русский язык ИЗМЕНЕНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета протокол
№1
от 31 августа 2021 года
Директор
__________________ А.М. Абелян
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,
ВНОСИМЫЕ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
по

русскому языку

Уровень образования начальное общее образование
Классы 2-4 классы
Количество часов 489 (2 класс – 163 ч., 3 класс – 163 ч., 4 класс –163 ч..)
Учитель, разработчик рабочей программы:
Мирошниченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов

Программа разработана в соответствии и на основе:
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования" (с дополнениями и изменениями) ФГОС начального общего образования,
утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286;
с учетом: примерной основной образовательной программы начального общего образования,
одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол
от 8 апреля 2015 г. № 1/5)
-УМК: Н.В.Нечаева, «Русский язык: 2,3,4 классы». Система Л.В.Занкова/ Н.В.Нечаева – М., ООО
«БИНОМ. Лаборатория знаний», 2020 г.

Армавир, 2021 г.
1

Освоение учебного предмета «Русский язык» должно обеспечивать достижение
на уровне начального общего образования следующих личностных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования
1. Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе
через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными
произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в
художественных произведениях;
2. Духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и
чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
3. Эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как
средства общения и самовыражения;
4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске
дополнительной информации в процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
2

5. Трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при
обсуждении примеров из художественных произведений;
6. Экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
7. Ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению
русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Раздел, Темы

Количество
часов

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных действий)

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

2 класс

1.

2.

3.

4.

5.

Развитие речи
Устная речь
Взаимосвязь между содержанием и
формой
высказывания.
Компоненты речевой ситуации
(зачем? с кем? где?). Адекватное
использование средств устного
общения.
Звуки речи.
Взаимосвязь между содержанием и
формой
высказывания.
Слова
вежливого
обращения.
Однокоренные слова. Корень.
Осознание
значения
средств
устной речи для выражения мысли.
Слова
вежливого
обращения.
Многозначность слов. Различение
предложений по цели и интонации.
Осознание
значения
средств
устной речи для выражения мысли.
Признаки предложения. Большая
буква в словах.
Анализ чужой устной речи:
прослушивание
пластинок,
магнитофонных записей, речи
учителя и товарищей, просмотр
видеофильмов.
Правописание
гласных
после
шипящих.

36
16
1

Взаимосвязь между содержанием и
формой
высказывания. Диалог. Монолог.
Ситуационные
различия
в
произношении и
интонировании
высказывания.
Анализ
чужой
устной
речи.
Выражение собственного мнения,
высказывание,
слушание.
Определение темы текста, подбор
заглавия. Части
текста, последовательность частей
текста. План текста. Составление
текстов малых форм: письмо,
записка, объявление.
Законы языка в практике речи
Стили языка: разговорный, научный,
научно –
популярный,
художественный.
Внутреннее единство слова. Правила
орфографии. Культура
разговора по телефону, поведение в
общественных
местах. Работа со словарями,
учебной и справочной
литературой.

1

1

2

2

3

1,3

3,5,7

2,3

1,2,3

1,2,5

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.
13.

14.

15.

16.
17.
18.

Непроверяемые
безударные
гласные.
Анализ чужой устной речи.
Родственные
слова.
Корень.
Безударные гласные в корне.
Сочетание слов по смыслу.
Правописание
гласных
после
шипящих. Обучающее сочинение
«Сентябрьский денёк»
Осознание собственной устной
речи: с какой целью, с кем и где
происходит общение. Лексическое
и грамматическое значение слов.
Родственные слова. Слабые и
сильные позиции гласного в корне.
Осознание собственной устной
речи: с какой целью, с кем и где
происходит
общение.
Непроверяемые
безударные
гласные в корне.
Практическое
овладение
диалогической
формой
речи.
Многозначность слов. Большая
буква в словах.
Разбить текст на предложения.
Выражение собственного мнения,
высказывание,
слушание.
Многозначность слов. Большая
буква в словах.
Ситуационные
различия
в
произношении и интонировании
высказывания, в использовании
мимики, жестов.
Культура разговора по телефону;
поведение в общественных местах.
Практическое овладение устным
монологическим высказыванием по
определенной теме. Словесный
отчет о выполненной работе.
Письменная речь
Ознакомление с типами текста:
описание,
повествование,
рассуждение.
Практическое
ознакомление с
текстами разговорного и книжного
стилей
(научного,
делового,
художественного).
Определение темы текста, подбор
заглавия.
Последовательность предложений
в тексте.
Средства
связи
между
предложениями (порядок слов,
местоимения, служебные слова,
синонимы).

Осознанно и произвольно строить
речевое высказывание в устной
форме.
Моделировать диалоги и монологи
на заданную или самостоятельно
выбранную тему.
Выделять в тексте главное,
высказывать собственное мнение,
соблюдая правила построения
связного монологического
высказывания.
Использовать речевой этикет в
повседневном общении.

1

2

5,7

1,5

1

2,7

1

1,4

1

1,4

1

1,3

1

2,3

1

1,2,4

20
2

Различие гласных - согласных,
гласных
однозвучных
и
йотированных, согласных звонкихглухих, шипящих, твѐрдых - мягких,
парных – непарных, звонких –
глухих. Слогоделение, ударение.
Качественная характеристика звука.
Звукобуквенный
разбор
по
алгоритму.
Фонетическая транскрипция.
Произношение
звуков
в
соответствии с
орфоэпическими
нормами
современного
литературного
русского языка.

2

1
1
1

4

2,3,4,7

1,2,5

1,2,4,6
2,5,6
1,5,7

19.

Главное в тексте.

1

20.

Части текста: вступление, основная
часть,
заключение.
Последовательность частей текста.
Представление о плане текста.

1

Составление текстов малых форм:
письмо (в т.ч. sms-сообщения,
электронные письма), записка,
объявление.
Первые
опыты
собственных
сочинений (репродуктивных и
творческих).
Представление
работы одноклассникам.
Выражение собственного мнения с
его обоснованием.
Редактирование сочинений.

2

21.
22.

23.

24.
25.
26.
27.
28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Типы
текстов:
описание,
повествование.
Характеризовать звуки речи.
Строить связное высказывание на
определѐнную тему.
Произносить звуки в соответствии с
орфоэпическими
нормами
современного
литературного
русского языка.

1

1,2,6
2,3,7

2,3,7
1,2,4

2

2,3,5

2

3,7

1

3,7

Восстановление деформированных
текстов.
Оформление диалога.

1

1,2,4

Осуществление проекта «Лучшее
время года».
Система языка
Фонетика и орфоэпия
Актуализация
фонетического
материала в соответствии с
изучаемыми
правилами
правописания
(различение
гласных-согласных,
гласных
однозвучных и йотированных).
Актуализация
фонетического
материала в соответствии с
изучаемыми
правилами
правописания
(различение
согласных звонких-глухих).
Актуализация
фонетического
материала в соответствии с
изучаемыми
правилами
правописания
(различение
согласных
шипящих,
мягкихтвердых).
Актуализация
фонетического
материала в соответствии с
изучаемыми
правилами
правописания (слогоделение).
Актуализация
фонетического
материала в соответствии с
изучаемыми
правилами
правописания (ударение).
Определение
качественной
характеристики звука: гласныйсогласный;
гласный ударныйбезударный.

