РП курса ВД Традиционная культура казачества, 5-9 кл, 2021-2026 гг.

Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение лицей № 11
имени Вячеслава Владимировича Рассохина
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
протокол № 1 от 31.08. 2021 г.
Председатель педсовета
А.М. Абелян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КУЛЬТУРА КАЗАЧЕСТВА»
Уровень образования: основное общее образование
Направление: общеинтеллектуальное

Тип: образовательная программа по конкретным видам внеурочной
деятельности
Возраст: 5-9 классы

Срок реализации: 5 лет
Количество часов: всего 170, 5-9 классы по 34 часа, в неделю по 1 часу.

Учитель, разработчик рабочей программы:

Орловская Лилия Алексеевна, учитель технологии
Программа разработана
- в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с
дополнениями и изменениями, утвержденными приказом Минпросвещения России от
11 декабря 2020 г. № 712);
- с учетом примерной основной образовательной программы основного общего
образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения
по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 (с дополнениями и
изменениями, протокол 1/20 от 04.02.2020 г. федерального учебно-методического
объединения по общему образованию);
- на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Традиционна культура кубанского казачества» (5-9 классы), Рекомендована
региональным учебно-методическим объединением протокол № 4 от 25.08.2017 г.
Армавир, 2021 г

Предисловие
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура
казачества» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО,
основной образовательной программы общего образования лицея с учетом
программы воспитания, на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Традиционна культура кубанского
казачества» (5-9 классы).
Рабочая программа предназначена для 5-9 классов казачьей
направленности и рассчитана на 34 часа в год, общее количество часов –
170. Курс реализуется в общеинтеллектуальном направлении внеурочной
деятельности через регулярные занятия.
Цель: формирование у обучающихся представления о традиционной
культуре казачества, как целостной системы жизнеобеспечения народа,
обычаям кубанских казаков.
Задачи:
- приобщить школьников к ценностным основам традиционной культуры
кубанских казаков;
- привить духовно-нравственные устои, приобщать к основным традициям
и обычаям кубанских казаков.
1.

Планируемые результаты

Программа обеспечивает достижение воспитанниками следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты должны отражать в части:
1.
Гражданского воспитания:
▪ готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей
на примере казачьих традиций и культуре;
▪ активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества,
родного края, страны;
▪ представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
в том числе на примере казачьих традиций,заповедей и обрядов;
2. Патриотического воспитания:
▪ осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
познанию истории и культуры казачества;
▪ ценностное отношение к
искусству,
культуре и традициям
казачества;
▪ уважение к символам казачества, казачьим праздникам,
историческому и природному наследию, традициям казаков.
3.
Духовно-нравственного воспитания:

▪ ориентация на казачьи моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
▪ готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм
казачества.
4.
Эстетического воспитания:
▪ восприимчивость к традициям и творчеству казачества, понимание
эмоционального воздействия казачьих ремесел и обрядов;
▪ осознание важности казачьей культуры как средства коммуникации
и самовыражения;
▪ роли казачьих культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Ценности научного познания:
▪ овладение казачьей культурой как средством познания мира;
▪ установка на осмысление опыта казачьего наследия.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
▪ ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни;
▪ соблюдение правил безопасности;
▪ умение принимать себя и других, не осуждая;
▪ умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять
собственным
эмоциональным
состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
7.
Трудового воспитания:
▪ установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемой культуры
казачества;
▪ уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
8.
Экологического воспитания:
▪ ориентация на применение знаний о культуре и традициях казачества
для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды;
▪ активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде.
9.
Адаптация обучающихся к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
▪ освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, на основе
норм и правил общественного поведения казачества;

▪ способность действовать в условиях неопределенности, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
▪ навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных,
осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и
навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать
её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать
версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и
при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с
учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки;
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого
знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий: анализировать,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение
и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для
указанных логических операций. Строить логически грамотные
утверждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные
источники информации, производить поиск информации, анализировать и
оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов,
таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения,
подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.

