МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета протокол
№1
от 31 августа 2021 года
Директор
__________________ А.М. Абелян
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,
ВНОСИМЫЕ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
по
изобразительному искусству
Уровень образования начальное общее образование
Классы 2–4 классы
Количество часов 102 (2 класс – 34 ч., 3 класс – 34ч., 4 класс – 34 ч..)
Учитель, разработчик рабочей программы:
Мирошниченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов
Программа разработана в соответствии и на основе:
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования" (с дополнениями и изменениями) ФГОС начального общего образования,
утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286;
с учетом: примерной основной образовательной программы начального общего образования,
одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол
от 8 апреля 2015 г. № 1/5)
-УМК: Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций Т.Я.
Шпикалова, Л.В. Ершова/ М.: Просвещение, 2019
Армавир, 2021 г.
1
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре примерной программы по изобразительному искусству в соответствии с
ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся,
приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также
социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных
результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуальноличностные позиции и социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся; мотивацию к познанию и
обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой
деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах
нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным
традициям и творчеству своего и других народов.
1. Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками
содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре,
народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства
воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и
освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и
мудрости, заложенных в культурных традициях.
2. Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной
причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение
обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет
способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты
национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают
условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют
пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
3. Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного
развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в
себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на
развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной,
чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально
значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту
самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
4. Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития
социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о
прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание
способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к
окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье,
природе, труду, искусству, культурному наследию.
2
5. Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально
окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития
навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в
художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности
развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
6. Экологическое воспитание происходит в процессе художественноэстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства.
Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий,
приносящих вред окружающей среде.
7. Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественнотворческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от
создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь
результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой
деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в
команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к
определённым заданиям по программе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1.
2.
Раздел, Темы
В гостях у осени. Узнай, какого цвета
земля родная
Тема лета в искусстве. Сюжетная
композиция: композиционный центр,
цвета тёплые и холодные.
Осеннее
многоцветье
земли
в
живописи. Пейзаж: пространство,
линия горизонта и цвет.
Количество
часов
Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)
Основные
направления
воспитательной
деятельности*
Человек, мир природы в
реальной
жизни:
образы
человека, природы в искусстве.
Выбор средств художественной
выразительности для создания
живописного
образа
в
соответствии с поставленными
задачами.
Элементарные
приёмы
композиции
на
плоскости и в пространстве.
Роль контраста в композиции.
Композиционный
центр
(зрительный центр композиции).
Главное и второстепенное в
композиции. Тёплые и холодные
цвета.
Наблюдение
природы,
природных явлений, различение
их характера и эмоциональных
состояний. Живопись. Пейзажи
родной природы. Элементарные
приёмы
композиции
на
плоскости. Понятия: линия
горизонта, ближе — больше,
дальше
—
меньше,
загораживание. Роль контраста в
композиции. Тёплые и холодные
2,3,5
2 класс
11 ч
1
1
3
2,4,7
3.
Самоцветы земли и мастерство
ювелиров. Декоративная композиция:
ритм, симметрия, цвет, нюансы.
1
4.
В
мастерской
мастера-гончара.
Орнамент народов мира: форма
изделия и декор.
1
5.
Природные и рукотворные формы в
натюрморте. Натюрморт: композиция,
линия, пятно, штрих, светотень.
1
6.
Красота природных форм в искусстве
графики. Живая природа. Графическая
композиция: линии разные по виду и
ритму, пятно, силуэт.
1
7.
Разноцветные
краски
осени
в
сюжетной композиции и натюрморте.
1
4
цвета.
Эмоциональные
возможности цвета.
Человек, мир природы в
реальной
жизни:
образы
человека, природы в искусстве.
Красота
и
разнообразие
природы, человека, зданий,
предметов,
выраженные
средствами
живописи.
Представления
народа
о
мужской и женской красоте,
отражённые в изобразительном
искусстве, сказках, песнях.
Сказочные образы в народной
культуре
и
декоративноприкладном
искусстве.
Композиция.
Симметрия.
Силуэт. Ритм. Цвет.
Знакомство
с
несколькими
яркими
культурами
мира,
представляющими
разные
народы и эпохи. Роль природных
условий в характере культурных
традиций разных народов мира.
Представление
о
роли
изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни
человека, в организации его
материального
окружения.
Природные формы. Простые
геометрические
формы.
Многообразие линий и их
знаковый характер.
Жанр натюрморта. Приёмы
работы
с
различными
графическими
материалами.
Красота и разнообразие природы
и
предметов,
выраженные
средствами рисунка и живописи.
Линия,
штрих,
пятно
и
художественный образ. Форма.
Силуэт. Разнообразие форм
предметного мира и передача их
на плоскости и в пространстве.
Пейзажи
родной
природы.
Композиция. Роль контраста в
композиции.
Красота
и
разнообразие
природы,
выраженные
средствами
рисунка. Изображение деревьев,
птиц: общие и характерные
черты.
Форма.
Силуэт.
Натюрморт. Линия, штрих,
пятно и художественный образ.
Отражение в произведениях
пластических
искусств
2,3,5
5,6,7
1,2,5,6
1,3,7
2,4,5
Цветовой круг: основные и составные
цвета, цветовой контраст.
