Рабочая программа практикум по биологии (11 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
протокол №1
от 31 августа 2021 года
Директор
__________________ А.М. Абелян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Практикум по биологии»
Уровень образования: среднее общее образование
Классы: 10-11 классы
Количество часов: 68

(10 класс – 34 ч., 11 класс – 34 ч.)

Учитель, разработчик рабочей программы:
Асатрян Ашхен Юрьевна, учитель биологии
Программа разработана в соответствии с
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с
дополнениями и изменениями, утвержденными приказом Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. №
712);
с учетом
- примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по среднему образованию от 28 июня 2016 г., протокол №
2/16-з (с дополнениями и изменениями, протокол 1/20 от 04.02.2020 г. федерального учебно-методического
объединения по общему образованию);
- УМК: «Биология. Профильное обучение в школе», В. И. Сивоглазов, В.В. Пасечник, М.: «Дрофа» 2020 г.

Армавир, 2021 г.

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

В соответствии с ФГОС СОО биология является обязательным предметом на
уровне среднего общего образования. Данная программа предусматривает
изучение биологии в объёме 204 часа за два года обучения: из расчёта 10
класс — 3 часа в неделю, 11 класс — 3 часа в неделю. В тематическом
планировании для каждого класса предлагается резерв времени, который
учитель может использовать по своему усмотрению, в том числе для
контрольных, самостоятельных работ и обобщающих уроков.
Личностные результаты освоения программы учебного предмета
«Биология» характеризуются:
1. Гражданское воспитание:
готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении
биологических опытов, экспериментов, исследований и проектов, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи.
2. Патриотическое воспитание:
понимание ценности биологической науки, её роли в развитии человеческого
общества, отношение к биологии как важной составляющей культуры,
гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой
биологической науки.
3. Духовно-нравственное воспитание:
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных норм и норм
экологического права с учётом осознания последствий поступков.
4. Эстетическое воспитание:
понимание эмоционального воздействия природы и её ценности.
5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в природной среде;
умение осознавать эмоциональное состояние своё и других людей, уметь
управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.

6. Трудовое воспитание:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) биологической и экологической направленности, интерес к
практическому изучению профессий, связанных с биологией.
7. Экологическое воспитание:
ориентация на применение биологических знаний для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; Личностные результаты,
обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в
формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать
8. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему биологических научных
представлений об основных закономерностях развития природы,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке и
исследовательской деятельности;
овладение основными навыками исследовательской деятельности.
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать
принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт.
В результате изучения учебного предмета «Биология» на углубленном
уровне среднего общего образования:
Выпускник на углубленном уровне научится:

Метапредметные:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью.
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
– выходить
за
рамки
учебного предмета
и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты
до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные:
10 класс
- освоение знаний о различных механизмах наследования признаков у
человека; об особенностях человека как объекта генетических исследований
и основных методах изучения генетики человека;
- об основных видах наследственных и врожденных заболеваний и о
заболеваниях с наследственной предрасположенностью;
- о модификационной изменчивости в популяции человека;
- обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий;

- решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека;
- составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним
характер наследования того или иного признака в ряду поколений;
- осуществлять реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет;
- работать с учебником и научно-популярной литературой, с периодическими
изданиями;
- работая над содержанием курса, составлять планы, схемы, конспекты;
11 класс
- выявлять причины и существенные признаки модификационной и
мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в
естественном и искусственном отборе;
- обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов
растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
- строение и процессы жизнедеятельности организмов разных
систематических групп и царств живой природы;
- основные понятия по биологии прокариот, грибов, растений, животных,
человека, вирусов;
- закономерности распространения организмов в природе;
- этапы происхождения и развития царств живой природы;
- многообразие царств живой природы;
- сравнивать по основным критериям представителей разных
систематических групп;
- определять соответствие строения и функций органов организмов разных
систематических групп;
- работать с рисунками, таблицами, схемами по биологии разных царств
живой природы;
- решать практические задачи;
- формулировать выводы, выделять правильные положения из
предложенных;
- определять последовательность биологических событий;
- систематизировать организмы в соответствии с основными таксонами;
- рационально распределять время при выполнении заданий.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
- организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую
деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект):
выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать
необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать
результаты, делать выводы на основе полученных результатов,
представлять продукт своих исследований;
- прогнозировать последствия собственных исследований с учетом
этических норм и экологических требований;
- выделять существенные особенности жизненных циклов представителей
разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития
в виде схем;

- анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских
задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и
экологии;
- аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и
социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
- моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп
факторов окружающей среды;
- выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия
антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать
способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;
- использовать приобретенные компетенции в практической деятельности
и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности,
предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как
учебный предмет.

2. Содержание учебного предмета, курса.
10 класс (34 ч, 1 ч в неделю)
Основы генетики человека (6 ч.).
Генетика человека. Становление генетики человека. Донаучные
представления о наследовании признаков у человека. Наследование групп
крови. Развитие медицинской генетики. Развитие современной генетики
человека, их задачи.
Основные методы исследования в генетики человека (5 ч.).
Генеалогический метод. Близнецовый метод. Цитогенетический метод.
Антропогенетический метод. Составление и анализ родословных.
Основы цитогенетики (4 ч.).
Классификация человека. Геном человека. Группы сцепления у человека.
Выявление хромосомных синдромов.
Типы наследования нормальных и аномальных признаков у человека
(11 ч.).
Развитие медицинской генетики. Мутагены, канцерогены и вызываемые ими
отклонения от нормы. Генные болезни и норма. Генетические болезни
соматических клеток. Задачи и методы генетики. Законы Менделя. Неполное
доминирование. Кодоминирование. Неполное доминирование. Решение
задач.
Медико-генетическая служба (2 ч.).
Возможности в профилактике наследственных заболеваний и лечении
больных. Значение генной инженерии в диагностике и лечении больных
наследственными аномалиями.
Генетические основы онтогенеза (2 ч.).

