самостоятельного поведения
в свой личный жизненный опыт, объяснять
необходимость использования готовой модели
поведения для своего самосовершенствования.
Метапредметные
результаты

5

6

7

8

9

10

Новые слова в 1
русском языке.
Встреча
с
зарубежными
друзьями.
Новые слова в 1
русском языке.
Встреча
с
зарубежными
друзьями.
Синонимы
в 1
русском языке.
Слова
антонимы.
Синонимы
в 1
русском языке.
Слова
антонимы.
Слова
- 1
омонимы.
Крылатые слова.
Слова
- 1
омонимы.
Крылатые слова.

1

1

1

1

03.10

Работа
текстом.
Пересказ
текста.

10.10

Работа
с 1, 2, 3
текстом.
Анализ
содержания.

17.10

Восстановле 1, 2, 3
ние
деформиров
анного
текста.
Работа
с 1, 2, 3
текстом.
Анализ
содержания.

24.10

Работа
с 1, 2, 3
текстом.
Выборочное
чтение
Дополнение 1, 2, 3
текста.
Пересказ
текста

07.11

1

1

с 1, 2, 3

14.11

32

изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем
творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
– использовать различные способы
поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями
сравнения,
обобщения,
классификации,
установления
аналогий
и
причинноследственных
связей,
построения
рассуждений,
отнесения
к
известным
понятиям;
– использовать знаково-символические
средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе
знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор
источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию,
полученную от окружающих;
–
перерабатывать
полученную
информацию: сравнивать и группировать
объекты;
– преобразовывать информацию из
одной формы в другую.
Регулятивные:
–
проявлять
познавательную
и
творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель
и задачу;
– планировать ее реализацию, в том
числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои
действия,
вносить
соответствующие

11

В королевстве 1
ошибок.
Трудные слова.

12

В королевстве 1
ошибок.
Трудные слова.

13

В
стране
Сочинителей.
Искусство
красноречия.
Праздник
творчества
и
игры.
Занимательное
словообразован
ие.
Праздник
творчества
и
игры.
Занимательное
словообразован
ие.
Анаграммы
и
метаграммы.

14

15

16

Наблюдение 1, 2, 3
над
синонимами.
Толкование
значений
устойчивых
выражений
Дополнение 1, 2, 3
предложени
й с опорой на
текст.
Работа
с 1, 2, 3
текстом.
Анализ
содержания.

21.11

1

1

28.11

1

1

05.12

1

1

12.12

Составление
вопросов.

19.12

Работа
с 1, 2, 3
текстом.
Викторина.

26.12

Работа
текстом.

1

1

1

1

33

1, 2, 3

с 1, 2, 3

коррективы в их выполнение;
–
уметь
отличать
правильно
выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения
действий:
знакомство
с
критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию,
выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать
предметное
содержание
и
условия
деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других:
оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах
работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в
группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения
курса:
– понимание основных фактов,
основной идеи текста, поиск в тексте
информации, представленной в различном
виде, формулирование прямых выводов и
заключений на основе имеющейся в тексте
информации;
– анализ, интерпретацию и обобщение
информации, представленной в тексте,
формулирование на ее основе сложных
выводов и оценочных суждений;
– использование информации из текста
для различных целей;
– способность понимать, использовать,
оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной
жизни;
– способность различать тексты

17

Шарады
и
логогрифы.
Откуда пришли 1
наши имена.

1

Составление 1, 2, 3
вопросов к
тексту

09.01

Материально-техническое оснащение*
1- компьютер
2– презентации
3– дидактический материал

34

различных жанров и типов;
– умение находить необходимую
информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по
содержанию прочитанных текстов;
–
умение
составлять
речевое
высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей;
– способность оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для
того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни.

Календарно-тематическое планирование
4 класс
Дата проведения

практика

теория

Тема

Количество часов

всего

№
занятия

План

Что
такое 1
орфоэпия?