представление

аргументов,

Обучающиеся должны:
1. Знать и соблюдать казачьи заповеди, знать и использовать в жизни
основы традиционной культуры, бережно относиться к культурноисторическому наследию кубанского казачества.
2. Усвоить нормы и правила общественного поведения, психологические
установки, знания и навыки, позволяющие казаку как соответствовать
традиционной системе, так и успешно действовать в современном
обществе.
3. Понять и принять основные социальные роли казака, соответствующие
возрасту: социальные роли в казачьей семье, в казачьем обществе.
4. Понимать эстетику культуры и традиций кубанского казачества.
5. Выработать казачий менталитет, желание и готовность к труду.
Уметь:
соотносить даты событий истории края с веком; определять
последовательность и длительность важнейших событий истории края;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных
источников;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках,
показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание
исторических событий и памятников культуры на основе текста и
иллюстративного материала исторических источников; использовать
приобретенные знания при написании творческих работ;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять
общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и
личностям истории края, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин
и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывать собственные суждения об историческом наследии
населения нашего края.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности подростков
распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися
элементарных социальных знаний об обустройстве мира и общества, о
человеке, одобряемых и неодобряемых формах поведения, понимания

социальной реальности и повседневной жизни через изучение культуры,
праздников, ремесел казачества.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом через изучение
истории и культуры казачества.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
подготовка и участие учащихся в различных творческих конкурсах.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия. Для этого подросток овладевает
инструментами межличностного взаимодействия (ведение переговоров,
выявление интересов потенциального партнёра, исследование интересов
зрительской
аудитории,
использование
различных
способов
информирования). Здесь осваивается умение представить собственные
творческие работы.
Оценка результатов освоения программы
Отслеживание и оценивание результатов обучения проходит через
участие их в ярмарках, выставках, конкурсах казачьей направленности,
массовых мероприятиях, формирование портофолио результатов.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ
учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов,
родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и
подведения итогов деятельности обучающихся.

2. Содержание программы
5 класс
Раздел 1. Вводное занятие (1 час).
Тема 1. Введение.
Теория (1 час): Знакомство с программой. Организация рабочего места.
Инструктаж по технике безопасности и охране труда.
Раздел 2. Занятия кубанских казаков (20 часов)
Тема 1. Народные промыслы и ремесла. (2 часа)
Теория (1 час): Народные промыслы и ремесла.

Практика: Посещение лицейского музея «Становление казачества на
Кубани» (1 час).
Тема 2. Народная вышивка (5 часов).
Теория (1 час): История вышивки. Материалы и инструменты для
вышивки. Увеличение и уменьшение рисунка. Художественная вышивка.
Вышивка в одежде казачки. Виды кубанской вышивки, способы
украшения домашних предметов вышивкой.
Мини-проект: Выполнение монограммы. (4 часа)
Тема 3. Народная игрушка (3 часа).
Теория (1 час): Древняя игрушка-ритуальный предмет языческого культа.
Виды игрушек. Кукла - берегиня. Виды тряпичных кукол и их назначение.
Материал для изготовления куклы из ткани. Последовательность
выполнения работы. Соблюдение техники безопасности.
Мини-проект: Выполнение куклы-берегини (2 часа).
Тема 4. Лоскутное шитье (10 час).
Теория (2 часа): История лоскутного шитья России. Лоскутное шитье в
быту казаков. Лоскутная мозаика традиционных изделий. Инструменты и
приспособления
для ручных работ. Техника безопасности при
выполнении работ.
Мини-проект: Выполнение изделия в технике лоскутного шитья (8 часов).
Раздел 3. Кубанское казачество: традиционная культура. (12 ч.)
Тема 1. Осенние казачьи праздники и обряды (2 часа)
Теория (1 час): История и празднование праздников: Воздвижение,
Покров История и празднование праздников: Воздвижение, Покров.
Девичьи посиделки- капустницы. Пословицы, приметы, загадки. Обряд
квашения капусты. Шуточные песни, поговорки, прибаутки. Осенние
игры и забавы.
Практическая работа: Разработка сценария проведения одного из
народных праздников по выбору обучающегося на основе казачьих
традиций и фольклора (1 час).
Тема 2. Зимние казачьи праздники и обряды (5 часов)
Теория (1 час): Традиции празднования Рождества в казачьих семьях.
Мини-проект: выполнение работ для конкурса «Светлый праздник –
Рождество Христово» (4 часа).
Тема 3. Весенние народные праздники и обряды (5 часов)
Теория (1 час): История и празднование весенних народных праздников.
Обычаи и приметы. Пословицы и поговорки.
Традиции празднования Пасхи. Приготовление праздничных блюд.
Декорирование пасхальных яиц. Оформление праздничного стола.