Особенности сперматогенеза, оогенеза и оплодотворения у человека.
Дифференциация пола человека.
Основы популяционной генетики человека (2 ч.).
Системы браков у человека: аутбридинг (неродственные браки), инбридинг
(кровнородственные браки) и их влияние на распространение аномалий у
потомства. Определение генетической структуры популяции по аллелям
аутосомных генов.
Основы экологической генетики человека (2 ч.).
Экологическая генетика. Генетический груз и антропогенные факторы.
Фармакогенетика как часть экологической генетики.
11 класс (34 ч, 1 ч в неделю)
Прокариоты. Бактерии (1 ч.).
Введение. Биологические науки. Строение и жизнедеятельность бактерий.
Размножение, распространение, роль в природе, медицине, сельском
хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.
Самостоятельная работа с тестами.
Царство Грибы (2 ч.).
Общая характеристика грибов. Строение. Питание, размножение, экология.
Выполнение тестовых заданий.
Царство растения (8 ч.).
Клеточное строение растений. Общая характеристика водорослей.
Строение лишайников и их многообразие. Симбиоз. Питание, размножение,
роль в природе.
Высшие споровые растения. Мхи и папоротникообразные.
Семенные растения. Голосеменные. Покрытосеменные.
Строение органов растения и их взаимосвязь. Основные жизненные функции
растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания. Систематика
покрытосеменных.
Эволюция растений.
Выполнение тестовых заданий. Репетиционный экзамен.
Царство Животные (10 ч.).
Классификация животных. Систематика беспозвоночных животных. Тип
Простейшие. Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Тип Круглые
черви. Тип Кольчатые черви. Тип Моллюски. Тип Членистоногие.
Систематика хордовых. Сравнительная характеристика основных классов
типа Хордовые. Эволюция систем органов животных. Развитие и
закономерности размещения животных на Земле.
Выполнение тестовых заданий. Репетиционный экзамен.
Человек – вершина эволюции животного мира (10 ч.).
Общий обзор организма человека. Положение человека в системе животного
мира. Тело человека как система: системы органов – органы – ткани – клетка.
Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма. Кровеносная и
лимфатическая системы. Дыхание. Пищеварение. Обмен веществ.
Выделение. Покровы тела. Нервная система. Анализаторы. ВНД, психика,
поведение. Эндокринная система. Индивидуальное развитие организма.

Выполнение тестовых заданий.
Неклеточные формы жизни. Вирусы (1 ч.).
Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности.
Самостоятельная работа с тестами.
Заключительное занятие (2 ч.).
Пробный ЕГЭ с использованием демонстрационных вариантов КИМ.

1.
2.
3.
4.
5.

Перечень лабораторных работ
10 класс
Л.р. № 1 «Решение генетических задач». Законы Менделя.
Л.р. № 2 «Решение генетических задач». Законы Менделя.
Л.р. № 3 «Решение генетических задач». Неполное доминирование.
Л.р. № 4 «Решение генетических задач». Кодоминирование.
Л.р. № 5 «Решение генетических задач». Неполное доминирование.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.

10 класс
№
п/п

I

Разделы. Темы

Основы генетики человека.
Генетика человека.
Становление генетики человека.
Донаучные представления о
наследовании признаков у человека.
Наследование групп крови. Л. Р. № 1
Решение генетических задач.
Развитие медицинской генетики.
Развитие современной генетики
человека, их задачи.

Кол-во часов

6
1
1
1
1
1
1

Основные виды
Основн
деятельности обучающихся
ые
(на уровне универсальных направл
учебных действий)
ения
воспита
тельной
деятель
ности
Предметные:
Определять
объекты
изучения
биологических
наук.
Выделять основные методы
биологических
исследований.
Характеризовать
новые
научные направления в
биологии.
Называть
основные
биологические
науки. Приводить примеры
использования
человеком
знаний о живой природе.
Использовать
информационные
ресурсы
для подготовки сообщений о
вкладе
отечественных
учёных
в
развитие

3,7,8
3,7,8
3,7,8
3,7,8
3,7,8
3,7,8

биологической науки.
Коммуникативные:
учатся критично относиться
к
своему
мнению,
с
достоинством
признавать
ошибочность своего мнения
(если
оно
таково)
и
корректировать
его, в
дискуссии умеют выдвинуть
контраргументы,
перефразировать
свою
мысль, отстаивать свою
точку зрения, приводить
аргументы, подтверждая их
фактами.
Регулятивные:
умение
развернуто
обосновывать
суждения,
использование
элементов
причинно-следственного и
структурнофункционального анализа.
Познавательные:
Умеют
систематизировать
знания о биологии, показать
развитие биологических наук
и значение биологических
знаний
в
деятельности
человека,
представлять
методы
биологических
исследований,
обладают
современными
научными
представлениями о сущности
жизни и свойствах живого ;
имеют представление об
уровнях организации живой
природы,
особенностях
функционирования
биологических систем на
разных уровнях организации
живой материи.
Личностные:
учатся использовать свои
взгляды
на
мир
для
объяснения
различных
ситуаций,
решения
возникающих проблем и
извлечения
жизненных
уроков, осознавать свои
интересы,
находить
и
изучать в учебниках по
разным предметам материал

(из максимума), имеющий
отношение
к
своим
интересам.
II

III

Основные методы исследования в
генетики человека.
Генеалогический метод.
Близнецовый метод.
Цитогенетический метод.
Антропогенетический метод.
Составление и анализ родословных.