1

1
2,4,6

96
10
1

Различие гласных - согласных,
гласных
однозвучных
и
йотированных, согласных звонкихглухих, шипящих, твѐрдых - мягких,
парных – непарных, звонких –
глухих. Слогоделение, ударение.
Качественная характеристика звука.
Звукобуквенный
разбор
по
алгоритму.
Фонетическая транскрипция.
Произношение
звуков
в
соответствии с
орфоэпическими
нормами
современного
литературного
русского языка.
Типы
текстов:
описание,
повествование.
Характеризовать звуки речи.
Строить связное высказывание на
определѐнную тему.
Произносить звуки в соответствии с
орфоэпическими
нормами
современного
литературного
русского языка.

1

1

1

1

3,5,7

1,3,5,7

1,3,5,7

1,3,5,7

4,5,6

2,3

1

5

35.

36.

37.
38.

39.
40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

Определение качественной
характеристики звука: согласный
твердый-мягкий, парныйнепарный.
Определение качественной
характеристики звука: согласный
звонкий-глухой, парный-непарный.
Звукобуквенный разбор.

1

2,7

1

5,6,7

1

3,5

Ударение, произношение звуков и
сочетаний звуков в соответствии с
орфоэпическими
нормами
современного
русского
литературного языка.
Графика
Использование
на
письме
разделительных ъ и ь.
Установление
соотношения
звукового и буквенного состава в
словах с йотированными гласными
е, ё, ю, я.
Установление
соотношения
звукового и буквенного состава в
словах с разделительными ъ и ь;
Установление
соотношения
звукового и буквенного состава в
словах
с
непроизносимыми
согласными
(на
уровне
ознакомления).
Использование
небуквенных
графических
средств:
пробел
между словами, знак переноса,
абзац.
Знание алфавита. Использование
алфавита при работе со словарями
и справочниками.
Овладение первичным навыком
клавиатурного письма.
Лексика
Наблюдение внутреннего единства
слова
его
значения,
грамматических
признаков
и
звуков/букв.
Расширение представлений об
однозначных
и
многозначных
словах.
Расширение
представлений
о
прямом и переносном значении
слова.
Расширение представлений об
этимологии. Расширение словаря
учащихся.
Расширение представлений об
омонимах (без введения понятия).
Расширение словаря учащихся.

1

2,3,6

12
2

Использование на письме ь и ъ.
Установление
соотношения
звукового и буквенного состава в
словах с йотированными гласными, с
ь и ъ, с непроизносимыми
согласными.
Пробел между словами, знак
переноса, абзац.
Знание алфавита.
Клавиатурное письмо.
Использовать алфавит при работе
со словарями и справочниками.
Овладение
разборчивым,
аккуратным письмом с учѐтом
гигиенических требований.
Овладение первичным навыком
клавиатурного письма.
Списывать тексты с доски, писать
диктанты.

2

2

2

2

1

1,2,7
2,5

2,5

1,3,7

4,6

2,3,6

3,7

1
14
1

Слово как единство звучания и
значения.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение
слова.
Антонимы, синонимы.
Словари, учебная и справочная
литература.
Опознавать в предложении, тексте
однозначные и многозначные слова,
употребленные
в
прямом
и
переносном значении.
Определять значение слова по
тексту или уточнять с помощью
толкового словаря.
Понимать
этимологию

1

1

2

2

6

2,3,7

5,6

1,3

1,2,6

1,3,7

51.

52.

53.

54.

55.

56.
57.
58.
59.
60.
61.

62.

63.
64.
65.
66.

67.

68.

Расширение представлений об
антонимах. Расширение словаря
учащихся.
Расширение представлений о
синонимах. Расширение словаря
учащихся.
Расширение
представлений
о
фразеологизмах (наблюдения за
использованием
в
тексте).
Расширение словаря учащихся.
Работа со словарями, учебной и
справочной литературой.
Состав слова (морфемика)
Практическое ознакомление со
словообразованием
и
словоизменением.
Подбор
родственных
(однокоренных) слов.
Представление о значимых частях
слова: корень.
Представление о значимых частях
слова: окончание.
Представление о значимых частях
слова: приставка.
Представление о значимых частях
слова: суффикс.
Представление о роли частей слова
в образовании разных слов и
разных форм одного и того же
слова.
Различение предлога и приставки.

Морфология
Части речи.
Имя существительное: значение и
употребление в речи.
Умение определять начальную
форму имен существительных.
Умение опознавать одушевленные
и
неодушевленные
имена
существительные.
Умение опознавать собственные и
нарицательные
имена
существительные.
Различение имен существительных

мотивированных названий.
Использовать речевые средства для
решения
коммуникативных
и
познавательных задач.
Пользоваться
словарями
по
указанию учителя.

2

2

1,3,7

1,3,7

2

1,2,3

1

5,7

15
1

Словобразование и словоизменение.
Нахождение
в
ряду
слов
родственных, подбор родственных
слов.
Представление о значимых частях
слова: корень, окончание, приставка,
суффикс.
Представление о роли частей слова в
образовании разных слов и разных
форм одного и того же слова.
Понятие
«орфограмма».
Орфографический
словарь
как
средство самоконтроля.
Правило написания проверяемых
безударных гласных в корне слова.
Правило
написания
парных
согласных в корне слова.
Моделировать слово по заданной
схеме.
Группировать языковый материал
по заданным основаниям.
Различать однокоренные слова и
синонимы, однокоренные слова и
слова с омонимичными корнями.
Выбор оснований и критериев для
сравнения и классификации
объектов.
Пользоваться знаками, символами,
таблицами, схемами, приведенными
в учебной литературе.

2
2
2
2
2
2

2

24
1
1

Части речи. Имя существительное:
значение и
употребление в речи. Род, число
имен
существительных.
Одушевленные и неодушевленные
имена
существительных,
собственные и нарицательные.
Имя прилагательное: значение и
употребление в речи. Зависимость
форм рода и числа
прилагательных от форм имени
существительного.

2
1

2

2

7

3,5,7

1,2,3
2,5,7
2,5,7
2,5,7
2,5,7
1,2,3,5,6

1,5,7

1,2,3,5,6,7
3,5,6
2,6
1,3,5

1,3,7

1,2,7

69.
70.
71.

72.
73.

74.
75.
76.

77.
78.

79.

80.

81.
82.

83.

84.

85.

86.

мужского, женского и среднего
рода.
Изменение существительных по
числам.
Имя прилагательное: значение и
употребление в речи.
Зависимость форм рода и числа
прилагательных от форм имени
существительного.
Глагол: значение и употребление в
речи.
Наблюдение изменения глаголов
по родам и числам (в форме
прошедшего времени).
Практическое ознакомление с
ролью в речи личных местоимений.
Практическое ознакомление с
ролью в речи числительных.
Практическое ознакомление с
ролью в речи служебных слов.
Синтаксис
Различение предложений по цели
высказывания.
Интонационные
особенности
повествовательных,
побудительных, вопросительных и
восклицательных предложений.
Нахождение
главных
членов
предложения
(основы
предложения):
подлежащего,
сказуемого.
Различение
главных
и
второстепенных
членов
предложения (без дифференциации
последних).
Предложения распространенные,
нераспространенные.
Установление связи (при помощи
смысловых
вопросов)
между
словами в словосочетании и
предложении.
На
практическом
уровне
установление роли форм слов и
служебных слов для связи слов в
предложении.
Расширение
наблюдений
над
смысловой
зависимостью
содержания
высказывания
от
использованных языковых средств:
форм слов.
Расширение наблюдений над
смысловой зависимостью
содержания высказывания от
использованных языковых средств:
служебных слов.
Расширение наблюдений над

Глагол: значение и употребление в
речи. Время и
число глагола.
Правило написания непроизносимых
согласных в корне слова.
Находить грамматические группы
слов.
Называть грамматические признаки
изучаемых частей речи.
Подводить языковый материал под
понятия разного уровня
Обобщения.
Применять правило правописания
непроизносимых согласных в корне
слова.