Мини-проект: Выполнение творческих работ для конкурса «Пасха в
кубанской семье» (4 часа)
Раздел 4. Итоговое занятие (1 час).
Подготовка и проведение выставки работ учащихся.
6 класс
Раздел 1. Вводное занятие (1 час).
Тема 1. Введение.
Инструктаж по технике безопасности и охране труда.
Раздел 2. История культуры, традиций и быта казаков (17 часов)
Тема 1. Хлеб-соль обычай из глубины веков. (7 часов)
Теория (2 часа): Значение слов: соль, хлеб. Хлеб-соль - это приветствие и
пожелание добра. Хлеб-соль - священный акт дружбы.
Практическая работа: Вышивка рушника для хлеба (5 часов).
Тема 2. Основные элементы женского казачьего костюма (10 часов)
Теория (1 час): Праздничная и будничная одежда казачки. Значение платка
и шали в одежде казачки.
Практическая работа:
Изготовление казачьей косынки из ткани (8 часов)
Посещение армавирского краеведческого музея (виртуальная экскурсия)
(1 час)
Раздел 3. Дети в традиционной культуре кубанских казаков. (12 часов)
Тема 1. Дети как ценность казачьей семьи (2 часа)
Теория (1 час): Дети как ценность казачьей семьи. Дети в казачьих
обрядах.
Практическая работа: Создание презентации: « шутки, присказки, сказки
для детей» (1 час)
Тема 2. Календарный и жизненный круг (10 часов)
Теория ( 1 час): Рождение казака. Таинство крещения казака.
Проектная работа: «Изготовление лоскутного одеяла» (9 часов).
Тема 3. Народная игрушка (3 часа)
Теория (1 час): Магическое значение игрушек: свистульки, погремушки,
трещетки.
Практическая работа: Изготовление тряпичной куклы-куватки. (2 часа)
Раздел 4. Итоговое занятие (1 час).
Подготовка и проведение выставки работ учащихся.

7 класс
Раздел 1. Вводное занятие (1 час).
Тема 1. Введение.
Введение. Инструктаж по технике безопасности и охране труда.
Раздел 2. Система ценностей кубанского казачества (13 часов).
Тема 1. Нравственные ценности в традиционной культуре
кубанского казачества (3 часа)
Теория(1 час): Нравственные ценности в традиционной культуре
кубанского казачества: земля, труд, правда, честь, Родина.
Практическая работа: Подготовка презентации по данной теме. (2 часа)
Тема 2. Женщина-казачка.(7 часов)
Теория (1 час): 4 декабря – день матери – казачки. Положение женщин в
казачьих семьях. Женщина–казачка как жена, мать, хранительница
домашнего очага. Забота о детях и стариках - главная обязанность
женщины-казачки.
Мини-проект: Выполнение поделок для участия в муниципальном
конкурсе «Моя милая мама» (6 часов.
Тема 3. Уважение к старшим (3 часа).
Теория (1 час): Зрелость и старость. Старики в казачьей станице.
Практическая
работа:
Выполнение
творческой
«Моя родословная» (2 часа)

работы

Раздел 3. Календарные обряды и праздники кубанского казачества.
(19 часов)
Тема 1. Зимние казачьи праздники и обряды (10 часов).
Теория (1 час): Изучение кубанских традиций празднования рождества и
нового года, святочные гулянья.
Практическая работа: Выполнение поделок для участия в конкурсе
декоративно – прикладного творчества «Светлый праздник Рождество
Христово» (6 часов).
Теория (1 час): «Широкая масленица» - праздник проводов зимы и встречи
весны. Традиции празднования масленицы. Застольный этикет кубанских
казаков (повседневный и гостевой).
Практическая работа Приготовление блинов с разными начинками,
оладьев. (2 часа.).
Тема 3. Весенние казачьи праздники и обряды (9 часов)
Теория (1 час.): Жаворонок-символ весны, тепла. Разучивание веснянок.
Пасхальные казачьи традиции.
Практическая работа: «Изготовление булочек хлебных-жаворонков»
(2 часа)

Мини-проект: Изготовление поделок на конкурс «Пасха в кубанской
семье» (6 часов.):
Раздел 4. Итоговое занятие (1 час).
Подготовка и проведение выставки работ учащихся.
.
8 класс
Раздел 1. Вводное занятие (1 час).
Тема 1. Введение.
Инструктаж по технике безопасности и охране труда
Раздел 2. Государственная служба казаков. (7 часов)
Теория (1 час): Особенности жизни казака в связи с подготовкой к службе.
Роль коней в жизни казака. Обычай «посажения на коня» казачонка.
Мини-проект: Изготовление подковы из картона и атласных лент (6
часов)
Раздел 3. Традиции и обычаи казаков 5 часов
Тема 1. Осенние народные праздники и обряды (5 часов)
Теория (2 часа): Праздник Семенов день. (14 сентября) Подготовка и
проведение праздника. День основательной приборки жилища. Изгнание
нечистой силы. Празднование Параскевы Пятницы-покровительницы
рукоделия (10 ноября). Праздник рукоделия и мастериц. Проведение
ярмарок и торгов. Праздник рукоделия и мастериц. Проведение ярмарок и
торгов.
Мини-проект: Изготовление куклы – прасковеи. ( 3 часа)
Раздел 4. Занятия кубанских казаков (20 часов)
Тема 1. Вязание крючком (10 часов)
Теория (2 часа): Особенности вязания крючком. Основные элементы
вязания. Вязание полотна. Вязание полотна по схемам. Виды крючков.
Вязание воздушной петли. Вязание цепочки из воздушных петель.
Полустолбики, петли для подъема, столбики без накида, столбики с
накидом. Способы вязания полотна. Прибавление столбиков, убавление
столбиков. Вязание полотна в форме круга. Условное обозначение в
схеме. Вязание узора с использованием схемы.
Мини-проект: Вязание крючком коврика из полос ткани (8часов)
Тема 2. Аппликация из ткани (10 часов).
Теория (2 часа): Аппликация из ткани-нашивание кусочков на основу.
Виды аппликации: простая, выпуклая, прорезная. Виды материала для
аппликации: кожа, замша, бархат, драп, атлас и др. Техника безопасности
при выполнении работ. Художественная заплата как разновидность
аппликации.

