физкультура ИЗМЕНЕНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета протокол
№1
от 31 августа 2021 года
Директор
__________________ А.М. Абелян
ИЗМЕНЕНИЯ

И ДОПОЛНЕНИЯ,

ВНОСИМЫЕ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
по

физической культуре

Уровень образования начальное общее образование
Классы 2–4 классы
Количество часов 306 (2 класс – 102 ч., 3 класс – 102 ч., 4 класс –102 ч..)
Учитель, разработчик рабочей программы:
Мирошниченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов
Программа разработана в соответствии и на основе:
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования" (с дополнениями и изменениями) ФГОС начального общего образования,
утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286;
с учетом: примерной основной образовательной программы начального общего образования,
одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол
от 8 апреля 2015 г. № 1/5)
-УМК: Физическая культура: 1–4 классы: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/
Т.В.Петрова, Ю.А.Копылов, Н.В.Полянская, С.С. Петров.- Вентана –Граф, 2016 г.

Армавир, 2021 г.
1

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы начального общего образования
достигаются в ходе обучения физической культуре в единстве учебной и
воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
саморазвития и социализации обучающихся.
Личностные результаты освоения предмета «Физическая культура» в начальной
школе должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и
приобретение первоначального опыта деятельности на их основе.
1. Патриотическое воспитание:
— ценностное отношение к отечественному спортивному, культурному,
историческому и научному наследию, понимание значения физической культуры в
жизни современного общества, способность владеть достоверной информацией о
спортивных достижениях сборных команд по видам спорта на международной
спортивной арене, основных мировых и отечественных тенденциях развития
физической культуры для блага человека, заинтересованность в научных знаниях о
человеке.
2. Гражданское воспитание:
— представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений
в коллективе, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении
учебных, познавательных задач, освоение и выполнение физических упражнений,
создание учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в
процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки
своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; оказание посильной помощи и моральной поддержки
сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное
отношение при объяснении ошибок и способов их устранения.
3. Ценности научного познания:
— знание истории развития представлений о физическом развитии и воспитании
человека в европейской и российской культурно-педагогической традиции;
— познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по
физической культуре, необходимых для формирования здоровья и здоровых привычек,
физического развития и физического совершенствования;
— познавательная и информационная культура, в том числе навыки
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными
техническими средствами информационных технологий;
— интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность
к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем.
4. Формирование культуры здоровья:
— осознание ценности своего здоровья для себя, общества, государства;
ответственное отношение к регулярным занятиям физической культурой, в том числе
освоению гимнастических упражнений и плавания как важных жизнеобеспечивающих
2

умений; установка на здоровый образ жизни, необходимость соблюдения правил
безопасности при занятиях физической культурой и спортом.
5. Экологическое воспитание:
— экологически целесообразное отношение к природе, внимательное отношение
к человеку, его потребностям в жизнеобеспечивающих двигательных действиях;
ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью,
осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях,
угрожающих здоровью и жизни людей;
- экологическое мышление, умение руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Раздел, Темы

Количество
часов
2 класс
3ч
1

1

Знания о физической культуре
Олимпийские
игры.
История
появления Олимпийских игр

2

Скелет и мышцы человека
Осанка человека. Стопа человека

1

3

Одежда
для
занятий
разными
физическими упражнениями

1

Организация
здорового
образа
жизни
Правильный режим дня. Закаливание.
Профилактика нарушений зрения

1ч

4

1

3

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

Пересказывать
тексты
об
истории
возникновения
Олимпийских игр;
понимать миротворческую роль
Олимпийских игр в древнем
мире
Называть
части
скелета
человека; объяснять функции
скелета и мышц в организме
человека
Осанка
человека.
Стопа
человека.
Определять понятие «осанка»;
обосновывать связь правильной
осанки и здоровья организма
человека;
описывать правильную осанку
человека в положении сидя и
стоя.
Определять
понятие
«плоскостопие»
Подбирать спортивную одежду в
зависимости от времени года и
погодных условий;
подбирать
необходимый
инвентарь для занятий разными
видами физических упражнений