5

Основы цитогенетики.
Классификация человека.
Геном человека.
Группы сцепления у человека.
Выявление хромосомных синдромов.

4
1
1
1
1

1
1
1
1
1

Предметные:
Характеризовать
и
сравнивать строение молекул
ДНК и РНК.
Устанавливать связь между
строением
нуклеиновых
кислот и их функциями.
Анализировать роль АТФ в
клетке.
Объяснять
биологическую
роль
витаминов.
Использовать
информационные
ресурсы
для подготовки презентации
об открытии витаминов и
структуры ДНК.
Личностные:
Ценностносмысловая ориентация и
мотивация учащихся.
Коммуникативные:
построение
речевых
высказываний,
аргументирование
своего
мнения.
Регулятивные: постановка
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено
учащимися, и того, что ещё
неизвестно.

7,8
7,8
7,8
7,8

Предметные: Выделять и
характеризовать
основные
способы
размножения
организмов.
Сравнивать
половое
и
бесполое
размножение,
половые клетки организмов.
Давать
определение
понятиям
«спорообразование»,
«вегетативное
размножение».
Объяснять
биологический
смысл бесполого и полового
способов
размножения.
Раскрывать биологические

1,5,7,8
1,5,7,8
1,5,7,8

IV

V

Типы наследования нормальных и
аномальных признаков у человека.
Развитие медицинской генетики.
Мутагены, канцерогены и
вызываемые ими отклонения от
нормы.
Генные болезни и норма.
Генетические болезни соматических
клеток.
Задачи и методы генетики.
Законы Менделя. Л. Р. № 2 Решение
генетических задач.
Неполное доминирование. Л. Р. № 3
Решение генетических задач.
Кодоминирование. Л. Р. № 4
Решение генетических задач.
Неполное доминирование. Л. Р. № 5
Решение генетических задач.
Решение задач.

11

Медико-генетическая служба.
Возможности в профилактике

2
1

1
1
2
1
1
1
1
1
1
1

преимущества
полового
размножения.
Личностные:
Ценностносмысловая ориентация и
мотивация учащихся.
Коммуникативные:
построение
речевых
высказываний,
аргументирование
своего
мнения.
Регулятивные: постановка
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено
учащимися, и того, что ещё
неизвестно.
Предметные: Выделять и
характеризовать
основные
способы
размножения
организмов.
Сравнивать
половое
и
бесполое
размножение,
половые клетки организмов.
Давать
определение
понятиям
«спорообразование»,
«вегетативное
размножение».
Объяснять
биологический
смысл бесполого и полового
способов
размножения.
Раскрывать биологические
преимущества
полового
размножения.
Личностные:
Ценностносмысловая ориентация и
мотивация учащихся.
Коммуникативные:
построение
речевых
высказываний,
аргументирование
своего
мнения.
Регулятивные: постановка
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено
учащимися, и того, что ещё
неизвестно.

7,8
7,8

Предметные:

7,8

7,8
7,8
7,8
7,8
7,8
7,8
7,8
7,8

наследственных заболеваний и
лечении больных.
Значение генной инженерии в
диагностике и лечении больных
наследственными аномалиями.

VI

Генетические основы онтогенеза.
Особенности сперматогенеза,
оогенеза и оплодотворения у
человека.
Дифференциация пола человека.

1

2
1
1

Характеризовать
и
сравнивать строение молекул
ДНК и РНК.
Устанавливать связь между
строением
нуклеиновых
кислот и их функциями.
Анализировать роль АТФ в
клетке.
Объяснять
биологическую
роль
витаминов.
Использовать
информационные
ресурсы
для подготовки презентации
об открытии витаминов и
структуры ДНК.
Личностные:
Ценностносмысловая ориентация и
мотивация учащихся.
Коммуникативные:
построение
речевых
высказываний,
аргументирование
своего
мнения.
Регулятивные: постановка
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено
учащимися, и того, что ещё
неизвестно.
Предметные:
Характеризовать
и
сравнивать строение молекул
ДНК и РНК.
Устанавливать связь между
строением
нуклеиновых
кислот и их функциями.
Анализировать роль АТФ в
клетке.
Объяснять
биологическую
роль
витаминов.
Использовать
информационные
ресурсы
для подготовки презентации
об открытии витаминов и
структуры ДНК.
Личностные:
Ценностносмысловая ориентация и
мотивация учащихся.
Коммуникативные:
построение
речевых
высказываний,
аргументирование
своего
мнения.

7,8

7,8
7,8

VII

VIII

Основы популяционной генетики
человека.
Системы браков у человека:
аутбридинг (неродственные браки),
инбридинг (кровнородственные
браки) и их влияние на
распространение аномалий у
потомства.
Определение генетической
структуры популяции по аллелям
аутосомных генов.

Основы экологической генетики
человека.
Экологическая генетика.
Генетический груз и антропогенные
факторы. Фармакогенетика как часть
экологической генетики.

2
1

1

2
1
1

Регулятивные: постановка
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено
учащимися, и того, что ещё
неизвестно.

