РП курса ВД Великие достижения соотечественников 2024-2025 уч.г.

РАССМОТРЕНО
на заседании НМК
гуманитарных дисциплин
______________________
Т.Г. Олифиренко
Протокол № 1
от 29.08.2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по воспитательной работе
______________________
И.П. Мезенцева
30.08.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________________
А.М. Абелян
Приказ № 01-10/640
от 02.09.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВЕЛИКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ
СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ»
для обучающихся 5 классов
Направление: реализация особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся
Форма проведения курса: факультатив

Армавир, 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЕЛИКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ
СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
(ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

МОСКВА
2023

СОДЕРЖАНИЕ
____________________________________________________________________
Пояснительная записка ............................................................................................ 3
Содержание курса внеурочной деятельности «Великие достижения
соотечественников» ................................................................................................. 8
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Великие достижения соотечественников».......................................................... 16
Личностные результаты ..................................................................................... 16
Метапредметные результаты ............................................................................. 18
Предметные результаты ..................................................................................... 21
Тематическое планирование.................................................................................. 22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
__________________________________________________________________
Общая характеристика
Программа курса внеурочной деятельности «Великие достижения
соотечественников» (далее – программа) для 5–9 классов составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования (ФГОС ООО), а также с учетом:
– Концепции преподавания учебного курса «История России»
в
образовательных
организациях,
реализующих
основные
общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии
Министерства просвещения Российской Федерации, протокол
от 23.10.2020 г.);
– федеральной рабочей программы по учебному предмету «История»
для 5–9 классов образовательных организаций;
– информационных материалов «Наши герои», разработанных
Министерством просвещения Российской Федерации (2023 г.).
При разработке программы использовались следующие нормативные
документы:
– Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (с учетом редакции от 04.08.2023 N 479-ФЗ);
– Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению
и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей»;
– Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400
«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
Актуальность курса внеурочной деятельности «Великие достижения
соотечественников»
Россия – родина многих выдающихся людей, чьи достижения и вклад
в историю стали гордостью не только для России, но и для всего мира.
Достижения людей связаны с различными сферами общества: это и наука,
3

и культура, и спорт, и военное дело, и экономика. Деятельность приводит
к прогрессу, помогает развитию и совершенствованию. Благодаря уникальным
достижениям мы получаем новые знания, перспективы и возможности.
Через изучение жизни людей и значительных результатов их деятельности мы
расширяем границы понимания мира, его богатства и перспектив. Достижения
являются примером того, чего человек может добиться в жизни, если ставит
перед собой амбициозные цели и усердно работает над их достижением.
Актуальность курса внеурочной деятельности «Великие достижения
соотечественников»
обусловлена
необходимостью
формирования
у обучающихся российской гражданской идентичности, патриотизма,
приобщения к исторической памяти многих поколений россиян и освоения
знаний о деятельности предшественников в разные исторические периоды,
воспитания гордости за великие российские достижения.
Разработка программы связана с задачами исторического просвещения
в образовательной организации. В частности, оно направлено на создание
условий для осознания обучающимися широкого спектра сфер деятельности,
где россияне достигли высочайших результатов; понимание уникальности
российских достижений; приобретение мотивации для личностного роста
и развития, формирования патриотизма.
В тематическом планировании уделено внимание видам внеурочной
деятельности, которые нацеливают школьников на самостоятельный поиск
информации по теме, исследование, обсуждение, групповую работу, создание
творческих работ. При проведении внеурочных занятий предусмотрены такие
формы работы, как беседы, дискуссии, игры, виртуальные экскурсии и др.
Особенностью программы является привлечение и активное
использование в образовательном процессе различных источников:
учебных текстов, видеоматериалов, информации сайтов (Культура.РФ,
История.РФ и др.).
Содержательные элементы программы предполагают организацию вокруг
них исследовательской деятельности обучающихся, результаты которой могут
быть оформлены в виде учебных исследований и проектов и представлены
для презентации и оценки в рамках школьного курса «История России».
Программа ориентирована на расширение и дополнение знаний,
получаемых обучающимися в ходе изучения учебного курса «История России»,
4

призвана обеспечить целостное и эмоционально окрашенное восприятие
отечественной истории посредством изучения достижений россиян в различных
сферах деятельности, великих личностей и их вклада в историю страны
и родного края.
Цель

курса

внеурочной

деятельности

«Великие

достижения

соотечественников»
Курс имеет историко-просветительскую цель, ориентирован на осознание
обучающимися феномена достижений россиян в разные исторические периоды
развития российского государства, преобразующей роли личности в разных
сферах деятельности, сохранение исторической памяти, понимание ценности
труда, формирование у обучающихся личностной позиции по отношению
к великим достижениям своей страны.
Основные задачи курса внеурочной деятельности «Великие достижения
соотечественников»:
– дать дополнительные знания о достижениях россиян в науке, культуре,
экономике, военном деле, акцентируя внимание на содержании достигнутого
результата и роли той или иной личности;
– сформировать представление об особом месте и роли России
во всемирно-историческом процессе на примере великих достижений;
– систематизировать

теоретические

знания

обучающихся

по отечественной истории на основе изучения фактов о вкладе отдельных
личностей в различные сферы жизни общества и государства;
– стимулировать познавательный интерес обучающихся к изучению
великих достижений соотечественников для формирования гражданской
идентичности, понимания важности и необходимости сохранения традиционных
ценностей,

культурно-исторического

наследия

многонационального

государства;
– развивать способности обучающихся анализировать информацию,
содержащуюся в различных источниках, рассматривать события в соответствии
с принципом историзма в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
5

– формировать у обучающихся чувство принадлежности к богатейшему
общероссийскому культурно-историческому пространству, уважение к великим
достижениям государства и родного края.
Место
курса
внеурочной
соотечественников»

деятельности

«Великие

достижения

Программа курса рассчитана на 34 часа, которые могут быть реализованы
в течение одного учебного года в составе группы, состоящей из обучающихся
5–9 классов.
Программа является содержательным и методическим ориентиром
для составления педагогами рабочих программ и их реализации во внеурочной
деятельности. Предложенные в программе элементы содержания и алгоритм
деятельности обучающихся могут быть конкретизированы (детализированы
или обобщены) с учетом образовательных потребностей состава учебной группы,
условий школьной информационно-образовательной среды и возможностей
доступа к работе с информацией, представленной в разных знаковых системах.
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной
рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной
и воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех
основных групп образовательных результатов – личностных, метапредметных,
предметных.
Программа
носит
историко-просветительскую
и
гражданскопатриотическую направленность, что позволяет обеспечить достижение
следующих целевых ориентиров воспитания на уровне основного общего
образования:
– осознанное принятие обучающимися своей российской гражданской
идентичности
в
поликультурном,
многонациональном
и многоконфессиональном российском обществе;
– понимание обучающимися своей сопричастности к прошлому,
настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории
российской государственности на основе исторического просвещения,
российского национального исторического сознания;
– проявление обучающимися уважения к историческому и культурному
наследию своего и других народов России;
6

– сознательное отношение и проявление обучающимися уважения
к
духовно-нравственным
ценностям
российского
общества,
достижениям России в науке и искусстве, боевым подвигам и трудовым
достижениям, героям и защитникам Отечества в прошлом
и современности.