2,3,5

Объяснять значение понятия
«здоровый образ жизни»;
составлять правильный режим
дня;

1,2,5

1,2,4

2,3,5

объяснять значение сна и
правильного
питания
для
здоровья человека.
Называть способы закаливания
организма;
обосновывать
смысл
закаливания;
описывать
простейшие
процедуры закаливания.
Называть правила гигиены
чтения, просмотра телевизора,
работы за компьютером;
определять
правильное
положение тела при чтении и
работе за компьютером

5

6

7

8

Наблюдение
за
физическим
развитием
и
физической
подготовленностью
Оценка правильности осанки

1ч

Физкультурно-оздоровительная
деятельность
Физические упражнения для утренней
гигиенической гимнастики.
Физические
упражнения
для
физкультминуток.

2ч

Физические
упражнения
для
расслабления мышц.
Физические
упражнения
для
профилактики нарушений осанки
Физические
упражнения
для
профилактики плоскостопия.

1

Спортивно-оздоровительная
деятельность
Лёгкая атлетика
Беговые упражнения (бег в среднем
темпе, бег с максимальной скоростью,
бег с ускорением, челночный бег на

61 ч

1

1

16 ч
16

4

Определять
правильность
осанки в положении стоя у
стены;
научиться
контролировать
осанку в положении сидя и стоя

1,3

Уметь готовить место для
занятия утренней гигиенической
гимнастикой;
выполнять упражнения для
утренней
гигиенической
гимнастики.
Уметь
планировать
физкультминутки
в своём режиме дня;
выполнять упражнения для
физкультминутки
Понимать значение в жизни
человека умения расслаблять
мышцы;
понимать
назначение
упражнений для расслабления
мышц
Выполнять упражнения во время
самостоятельных
занятий
физической культурой
Выполнять упражнения для
профилактики плоскостопия в
составе комплекса упражнений
для утренней гигиенической
гимнастики

1,2,5

Называть
правила
техники
безопасности на занятиях лёгкой
атлетикой;

1,2,3,4,5

2,3,5

полосе 3 × 10 м), прыжковые
упражнения (в длину с места, в длину
с разбега 3–5 шагов), метание
резинового мяча разными способами
(вверх двумя руками, вперёд одной
рукой, двумя руками от груди, двумя
руками из-за головы, снизу двумя
руками)

9

10

11

Гимнастика с основами акробатики
Строевые приёмы и упражнения
(ходьба на полусогнутых ногах, в
приседе, на носках, широким шагом, с
высоким
подниманием
коленей;
выполнение команд «По порядку
рассчитайсь!», «На первый-второй
рассчитайсь!»; повороты направо,
налево, кругом; построения в шеренгу,
в колонну по одному; выполнение
команд «Шагом марш!», «Стой!»;
передвижения в колонне по одному).
Отжимание в упоре лежа и в упоре на
гимнастической
скамейке,
подтягивание на высокой и низкой
перекладине.
Группировка, перекаты в группировке,
кувырок вперёд
Кроссовая подготовка
Правила техники безопасности при
занятиях кроссовой подготовкой. Бег.
Челночный бег. Общие правила для
всех видов бега. Бег с ускорением от 15
до 30 метров. Чередование ходьбы и
бега. Равномерный медленный бег.
Техника выполнения бега на короткие
и длинные дистанции.
Метание
набивного мяча.
Подвижные и спортивные игры
Подвижные игры с бегом. Подвижные
игры с прыжками. Подвижные игры с
метанием мяча. Подвижные игры на
свежем воздухе. Подвижные игры в
спортивном зале. Фестиваль любимых
игр. Знакомство с правилами игры в
баскетбол. Ведение мяча. Передача
мяча во время игры. Передача мяча
сверху, отскоком. Броски по кольцу.
Разучивание русской народной игры
«Кот и мыши».
Удар по неподвижному и катающемуся
мячу. Остановка мяча. Ведение мяча.
Подвижные игры на основе футбола.
Специальные передвижения без мяча.
Ведение мяча. Броски мяча в корзину.
Подвижные игры на материале
баскетбола.

