Окружающий мир 3-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Муниципальное образование город Армавир
МАОУ лицей No11 им. В.В. Рассохина

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании НМК
начальных классов

заместитель директора
по учебной работе

УТВЕРЖДЕНО

директор МАОУ лицея
№ 11 им. В.В.
________________________ ________________________ Рассохина
Рубан И.А.
Давыдова Д.В. ________________________
Протокол № 1 от «29» 08
Приказ № 1 от «30» 08
Абелян А.М.
2023 г.
2023 г.
Приказ № 486 от «01» 09
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3159544)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 3-4 классов

Армавир 2023
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования
предмет «Окружающий
мир»
рассматривается, с одной стороны, как фундамент для изучения
значительной части предметов основной школы: физики, химии,
биологии, географии, обществознания, истории; с другой - как
единственный предмет в школе, рисующий широкую панораму
природных и общественных явлений как компонентов единого
мира.
Стержнем курса является логика исторического развития
Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний
человека
об
окружающем
мире
в
их
единстве
и
взаимопроникновении. П о мере продвижения от класса к классу
обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами
деятельности и методами познания, добытыми человеком на
каждом этапе его исторического развития.
Организация активной учебной деятельности школьников
является главным условием освоения предлагаемой программы
курса «Окружающий мир».
Только собственная деятельность
может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым
событиям,
фактам,
явлениям,
тем
самым
реализуя
и
воспитательные возможности курса.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе
общего развития учащихся следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на
современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников
к осознанию причинно-следственных связей между природой,
обществом
и
человеком,
к
осознанию разнообразия
и
многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и
самостоятельность
мышления,
формировать
историческое
мышление, прививать экологическую культуру, элементарные
правила нравственного поведения в мире природы и людей, нормы
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
формировать
общеучебные
умения: воспринимать
проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать,
обобщать, делать
выводы; ориентироваться в пространстве и
времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать
информацию в
соответствующей
литературе, пользоваться
справочниками, развивать устную и письменную речь;
- помочь освоить доступные способы изучения природы и
2

общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением
информации из разных источников);
воздействовать
на
развитие
эмоционально-волевых,
нравственных
качеств
личности;
воспитывать
чувство
патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к
своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому
воспитанию.
Решению поставленных задач способствует структурирование
содержания учебного материала, что нашло выражение в данной
программе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
• формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
(природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;
• формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
• развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая
3

деятельность), так и с творческим использованием приобретённых
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определённому этносу;
• проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
• освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
• обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни,
приобретение
опыта
эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения;
• становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
• раскрытие роли человека в природе и обществе;
• освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПРЕДМЕТА

4

«ОКРУЖАЮЩИЙ

МИР»

В

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир»,
составляет 136 часов (два часа в неделю в каждом классе): 3 класс – 68
часов, 4 класс – 68 часов.

5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей
культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей
цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники
культуры России, родного края. Государственная символика Российской
Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы
России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы
и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности
труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы
стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры
веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух
– смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в
природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в
хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав,
значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение
шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности
питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей,
6

бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для
жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений,
фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы,
птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия,
необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль
животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном
сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные –
распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные
сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе
наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела
человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная,
дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека,
частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка,
динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о
здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого
дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей
части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и
других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома,
предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения
пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила
безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в
вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(ориентирование в признаках мошеннических действий, защита
персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и
социальных группах) в условиях контролируемого доступа в
информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
7

действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
• проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения,
поведение животных) по предложенному и самостоятельно
составленному плану; на основе результатов совместных с
одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
• устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями
поведения и условиями жизни животного;
• определять (в процессе рассматривания объектов и явлений)
существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
• моделировать цепи питания в природном сообществе;
• различать понятия «век», «столетие», «историческое время»;
соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
• понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать
полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;
• находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их
названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
• читать несложные планы, соотносить условные обозначения с
изображёнными объектами;
• находить по предложению учителя информацию в разных
источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в
информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях
контролируемого входа);
• соблюдать правила безопасности при работе в информационной
среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
• ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их
краткой характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность,
семейный бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк,
океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь
питания, Красная книга);
8