2
2
2

2
2

2

1,2,7
1,2,7
2,3,4,6

1,3,6
2,3,4,7

1,3,6

2

2,5,7

1

1,2,3,4,5,6,7

21
1

Различие предложений по цели
высказывания.
Главные
члены
предложения.
Различие главных и второстепенных
членов предложения.
Распространенные
и
нераспространенные предложения.
Установление связи между словами
в словосочетании и предложении.
Смысловая зависимость содержания
высказывания от использованных
языковых средств: служебных слов,
интонации, порядка слов.
Роль форм слов и служебных слов
для связи слов в предложении.
Раздельное написание предлогов с
другими словами.
Восстанавливать деформированные
тексты.
Составлять предложения из слов,
данных в начальной форме с
добавлением других слов.
Производить
по
алгоритму
синтаксический
разбор
предложения.
Определять роль форм слов и
служебных слов для связи слов в
предложении.
Стоить
логическую
цепочку
рассуждений.

1

2

2

1
2

2

2

2

2

1,2,4
2,3,4

4,6,7

3,4,7

1,3,5
3,6

4,6,7

1,2,6

1,2,6

1,5

8

87.

88.

89.

90.

91.

92.

93.

94.
95.

96.

97.
98.

99.

100.

101.

102.

смысловой зависимостью
содержания высказывания от
использованных языковых средств:
интонационных средств.
Расширение наблюдений над
смысловой зависимостью
содержания высказывания от
использованных языковых средств:
порядка слов.
Составление предложений из слов,
данных в начальной форме, с
добавлением любых других слов.
Восстановление деформированных
предложений.
Орфография и пунктуация
Разные
способы
проверки
правописания слов: изменение
формы слова.
Разные способы проверки
правописания слов: подбор
однокоренных слов.
Разные способы проверки
правописания слов: использование
орфографического словаря.
Орфографическое
чтение
(проговаривание) как средство
самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.
Формирование орфографической
зоркости.
Применение правил правописания:
написание гласных и, а, у после
шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в
положении под ударением и без
ударения).
Применение правил правописания:
отсутствие
мягкого знака
в
сочетаниях букв ч, щ с другими
согласными, кроме л.
Применение правил правописания:
перенос слов.
Применение правил правописания:
прописная
буква
в
начале
предложения,
в
именах
собственных.
Применение правил правописания:
проверяемые безударные гласные в
корне слова.
Применение правил правописания:
непроизносимые согласные в корне
(ознакомление).
Применение правил правописания:
непроверяемые
гласные
и
согласные в корне слова, в т.ч.
удвоенные буквы согласных.
Применение правил правописания:

1

1,2,4

2

1,6

1

2,4,5,7

21
2

Находить орфограммы в указанных
учителем словах;
использовать
орфографический
словарь (см. в учебнике) как
средство самоконтроля;
применять правила:
- написание гласных и, а, у после
шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в
положении под ударением и без
ударения);
- отсутствие мягкого знака в
сочетаниях букв ч, щ с другими
согласными, кроме л;
- перенос слов;
- прописная буква в начале
предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в
корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные
в корне слова;
непроверяемые
гласные
и
согласные в корне слова, в т.ч.
удвоенные
буквы
согласных
(перечень слов в учебнике);
- знаки препинания (.?!) в конце
предложения;
– безошибочно списывать
текст;
– писать под диктовку текст в
соответствии
с
изученными
правилами правописания.

2

1

2

1
1

2

1
1

2

2,3

2,3,6

1,2,7

1,6,7

4,5,6
6,7

4,5,6

5,6
1,2,5

3,5,7

1

4,5,7

2

1,3,4

1

2,6,7

9

103.

104.

№
п/п

разделительные ъ и ь.
Применение правил правописания:
знаки препинания (.?!) в конце
предложения.
Применение правил правописания:
ь после шипящих в конце имен
существительных (рожь - нож,
ночь - мяч) - ознакомление.
Резерв

Раздел, Темы

1

1,3,5

1

1,3,5

10

1,2,3,4,5,6,7

Количество
часов

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных действий)

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

3 класс

1.

2.

3.

4.
5.

6.

7.

8.

9.

10.

Развитие речи
Устная речь
Работа по уяснению детьми
взаимосвязи
между
целью,
содержанием
и
формой
высказывания в новых речевых
ситуациях.
Выбор адекватных средств: слов,
интонации, темпа речи, тембра и
силы голоса, жестов, мимики.
Практическое
овладение
монологом,
диалогом
расширение опыта на новом
содержании.
Выражение собственного мнения,
его обоснование.
Использование в монологическом
высказывании разных типов речи:
описание,
повествование,
рассуждение.
Овладение начальными умениями
ведения
разговора
(начать,
поддержать, закончить разговор,
привлечь внимание и т. п.).
Применение речевого этикета в
ежедневных ситуациях учебного и
бытового общения.
Соответствие речи орфоэпическим
нормам, особое внимание к
диалектизмам, просторечиям (без
введения понятий).
Письменная речь
Представление о типах речи:
повествование,
описание,
рассуждение.
Представление о стилистических
различиях языка в научном
(научно-популярном),
художественном
и
деловом
текстах.

36
10
1

Осознавать
взаимосвязь
между
целью, содержанием и формой
высказывания в новых речевых
ситуациях; выбирать адекватные
средства: слова, интонации, темп
речи, тембр и силу голоса, жесты,
мимику в соответствии с конкретной
ситуацией общения;
- выражать собственное мнение,
обосновывать его;
– владеть начальными умениями
ведения
разговора
(начать,
поддержать, закончить разговор,
привлечь внимание и т.п.);
– строить устное монологическое
высказывание на определенную тему,
делать
словесный
отчет
о
выполненной работе;
– применять речевой этикет в
ежедневных ситуациях учебного и
бытового
общения;
– определять последовательность
частей текста, составлять план.

1

1

1
2

1

1

2

3,5,7

1,3,5,7

1,3,5,7

1,3,5,7
4,5,6

2,3

2,7

5,6,7

26
1

Использовать в монологическом
высказывании разные типы речи:
описание,
повествование,
рассуждение;
– сочинять письма, записки, рекламу,
афишу, объявление и пр.;
– находить средства связи между
предложениями
(порядок
слов,

1

10

3,5

2,3,6

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.
18.
19.
20.

21.
22.

23.
24.
25.
26.
27.

28.

29.

