окружающий мир 2-4 ИЗМЕНЕНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета протокол
№1
от 31 августа 2021 года
Директор
__________________ А.М. Абелян
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,
ВНОСИМЫЕ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
по

окружающему миру

Уровень образования начальное общее образование
Классы 2–4 классы
Количество часов 102 (2 класс – 34 ч., 3 класс – 34ч., 4 класс – 34 ч..)
Учитель, разработчик рабочей программы:
Мирошниченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов

Программа разработана в соответствии и на основе:
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования" (с дополнениями и изменениями) ФГОС начального общего образования,
утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286;
с учетом: примерной основной образовательной программы начального общего образования,
одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол
от 8 апреля 2015 г. № 1/5)
-УМК: Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков. – М., ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2020 г.

Армавир, 2021 г.
1

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Окружающий мир»
достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности,
обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника,
ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Личностные результаты освоения программы предмета «Окружающий мир» отражают
освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие
позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным,
социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта
применения сформированных представлений и отношений на практике.
1. Гражданско-патриотическое воспитание:
- становление ценностного отношения к своей Родине - России;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края;
- уважение к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
2. Духовно-нравственное воспитание:
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому
человеку;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
3. Эстетическое воспитание:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
5. Трудовое воспитание:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к
результатам труда, интерес к различным профессиям.
6. Экологическое воспитание:
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Формирование представлений о ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира;
2

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Раздел, Темы

Общий взгляд на Землю
Материки
и
океаны
Земли.
Практическая работа. Работа с
физической
картой
России
и
полушарий, глобусом, контурной
картой полушарий.

Количество
часов
2 класс
2ч
1

Россия - самое большое государство
мира. Москва - столица нашей страны.
Россия - родина космонавтики.

1

Как изучают окружающий мир
Органы чувств человека. Правила
гигиены. Что надо знать, чтобы
сохранить органы чувств здоровыми.
Правила организации учебного труда
дома и в школе. Практическая
работа. Определение с помощью
органов чувств разных объектов
окружающего мира и их свойств.
Источники
информации
об
окружающем
мире:
наблюдение,
измерение, опыт, книги, Интернет.
Исследовательская работа. Труд и
творчество старших и сверстников.
Учеба
как
вид
творческой
деятельности. Классный, школьный
коллектив. Роль учителя.
Инструменты и приборы. Назначение и
устройство
термометра.
Практическая работа. Знакомство с
лупой, термометром. Измерение
температуры тела, воздуха, воды,
снега.
Тела и вещества. Три состояния
веществ в природе - твердое, жидкое,
газообразное.
Свойства
веществ.
Экология - наука о взаимосвязях между
живыми организмами и окружающей
средой.
Практическая
работа.
Определение
свойств
веществ,
находящихся в твердом, жидком и
газообразном состоянии.

5ч
1

1

1

1

1

3

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

– определять причины смены на
Земле дня и ночи, смены времен
года;
– показывать на карте и глобусе
основные
формы
земной
поверхности и водоемы.
– определять причины смены на
Земле дня и ночи, смены времен
года;
– показывать на карте и глобусе
основные
формы
земной
поверхности и водоемы.

2,3,5

– понимать назначение органов
чувств
для
познания
окружающего мира;
– выполнять правила личной
гигиены, безопасного поведения
в доме, на улице, в природной
среде;
–
соблюдать
правила
организации учебного труда
дома и в школе, понимать роль
учителя;
–
проводить
несложные
наблюдения в природе и
воспроизводить
опыты
в
соответствии с инструкцией,
используя
простейшее
лабораторное оборудование и
измерительные
приборы;
соблюдать
технику
безопасности;
– различать твердые, жидкие и
газообразные вещества;
– использовать на практике
основные правила познания
окружающего мира;
– понимать различия между
источниками информации об
окружающем мире: наблюдение,
измерение,
опыт,
книги,
Интернет;
–
оценивать
характер
взаимоотношений
людей
в

3,4,6,7

2,4,7

1,2,5,6

1,3,7

2,4,5

1,2,5,6,7

классном,
коллективах.
8.

9.

10.
11.

12.

13.

14.

15.
16.
17.

18.

19.