3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью
(знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации,
предвидение).
• описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
• описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе
сравнения объектов природы;
• приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных
царств природы;
• называть признаки (характеризовать) животного (растения) как
живого организма;
• описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей
страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
• планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои
действия (при небольшой помощи учителя);
• устанавливать причину возникающей трудности или ошибки,
корректировать свои действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
• участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя
(лидера), подчинённого;
• оценивать результаты деятельности участников, положительно
реагировать на советы и замечания в свой адрес;
• выполнять правила совместной деятельности, признавать право
другого человека иметь собственное суждение, мнение;
• самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики
общения.
4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и
обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской
Федерации – глава государства. Политико-административная карта России.
Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности,
знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических
событий, связанных с ним.
9

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками.
Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День
весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День
Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к
культуре, истории, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные
исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия
в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное
участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного
наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям
независимо от их национальности, социального статуса, религиозной
принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения,
измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце
– ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и
горы России. Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как
водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и
озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного
края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в
России и за рубежом (2–3 объекта).
10

Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта
людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи
в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы
взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды,
воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила
нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных
местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного
поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и
средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других
средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(поиск
достоверной
информации,
опознавание
государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях
контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть
Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
• устанавливать последовательность этапов возрастного развития
человека;
• конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного
поведения в среде обитания;
• моделировать схемы природных объектов (строение почвы;
движение реки, форма поверхности);
• соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой
природной зоне;
• классифицировать природные объекты по принадлежности к
природной зоне;
11

определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
• использовать умения работать с информацией, представленной в
разных формах; оценивать объективность информации, учитывать
правила безопасного использования электронных образовательных и
информационных ресурсов;
• использовать для уточнения и расширения своих знаний об
окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе
и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях
контролируемого выхода);
• делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе
дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая
в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
• ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов;
культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник,
иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
• характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции
различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы
в деятельности организма;
• создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и
самочувствия организма вредных привычек;
• описывать
ситуации проявления нравственных качеств –
отзывчивости, доброты, справедливости и др.;
• составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на
основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон,
пищевых цепей);
• составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина
РФ»;
• создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории
нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
• самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи;
предвидеть трудности и возможные ошибки;
•

12

контролировать процесс и результат выполнения задания,
корректировать учебные действия при необходимости;
• адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над
ошибками;
• находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их
причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
• выполнять правила совместной деятельности при выполнении
разных ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена
большого коллектива;
• ответственно относиться к своим обязанностям в процессе
совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее
дело;
• анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр,
труда, использования инструментов, которые могут стать опасными
для здоровья и жизни других людей.
•

13

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
• становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном
мире;
• осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей
национальной общности;
• сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
• проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам;
• первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
• проявление культуры общения, уважительного отношения к людям,
их взглядам, признанию их индивидуальности;
• принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении
гуманизма,
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности;
• применение
правил
совместной деятельности, проявление
способности договариваться, неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям.
Эстетического воспитания:
• понимание особой роли России в развитии общемировой
художественной культуры, проявление уважительного отношения,
14

восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
• соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
• приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
• осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
• осознание роли человека в природе и обществе, принятие
экологических норм поведения, бережного отношения к природе,
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
• осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
• проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний,
в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
• понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной
среды
обитания),
проявлять
способность
ориентироваться в изменяющейся действительности;
• на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое;
причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
• сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания
для сравнения, устанавливать аналогии;
• объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
15

определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты;
• находить закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
• выявлять
недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
• проводить (по предложенному и самостоятельно составленному
плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные
опыты;
• проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством
учителя;
• определять разницу между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
• формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
• моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в
природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны),
а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный труд и его результаты и др.);
• проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
• формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,
исследования).
3) Работа с информацией:
• использовать различные источники для поиска информации,
выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
• находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде, согласно заданному алгоритму;
• распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её
проверки;
• находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;
• читать и интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, иллюстрацию);
•