Смысловые связи между частями
текста. Микротемы, их логическая
последовательность
в
тексте.
План.
Составление содержательного и
стилистически
точного
продолжения к началу текста.
Изменение стиля текста (об одном
и том же по-разному). Способы
выражения позиции автора.
Необходимое и достаточное для
выражения цели высказывания в
соответствии
с
выбранной
автором формой.
Сравнение
разных
способов
выражения
одной
цели
высказывания или одной темы
высказывания.
Знакомство
с
особенностями
составления рекламы, афиши,
инструкции.
Знакомство с различными видами
изложений.
Сочинения (репродуктивные и
творческие).
Предварительный
отбор
материала для сочинения.
Использование специальной и
справочной литературы, словарей,
газет,
журналов,
Интернета.
Анализ учениками написанных
работ.
Редактирование сочинений.
Использование детских сочинений
в
качестве
содержания
на
различных учебных предметах.
Составление альбомов. Выставки
детских работ.
Оформление диалога: реплики,
слова автора.
Способы связи предложений в
тексте.
Способы
связи
слов
в
предложении.
Изменение смысла высказывания
при распространении основы
предложения и его сокращении до
основы.
Осуществление проекта «Банк
заданий».
Система языка
Фонетика и орфоэпия
Актуализация
фонетического
материала в соответствии с
изучаемыми
правилами
правописания
и
орфоэпии:

местоимения,
служебные
слова,
синонимы);
– составлять содержательное и
стилистически точное продолжение к
началу текста;
–
создавать
тексты
по
предложенному заголовку, получить
первичные
умения
в
анализе
написанных
работ,
в
их
редактировании;
–
подробно
или
выборочно
пересказывать текст;
- выполнять проект «Банк заданий»,
представляя результат проекта в
бумажном или электронном виде
(набор заданий и презентация,
сопровождающая защиту проекта);
– пользоваться специальной и
справочной литературой, словарями,
газетами, журналами, Интернетом.

1

1

1

1

1

1

3,5,7

1,3,5,7

1,3,5,7

1,3,5,7

4,5,6

2,3

2

2,7

2

5,6,7

2

3,5

1

2,3,6

2
2

3,5,7
1,3,5,7

2

1,3,5,7

1

1,3,5,7

1

4,5,6

1

2,3

1

2,7

1

5,6,7

95
8
1

Узнавать позиционные чередования
звуков;
- проводить фонетико-графический
(звуко-буквенный)
разбор
слова

11

3,5,7

30.

31.

32.

33.

34.

35.
36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

гласные безударные и ударные.
Актуализация
фонетического
материала в соответствии с
изучаемыми
правилами
правописания
и
орфоэпии:
согласные
звонкие,
глухие
парные, непарные.
Актуализация
фонетического
материала в соответствии с
изучаемыми
правилами
правописания
и
орфоэпии:
согласные
твердые,
мягкие
парные, непарные.
Актуализация
фонетического
материала в соответствии с
изучаемыми
правилами
правописания
и
орфоэпии:
шипящие, всегда твердые, всегда
мягкие.
Представление о позиционных и
исторических
чередованиях
звуков.
Ударение, произношение звуков и
сочетаний звуков в соответствии с
нормами современного русского
литературного языка.
Звукобуквенный разбор слова.
Лексика
Понимание слова как единства
звучания,
значения
и
грамматических признаков.
Выявление
слов,
значение
которых требует уточнения.
Определение значения слова по
тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря.
Расширение представлений об
этимологии: анализ использования
в
тексте,
употребление
в
собственной речи. Работа над
словом обогащается иноязычной
лексикой, устаревшими словами.
Расширение представлений об
омонимах (без введения понятия):
анализ использования в тексте,
употребление в собственной речи.
Расширение представлений об
антонимах: анализ использования
в тексте, употребление в
собственной речи.
Расширение представлений о
синонимах: анализ использования
в тексте, употребление в
собственной речи.
Расширение представлений о
многозначности: анализ

самостоятельно по предложенному в
учебнике
алгоритму;
- оценивать правильность проведения
фонетико-графического
(звукобуквенного) разбора слов;
- соблюдать нормы русского языка в
собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи
собеседников (в объеме словаря
произношения, представленного в
учебнике);
- находить при сомнении в
правильности постановки ударения
или произношения слова ответ
самостоятельно
(по
словарю
учебника) либо обращаться за
помощью (к учителю, родителям и
др.);
совершенствовать
навык
клавиатурного письма.

1

1

1

1

1,3,5,7

1,3,5,7

1,3,5,7

4,5,6

1

2,3

2
12
1

2,7
Воспринимать слово как единство
звучания, значения и грамматических
признаков;
- выявлять слова, значение которых
требует уточнения;
- определять значение слова по
тексту или уточнять с помощью
толкового словаря.
Понимать
этимологию
мотивированных
названий
(расширение словаря таких слов;
подбирать
синонимы
для
устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной
характеристики предметов и при их
сравнении;
- различать употребление в тексте
слов в прямом и переносном
значении
(простые
случаи;
оценивать
уместность
использования
слов
в
тексте;
выбирать
слова
из
ряда
предложенных
для
успешного
решения коммуникативной задач;
- различать в тексте омонимы (на
практическом
уровне);
- понимать значение употребленных
в текстах учебника фразеологизмов;

1

1

1

1

1

1

12

5,6,7

3,5,7

1,3,5,7

1,3,5,7

1,3,5,7

4,5,6

2,3

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.
51.

52.

53.

54.
55.

56.
57.

58.
59.

использования в тексте,
употребление в собственной речи.
Расширение представлений о
фразеологизмах: анализ
использования в тексте,
употребление в собственной речи.
Работа над словом обогащается
устаревшими словами.
Работа со словарными статьями в
учебнике
и
со
словарями:
орфографическим, произношения.
Работа со словарными статьями в
учебнике
и
со
словарями:
эпитетов, синонимов.
Работа со словарными статьями в
учебнике
и
со
словарями:
этимологическим, толковым.
Работа со словарными статьями в
учебнике
и
со
словарями:
иностранных
слов,
фразеологическим.
Состав слова (морфемика)
Овладение
понятием
«родственные
(однокоренные)
слова».
Различение однокоренных слов и
различных форм одного и того же
слова.
Различение однокоренных слов и
синонимов.
Различение однокоренных слов и
однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями.
Выделение в словах с однозначно
выделяемыми
морфемами
окончания,
основы,
корня,
приставки, суффикса, постфикса ся(-сь).
Образование слов с помощью
приставки, с помощью суффикса и
сложения основ (сложные слова).
Различение
изменяемых
и
неизменяемых слов.
Представление
о смысловых,
эмоциональных, изобразительных
возможностях
суффиксов
и
приставок.
Образование однокоренных слов с
помощью суффиксов и приставок.
Разбор слова по составу с опорой
на алгоритм, приведенный в
учебнике.
Морфология
Части речи.
Имя существительное. Значение и
употребление в речи.

- ориентироваться в разнообразии
словарей по русскому языку.
1

2,7

1

5,6,7

1

1,3,5,7

1

1,3,5,7

1

4,5,6

19
2

Различать
родственные
(однокоренные) слова и формы слова;
- находить в словах окончание,
основу, корень, приставку, суффикс,
постфикс, соединительные гласные
(интерфиксы) в сложных словах;
- узнавать образование слов с
помощью приставки, с помощью
суффикса
и
сложения
основ;
понимать
смысловые,
эмоциональные,
изобразительные
возможности суффиксов и приставок;
- оценивать правильность разбора
слов по составу.

2

2
2

2

2,3

1,3,5,7

1,3,5,7
1,3,5,7

4,5,6

2

2,3

1

2,7

2

5,6,7

2

3,5,7

2

1,3,5,7

33
1
1

Различать
изменяемые
и
неизменяемые
слова;
- находить начальную форму имени

13

1,3,5,7
1,3,5,7

60.

61.
62.

63.

64.

65.

66.
67.

68.

69.

70.
71.
72.
73.

74.
75.
76.
77.

78.
79.
80.
81.
82.
83.