Предметные: Выделять и
характеризовать
основные
способы
размножения
организмов.
Сравнивать
половое
и
бесполое
размножение,
половые клетки организмов.
Давать
определение
понятиям
«спорообразование»,
«вегетативное
размножение».
Объяснять
биологический
смысл бесполого и полового
способов
размножения.
Раскрывать биологические
преимущества
полового
размножения.
Личностные:
Ценностносмысловая ориентация и
мотивация учащихся.
Коммуникативные:
построение
речевых
высказываний,
аргументирование
своего
мнения.
Регулятивные: постановка
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено
учащимися, и того, что ещё
неизвестно.

7,8

Предметные:
Характеризовать
и
сравнивать строение молекул
ДНК и РНК.
Устанавливать связь между
строением
нуклеиновых
кислот и их функциями.
Анализировать роль АТФ в
клетке.
Объяснять

1,7,8
1,7,8

7,8

Итого
№
п/п

11 класс
Разделы. Темы

34
Кол-во часов

I

Прокариоты. Бактерии.
Введение. Биологические науки.
Строение
и
жизнедеятельность
бактерий.
Размножение,
распространение, роль в природе,
медицине, сельском хозяйстве и
промышленности. Болезнетворные
бактерии и борьба с ними.

1
1

II

Царство Грибы.
Общая характеристика грибов.
Строение.
Питание, размножение, экология.

2
1
1

биологическую
роль
витаминов.
Использовать
информационные
ресурсы
для подготовки презентации
об открытии витаминов и
структуры ДНК.
Личностные:
Ценностносмысловая ориентация и
мотивация учащихся.
Коммуникативные:
построение
речевых
высказываний,
аргументирование
своего
мнения.
Регулятивные: постановка
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено
учащимися, и того, что ещё
неизвестно.

Основные виды
Основн
деятельности обучающихся
ые
(на уровне универсальных направл
учебных действий)
ения
воспита
тельной
деятель
ности
Объяснение
общности
происхождения и эволюции
систематических и групп
растений
на
примере
сопоставления
биологических растительных
объектов.
Выявление примеров и
раскрытие
сущности
возникновения
приспособленности
организмов
к
среде
обитания.

4,7

Объяснение
общности
происхождения и эволюции
систематических и групп
растений
на
примере
сопоставления
биологических растительных

4,7
4,7

III

IV

V

Царство Растения.
Клеточное строение растений. Общая
характеристика водорослей.

8
1

Строение
лишайников
и
их
многообразие. Симбиоз. Питание,
размножение, роль в природе.
Высшие споровые растения. Мхи и
папоротникообразные.
Семенные растения. Голосеменные.
Покрытосеменные.
Строение органов растения и их
взаимосвязь.
Основные
жизненные
функции
растительного организма и его
взаимосвязь со средой обитания.
Систематика покрытосеменных.
Эволюция растений.
Выполнение
тестовых
заданий.
Репетиционный экзамен.

1

Царство Животные.
Классификация животных.

10
1

Систематика
беспозвоночных
животных. Тип Простейшие. Тип
Кишечнополостные.
Тип Плоские черви.
Тип Круглые черви.
Тип Кольчатые черви.
Тип Моллюски.
Тип Членистоногие.
Систематика
хордовых.
Сравнительная
характеристика
основных классов типа Хордовые.
Эволюция систем органов животных.
Развитие
и
закономерности
размещения животных на Земле.
Выполнение
тестовых
заданий.
Репетиционный экзамен.

1

Человек – вершина эволюции
животного мира.
Общий обзор организма человека.
Положение человека в системе

10

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1

объектов.
Выявление примеров и
раскрытие
сущности
возникновения
приспособленности
организмов
к
среде
обитания.
Раскрытие
сущности
понятия ботаники как науки
о растениях.
Применение биологических
терминов
и
понятий:
растительная клетка, ткань,
органы растений, система
органов растения, корень,
побег, почка, лист и др.
Выявление
общих
признаков растения.
Выполнение практических и
лабораторных
работ
с
микроскопом с готовыми и
временными
микропрепаратами.
Сравнение
растительных
тканей и
органов растений между
собой

1,2

Раскрытие
сущности
понятия
зоология
как
биологической науки.
Применение биологических
терминов
и
понятий:
зоология, экология, этология
животных, палеозоология и
др.
Выявление существенных
признаков
животных
(строение, процессы
жизнедеятельности),
их
сравнение с представителями
царства растений.
Обоснование многообразия
животного мира.
Определение по готовым
микропрепаратам
тканей
животных и растений.

1,6

Раскрытие сущности наук о
человеке
(анатомии,

1,7,8

1,2
1,2
1,2
1,2
1,2
1,2
1,2

1,6
1,6
1,6
1,6
1,6
1,6
1,6
1,6
1,6

животного мира.
Тело человека как система: системы
органов – органы – ткани – клетка.
Опорно-двигательная система.

Внутренняя
Кровеносная
системы.

среда
организма.
и
лимфатическая

Дыхание. Пищеварение.

1
1

1

1

физиологии,
гигиены,
антропологии, психологии и
др.).
Обсуждение
методов
исследования
организма
человека.
Объяснение
положения
человека
в
системе
органического мира (вид,
род, семейство, отряд, класс,
тип, царство).
Выявление черт сходства
человека
с
млекопитающими, сходства
и отличия с приматами.
Описание
органов
кровообращения.
Сравнение
особенностей
строения и роли сосудов,
кругов кровообращения.
Объяснение
причин
движения крови и лимфы по
сосудам, изменения скорости
кровотока
в
кругах
кровообращения.
Измерение
кровяного
давления,
обсуждение
результатов исследования.
Подсчёт пульса и числа
сердечных
сокращений у человека в
покое и
после
дозированных
физических
нагрузок,
обсуждение
результатов
исследования.
Объяснение
нейрогуморальной
регуляции работы сердца и
сосудов в
организме человека.
Обоснование
необходимости соблюдения
мер профилактики сердечнососудистых болезней.
Описание и использование
приёмов оказания первой
помощи при кровотечениях.
Объяснение
сущности
процесса дыхания.
Установление взаимосвязи

1,7,8
1,7,8

1,7,8

1,2,5,8

Обмен веществ. Выделение. Покровы
тела.