Космос и планета Земля
Звезды. Солнце - звезда. Планеты. Луна
- спутник Земли. Экскурсия в
планетарий.
Форма Земли. Вращение Земли вокруг
оси и Солнца. Время: год, месяц,
неделя, сутки. Причина смены дня и
ночи. Наблюдения за высотой Солнца
над горизонтом, за изменением
длины тени от предметов в течение
светового дня, за фазами Луны; за
погодой.
Область жизни на Земле.
Ориентирование по отношению к
собственному телу, Солнцу и местным
признакам. Практическая работа.
Ориентирование на местности
относительно собственного тела, по
Солнцу и местным признакам.
Горизонт, стороны горизонта. Компас.
Практическая работа. Изготовление
примитивного
компаса.
Ориентирование на местности по
компасу.
Представление
о
глобусе
и
географической
карте.
Основные
формы земной поверхности (рельеф):
равнина,
горы,
холмы,
овраги.
Практическая работа. Нахождение
на глобусе и карте изучаемых
объектов.
Формы
земной
поверхности,
свойственные родному краю. Красота и
разнообразие ландшафтов России и
родного края.
Взаимодействие сил природы
Влияние Солнца на сушу.
Тепловые пояса Земли и смена времен
года. Причина смены времен года.
Вода. Вода на Земле. Водоемы
естественные: океан, море, озеро, река,
болото.
Экскурсия
к
водоему:
наблюдения за состоянием водоема в
разное время года. Обсуждение
правил поведения у водоема.
Водоемы искусственные - пруд,
водохранилище, каналы. Правила
безопасного пользования источниками
воды.
Три состояния воды. Вода в атмосфере.
Снег, лед. Свойства воды. Вода растворитель. Очистка воды от
примесей фильтрованием. Вода - одно
из условий жизни на Земле. Вода в

7ч
1

1

1
1

школьном

– характеризовать Землю как
планету, Солнце как звезду,
Луну как спутник Земли;
– ориентироваться на местности
относительно своего тела; знать
правила пользования компасом,
определять основные стороны
горизонта по компасу, по
природным приметам;
– определять причины смены на
Земле дня и ночи, смены времен
года;
– показывать на карте и глобусе
основные
формы
земной
поверхности и водоемы.

1,2,3

2,3,6

5,6,7
2,3,6

1

2,4,6,7

1

1,6,7

1

1,3,5

11 ч
1
1
1

1

1

4

– измерять температуру воды,
воздуха и своего тела;
– различать три состояния воды;
определять основные свойства
воды, ее значение для живых
организмов и хозяйственной
деятельности
человека;
объяснять причины круговорота
воды в природе;
– определять основные свойства
воздуха, его значение для
растений, животных, человека.

2,3,5
2,4,7
3,4,6,7

1,2,6,7

1,3,7

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

быту.
Практическая
работа.
Определение свойств воздуха и воды.
Растворение
в
воде
веществ,
фильтрование.
Воздух. Представление о его составе.
Свойства воздуха. Воздух как условие
горения. Что такое ветер. Значение
воздуха для растений, животных и
человека.
Практическая работа.
Определение направления ветра с
помощью флюгера.
Взаимосвязи и взаимозависимости
между
компонентами
неживой
природы. Явления природы: снегопад,
листопад, ветер, гроза; смена времени
суток, смена времен года.
Круговорот
воды
в
природе.
Практическая работа. Измерение
температуры воздуха и воды.
Представление о стихийных бедствиях
на Земле. Стихийные бедствия,
возможные в местности, где находится
школа. Экскурсия. Ознакомление с
экологическим состоянием своей
местности.
Изменение поверхности Земли под
воздействием Солнца, воды, ветра и
деятельности человека.
Охрана суши, воды и воздуха от
загрязнения вредными веществами.
Живая природа
Царства живой природы: бактерии,
грибы, растения, животные. Признаки
живых организмов: дыхание, питание,
движение,
рост,
размножение,
умирание.
Представление
о
взаимосвязи живых организмов с
неживой природой, о связях между
разными
представителями
живой
природы.
Растения, их разнообразие. Роль
растений в природе и жизни человека.
Бережное отношение человека к
растениям. Растения родного края,
названия, краткая характеристика на
основе наблюдений. Практическая
работа.
Проращивание
семян;
наблюдение за развитием растений в
разных условиях; наблюдение и уход
за комнатными растениями.
Части растения (корень, стебель, лист,
цветок,
плод,
семя).
Условия,
необходимые для жизни растений
(свет, тепло, воздух, вода). Водоросли,
мхи,
папоротники,
хвойные
и
цветковые растения.

1

1

– измерять температуру воды,
воздуха и своего тела;
– различать три состояния воды;
определять основные свойства
воды, ее значение для живых
организмов и хозяйственной
деятельности
человека;
объяснять причины круговорота
воды в природе;
– определять основные свойства
воздуха, его значение для
растений, животных, человека.

2,4,5

1,2,5,6,7

1

1,2,5,6

1

2,3,6

1

2,4,6,7

1

1,6,7

9ч
1

1

1

5

– устанавливать связи между
живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе
(на
основе
изученного
материала); использовать их для
объяснения
необходимости
бережного
отношения
к
природе;
– сравнивать объекты природы
на основе внешних признаков
или известных характерных
свойств;
–
описывать
на
основе
предложенного плана изученные
объекты и явления живой и
неживой природы;
–
определять
условия,
необходимые
для
жизни
растений (свет, тепло, воздух,
вода);
– различать хвойные, цветковые;
дикорастущие и культурные
растения; съедобные и ядовитые
грибы;

2,3,5

2,3,5

2,4,7

29.