16

соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет (с помощью учителя);
• анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
• фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема,
диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников;
• признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить
доказательства своей правоты;
• соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;
• использовать смысловое чтение для определения темы, главной
мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и
поступках людей;
• создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
• конструировать обобщения и выводы на основе полученных
результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их
доказательствами;
• находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной
жизни;
• готовить
небольшие публичные выступления с возможной
презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту
выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
• планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя
действия по решению учебной задачи;
• выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
• осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
• находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
•

17

корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя);
• предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в
житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
• объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить
свою оценку с оценкой учителя;
• оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
• понимать значение коллективной деятельности для успешного
решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в
формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной
деятельности (на основе изученного материала по окружающему
миру);
• коллективно строить действия по достижению общей цели:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
• проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
• выполнять
правила совместной деятельности: справедливо
распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с
наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
• ответственно выполнять свою часть работы.
•

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
• различать государственную символику Российской Федерации (гимн,
герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам
России и своего региона;
• проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного
поведения в социуме;
• приводить примеры памятников природы, культурных объектов и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ
с богатой историей и культурой; российских центров декоративно18

•
•
•
•

•
•
•

•
•

•

•

•
•
•
•
•
•

прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и
культуре народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам
и фотографиям, различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие
опыты с природными объектами с использованием простейшего
лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать
безопасность проведения опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы,
проводить простейшую классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и
неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и
явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные
свойства;
использовать различные источники информации о природе и
обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и
природы для объяснения простейших явлений и процессов в
природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе
коллективной деятельности обобщать полученные результаты и
делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые
высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая
выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать
правила
безопасного
поведения
пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к
двигательной активности и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет;
19

•

ориентироваться в возможных мошеннических действиях при
общении в мессенджерах.

4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
• проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов, государственным символам России;
• соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
• показывать на физической карте изученные крупные географические
объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие
территорию России);
• показывать на исторической карте места изученных исторических
событий;
• находить место изученных событий на «ленте времени»;
• знать основные права и обязанности гражданина Российской
Федерации;
• соотносить изученные исторические события и исторических
деятелей с веками и периодами истории России;
• рассказывать о государственных праздниках России, наиболее
важных событиях истории России, наиболее известных российских
исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях
столицы России и родного края;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты,
выделяя их существенные признаки, в том числе государственную
символику России и своего региона;
• проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану
или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с
объектами природы с использованием простейшего лабораторного
оборудования и измерительных приборов, следуя правилам
безопасного труда;
• распознавать изученные объекты и явления живой и неживой
природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в
окружающем мире;
• группировать изученные объекты живой и неживой природы,
самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить
простейшие классификации;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их
внешних признаков и известных характерных свойств;
20

•

•
•
•
•
•
•
•

•
•

•

использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения
простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и
ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей
местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного
наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые
высказывания о природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья
и жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании
объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в
театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха,
учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде,
самокате;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и
верифицированной
информации
в
информационнотелекоммуникационной сети Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования
электронных образовательных и информационных ресурсов.

21

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество
Библиотека ЦОК

1.1

Наша родина - Российская Федерация

14

1.2

Семья - коллектив близких. Родных
людей.

2

1

1.3

Страны и народы мира.

4

1

Итого по разделу

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

20

Раздел 2. Человек и природа
2.1

Методы изучения природы.
Разнообразие веществ в окружающем
мире.