7

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВЕЛИКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ»
____________________________________________________________________
Раздел 1. Введение
Что такое достижения? Критерии отбора достижений в истории. Виды
достижений: 1) научные, культурные, спортивные; 2) трудовые; 3) военные;
4) технические и др. Достижения и прогресс.
Раздел 2. Научные достижения России
Российские географические открытия
Освоение земель в XVI веке. Российские исследования XVII века: Евразия
и Северная Америка – два разных континента (1648 г.). С. И. Дежнёв. Изучение
Камчатки В. В. Атласовым, Курильских островов И. П. Козыревским.
Российские исследования XVIII века: составление карт Каспийского моря,
изучение Урала и Сибири. Великая Северная экспедиция (1733–1743 гг.). Вклад
в развитие географии М. В. Ломоносова. Исследования П. С. Палласа: описание
Поволжья, Урала, Алтая, Саянских гор и Байкала. «Дневные записки
путешествия по разным провинциям Российского государства» И. И. Лепёхина.
Российские исследования XIX века: открытие Донецкого кряжа и Донецкого
угольного бассейна Е. П. Ковалевским (1810–1816 гг., 1828 г.). Открытие
Антарктиды (1820 г.). Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев. Экспедиция и труды
А. А. Кайзерлинга. Научная деятельность Е. Ф. Канкрина. Совершенствование
карт морей. Хронометрическая экспедиция Ф. Ф. Шуберта на Балтийском море.
Полярные исследования Ф. П. Врангеля. Исследование Центральной Азии
Н. Н. Пржевальским. Создание и деятельность российских научноисследовательских учреждений и организаций в XX веке: Гидрологического
института (1919 г.), Топографо-геодезической службы (1919 г.),
Геоботанического института (1922 г.), Почвенного института (1925 г.),
Института Севера (1925 г.), Гидрометеослужбы (1929 г.) и др. Экспедиция
Арктического института под руководством О. Ю. Шмидта на ледоколе
«Сибиряков» (1932 г.). Исследования Арктики. Озеро Восток в Антарктиде
(1996 г.).
8

Достижения россиян в медицине, биологии и химии
Основание первой медицинской академии в XIX веке. Н. И. Пирогов.
Исследование иммунитета И. И. Мечниковым. Открытия И. П. Павлова.
М. А. Новинский – основоположник экспериментальной онкологии.
XX век в российской медицине. «Золотой стандарт» в измерении
артериального давления (Н. С. Коротков). Начало системного изучения острого
коронарного тромбоза, учение об инфаркте миокарда (В. М. Керниг,
В. П. Образцов). Первая в мире операция по пересадке легких, печени, сердца
(1951 г.). Создание первой в мире модели искусственного сердца (В. П. Демихов).
Русский генетик Н. П. Дубинин о дробимости гена (1930 г.).
Российская офтальмология (С. Н. Фёдоров). Современная медицина:
оперирование еще не рожденного ребенка, борьба с раковыми заболеваниями,
нейропротезирование, создание левого желудочка сердца «Дон-3», разработка
портативного прибора для восстановления кровообращения в организме,
создание вакцин и др.
XVIII век в биологии: основание первых русских научных учреждений:
Академии наук, Ботанического сада, Кунсткамеры, Медицинской академии и др.
Труды М. В. Ломоносова, И. И. Лепехина, П. С. Палласа, И. И. Лейбница и др.
XIX век: открытия К. Ф. Руле, А. П. Ковалевского, И. М. Сеченова,
И. И. Мечникова, Н. И. Вавилова, Н. К. Кольцова и др. Открытия биологов
XX века (А. Н. Бах, А. А. Ухтомский, А. Д. Сахаров, Н. В. Тимофеев-Ресовский,
А. С. Серебряков, А. Д. Беляев, В. И. Вернадский, Г. К. Скрябин и др.).
Научные работы по химии М. В. Ломоносова. Разработка периодической
системы элементов (Д. И. Менделеев, 1869 г.). Создание А. М. Бутлеровым
теории химического строения органических веществ. В. В. Марковников –
ученый-химик в области органических соединений, автор теории строения
нефти и химического строения материи. Разработка специального химического
состава каучука С. В. Лебедевым. Химик-органик Н. Н. Зинин. Физическая
химия. И. В. Курчатов – один из основоположников применения ядерной
энергии.
Открытия россиян в физике, астрономии, космонавтике
XIX век: первые электрические лампочки (П. Н.
и А. Н. Лодыгин). Радио А. С. Попова.

Яблочков

9

XX век: первая в мире АЭС, технологии по обогащению ядерного топлива.
К. Э. Циолковский – основатель теоретической космонавтики, автор идей
космической ракеты, многоступенчатой ракеты и космического лифта. Первый
полет в космос Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 г. на корабле «Восток-1». Первый
в мире посадочный модуль Луна-9 (первая мягкая посадка на Луну), зонд
Венера-4 (первый в атмосфере Венеры) и зонд Марс-3 (первая мягкая посадка
на Марс).
Достижения современной России: успешная реализация атомных
программ, развитие технологий (замкнутый цикл, АЭС на воде, реакторы
на быстрых нейтронах и пр.) и строительство атомных энергоблоков. Синтез
шести самых тяжелых элементов с атомными номерами 113–118 (2000–2010 гг.)
(лаборатория им. Флерова Объединенного института ядерных исследований,
г. Дубна). Технология, позволяющая получить самое мощное световое излучение
на Земле (2006 г.) (Институт прикладной физики Российской академии наук,
г. Нижний Новгород). Достижения россиян в астрономии и освоении космоса
в XX–XXI веках.
Достижения российских математиков и информатиков
Российская математика в XVIII–XXI веках. Вклад в развитие математики
М. В. Ломоносова. Н. И. Лобачевский – гениальный математик, «отец»
неевклидовой геометрии. Важные открытия в области теории вероятностей
и разработка методов математического анализа П. Л. Чебышева. Новый подход
к теории вероятностей и математической статистике (А. Н. Колмогоров).
Доказательство гипотезы Пуанкаре Г. Я. Перельманом (2002 г.).
С. А. Лебедев – разработчик первых электронных компьютеров в СССР
и Европе. Н. П. Брусенцов – разработчик ЭВМ «Сетунь» – первого в мире
электронного троичного компьютера (основанного на троичной логике).
В. М. Глушков – разработчик первой в мире персональной ЭВМ «МИР-1», один
из основоположников кибернетики. Л. В. Канторович – основоположник
линейного программирования. А. Л. Пажитнов – изобретатель игры «Тетрис».
П. В. Дуров – основатель крупнейшей российской социальной сети «ВКонтакте».
Технологические достижения России
Изобретатели и их изобретения в разные исторические периоды
российской истории. Первый в мире токарный станок для вытачивая
10