Мини-проект:
Выполнение
декоративного
художественной аппликации (8 часов)

панно

в

технике

Раздел 5. Итоговое занятие (1 час).
Подготовка и проведение выставки работ учащихся.
9 класс
Раздел 1. Вводное занятие (1 час).
Тема 1. Введение.
Инструктаж по технике безопасности и охране труда
Раздел 2. Традиции и обычаи кубанских казаков (15 часов)
Тема 1. Виды и формы государственной службы казаков: прошлое
и современность (8 часов)
Теория (2 часа.): Особенности жизни казака в связи с подготовкой к
службе Подготовка к службе. Экипировка казака. Традиции проводов
казака на службу.
Мини-проект: Вышивка хусточки (8 часов)
Тема 2. Свадебный обрядовый комплекс кубанских казаков (7 часов)
Теория (2 часа.): Покров-покровитель свадеб. Казачья свадьба. Свадебный
обряд. Венчание молодых. Традиционна кубанская вышивка счетными
швами. Перевод рисунков на ткань и способы выполнения вышивки
крестом.
Мини-проект: Вышивка свадебного рушника крестиком (5 часов)
Раздел 3. Традиционная культура кубанских казаков.(17 часов)
Тема 1. Весенние народные праздники и обряды (3 часа)
Теория (1 час): Егорьев день (посвящен Георгию Победоносцу 6 мая)
история
и празднование. День начинателя землепашных работ,
покровителя скотоводства.
Практическая работа: Подготовка презентации по данной теме.(2 часа)
Тема 2. Летние народные праздники и обряды (5 часов)
Теория (1 час.): Фольклорный праздник Ивана Купалы. Поверья, народные
приметы, пословицы и поговорки, связанные с праздником. Летние
праздники - круг (период Троицы и Семика). Летние хороводы: круг,
жгут, плетень, змейка, улочка.
Мини-проект: Изготовление сувениров и памятных подарков: плетение
венков из цветов, изготовление игрушек из соломы. (4 часа)
Тема 3. Основы плетения (9 часов)
Теория (2 часа):Организация работы. Инструменты и приспособления при
работе с бумагой. Соблюдение техники безопасности при работе.

Изготовление элементов из газеты, плетение корзинки из газетных
трубочек. Покраска изделия, обработка изделия лаком.
Мини-проект: Плетение корзинки из газетных трубочек. (7 часов)
Раздел 4. Итоговое занятие (1 час).
Подготовка и проведение выставки работ учащихся.

3.Тематическое планирование.
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей
программы воспитания и направлений воспитания, определенных в
разделе «Обновление воспитательного процесса с учетом современных
достижений науки и на основе отечественных традиций» Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года
№ 996-р):
№
1.
2.
3.
4.
5.
-.
7.
8.

Направление
Гражданское воспитание
Патриотическое воспитание и формирование
российской идентичности
Духовное и нравственное воспитание на основе
российских национальных ценностей
Эстетическое воспитание
(приобщение к культурному наследию)
Популяризация научных знаний
Физическое воспитание и формирование культуры
здоровья
Трудовое воспитание и профессиональное
самоопределение
Экологическое воспитание

Код
направления
1
2
3
4
5
6
7
8

5 класс

Кол-во часов
№
урока

Наименование раздела
и тема урока

Всего

Теория

1

1

Практика

I

Раздел: Вводное занятие

1

Тема: Введение

II

Раздел: Занятия
кубанских казаков

20

1
5

15

Тема 1.Народные
промыслы и ремесла
Народные промыслы и
ремесла.