Различение
имен
существительных
мужского,
женского и среднего рода.
Изменение существительных по
числам.
Начальная форма. Изменение
существительных по падежам
(падежные вопросы).
Различение
падежных
и
смысловых
(синтаксических)
вопросов.
Различение 1, 2, 3-го склонения
имен существительных в форме
единственного числа.
Склонение существительных во
множественном
числе
(ознакомление).
Морфологический разбор имен
существительных.
Имя прилагательное. Значение и
употребление в речи. Начальная
форма.
Наблюдение зависимости форм
прилагательного от форм имени
существительного: род, число,
падеж.
Изменение прилагательных по
родам, числам и падежам, кроме
прилагательных на -ий, -ья, -ье, ов, -ин.
Морфологический разбор имен
прилагательных.
Глагол. Значение и употребление в
речи.
Практическое ознакомление с
неопределенной формой глагола.
Различение глаголов, отвечающих
на вопросы «что делать?» и «что
сделать?».
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов прошедшего
времени по родам и числам.
Предлог. Знакомство с наиболее
употребительными предлогами.
Функция предлогов: образование
падежных
форм
имен
существительных.
Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но; их роль в речи.
Частица не, ее значение.
Синтаксис
Различение
предложения
и
словосочетания.
Наблюдение
связи
слов
в
словосочетании.
Грамматическая
основа

существительного;
определять
грамматические
признаки имен существительных род, число, падеж, склонение;
- находить начальную форму имени
прилагательного;
определять
грамматические
признаки имен прилагательных - род,
число,
падеж;
- различать глаголы, отвечающие на
вопросы «что делать?» и «что
сделать?»,
находить
начальную
(неопределенную) форму глагола;
определять
грамматические
признаки глаголов - форму времени;
число, род (в прошедшем времени).
Выполнять морфологический разбор
имен существительных, имен
прилагательных, глаголов по
предложенному в учебнике
алгоритму;
- оценивать правильность проведения
морфологического разбора;
- устанавливать связь между
употребленным в тексте
местоимением (личным) и существительным, на которое оно
указывает;
- определять функцию предлогов:
образование падежных форм имен
существительных;
- устанавливать отличие предлогов от
приставок, значение частицы не.

1

1
2

2

2

1

2
1

2

2

2
1

3,5,7

1,3,5,7
1,3,5,7

1,3,5,7

4,5,6

2,3

2,7
5,6,7

3,5

2,3,6

3,5,7
1,3,5,7

1

1,3,5,7

2

1,3,5,7

2
2

4,5,6
2,3

1

2,7

1

5,6,7

1
1
1
17
2

3,5,7
1,3,5,7
1,3,5,7
Различать предложение,
словосочетание и слово;
- устанавливать при помощи
смысловых вопросов связь между
словами в словосочетании и

2
2

14

4,5,6
3,5,7
1,3,5,7

84.

85.

86.

87.

88.
89.

90.

91.

92.

93.

94.

95.

96.

97.

предложения.
Представление о второстепенных
членах предложения (определение
и дополнение).
Установление связи (при помощи
смысловых
вопросов)
между
словами в словосочетании и
предложении.
Предложения с однородными
членами с союзами и (без
перечислений), а, но и без союзов.
Нахождение
предложений
с
однородными членами без союзов
и с союзами и, а, но.
Интонация при перечислении
однородных членов предложения.
Смысловая
зависимость
содержания
предложения
от
использованных грамматических
средств.

предложении;
- находить главные (подлежащее,
сказуемое) и второстепенные (без
деления
на
виды)
члены
предложения;
выделять
предложения
с
однородными членами.
Различать второстепенные члены
предложения
определение,
дополнение:
- выполнять в соответствии с
предложенным
в
учебнике
алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения,
синтаксический),
оценивать
правильность
разбора;
- устанавливать связи (при помощи
смысловых вопросов) между словами
в словосочетании и предложении;
- использовать интонацию при
перечислении однородных членов
предложения.

2

2

2

2

1
2

Орфография и пунктуация
Формирование орфографической
зоркости, использование разных
способов выбора написания в
зависимости от места орфограммы
в слове.
Разные
способы
проверки
правописания слов: изменение
формы
слова,
подбор
однокоренных слов, подбор слов с
ударной морфемой.
Разные
способы
проверки
правописания
слов:
знание
фонетических
особенностей
орфограммы,
использование
орфографического словаря.
Применение ранее изученных
правил правописания не с
глаголами.
Применение ранее изученных
правил правописания раздельное
написание предлогов с другими
словами.
Применение ранее изученных
правил
правописания
непроизносимые согласные.
Применение ранее изученных
правил
правописания
непроверяемые
гласные
и
согласные в корне слова, в т.ч. с
удвоенными согласными.

20
1

Применение ранее изученных
правил правописания гласные и

1

Находить орфограммы в указанных
учителем словах;
использовать
орфографический
словарь (см. в учебнике) как средство
самоконтроля;
применять правила:
- написание гласных и, а, у после
шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в
положении под ударением и без
ударения);
- отсутствие мягкого знака в
сочетаниях букв ч, щ с другими
согласными, кроме л;
- перенос слов;
- прописная буква в начале
предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в
корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные
в корне слова;
- непроверяемые гласные и согласные
в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы
согласных
(перечень
слов
в
учебнике);
- знаки препинания (.?!) в конце
предложения;
– безошибочно списывать
текст;
– писать под диктовку текст в
соответствии
с
изученными
правилами правописания.

2

1

1

1

1

2

1,3,5,7

1,3,5,7

4,5,6

2,3

2,7
5,6,7

2,3,6

3,5,7

1,3,5,7

1,3,5,7

1,3,5,7

4,5,6

2,3

2,7

15

98.

99.

100.
101.

102.

103.

104.

105.

106.

№
п/п

согласные в неизменяемых на
письме приставках.
Применение ранее изученных
правил
правописания
разделительные ъ и ь.
Применение ранее изученных
правил правописания ь после
шипящих
на
конце
имен
существительных (ночь, нож,
мышь, (нет) туч).
Практическое ознакомление с
написанием приставок на з- и с-.
Практическое ознакомление с
написанием гласных в суффиксах
-ик, -ек.
Первичное освоение правописания
безударных падежных окончаний
имен существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ья, ье, -ия, -ие, -ов, -ин).
Первичное освоение правописания
о, е в падежных окончаниях после
шипящих и ц.
Ознакомление
с
правилом
написания и, ы после ц в разных
частях слова.
Ознакомление
с
правилом
написания
соединительных
гласных о, е в сложных словах.
Объяснение постановки запятых
при
однородных
членах
предложения.
Резерв

Раздел, Темы

2

5,6,7

1

3,5,7

1

1,3,5,7

1

1,3,5,7

1

1,3,5,7

1

4,5,6

1

2,3

1

2,7

1

5,6,7

12

1,2,3,4,5,6,7

Количеств
о часов

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных действий)

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

4 класс

1.

2.

3.

Развитие речи
Устная речь
Практика устного общения в
повседневных и в специально
создаваемых
ситуациях.
Соответствие языковых и в
неязыковых
средств
устного
общения речевой ситуации (на
уроке, в школе, в быту, со
знакомыми и незнакомыми, с
людьми разного возраста).
Практическое
овладение
диалогической
формой
речи.
Выражение собственного мнения,
его аргументация.
Овладение основными умениями

33
11
1

Оценивать правильность (уместность)
выбора языковых и неязыковых
средств устного общения на уроке, в
школе, в быту, со знакомыми и
незнакомыми, с людьми разного
возраста;
соблюдать в повседневной жизни
нормы речевого этикета и правила
устного общения (умение слушать,
реагировать на реплики, поддержать
разговор);

1

1

1,3

3,5,7

2,3

16

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.
15.
16.