правильно выполнять основные
движения
ходьбы,
бега,
прыжков;
бегать
с
максимальной
скоростью на дистанцию до 30
м;
бегать дистанцию 1 км на время;
выполнять прыжок в длину с
разбега
16 ч
16

12 ч
12

17 ч
17

5

Выполнять строевые приёмы и
упражнения;
использовать упражнения по
подтягиванию и отжиманию для
развития мышечной силы;
выполнять основные элементы
кувырка вперёд

1,2,3,4,5

Знать
правила
техники
безопасности при занятиях
кроссовой подготовкой;
общие правила для всех видов
бега;
технику выполнения бега с
ускорением, на короткие и
длинные дистанции.

1,2,3,4,5

Называть
правила
техники
безопасности на спортивных
площадках;
понимать правила подвижных
игр;
играть в подвижные игры по
правилам.
Продолжить
знакомство с правилами игры в
футбол;
выполнять основные приёмы
ведения мяча, защиты ворот.
Познакомиться с правилами
игры в баскетбол;
выполнять основные приёмы
ведения мяча, передачи мяча.
Познакомиться с правилами
игры в волейбол;

1,2,3,4,5

12

13

14

Подбрасывание мяча. Подача мяча.
Прием
мяча.
Передача
мяча.
Подвижные игры на материале
волейбола.
Разучивание русской народной игры
«Пятнашки».Знакомство с правилами
русской народной игры «Лапта».
Освоение тувинской народной игры
«Стрельба в мишень», направленной на
развитие силы и ловкости детей.
Разучивание белорусской игры «Лес,
озеро, болото», направленной на
развитие ловкости и смекалки
Шахматы
Сведения из истории шахмат
Сведения из истории шахмат

выполнять верхний и нижний
приемы мяча, подачу мяча при
игре.
Освоить игры народов мира,
направленных на развитие силы
и ловкости детей, сплочение
коллектива, развитие внимания,
развитие смекалки у детей
младшего школьного возраста.
Причины утомления глаз и
снижения остроты зрения
34 ч
1ч
1

Базовые понятия шахматной игры
Основы шахматной игры (повторение
материала 1 -го года обучения:
защита в шахматах, матование
одинокого короля различными
фигурами).
Шахматная комбинация: выигрыш
материала.
Основы дебюта: развитие фигур,
дебютные ловушки, короткие партии.
Основы
эндшпиля:
реализация
большого
материального
преимущества.

20 ч
20

Конкурсы решения позиций
Конкурс
решения
позиций
на
тактические
приёмы
«связка»,
«двойной
удар»,
«нападение»,
«защита», «сквозной удар», «ловля
фигуры», «открытый шах», «двойной
шах»,
«мат
по
последней
горизонтали».

4ч
4

Соревнования

8ч
6

Знают о вкладе чемпионов
мира по шахматам в развитие
шахматной культуры.

3,4

Знают способы защиты в
шахматной партии,
элементарные шахматные
комбинации, имеют
представление о дебютных
ловушках и о том, как в них не
попадаться.
Умеют видеть нападение и
защищать свои фигуры от
нападения партнёра, матовать
одинокого короля двумя
ладьями, ферзём и ладьёй,
королём и ферзём, королём и
ладьёй, могут находить
элементарные шахматные
комбинации: двойной удар,
связку, ловлю фигуры, мат на
последней горизонтали,
сквозной удар, открытый и
двойной шахи, знают, как
правильно выводить фигуры в
начале партии и выигрывать
партию с большим
материальным преимуществом.
Соблюдают правила поведения
за шахматной доской.

1,2

Расставляют позицию для
решения упражнений, решают
шахматные упражнения.
Анализируют свои ответы и
ответы своих сверстников.
С помощью тестового задания
оценивают собственное
выполнение.

1,2,5

15

Участие детей в шахматном турнире
«Первенство класса».

16

Шахматный праздник
Участие в школьном
празднике

№
п/п

1

шахматном

Раздел, Темы

Знания о физической культуре
История физической культуры в
древних обществах. Связь физической
культуры с профессионально-трудовой
и военной деятельностью

8
1ч
1

Количество
часов
3 класс
3ч
1

2

История физической культуры в
Европе в Средние века.
Связь физической культуры с военной
деятельностью

1

3

Физическая культура народов разных
стран. Обувь и инвентарь для занятий
физическими упражнениями

1

7

Умеют играть партию от начала
до конца с записью и
различным контролем времени.