сложнейших рисунков (А. К. Нартов). Паровая машина и первый в мире
двухцилиндровый паровой двигатель (И. И. Ползунов).
Первая гребнечесальная и многоверетённая прядильная машина на водной
тяге, первая в мире механическая прядильная фабрика (Р. А. Глинков).
Карманные часы с музыкой и подвижными фигурками (театр-автомат),
«самобеглая коляска» с коробкой передач, механизированные ножные протезы
(И. П. Кулибин).
Разработка бензинового двигателя О. С. Костовичем. А. А. Саблуков –
изобретатель первого в мире центробежного вентилятора и центробежного
насоса. Е. О. Патон – изобретатель автоматов скоростной сварки и технологии
автоматической сварки на поточных линиях.
В. Г. Шухов – строитель первых в мире нефтерезервуаров и нефтепроводов
современного типа.
Запуск космического спутника «Спутник-1» (1957 г.) (С. П. Королёв).
Т. Н. Соколов – создатель лучшего в мире копировального станка, разработчик
системы управления Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН),
участник создания первых космических систем управления. А. Л. Кемурджиан –
создатель первых в мире планетоходов, разработчик специальных роботовликвидаторов аварии на ЧАЭС. А. Н. Туполев – создатель первого в мире
сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144, участник создания
космического корабля «Буран». Уникальный снаряд-генератор плазмы (2014 г.)
Уникальная ткань для перевязки ран и повреждений (искусственная кожа)
(Институт теоретической и экспериментальной биофизики РАН).
Достижения современных российских ученых в социальногуманитарных науках
Работа институтов Отделения историко-филологических наук Российской
академии наук: открытия в области ранней истории человечества и освоения им
Ойкумены (Государственные премии РФ 2004, 2012 гг.), исследования
новгородских древностей и языка (Государственная премия РФ 2009 г.),
создание многотомной «Всемирной истории» и исторической энциклопедии
(Государственная премия РФ 2014 г.), энциклопедии «Народы и религии мира»
и историко-этнографической серии «Народы и культуры» (Государственные
премии РФ 2001, 2015 гг.), труды в области китаеведения (Государственная
премия РФ 2009 г.). Российский фонд фундаментальных исследований.
11

Археология в XXI веке: открытие «денисовского человека». Нахождение
места последнего этапа Судбищенской битвы. Важные открытия раскопок
в районе реки Велетьмы, притока Оки, в окрестностях Мурома, Орла.
Погребение всадника (Гнездилово) и клады ювелирных украшений в районе
Суздаля и Рязани. Раскопки при строительстве трассы «Таврида».
Раздел 3. Культурные достижения России
Русская литература XVIII века: М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин,
А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин. Русская литература XIX века: А. С. Пушкин,
Н. В. Гоголь, И. А. Гончаров, М. Ю. Лермонтов, А. Н. Толстой, И. С. Тургенев,
Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов. Российская литература XX века: А. М. Горький,
А. И. Куприн, М. А. Булгаков, М. М. Зощенко, А. П. Гайдар, А. А. Фадеев,
Ю. К. Олеша, И. А. Ильф и Е. П. Петров, М. А. Шолохов, К. Г. Паустовский,
В. П. Катаев, Б. Н. Полевой, Б. А. Можаев, А. Н. и Б. Н. Стругацкие,
В. М. Шукшин.
Кинорежиссеры и российские актеры XX–XXI веков. Известные
российские архитекторы и их достижения. В. И. Баженов – автор большинства
построек ансамбля резиденции Екатерины II в Царицыно. М. Ф. Казаков (дворец
в Царицыно, здание Сената в Кремле, дом Демидова в Гороховском переулке,
Гагарина на Петровском бульваре, Меньшикова на Большой Никитской,
Барышникова на Мясницкой и др.). К. А. Тон – основоположник руссковизантийского стиля (храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец).
Ф. О. Шехтель – представитель русского модерна (усадьба фон Дервиза
в Кирицах, усадьба Локалова в селе Великом, типография Левенсона в Москве,
МХТ им. Чехова, особняк Рябушинского, Ярославский вокзал, особняк
Шаронова в Таганроге и др.). В. Г. Шухов – разработчик сетчатых структур
для разных видов архитектурных сооружений, подвесных и сводчатых покрытий,
ажурных башен (Шуховская башня в Москве). А. В. Щусев (Мавзолей Ленина,
Гостиница «Москва», станция метро Комсомольская и др.). А. В. Власов
(ЦПКиО им. Горького, новый Крымский мост в Москве, здание Ивановского
большого драматического театра, здание ВЦСПС, Центральный стадион
им. В. И. Ленина в Лужниках, проект Дворца Советов и др.). В. Г. Гельфрейх –
заслуженный архитектор России (здание Министерства иностранных дел,
два корпуса гостиницы «Белград», проектирование московских районов Кунцево,
Фили и др.).
12

Раздел 4. Спортивные достижения россиян
Дореволюционный спорт. «Чемпион чемпионов» И. М. Поддубный.
Тяжелоатлет С. И. Елисеев (золотая медаль 1899 г.). Выдающийся спортсменфигурист

Н. А.

Панин-Коломенкин.

Участие

Российской

империи

в Олимпийских играх.
Победное участие СССР в Олимпийских играх с 1952 по 1976 г.
Олимпиада 1980 г. в Москве.
Участие России в Олимпийских играх в XXI веке.
Звезды российского хоккея. В. Б. Харламов (1948−1981) – дважды
олимпийский чемпион и восьмикратный чемпион мира. В. А. Третьяк – вратарьлегенда. А. В. Фирсов (1941−2000) – лучший бомбардир и нападающий, трижды
лучший хоккеист Советского Союза и обладатель трех золотых олимпийских
наград. В. А. Фетисов – обладатель всех высших титулов мирового хоккея;
дважды

олимпийский

чемпион

и

семикратный

чемпион

мира.

Хоккей в современной России (А. М. Овечкин, Е. В. Малкин, И. В. Ковальчук
и др.).
Фигурное катание XX–XXI веках. Т. А. Тарасова – легендарный
российский тренер по фигурному катанию, мастер спорта международного
класса.