ведения
разговора
(начать,
поддержать, закончить разговор,
привлечь внимание и т.п.).
Овладение основными нормами
речевого этикета в ситуациях
учебного и бытового общения
(приветствие,
прощание,
извинение,
благодарность,
обращение с просьбой).
Особенности речевого этикета в
условиях общения с людьми,
плохо
владеющими
русским
языком.
Практическое овладение устными
монологическими высказываниями
на
определенную
тему
с
использованием разных типов речи
(описание).
Практическое овладение устными
монологическими высказываниями
на определенную тему с
использованием разных типов речи
(повествование).
Практическое овладение устными
монологическими высказываниями
на определенную тему с
использованием разных типов речи
(рассуждение).
Практическое овладение устными
монологическими высказываниями
на определенную тему с
использованием разных типов речи
(смешанный тип).
Речь - отражение культуры и
развития
человека.
Голос,
движения, мимика, жесты отражение
индивидуальных
особенностей человека.
Соответствие речи орфоэпическим
нормам.
Письменная речь
Текст (высказывание, связная речь)
- результат говорения или письма,
результат речевой деятельности,
основная
коммуникативная
единица,
которой
человек
пользуется в процессе речевой
деятельности.
Признаки текста: единство темы и
замысла, связность, целостность и
законченность.
Типы текстов: описание. Его
особенности.
Типы текстов: повествование. Его
особенности.
Типы текстов: рассуждение. Его

выражать
собственное
мнение,
аргументировать его с учетом
ситуации общения;
самостоятельно озаглавливать текст.

1

1,2,3

1

1,2,5

1

5,7

1

1,5

1

2,7

1

1,4

1

1,4

1

1,3

22
1

1

1
1
1

17

Составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные
открытки,
записки
и
другие
небольшие тексты для конкретных
ситуаций общения;

1,2,4

корректировать тексты, в которых
допущены нарушения культуры речи.
Создавать тексты по предложенному
заголовку;
подробно
или
выборочно
пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на

2,3,4

4,6,7
3,4,7
1,3,5

17.
18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.
29.
30.

особенности.
Ознакомление со стилями языка.
Анализ
научного
(учебного)
текста:
тема,
заголовок,
структурные части (вступление,
основная часть, заключение).
Анализ
научного
(учебного)
текста: смысловые связи между
частями,
абзацами,
предложениями,
ключевые
(опорные) слова..
Комплексная
работа
над
структурой текста: озаглавливание,
корректирование
порядка
предложений и частей текста
(абзацев).
Выделение в тексте главного,
высказывание
собственного
мнения по поводу прочитанного,
услышанного,
увиденного
с
соблюдением правил построения
связного
монологического
высказывания.
Определение основной мысли
текста.План текста. Составление
плана к данному тексту. Создание
собственных
текстов
по
предложенным планам.
Подробное
воспроизведение
текста, его пересказ выборочно, от
другого лица.
Опыт
самостоятельного
составления
письма,
поздравительной
открытки,
инструкции, словарной статьи,
отзыва
об
услышанном,
увиденном, прочитанном.
Заполнение бланка телеграммы,
анкеты, оформление конвертов
(добавление к работе с другими
малыми жанрами).
Репродуктивные и творческие
сочинения
как
результат
индивидуальной
и
групповой
работы. Подбор материала для
сочинений.
Редактирование.
Использование
письменных ученических работ в
качестве содержания на уроках по
различным учебным предметам.
Составление альбомов, выставки
детских работ.
Работа со справочной литературой,
телеинформацией, Интернетом.
Исследовательская
работа:
«Великие люди России»

определенную тему с использованием
разных типов речи: описание,
повествование,
рассуждение,
смешанный тип;
различать стилистические варианты
языка при сравнении стилистически
контрастных
текстов
(художественного и научного или
делового; разговорного и научного
или делового);
выделять
в
тексте
главное,
высказывать собственное мнение по
поводу прочитанного, услышанного,
увиденного,
соблюдая
правила
построения
связного
монологического высказывания;
анализировать и корректировать
тексты с нарушенным порядком
предложений, находить в тексте
смысловые пропуски;
анализировать
последовательность
своих действий при работе над
изложениями и сочинениями и
соотносить их с разработанным
алгоритмом; оценивать правильность
выполнения
учебной
задачи:
соотносить собственный текст с
исходным (для изложений) и с
назначением, задачами, условиями
общения
(для
самостоятельно
составляемых текстов);
соблюдать
нормы
речевого
взаимодействия при интерактивном
общении
(sms-сообщения,
электронная почта, Интернет и другие
виды и способы связи);
оформлять
результаты
исследовательской работы.

1
1

1

1

1

1

1

1

1

3,6
4,6,7

1,2,6

1,2,6

1,5

1,2,4

1,6

2,4,5,7

2,3

1

2,3,6

1

1,2,7

1

1,6,7

1

4,5,6

1

6,7

18

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.
40.

41.

42.

Исследовательская работа: «Темы
природы в творчестве твоего
народа».
Исследовательская работа: «Темы
взаимоотношений между людьми в
творчестве твоего народа».
Проведение
исследования,
оформление работы, подготовка
доклада, его представление с
сопровождением на бумажном или
электронном носителе.
Система языка
Фонетика и орфоэпия
Актуализация
фонетического
материала в соответствии с
изучаемыми
правилами
правописания и орфоэпии: гласные
безударные и ударные.
Актуализация
фонетического
материала в соответствии с
изучаемыми
правилами
правописания
и
орфоэпии:
согласные звонкие, глухие парные,
непарные; согласные твердые,
мягкие парные, непарные.
Актуализация
фонетического
материала в соответствии с
изучаемыми
правилами
правописания
и
орфоэпии:
согласные
шипящие,
всегда
твердые, всегда мягкие.
Расширение представлений об
исторических
чередованиях
гласных и согласных в корне слов.
Ударение, произношение звуков и
сочетаний звуков в соответствии с
нормами современного русского
литературного языка.
Фонетический разбор слова.
Графика
Различение
звуков
и
букв.
Обозначение на письме твердости
и мягкости согласных звуков.
Использование
на
письме
разделительных ь и ъ.
Установление
соотношения
звукового и буквенного состава
слова в словах типа звезда, коньки;
в
словах
с
йотированными
гласными е, ё, ю, я; в словах с
разделительными ь, ъ (вьюга,
съел).
Установление
соотношения
звукового и буквенного состава
слова в словах с непроизносимыми
согласными.

1

4,5,6

1

5,6

1

1,2,5

89
6
1

Различать звуки и буквы;
характеризовать
звуки
русского
языка: гласные ударные–безударные;
согласные твердые–мягкие, парные–
непарные
твердые
и
мягкие;
согласные звонкие–глухие, парные–
непарные звонкие и глухие;
знать последовательность букв в
русском
алфавите,
пользоваться
алфавитом для упорядочивания слов
и поиска нужной информации.

1

4,5,7

1,3,4

1

2,6,7

1

1,3,5

1

1,3,5

1
5
1

3,5,7
Проводить
фонетикографический
(звуко-буквенный)
разбор
слова
самостоятельно по предложенному в
учебнике
алгоритму,
оценивать
правильность
проведения
фонетикографического
(звукобуквенного) разбора слов;
соблюдать
нормы
русского
литературного языка в собственной
речи и оценивать соблюдение этих
норм в речи собеседников;
находить
при
сомнении
в
правильности постановки ударения
или произношения слова ответ
самостоятельно
(по
словарю
учебника) либо обращаться за

1

1

19

1,2,4

2,3,4

4,6,7

43.