30.

31.

32.

33.

34.

№
п/п

1.

Деревья,
кустарники,
травы.
Дикорастущие и культурные растения.
Овощи и фрукты. Части растений,
которые
мы
едим.
Плоды
и
корнеплоды. Практическая работа.
Рассматривание и классификация
плодов и семян; рассматривание
строения плода и корнеплода.
Животные, их разнообразие. Условия,
необходимые для жизни животных
(воздух,
вода,
тепло,
пища).
Представление о группах животных:
насекомые,
рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся,
птицы,
млекопитающие
(или
насекомые,
рыбы, птицы, звери); разнообразие
животных.
Особенности
питания
разных
животных
(хищные,
растительноядные,
всеядные).
Размножение животных (насекомые,
рыбы, птицы, звери). Практическая
работа. Наблюдение за животными
в уголке живой природы.
Дикие и домашние животные. Роль
животных в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к
животным. Животные родного края, их
названия, краткая характеристика на
основе
наблюдений.
Правила
поведения с домашними животными.
Практическая работа. Изучение
особенностей внешнего строения
различных групп животных и
растений с помощью коллекций и
гербариев.
Сохранение
редких
растений,
животных. Красота и разнообразие
природы России. Красная книга.
Экскурсия в природу.
Грибы - съедобные и ядовитые, их
разнообразие. Правила сбора грибов.
Бактерии, их роль в жизни живой
природы и человека. Гигиена тела и
жилища.
Практическая
работа.
Различение ядовитых грибов.

Раздел, Темы

Природные условия Земли
Особенности
планеты
Земля
(обобщение знаний предыдущих лет
обучения). Практическая работа.

1

1

1

1

–
определять
условия,
необходимые
для
жизни
животных (воздух, вода, тепло,
пища);
– различать диких и домашних
животных; животных разных
групп (насекомые, рыбы, птицы,
звери);
–
приводить
примеры
представителей разных групп
растений и животных;
– соблюдать правила ухода
(полива,
рыхления)
за
комнатными растениями;
– строить простейшие кормушки
и
подбирать
корм
для
подкармливания
различных
птиц зимой;
– определять принадлежность
организмов к царствам живой
природы: растениям, животным,
грибам, бактериям;
– различать водоросли, мхи,
папоротники,
хвойные,
цветковые растения;
– различать животных разных
групп
(насекомые,
рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся,
птицы, млекопитающие).

3,4,6,7

2,4,6,7

1,6,7

1,3,5

1

2,3,5

1

1,3,7

Количество
часов
3 класс
6ч
1

6

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

– устанавливать связи между
неживой природой и живыми
организмами; взаимосвязи в

2,3,5

2.

3.

4.

5.

6.

Нахождение на физической карте
мира материков, океанов, тепловых
поясов.
Погода.
Показатели
погоды:
температура воздуха, направление и
сила ветра, атмосферные осадки,
наличие облаков.
Народные
приметы
погоды.
Предсказание погоды и его значение в
жизни людей. Наблюдение за погодой
своего края.
Представление о климате, климат
родного края. Практическая работа.
Фиксация показателей погоды и ее
изменений в своей местности,
сравнение с другими территориями
России.
Почва. Состав почвы. Значение для
живой природы и для хозяйственной
жизни человека. Свойства почвы
(плодородие). Охрана почв.
Природная зона как взаимосвязь живых
организмов с неживой природой.
Приспособленность организмов к
условиям
окружающей
среды.
Практическая работа. Определение
состава почвы. Ознакомление с
картой природных зон.

Человек в далеком прошлом

1

1

1

1

1

4ч
7

живой
природе:
между
растениями
и
животными,
между
разными
группами
животных;
– осуществлять классификацию
объектов окружающего мира по
самостоятельно
выделенным
признакам (при указании и без
указания количества групп);
– использовать естественнонаучные тексты для поиска
информации,
ответов
на
вопросы, объяснений, создания
собственных
устных
или
письменных высказываний;
–
использовать
различные
справочные издания для поиска
необходимой информации;
– использовать готовые модели
(глобус, карты) для объяснения
явлений или описания свойств
объектов;
определять
местонахождение
крупных
природных
объектов
на
физической карте России;
– проводить наблюдения за
погодой и природой родного
края (на примере одного из
сообществ);
– узнавать в природе изученные
растения:
водоросли,
мхи,
папоротники,
хвойные,
цветковые;
–
оформлять
результаты
исследовательской
работы
(«Человек и природа») с
использованием
(в
случае
необходимости)
таблиц,
графиков,
простейших
столбчатых диаграмм, рисунков,
кратких выводов;
– моделировать экологические
ситуации, в которых человек
оказывает
существенное
влияние
на
природные
сообщества,
оценивать
их
последствия;
– планировать, контролировать и
оценивать
учебнопознавательную деятельность,
направленную на изучение
окружающего
мира
в
соответствии с поставленной
задачей
и
условиями
ее
реализации.