1,2,3

Осваивают правила игры.
Активно участвуют в играх и
эстафетах.
Общаются и взаимодействуют
со сверстниками.
Проявляют
доброжелательность,
взаимопонимание, смелость,
волю, решительность,
активность и инициативу при
решении вариативных задач,
возникающих в процессе игр.
Регулируют эмоции в процессе
игровой деятельности, умеют
управлять ими.
Соблюдают правила техники
безопасности во время участия
в празднике.

1,2,3,4,5

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

Пересказывать
тексты
о
развитии физической культуры в
древнем мире;
понимать роль физической
культуры в древних обществах;
понимать связь между военной
деятельностью и спортом
Пересказывать
тексты
о
физической культуре Европы в
Средние века;
понимать связь между военной
деятельностью и спортом
Описывать
особенности
физической
культуры
некоторых
стран
Востока.
Определять состав спортивной
одежды в зависимости от
времени года и погодных
условий;
подбирать
необходимый
инвентарь для занятий разными
видами физических упражнений
Объяснять значение основных
понятий
учебной
темы
(«двигательные
качества»,
«выносливость»,
«сила»,

2,3,5

1,2,4

2,3,5

«быстрота»,
«гибкость»,
«ловкость»);
описывать способы развития
основных двигательных качеств
человека

4

5

6

7

Организация
здорового
жизни
Правильное питание.
Правила личной гигиены

образа

1ч
1

Наблюдение
за
физическим
развитием
и
физической
подготовленностью
Измерение длины и массы тела. Оценка
основных двигательных качеств

1ч

Физкультурно-оздоровительная
деятельность
Физические упражнения для утренней
гигиенической гимнастики

2ч

Упражнения
для
профилактики
нарушений зрения.
Комплексы упражнений для развития
основных двигательных качеств

1

1

1

8

Формулировать
правила
здорового питания;
обосновывать
важность
правильного режима питания
для здоровья человека;
знать
продолжительность
перерыва между приёмом пищи
и
активными
занятиями
физическими упражнениями.
Объяснять главные функции
кожи;
обосновывать
необходимость
поддержания чистоты кожных
покровов;
называть правила гигиены кожи;
выполнять
регулярные
гигиенические процедуры

1,2,5

Объяснять значение измерения
длины и массы тела;
измерять длину и массу тела;
наблюдать свои показатели
длины и массы тела.
Регулярно
вести
дневник
самоконтроля;
понимать
необходимость
развития
основных
двигательных качеств;
самостоятельно
тестировать
свои двигательные качества;
наблюдать уровень развития
своих двигательных качеств.

1,3

Выполнять
подготовку
помещения к занятиям утренней
гигиенической гимнастикой;
выполнять
усвоенные
упражнения
для
утренней
гигиенической гимнастики
Выполнять упражнения для
профилактики
нарушений
зрения
Выполнять
комплексы
упражнений
для
развития
основных двигательных качеств

1,2,5

2,3,5

8

9

10

11

Спортивно-оздоровительная
деятельность
Лёгкая атлетика
Основные
фазы
бега.
Беговые
упражнения (на короткие дистанции
10–30 м, на выносливость до 1 км, с
высоким подниманием бедра, с
ускорением).
Высокий
старт.
Прыжковые упражнения (в длину с
места,
в
высоту
способом
«перешагивание»).
Метания малого мяча (способы
держания мяча, фазы метания, метание
на дальность)