44.

45.

46.

47.

48.
49.

50.
51.

52.

53.

54.
55.

Использование
небуквенных
графических
средств:
пробел
между словами, знак переноса,
абзац.
Знание
алфавита:
правильное название букв, их
последовательность.
Использование
алфавита
при
работе
со
словарями,
справочниками,
каталогами.
Совершенствование
навыка
клавиатурного письма.
Лексика
Понимание слова как единства
звучания,
значения
и
грамматических признаков.
Выявление слов, значение которых
требует уточнения. Определение
значения слова по тексту или
уточнение значения с помощью
толкового словаря.
Представление об однозначных и
многозначных словах, о прямом и
переносном значении слова.
Употребление в речи синонимов,
антонимов, фразеологизмов.
Работа со справочниками в
учебнике:
орфографическим,
произношения,
эпитетов,
синонимов.

1

Состав слова (морфемика)
Овладение понятием «родственные
(однокоренные) слова».
Различение однокоренных слов и
различных форм одного и того же
слова.
Различение однокоренных слов и
синонимов, однокоренных слов и
слов с омонимичными корнями.
Выделение в словах с однозначно
выделяемыми
морфемами
окончания,
основы,
корня,
приставки, суффикса, постфикса,
соединительного
гласного
(интерфикса).
Различение
изменяемых
и
неизменяемых слов.
Представление
о
смысловых,

9
1

помощью (к учителю, родителям и
др.);
совершенствовать
навык
клавиатурного письма.

1

3,4,7

1,3,5

7
1

1

1

3
1

1

1

2

1
1

20

Выявлять слова, значение которых
требует уточнения;
определять значение слова по тексту
или уточнять с помощью толкового
словаря.
Подбирать синонимы для устранения
повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной
характеристики предметов при их
сравнении;
различать употребление в тексте слов
в прямом и переносном значении
(простые случаи);
оценивать уместность использования
слов в тексте;
выбирать
слова
из
ряда
предложенных
для
успешного
решения коммуникативной задачи.
Желательный список словарей для
работы:
словообразовательный,
морфемно-орфографический
(по
алфавиту),
обратный,
толковый,
иностранных слов, этимологический,
сравнений,
антонимов,
фразеологический, фразеологических
синонимов.

1,2,4

Различать
изменяемые
и
неизменяемые слова;
различать
родственные
(однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах окончание, корень,
приставку, суффикс.
Находить в словах окончание, основу,
корень,
приставку,
суффикс,
постфикс, соединительные гласные
(интерфиксы) в сложных словах;
узнавать
образование
слов
с
помощью приставки, суффикса и
сложения основ;
понимать
смысловые,
эмоциональные,
изобразительные
возможности суффиксов и приставок;
разбирать по составу слова с

4,6,7

2,3,4

4,6,7

3,4,7
1,3,5

1,2,6

1,2,6

1,5

1,2,4
1,6

56.

57.
60.
61.

62.

63.

64.
65.

66.

67.

68.
69.
70.

71.

72.
73.

74.

эмоциональных, изобразительных
возможностях
суффиксов
и
приставок.
Образование однокоренных слов с
помощью суффиксов, приставок,
сложения основ.
Разбор слова по составу.
Морфология
Части речи; деление частей речи на
самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и
употребление в речи. Умение
опознавать имена собственные.
Различение
имен
существительных, отвечающих на
вопросы
«кто?»
и
«что?»
(одушевленные, неодушевленные).
Различение имен существительных
мужского, женского и среднего
рода.
Изменение существительных по
числам.
Начальная
форма.
Изменение
существительных по падежам
(падежные вопросы). Определение
падежа, в котором употреблено
имя существительное.
Различение
падежных
и
смысловых
(синтаксических)
вопросов.
Определение
принадлежности
существительных к 1, 2, 3-му
склонению.
Морфологический
разбор
существительных.
Имя прилагательное. Значение и
употребление в речи.
Начальная
форма
имени
прилагательного.
Наблюдение
зависимости
форм
прилагательного от форм имени
существительного: род, число,
падеж.
Изменение прилагательных по
родам, числам и падежам, кроме
прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ов,
-ин.
Морфологический разбор имен
прилагательных.
Местоимение.
Общее
представление о местоимении.
Личные местоимения, значение и
употребление в речи.
Личные местоимения 1, 2, 3-го
лица
единственного
и
множественного числа.

однозначно выделяемыми морфемами
в соответствии с предложенным в
учебнике алгоритмом, оценивать
правильность проведения разбора
слова по составу.

1

1
37
1

2,4,5,7

2,3
Определять
грамматические
признаки имен существительных:
род, число, падеж, склонение;
определять грамматические признаки
имен прилагательных: род, число,
падеж;
определять грамматические признаки
глаголов: время, число, род (в
прошедшем времени), лицо (в
настоящем и будущем времени),
спряжение.
Проводить морфологический разбор
имен
существительных,
имен
прилагательных,
глаголов
по
предложенному
в
учебнике
алгоритму; оценивать правильность
проведения
морфологического
разбора;
находить
в
тексте
личные
местоимения, наречия, числительные,
предлоги вместе с существительными
и личными местоимениями, к
которым они относятся, союзы и, а,
но, частицу не при глаголах.

1

1

1

1
1

1

1

1,2,7
1,6,7

4,5,6

6,7

4,5,6
5,6

1,2,5

2,3,6

1

4,6,7

1

1,2,6

1

1,2,6

2

1,5

2

1,2,4

1

1,6

2

2,4,5,7

21

75.
76.
77.

78.
79.

80.

81.
82.
83.
84.
85.

86.
87.
88.
89.

90.

91.

92.

93.

94.

95.

Представление
о
склонении
личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в
речи.
Неопределенная форма глагола.
Различение глаголов, отвечающих
на вопросы «что делать?» и «что
сделать?»,
ознакомление
с
категорией вида глагола.
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по лицам и
числам в настоящем и будущем
времени (спряжение).
Способы определения I и II
спряжения глаголов (практическое
овладение).
Изменение глаголов прошедшего
времени по родам и числам.
Морфологический
разбор
глаголов.
Наречие. Значение, употребление в
речи.
Предлог. Знакомство с наиболее
употребительными предлогами.
Функция предлогов: образование
падежных
форм
имен
существительных и местоимений.
Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но; их роль в речи.
Частица не, ее значение.
Синтаксис
Различение
предложения,
словосочетания, слова (осознание
их сходства и различий).
Различение предложений по цели
высказывания: повествовательные,
вопросительные и побудительные.
Различение
предложений
по
эмоциональной
окраске
(интонации): восклицательные и
невосклицательные.
Нахождение
главных
членов
предложения:
подлежащего и
сказуемого.
Грамматическая
основа предложения.
Различение главных и
второстепенных членов
предложения.
Ознакомление с дифференциацией
второстепенных членов на
определения, дополнения и
обстоятельства.
Установление связи (при помощи
смысловых
вопросов)
между
словами в словосочетании и
предложении.