8.
В мастерской мастера-игрушечника.
Декоративная
композиция
с
вариациями филимоновских узоров.
1
9.
Красный цвет в природе и искусстве.
Декоративная
композиция
с
вариациями знаков-символов.
1
10.
Найди оттенки красного цвета.
Натюрморт:
композиция,
расположение предметов на плоскости
и цвет.
1
11.
Загадки белого и чёрного. Графика:
линия, штрих, силуэт, симметрии.
1
5
общечеловеческих
идей
о
нравственности и эстетике:
отношение к природе, человеку
и
обществу.
Красота
и
разнообразие
природы,
человека,
выраженные
средствами живописи. Выбор
средств
художественной
выразительности для создания
живописного
образа
в
соответствии с поставленными
задачами.
Композиция.
Практическое
овладение
основами цветоведения.
Человек, мир природы в
реальной жизни: образ человека,
природы
в
искусстве.
Представление о богатстве и
разнообразии художественной
культуры (на примере культуры
народов
России).
Приёмы
работы
с
пластическими
скульптурными
материалами
для создания выразительного
образа.
Ознакомление
с
произведениями
народных
художественных промыслов в
России (с учётом местных
условий). Цвет. Линия. Ритм.
Образная сущность искусства:
художественный образ, его
условность, передача общего
через единичное. Отражение в
произведениях
пластических
искусств
общечеловеческих
идей о нравственности и
эстетике: отношение к природе,
человеку и обществу. Человек,
мир природы в реальной жизни:
образы человека, природы в
искусстве.
Эмоциональные
возможности цвета.
Жанр натюрморта, пейзаж.
Элементарные
приёмы
композиции
на
плоскости.
Понятия:
горизонталь,
вертикаль и диагональ — в
построении
композиции.
Понятия:
линия
горизонта,
ближе — больше, дальше —
меньше,
загораживание.
Смешение цветов.
Практическое
овладение
основами цветоведения.
Красота
и
разнообразие
природы,
предметов,
1,2,5,6,7
2,3,5
1,2,3
2,3,6
выраженные
средствами
рисунка.
Изображение
предметов, деревьев, животных:
общие и характерные черты.
Линия,
штрих,
пятно
и
художественный
образ.
Симметрия. Разнообразие форм
предметного мира и передача их
на плоскости и в пространстве.
Силуэт. Роль чёрной и белой
красок
в
эмоциональном
звучании и выразительности
образа. Роль контраста в
композиции.
Использование
различных
художественных
материалов и средств для
создания красивых, удобных,
выразительных предметов
быта. Искусство вокруг нас
сегодня.
В гостях у чародейки-зимы
В мастерской художника Гжели.
Русская керамика: форма изделия и
кистевой живописный мазок.
12 ч
1
13.
Фантазируй волшебным гжельским
мазком. Пейзаж: композиция, линия
горизонта, планы, цвет.
1
14.
Маска, ты кто? Учись видеть разные
выражения
лица.
Декоративная
композиция: импровизация на тему
карнавальной маски.
1
12.
6
Ознакомление
с
произведениями
народных
художественных
промыслов
России (с учётом местных
условий). Основные составные
цвета.
Эмоциональные
возможности
цвета.
Разнообразие форм предметного
мира и передача их на плоскости
и в пространстве.
Наблюдение
природы
и
природных явлений, различение
их характера и состояний.
Разница в изображении природы
в разное время года, суток, в
различную
погоду.
Жанр
пейзажа. Композиция. Цвет.
Пейзажи родной природы.
Образная сущность искусства:
художественный образ, его
условность, передача общего
через единичное. Человек и мир
природы в реальной жизни:
образы человека, природы в
искусстве.
Знакомство
с
некоторыми наиболее яркими
культурами
мира,
представляющими
разные
народы и эпохи (Древняя
Греция, средневековая Европа,
Япония или Индия). Сказочные
образы в народной культуре и
декоративно-прикладном
искусстве. Искусство вокруг нас.
2,3,6
2,4,6,7
1,6,7
15.
Цвета радуги в новогодней ёлке.
Сюжетная композиция.
1
16.
Храмы Древней Руси. Архитектура:
объёмы, пропорция, симметрия, ритм.
1
17.
Измени яркий цвет белилами. Пейзаж:
пространство, линия горизонта, планы,
цвет и свет.
1
18.
Зимняя
прогулка.
композиция: пейзаж
человека в движении.
Сюжетная
фигурой
1
Русский изразец в архитектуре.
Декоративная
композиция:
импровизация по мотивам русского
изразца.
1
19.
с
7
Представление
о
роли
изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни
человека, в организации его
материального
окружения.
Красота
и
разнообразие
природы, человека, зданий,
предметов,
выраженные
средствами
живописи.
Композиция.
Цвет.
Эмоциональные возможности
цвета.
Отражение в произведениях
пластических
искусств
общечеловеческих
идей
о
нравственности и эстетике:
отношение к природе, человеку,
обществу. Представление о роли
изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни
человека, в организации его
материального
окружения.
Объём в пространстве и объём
на плоскости. Способы передачи
объёма.