1

между
особенностями
строения
органов
дыхания
и
выполняемыми функциями.
Объяснение
механизмов
дыхания,
нейрогуморальной
регуляции работы органов
дыхания.
Описание
процесса
газообмена
в
тканях и лёгких.
Исследование
жизненной
ёмкости
лёгких
и
определение
частоты
дыхания,
обсуждение
полученных
результатов.
Анализ
и
оценивание
влияния факторов риска на
дыхательную систему.
Выявление
причин
инфекционных
заболеваний.
Описание
мер
предупреждения
инфекционных заболеваний.
Обоснование приёмов
оказания первой помощи при
остановке дыхания.
Выявление существенных
признаков органов системы
мочевыделения.
Объяснение
значения
органов
системы
мочевыделения в выведении
вредных, растворимых в воде
веществ.
Установление взаимосвязи
между
особенностями
строения
органов
и
выполняемыми функциями.
Объяснение
влияния
нейрогуморальной
регуляции на работу мочевыделительной системы.
Исследование
местоположения почек на
муляже
человека.
Аргументирование
и
оценивание
влияния факторов риска на
здоровье человека.

1,2,5,8

VI

VII

Нервная система.
Анализаторы. ВНД, психика,
поведение.
Эндокринная система.
Индивидуальное развитие организма.
Выполнение тестовых заданий.

1
1

Неклеточные формы жизни.
Вирусы.
Вирусы, особенности их строения и
жизнедеятельности.
Самостоятельная работа с тестами.

1

Заключительное занятие.
Выполнение тестовых заданий.
Итого

2
2
34

1
1

1

Описание мер профилактики
болезней органов
мочевыделительной
системы.
Описание органов чувств и
объяснение их значения.
Объяснение путей передачи
нервных
импульсов
от
рецепторов до клеток коры
больших полушарий.
Исследование
строения
глаза и уха на муляжах.
Определение
остроты
зрения
и
слуха
(у
школьников) и обсуждение
полученных результатов.
Описание
органов
равновесия,
мышечного
чувства, осязания, обоняния
и вкуса.

Описание характеризовать
вирусы, как неклеточные
формы жизни.
Выделять
основные
признаки строения вирусов.
Характеризовать жизненный
цикл вирусов. Обосновывать
меры
профилактики
вирусных заболеваний.
Объяснять
сущность
понятия «жизненный цикл
бактериофага».
Сравнивать вирусы между
собой, делать выводы на
основе сравнения.
Исследование роли вирусов
в природе и жизни человека.
Описание
ценностносмысловая ориентация и
мотивация учащихся.

1,2,5,8
1,2,5,8
1,2,5,8
1,2,5,8

1,8

1,5,8

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
кафедры НМК ЕМЦ
№ 1 от 27августа 2021 года
_______________О.П. Савенкова

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
МАОУ лицея №11 им.
В.В. Рассохина г. Армавира
________________Н.Е. Гюльназарян
« 27» августа 2021 г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УР
МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина
г. Армавира
______________ Н.Е. Гюльназарян
подпись

«30» августа 2022 г.

Ф.И.О

Управление образования муниципального образования город Армавир
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
практикум по биологии
Класс: 11 «А».
Учитель: Асатрян Ашхен Юрьевна
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе рабочей программы по учебному
предмету «биология», составленной учителем Асатрян А.Ю., утвержденной
решением педсовета, протокол № 1 от 31.08.2021 года.
В соответствии с ФГОС среднего общего образования
УМК: «Биология. Профильное обучение в школе», В. И. Сивоглазов, В.В.
Пасечник, М.: «Дрофа» 2020 г.

Содержание
(разделы, темы)

Кол-во
часов

№
п/п

1/1

Основы генетики человека.
Генетика человека.

6
1

2/2

Становление генетики человека.

1

3/3

Донаучные
представления
о
наследовании
признаков
у
человека.
Наследование групп крови. Л. Р.
№ 1 Решение генетических задач.
Развитие медицинской генетики.

1

Развитие современной генетики
человека, их задачи.

1

5

7/1

Основные методы исследования
в генетики человека.
Генеалогический метод.

8/2

Близнецовый метод.

1

9/3

Цитогенетический метод.

1

10/4

Антропогенетический метод.

1

11/5

Составление и анализ
родословных.

1

4/4
5/5
6/6

1
1

1

Дата проведения
План
10А

Оборудование

Основные виды
учебной деятельности (УУД)

Д/З

М-м
оборудование.
Интерактивное учебное пособие
"Наглядная биология. Химия
клетки. Вещества, клетки
и ткани растений».
М-м
оборудование.
Интерактивное учебное пособие
"Наглядная биология. Химия
клетки. Вещества, клетки и
ткани растений».

Предметные: Объяснять смысл
генетических
понятий
и
символов.
Характеризовать
основные
методы генетики.
Личностные:
Ценностносмысловая
ориентация
и
мотивация учащихся.
Коммуникативные: построение
речевых
высказываний,
аргументирование
своего
мнения.
Регулятивные:
постановка
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися, и
того, что ещё неизвестно.