11

2.2

Бактерии, грибы и их разнообразие

2

2.3

Разнообразие растений

7

2.4

Разнообразие животных

7

2.5

Природные сообщества

3

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
22

2.6

Человек - часть природы

Итого по разделу

5

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

35

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый образ жизни

2

3.2

Правила безопасного поведения
пассажира. Безопасность в сети
Интернет

5

Итого по разделу

7

Резервное время

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

2

23

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество
1.1

Наша родина - Российская Федерация

10

1

1.2

История Отечества. «Лента времени» и
историческая карта

17

1

1.3

Человек - творец культурных
ценностей. Всемирное культурное
наследие

6

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f412850

33

Раздел 2. Человек и природа
2.1

Методы познания окружающей
природы. Солнечная система

5

1

2.2

Формы земной поверхности. Водоемы и
их разнообразие

9

1

2.3

Природные зоны России: общее
представление, основные природные
зоны

5

1

2.4

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия. Экологические
проблемы

5

1

24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Итого по разделу

24

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый образ жизни: профилактика
вредных привычек

1

3.2

Безопасность в городе. Безопасность в
сети Интернет

4

Итого по разделу

5

Резервное время

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

2

25

6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

Безопасная информационная среда

1

2

Методы изучения природы:
наблюдения, сравнения, измерения,
опыты и эксперименты. Материки и
океаны, части света: картины
природы

1

3

Бактерии – мельчайшие
одноклеточные живые существа

1

4

Естественные природные
сообщества: лес, луг, водоём

1

5

Искусственные природные
сообщества, созданные человеком пруд, поле, парк, огород

1

https://resh.edu.ru/subject/43/3/

6

Природные сообщества родного края
– два-три примера на основе
наблюдения

1

https://resh.edu.ru/subject/43/3/

7

Культура, традиции народов России.
Уважение к культуре, традициям,
истории разных народов и своего
народа

1

8

Что такое общество?

1

https://resh.edu.ru/subject/43/3/

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f9fc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ff74

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841330e

Библиотека ЦОК
26

https://m.edsoo.ru/f84123aa

9

Наша Родина - Российская
Федерация Государственная
символика РФ. Уважение к
государственным символам России

1

https://resh.edu.ru/subject/43/3/

10

Родной край – малая родина.
Российская Федерация

1

https://resh.edu.ru/subject/43/3/

11

Условия, необходимые для жизни
животных: воздух, вода, тепло, пища
(среда обитания) – обобщение на
основе результатов наблюдений и
работы с информацией

1

https://resh.edu.ru/subject/43/3/

12

Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом в учреждениях
образования и культуры

1

https://resh.edu.ru/subject/43/3/

13

Твёрдые вещества, жидкости, газы.
Определение свойств твердых
веществ, жидкостей и газов

1

14

Разнообразие веществ в природе.
Примеры веществ (соль, сахар, вода,
природный газ): узнавание,
называние, краткая характеристика

1

15

Воздух как смесь газов. Значение
воздуха для жизни флоры, фауны,
человека. Охрана воздуха

1

16

Вода как вещество. Определение
свойств воды в ходе практической
работы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c7ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c392

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d328

1

27

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840cb62

17

Распространение воды в природе:
водоёмы, реки. Круговорот воды в
природе

1

18

Значение воды для жизни живых
организмов и хозяйственной
деятельности людей. Охрана воды

1

19

Почва, её состав. Значение для живой
природы

1

20

Разнообразие растений: зависимость
внешнего вида от условий и места
обитания

1

21

Растения родного края: названия и
краткая характеристика (на основе
наблюдения)

1

22

Растение как живой организм

1

23

Как растения размножаются?

1

24

Развитие растения от семени до
семени (по результатам практических
работ)

1

25

Условия роста и развития растения
(по результатам наблюдений).
Бережное отношение человека к
растениям

1

26

Жизнь животных в разные времена
года. Разнообразие животных

1

27

Особенности питания животных.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ce78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d03a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840da26

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840df26

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e0de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e282

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e41c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e6a6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e85e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea16

Библиотека ЦОК
28

Цепи питания

https://m.edsoo.ru/f840ea16

28

Размножение и развитие рыб, птиц,
зверей

1

29

Резервный урок. Проверочная работа
по теме "Многообразие растений и
животных"

1

30

Роль животных в природе и жизни
людей

1

31

Бережное отношение к животным –
нравственная ценность людей.
Охрана животного мира в России

1

32

Животные родного края: узнавание,
называние, краткая характеристика

1

33

Разнообразие грибов: узнавание,
называние, описание

1

34

Общее представление о строении
организма человека. Температура
тела, частота пульса как показатели
здоровья человека