Выразительность
объёмных композиций. Образы
архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Пейзажи разных географических
широт. Разница в изображении
природы в разное время года,
суток, в различную погоду.
Понятия:
линия
горизонта,
ближе — больше, дальше —
меньше.
Смешение цветов.
Эмоциональное
воздействие
цвета.
Образы природы и человека в
живописи. Пейзажи родной
природы.
Композиция.
Пропорции
и
перспектива.
Передача с помощью цвета
характера
персонажа,
его
эмоционального состояния.
Отражение в произведениях
пластических
искусств
общечеловеческих
идей
о
нравственности и эстетике:
отношение к природе, человеку
и обществу. Разнообразие форм
в
природе
как
основа
декоративных
форм
в
прикладном
искусстве.
Композиция.
Симметрия.
Представление
о
роли
изобразительных (пластических)
1,3,5
1,2,5,6
2,3,5
2,4,7
3,4,6,7
20.
Изразцовая русская печь. Сюжетнодекоративная композиция по мотивам
народных сказок.
1
21.
Русское
поле.
Воины-богатыри.
Сюжетная композиция: фигура воина
на коне. Прославление богатырей —
защитников земли Русской в искусстве.
1
22.
Народный календарный праздник
Масленица в искусстве. Народный
орнамент. Узоры-символы весеннего
возрождения природы: импровизация.
1
23.
Натюрморт из предметов старинного
быта. Композиция: расположение
предметов на плоскости.
1
8
искусств в повседневной жизни
человека, в организации его
материального окружения.
Человек, мир природы в
реальной
жизни:
образы
человека, природы в искусстве.
Представление
о
роли
изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни
человека, в организации его
материального
окружения.
Сказочные образы в народной
культуре
и
декоративноприкладном искусстве. Понятие
о
синтетичном
характере
народной культуры.
Отражение в произведениях
пластических
искусств
общечеловеческих
идей
о
нравственности и эстетике:
отношение к природе, человеку
и обществу. Представления
народа о мужской и женской
красоте,
отражённые
в
изобразительном
искусстве,
сказках,
песнях.
Образ
защитника Отечества. Жанр
портрета. Композиция. Цвет.
Линия.
Отражение в произведениях
пластических
искусств
общечеловеческих
идей
о
нравственности и эстетике:
отношение к природе, человеку
и обществу. Человек, мир
природы в реальной жизни:
образы человека, природы в
искусстве.
Выбор
средств
художественной
выразительности для создания
живописного
образа
в
соответствии с поставленными
задачами. Истоки декоративноприкладного искусства и его
роль в жизни человека. Понятие
о
синтетичном
характере
народной культуры.
Красота
и
разнообразие
природы, человека, зданий,
предметов,
выраженные
средствами живописи. Выбор
средств
художественной
выразительности для создания
живописного
образа
в
соответствии с поставленными
задачами. Жанр натюрморта.
1,2,6,7
1,2,6,7
2,4,5
1,2,5,6,7
Композиция. Композиционный
центр
(зрительный
центр
композиции). Пропорции и
перспектива.
Главное
и
второстепенное в композиции.
Симметрия и асимметрия.
Весна - красна! Что ты нам
принесла?
«А сама-то величава, выступает будто
пава...» Образ русской женщины.
Русский
народный
костюм:
импровизация.
11 ч
25.
Чудо палехской сказки. Сюжетная
композиция: импровизация на тему
литературной сказки.
1
26.
Цвет и настроение в искусстве.
Декоративная композиция. Пейзаж:
колорит весеннего пейзажа.
1
27.
Космические
фантазии.
Пейзаж:
пространство и цвет, реальное и
символическое изображение.
1
24.
1
9
Человек, мир природы в
реальной
жизни:
образы
человека, природы в искусстве.
Представление о богатстве и
разнообразии художественной
культуры (на примере культуры
народов России). Образ человека
в
традиционной
культуре.
Представления
народа
о
мужской и женской красоте,
отражённые в изобразительном
искусстве, сказках, песнях.
Портрет. Композиция. Цвет.
Особая
роль
ритма
в
декоративно-прикладном
искусстве.
Отражение в произведениях
пластических
искусств
общечеловеческих
идей
о
нравственности и эстетике:
отношение к природе, человеку
и
обществу.
Красота
и
разнообразие
природы,
человека, зданий, предметов,
выраженные
средствами
живописи. Сказочные образы в
народной
культуре
и
декоративно-прикладном
искусстве. Композиция. Роль
контраста в композиции. Цвет.
Практическое
овладение
основами цветоведения.
Образы природы и человека в
живописи.
Использование
различных
художественных
материалов и средств для
создания
выразительных
образов природы. Пейзажи
родной природы. Композиция.
Цвет. Практическое овладение
основами
цветоведения.
Эмоциональные возможности
цвета.
Человек, мир природы в
реальной
жизни:
образы
человека, природы в искусстве.
Выбор средств художественной
выразительности для создания
2,3,6
2,4,6,7
1,3,7
1,3,7
28.
Весна разноцветная. Пейзаж в графике:
монотипия.
1
29.
Тарарушки из села Полховский
Майдан. Народная роспись: повтор и
импровизации.
1
30.
Печатный
пряник
с
ярмарки.