61 ч

Гимнастика с основами акробатики
Строевые упражнения и строевые
приёмы (построение в одну шеренгу и
в колонну, в две (три) шеренги и в
колонны; перестроение из одной
шеренги в две; выполнение команд
«Кругом!», «Направо!», «Налево!»,
«Направо (налево) разомкнись!», «На
месте шагом марш!», «Шагом марш!»,
«Бегом марш!», «Обычным шагом
марш!», «Налево (направо) в обход
шагом марш!», «Класс, стой!»,
«Вольно!»; передвижения в колонне с
изменением скорости). Лазание по
гимнастической
стенке
разными
способами
(вправо
и
влево
приставными шагами, по диагонали,
вверх и вниз через 1–2 перекладины).
Лазание по канату. Ползание попластунски.
Кувырок вперёд, стойка на лопатках.
Упражнения с гимнастической палкой
Кроссовая подготовка
Правила техники безопасности при
занятиях кроссовой подготовкой. Бег.
Челночный бег. Бег на 60 метров.
Общие правила для всех видов бега.
Бег с ускорением от 15 до 30 метров.
Чередование
ходьбы
и
бега.
Равномерный медленный бег. Техника
выполнения бега на короткие и
длинные
дистанции.
Метание
набивного мяча в цель.
Подвижные и спортивные игры
Подвижные игры с включение бега,
прыжков, метаний. Элементы футбола
(удары по неподвижному мячу
внутренней
стороной
стопы,
внутренней частью подъема стопы,

16 ч
16

16 ч
16

12 ч
12

17 ч
17

9

Называть основные фазы бега;
выполнять высокий и низкий
старты;
бегать
с
максимальной
скоростью на дистанции 30 и 60
м;
преодолевать дистанцию 1 км на
время;
прыгать в длину с места и с
разбега, в высоту способом
«перешагивание»;
выполнять метания малого мяча
на дальность с места и с разбега,
в цель

1,2,3,4,5

Называть основные положения
тела;
выполнять строевые команды и
упражнения;
выполнять гимнастические и
акробатические упражнения

1,2,3,4,5

Знать
правила
техники
безопасности при занятиях
кроссовой подготовкой;
общие правила для всех видов
бега;
технику выполнения бега на
короткие и длинные дистанции,
метание набивного мяча в цель.

1,2,3,4,5

Знать и выполнять правила
техники безопасности во время
занятий с мячом;
освоить элементы игры в
футбол, баскетбол, волейбол;

1,2,3,4,5

12

13

остановка мяча внутренней стороной
стопы и передней частью подъема
стопы, остановка мяча подошвой,
ведение мяча носком ноги.)
Удар по неподвижному и катающемуся
мячу. Остановка мяча. Ведение мяча.
Подвижные игры на основе футбола.
Знакомство с правилами игры в
баскетбол. Ведение мяча. Передача
мяча во время игры. Передача мяча
сверху, отскоком. Броски по кольцу.
Специальные передвижения без мяча.
Ведение мяча. Броски мяча в корзину.
Подвижные игры на материале
баскетбола.
Подбрасывание мяча. Подача мяча.
Прием
мяча.
Передача
мяча.
Подвижные игры на материале
волейбола.
Знакомство с североосетинской игрой
«Слепой медведь», направленной на
развитие координации движений у
детей. Знакомство с ингушской игрой
«Перетягивание», направленной на
воспитание чувства коллективизма и
сплоченности. Кабардино-балкарская
народная игра «Повелитель лунки».
Освоение
игры.
Знакомство
с
правилами игры «Два мороза»,
направленной на развитие скорости
бега и ловкости у детей.
Шахматы
Сведения из истории шахмат
История возникновения соревнований
по шахматам, системы проведения
шахматных соревнований.

Базовые понятия шахматной игры
Шахматная комбинация: задачи на
мат в два хода, тактические приёмы
«завлечение»,
«отвлечение»,
«уничтожение защиты», «спёртый
мат».
Основы разыгрывания дебюта, атака
на короля в дебюте. Основы
пешечного эндшпиля: проведение
пешки в ферзи, правило квадрата,
отталкивание плечом, реализация
лишней пешки.

организовывать и проводить
подвижные игры;
договариваться о правилах игры
и развивать другие навыки
общения со сверстниками.
Освоить игры народов мира,
направленных на развитие силы
и ловкости детей, сплочение
коллектива, развитие внимания,
развитие смекалки у детей
младшего школьного возраста.

34 ч
1ч
1

20 ч
20

10

Знают историю возникновения
шахматных
соревнований,
правила
проведения
соревнований,
различные
системы
проведения
шахматных соревнований.