И. К.

Роднина

–

трехкратная

олимпийская

чемпионка,

одиннадцатикратная чемпионка Европы, десятикратная чемпионка мира,
заслуженный тренер по фигурному катанию. Т. А. Навка – заслуженный мастер
спорта России, олимпийская чемпионка, двукратная чемпионка Белоруссии
и мира, трехкратная чемпионка России и Европы. И. Э. Слуцкая – первая
в истории фигурного катания одиночница, ставшая семикратной чемпионкой
Европы, заслуженный мастер спорта России, дважды чемпионка мира,
четырежды победительница финалов серии Гран-при, серебряный и бронзовый
призер

Олимпийских

игр.

А. К.

Ягудин

–

олимпийский

чемпион,

четырехкратный чемпион мира, трехкратный чемпион Европы и двукратный
победитель финалов Гран-при. Е. В. Плющенко – двукратный олимпийский
чемпион, трехкратный чемпион мира и семикратный чемпион Европы
в одиночном мужском катании.
Достижения россиян в большом теннисе. Е. А. Кафельников. Выдающиеся
российские лыжники и биатлонисты. Российский футбол. Шахматы.
13

Раздел 5. Трудовые достижения
Звания «Герой Труда» и «Герой социалистического труда». Медали
«За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие». Советские награды
за доблестный труд. Трудовой подвиг советского народа в годы Великой
Отечественной войны. Герои Труда Российской Федерации.
Раздел 6. Военные достижения России
Выдающиеся полководцы: А. Невский, Д. Донской, М. Воротынский,
Ермак Тимофеевич, М. В. Скопин-Шуйский, Д. М. Пожарский, Пётр I,
А. В. Суворов, М. И. Кутузов, М. Д. Скобелев, А. А. Брусилов,
Б. М. Шапошников, И. С. Конев, А. М. Василевский, К. К. Рокоссовский,
Г. К. Жуков, В. Ф. Маргелов.
Выдающиеся флотоводцы: Ф. М. Апраксин, А. Г. Орлов-Чесменский,
А. Н. Сенявин, В. Я. Чичагов, Ф. Ф. Ушаков, М. П. Лазарев, П. С. Нахимов,
С. О. Макаров, Н. Г. Кузнецов.
Военные герои, деятели партизанского движения: А. Пересвет, И. Сусанин,
Д. В. Давыдов, Н. А. Дурова, Д. Л. Севастопольская, П. М. Кошка,
В. Н. Кочетков, Р. М. Иванова. Герои Великой Отечественной войны и их
подвиги. Герои современности.
Лётчики: П. Н. Нестеров, М. В. Шидловский, А. А. Казаков,
А. И. Молодчий, А. П. Маресьев, Л. В. Литвяк, И. Н. Кожедуб, А. И. Покрышкин,
В. К. Коккинаки. Н. С. Майданов.
Создатели оружия и военной техники. А. Чохов – выдающийся пушечный
и колокольный мастер. В. Д. Корчмин – изобретатель огнемёта, основоположник
ракетной техники и корабельной артиллерии в России. А. К. Нартов – создатель
первой пушки с оптическим прицелом. П. Л. Шилинг – изобретатель первой
в мире мины с электрическим взрывателем. К. А. Шильдер – создатель первой
подземной установки пуска ракет и первой подлодки с подводным пуском ракет.
Б. С. Якоби – создатель первых в мире серийных морских мин и минных позиций.
В. Г. Барановский – создатель первой в мире скорострельной пушки.
С. И. Мосин – создатель винтовки. В. В. Фёдоров – изобретатель автоматической
винтовки Фёдорова – первого в мире автомата, имевшего широкое применение.
И. П. Граве – изобретатель желатинового бездымного пороха. В. А. Дегтярёв –
изобретатель автоматического карабина, разработчик пулемета Дегтярева
14

и пистолета-пулемёта ППД времен Великой Отечественной войны.
М. И. Кошкин – создатель танка Т-34. И. Я. Стечкин – разработчик пистолета
Стечкина. В. П. Макеев – создатель первой морской баллистической ракеты.
А. Э. Нудельман – выдающийся конструктор медицинских лазеров, ракетных
комплексов и автоматических пушек. М. Т. Калашников – разработчик самого
распространённого стрелкового оружия в мире – автомата Калашникова
(АК, АКМ, АК-74). Современное оружие. Самолет Т-50 (2010 г.). Гранатомет
РПГ-7. Вертолет Ми-8. Танк Т-14 (2015 г.). Истребитель Су-35. Ракетный
комплекс «Тополь-М». Зенитные ракетные системы С-300. Вертолет Ка-52.
Тяжелый ракетный крейсер 941 «Акула». Самоходный зенитный комплекс
«Панцирь-С1». Новое дизельное топливо (2014 г.).
Раздел 7. Значение достижений россиян
и государства. Ученическая конференция

для

развития

общества

15

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВЕЛИКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ»
____________________________________________________________________
Содержание курса внеурочной деятельности «Великие достижения
соотечественников» направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
гражданского воспитания:
осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского
служения Отечеству;
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому
и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически
сложившихся и развивавшихся духовно-нравственных ценностей российского
народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
эстетического воспитания:
представление об исторически сложившемся культурном многообразии
своей страны и мира;
16

способность воспринимать различные виды искусства, традиции
и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
осознание значимости для личности и общества наследия отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
эстетическое отношение к миру, современной культуре, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных
отношений;
физического воспитания:
представление об идеалах гармоничного физического и духовного
развития человека в исторических обществах и в современную эпоху;
трудового воспитания:
понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности как
источника развития человека и общества;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека;
представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных
профессий;
формирование интереса к
деятельности;
мотивация и способность
на протяжении всей жизни;

различным
к

сферам

образованию

и

профессиональной
самообразованию

ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного
на
диалоге
культур,
способствующего
осознанию
своего
места
в поликультурном мире;
осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества,
о социальном и нравственном опыте предшествующих поколений;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
овладение основными навыками познания и оценки событий прошлого
с позиций историзма, готовность к осуществлению учебной проектноисследовательской деятельности;
17

эмоциональный интеллект:
развитие самосознания (включая способность осознавать на примерах
исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми, понимать
свое эмоциональное состояние, соотнося его с эмоциями людей в известных
исторических ситуациях);
развитие саморегулирования, включающего самоконтроль, умение
принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться
к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
развитие внутренней мотивации, включающей стремление к достижению
цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей; эмпатии; социальных навыков.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
формулировать проблему, вопрос, требующий решения;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения, выявлять закономерные черты и противоречия в рассматриваемых
явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям.
Базовые исследовательские действия:
определять познавательную задачу; намечать путь ее решения
и осуществлять подбор исторического материала, объекта;
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом историзма,
основными процедурами исторического познания;
систематизировать и обобщать исторические факты (в том числе в форме
таблиц, схем);
выявлять характерные признаки исторических явлений;
18