повторен
ие
Работа по
теме

М-м
оборудование.
Интерактивное учебное пособие
"Наглядная биология. Химия
клетки. Вещества, клетки и
ткани растений».

Предметные:
Описывать
положения хромосомной теории.
Объяснять
механизм
определения
пола
и
наследования, сцепленного с
полом. Объяснять, в чём суть
явления
цитоплазматической
наследственности.
Личностные:
Ценностносмысловая
ориентация
и
мотивация учащихся.

Работа по
теме
Работа по
теме
Работа по
теме
Работа по
теме
Работа по
теме

Факт
10А

Составле
ние
конспекта
Решение
задач
Составле
ние
конспекта
Составле
ние
конспекта

Коммуникативные: построение
речевых
высказываний,
аргументирование
своего
мнения.
Регулятивные:
постановка
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися, и
того, что ещё неизвестно.
12/1

Основы цитогенетики.
Классификация человека.

4
1

13/2

Геном человека.

1

14/3

Группы сцепления у человека.

1

15/4

Выявление хромосомных
синдромов.

1

Типы наследования
нормальных и аномальных

11

М-м
оборудование.
Интерактивное учебное пособие
"Наглядная биология. Химия
клетки. Вещества, клетки и
ткани растений».
М-м
оборудование.
Интерактивное учебное пособие
"Наглядная биология. Химия
клетки. Вещества, клетки и
ткани растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».

Предметные:
Описывать
положения хромосомной теории.
Объяснять
механизм
определения
пола
и
наследования, сцепленного с
полом. Объяснять, в чём суть
явления
цитоплазматической
наследственности.
Личностные:
Ценностносмысловая
ориентация
и
мотивация учащихся.
Коммуникативные: построение
речевых
высказываний,
аргументирование
своего
мнения.
Регулятивные:
постановка
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися, и
того, что ещё неизвестно.

Составле
ние
конспекта
Работа по
теме

Решение
задач

Составле
ние
конспекта

16/1

признаков у человека.
Развитие медицинской генетики.

1

17/2

Мутагены, канцерогены и
вызываемые ими отклонения от
нормы.

1

18/3

Генные болезни и норма.

1

19/4

Генные болезни и норма.

1

20/5

Генетические болезни
соматических клеток.

1

21/6

Задачи и методы генетики.

1

Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.

Предметные:
Давать
определения
понятиям
«изменчивость»,
«норма
реакции».
Выявлять
существенные
признаки изменчивости.
Сравнивать
проявления
наследственной
и
ненаследственной изменчивости.
Личностные:
Ценностносмысловая
ориентация
и
мотивация учащихся.
Коммуникативные: построение
речевых
высказываний,
аргументирование
своего
мнения.
Регулятивные:
постановка
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися, и
того, что ещё неизвестно.

Работа по
теме

Работа по
теме

Работа по
теме

Работа по
теме

Работа по
теме

Составле
ние
конспекта

22/7

Законы Менделя. Л. Р. № 2
Решение генетических задач.

1

23/8

Неполное доминирование. Л. Р. №
3 Решение генетических задач.

1

24/9

Кодоминирование. Л. Р. № 4
Решение генетических задач.

1

25/1
0
26/1
1

Неполное доминирование. Л. Р. №
5 Решение генетических задач.
Решение задач.

1

Медико-генетическая служба.
Возможности в профилактике
наследственных заболеваний и
лечении больных.

2
1

Значение генной инженерии в
диагностике и лечении больных

1

27/1

28/2

1

Вещества клетки и ткани
растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное

Предметные:
решать
генетические
задачи
на
дигибридное скрещивание.
Давать определение понятию
«генофонд».
Личностные:
Ценностносмысловая
ориентация
и
мотивация учащихся.
Коммуникативные: построение
речевых
высказываний,
аргументирование
своего
мнения.
Регулятивные: постановка
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися, и
того, что ещё неизвестно.

Решение
задач

Решение
задач

Решение
задач

Решение
задач
Работа по
теме

Предметные: давать определения
понятиям
«изменчивость»,
«норма реакции».
Выявлять
существенные
признаки изменчивости.
Сравнивать
проявления
наследственной
и
ненаследственной изменчивости.

Работа по
теме

Составле
ние

наследственными аномалиями.

2

29/1

Генетические основы
онтогенеза.
Особенности сперматогенеза,
оогенеза и оплодотворения у
человека.

30/2

Дифференциация пола человека.

1

Основы популяционной

2

1

учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».

Личностные:
ценностно- конспекта
смысловая
ориентация
и
мотивация учащихся.
Коммуникативные: построение
речевых
высказываний,
аргументирование
своего
мнения.
Регулятивные: постановка
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися, и
того, что ещё неизвестно.

Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».

Предметные:
описывать
положения хромосомной теории.
Объяснять
механизм
определения
пола
и
наследования, сцепленного с
полом. Объяснять, в чём суть
явления
цитоплазматической
наследственности.
Личностные:
ценностносмысловая
ориентация
и
мотивация учащихся.
Коммуникативные: построение
речевых
высказываний,
аргументирование
своего
мнения.
Регулятивные:
постановка
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися, и
того, что ещё неизвестно.

Работа по
теме

Работа по
теме

31/1

32/2

33/1

34/2

генетики человека.
Системы браков у человека:
аутбридинг (неродственные
браки), инбридинг
(кровнородственные браки) и их
влияние на распространение
аномалий у потомства.
Определение генетической
структуры популяции по аллелям
аутосомных генов.