1

35

Резервный урок. Органы чувств их
роль в жизни человека

1

36

Опорно-двигательная система и её
роль в жизни человека

1

37

Пищеварительная система и её роль в
жизни человека

1

38

Дыхательная система и её роль в
жизни человека

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ebe2

1

https://resh.edu.ru/subject/43/3/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ed90

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ef2a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840fde4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f240

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84104ba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410f78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84116c6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410dd4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410aa0
29

39

Кровеносная и нервная система и их
роль в жизни человека

1

40

Профилактика заболеваний. Роль
закаливания для здоровья растущего
организма

1

41

Роль двигательной активности:
утренней гимнастики, динамических
пауз

1

42

Резервный урок. Проверочная работа
по теме "Человек - часть природы.
Строение тела человека"

1

43

Знаки безопасности во дворе жилого
дома. Безопасность в доме

1

44

Безопасное поведение пассажира
железнодорожного транспорта. Знаки
безопасности

1

45

Безопасное поведение пассажира
авиа и водного транспорта

1

46

Соблюдение правил перемещения
внутри двора и пересечения дворовой
проезжей части. Знаки безопасности
во дворе жилого дома

1

47

Нужны ли обществу правила
поведения? Правила поведения в
социуме

1

48

Значение труда в жизни человека и
общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410654

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410c3a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410910

1

https://resh.edu.ru/subject/43/3/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411f90

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411dd8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411c0c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84118a6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84112c0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841254e
30

культуре народов России
49

Горная порода как соединение
разных минералов. Примеры
минералов

1

50

Полезные ископаемые – богатство
земных недр

1

51

Полезные ископаемые родного края:
характеристика, использование в
хозяйственной деятельности региона

1

52

Растения, используемые людьми в
хозяйственной деятельности

1

53

Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом на производстве,
в сельском хозяйстве

1

https://resh.edu.ru/subject/43/3/

54

Резервный урок. Семья: традиции,
праздники. Государственный бюджет

1

https://resh.edu.ru/subject/43/3/

55

Семья – первый и главный коллектив
в жизни человека Повседневные
заботы семьи

1

https://resh.edu.ru/subject/43/3/

56

Совместный труд. Семейный
бюджет, доходы и расходы семьи

1

57

Города Золотого кольца России:
Сергиев Посад, ПереславльЗалесский

1

58

Города Золотого кольца России:
Ростов, Углич, Ярославль

1

59

Памятники природы и культуры
стран Европы (по выбору)

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412706

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412896
https://resh.edu.ru/subject/43/3/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412a1c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412ef4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413c3c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413e30

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84140ba
31

60

Памятники природы и культуры
Белоруссии (по выбору)

1

https://resh.edu.ru/subject/43/3/

61

Памятники природы и культуры
Китая (по выбору)

1

https://resh.edu.ru/subject/43/3/

62

Резервный урок. Проверочная работа
по итогам обучения в 3 классе

1

63

Памятники природы и культуры
стран Азии (по выбору)

1

https://resh.edu.ru/subject/43/3/

64

Уникальные памятники культуры
России: Красная площадь, Кремль

1

https://resh.edu.ru/subject/43/3/

65

Уникальные памятники культуры
России: исторический центр СанктПетербурга

1

https://resh.edu.ru/subject/43/3/

66

Уникальные памятники культуры
России: Кижи, памятники Великого
Новгорода

1

https://resh.edu.ru/subject/43/3/

67

Достопримечательности родного
края: памятники природы и культуры
региона

1

68

Резервный урок. Проверочная работа
по теме "Наша Родина - Российская
Федерация"

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

1

https://resh.edu.ru/subject/43/3/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841380e

https://resh.edu.ru/subject/43/3/

2

32

6

4 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

1

Как человек изучает окружающую
природу?

1

2

Солнце - звезда

1

3

Планеты Солнечной системы. Луна –
спутник Земли

1

4

Смена дня и ночи на Земле как
результат вращения планеты вокруг
своей оси (практические работы с
моделями и схемами)

5

Обращение Земли вокруг Солнца как
причина смены сезонов
(практические работы с моделями и
схемами). Общая характеристика
времён года

1

6

Историческое время. Что такое
«лента времени»?

