РП курса ВД Черчение, 7 класс, 2024-2025 уч. г.

РАССМОТРЕНО
на заседании НМК
ЭВ и ВО
______________________
Л.А. Орловская
Протокол № 1
от 29.08.2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по воспитательной работе
______________________
И.П. Мезенцева
30.08.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________________
А.М. Абелян
Приказ № 01-10/640
от 02.09.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФАКУЛЬТАТИВ «ЧЕРЧЕНИЕ»»
для обучающихся 7-х классов
Направление: Информационно-просветительские занятия
патриотической, нравственной и экологической направленности
Форма проведения курса: факультатив
Учитель, разработчик рабочей программы:
Орловская Лилия Алексеевна, учитель технологии

Армавир, 2024 г.

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Черчение»»
разработана
в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей
обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов
освоения программы основного общего образования с учетом выбора
участниками
образовательных
отношений
курсов
внеурочной
деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований
ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке,
но и за его пределами.
Направление курса внеурочной деятельности, в рамках которого он
реализуется: реализация особых интеллектуальных и социокультурных
потребностей обучающихся
Цель курса: дать учащимся знания основ теории изображения
предметов на плоскости, а так же научить навыкам чтения и выполнения
эскизов, чертежей, наглядных изображений, с использованием условностей,
установленных стандартами Единой системы конструкторской документации
(ЕСКД).
Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:
▪ формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну,
две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на
чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной
изометрической проекции и технических рисунков;
▪ научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы;
аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного
назначения;
▪ развивать статические и динамические пространственные представления,
образное мышление на основе анализа формы предметов и ее
конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных
образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и
пр.; научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;
▪ воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность,
предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности,
уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их
труда;
▪ получить опыт применения политехнических, технологических знаний и
умений в самостоятельной практической деятельности.
Периодичность проведения: регулярные еженедельные занятия.
Место учебного курса внеурочной
деятельности в плане внеурочной
деятельности: предназначена для обучающихся 7 класса, в том числе для
тех, которые планируют выбрать технологический профиль в 9 классе.
Рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

2. Содержание программы
Раздел 1. Роль графического языка в передаче информации о
предметном мире (4 часа)
Графический язык и его место в передаче информации о предметном
мире. Развитие графического языка как средства общечеловеческого
общения. Типы графических изображений: рисунки, наглядное изображение,
чертежи, развертки, схемы – и их особенности в передаче информации.
Носители графической информации: точки. Линии, контуры, условные знаки,
цифры, буквы, тексты. Типы линий.
Чертежный шрифт (прописные и строчные буквы). Графические
материалы, инструменты и принадлежности, необходимые для работы.
Практическая работа № 1 «Рациональные приемы работы чертежными
инструментами.»
Практическая работа № 2 «Анализ содержания информации,
представленной на графических изображениях.
Раздел 2. Геометрические тела, предметы окружающего мира
и геометрическая информация о них (3 часа)
Понятие о предмете и его форме. Информация о предмете.
Разнообразие геометрических форм (простые, составные). Форма простых
геометрических тел: состав, размеры и т.д. Анализ геометрической формы
предмета (с натуры, по графическим изображениям)»
Графическая работа № 1. «Анализ геометрической формы предмета».
Графическая работа № 2 «Чертеж плоской детали».
Раздел 3. Графическое отображение и чтение геометрической
информации о предмете (26 часов)
Проецирование как метод графического отображения формы предмета.
Центральное
или
перспективное
проецирование.
Параллельное
(косоугольное, ортогональное) проецирование. Понятие о проекциях.
Сравнительный анализ проекционных изображений (перспективных,
ортогональных, аксонометрических) (1 ч)
Ортогональное проецирование на одну плоскость проекций. Чертежи
плоских деталей, содержащих сопряжения, вырезы и отверстия различной
конфигурации. (3 ч)
Проецирование на две взаимно перпендикулярные плоскости проекций
простых геометрических тел и моделей. Проецирование на три взаимно
перпендикулярные плоскости. (5 ч)
Способы
построения
ортогональных
проекций
(внутреннего
координирования, с помощью постоянной прямой чертежа и др.) Чтение
ортогональны проекций геометрических тел и деталей. Анализ
ортогональных проекций (отображаемая и неотображаемая геометрическая
информация). (2 ч)
Операции с трехмерными объектами (преобразование формы, изменение
положения в пространстве) и отображение их на проекционном чертеже.
Моделирование формы предмета по заданным условиям и изображение
модели на плоскостях проекции. (4 ч)