Декоративная композиция: прорезные
рисунки с печатных досок.
1
31.
Русское поле. Памятник доблестному
воину. Скульптура: рельеф, круглая
скульптура.
1
32.
Братья наши меньшие. Графика,
набросок, линии разные по виду и
ритму.
1
10
живописного
образа
в
соответствии с поставленными
задачам. Композиция. Цвет.
Линия,
штрих,
пятно
и
художественный образ.
Пейзажи разных географических
широт.
Использование
различных
художественных
материалов и средств для
создания
выразительных
образов природы. Линия, штрих,
пятно и художественный образ.
Ознакомление
с
произведениями
народных
художественных промыслов в
России (с учётом местных
условий). Разнообразие форм в
природе
как
основа
декоративных
форм
в
прикладном искусстве. Роль
рисунка в искусстве. Основная и
вспомогательная.
Цвет.
Эмоциональные возможности
цвета.
Представление
о
роли
изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни
человека, в организации его
материального
окружения.
Красота
и
разнообразие
природы, человека, зданий,
предметов,
выраженные
средствами
рисунка.
Роль
рисунка в искусстве: основная и
вспомогательная. Композиции.
Линия,
штрих,
пятно
и
художественный образ.
Отражение в произведениях
пластических
искусств
общечеловеческих
идей
о
нравственности и эстетики:
отношение к природе, человеку
и обществу. Образ защитника
Отечества. Красота человека,
выраженная
средствами
скульптуры.
Объём
в
пространстве и объём на
плоскости.
Выразительность
объёмных композиций. Роль
рисунка:
основная
и
вспомогательная. Линия, штрих,
пятно и художественный образ.
Человек, мир природы в
реальной
жизни:
образы
человека, природы в искусстве.
Роль рисунка в искусстве:
3,4,6,7
1,3,7
1,6,7
1,2,5,6,7
1,2,5,6
33.
Цветы в природе
Орнамент народов
изделия и декор.
и искусстве.
мира: форма
1
34.
Наши достижения. Я умею. Я могу.
Наш проект: доброе дело само себя
хвалит.
1
№
п/п
1.
Раздел, Темы
Осень. «Как прекрасен этот мир,
посмотри...»
Земля одна, а цветы на ней разные.
Натюрморт: свет, цвет, форма.
Количество
часов
основная и вспомогательная.
Изображение птиц, животных:
общие и характерные черты.
Линия,
штрих,
пятно
и
художественный образ.
Представление
о
роли
изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни
человека, в организации его
материального
окружения.
Знакомство
с
несколькими
наиболее яркими культурами
мира, представляющими разные
народы и эпохи (Древняя
Греция, средневековая Европа,
Япония или Индия). Роль
природных условий в характере
культурных традиций разных
народов мира. Разнообразие
форм в природе как основа
декоративных
форм
в
прикладном искусстве.
Демонстрация
достигнутых
результатов и обсуждение, чему
научились в течение года по
видам
изобразительного
искусства.
2,3,6
2,4,6,7
Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)
Основные
направления
воспитательной
деятельности*
Выбор средств художественной
выразительности для создания
живописного
образа
в
соответствии с поставленными
задачами. Разнообразие форм
предметного мира и передача их
на плоскости и в пространстве.
Природные формы.
Разнообразие форм в природе
как основа декоративных форм в
прикладном
искусстве.
Ознакомление
с
произведениями
народных
художественных промыслов в
России.
Человек, мир природы в
реальной
жизни:
образы
человека, природы в искусстве.
Искусство вокруг нас сегодня.
2,3,5
3 класс
11 ч
1
2.
В жостовском подносе все цветы
России. Русские лаки: традиции
мастерства.
1
3.
О чём может рассказать русский
расписной поднос. Русские лаки:
традиции мастерства.
1
11
2,4,7
3,4,6,7
4.
Каждый художник урожай своей земли
хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма
и объём.
1
5.
Лети, лети, бумажный змей. Орнамент
народов мира: традиции мастерства.
1
6.
Чуден свет — мудры люди, дивны дела
их. Лоскутная мозаика: традиции
мастерства.
1
7.
Живописные
просторы
Родины.
Пейзаж: пространство и цвет.
1
8.
Родные края в росписи гжельской
майолики. Русская майолика: традиции
мастерства.
1
9.
«Двор, что город, изба, что терем». В
мире народного зодчества: традиции
народного мастерства.
1
10.
«То ли терем, то ли царёв дворец». В
мире народного зодчества: традиции
народного мастерства.
1
12
Выбор средств художественной
выразительности для создания
живописного
образа
в
соответствии с поставленными
задачами. Жанр натюрморта.
Знакомство
с
несколькими
наиболее яркими культурами
мира, представляющими разные
народы и эпохи (Древняя
Греция, средневековая Европа,
Япония или Индия). Роль
природных условий в характере
культурных традиций разных
народов мира.
Представление
о
роли
изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни
человека, в организации его
материального
окружения.
Элементарные приёмы работы с
различными материалами для
создания
выразительного
образа.
Представление
о
возможностях
использования
навыков
художественного
конструирования
и
моделирования
в
жизни
человека.
Красота, разнообразие природы,
человека, зданий, предметов,
выраженные
средствами
живописи.