3,4

Знают шахматные комбинации
и
тактические
приёмы
«завлечение»,
«отвлечение»,
«уничтожение
защиты»,
основы разыгрывания дебюта:
развитие фигуры, дебютные
ловушки, короткие партии.
Умеют решать позиции на мат в
два хода, находить тактические
приёмы
«завлечение»,
«отвлечение», «уничтожение
защиты»,
«спёртый
мат»,
атаковать рокировавшегося и
нерокировавшегося короля в
дебюте, проводить пешку в
ферзи. Соблюдают правила

1,2,3,4,5

поведения
доской.
14

15

16

Конкурсы решения позиций
Конкурсы решения позиций на
дебютные ловушки, способы атаки на
короля,
уничтожение
защиты,
тактические приёмы «завлечение»,
«отвлечение», «спёртый мат».

4ч
4

Соревнования
Участие детей в шахматном турнире
«Первенство класса».

8ч
8

Шахматный праздник

1ч

Участие в школьном
спортивно-шахматном
празднике.

1

11

за

шахматной

Расставляют
позицию
для
решения упражнений, решают
шахматные
упражнения.
Анализируют свои ответы и
ответы своих сверстников.
С помощью тестового задания
оценивают
собственное
выполнение

1,2,5

Умеют играть партию от начала
до конца с записью и
различным контролем времени.
Осваивают
правила
игры.
Активно участвуют в играх и
эстафетах.
Общаются и взаимодействуют
со сверстниками.
Проявляют
доброжелательность,
взаимопонимание,
смелость,
волю,
решительность,
активность и инициативу при
решении вариативных задач,
возникающих в процессе игр.
Регулируют эмоции в процессе
игровой деятельности, умеют
управлять ими.
Соблюдают правила техники
безопасности во время участия
в празднике.
Осваивают правила игры.
Активно участвуют в играх и
эстафетах.
Общаются и взаимодействуют
со сверстниками.
Проявляют
доброжелательность,
взаимопонимание, смелость,
волю, решительность,
активность и инициативу при
решении вариативных задач,
возникающих в процессе игр.
Регулируют эмоции в процессе
игровой деятельности, умеют
управлять ими.
Соблюдают правила техники
безопасности во время участия
в празднике.

1,2,3

1,2,3,4,5

№
п/п

1

Раздел, Темы

Знания о физической культуре
История физической культуры в
России. Связь физической культуры с
природными,
географическими
особенностями,
традициями
и
обычаями страны

Количество
часов
4 класс
3ч
1

2

Возрождение
Олимпийских
игр.
Важнейшие символы Олимпийских игр
Опорно-двигательная система человека

1

3

Предупреждение травматизма во время
занятий физическими упражнениями.
Дыхательная
система
человека.
Профилактика заболеваний органов
дыхания

1

12

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

Описывать
с
помощью
иллюстраций
в учебнике виды традиционных
спортивных игр и развлечений,
характерных для нашей страны;
обосновывать
значение
традиционных
спортивных
развлечений на Руси;
объяснять связь между видами
спорта
и
природными
особенностями нашей страны;
называть самые популярные
виды спорта в России
Анализировать и отвечать на
вопросы
по
тексту
о
возрождении Олимпийских игр;
объяснять
различие
между
летними
и
зимними
Олимпийскими играми;
объяснять значение цветов
Олимпийских колец;
с помощью иллюстраций в
тексте
учебника
называть
талисманы Олимпиады 2014 г.;
описывать церемонию открытия
Олимпийских игр
Называть
части
скелета
человека;
определять функции частей
скелета и мускулатуры человека
Различать основные виды травм;
освоить приёмы оказания первой
доврачебной
помощи
при
простых травмах.
Понимать строение дыхательной
системы человека;
характеризовать
процесс
дыхания;
объяснять
функцию
дыхательной системы;
называть способы тренировки
дыхания;
понимать связь между курением
и заболеваемостью органов
дыхания
Определять понятия «ходьба»,
«бег», «прыжки», «лазание»,
«ползание», «плавание»;
выявлять и характеризовать
различия между основными