1

2

Что
такое 1
фонография или
звукозапись?

1

3

Звуки не буквы! 1
Звучащая
строка.

1

19.09

4

Кис- кис! Мяу!, 1
или Кое-что о
звукоподражани
ях.
Имена вещей. О 1
словарях
энциклопедичес

1

26.09

1

5

1

Форма
организации
занятия

Материальнотехническое
оснащение*

Работа
с
текстом.
Анализ
содержания.
Работа
с
текстом.
Составление
вопросов к
тексту.
Работа
с
текстом.
Анализ
содержания.
Работа
с
текстом.
Пересказ
текста.

1, 2, 3

Факт

05.09

12.09

Работа
текстом.
Пересказ
текста.

03.10

35

1, 2, 3

1, 2, 3

1, 2, 3

с 1, 2, 3

Универсальные учебные
(УУД), проекты, ИКТкомпетенции, межпредметные
понятия.
Регулятивные (Р), познавательные
(П), коммуникативные (К),
личностные (Л)
Личностные

результаты

изучения

курса:
– осознавать себя как члена семьи,
общества и государства;
– осознавать личную ответственность
за свои поступки;
– развивать самостоятельность в поиске
решения различных речевых задач;
–
формировать
духовные
и
эстетические потребности;
– сознательно расширять свой личный
читательский опыт;
– находить в прочитанных текстах
общее с русской культурой, осознавать
общность нравственных ценностей;
– уметь пользоваться предлагаемыми
учителем
формами
самооценки
и
взаимооценки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и
сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях;
–
уметь
переносить
примеры
ответственного и самостоятельного поведения
в свой личный жизненный опыт, объяснять
необходимость использования готовой модели
поведения для своего самосовершенствования.
Метапредметные
результаты
изучения курса:
Познавательные:

6

7

8

9

ких
и
лингвистически
х.
В
царстве
смыслов много
дорог. Как и
почему
появляются
новые
слова?
Многозначность
слова.
В
царстве
смыслов много
дорог. Как и
почему
появляются
новые
слова?
Многозначность
слова.
«Откуда катится
каракатица?» О
словарях,
которые
рассказывают об
истории слов.
Об одном и том
же - разными

1

1

1

1

10.10

Работа
с 1, 2, 3
текстом.
Анализ
содержания.

17.10

Восстановле
ние
деформиров
анного
текста.

1, 2, 3

1

1

24.10

Работа
с 1, 2, 3
текстом.
Анализ
содержания.

1

1

07.11

Работа
текстом.
36

с 1, 2, 3

– осваивать способы решения проблем
творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
– использовать различные способы
поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями
сравнения,
обобщения,
классификации,
установления
аналогий
и
причинноследственных
связей,
построения
рассуждений,
отнесения
к
известным
понятиям;
– использовать знаково-символические
средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе
знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор
источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию,
полученную от окружающих;
–
перерабатывать
полученную
информацию: сравнивать и группировать
объекты;
– преобразовывать информацию из
одной формы в другую.
Регулятивные:
–
проявлять
познавательную
и
творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель
и задачу;
– планировать ее реализацию, в том
числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои
действия,
вносить
соответствующие
коррективы в их выполнение;
–
уметь
отличать
правильно
выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения
действий:
знакомство
с
критериями

10

11

словами.
Как
возникают
названия.
Об одном и том 1
же - разными
словами.
Как
возникают
названия.
Слова
– 1
антиподы.
Фразеологическ
ие обороты.

Выборочное
чтение

1

1

14.11

Дополнение
текста.
Пересказ
текста

21.11

Наблюдение 1, 2, 3
над
синонимами.
Толкование
значений
устойчивых
выражений
Дополнение 1, 2, 3
предложени
й с опорой на
текст.
Пересказ
сказки.
Работа
с 1, 2, 3
текстом.
Анализ
содержания.