Выбор
средств
художественной
выразительности для создания
живописного
образа
в
соответствии с поставленными
задачами.
Ознакомление
с
произведениями
народных
художественных промыслов в
России.
Отражение в произведениях
пластических
искусств
общечеловеческих
идей
о
нравственности и эстетике:
отношение к природе, человеку
и
обществу.
Образы
архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Отражение в пластических
искусствах
природных,
географических
условий,
традиций,
религиозных
верований разных народов (на
примере изобразительного и
1,2,5,6
1,3,7
1,2,5,6,7
1,2,5,6,7
1,2,3
5,6,7
1,2,5,6,7
Каждая птица своим пером красуется.
Живая природа: форма и цвет,
пропорции
1
10 ч
12.
Зима. «Как прекрасен этот мир,
посмотри...»
Каждая изба удивительных вещей
полна. Натюрморт: свет и тень, объём и
пропорции.
13.
Русская зима. Пейзаж в графике:
чёрный и белый цвета.
1
14.
Зима не лето, в шубу одета. Орнамент
народов мира: традиции мастерства.
1
15.
Зима за морозы, а мы за праздники.
Карнавальные новогодние фантазии:
импровизация.
1
16.
Всякая красота фантазии да умения
требует. Маски — фантастические и
сказочные образы, маски ряженых.
1
11.
1
13
декоративно-прикладного
искусства народов России).
Образная сущность искусства:
художественный образ, его
условность, передача общего
через единичное. Изображение
деревьев,
птиц,
животных:
общие и характерные черты.
Красота
и
разнообразие
природы, человека, зданий,
предметов,
выраженные
средствами живописи. Выбор
средств
художественной
выразительности для создания
живописного
образа
в
соответствии с поставленными
задачами.
Роль контраста в композиции.
Композиционный центр. Линия,
штрих, пятно и художественный
образ. Роль белой и чёрной
красок
в
эмоциональном
звучании и выразительности
образа.
Роль
ритма
в
эмоциональном
звучании
композиции в живописи и
рисунке.
Представление о богатстве и
разнообразии художественной
культуры (на примере культуры
народов
России).
Роль
природных условий в характере
культурных традиций разных
народов мира. Разнообразие
форм в природе как основа
декоративных
форм
в
прикладном искусстве.
Представление
о
роли
изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни
человека, в организации его
материального окружения. Роль
рисунка в искусстве: основная и
вспомогательная. Разнообразие
материалов
для
художественного
конструирования
и
моделирования.
Сказочные
образы в народной культуре и
декоративноприкладном
искусстве.
Образная сущность искусства:
художественный образ, его
2,4,6,7
1,6,7
2,3,5
1,2,5,6,7
1,2,5,6,7
1,3,6,7
17.
В каждом посаде в своём наряде.
Русский народный костюм: узорыобереги.
1
18.
Жизнь костюма в театре. Сценический
костюм героя: традиции народного
костюма.
1
19.
Россия державная. В мире народного
зодчества: памятники архитектуры.
1
20.
«Город
чудный...»
Памятники
архитектуры: импровизация.
1
21.
Защитники земли Русской. Сюжетная
композиция: композиционный центр.
1
Весна. «Как прекрасен этот мир,
посмотри...»
Дорогие, любимые, родные. Женский
портрет: выражение и пропорции лица.
5ч
22.
1
14
условность, передача общего
через единичное.
Представления о богатстве и
разнообразии художественной
культуры (на примере культуры
народов России).
Особенности художественного
творчества: художник и зритель.
Отражение в произведениях
пластических
искусств
общечеловеческих
идей
о
нравственности и эстетике:
отношение к природе, человеку
и
обществу.
Связь
изобразительного искусства с
музыкой,
песней,
танцами,
былинами,
сказаниями,
сказками.
Образы
архитектуры
и
декоративно-прикладного
искусства.
Образы
архитектуры
и
декоративно-прикладного
искусства.
Связь
изобразительного искусства с
музыкой, песнями, танцами,
былинами,
сказаниями,
сказками.
Представления народа о красоте
человека (внешней и духовной),
отражённые
в
искусстве.
Эмоциональная
и
художественная
выразительность
образов
персонажей,
пробуждающих
лучшие человеческие чувства и
качества: доброту, сострадание,
поддержку, заботу, героизм,
бескорыстие и т. д. Образ
защитника Отечества.
Тема любви, дружбы, семьи в
искусстве.
Представления
народа о красоте человека
(внешней
и
духовной).
Эмоциональная
и
художественная
выразительность
образов
персонажей,
пробуждающих
лучшие человеческие чувства и
качества: доброту, сострадание,
поддержку, заботу, героизм,
бескорыстие и т. д. Образ
современника.
1,3,5
2,4,5
1,2,5,6,7
2,3,6
2,4,6,7
2,3,6
Широкая
Масленица.
Сюжетнодекоративная
композиция:
композиционный центр и цвет.
Красота и мудрость народной игрушки.
Русская деревянная игрушка: развитие
традиции мастерства.
1
Образы человека и природы в
живописи.
1,6,7
1
1,3,5
25.
Герои сказки глазами художника.
Сюжетная
композиция:
композиционный центр и цвет.
1
26.
Герои сказки глазами художника.