2,3,5

1,2,4

2,3,5

способами
человека

4

5

6

7

8

Организация
здорового
образа
жизни
Массаж.
Причины утомления. Понятие о
массаже, его функции
Демонстрация простейших приёмов
массажа
Наблюдение
за
физическим
развитием
и
физической
подготовленностью
Измерение сердечного пульса.
Оценка
состояния
дыхательной
системы

1ч

Физкультурно-оздоровительная
деятельность
Физические упражнения для утренней
гигиенической гимнастики

2ч

Физические
упражнения
для
физкультминуток
Физические
упражнения
для
профилактики нарушений осанки

1

Спортивно-оздоровительная
деятельность
Лёгкая атлетика
Беговые упражнения (бег на короткие
дистанции 10–60 м, на дистанцию до 1
км, бег с изменением направления
движения, с поворотами вокруг своей
оси, спиной вперёд, с чередованием
максимальной и средней скорости).
Высокий старт. Прыжки (в длину с
разбега,
в
высоту
способом
«перешагивание», многоскоки).
Метание малого мяча на дальность с
разбега

61 ч

1

передвижения

Определять понятие «массаж»;
объяснять роль массажа;
демонстрировать
простейшие
приёмы массажа (поглаживания,
разминания)

1,2,5

Характеризовать
понятие
«частота
сердечных
сокращений»;
объяснять функции сердца;
измерять частоту сердечных
сокращений;
наблюдать собственную ЧСС в
состоянии покоя.
Понимать
связь
между
физической тренированностью
человека и частотой дыхания в
покое;
оценивать
состояние
дыхательной системы по частоте
дыхания в покое и после
физической нагрузки

1,3

Выполнять
освоенные
упражнения
для
утренней
гигиенической гимнастики;
самостоятельно
изменять
комплекс
упражнений
для
утренней
гигиенической
гимнастики
Выполнять физкультминутки в
домашних условиях
Выполнять
физические
упражнения для профилактики
нарушений осанки

1,2,5

Называть
правила
техники
безопасности на уроках лёгкой
атлетики;
правильно выполнять технику
бега и прыжков;
бегать
с
максимальной
скоростью на разные дистанции
до 60 м;
бегать дистанцию 1 км на время;
выполнять прыжок в длину с
разбега способом согнув ноги;

1,2,3,4,5

1ч

1

1

12 ч
12

13

2,3,5

метать малый мяч на дальность
и на точность;
выполнять прыжок в высоту
способом «перешагивание»
9

10

11

Гимнастика с основами акробатики
Построения, перестроения, расчёты,
передвижения в колонне (повторение
материала курса 3 класса). Выполнение
строевых приёмов в усложнённых
условиях (с закрытыми глазами, в
быстром темпе, после выполнения
физической нагрузки). Лазание по
канату.
Ползание
по-пластунски.
Кувырок вперёд. Стойка на лопатках
Кроссовая подготовка
Правила техники безопасности при
занятиях кроссовой подготовкой. Бег.
Челночный бег. Бег с препятствиями.
Бег на 60 и 100 метров. Общие правила
для всех видов бега. Бег с ускорением
от 30 до 60 метров. Чередование
ходьбы
и
бега.
Равномерный
медленный бег. Техника выполнения
бега на короткие и длинные дистанции.
Метание набивного мяча в цель.
Подвижные и спортивные игры
Правила и элементы игры в волейбол
(нижняя прямая и верхняя прямая
подачи; приём и передача мяча двумя
руками сверху; приём мяча двумя
руками снизу). Игры с бросанием
волейбольного мяча на дальность и на
дальность отскока мяча после броска
одной рукой о стену. Правила и
элементы игры в баскетбол (ведение
мяча левой и правой руками; передача
мяча одной и двумя руками от груди;
бросок мяча двумя руками из-за
головы, одной рукой от груди, приём
мяча двумя руками). Подвижные игры
с мячом. Удар по неподвижному и
катающемуся мячу. Остановка мяча.
Ведение мяча. Подвижные игры на
основе футбола.
Специальные передвижения без мяча.
Ведение мяча. Броски мяча в корзину.
Подвижные игры на материале
баскетбола.
Подбрасывание мяча. Подача мяча.
Прием
мяча.
Передача
мяча.
Подвижные игры на материале
волейбола.
Разучивание подвижной игры «Караси
и щука», направленной на развитие
смелости и ловкости. Разучивание
дагестанской игры в «Альчик»,

13 ч
13

22 ч
22

14 ч
14

14

Называть
правила
техники
безопасности
на
уроках
гимнастики и акробатики;
выполнять
строевые
упражнения
и строевые приёмы;
выполнять
акробатические
упражнения, лазание, ползание

1,2,3,4,5

Знать
правила
техники
безопасности при занятиях
кроссовой подготовкой;
общие правила для всех видов
бега;
технику выполнения бега на
короткие и длинные дистанции,
метание набивного мяча в цель.