Аксонометрические проекции. Изометрическая проекция. Способы
построения аксонометрических проекций некоторых геометрических тел и
деталей. Чтение аксонометрических проекций. Технический рисунок.
Приемы выполнения технического рисунка. (7 ч)
Развертывание как метод графического отображения формы
поверхностей (оболочки) предмета. Области применения разверток.
Развертки некоторых простых геометрических тел и несложных деталей.
Чтение разверток. Конструирование несложных деталей из листового
материала. Построение развертки сконструированного материала. (4 ч)
Практическая работа № 3. Чтение ортогональны проекций
геометрических тел и деталей. Анализ ортогональных проекций
(отображаемая и неотображаемая геометрическая информация) .
Практическая работа № 4 Моделирование формы предмета по
заданным условиям и изображение модели на плоскостях проекции
Практическая работа № 5 «Чтение аксонометрических проекций»
Практическая работа № 6 «Чтение проекционного чертежа модели
детали. Построение ее изометрической проекции»
Практическая работа № 7
Развертки некоторых простых
геометрических тел и несложных деталей.
Практическая работа № 8 Чтение разверток.
Практическая работа № 9 Конструирование несложных деталей из
листового материала.
Графическая работа № 3 «Выполнение изображения «плоской»
детали, содержащей элементы сопряжений, и деление окружности на равные
части.
Графическая работа № 4«Выполнение проекционного чертежа детали
в системе двух плоскостей проекции»
Графическая работа № 5«Выполнение проекционного чертежа детали
в системе трех плоскостей проекции»
Графическая работа № -«Выполнение чертежа детали, форма которого
преобразована по заданным условиям»
Графическая работа № 7«Выполнение аксонометрической проекции
по проекционному чертежу детали»
Графическая работа № 8«Выполнение технического рисунка и
построение развертки несложной детали, сконструированной по заданным
условиям из тонкого листового материала»
Графическая работа № 9 «Выполнение технического рисунка и
построение развертки несложной детали, сконструированной по заданным
условиям из тонкого листового материала»
Раздел 4. Обобщение знаний (1 час)

3. Планируемые результаты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Черчение», призвана
обеспечить достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов, указанных во ФГОС ООО.
Личностные результаты должны отражать в части:
1. Патриотическое воспитание:
• проявление интереса к истории и современному состоянию российской
науки и технологии;
• ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
2. Гражданское:
• готовность к активному участию в обсуждении общественнозначимых и
этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности
технологиями четвертой промышленной революции;
3. Духовно-нравственное воспитание:
• осознание важности морально-этических принципов в деятельности,
связанной с реализацией технологий;
• освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества.
4. Эстетическое воспитание:
• восприятие эстетических качеств предметов труда;
• умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов;
5. Ценности научного познания и практической деятельности:
• осознание ценности науки как фундамента технологий;
• развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на
практике достижений науки.
6. Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
• осознание ценности безопасного образа жизни в современном
технологическом мире, важности правил безопасной работы с
инструментами;
• умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту
личности от этих угроз.
7. Трудовое воспитание:
• активное участие в решении возникающих практических задач из
различных областей;
• умение ориентироваться в мире современных профессий.
8. Экологическое воспитание:
• воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание
необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой,
• осознание пределов преобразовательной деятельности человека.