2,4,7

3,4,6,7

1,2,5,6

1,3,7

2,4,5

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Природные условия, в которых
появился человек. Экскурсия в
краеведческий музей.
Представления о природных зонах
Африки.
Практическая
работа.
Ориентирование на физической
карте и карте природных зон.
Особенности жизни древних людей.
Наследие
Древнего
мира.
Исследовательская работа. Роль
живописи
(музыки,
танца,
скульптуры, литературы...) в жизни
человека.
Лента времени (год, век, тысячелетие).
Практическая работа. соотнесение:
год-век, век-тысячелетие.

1

Земли восточных славян
Природная зона степей. Единство почв,
растительности и животного мира.
Изучение рельефа, почв, природных
сообществ родного края, запоминание
растений, животных, грибов (в т.ч.
охраняемых),
усвоение
правил
поведения в природе, ориентирование
на местности.
Сезонные изменения в природе степей.
Охрана почв, растительности и
животного
мира.
Практическая
работа. Ориентирование на карте
природных зон России.
Природная зона лесов. Единство почв,
растительности и животного мира.
Исследовательская работа. Образ
жизни, повадки лесных животных.
Занятия и быт современных людей в
лесной зоне.
Сезонные изменения в зоне лесов
европейской части России. Листопад.
Распространение плодов и семян в
природе. Перелетные и зимующие
птицы.

11 ч
1

1

1

1

1

1

1

8

– различать прошлое, настоящее,
будущее; соотносить изученные
исторические события с датами,
конкретную дату с веком,
находить
место
изученных
событий на ленте времени;
пользоваться
историческими
картами;
– используя дополнительные
источники
информации,
находить факты, относящиеся к
образу жизни, обычаям и
верованиям своих предков; на
основе
имеющихся
знаний
отличать исторические факты от
вымыслов;
–
оценивать
характер
взаимоотношений
людей
в
различных социальных группах
(семья, общество сверстников,
этнос), в т.ч. с позиции
понимания чувств других людей
и сопереживания им;
– устанавливать связь между
деятельностью
человека
и
условиями его жизни и быта в
разные
эпохи,
в
разных
природных зонах;
– выделять главное в текстах
учебника (в соответствии с
заданиями).

1,2,5,6,7

– оценивать свое поведение и
поведение других людей в
природе;
–
сравнивать
изучаемые
природные
зоны
России
(климат,
растительный
и
животный мир, особенности
труда и быта людей, влияние
человека на природу изучаемых
зон, охрана природы);
–
сравнивать
изучаемые
природные сообщества (лес, луг,
водоем и др.) как единство
живой (растения, животные) и
неживой природы (солнечный
свет, воздух, вода, почва);
приводить примеры растений и
животных, характерных для того
или
другого
природного
сообщества;
–
выделять
характерные
признаки сезонов года на
примере природы родного края;

2,4,6,7

1,2,3

2,3,6

5,6,7

1,6,7

1,3,5

2,3,5

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

Сравнение природных условий лесной
и степной зон. Меры по сохранению
леса. Практическая работа. Работа с
натуральными
объектами,
коллекциями,
гербарными
экземплярами растений степной
зоны и зоны лесов.
Зависимость
жизни
и
занятий
населения от природных условий в
степной и лесной зонах. Освоение
человеком законов жизни природы.
Практическая работа. Составление
цепей питания.
Народный календарь, определяющий
сезонный труд людей. Пословицы,
поговорки. Родной край в изучаемый
исторический период: территориальная
принадлежность, коренное население.
Названия
разных
народов,
проживающих в данной местности, их
обычаи, характерные особенности
быта,
культура.
Практическая
работа. Коллективное создание
макетов славянских поселений в зоне
степи и в зоне лесов.
Расселение славян. Путь «из варяг в
греки». Образование Древнерусского
государства. Первые русские князья.
Исследовательская работа. Духовная
и материальная культура древних
русичей. История одного из древних
городов.
Принятие
Русью
христианства.
Основные религии народов России:
православие, ислам, буддизм, иудаизм.
Князь Владимир. Ярослав Мудрый.
Важные сведения из истории родного
края.
Святыни
родного
края.
Особенности
хозяйственной
деятельности.
Культура: устное народное творчество,
письменность, материальная культура.
Практическая
работа.
Подбор
загадок, пословиц и поговорок на
темы о природе, дружбе и труде
народа.
Ордынское нашествие. Александр
Невский
и
Ледовое
побоище.
Представления о национальных героях
и
важнейших
событиях
в
Древнерусском
государстве.
Экскурсия в исторический музей.
Московское государство
Залесский край. Законы лесной жизни.
Природные сообщества: лес, луг,
водоем, их значение. Практическая

1

1

1

–
узнавать
наиболее
распространенные и охраняемые
в родном крае растения и
животных;
– соблюдать правила поведения
в природе; правила безопасности
в лесу и при отдыхе у водоема;
– узнавать по внешнему виду
изученные растения: хвойные,
цветковые;
– фиксировать с помощью
условных знаков основные
признаки погоды; составлять
устную характеристику погоды.