Сюжетная
композиция:
композиционный центр и цвет.
1
Человек, мир природы в
реальной
жизни:
образы
человека, природы в искусстве.
Ознакомление
с
произведениями
народных
художественных
промыслов
России.
Представления народа о красоте
человека (внешней и духовной),
отражённые
в
искусстве.
Сказочные образы в народной
культуре
и
декоративноприкладном искусстве.
Представления народа о красоте
человека (внешней и духовной),
отражённые
в
искусстве.
Сказочные образы в народной
культуре
и
декоративноприкладном искусстве.
Лето. «Как прекрасен этот мир,
посмотри...»
Водные просторы России. Морской
пейзаж: линия горизонта и колорит.
8ч
1,6,7
28.
Цветы России на павловопосадских
платках и шалях. Русская набойка:
традиции мастерства.
1
29.
Всяк на свой манер. Русская набойка:
композиция и ритм.
1
30.
В весеннем небе — салют Победы!
Патриотическая тема в искусстве.
Декоративно-сюжетная композиция:
цвет.
1
31.
Гербы городов Золотого кольца
России. Символические изображения:
состав герба.
1
32.
Сиреневые перезвоны.
свет и цвет.
Натюрморт:
1
33.
У всякого мастера свои затеи.
Орнамент народов мира: традиции
мастерства.
1
Пейзажи разных географических
широт.
Выбор
средств
художественной
выразительности для создания
живописного
образа
в
соответствии с поставленными
задачами.
Искусство вокруг нас сегодня.
Представление
о
роли
изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни
человека, в организации его
материального окружения.)
Разнообразие форм в природе
как основа декоративных форм в
прикладном искусстве.
Красота
и
разнообразие
природы, человека, зданий,
предметов,
выраженные
средствами живописи и графики.
Образ защитника Отечества.
Образная сущность искусства:
художественный образ, его
условность, передача общего
через единичное.
Человек, мир природы в
реальной
жизни:
образы
человека, природы в искусстве.
Знакомство
с
несколькими
наиболее яркими культурами
мира, представляющими разные
народы и эпохи (Древняя
23.
24.
27.
1
15
2,4,5
2,4,7
1,3,5
2,4,5
2,4,7
2,4,6,7
1,6,7
2,4,6,7
34.
№
п/п
1.
Наши достижения. Я знаю. Я могу.
Наш проект.
Раздел, Темы
Восхитись вечно живым миром
красоты
Целый мир от красоты. Пейзаж:
пространство, композиционный центр,
цветовая гамма, линия, пятно.
Количество
часов
Греция, средневековая Европа,
Япония или Индия).
Красота
и
разнообразие
природы, человека, зданий,
предметов,
выраженные
средствами живописи и графики.
2,4,6,7
Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)
Основные
направления
воспитательной
деятельности*
Образная сущность искусства:
художественный образ, его
условность, передача общего
через единичное. Отражение в
произведениях
пластических
искусств
общечеловеческих
идей о нравственности и
эстетике: отношение к природе,
человеку и обществу. Образы
природы и человека в живописи.
Продолжение знакомства с
основами
художественной
грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, ритм.
Красота
и
разнообразие
природы, человека, зданий,
предметов,
выраженные
средствами
рисунка.
Изображение деревьев, птиц,
животных: общие и характерные
черты. Линия, штрих, пятно и
художественный образ. Пейзажи
родной природы.
Выдающиеся
представители
изобразительного
искусства
народов России (по выбору).
Пейзажи
родной
природы.
Продолжение знакомства с
основами
художественной
грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, ритм.
Представления о богатстве и
разнообразии художественной
культуры (на примере культуры
народов
России).
Истоки
декоративно-прикладного
искусства и его роль в жизни
человека.
Ознакомление
с
произведениями
народных
художественных промыслов в
России (с учётом местных
условий). Искусство вокруг нас
2,3,5
4 класс
11 ч
1
2.
Древо жизни — символ мироздания.
Наброски и зарисовки: линия, штрих,
пятно, светотень.
1
3.
Мой край родной. Моя земля. Пейзаж:
пространство, планы, цвет, свет.
1
4.
Цветущее дерево — символ жизни.
Декоративная композиция: мотив
дерева в народной росписи.
1
16
2,4,7
3,4,6,7
2,3,6
5.
Птица — символ света, счастья и добра.
Декоративная композиция: равновесие
красочных
пятен,
узорные
декоративные разживки, симметрия,
ритм, единство колорита.
1
6.
Конь — символ солнца, плодородия и
добра. Декоративная композиция:
линия,
силуэт
с
вариациями
городецких разживок.
1
7.
Связь поколений в традициях Городца.
Декоративная
композиция
с
вариациями городецких мотивов: ритм,
симметрия, динамика, статика.
1
8.
Знатна Русская земля мастерами и
талантами. Портрет: пропорции лица
человека.
1
17
сегодня.
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия, форма,
ритм.
Представление
о
роли
изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни
человека, в организации его
материального
окружения.
Ознакомление
с
произведениями
народных
художественных промыслов в
России (с учётом местных
условий).
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия, форма,
ритм.