Метапредметные результаты освоения программы
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки природных и
рукотворных объектов;
- устанавливать существенный признак классификации, основание для
обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и
процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;
-самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя
для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формировать запросы к информационной системе с целью получения
необходимой информации;
- оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
опытным
путём
изучать
свойства
различных
материалов;
- овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных
инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять
арифметические действия с приближёнными величинами;
-уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
- уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения
учебных
и
познавательных
задач;
- уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
преобразовательной деятельности;
- вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или
по осуществлению проекта;
- оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости
корректировать
цель
и
процесс
её
достижения.

Овладение универсальными коммуникативными действиями:
Общение:
- в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления
учебного проекта;
- в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
- в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
- в ходе общения с представителями других культур, в частности в
социальных сетях.
Совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной работы при реализации
учебного проекта;
- понимать необходимость выработки знаково-символических средств как
необходимого
условия
успешной
проектной
деятельности;
- уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника
совместной деятельности;
- владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом
законы логики;
- уметь распознавать некорректную аргументацию.
Предметные результаты освоения программы
- Учащиеся должны иметь представления:
- об истории зарождения графического языка и основных этапах развития
чертежа (на
- примере истории чертежа в России);
- об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и
- изготовлении конструкторской документации;
- о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции) и
положении
- предметов в пространстве;
- о видах изделий (детали, сборочные единицы, комплекты, комплексы),
конструктивных
- элементах деталей и составных частях сборочной единицы;
- о видах соединений;
- о чертежах различного назначения.
- Учащиеся должны знать:
- основы метода прямоугольного проецирования;
- способы построения прямоугольных проекций;
- способы построения прямоугольной изометрической проекции и
технических рисунков;
- изображения на чертеже (виды, разрезы, сечения);
- правила оформления чертежей.
- Учащиеся должны уметь:
- правильно пользоваться чертежными инструментами;
- выполнять геометрические построения (деление отрезков, углов,
окружностей на равные части, сопряжения);

- наблюдать и анализировать форму несложных предметов (с натуры и по

графическим изображениям), выполнять технический рисунок;
- выполнять чертежи предметов простой формы, выбирая необходимое
количество изображений (видов, разрезов, сечений), в соответствии с
ГОСТами ЕСКД;
- читать чертежи несложных изделий;
- деталировать чертежи сборочной единицы, состоящие из 5—- несложных
деталей, выполняя эскиз (чертеж) одной из них;
- осуществлять преобразование простой геометрической формы детали с
последующим выполнением чертежа видоизмененной детали;
- изменять положение предмета в пространстве относительно осей
координат и выполнять чертеж детали в новом положении;
- применять полученные знания при решении задач с творческим
содержанием (в том числе с элементами конструирования).
Программа предусматривает достижение результатов внеурочной
деятельности двух уровней:
1 уровень задач: приобретение обучающимися элементарных
социальных знаний об обустройстве мира и общества, о человеке,
одобряемых и неодобряемых формах поведения, понимания социальной
реальности и повседневной жизни.
2 уровень задач формирование позитивных отношений обучающихся к
базовым ценностям общества, формирование ценностного отношения к
социальной реальности в целом.
Контроль реализации программы и ее эффективности осуществляется
через формы контроля: формирование портфолио с графическими работами.
Методика оценки результатов внеурочной деятельности, формы
диагностики и подведения итогов
По курсу внеурочной деятельности осуществляется оценивание с
периодичностью один раз в четверть. Результатом промежуточной
аттестации является «зачет/незачет».
Контроль реализации программы и ее эффективности осуществляется
через сдачу практических и графических работ.

1

2

3

4

Раздел 1. Роль графического
языка в передаче информации о
предметном мире
Графический язык и его место в
передаче информации о
предметном мире.

2

2

1

Практическая работа № 1
«Анализ содержания информации,
представленной на графических
изображениях.»
Чертежный шрифт (прописные и
строчные буквы). Графические
материалы, инструменты и
принадлежности, необходимые
для работы.
Практическая работа № 2
«Рациональные приемы работы
чертежными инструментами.»