раскрывать

причинно-следственные

связи

событий

прошлого

и настоящего;
сравнивать события, ситуации, определяя основания для сравнения,
выявляя общие черты и различия;
формулировать и обосновывать выводы;
соотносить полученный результат с имеющимся историческим знанием;
определять новизну и обоснованность полученного результата;
представлять результаты своей деятельности в различных формах
(сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
объяснять сферу применения и значение проведенного учебного
исследования в современном общественном контексте.
Работа с информацией:
осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации
(учебники, исторические источники, научно-популярная литература, интернетресурсы и др.);
извлекать,

сопоставлять,

систематизировать

и

интерпретировать

информацию;
различать виды источников исторической информации;
высказывать суждение о достоверности и значении информации источника
(по предложенным или самостоятельно сформулированным критериям);
рассматривать комплексы источников, выявляя совпадения и различия их
свидетельств;
использовать

средства

современных

информационных

и коммуникационных технологий с соблюдением правовых и этических норм,
требований информационной безопасности;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации.

Коммуникативные универсальные учебные действия:
представлять

особенности

взаимодействия

людей

в

исторических

обществах и современном мире;
участвовать

в

обсуждении

событий

и

личностей

прошлого

и современности, выявляя сходство и различие высказываемых оценок;
19

излагать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании,
письменном тексте;
владеть способами общения и конструктивного взаимодействия, в том
числе межкультурного,

в

образовательной

организации

и

социальном

окружении;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации.

Регулятивные универсальные учебные действия:
владеть приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы:
выявлять проблему, задачи, требующие решения; составлять план действий,
определять способ решения, последовательно реализовывать намеченный план
действий и др.;
владеть приемами самоконтроля: осуществлять самоконтроль, рефлексию
и самооценку полученных результатов; вносить коррективы в свою работу
с учетом установленных ошибок, возникших трудностей;
принятие себя и других: осознавать свои достижения и слабые стороны
в учении, общении, сотрудничестве со сверстниками и людьми старшего
поколения; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности; признавать свое право и право других на ошибку; вносить
конструктивные предложения для совместного решения учебных задач,
проблем.

Совместная деятельность:
осознавать на основе исторических примеров значение совместной
деятельности людей как эффективного средства достижения поставленных
целей;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные
проекты по истории, в том числе на региональном материале;
определять свое участие в общей работе и координировать свои действия
с другими членами команды;
проявлять творчество и инициативу в индивидуальной и командной
работе;
оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
20

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
овладение целостными представлениями о достижениях России в разные
исторические периоды;
знание выдающихся деятелей российского общества, внесших вклад
в развитие России;
умение характеризовать географические открытия России с опорой
на историческую карту;
систематизация знаний о направлениях достижений и вкладе российских
деятелей в различные сферы общественной жизни;
способность применять понятийный аппарат исторического знания
и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий
и явлений, раскрывающих достижения России;
умение работать с основными видами современных источников
исторической информации, материалами, представленными в разных знаковых
системах при решении творческих задач;
способность
представлять
описание
выдающихся
достижений
и характеристику личностей в устной и письменной формах;
осознание необходимости сохранения наследия выдающихся деятелей
России.

21

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
________________________________________________________________________________________________________

№
п/п

Наименование
разделов и тем
учебного предмета

Количество
часов

Программное содержание

Форма работы/характеристика
деятельности обучающихся

Раздел 1. Введение. Достижения и их характеристика
1.1 Достижения и их
характеристика

1

Что такое достижения? Критерии
отбора достижений в истории.
Виды достижений: 1) научные,
культурные, спортивные; 2) трудовые;
3) военные; 4) технические и др.
Достижения и прогресс

Мозговой штурм «Что такое
достижение?»
Работа в группах
по определению трех критериев
достижения.
Видеопрезентация о видах
достижений

Итого по разделу

1

Раздел 2. Научные достижения России
2.1 Российские
географические
открытия

2

Освоение земель в XVI веке.
Российские исследования XVII века:
Евразия и Северная Америка – два
разных континента (1648 г.).

Работа с исторической картой.
Работа с источниками
по группам.
Разработка проектов

С. И. Дежнёв. Изучение Камчатки
В. В. Атласовым, Курильских островов

«Выдающиеся отечественные
мореплаватели: личности,
22

И. П. Козыревским. Российские
исследования XVIII века: составление

маршруты, результаты».
Разработка главы «Российские

карт Каспийского моря, изучение Урала
и Сибири. Великая Северная
экспедиция (1733–1743 гг.). Вклад
в развитие географии М. В. Ломоносова.
Исследования П. С. Палласа: описание
Поволжья, Урала, Алтая, Саянских гор
и Байкала. «Дневные записки

географические открытия»
электронного научного журнала
«Калейдоскоп российских
достижений»

путешествия по разным провинциям
Российского государства»
И. И. Лепёхина. Российские
исследования XIX века: открытие
Донецкого кряжа и Донецкого
угольного бассейна Е. П. Ковалевским
(1810–1816 гг., 1828 г.). Открытие
Антарктиды (1820 г.).
Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев.
Экспедиция и труды А. А. Кайзерлинга.
Научная деятельность Е. Ф. Канкрина.
Совершенствование карт морей.
Хронометрическая экспедиция
23

Ф. Ф. Шуберта на Балтийском море.
Полярные исследования Ф. П. Врангеля.
Исследование Центральной Азии
Н. Н. Пржевальским. Создание
и деятельность российских научноисследовательских учреждений
и организаций в XX веке:
Гидрологического института (1919 г.),
Топографо-геодезической службы
(1919 г.), Геоботанического института
(1922 г.), Почвенного института
(1925 г.), Института Севера (1925 г.),
Гидрометеослужбы (1929 г.) и др.
Экспедиция Арктического института
под руководством О. Ю. Шмидта
на ледоколе «Сибиряков» (1932 г.).
Исследования Арктики. Озеро Восток
в Антарктиде (1996 г.)
2.2 Достижения россиян
в медицине,
биологии и химии

2

Основание первой медицинской
академии в XIX веке. Н. И. Пирогов.
Исследование иммунитета

Обзорная виртуальная экскурсия
по историческим периодам
развития российской медицины,

И. И. Мечниковым. Открытия

биологии и химии.
24

И. П. Павлова.
М. А. Новинский – основоположник

Работа в группах над проектами:
«Российская медицина: люди

экспериментальной онкологии.
XX век в российской медицине.
«Золотой стандарт» в измерении
артериального давления
(Н. С. Коротков). Начало системного
изучения острого коронарного
тромбоза, учение об инфаркте миокарда