1

7

Экологические проблемы
взаимодействия человека и природы

1

8

Всемирное культурное наследие
России

1

9

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия в России

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

05.09
07.09

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

https://resh.edu.ru/subject/43/4/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

12.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414eca

14.09
1

1

https://resh.edu.ru/subject/43/4/

19.09
1

https://resh.edu.ru/subject/43/4/

21.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2

26.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415118

28.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415b9a

03.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841580c

33

10

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия за рубежом

1

11

Знакомство с Международной
Красной книгой

1

12

Всемирное культурное наследие

1

13

Охрана историко-культурного
наследия

1

14

О вредных для здоровья привычках

1

15

Правила цифровой грамотности при
использовании Интернет

1

16

Планирование маршрутов с учётом
транспортной инфраструктуры
населённого пункта

17

Правила поведения в общественных
местах: зонах отдыха, учреждениях
культуры и торговых центрах

18

Безопасное поведение при езде на
велосипеде и самокате. Дорожные
знаки

19

Равнины России: ВосточноЕвропейская, Западно-Сибирская
(название, общая характеристика,
нахождение на карте)

20

Горные системы России: Урал,
Кавказ, Алтай (краткая
характеристика, главные вершины,
место нахождения на карте)

05.10
10.10

https://resh.edu.ru/subject/43/4/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415636

12.10

https://resh.edu.ru/subject/43/4/

17.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2

1

19.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415da2

24.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415f50

26.10
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416306

07.11
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84164be

09.11
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180

14.11
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8416996

16.11
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8416b58
34

21

Водоёмы Земли, их разнообразие.
Естественные водоёмы: океан, море,
озеро, болото. Примеры водоёмов в
России

1

22

Река как водный поток

1

23

Крупнейшие реки России: название,
нахождение на карте

1

24

Характеристика природных зон
России: арктическая пустыня. Связи
в природной зоне

25

Характеристика природных зон
России: тундра. Связи в природной
зоне

26

Характеристика природных зон
России: тайга. Связи в природной
зоне

27

Характеристика природных зон
России: смешанный лес. Связи в
природной зоне

28

Характеристика природных зон
России: степь и полупустыня. Связи
в природной зоне

1

29

Резервный урок. Проверочная работа
по теме "Природные зоны"

1

30

Формы земной поверхности (на
примере родного края)

1

31

Водоёмы и реки родного края

1

21.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416cfc

23.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416fae

28.11
30.11

1

https://resh.edu.ru/subject/43/4/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417b34

05.12
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417d1e

07.12
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417f08

12.12
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84181ce

14.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84185ac

1

19.12
21.12

https://resh.edu.ru/subject/43/4/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417526

26.12
35

https://resh.edu.ru/subject/43/4/

32

Использование рек и водоёмов
человеком (хозяйственная
деятельность, отдых). Охрана рек и
водоёмов

33

Защита и охрана природных богатств
(воздуха, воды, полезных
ископаемых, флоры и фауны)

34

Искусственные водоёмы:
водохранилища, пруды (общая
характеристика)

35

Резервный урок. Проверочная работа
по теме "Формы земной поверхности
и водоёмы"

1

36

Человек - творец культурных
ценностей

1

37

Труд и быт людей в разные
исторические времена

1

38

Резервный урок. Новое время

1

39

Резервный урок. Новейшее время:
история продолжается сегодня

1

40

Государство Русь. Страницы
общественной и культурной жизни

1

41

Города России. Древние города
России. Страницы истории

1

42

Государство Русь. Человек защитник своего Отечества

1

43

Московское государство. Страницы
общественной и культурной жизни в

1

28.12
1

https://resh.edu.ru/subject/43/4/

09.01
1

https://resh.edu.ru/subject/43/4/

11.01
1

https://resh.edu.ru/subject/43/4/

16.01
1

https://resh.edu.ru/subject/43/4/

18.01

1

23.01

https://resh.edu.ru/subject/43/4/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54

25.01
30.01
01.02

https://resh.edu.ru/subject/43/4/
https://resh.edu.ru/subject/43/4/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419894

06.02
08.02
13.02
36

https://resh.edu.ru/subject/43/4/
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
https://resh.edu.ru/subject/43/4/