2,4,7

2,3,5

1

1,3,6,7

1

1,3,7

1

2,4,5

1

1,2,5,6,7

6ч
1

9

–
оценивать
устное
высказывание одноклассников:
его соответствие обсуждаемой

2,3,6

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.
31.

работа. Составление цепей питания.
Экскурсии в лес.
Круговорот веществ. Изменения в
природе, связанные с деятельностью
человека.
Правила
безопасного
поведения в лесу и на водоемах.
Практическая
работа.
Моделирование
вариантов
вмешательства
человека
в
природные
сообщества
и
их
последствия.
Ядовитые растения леса и луга.
Ядовитые
грибы.
Практическая
работа.
Узнавание
ядовитых
растений и грибов. Применение
правил поведения в лесу и у водоемов.
Основание Москвы, объединение
вокруг Москвы русских земель.
Дмитрий Донской и Куликовская
битва. Освобождение от ордынского
ига.
Практическая
работа.
Ориентирование на физической
карте
России
и
мира,
на
исторических картах.
Культура Московской Руси. Человек член общества, носитель и создатель
культуры. Культура общения в
многонациональном государстве с
представителями
разных
национальностей.
Исторические
достопримечательности
Москвы.
Золотое кольцо России.
Иван IV Грозный.

Путь от Руси к России
Расширение пределов страны. Русские
первопроходцы. Освоение Сибири.
Природа Сибири. Экскурсия в музей
прикладного искусства.
Тайга. Тундра. Арктика. Коренное
население
Сибири.
Исследовательская работа. Жизнь
людей в тайге (тундре) в настоящее
время.
Путешествие Афанасия Никитина.
Ознакомление с природой Индии.
Поход Семена Дежнева. Начальные
представления о народах России, об их
общей исторической судьбе, о единстве

1

1

1

1

1

7ч
2

1

1
1

10

теме,
полноту
и
доказательность;
–
оформлять
результаты
исследовательской
работы
(«Человек и общество») с
использованием
(в
случае
необходимости)
таблиц,
графиков,
простейших
столбчатых диаграмм, рисунков,
кратких выводов;
– осознавать существующую
связь между каждым человеком
и
разнообразными
окружающими
социальными
группами;
– ориентироваться в важнейших
для страны событиях и фактах в
изучаемый
исторический
период;
–
наблюдать
проявления
богатства внутреннего мира
человека в его созидательной
деятельности на благо семьи, в
интересах страны (на примерах
исторических
лиц,
литературных
героев
и
современников);
–
проявлять
уважение
и
готовность
выполнять
совместно
установленные
договоренности и правила,
участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности;
–
договариваться
о
распределении функций и ролей
в совместной деятельности, пути
достижения ее цели, адекватно
оценивать собственное
поведение
и
поведение
окружающих.
Обучающийся
получит
возможность узнать:
– о древнейшей истории
человека,
о
первых
государствах;
– об истории Древней Руси,
Московского государства, о
событиях
общественной
и
культурной жизни страны в
изучаемые
исторические
периоды;
– об особенностях быта, труда,
духовно-нравственных
и
культурных традициях людей в

2,4,6,7

1,6,7

1,3,5

2,3,5

2,4,7

3,4,6,7

2,4,6,7

1,6,7
1,3,5

32.

33.

№
п/п

1.

2.

3.
4.

5.

6.

7.

8.

народов нашей страны. Экскурсия в
художественную галерею.
Борьба русского народа против
иноземных захватчиков в начале XVII
века.
Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский.
Активная роль человека в обществе.