2

1

1

2

3

4

5-8

Тема 2. Народная
вышивка
Виды кубанской вышивки,
способы украшения
домашних предметов
вышивкой.
Мини – проект:
« Выполнение
монограммы"

1

5

1

Виды деятельности
на уровне УУД

Аудиторная,
Знакомятся с курсом, его значением в
«эвристическая беседа» практической деятельности

1

Посещение лицейского
музея «Становление
казачества на Кубани»

Форма
организации

Аудиторная,
Знакомятся с видами казачьих ремесел
«эвристическая беседа» казачества, историей их возникновения и
развития.
Внеаудиторная,
Посещают лицейский музей, знакомятся с
экскурсия
экспонатами выставки.

Основные
направления
воспитательной
деятельности

7

1,2

2,3

4
Аудиторная,
Изучают виды кубанской вышивки, способы
«эвристическая беседа» украшения домашних предметов вышивкой,
технологию выполнения

1

4

Аудиторная,
мини - проект

Выполняют вышивку монограммы различными
способами

3

4,7

9

Тема 3. Народная
игрушка
История народной
игрушки. Куклы - обереги

10-11 Мини- проект
«Выполнение куклы –
берегини»»
Тема 4. Лоскутное шитье
12-13 История лоскутного шитья
России. Лоскутное шитье в
быту казаков. Лоскутная
мозаика традиционных
изделий.
14-21 Мини - проект
«Изготовление прихватки в
лоскутной технике»
III Раздел: Кубанское
казачество: традиционная
культура.
Тема 1. Осенние казачьи
праздники и обряды
22 История и празднование
праздников: Воздвижение,
Покров. Капустные
посиделки.
23 Мини- проект: «Разработка
сценария проведения
одного из народных
праздников по выбору
обучающегося на основе
казачьих традиций и
фольклора»

3

1

2

1

2

Аудиторная,
Знакомятся с ритуальными предметами
«эвристическая беседа» языческого культа. Узнают виды игрушек,
значение их в казачьем искусстве .
Аудиторная,
Изготавливают тряпичную куклу – берегиню,

3

4

мини- проект
10

2

8
Аудиторная,
Знакомятся с историей лоскутного шитья России.
«эвристическая беседа» Лоскутное шитье в быту казаков

2

8

Аудиторная,
мини- проект

12

3

9

2

1

1

1

1

Изготавливают прихватку из лоскутов ткани,
соблюдая технику безопасности при выполнении
ручных работ

5

4,7

Аудиторная,
Изучают историю возникновение праздника,
«эвристическая беседа» празднование. Девичьи посиделки- капустницы.
Пословицы, приметы, загадки.

2,3

Аудиторная,
Мини- проект

4,8

Составляют сценарий проведения праздника,
используя информацию о традициях казачества и
фольклоре

Тема 2. Зимние
народные праздники и
обряды
24 Традиции празднования
рождества у казаков
25-28 Мини-проект: выполнение
работ для конкурса
«Светлый праздник –
Рождество Христово»
Тема 3. Весенние
народные праздники и
обряды
29 Традиции празднования
Пасхи. Приготовление
праздничных блюд.
Декорирование пасхальных
яиц.
30-33 Мини-проект: Выполнение
творческих работ для
конкурса «Пасха в
кубанской семье»
IV Раздел: Итоговое занятие
34

Подготовка и проведение
выставки работ учащихся.
Итого

5

1

4

1
4

5

1

5
4,8

4

Аудиторная,
Знакомятся с историей празднования весенних
«эвристическая беседа» народных праздников, обычаев и примет
казаками. Изучают традиции празднования Пасхи
на Кубани.

1

4

1

Аудиторная,

2,3

Мини- проект

Выполняют поделки для конкурса в различной
технике, соблюдая технику безопасности.
Оформляют готовые работы

Внеаудиторная
Выставка

Подготавливают выполненные за курс обучения
работы к выставке.

8

Виды деятельности
на уровне УУД

Основные

4,8

1
1

34

Аудиторная,
Изучают традиции проведения рождества в
«эвристическая беседа» казачьих станицах
Аудиторная,
Выполняют поделки для конкурса в различной
технике, соблюдая технику безопасности.
Мини- проект
Оформляют готовые работы

9

25

6 класс

№

Наименование раздела

Кол-во часов

Форма

урока

и тема урока

Всего

теор

1

прак

I
1

Раздел: Вводное занятие
Тема 1. Введение

1

II

Раздел: История культура
и быт казаков
Тема 1. Хлеб-соль обычай
из глубины веков.
Хлеб-соль - священный акт
дружбы.
.
Виды кубанской вышивки,
способы украшения
домашних предметов
вышивкой.
Мини – проект
«Вышивка рушника»

17

1
3

14

7

2

5

Тема 2. Основные
элементы женского
казачьего костюма
История женского русского
костюма. Костюм казачки.

10

2
3

4-8

9

10- 17 Мини – проект
«Изготовление казачьей
косынки из ткани»

1
1

организации

Аудиторная,
Знакомятся с курсом, его значением в
«эвристическая беседа» практической деятельности

7

Аудиторная,
Знакомятся с традициями отношения казаков к
«эвристическая беседа» хлебу Узнают значение слов: соль, хлеб.