1

1

Основы экологической генетики
человека.
Экологическая генетика.

2

Генетический груз и
антропогенные факторы.
Фармакогенетика как часть
экологической генетики.

1

1

Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».

Предметные:
описывать
положения хромосомной теории.
Объяснять
механизм
определения
пола
и
наследования, сцепленного с
полом. Объяснять, в чём суть
явления
цитоплазматической
наследственности.
Личностные:
Ценностносмысловая
ориентация
и
мотивация учащихся.
Коммуникативные: построение
речевых
высказываний,
аргументирование
своего
мнения.
Регулятивные:
постановка
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися, и
того, что ещё неизвестно.

Работа по
теме

Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».

Предметные:
описывать
положения хромосомной теории.
Объяснять
механизм
определения
пола
и
наследования, сцепленного с
полом. Объяснять, в чём суть
явления
цитоплазматической
наследственности.
Личностные:
Ценностносмысловая
ориентация
и
мотивация учащихся.
Коммуникативные: построение

Работа по
теме

Решение
задач

Работа по
теме

Итого: 34 часа.

речевых
высказываний,
аргументирование
своего
мнения.
Регулятивные:
постановка
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися, и
того, что ещё неизвестно.

Содержание
(разделы, темы)

Кол-во
часов

№
п/п

Прокариоты. Бактерии.
Введение. Биологические науки.
Строение и жизнедеятельность
бактерий.
Размножение,
распространение, роль в природе,
медицине, сельском хозяйстве и
промышленности. Болезнетворные
бактерии и борьба с ними.

1
1

2/1

Царство Грибы
Общая характеристика грибов.
Строение.

2
1

3/2

Питание, размножение, экология.

1

Царство Растения.
Клеточное строение растений.
Общая
характеристика
водорослей.

8
1

1/1

4/1

Дата проведения
План
Факт
11А
11А

24.09

Оборудование

Основные виды
учебной деятельности (УУД)

Д/З

М-м
оборудование.
Интерактивное учебное пособие
"Наглядная биология. Химия
клетки. Вещества, клетки
и ткани растений».

Объяснение
общности Повторен
происхождения и эволюции ие
систематических
и
групп
растений
на
примере
сопоставления
биологических
растительных
объектов.
Выявление
примеров
и
раскрытие
сущности
возникновения
приспособленности организмов к
среде обитания.

М-м
оборудование.
Интерактивное учебное пособие
"Наглядная биология. Химия
клетки. Вещества, клетки и
ткани растений».

Объяснение
общности
происхождения и эволюции
систематических
и
групп
растений
на
примере
сопоставления
биологических
растительных
объектов.
Выявление примеров и
раскрытие сущности
возникновения
приспособленности организмов к
среде обитания.

Составле
ние
конспекта
Составле
ние
конспекта

М-м
оборудование.
Работа по
Интерактивное учебное пособие
теме
"Наглядная биология. Химия Раскрытие сущности понятия
клетки. Вещества, клетки
ботаники как науки о растениях.

5/2
6/3
7/4
8/5
9/6
10/7

11/8

12/1

Строение лишайников и их
многообразие. Симбиоз. Питание,
размножение, роль в природе.
Высшие споровые растения. Мхи
и папоротникообразные.
Семенные
растения.
Голосеменные. Покрытосеменные.

1

и ткани растений».

1

Строение органов растения и их
взаимосвязь.
Основные жизненные функции
растительного организма и его
взаимосвязь со средой обитания.
Систематика покрытосеменных.
Эволюция растений.

1

Выполнение тестовых заданий.
Репетиционный экзамен.

1

Царство Животные.
Классификация животных.

10
1

М-м
оборудование.
Интерактивное учебное пособие
"Наглядная биология. Химия
клетки. Вещества, клетки
и ткани растений».
М-м
оборудование.
Интерактивное учебное пособие
"Наглядная биология. Химия
клетки. Вещества, клетки и
ткани растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».

1

1
1

Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».

Применение
биологических
терминов
и
понятий:
растительная
клетка,
ткань,
органы
растений,
система
органов растения, корень, побег,
почка, лист и др.
Выявление общих признаков
растения.
Выполнение практических и
лабораторных
работ
с
микроскопом с готовыми и
временными микропрепаратами.
Сравнение растительных тканей
и
органов растений между собой

Работа по
теме
Работа по
теме
Работа по
теме
Работа по
теме
Работа по
теме
Составле
ние
конспекта

Решение
задач

Раскрытие сущности понятия Работа по
зоология как биологической теме
науки.
Применение
биологических
терминов и понятий: зоология,
экология, этология животных,
палеозоология и др.
Выявление
существенных
признаков животных (строение,

13/2

Систематика
беспозвоночных
животных. Тип Простейшие. Тип
Кишечнополостные.

1

14/3

Тип Плоские черви.

1

15/4

Тип Круглые черви.

1

16/5

Тип Кольчатые черви.

1

17/6

Тип Моллюски.

1

М-м
оборудование.
Интерактивное учебное пособие
"Наглядная биология. Химия
клетки. Вещества, клетки и
ткани растений».
М-м
оборудование.
Интерактивное учебное пособие
"Наглядная биология. Химия
клетки. Вещества, клетки и
ткани растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.