Раздел, Темы

Человек и окружающий мир
Человек и природа. Взаимосвязи
между человеком, природой и миром,
созданным человеком. Энергия источник движения. Практическая
работа.
Осенние
работы
на
пришкольном участке.
Человек познает самого себя. Клетка основа строения и роста живых
организмов. Рост и развитие человека.
Ваша родословная.
Тело человека: опорно-двигательная
система.
Практическая
работа.
Определение своего роста и веса.
Наблюдение за работой мышц и их
утомляемостью.
Изобретение микроскопа, открытие
микроорганизмов.
Практическая
работа. Рассматривание клетки под
микроскопом.
Кожа. Младший школьник. Правила
здорового образа жизни: правила
гигиены, режим труда и отдыха,
физкультура и спорт. Практическая
работа. Составление комплекса
упражнений утренней гимнастики.
Составление режима дня.
Лекарственные
растения.
Первая
помощь при переломах и порезах.
Практическая работа. Изучение
внешнего
вида
лекарственных
растений
при
рассматривании
гербарных образцов. Оказание первой
помощи при ушибах и порезах.
Человек и общество. Условия жизни
европейцев в Средние века. Эпидемии

1

1

Количество
часов
4 класс
10 ч
1

1

1
1

1

1

1

1
11

изучаемые
исторические
периоды;
–
имена
выдающихся
российских
государственных
деятелей (в изучаемый период):
князья
Владимир,
Ярослав
Мудрый, Александр Невский,
Дмитрий Донской, царь Иван IV
Грозный;
Кузьма
Минин,
Дмитрий Пожарский, связанные
с ними события и их влияние на
историю нашего Отечества;
– об истории и выдающихся
людях родного края.

2,3,5

1,6,7

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

– описывать изученные объекты
и явления живой и неживой
природы,
выделять
их
существенные признаки;
– сравнивать объекты живой и
неживой природы на основе
внешних
признаков
или
известных характерных свойств,
осуществлять классификацию
изученных объектов природы по
самостоятельно
выделенным
признакам;
–
проводить
несложные
наблюдения в окружающей
среде, ставить опыты, используя
простейшее
лабораторное
оборудование и измерительные
приборы;
следовать
инструкциям
и
правилам
техники
безопасности
при
проведении
наблюдений
и
опытов;
– использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и
(при
возможности)
на
электронных носителях, в том
числе в Интернете) в целях
поиска информации, ответов на
вопросы, объяснений, создания
собственных
устных
или
письменных
высказываний;
оформлять
результаты
исследовательской работы;
– использовать для поиска
необходимой
информации

2,3,5

2,4,7

3,4,6,7
1,2,5,6

1,3,7

2,4,5

1,2,5,6,7

3,4,6,7

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

и борьба с ними. Практическая
работа.
Работа
с
картами:
контурной, физической, природных
зон.
Расширение знаний о Земле. Открытие
Америки Христофором Колумбом.
Кругосветное
плавание
Фернана
Магеллана.
Исследовательская
работа.
История
развития
транспортных средств. Транспорт
будущего. Открытие Америки, ее
природа, население.
Представление о странах мира, о
разных народах, об их культуре и
особенностях быта. Экскурсия в
планетарий.
Преобразования в России
Россия при Петре I. Санкт-Петербург:
достопримечательности
(Зимний
дворец, памятник Петру I - Медный
всадник, разводные мосты через Неву и
др.). Исследовательская работа.
Петербург - один из прекраснейших
городов мира.
М.В. Ломоносов - основоположник
русской
науки.
Ведущая
роль
образования,
труда,
значение
творчества в жизни человека и
общества.
Горное дело: горные породы и
минералы (гранит, известняк, мрамор,
соль,
руды
металлов,
горючие
полезные ископаемые), происхождение
полезных ископаемых, их свойства и
разработка. Практическая работа.
Определение состава и свойств
полезных ископаемых (гранита и
известняка, песка и глины), работа с
коллекциями
горных
пород
и
минералов; работа с физической
картой
России
(полезные
ископаемые).
Значение полезных ископаемых в
хозяйственной деятельности человека,
бережное
отношение
людей
к
полезным ископаемым. Полезные
ископаемые
родного
края
(2-3
примера). Люди, занятые горным
делом. План местности. Практическая
работа.
Составление
плана
комнаты, школьного или садового
участка.
Развитие русского военного искусства.
А.В. Суворов. Отечественная война
1812 г. М.И. Кутузов. Практическая
работа. Работа с исторической

1

1

5ч
1

1

1

1

1

12

различные
доступные
справочные
издания
по
естествознанию, определитель
растений и животных на основе
иллюстраций, атлас карт, в т.ч.
(при
возможности)
и
медиаресурсы;
– использовать готовые модели
(глобус, карта, план) для
объяснения
явлений
или
описания свойств объектов;
– обнаруживать простейшие
взаимосвязи между живой и
неживой природой, взаимосвязи
в живой природе; использовать
их
для
объяснения
необходимости
бережного
отношения к природе;
–
определять
характер
взаимоотношений человека и
природы, находить примеры
влияния этих отношений на
природные объекты, здоровье и
безопасность человека;
– понимать необходимость
здорового
образа
жизни,
соблюдения правил безопасного
поведения; использовать знания
о строении и функционировании
организма
человека
для
сохранения и укрепления своего
здоровья;
–
сравнивать
изучаемые
природные
зоны
России
(климат,
растительный
и
животный мир, особенности
труда и быта людей, влияние
человека на природу изучаемых
зон, охрана природы);
–
сравнивать
изучаемые
природные сообщества (лес, луг,
водоем, болото) как единство
живой и неживой природы
(солнечный свет, воздух, вода,
почва, растения, животные);
–
различать
полезные
ископаемые (не менее трех),
понимать
их
значение
в
хозяйстве;
–
узнавать
наиболее
распространенные
лекарственные растения родного
края;
– использовать при проведении
практических
работ
инструменты ИКТ (фото- и