Московском государстве
44

Образование и культура в
Московском государстве

1

45

Страницы истории Российской
империи. Пётр I

1

46

Страницы Российской империи.
Преобразования в культуре, науке,
быту

1

47

Образование в Российской империи

1

48

Развитие культуры в Российской
империи Российская империя:
развитие культуры XVIII века
(архитектура, живопись, театр)

49

«Золотой век» русской культуры.
Великие поэты и писатели,
композиторы и художники XIX века

50

Первая Отечественная война: 1812
год. Защита Родины от французских
завоевателей

1

51

Страницы истории России ХХ века

1

52

Великая Отечественная война 19411945 гг: как все начиналось…

1

53

Великая Отечественная война 19411945 гг: главные сражения

1

54

Всё для фронта – всё для победы

1

15.02
20.02

https://resh.edu.ru/subject/43/4/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b284

22.02
https://resh.edu.ru/subject/43/4/

27.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b4aa

29.02
1

https://resh.edu.ru/subject/43/4/

05.03
1

https://resh.edu.ru/subject/43/4/

07.03
https://resh.edu.ru/subject/43/4/

12.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c56c

14.03
19.02

https://resh.edu.ru/subject/43/4/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c800

21.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c9f4

37

55

Взятие Берлина. Парад Победы

1

56

Резервный урок. Проверочная работа
по теме "История Отечества"

1

57

Мы живём в Российской Федерации

1

58

Государственное устройство РФ
(общее представление). Конституция
РФ. Президент РФ. Политикоадминистративная карта России

1

59

Родной край. Знаменитые люди
родного края

1

60

Взаимоотношения людей в обществе:
доброта и гуманизм, справедливость
и уважение

1

61

Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Права
ребёнка

1

62

Государственные праздники России

1

63

Резервный урок. Проверочная работа
по итогам обучения в 4 классе

1

64

Праздник в жизни общества и
человека

1

65

Праздники и памятные даты своего
региона

1

66

Малая Родина гражданина России.
Достопримечательности родного
края

02.04
1

04.04
09.04

https://resh.edu.ru/subject/43/4/
https://resh.edu.ru/subject/43/4/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dac0

11.04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d188

16.04
18.04

https://resh.edu.ru/subject/43/4/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d8ea

23.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d336

25.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dc50

1

30.04
02.05
07.05

https://resh.edu.ru/subject/43/4/
https://resh.edu.ru/subject/43/4/
https://resh.edu.ru/subject/43/4/

14.05
1

https://resh.edu.ru/subject/43/4/
38

67

Наша малая Родина: главный город

1

68

Города России. Города-герои.
Страницы истории

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

16.05
21.05

2

39

6

https://resh.edu.ru/subject/43/4/
https://resh.edu.ru/subject/43/4/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: учебник для 3 класса:
в 2 ч. - М.: Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний».
• Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: учебник для 4 класса:
в 2 ч. - М.: Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу
«Окружающий мир», 3 класс. - Самара: Издательство «Учебная
литература»: Издательский дом «Федоров».
• Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу
«Окружающий мир», 4 класс. - Самара: Издательство «Учебная
литература»: Издательский дом «Федоров».
• Галяшина П.А., Плотникова А.Ю. Поурочно-тематическое планирование
к учебникам Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир». 1-2
класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом
«Федоров».
• Галяшина П.А., Плотникова А.Ю. Поурочно-тематическое планирование
к учебникам Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир». 3-4
класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом
«Федоров».
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://yandex.ru/video/
https://uchi.ru/teachers/hometasks
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
https://uchitelya.com
Специфическое сопровождение (оборудование)
Наглядные пособия:
натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород,
скелет человека, скелет любого млекопитающего;
изобразительные:
40

-муляжи плодов, животных и отдельных органов человека;
- таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем
органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных
ископаемых;
- физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;
- атлас для начальных классов;
- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта
мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта
природных зон России», «Политическая карта мира»;
- рисунки, слайды, диафильмы;
самодельные наглядные пособия;
интерактивная доска.
Средства ИКТ
Компьютер.
Ноутбук.
Мультимедийный проектор.
Принтер.
Сканер.
Цифровой фотоаппарат

41

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».