2

Внеаудиторная,

3

Музейный урок
5
1

9

Аудиторная,
Мини- проект

Внеаудиторная,

1

Музейный урок
8

направления
воспитательной
деятельности

Аудиторная,
Мини - проект

Изучают виды кубанской вышивки, способы
украшения домашних предметов вышивкой
Выполняют украшение рушника вышивкой
счетными швами

Знакомятся с основными элементами женского
казачьего костюма. Узнают что относится к
праздничной и будничной одежде казачки,
значение платка и шали в одежде казачки.
Подбирают ткань, для выполнения косынки,
выполняют чертеж изделия в тетради в масштабе
и в натуральную величину, выкраивают из ткани,
выполняют обработку швейного изделия на
швейной машине, отделку и окончательную
обработку косынки.

4,7

3
4,8

18

III

19
20

21

Посещение армавирского
краеведческого музея
(виртуальная экскурсия)
Раздел: Дети в
традиционной культуре
кубанских казаков.
Тема 1. Дети как ценность
казачьей семьи
Дети как ценность казачьей
семьи.
Мини – проект «Фольклор
для детей (сказки и
легенды)»
Тема 2. Календарный и
жизненный круг
Рождение казака. Таинство
крещения казака.

22-30 Мини проект
«Изготовление лоскутного
IV Раздел: Народная
игрушка
31 Виды народных игрушек.
одеяла»
32-33 Мини-проект
Изготовление тряпичной
куклы - куватки.
V Раздел: Итоговое занятие
34 Подготовка и проведение
выставки работ учащихся.
Итого

1
12

2

10

2

1

1

1
1

10

1

2

34

1
1
6

2,5
5,6

Знакомятся с казачьими обрядами с участием
детей, изучают фольклор для детей
Читают детский казачий фольклор (сказки,
легенды)

Аудиторная,
Мини - проект

Изготавливают лоскутное
технику безопасности

одеяло,

соблюдая

Аудиторная,
Заочная экскурсия
Аудиторная,
Мини-проект

Знакомятся с магическим значением игрушек:
свистульки, погремушки, трещетки.
Выполняют из ткани куклу – куватку,
соблюдением техники безопасности

Внеаудиторная
Выставка

Подготавливают выполненные за курс обучения
работы к выставке.

3
4,7

2

1

1

Аудиторная,
«эвристическая беседа»
Аудиторная,
Мини- проект

Аудиторная,
Изучают обряд рождения – крещения казачат и
«эвристическая беседа» традиции его празднования
9

1

1,2

9

1

3

Аудиторная,
Просматривают экспозицию армавирского
виртуальная экскурсия краеведческого музея

28

3
с

4,7

8

7 класс

№
урока

Наименование раздела
и тема урока

I

Раздел: Вводное занятие

1

Тема 1. Введение

II

Раздел: Система ценностей
кубанского казачества

2

Тема 1. Нравственные
ценности в традиционной
культуре кубанского
казачества
Нравственные ценности в
традиционной
культуре
кубанского казачества: земля,
труд, правда, честь, Родина.
Мини- проект : «Подготовка
презентации по данной теме.»

3-4

Тема 2.

Женщина-казачка.

4 декабря – день матери
казачки
6-11 Мини – проект «Изготовление
работ на конкурс «Милая
мама»
Тема 3. Уважение к
старшим

Кол-во часов
Всего

теор

прак

1

1

13

1
3

10

1

2

Форма
организации

Виды деятельности
на уровне УУД

Аудиторная,
Знакомятся с курсом, его значением в
«эвристическая беседа» практической деятельности

Основные
направления
воспитательно
й
деятельности
7

3

Аудиторная,
Знакомятся с нравственными ценностями в
«эвристическая беседа» культуре кубанского казачества

1

2
7

5

1

6

1

Подготавливают и оформляют презентацию по
данной теме

4,5

6

1

3

Аудиторная,
Мини - проект

3

2

Аудиторная,
Узнают о празднике казачек, уважение женщин в
«эвристическая беседа» казачьих семьях.
Аудиторная,
Выполняют поделки на конкурс в разной технике.
Мини - проект

3
4,7

12

Зрелость и старость. Старики
в казачьей станице.

13-14 Выполнение мини – проекта:
«Моя родословная»
III

Раздел: Календарные
обряды и праздники
кубанского казачества.
Тема 1. Зимние народные
праздники и обряды

Традиций
празднования
рождества и нового года,
святочные гулянья.
16-21 Мини- проект « Выполнение
поделок для участия в
конкурсе декоративно –
прикладного творчества
«Светлый праздник
Рождество Христово»
22 «Широкая масленица» праздник проводов зимы и
встречи весны.
23-24 Мини – проект
« Приготовление блинов с
разными начинками или
оладьев»
Тема 2. Весенние народные
праздники и обряды
Жаворонок- символ весны,
25 тепла.