1,2,3

2,3,6

2,3,6

2,4,6,7

1,6,7

1,3,5

2,3,5

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

картой. Экскурсия в исторический
музей, Бородинскую панораму.
Мир человека в Новое время
Открытие новых земель: северные
земли России, Антарктида, Австралия,
Уссурийский край.
Особенности природы России в
сравнении
с
природой
других
материков. Природные зоны гор.
События в России в начале ХХ века.
Развитие
промышленности.
Ликвидация
безграмотности.
Образование СССР.
Великая Отечественная война (19411945). Государства - участники войны.
Экскурсия в краеведческий музей.
Герои Великой Отечественной войны.
Судьба родного края в этот период.
Практическая
работа.
Сбор
материала
о
судьбе
края
в
обозначенный исторический период.
Развитие науки и техники. Родной край
в изучаемый исторический период:
особенности
хозяйственной
деятельности, быта и культуры.
Выдающиеся земляки.
Сельское хозяйство: растениеводство,
животноводство.
Выращивание
овощных и цветковых культур на
пришкольном участке. Особенности
сельского хозяйства родного края.
Отношения между городом и селом.
Экологические проблемы России и
вашей местности. Положительное и
отрицательное влияние человека на
природу (в т.ч. на природу родного
края). Охрана природы. Заповедники и
национальные парки. Красная книга
России. Родной край - часть России.
Областные (краевые, республиканские)
органы власти. Областная (краевая,
республиканская) символика.
Новые знания о человеке. И.П. Павлов.
Открытие нервной системы (как
нервная система управляет работой
всех органов организма). Нервная
система и органы чувств.
Система кровообращения. Первая
помощь
при
кровотечениях.
Практическая работа. Подсчет
ударов пульса в спокойном состоянии
и после физических упражнений;
определение
количества
дыхательных движений в минуту.
Дыхательная
система.
Болезни
дыхательных путей и их профилактика.

14 ч
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
13

видеокамеру, микрофон и др.)
для
записи
и
обработки
информации,
готовить
небольшие презентации по
результатам
предложенных
исследований, наблюдений и
опытов;
– моделировать объекты и
отдельные процессы реального
мира
с
использованием
виртуальных лабораторий и
подручных средств;
– осознавать ценность природы
и
необходимость
нести
ответственность
за
ее
сохранение, соблюдать правила
экологического поведения в
школе, быту и природной среде;
–
пользоваться
простыми
навыками
самоконтроля
самочувствия для сохранения
здоровья, осознанно выполнять
режим
дня,
правила
рационального
питания
и
личной гигиены;
–
соблюдать
правила
безопасного поведения в доме,
на улице, в природной среде,
оказывать первую помощь при
несложных несчастных случаях
(см. программу);
– планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в
процессе
познания
окружающего
мира
в
соответствии с поставленной
задачей
и
условиями
ее
реализации;
– узнавать государственную
символику
Российской
Федерации и своего региона;
описывать
достопримечательности
столицы и родного края;
находить
на
карте
мира
Российскую Федерацию, на
карте России – Москву, свой
регион и его главный город;
–
узнавать
выдающиеся
памятники истории и культуры
России;
– различать прошлое, настоящее,
будущее; соотносить изученные
исторические события с датами,
конкретную дату с веком;

2,4,7

2,3,5

1,3,7

2,4,5

1,2,5,6,7

1,2,5,6

2,3,6

2,4,6,7

1,6,7

1,3,5

27.

28.

29.

30.

31.

32.

Практическая работа. Оказание
первой помощи при легких травмах.
Пищеварительная система. Правильное
питание и здоровье. Гигиена ротовой
полости и зубов. Практическая
работа. Составление меню с учетом
содержания
необходимых
для
организма веществ.
Выделительная система и ее значение
для организма. Правила здорового
образа жизни: правильное питание,
полезные и вредные привычки.
Практическая работа. Весенние
работы на пришкольном участке.
Личная
ответственность
каждого
человека за состояние своего здоровья
и здоровье окружающих его людей.
Внимательное
и
уважительное
отношение к людям с ограниченными
возможностями
здоровья.
Исследовательская работа. Как
работают органы чувств. Витамины
в жизни человека.
Современная Россия
Наша Родина - Россия, Российская
Федерация.
Ценностно-смысловое
содержание
понятия
«Родина»
(«Отечество»,
«Отчизна»).
Государственная символика России:
Государственный
герб
России,
Государственный
флаг
России,
Государственный
гимн
России;
правила поведения при прослушивании
гимна.
Конституция - Основной закон
Российской Федерации. Права ребенка.
Государственное
устройство.
Президент Российской Федерации глава государства. Ответственность
главы государства за социальное и
духовно-нравственное благополучие
граждан. Обязанности граждан, их
права. Нравственные нормы жизни.
Экскурсия в краеведческий музей,
художественную галерею.
Праздник в жизни общества как
средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовнонравственной
связи
между
соотечественниками.
Новый
год,
Рождество, День защитника Отечества,
8 Марта, День Весны и Труда, День
Победы, День России, День защиты
детей, День народного единства, День
Конституции.