12

Слова
– 1
антиподы.
Фразеологическ
ие обороты.

1

28.11

13

Знакомство
с 1
историей
происхождения
и образования
слов. Словари
«чужих» слов.
Научная
этимология.

1

05.12

37

1, 2, 3

оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию,
выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать
предметное
содержание
и
условия
деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других:
оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах
работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в
группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения
курса:
– понимание основных фактов,
основной идеи текста, поиск в тексте
информации, представленной в различном
виде, формулирование прямых выводов и
заключений на основе имеющейся в тексте
информации;
– анализ, интерпретацию и обобщение
информации, представленной в тексте,
формулирование на ее основе сложных
выводов и оценочных суждений;
– использование информации из текста
для различных целей;
– способность понимать, использовать,
оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной
жизни;
– способность различать тексты
различных жанров и типов;
– умение находить необходимую
информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по
содержанию прочитанных текстов;

14

15

16

17

«Он
весь
свободы
торжество».
Словарь языка
Пушкина.
Языковые
особенности
произведений А.
С. Пушкина.
Слова,
придуманные
писателями.
Слова уходящие
и
слова
–
новички.
Паронимы, или
«ошибкоопасны
е» слова. Какой
словарь
поможет
избежать
ошибок?
Какие бывают
имена?
Древнерусские
имена. Отчество
и фамилия.

1

1

1

1

1

1

1

1

12.12

Составление 1, 2, 3
вопросов к
тексту.

19.12

Работа
с 1, 2, 3
текстом.
Викторина.

26.12

Работа
текстом.
Пересказ
текста.

09.01

Составление 1, 2, 3
вопросов к
тексту

38

с 1, 2, 3

–
умение
составлять
речевое
высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей;
– способность оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для
того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни.

Материально-техническое оснащение*
1- компьютер
2– презентации
3– дидактический материал

39

Оценочные материалы
1 класс
«Гусь» А. Тамбиев
Дикий серый гусь – умная и осторожная птица. К тому же [рыба, птица,
пчела] сильная. Может, обороняясь, наносить мощные удары крыльями.
Прилетают [утки, гуси, грачи] к нам весной и улетают осенью, обычно
выстраиваясь высоко в небе клином. Люди, заслышав их спокойное гоготанье
обычно долго провожают их глазами – гуси [поползли, полетели]! Живут
[утки, гуси, грачи] в речных поймах, на озёрах, болотах, в густых зарослях
тростника и камыша. От [коричневого, серого, чёрного] гуся пошли все
породы домашних [гусей, уток, грачей].
Вопросы:
1. О ком рассказывается в тексте?
2. Какой птицей автор называет дикого северного гуся?
3. К каким птицам можно отнести дикого гуся? К перелётным или
зимующим? Найди подтверждение в тексте.
4. Прочитай предложение, в котором рассказывается, как защищается
гусь от врагов.
5. Какие звуки издаёт гусь?
6. Расскажи, где живут дикие гуси?
7. Кто является предком домашнего гуся?
8. Видел ли ты дикого гуся и домашнего? Как ты думаешь, чем они
отличаются друг от друга? Чем отличается их образ жизни?
9. Нарисуй дикого гуся и расскажи о нём, используя слова и
предложения из текста.
2 класс
«Петушок с семьей» Ушинский К. Д.
Цель диагностической работы – определение уровня осознанности
чтения у учащихся 2-го класса в процессе самостоятельного чтения текста и
ответов на вопросы по содержанию текста, а также сформированности
некоторых общеучебных умений – правильного восприятия учебной задачи,
контроля и корректировки собственных действий в процессе выполнения
заданий.
Ходит по двору Петя - петушок: на голове — гребешок, под носом —
красная бородка. Нос у [Вани, Пети, Никиты] долотцом, хвост у Пети
колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами [Ваня, Петя, Никита] кучу
разгребает, курочек с цыплятами созывает: — [Уточки, Гусыни, Курочки]хохлатушки! Хлопотуньи - хозяюшки! Пёстренькие - рябенькие! Чёрненькие!
Собирайтесь с [котятами, цыплятками, утятами], с малыми ребятками: я вам
зёрнышко припас! [Уточки, Гусыни, Курочки] с цыплятами собрались,
раскудахталися; [зёрнышком, кашей, репой] не поделились — передралися.
[Ваня, Петя, Никита]- петушок беспорядков не любит — сейчас семью
40