1,2,3,4,5

Называть
правила
техники
безопасности на спортивных
площадках;
знать правила игры в футбол,
волейбол и баскетбол;
организовывать и проводить
подвижные игры;
договариваться
с
другими
участниками о правилах игры и
развивать
другие
навыки
общения со сверстниками.
Освоить игры народов мира,
направленных на развитие силы
и ловкости детей, сплочение
коллектива, развитие внимания,
развитие смекалки у детей
младшего школьного возраста.

1,2,3,4,5

15

16

направленной на развитие ловкости у
младших школьников.
Разучивание чеченской игры в
«Утушка», направленной на развитие
смекалки у детей младшего школьного
возраста.
Шахматы
Сведения из истории шахмат
История появления шахмат на Руси.
Зарождение шахматной культуры в
России.
Базовые понятия шахматной игры
Тактические приёмы «мельница»,
«перекрытие», «рентген».
Основы
дебюта:
открытые,
полуоткрытые и закрытые дебюты,
слабые пункты f2/f7, перевес в
развитии фигур, выбор хода и оценка
позиции, перевес в пространстве.
Основы
эндшпиля:
простейшие
ладейные
и
легкофигурные
окончания.

34 ч
1ч
1
22 ч
22

17

Конкурсы решения позиций
Конкурсы решения позиций на все
пройденные тактические приёмы и
шахматные комбинации

2ч
2

18

Соревнования
Участие детей в шахматном турнире
«Первенство класса».

8ч
8

19

Шахматный праздник
Участие в школьном
спортивно-шахматном
празднике.

1ч
1

15

Знают о появлении шахмат на
Руси, о том, как зарождалась
шахматная культура в России.

3,4

Знают тактические приёмы
«мельница»,
«перекрытие»,
«рентген»,
основы
теории
Итальянской партии, Защиты
двух коней, Русской партии,
способы
разрушения
прикрытия
короля
при
равносторонней
и
разносторонней
рокировках.
Умеют находить тактические
приёмы
«мельница»,
«перекрытие»,
«рентген»,
разыгрывать открытые дебюты
по
теории,
использовать
перевес в развитии в дебюте,
атаковать
короля
при
равносторонней
и
разносторонней
рокировках,
разыгрывать
простейшие
ладейные эндшпили: ладья с
пешкой против ладьи (позиции
Филидора
и
Лусены),
простейшие
легкофигурные
окончания. Соблюдают правила
поведения
за
шахматной
доской.

1,2,3,4,5

Расставляют
позицию
для
решения упражнений, решают
шахматные
упражнения.
Анализируют свои ответы и
ответы своих сверстников.
С помощью тестового задания
оценивают
собственное
выполнение.

1,2,5

Умеют играть партию от начала
до конца с записью и
различным контролем времени.

1,2,3

Осваивают
правила
игры.
Активно участвуют в играх и
эстафетах.
Общаются и взаимодействуют

1,2,3,4,5

со сверстниками.
Проявляют
доброжелательность,
взаимопонимание,
смелость,
волю,
решительность,
активность и инициативу при
решении вариативных задач,
возникающих в процессе игр.
Регулируют эмоции в процессе
игровой деятельности, умеют
управлять ими.
Соблюдают правила техники
безопасности во время участия
в празднике.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МАОУ лицей №11
им. В.В.Рассохина
№ 1 от «27» августа 2021 г.
___________ И.А.Рубан

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УР
МАОУ лицея № 11
им. В.В. Рассохина г. Армавира
______________ А.А.Козлова
«27» августа 2021 г

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».