II.

Раздел 2. Геометрические тела,
предметы окружающего мира и
геометрическая информация о них

5

Понятие о предмете и его форме.
Информация о предмете.

1

1

1

3

1
1

Форма и вид
Проведения
занятия

Основные виды деятельности
ЦОР/ОЭР

факт

4

Дата

план

Кол-во часов

практика

I.

Наименование раздела и тем урока

теория

№

ТЕМАТИЧЕСКИЕ И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

всего

4.

Аудиторная,
лекция

Знакомятся с курсом «Черчение»,
его значением в практической
деятельности.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Аудиторная,
практикум

Выполняют чтение чертежа
детали, с указанием видов линий

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Аудиторная,
лекция

Знакомятся с основными
инструментами и
материалами, необходимыми
для занятий. Познакомятся с
основными видами линий.
Выполняют чертеж на листе
чертежной бумаги формата А4 с
использованием рациональной
работы с чертежными
инструментами

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Учатся анализировать
геометрическую форму
предмета, разделять на
простые геометрические тела.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Аудиторная,
практикум
самостоятель
ная работа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

2
Аудиторная,
лекция

6

7

III.

8

9

10

Разнообразие геометрических
форм (простые, составные).
Форма простых геометрических
тел: состав, размеры и т.д.
Графическая работа № 1«Анализ
геометрической формы предмета
(с натуры, по графическим
изображениям»
Графическая работа № 2«Чертеж
плоской детали»

Графическое отображение и
чтение геометрической
информации о предмете
Проецирование как метод
графического отображения формы
предмета. Центральное или
перспективное проецирование.
Параллельное (косоугольное,
ортогональное) проецирование.
Понятие о проекциях.
Сравнительный анализ
проекционных изображений
Ортогональное проецирование на
одну плоскость проекций

Чертежи плоских деталей,
содержащих сопряжения, вырезы
и отверстия различной
конфигурации

26

9

1

Аудиторная,
практикум
самостоятел
ьная работа

Строят проекции
геометрических тел, читают
чертежи
(фронтально).

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

1

Аудиторная,
практикум
самостоятел
ьная работа

Формируют навыки
выполнения простейших
чертежей. Выполняют
фронтальную графическую
работу «Чертёж плоской

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Аудиторная, Получают представление о
лекция
проецирование, различные
методы проецирования.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

15

1

1

08.
11

Аудиторная, Слушают рассказ с показом
лекция
примеров.
Выполняют графические
упражнения.

1

15.
11

Аудиторная, Читают
Библиотека ЦОК
лекция
чертежи, содержащие сопряжения, https://m.edsoo.ru/7f41b590
вырезы.
Выполняют графические
упражнения.

11

Графическая работа № 3
«Выполнение изображения
«плоской» детали, содержащей
элементы сопряжений, и деление
окружности на равные части.

12

Проецирование на две взаимно
перпендикулярные плоскости
проекций простых геометрических
тел и моделей

13

Графическая работа № 4
«Выполнение проекционного
чертежа детали в системе двух
плоскостей проекции»

14

Проецирование на три взаимно
перпендикулярные плоскости

1516

Графическая работа № 5
«Выполнение проекционного
чертежа детали в системе трех
плоскостей проекции»

17

Способы построения
ортогональных проекций
(внутреннего координирования, с
помощью постоянной прямой
чертежа и др.)

1

1

29.
11

1

1

2

1

22.
11

Аудиторная, Выполняют построение:осей во
практикум фронтальной диметрической и
изометрической проекциях;
геометрических фигур и
предметов по осям в
аксонометрических
проекциях;
окружности в
изометрической проекции;
Аудиторная, Участвуют в беседе.
Эвристичес- Просматривают презентации.
кая беседа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Аудиторная, Выполняют
практикум чертежи предметов в необходимом
количестве видов
с использованием местного вида,
расположенного в проекционной
связи.
Аудиторная, Участвуют в беседе.
лекция
Просматривают презентации.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Аудиторная, Выполняют графическую работу,
Практикум определяют необходимое и
достаточное число видов на
чертежах и правильно
располагают их на формате.
Аудиторная, Участвуют в беседе.
Эвристичес- Просматривают презентации.
кая беседа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

18

19

Практическая работа № 3
Чтение ортогональных проекций
геометрических тел и деталей.
Анализ ортогональных проекций
(отображаемая и неотображаемая
геометрическая информация) .
Операции с трехмерными
объектами (преобразование
формы, изменение положения в
пространстве) и отображение их
на проекционном чертеже.