процессы
жизнедеятельности),
их
сравнение с представителями
царства растений.
Обоснование
многообразия
животного мира.
Определение
по
готовым
микропрепаратам
тканей
животных и растений
Раскрытие сущности понятия
зоология как биологической
науки.
Применение
биологических
терминов и понятий: зоология,
экология, этология животных,
палеозоология и др.
Выявление
существенных
признаков животных (строение,
процессы
жизнедеятельности),
их
сравнение с представителями
царства растений.
Обоснование
многообразия
животного мира.
Определение по готовым
микропрепаратам тканей
животных и растений

Работа по
теме

Работа по
теме

Работа по
теме

Работа по
теме

Работа по
теме

18/7

Тип Членистоногие.

1

19/8

Систематика
хордовых.
Сравнительная
характеристика
основных классов типа Хордовые.

1

20/9

Эволюция
систем
органов
животных.
Развитие
и
закономерности
размещения
животных на Земле.

1

21/1
0

Выполнение тестовых заданий.
Репетиционный экзамен.

1

10

22/1

Человек – вершина эволюции
животного мира.
Общий обзор организма человека.
Положение человека в системе
животного мира.

1

Вещества клетки и ткани
растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».

Раскрытие сущности понятия
зоология как биологической
науки.
Применение
биологических
терминов и понятий: зоология,
экология, этология животных,
палеозоология и др.
Выявление
существенных
признаков животных (строение,
процессы
жизнедеятельности),
их
сравнение с представителями
царства растений.
Обоснование
многообразия
животного мира.
Определение
по
готовым
микропрепаратам
тканей
животных и растений

Работа по
теме

Составле
ние
конспекта

Составле
ние
конспекта

Решение
задач

Раскрытие сущности наук о Работа по
человеке (анатомии, физиологии, теме
гигиены,
антропологии,
психологии и др.).
Обсуждение
методов
исследования
организма

23/2

Тело человека как система:
системы органов – органы – ткани
– клетка.

1

24/3

Опорно-двигательная система.

1

25/4

Внутренняя
Кровеносная
системы.

1

среда организма.
и лимфатическая

Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».

человека.
Объяснение положения человека
в системе органического мира
(вид, род, семейство, отряд,
класс, тип, царство).
Выявление
черт
сходства
человека с млекопитающими,
сходства и отличия с приматами.

Работа по
теме

Работа по
теме

Описание
органов Работа по
кровообращения.
теме
Сравнение
особенностей
строения и роли сосудов, кругов
кровообращения.
Объяснение причин движения
крови и лимфы по сосудам,
изменения скорости кровотока в
кругах кровообращения.
Измерение кровяного давления,
обсуждение
результатов
исследования.
Подсчёт
пульса
и
числа
сердечных
сокращений у человека в покое и
после дозированных физических
нагрузок,
обсуждение
результатов исследования.
Объяснение нейрогуморальной
регуляции работы сердца и
сосудов в
организме человека.
Обоснование
необходимости

26/5

Дыхание. Пищеварение.

1

Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».

27/6

Обмен веществ. Выделение.

1

Интерактивный

аппаратный

соблюдения мер профилактики
сердечно-сосудистых болезней.
Описание и использование
приёмов оказания первой
помощи при кровотечениях.
Объяснение сущности процесса Работа по
дыхания.
теме
Установление
взаимосвязи
между
особенностями строения органов
дыхания
и
выполняемыми
функциями.
Объяснение
механизмов
дыхания,
нейрогуморальной
регуляции
работы
органов
дыхания.
Описание процесса газообмена в
тканях и лёгких.
Исследование
жизненной
ёмкости
лёгких и определение частоты
дыхания,
обсуждение
полученных результатов.
Анализ и оценивание влияния
факторов риска на дыхательную
систему.
Выявление
причин
инфекционных
заболеваний.
Описание мер предупреждения
инфекционных заболеваний.
Обоснование приёмов оказания
первой помощи при остановке
дыхания.
Выявление
существенных Работа по

Покровы тела.

28/7

Нервная система.

1

29/8

Анализаторы. ВНД, психика,
поведение.

1

30/9

Эндокринная система.
Индивидуальное развитие
организма.

1

31/1
0

Выполнение тестовых заданий.

2

Неклеточные формы жизни.
Вирусы.
Вирусы, особенности их строения
и жизнедеятельности.
Самостоятельная работа с тестами.

1

32/1

1

комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».

признаков
органов
системы
мочевыделения.
Объяснение значения органов
системы
мочевыделения
в
выведении
вредных,
растворимых в воде веществ.
Установление
взаимосвязи
между особенностями строения
органов
и
выполняемыми
функциями.
Объяснение
влияния
нейрогуморальной регуляции на
работу мочевыделительной системы.
Исследование местоположения
почек на муляже человека.
Аргументирование
и
оценивание
влияния факторов риска на
здоровье человека.
Описание мер профилактики
болезней органов
мочевыделительной системы.

теме

Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».

Описание
характеризовать Решение
вирусы, как неклеточные формы задач
жизни.
Выделять основные признаки
строения
вирусов.
Характеризовать
жизненный
цикл вирусов. Обосновывать
меры профилактики вирусных

Работа по
теме

Работа по
теме

Работа по
теме

Решение
задач

33/1

Заключительное занятие.
Выполнение тестовых заданий.

2
1

34/2

Выполнение тестовых заданий.

1

Итого: 34 часа.

заболеваний.
Объяснять сущность понятия
«жизненный
цикл
бактериофага».
Сравнивать вирусы между собой,
делать
выводы на основе
сравнения.
Исследование роли вирусов в
природе и жизни человека.
Описание ценностносмысловая ориентация и
мотивация учащихся.
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».
Интерактивный
аппаратный
комплекс.
Интерактивное
учебное пособие «Наглядная
биология.
Химия
клетки.
Вещества клетки и ткани
растений».

Решение
задач

Решение
задач


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».