Истоки
декоративноприкладного искусства и его
роль в жизни человека. Понятие
о
синтетичном
характере
народной культуры (украшение
жилища,
предметов
быта,
орудий труда, костюма; музыка,
песни,
хороводы;
былины,
сказания, сказки). Ознакомление
с произведениями народных
художественных промыслов в
России (с учётом местных
условий).
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия, форма,
ритм.
Искусство вокруг нас сегодня.
Ознакомление
с
произведениями
народных
художественных промыслов в
России (с учётом местных
условий).
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия, форма,
ритм.
Образ современника. Образ
человека
в
традиционной
культуре. Представления народа
о красоте человека (внешней и
духовной),
отражённые
в
искусстве.
Жанр
портрета.
Продолжение знакомства с
основами
художественной
грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, ритм.
2,3,6
1,3,7
2,4,5
1,2,5,6,7
9.
Вольный ветер — дыхание земли.
Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно,
свет.
1
10.
Движение — жизни течение. Наброски
с натуры, по памяти и представлению:
подвижность красочных пятен, линий.
1
11.
Осенние
метаморфозы.
колорит, композиция.
1
14 ч
12.
Любуйся ритмами в жизни природы
и человека
Родословное дерево — древо жизни,
историческая память, связь поколений.
Групповой портрет: пропорции лица
человека, композиция.
13.
Двенадцать братьев друг за другом
бродят...
Декоративно-сюжетная
композиция:
приём уподобления,
силуэт.
1
14.
Год не неделя — двенадцать месяцев
впереди. Иллюстрация к сказке:
композиция, цвет.
1
Пейзаж:
1
18
Жанр пейзажа. Пейзажи родной
природы.
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия, ритм.
Образы природы и человека в
живописи.
Разница
в
изображении природы в разное
время года, суток, различную
погоду.
Выбор
средств
художественной
выразительности для создания
живописного
образа
в
соответствии с поставленными
задачами.
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия, форма,
ритм.
Наблюдение
природы
и
природных явлений, различение
их характера и эмоциональных
состояний.
Использование
различных
художественных
материалов и средств для
создания
выразительных
образов природы. Жанр пейзажа.
Продолжение знакомства с
основами
художественной
грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, ритм.
Образ современника. Жанр
портрета. Тема любви, дружбы,
семьи в искусстве. Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия.
Человек, мир природы в
реальной
жизни:
образы
человека, природы в искусстве.
Образ человека в традиционной
культуре.
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия, форма,
ритм.
Сказочные образы в народной
культуре
и
декоративноприкладном искусстве. Темы
любви, дружбы, семьи в
искусстве.
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
1,6,7
2,4,6,7
1,2,3
3,4,6,7
1,6,7
2,4,6,7
15.
Новогоднее настроение. Колорит:
гармоническое сочетание родственных
цветов.
1
16.
Твои
новогодние
поздравления.
Проектирование
открытки:
цвет,
форма, ритм, симметрия.
1
17.
Зимние
фантазии.
Наброски
и
зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия.
1
18.
Зимние
картины.
Сюжетная
композиция:
линия
горизонта,
композиционный
центр,
пространственные
планы,
ритм,
динамика.
1
19.
Ожившие вещи. Натюрморт: форма,
объём предметов, их конструктивные
особенности, композиция.
1
19
композиция, цвет, линия, форма,
ритм.
Человек, мир природы в
реальной
жизни:
образы
человека, природы в искусстве.
Выбор средств художественной
выразительности для создания
живописного
образа
в
соответствии с поставленными
задачами.
Эмоциональные
возможности
цвета.
Продолжение знакомства с
основами
художественной
грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, ритм.
Искусство вокруг нас сегодня.
Элементарные приёмы работы с
различными материалами для
создания
выразительного
образа.
Представление
о
возможности
использования
навыков конструирования и
моделирования
в
жизни
человека.
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия, форма,
ритм.
Образы природы и человека в
живописи.
Красота
и
разнообразие
природы,
человека, зданий, предметов,
выраженные
средствами
рисунка.
Пейзажи
разных
географических
широт.
Продолжение знакомства с
основами
художественной
грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, ритм.
Образы природы и человека в
живописи.
Красота
и
разнообразие
природы,
человека, зданий, предметов,
выраженные
средствами
живописи.
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия, форма,
ритм.
Человек, мир природы в
реальной
жизни:
образы
человека, природы в искусстве.
Жанр
натюрморта.
Продолжение знакомства с
основами
художественной
2,4,6,7
1,3,5
2,3,5
2,3,5
1,2,3,5
20.
Выразительность формы предметов.
Декоративный натюрморт: условность
формы и цвета, чёрная линия, штрихи в
обобщении формы предмета.
1
21.
Русское поле. Бородино.
Батальный жанр.
Портрет.
1
22.
«Недаром помнит вся Россия про день
Бородина...» Сюжетная композиция:
композиционный центр, колорит.
1
23.
Образ мира в народном костюме и
внешнем убранстве крестьянского
дома. Образы-символы. Орнамент:
ритм, симметрия, символика.
1
24.
Народная расписная картинка-лубок.
Декоративная
композиция:
цвет,
линия, штрих.
1
20
грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, объём.
Жанр
натюрморта.
Продолжение знакомства с
основами
художественной
грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, объём.