помирил: ту за хохол, того за вихор, сам [кашу, зёрнышко, репу] съел, на
плетень взлетел, крыльями замахал, во всё горло заорал: — «Ку-ка-ре-ку!»
Вопросы:
1. Как ты думаешь, это рассказ или сказка? Обоснуй своё мнение.
2. Перечитай текст и подчеркни непонятные слова. Узнай их смысл из
словаря, попытайся догадаться сам или спроси у одноклассников и взрослых.
3. Найди в тексте сравнения. Как они помогают так ярко изобразить
автору петушка?
4. Подбери к слову «плетень» однокоренные слова и объясни значение
слова.
5. Нарисуй петушка сначала словами, потом карандашами или
красками.
6. Опиши курочек, используя слова из текста.
7. Как петушок разрешил спор курочек? Почему он съел зёрнышко сам?
8. Подумай, как другим способом можно было примирить курочек?
Расскажи.
9. Объясни, как ты понимаешь фразу: «семью помирил: ту за хохол,
того за вихор…»
10. Разыграйте с одноклассниками прочитанную историю.
Время тестирования: 35 минут.
Условия тестирования: Для выполнения работы по литературному
чтению каждый ученик должен получить листы с текстом для чтения и задания
к тексту. Использование дополнительных материалов при проведении
тестирования не предполагается. На парте у каждого учащегося должна быть
только ручка для записи ответов.
3 класс
Цель: умение детей воспринимать прочитанное и использовать свои
знания.
Тест: Прочитайте текст про себя. Выполни задания.
Зимний запас Белка на зиму грибы сушит, бурундук собирает орехи и
семена, водяная крыса прячет в норе картошку. Сойка рассовывает по
ухоронкам жёлуди, сыч замораживает в дупле мышей и птичек. Но хитрее всех
Медведь делает. Встречает его как-то Заяц и спрашивает:
- Все в лесу делом заняты, запасы к зиме готовят, один ты, Медведь, без
забот шатаешься. Вот придёт зима – что лопать-то станешь, беззаботный?
А Медведь отвечает:
- Ты, косой, за меня не волнуйся! Я своё дело знаю. Я, если хочешь
знать, самоед! Я зимой сам себя ем. Осенью нагуляю под шкурой сала – на всю
зиму хватит. Чего и тебе, косой, советую.
Приуныл Заяц и отвечает:
- Э, Медведь, нам, зайцам, зимой не до жиру, а быть бы живу! Вот такая
сказочка и такая быль…
41

1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию
прочитанного текста, и отметь его "+".
Сыч замораживает в дупле мышей и птичек.
Заяц запасает веточки различных растений.
Волка ноги кормят.
Медведь спит в лесной берлоге.
2. Объясни, почему текст называется «Зимний запас».
Текст называется «Зимний запас» потому,
____________________________________________________________
3. Определи главную мысль (идею) данного произведения. Отметь свой
ответ «+».
Каждый по-своему к зиме готовится.
Беспокойство зайца о подготовке медведя к зиме.
Белка, бурундук, сойка, сыч готовятся к зиме.
Сколько в этой истории сказочного!
4. Определи жанр данного произведения. Отметь свой ответ «+».
Сказка
Быль
Сказка-несказка
Рассказ
5. В каком из сборников можно было бы поместить это произведение?
Отметь свой ответ «+».
Рассказы о природе.
Сказки-несказки Н. Сладкова и Э. Шима.
Сказки о животных.
Лесная газета.
Справочник о природе.
6. Укажи, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения.
Все в лесу делом заняты, запасы к зиме готовят, один, ты, Медведь, без
забот шатаешься.
Э, Медведь, нам, зайцам, зимой не до жиру, а быть бы живу.
Сойка рассовывает по ухоронкам жёлуди, сыч замораживает в дупле
мышей и птичек.
Ты, косой, за меня не волнуйся! Я своё дело знаю.
Я, если хочешь знать, самоед!
7. Составь план к данному тексту.
____________________________________________________________
8. Дай толкование (объяснение) слова «ухоронка». Отметь свой ответ
«+».
Тайничок
Дупло
Кладовочка
Секретик
42