и достижения»; «Достижения
российских учёных в биологии»;
«Достижения российских
учёных в химии».
Разработка главы «Достижения
россиян в медицине, биологии
и химии» электронного научного

(В. М. Керниг, В. П. Образцов). Первая
в мире операция по пересадке легких,
печени, сердца (1951 г.). Создание
первой в мире модели искусственного
сердца (В. П. Демихов). Русский
генетик Н. П. Дубинин о дробимости
гена (1930 г.).
Российская офтальмология

журнала «Калейдоскоп
российских достижений»

(С. Н. Фёдоров). Современная
медицина: оперирование еще
не рожденного ребенка, борьба
с раковыми заболеваниями,
нейропротезирование, создание левого
25

желудочка сердца «Дон-3», разработка
портативного прибора
для восстановления кровообращения
в организме, создание вакцин и др.
XVIII век в биологии: основание первых
русских научных учреждений:
Академии наук, Ботанического сада,
Кунсткамеры, Медицинской академии
и др. Труды М. В. Ломоносова,
И. И. Лепехина, П. С. Палласа,
И. И. Лейбница и др. XIX век: открытия
К. Ф. Руле, А. П. Ковалевского,
И. М. Сеченова, И. И. Мечникова,
Н. И. Вавилова, Н. К. Кольцова и др.
Открытия биологов XX века (А. Н. Бах,
А. А. Ухтомский, А. Д. Сахаров,
Н. В. Тимофеев-Ресовский,
А. С. Серебряков, А. Д. Беляев,
В. И. Вернадский, Г. К. Скрябин и др.).
Научные работы по химии
М. В. Ломоносова. Разработка
периодической системы элементов
26

(Д. И. Менделеев, 1869 г.). Создание
А. М. Бутлеровым теории химического
строения органических веществ.
В. В. Марковников – ученый-химик
в области органических соединений,
автор теории строения нефти
и химического строения материи.
Разработка специального химического
состава каучука С. В. Лебедевым.
Химик-органик Н. Н. Зинин.
Физическая химия. И. В. Курчатов –
один из основоположников применения
ядерной энергии
2.3 Открытия россиян
в физике,
астрономии,
космонавтике

2

XIX век: первые электрические

Обзорная виртуальная экскурсия

лампочки (П. Н. Яблочков
и А. Н. Лодыгин). Радио А. С. Попова.
XX век: первая в мире АЭС, технологии
по обогащению ядерного топлива.
К. Э. Циолковский – основатель
теоретической космонавтики, автор
идей космической ракеты,
многоступенчатой ракеты

по историческим периодам
развития в России физики,
астрономии и космонавтики.
Изучение информации
об ученых и их достижениях.
Игра-викторина «Открытия
россиян в физике, астрономии,
космонавтике».
27

и космического лифта. Первый полет
в космос Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 г.
на корабле «Восток-1». Первый в мире
посадочный модуль Луна-9 (первая
мягкая посадка на Луну), зонд Венера-4
(первый в атмосфере Венеры) и зонд
Марс-3 (первая мягкая посадка
на Марс).
Достижения современной России:
успешная реализация атомных
программ, развитие технологий
(замкнутый цикл, АЭС на воде,
реакторы на быстрых нейтронах и пр.)
и строительство атомных энергоблоков.
Синтез шести самых тяжелых
элементов с атомными номерами

Разработка главы «Достижения
россиян в физике, астрономии,
космонавтике» электронного
научного журнала «Калейдоскоп
российских достижений»

113–118 (2000–2010 гг.) (лаборатория
им. Флерова Объединенного института
ядерных исследований, г. Дубна).
Технология, позволяющая получить
самое мощное световое излучение
на Земле (2006 г.) (Институт
28

прикладной физики Российской
академии наук, г. Нижний Новгород).

2.4 Достижения
российских
математиков
и информатиков

2

Достижения россиян в астрономии
и освоении космоса в XX–XXI веках
Российская математика
в XVIII–XXI веках. Вклад в развитие
математики М. В. Ломоносова.
Н. И. Лобачевский – гениальный
математик, «отец» неевклидовой
геометрии. Важные открытия в области
теории вероятностей и разработка
методов математического анализа
П. Л. Чебышева. Новый подход к теории
вероятностей и математической
статистике (А. Н. Колмогоров).
Доказательство гипотезы Пуанкаре
Г. Я. Перельманом (2002 г.).
С. А. Лебедев – разработчик первых
электронных компьютеров в СССР
и Европе. Н. П. Брусенцов –
разработчик ЭВМ «Сетунь» – первого
в мире электронного троичного
компьютера (основанного на троичной

Поиск и обработка информации
о достижениях российских
математиков и информатиков.
Разработка главы «Достижения
российских математиков
и информатиков» электронного
научного журнала «Калейдоскоп
российских достижений»

29

логике). В. М. Глушков – разработчик
первой в мире персональной ЭВМ
«МИР-1», один из основоположников
кибернетики. Л. В. Канторович –
основоположник линейного
программирования. А. Л. Пажитнов –
изобретатель игры «Тетрис».
П. В. Дуров – основатель крупнейшей
российской социальной сети
2.5 Технологические
достижения России

2

«ВКонтакте»
Изобретатели и их изобретения в разные
исторические периоды российской
истории. Первый в мире токарный
станок для вытачивая сложнейших
рисунков (А. К. Нартов). Паровая
машина и первый в мире
двухцилиндровый паровой двигатель
(И. И. Ползунов).
Первая гребнечесальная
и многоверетённая прядильная машина
на водной тяге, первая в мире
механическая прядильная фабрика
(Р. А. Глинков). Карманные часы

Групповые проекты по одному
из периодов технологических
достижений с разработкой
презентации.
Разработка главы
«Технологические достижения
России» электронного научного
журнала «Калейдоскоп
российских достижений»

30

с музыкой и подвижными фигурками
(театр-автомат), «самобеглая коляска»
с коробкой передач, механизированные
ножные протезы (И. П. Кулибин).
Разработка бензинового двигателя
О. С. Костовичем. А. А. Саблуков –
изобретатель первого в мире
центробежного вентилятора
и центробежного насоса. Е. О. Патон –
изобретатель автоматов скоростной
сварки и технологии автоматической
сварки на поточных линиях.
В. Г. Шухов – строитель первых в мире
нефтерезервуаров и нефтепроводов
современного типа.
Запуск космического спутника
«Спутник-1» (1957 г.) (С. П. Королёв).
Т. Н. Соколов – создатель лучшего
в мире копировального станка,
разработчик системы управления
Ракетными войсками стратегического
назначения (РВСН), участник создания
первых космических систем
31