Отражение в произведениях
пластических
искусств
общечеловеческих
идей
о
нравственности и эстетике:
отношение к природе, человеку
и обществу. Представления
народа о красоте человека
(внешней
и
духовной),
отражённые в искусстве. Образ
защитника Отечества. Жанр
портрета.
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия.
Образ защитника Отечества.
Эмоциональная
и
художественная
выразительность
образов
персонажей,
пробуждающих
лучшие человеческие чувства и
качества: доброту, сострадание.
Человек, мир природы в
реальной
жизни:
образы
человека, природы в искусстве.
Представление
о
роли
изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни
человека, в организации его
материального
окружения.
Продолжение знакомства с
основами
художественной
грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, ритм.
Представление
о
роли
изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни
человека, в организации его
материального
окружения.
Отражение в пластических
искусствах
природных,
географических
условий,
традиций,
религиозных
верований разных народов (на
примере изобразительного и
декоративно-прикладного
искусства народов России).
Продолжение знакомства с
основами
художественной
2,3,5
2,4,6,7
1,3,7
2,4,7
2,4,5
Народная расписная картинка-лубок.
Декоративная
композиция:
цвет,
линия, штрих.
1
Восхитись созидательными силами
природы и человека
Вода — живительная стихия. Проект
экологического плаката: композиция,
линия, пятно.
9ч
27.
Повернись к мирозданию. Проект
экологического плаката в технике
коллажа.
1
28.
Русский мотив. Пейзаж: композиция,
колорит,
цветовая
гамма,
пространство.
1
29.
Русский мотив. Пейзаж: композиция,
колорит,
цветовая
гамма,
пространство.
1
30.
Всенародный праздник — День
Победы. Патриотическая тема в
искусстве:
образы
защитников
Отечества.
1
25.
26.
1
21
грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, ритм.
Красота
и
разнообразие
природы, человека, зданий,
предметов,
выраженные
средствами
рисунка.
Продолжение знакомства с
основами
художественной
грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, ритм.
Особенности художественного
творчества: художник и зритель.
Красота
и
разнообразие
природы, человека, зданий,
предметов,
выраженные
средствами
рисунка.
Фотография и произведение
изобразительного
искусства:
сходство
и
различие.
Использование
различных
художественных материалов и
средств
для
создания
выразительных
образов
природы. Искусство вокруг нас
сегодня.
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия, форма,
ритм.
Искусство
вокруг
нас.
Использование
различных
художественных материалов и
средств
для
создания
выразительных
образов
природы.
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия, форма,
ритм.
Пейзажи
родной
природы.
Продолжение знакомства с
основами
художественной
грамоты: композиция, цвет,
линия.
Пейзажи
родной
природы.
Продолжение знакомства с
основами
художественной
грамоты: композиция, цвет,
линия.
Представления народа о красоте
человека (внешней и духовной),
отражённые в искусстве. Образ
защитника Отечества. Основные
темы
скульптуры.
1,2,5,6,7
1,2,5,6
2,3,6
1,2,5,6
1,3,7
2,4,5
31.
«Медаль за бой, за труд из одного
металла
льют».
Медальерное
искусство: образы-символы.
1
32.
Орнаментальный образ в веках.
Орнамент народов мира: региональное
разнообразие
и
национальные
особенности.
1
33.
Орнаментальный образ в веках.
Орнамент народов мира: региональное
разнообразие
и
национальные
особенности.
1
34.
Орнаментальный образ в веках.
Орнамент народов мира: региональное
разнообразие
и
национальные
особенности.
1
22
Выразительность
объёмных
композиций.
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия, форма,
объём, ритм.
Основные темы скульптуры.
Элементарные приёмы работы с
пластическими скульптурными
материалами.
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия, форма,
объём, ритм.
Знакомство
с
несколькими
наиболее яркими культурами
мира
(Древняя
Греция,
средневековая Европа, Япония
или Индия).
Отражение в
пластических
искусствах
природных,
географических
условий, традиций, религиозных
верований разных народов (на
примере изобразительного и
декоративно-прикладного
искусства народов России).
Продолжение знакомства с
основами
художественной
грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, ритм.
Знакомство
с
несколькими
наиболее яркими культурами
мира
(Древняя
Греция,
средневековая Европа, Япония
или Индия).
Отражение в
пластических
искусствах
природных,
географических
условий, традиций, религиозных
верований разных народов (на
примере изобразительного и
декоративно-прикладного
искусства народов России).
Продолжение знакомства с
основами
художественной
грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, ритм.
Знакомство
с
несколькими
наиболее яркими культурами
мира
(Древняя
Греция,
средневековая Европа, Япония
или Индия).
Отражение в
пластических
искусствах
природных,
географических
условий, традиций, религиозных
верований разных народов (на
примере изобразительного и
1,2,5,6,7
1,2,5,6
1,3,7
2,4,5
декоративно-прикладного
искусства народов России).
Продолжение знакомства с
основами
художественной
грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, ритм.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МАОУ лицей №11
им. В.В.Рассохина
№ 1 от «27» августа 2021 г.
___________ И.А.Рубан
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УР
МАОУ лицея № 11
им. В.В. Рассохина г. Армавира
______________ А.А.Козлова
«27» августа 2021 г
23