1

1

1

5ч
1

1

1

14

находить
место
изученных
событий на «ленте времени»;
– используя дополнительные
источники информации (на
бумажных и при возможности
электронных носителях, в т.ч. и
контролируемом
Интернете),
находить факты, относящиеся к
образу жизни, обычаям и
верованиям своих предков; на
основе
имеющихся
знаний
отличать реальные исторические
факты от вымыслов;
–
оценивать
характер
взаимоотношений
людей
в
различных социальных группах
(семья, общество сверстников,
этнос), в т.ч. с позиции развития
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания
чувств
других
людей
и
сопереживания им;
– проявлять уважение к народам,
населяющим Россию, к их
истории, обычаям, культуре,
языку, религии;
–
использовать
различные
справочные издания (словари,
энциклопедии, включая при
возможности компьютерные) и
детскую литературу о человеке и
обществе в целях поиска
познавательной
информации,
ответов на вопросы, объяснений,
для
создания
собственных
устных
или
письменных
высказываний;
– осознавать связь между
городом
и
деревней,
промышленностью и сельским
хозяйством
(на
уровне
представления);
– осознавать свою неразрывную
связь
с
разнообразными
окружающими
социальными
группами;
– ориентироваться в важнейших
для страны и личности событиях
и
фактах
прошлого
и
настоящего;
оценивать
их
возможное влияние на будущее,
приобретая тем самым чувство
исторической перспективы;

2,3,5

1,3,6,7

2,4,7

2,4,6,7

1,6,7

1,3,5

33.

34.

Россия на карте, государственная
граница России. Москва - столица
государства. Святыни Москвы святыни
России.
Достопримечательности
Москвы:
Кремль, Красная площадь, Большой
театр
и
др.
Герб
Москвы.
Расположение Москвы на карте.
Государства - соседи России.
Россия
многонациональное
государство. Народы, населяющие
Россию, их обычаи, характерные
особенности быта (по выбору).
Уважение к культуре, языку, религии,
истории народов России. Духовнонравственные и культурные ценности –
основа жизнеспособности общества.
Выдающиеся люди разных эпох как
носители
базовых
национальных
ценностей.
Исследовательская
работа. Наши соседи на планете
Земля: Беларусь, Англия, Франция,
Германия, Китай, Египет... (по
выбору школьников).

1

1

2,3,5

– наблюдать и описывать
проявления
богатства
внутреннего мира человека и его
созидательной деятельности на
благо семьи, в интересах
образовательного учреждения,
профессионального сообщества,
этноса, нации, страны;
–
проявлять
уважение
и
готовность
выполнять
совместно
установленные
договоренности и правила, в т.ч.
правила общения со взрослыми
и сверстниками в официальной
обстановке,
участвовать
в
коллективной коммуникативной
деятельности в информационной
образовательной среде;
– определять общую цель в
совместной деятельности и пути
ее достижения, договариваться о
распределении функций и ролей,
осуществлять
взаимный
контроль
в
совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
собственное
поведение
и
поведение
окружающих.

Обучающийся получит
возможность узнать:
– об истории Российской
империи, СССР, Российской
Федерации;
о
событиях
общественной,
научной
и
культурной жизни страны в
изучаемый период;
– об особенностях быта, труда,
духовно-нравственных,
религиозных и культурных
традициях людей в изучаемый
период;
–
имена
выдающихся
российских
государственных
деятелей (в изучаемый период) и
связанные с ними события: Петр
I, М.В. Ломоносов, А.В.
Суворов,
М.И.
Кутузов,
15

1,2,5,6,7

Г.К.Жуков, Ю.А. Гагарин, С.П.
Королев;
–
об
истории,
достопримечательностях
и
выдающихся людях родного
края.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МАОУ лицей №11
им. В.В.Рассохина
№ 1 от «27» августа 2021 г.
___________ И.А.Рубан

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УР
МАОУ лицея № 11
им. В.В. Рассохина г. Армавира
______________ А.А.Козлова
«27» августа 2021 г

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».