управления. А. Л. Кемурджиан –
создатель первых в мире планетоходов,
разработчик специальных роботовликвидаторов аварии на ЧАЭС.
А. Н. Туполев – создатель первого
в мире сверхзвукового пассажирского
самолёта Ту-144, участник создания
космического корабля «Буран».
Уникальный снаряд-генератор плазмы
(2014 г.) Уникальная ткань
для перевязки ран и повреждений
(искусственная кожа) (Институт
теоретической и экспериментальной
биофизики РАН)
2.6 Достижения
современных
российских ученых
в социальногуманитарных науках

2

Работа институтов Отделения историкофилологических наук Российской
академии наук: открытия в области
ранней истории человечества
и освоения им Ойкумены
(Государственные премии РФ 2004,
2012 гг.), исследования новгородских
древностей и языка (Государственная

Видеоэкскурсия «Достижения
в социально-гуманитарных
науках». Обсуждение.
Разработка главы
«Достижения современных
российских ученых в социальногуманитарных науках»
электронного научного журнала
32

премия РФ 2009 г.), создание
многотомной «Всемирной истории»
и исторической энциклопедии
(Государственная премия РФ 2014 г.),
энциклопедии «Народы и религии
мира» и историко-этнографической
серии «Народы и культуры»
(Государственные премии РФ 2001,
2015 гг.), труды в области китаеведения
(Государственная премия РФ 2009 г.).
Российский фонд фундаментальных
исследований.
Археология в XXI веке: открытие
«денисовского человека». Нахождение
места последнего этапа Судбищенской
битвы. Важные открытия раскопок
в районе реки Велетьмы, притока Оки,
в окрестностях Мурома, Орла.
Погребение всадника (Гнездилово)
и клады ювелирных украшений
в районе Суздаля и Рязани. Раскопки
при строительстве трассы «Таврида»
Итого по разделу

«Калейдоскоп российских
достижений»

12
33

Раздел 3. Культурные достижения России
3.1 Русская литература

2

Русская литература XVIII века:
М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин,
А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин. Русская
литература XIX века: А. С. Пушкин,
Н. В. Гоголь, И. А. Гончаров,

Групповые проекты
о достижениях русской
литературы в разные
исторические периоды.
Разработка главы «Русская

М. Ю. Лермонтов, А. Н. Толстой,
И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский,
А. П. Чехов. Российская литература
XX века: А. М. Горький, А. И. Куприн,
М. А. Булгаков, М. М. Зощенко,
А. П. Гайдар, А. А. Фадеев,
Ю. К. Олеша, И. А. Ильф
и Е. П. Петров, М. А. Шолохов,

литература» электронного
научного журнала «Калейдоскоп
российских достижений».
Игра-викторина «Знатоки
русской литературы»

К. Г. Паустовский, В. П. Катаев,
Б. Н. Полевой, Б. А. Можаев,
А. Н. и Б. Н. Стругацкие, В. М. Шукшин
3.2 Достижения
в кинематографе.
Выдающиеся
российские актеры
и режиссеры

2

Кинорежиссеры и российские актеры

Индивидуальные проекты

XX–XXI вв.

о российском кино, актерах
и режиссерах.
Разработка главы «Достижения
в кинематографе» электронного
34

научного журнала «Калейдоскоп
российских достижений».

3.3 Известные
российские
архитекторы и их
достижения

2

Игра-викторина «Фильмы
и роли»
Известные российские архитекторы и их Групповые проекты
достижения. В. И. Баженов – автор
о достижениях российских
большинства построек ансамбля
архитекторов в разные
резиденции Екатерины II в Царицыно.
исторические периоды.
М. Ф. Казаков (дворец в Царицыно,
Разработка главы «Известные
здание Сената в Кремле, дом Демидова российские архитекторы и их
в Гороховском переулке, Гагарина
достижения» электронного
на Петровском бульваре, Меньшикова
научного журнала «Калейдоскоп
на Большой Никитской, Барышникова
российских достижений».
на Мясницкой и др.). К. А. Тон –
Игра-викторина «Архитектура
основоположник русско-византийского России»
стиля (храм Христа Спасителя, Большой
Кремлёвский дворец). Ф. О. Шехтель –
представитель русского модерна
(усадьба фон Дервиза в Кирицах,
усадьба Локалова в селе Великом,
типография Левенсона в Москве,
МХТ им. Чехова, особняк
Рябушинского, Ярославский вокзал,
35

особняк Шаронова в Таганроге и др.).
В. Г. Шухов – разработчик сетчатых
структур для разных видов
архитектурных сооружений, подвесных
и сводчатых покрытий, ажурных башен
(Шуховская башня в Москве).
А. В. Щусев (Мавзолей Ленина,
Гостиница «Москва», станция метро
Комсомольская и др.). А. В. Власов
(ЦПКиО им. Горького, новый
Крымский мост в Москве, здание
Ивановского большого драматического
театра, здание ВЦСПС, Центральный
стадион им. В. И. Ленина в Лужниках,
проект Дворца Советов и др.).
В. Г. Гельфрейх – заслуженный
архитектор России (здание
Министерства иностранных дел,
два корпуса гостиницы «Белград»,
проектирование московских районов
Кунцево, Фили и др.)
Итого по разделу

6

36

Раздел 4. Спортивные достижения россиян
4.1 Участие России
в Олимпийских играх
в разные
исторические
периоды

2

Дореволюционный спорт. «Чемпион
чемпионов» И. М. Поддубный.
Тяжелоатлет С. И. Елисеев (золотая
медаль 1899 г.). Выдающийся
спортсмен-фигурист Н. А. ПанинКоломенкин. Участие Российской
империи в Олимпийских играх.
Победное участие СССР
в Олимпийских играх с 1952 по 1976 г.