1

2,3

1

2,3,6

2

1,2,7

1
2

1,6,7
4,5,6

2

6,7

2

4,5,6

1

5,6

1

1,2,5

1

4,5,7

1

1,3,4

1
1
2
24
2

2,6,7
1,3,5
1,3,5
Различать
предложение,
словосочетание, слово;
устанавливать
при
помощи
смысловых вопросов связь между
словами
в
словосочетании
и
предложении;
классифицировать предложения по
цели
высказывания,
находить
повествовательные/побудительные/во
просительные предложения;
определять
восклицательную/невосклицательную
интонацию предложения;
находить главные и второстепенные
(без деления на виды) члены
предложения;
выделять
предложения
с
однородными членами.
Различать второстепенные члены
предложения
–
определения,
дополнения, обстоятельства;
выполнять
в
соответствии
с
предложенным
в
учебнике
алгоритмом
разбор
простого
предложения
(по
членам

2

2

2

2

2

2

22

3,5,7

1,2,4

2,3,4

4,6,7

3,4,7

1,3,5

1,2,4

96.

97.

98.

99.
100.

101.

102.

103.

104.

105.
106.
107.

108.
109.

110.

111.
112.

Предложения
с
однородными
членами с союзами и (без
перечислений), а, но и без союзов.
Интонация при перечислении
однородных членов предложения.
Нахождение и самостоятельное
составление
предложений
с
однородными членами без союзов
и с союзами и, а, но.
Использование
интонации
перечисления в предложениях с
однородными членами.
Ознакомление с обращениями.
Наблюдение
смысловой
зависимости
содержания
предложения от использованных
грамматических средств.
Орфография и пунктуация
Формирование орфографической
зоркости, использование разных
способов выбора написания в
зависимости от места орфограммы
в слове.
Разные
способы
проверки
правописания слов: изменение
формы
слова,
подбор
однокоренных слов, подбор слов с
ударной морфемой.
Разные
способы
проверки
правописания
слов:
знание
фонетических
особенностей
орфограммы,
использование
орфографического словаря.
Применение правил: сочетания
жи-ши,
ча-ща,
чу-щу
в
положении под ударением.
Применение правил: сочетание чкчн, чт, щн, рщ.
Применение правил: перенос слов.
Применение правил: прописная
буква в начале предложения, в
именах собственных.
Применение правил: проверяемые
безударные гласные в корне слова.
Применение
правил:
парные
звонкие и глухие согласные в
корне слова.
Применение
правил:
парные
звонкие и глухие согласные в
корне слова.
Применение
правил:
непроизносимые согласные.
Применение
правил:
непроверяемые
гласные
и
согласные в корне слова, в т.ч. с
удвоенными согласными.

предложения,
синтаксический),
оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные
предложения;
находить обращения.

2

2,3,4

2

4,6,7

2

3,4,7

2
2

1,3,5
5,6

30
1

Применять правила:

раздельное написание слов;

сочетания жи-ши, ча-ща, чущу в положении под ударением;

сочетания чк-чн, чт, щн, рщ;

перенос слов;

прописная буква в начале
предложения, в именах собственных;

проверяемые
безударные
гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие
согласные в корне слова;

непроизносимые согласные;

непроверяемые гласные и
согласные в корне слова, в т.ч. с
удвоенными согласными (перечень
см. в словаре учебника);

гласные и согласные в
неизменяемых на письме приставках;

разделительные ь и ъ;

ь после шипящих на конце
имен существительных (ночь, нож,
мышь, (нет) туч);

безударные
падежные
окончания имен существительных
(кроме существительных на -мя, -ий, ья, -ье, -ия, -ие, -ов, -ин);

безударные окончания имен
прилагательных;

раздельное
написание
предлогов
с
личными
местоимениями;

не с глаголами;

ь после шипящих на конце
глаголов в форме 2-го лица
единственного
числа
(читаешь,
красишь);

1

1

1

1
1
1

1
1

1

1
1

23

1,2,5

2,3,6

4,6,7

1,2,6
1,2,6
1,5

1,2,4
1,6

2,4,5,7

2,3
2,3,6

113.

114.
115.

116.

117.
118.

119.
120.

121.
122.
123.

124.
125.

126.
127.

128.

129.

130.

Применение правил: гласные и
согласные в неизменяемых на
письме приставках.
Применение
правил:
разделительные ъ и ь.
Применение правил: ь после
шипящих
на
конце
существительных (ночь, нож,
мышь, (нет) туч).
Применение правил: безударные
падежные
окончания
имен
существительных
(кроме
существительных на -мя, -ий, -ья, ье, -ия, -ие, -ов, -ин).
Применение правил: безударные
окончания прилагательных.
Применение правил: раздельное
написание предлогов с личными
местоимениями.
Применение
правил:
не
с
глаголами.
Применение правил: ь после
шипящих на конце глаголов в
форме 2-го лица единственного
числа (читаешь, красишь).
Применение правил: мягкий знак в
сочетании –ться.
Применение правил: безударные
личные окончания глаголов.
Применение правил: раздельное
написание предлогов с другими
словами.
Применение правил:
знаки
препинания в конце предложения.
Применение
правил:
знаки
препинания
(запятая)
в
предложениях с однородными
членами.
Практическое ознакомление с
написанием приставок на з- и с-.
Практическое ознакомление с
написанием гласных в суффиксах ик, -ек.
Практическое ознакомление с о, е
в падежных окончаниях после
шипящих и ц.
Практическое ознакомление с
написанием и, ы после ц в разных
частях слова.
Практическое ознакомление с
написанием соединительных
гласных о, е в сложных словах.


ь в глаголах в сочетании ться;

безударные личные окончания
глаголов;

раздельное
написание
предлогов с другими словами;

знаки препинания в конце
предложения: точка, вопросительный
и восклицательный знаки;

знаки препинания (запятая) в
предложениях
с
однородными
членами;
– определять (уточнять) написание
слова по орфографическому словарю
(в т. ч. по справочнику в учебнике);
– безошибочно списывать текст
объемом 80–90 слов;
– писать под диктовку тексты
объемом 75–80 слов в соответствии с
изученными
правилами
правописания;
–
проверять
собственный
и
предложенный текст, находить и
исправлять
орфографические
и
пунктуационные ошибки.
Применять правила правописания:

приставки на з- и с-;

гласные в суффиксах -ик, -ек;

о, е в падежных окончаниях
после шипящих и ц;

и, ы после ц в разных частях
слова;

соединительные гласные о, е в
сложных словах;
осознавать
место
возможного
возникновения
орфографической
ошибки;
подбирать примеры с определенной
орфограммой;
при
составлении
собственных
текстов,
чтобы
избежать
орфографических
или
пунктуационных
ошибок,
использовать помощь взрослого или
словарь, пропуск орфограммы или
пунктограммы;
при работе над ошибками осознавать
причины их появления и определять
способы
действий,
помогающие
предотвратить их в последующих
письменных работах;
различать разные способы проверки
правописания слов: изменение формы
слова, подбор однокоренных слов,
подбор слов с ударной морфемой,

1

1
1

1

1
1

1
1

1
1
1

1
1

1
1

1

1

1

24

1,2,7

1,6,7
4,5,6

6,7

4,5,6
5,6

1,2,5
4,5,7

1,3,4
2,6,7
1,3,5

1,3,5
4,5,6

6,7
4,5,6

5,6

1,2,5

4,5,7

знание фонетических особенностей
орфограммы,
использование
орфографического словаря.
Резерв

12

1,2,3,4,5,6,7

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МАОУ лицей №11
им. В.В.Рассохина
№ 1 от «27» августа 2021 г.
___________ И.А.Рубан

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УР
МАОУ лицея № 11
им. В.В. Рассохина г. Армавира
______________ А.А.Козлова
«27» августа 2021 г

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».