1

1

20

Практическая работа № 4
Моделирование формы предмета по
заданным условиям и изображение
модели на плоскостях проекции

1

2122

Графическая работа № «Выполнение чертежа детали,
форма которого преобразована по
заданным условиям»

2

23

Аксонометрические проекции.

1

24

Изометрическая проекция.

1

Способы
построения
аксонометрических
проекций
некоторых геометрических тел и
деталей.

1

Аудиторная
Практикум
Самостоятел
ьная работа

Выполняют практическую
работу по чтению чертежей по
рисункам учебника.
Закрепляют знания
теоретического материала.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Аудиторная, Рассматривают изображения
лекция
геометрических тел по учебнику.
Мысленно распределяют
предметы на геометрические тела.
Определяют графические
операции.
Аудиторная, Выполняют практическую работу
Практикум
Самостоятел
ьная работа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Аудиторная, Выполняют чертёж детали с
Практикум нанесением размеров
(фронтально).

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Аудиторная,
лекция
Аудиторная,
лекция
Аудиторная,
лекция

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Изучают аксонометрические
проекции.
Развивают пространственное
мышление и логику
Изучают положение осей
аксонометрических
проекций; способы построения
фигур. предметов имеющих
круглые поверхности в
предметов, изометрической
проекции; правила построения
технического рисунка;
отличие технического
рисунка от
аксонометрических проекций

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

26

27

28

29

30

Практическая работа № 5
«Чтение аксонометрических
проекций»
Графическая работа №
7«Выполнение аксонометрической
проекции по проекционному
чертежу детали»
Графическая работа № 8
Технический рисунок. «Приемы
выполнения технического
рисунка.

Практическая работа 6 «Чтение
проекционного чертежа модели
детали. Построение ее
изометрической проекции»
Практическая работа № 7
Развертки некоторых простых
геометрических тел и несложных
деталей.

1

1

Аудиторная, Выполняют практическую работу
Практикум по чтению чертежей

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

1

Аудиторная
Практикум

Выполняют аксонометрическую
проекцию по проекционному
чертежу

1

Аудиторная
Практикум

Изучают отличие
Библиотека ЦОК
технического рисунка от
https://m.edsoo.ru/7f41b590
аксонометрических проекций,
правила построения
технического рисунка. Выполняют

Аудиторная
Практикум

практическую работу

1

Аудиторная
Практикум

31

Практическая работа № 8
Чтение разверток.

1

Аудиторная
Практикум

32

Практическая работа № 9
Конструирование несложных
деталей из листового материала.

1

Аудиторная
Практикум

33

Построение развертки
сконструированного материала.

1

Аудиторная
Практикум

.
Изучают новые понятия.
Выполняют фронтальную
графическую работу в
тетрадях.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Выполняют практическую
работу по чтению чертежей по
рисункам учебника.
Закрепляют знания
теоретического материала
Развивают мышление и
интерес к поиску
геометрических тел.
Выполняют практическую работу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Выполняют построение
развертки и технического рисунка

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

4

Графическая работа № 9
«Выполнение технического
рисунка и построение развертки
несложной детали,
сконструированной по заданным
условиям из тонкого листового
материала»
Раздел 4. Обобщение знаний
Итого

рационально наносят
размеры на чертежах;
грамотно применяют при
выполнении чертежей
необходимые
геометрические построения;
читают чертежи предметов.
Аудиторная
Практикум

1
34

12

22

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».