Поиск информации по теме
«Участие России в Олимпийских
играх: яркие страницы».
Разработка презентаций.
Разработка главы «Россия
в Олимпийском движении»
электронного научного журнала
«Калейдоскоп российских
достижений»

Олимпиада 1980 г. в Москве.
Участие России в Олимпийских играх
в XXI веке
4.2 Выдающиеся
российские
спортсмены
XX–XXI веков

2

Звезды российского хоккея.
Индивидуальные и/или
В. Б. Харламов (1948−1981) – дважды
групповые проекты
олимпийский чемпион и восьмикратный о выдающихся российских
чемпион мира. В. А. Третьяк – вратарьлегенда. А. В. Фирсов (1941−2000) –
лучший бомбардир и нападающий,
трижды лучший хоккеист Советского
Союза и обладатель трех золотых
олимпийских наград. В. А. Фетисов –

спортсменах.
Разработка презентаций.
Разработка главы
«Выдающиеся российские
спортсмены XX–XXI веков»
электронного научного журнала
37

обладатель всех высших титулов
мирового хоккея; дважды олимпийский

«Калейдоскоп российских
достижений»

чемпион и семикратный чемпион мира.
Хоккей в современной России
(А. М. Овечкин, Е. В. Малкин,
И. В. Ковальчук и др.).
Фигурное катание XX–XXI веках.
Т. А. Тарасова – легендарный
российский тренер по фигурному
катанию, мастер спорта
международного класса.
И. К. Роднина – трехкратная
олимпийская чемпионка,
одиннадцатикратная чемпионка
Европы, десятикратная чемпионка мира,
заслуженный тренер по фигурному
катанию. Т. А. Навка – заслуженный
мастер спорта России, олимпийская
чемпионка, двукратная чемпионка
Белоруссии и мира, трехкратная
чемпионка России и Европы.
И. Э. Слуцкая – первая в истории
38

фигурного катания одиночница,
ставшая семикратной чемпионкой
Европы, заслуженный мастер спорта
России, дважды чемпионка мира,
четырежды победительница финалов
серии Гран-при, серебряный
и бронзовый призер Олимпийских игр.
А. К. Ягудин – олимпийский чемпион,
четырехкратный чемпион мира,
трехкратный чемпион Европы
и двукратный победитель финалов
Гран-при. Е. В. Плющенко –
двукратный олимпийский чемпион,
трехкратный чемпион мира
и семикратный чемпион Европы
в одиночном мужском катании.
Достижения россиян в большом
теннисе. Е. А. Кафельников.
Выдающиеся российские лыжники
и биатлонисты. Российский футбол.
Шахматы
Итого по разделу

4
39

Раздел 5. Трудовые достижения
5.1. Трудовые
достижения
советских людей

2

5.2 Трудовые
достижения граждан
России

1

Итого по разделу

3

Звания «Герой Труда» и «Герой
социалистического труда». Медали
«За трудовую доблесть» и «За трудовое
отличие». Советские награды
за доблестный труд. Трудовой подвиг

Индивидуальные
и/или групповые проекты
о выдающихся трудовых
достижениях россиян.
Разработка презентаций.

советского народа в годы Великой
Отечественной войны
Герои Труда Российской Федерации

Разработка главы «Трудовые
достижения России»
электронного научного журнала
«Калейдоскоп российских
достижений»

Выдающиеся полководцы: А. Невский,
Д. Донской, М. Воротынский, Ермак
Тимофеевич, М. В. Скопин-Шуйский,
Д. М. Пожарский, Пётр I,

Виртуальная экскурсия
«Военные достижения России».
Игра «Военная история в лицах».
Разработка главы «Военные

А. В. Суворов, М. И. Кутузов,
М. Д. Скобелев, А. А. Брусилов,
Б. М. Шапошников, И. С. Конев,
А. М. Василевский, К. К. Рокоссовский,
Г. К. Жуков, В. Ф. Маргелов.

достижения России»
электронного научного
журнала «Калейдоскоп
российских достижений»

Раздел 6. Военные достижения России
6.1 Выдающиеся
военные деятели и их
достижения

3

40

Выдающиеся флотоводцы:
Ф. М. Апраксин, А. Г. ОрловЧесменский, А. Н. Сенявин,
В. Я. Чичагов, Ф. Ф. Ушаков,
М. П. Лазарев, П. С. Нахимов,
С. О. Макаров, Н. Г. Кузнецов.
Военные герои, деятели партизанского
движения: А. Пересвет, И. Сусанин,
Д. В. Давыдов, Н. А. Дурова,
Д. Л. Севастопольская, П. М. Кошка,
В. Н. Кочетков, Р. М. Иванова.
Герои Великой Отечественной войны
и их подвиги. Герои современности.
Лётчики: П. Н. Нестеров,
М. В. Шидловский, А. А. Казаков,
А. И. Молодчий, А. П. Маресьев,
Л. В. Литвяк, И. Н. Кожедуб,

6.2 Создатели оружия
и военной техники

3

А. И. Покрышкин, В. К. Коккинаки.
Н. С. Майданов
А. Чохов – выдающийся пушечный
Поиск информации
и колокольный мастер. В. Д. Корчмин – об изобретателях
изобретатель огнемёта, основоположник и изобретениях, оформление
41

ракетной техники и корабельной
артиллерии в России. А. К. Нартов –
создатель первой пушки с оптическим
прицелом. П. Л. Шилинг – изобретатель
первой в мире мины с электрическим
взрывателем. К. А. Шильдер – создатель
первой подземной установки пуска
ракет и первой подлодки с подводным
пуском ракет. Б. С. Якоби – создатель
первых в мире серийных морских мин
и минных позиций. В. Г. Барановский –
создатель первой в мире
скорострельной пушки. С. И. Мосин –
создатель винтовки. В. В. Фёдоров –
изобретатель автоматической винтовки
Фёдорова – первого в мире автомата,
имевшего широкое применение.
И. П. Граве – изобретатель
желатинового бездымного пороха.
В. А. Дегтярёв – изобретатель
автоматического карабина, разработчик
пулемета Дегтярева и пистолетапулемёта ППД времен Великой

результата в виде презентаций.
Разработка главы «Военные
достижения России»
электронного научного журнала
«Калейдоскоп российских
достижений»

42

Отечественной войны. М. И. Кошкин –
создатель танка Т-34. И. Я. Стечкин –
разработчик пистолета Стечкина.
В. П. Макеев – создатель первой
морской баллистической ракеты.
А. Э. Нудельман – выдающийся
конструктор медицинских лазеров,
ракетных комплексов и автоматических
пушек. М. Т. Калашников – разработчик
самого распространённого стрелкового
оружия в мире – автомата Калашникова
(АК, АКМ, АК-74). Современное
оружие. Самолет Т-50 (2010 г.).
Гранатомет РПГ-7. Вертолет Ми-8.
Танк Т-14 (2015 г.). Истребитель Су-35.
Ракетный комплекс «Тополь-М».
Зенитные ракетные системы С-300.
Вертолет Ка-52. Тяжелый ракетный
крейсер 941 «Акула». Самоходный
зенитный комплекс «Панцирь-С1».
Новое дизельное топливо (2014 г.)
Итого по разделу

6
43

Раздел 7. Значение достижений россиян для развития общества и государства. Ученическая конференция
7.1 Значение
достижений россиян
для развития
общества
и государства.

2

Ученическая
конференция

Проблематика ученической
конференции: достижения
соотечественников как мотивация
для нынешних поколений

Презентация и обсуждение
индивидуальных или групповых
учебных исследований
или проектов, подготовленных
в рамках тематики курса
внеурочной деятельности
«Великие достижения
соотечественников»

Итого по разделу

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».