Аудиторная,
Изучают традиции и обычаи, уважение и
«эвристическая беседа» почитание старших.

1
2
19

3

16

2

8

Аудиторная,
Мини - проект

Выполняют мини – проект: изучение и составление
своей родословной

3
5,6

10

15

Аудиторная,
Изучают кубанские традиций празднования
«эвристическая беседа» рождества и нового года, святочные гулянья.

1

6

Аудиторная,
проект

Аудиторная,

1

Деловая игра
2

1

Аудиторная,
проект

мини- Выполняют поделки на конкурс в различной
технике с соблюдением техники безопасности.

Знакомятся с традициями празднования
масленичной недели у кубанских казаков
мини- Приготавливают изделия из жидкого теста на
выбор

3

4,8

3

4,7

8

9
1

Аудиторная,
Знакомятся
с
традиционными
«эвристическая беседа» праздниками казаков

весенними

3

Мини - проект
26-27 «Изготовление булочек –
хлебных жаворонков»
Мини - проект «Выполнение
28-33 поделок на конкурс «Пасха в
кубанской семье»
IV Раздел: Итоговое занятие
34

Аудиторная,
проект

6

Аудиторная,
проект

1

Внеаудиторная
Выставка

мини

- Изучение технологии изготовления булочек жаворонков и заполнение технологической карты.

мини- Выполняют поделки
кубанской семье»

на

конкурс

«Пасха

4,8

в

4,7

1

Подготовка и проведение
выставки работ учащихся.
Итого

2

34

8

Подготавливают выполненные за курс обучения
работы к выставке.

8

Виды деятельности
на уровне УУД

Основные
направления
воспитательной
деятельности

26

8 класс

№
урока

Наименование раздела
и тема урока

I

Раздел: Вводное занятие

1

Тема 1. Введение

II

Раздел : Государственная
служба казаков.
Особенности жизни казака в
связи с подготовкой к службе.

2

3-7

Мини – проект «Изготовление
подковы из картона и
атласных лент»

Кол-во часов
всего ауд внеа
уд
1

1
Аудиторная,
Знакомятся с курсом, его значением в
«эвристическая беседа» практической деятельности

1
7

Форма
организации

1

7

6

1

6

Аудиторная,
Знакомятся с обычаями казачьей жизни, роли
«эвристическая беседа» коней в жизни казаков. Обычаем «посажения на
коня» казачонка.
Аудиторная, мини - Изготавливают поделку из картона и атласных
проект
лент

3

4,5

III

8

9

Раздел: Традиции и
обычаи казаков

5

2

3

Тема 1. Осенние народные
праздники и обряды
Праздник Семенов день (14
сентября)

5

2

3

Празднование Параскевы
Пятницы- покровительницы
рукоделия (10 ноября).

10-13 Мини проект
« Изготовление куклы –
прасковеи.»
IV Раздел: Занятия кубанских
казаков
14

15

Аудиторная,
Знакомятся с традициями проведения праздников
«эвристическая беседа» у казаков. День основательной приборки жилища.
Изгнание нечистой силы.

3

1

Аудиторная,
Знакомятся с традициями проведения праздников
«эвристическая беседа» у казаков. Праздник рукоделия и мастериц.
Проведение ярмарок и торгов.

5

3

20

10
Тема 1. Вязание крючком
Особенности вязания
крючком. Основные элементы
вязания
Вязание полотна. Вязание
полотна по схемам. Виды
крючков.

16-23 Мини проект « Вязание
крючком коврика из полос
ткани»
Тема 2. Аппликация из
ткани

1

4

16

2
1

8

1

8

10

2

8

Аудиторная,
проект

мини

- Изготавливают тряпичную
технику безопасности

куклу,

соблюдая

4,8

Аудиторная,
Знакомятся с особенностями вязания крючком.
«эвристическая беседа» Изучают Основные элементы вязания.

3

Аудиторная,
Знакомятся со способами вязания воздушной
«Эвристическая беседа» петли, вязания цепочки из воздушных петель,
полустолбиками, петли для подъема, столбиками
без накида, столбиками с накидом. Способами
вязания полотна. Прибавлением столбиков,
убавлением столбиков.
Аудиторная, мини - Вяжут коврик из полос ткани разной формы
проект

5

4,8

24
25

Традиционное лоскутное
шитье в быту казаков.
Ручная аппликация. Виды
аппликаций.