9. Выпиши 2 слова, которые в тексте заменяют слово «медведь»
__________________________________________________________________
10. Объясни пословицу: «Не до жиру, быть бы живу».
4 класс
Проверка уровня начитанности
1. Определи жанры, которые можно включить в раздел устного народного
творчества.
А) Сказки;
Б) былины;
В) басни;
Г) летописи.
2. Назови героя и жанр произведения:
Из того ли-то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он
В стольный Киев-град.
3. Укажи шуточный жанр народного творчества – фразу, построенную на
сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.
А) Скороговорка;
Б) считалка;
В) загадка;
Г) дразнилка.
4. Приведи 1–2 примера произведения этого жанра.
5. Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских
произведений?
6. Кто из писателей дал следующее определение сказки: «Сказка – ложь, да в
ней намѐк: добрым молодцам урок»?
А) А.С. Пушкин;
Б) Г.Х. Андерсен;
В) П.П. Бажов;
Г) П.П. Ершов.
7. Вспомни 1–2 имени мудрых девиц-красавиц из русских народных сказок.
8. Запиши названия 1–2 сказок о крошечных человечках, малюсеньких
мальчиках и девочках.
9. Напиши название басни, к которой можно отнести слова: «Делу – время, а
потехе – час».
10. Произведения каких поэтов (2–3) ты бы включил в раздел «Поэтическая
тетрадь»?
11. С какими жанрами произведений Л.Н. Толстого ты знаком?
А) Повести;
Б) басни;
43

В) стихи;
Г) сказки.
12. Запиши название твоей самой любимой книги. Чем она тебе понравилась?

Описание
материально-технического
образовательного процесса
№ п/п

1.1
1.2

1.3

1.4

1.5
1.6
1.10

2.1
3.1
3.2
3.3
4.1
5.1
5.3

обеспечения

Наименование
объектов
и
средств Количество
материально-технического обеспечения
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*
1. В.В.Волина.
Веселая
1
грамматика. М.: Знание, 2011 г.
2. В.В.Волина. Русский язык.
1
Учимся играя. Екатеринбург ТОО.
Издательство “АРГО”, 2009 г.
3. Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко,
1
Л.А. Концевая. Секреты орфографии.
Москва “Просвещение”, 2013 г.
4. Занимательная
грамматика.
1
Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н.
Донецк. ПКФ “БАО”, 2000 г.
5. Журналы: “Начальная школа”,
1
“Веселые картинки”, “Мурзилка”.
6. Сборник загадок. Сост. М. Т.
1
Карпенко. М., 2011 г.
Г.В.Раицкая. Олимпиадные задания.
1
1-2 класс, 3-4 класс. Издательский дом
«Федоров». Из-во «Учебная литература».
2010 г.
2. Печатные пособия
таблицы
3. Технические средства обучения
компьютер,
принтер,
сканер,
по 1
мультимедиа проектор;
набор по проектной технологии
1
презентации
4. Экранно-звуковые пособия
диски с аудио и видеозаписями
5. Игры и игрушки
настольные игры
куклы-перчатки
6. Оборудование класса
44

6.1
6.2
6.3

мультимедийный проектор
компьютер
интерактивная доска

45

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».