Аудиторная,
«эвристическая беседа»
Аудиторная,
«эвристическая беседа»

1
1

26-33 Мини проект
«Изготовление декоративного
панно в технике
художественной аппликации»
V

Раздел: Итоговое занятие

34

Подготовка и проведение
выставки работ учащихся.
Итого

8

1

3
4

4,7

1
Аудиторная Практикум Подготавливают выполненные за курс обучения
работы к выставке.

1
34

Знакомятся с историей лоскутного шитья России.
Лоскутное шитье в быту казаков
Знакомятся с аппликацией из ткани- нашивание
кусочков на основу.
Изучают виды аппликации: простая, выпуклая,
прорезная. Подбирают
Аудиторная, практикум Изготавливают
панно вматериалы
лоскутной для
технике,
аппликации:
кожа, безопасности
замша, бархат,при
драп,
атлас и др.
соблюдая
технику
выполнении
ручных работ

9

8

25

9 класс
Кол-во часов
№
урока
I
1

II

Наименование раздела
и тема урока
Раздел: Вводное занятие
Тема 1. Введение

Раздел 2. Традиции и
обычаи кубанских казаков

всего ауд
1

15

внеа
уд

1
1

4

Форма
организации

Виды деятельности
на уровне УУД

Аудиторная,
Знакомятся с курсом, его значением в
«эвристическая беседа» практической деятельности. Техника
безопасности на занятиях.
11

Основные
направления
воспитательной
деятельности

7

2

3
4-9

10

Тема 1. Виды и формы
государственной службы
казаков: прошлое и
современность
Особенности жизни казака в
связи с подготовкой к службе
Подготовка к службе.
Традиции проводов казака на
военную службу.
Мини проект «Изготовление
хусточки»
Тема 2. Свадебный
обрядовый комплекс
кубанских казаков
Покров- покровитель свадеб.

8

Раздел 3. Традиционная
культура кубанских
казаков.

Тема 1. Весенние народные
праздники и обряды
17 Егорьев день (посвящен
Георгию Победоносцу 6 мая)
история и празднование.
18-19 Мини проект «Подготовка
презентаций по теме»

6

1

Аудиторная,
Знакомятся с укладом жизни казаков в связи с
«эвристическая беседа» подготовкой к службе.

3

1

Аудиторная,
Изучают традиционный обряд проводов казака
«эвристическая беседа» на военную службу.

3

Аудиторная, мини проект

Изготавливают из ткани хусточку, украшают ее
вышивкой

7

Казачья свадьба. Свадебный обряд. Венчание
молодых.
Знакомятся с видами кубанской вышивки.
Изучают технологию выполнения счетных
швов.
- Выполняют вышивку свадебного рушника
счетными швами

3

6
7

2

5

Аудиторная,
«эвристическая беседа»
Аудиторная,
«эвристическая беседа»

1

Вышивка счетными швами,
как основной вид кубанской
11 вышивки
12-16 Мини- проект
«Вышивка свадебного
рушника»
III

2

1

5

17

4

13

3

1

2

Аудиторная,
проект

мини

Аудиторная,
Знакомятся с историей праздника, обычаями и
«эвристическая беседа» традициями этого праздника.

1

2

Аудиторная,
проект

мини

- Подготавливают презентации по теме

4

4,7

5

4,5

20

Тема 2. Летние народные
праздники и обряды
Фольклорный праздник Ивана
Купалы

21-24 Мини проект «Изготовление
сувениров, памятных
подарков»
Тема 3. Основы плетения
25 Плетение – традиционное
казачье искусство
26 Инструменты и
приспособления при работе с
бумагой.
27-33 Мини проект «Плетение
корзинки из газетных
трубочек»
IV Раздел: Итоговое занятие

5

1

4

1

4

9

2
1

Знакомятся с поверьями, народными
Аудиторная,
«эвристическая беседа» приметами, читают пословицы и поговорки,
связанные с праздником Ивана Купалы
Аудиторная, мини - Изготавливают сувениры и памятные подарки
проект

2,3

4,7

7
Аудиторная,
«эвристическая беседа»
Аудиторная,
«эвристическая беседа»

1

7

Аудиторная,
проект

мини

Знакомятся
с
декоративно
прикладном
искусством плетения из различных материалов
Подбирают инструметы и приспособления при
работе с бумагой.
- Плетут корзинку из газетных трубочек

2
8

4,7

1
1

34

Подготовка и проведение
выставки работ учащихся.
Итого

Аудиторная Практикум Подготавливают выполненные за курс обучения
работы к выставке.

1
34

10

24

8

РАССМОТРЕНО:
Протокол заседания
кафедры валеологии
от «___»_________ 2021г.
_______________ Л.А. Орловская

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора
по воспитательной работе
_______________ И.П. Мезенцева
«___»_____________ 2021 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».