Программа ДОП Готовимся к ОГЭ по истории

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 11 ИМЕНИ ВЯЧЕСЛАВА
ВЛАДИМИРОВИЧА РАССОХИНА
РАССМОТРЕНО
Научно-методической
кафедрой ГН
____________________
Т.Г. Олифиренко
Протокол № 1
от 29.08.2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по воспитательной работе
___________________
И.П. Мезенцева
«30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
_________________
А.М. Абелян
Приказ № 0110/464
от 01.09.2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ «ГОТОВИМСЯ К ОГЭ ПО ИСТОРИИ"
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год, 36 часов
Возрастная категория: 14 - 16 лет
Состав группы: 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
IDномер Программы в Навигаторе: 60016

Автор-составитель: Рамазанова З.Д., педагог дополнительного образования

г. Армавир.
1

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ.
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Социально-гуманитарная
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
программы
Предлагаемый курс является развитием системы
Актуальность
ранее приобретённых знаний, и его цель –
систематизировать
теоретический
багаж
выпускника и сформировать у него прочные
навыки применения этих знаний, как в
стандартных, так и в изменённых ситуациях.
Новизна

Педагогическая
целесообразность

Отличительные
особенности

Адресат программы

Уровень
программы,
объем и сроки
Формы обучения
Режим занятий

Предложенный курс открывает перед учащимися
значительное число эвристических приемов
общего характера, ценных для исторического
развития личности, применяемых в исследованиях
и на любом другом историческом материале,
который помогает профессиональной подготовке
учащихся на средней ступени обучения, развивает
умения и навыки, необходимые для продолжения
образования.
Данный курс позволит учащимся повторить
и
систематизировать
большое
количество
материала
необходимое
для
успешного
поступления и дальнейшего обучения.
Предложенный
курс
предлагает
провести
исследования исторического материала, которые
помогают
профессиональной
подготовке
учащихся на высшей ступени обучения,
развивают умения и навыки, необходимые для
продолжения
образования,
повышает
их
историческую культуру.
Реализация
дополнительной
программы
«Готовимся к ОГЭ по истории» предполагает
контингент учащихся в возрасте 14-16 лет,
которые готовятся к сдачи ОГЭ по истории.
Ознакомительный, 36 часов,
1 год
Очная
1 час в неделю по 1 часу
2

Особенности
организации
образовательного
процесса

1.2.

Программа «Готовимся к ОГЭ по истории»
реализуется в сочетании теоретической и
практической частей, поэтому в программе
используются
разнообразные формы
организации
обучения: по
количеству
учащихся: индивидуальная, групповая; по
особенностям
коммуникативного
взаимодействия:
практикум,
беседа,
творческие работы, тест, интерактивная
лекция.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: углубление и расширение знаний обучающихся в предметной области
«История», необходимых для успешной сдачи ОГЭ.
Задачи:

повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного
характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий
высокого уровня теоретического обобщения;

формировать умения, актуализированные целью и содержанием
обществоведческой подготовки в контексте готовности обучающихся для
успешной сдачи ОГЭ;
- развивать методологическую культуру при работе с понятиями, диаграммами
и статистической информацией, текстами различного вида, проблемнопознавательными
заданиями,
раскрытии
смысла
афористического
высказывания.
1.3.
№

СОДЕРЖАНИЕ.

1.3.1. Учебный план программы
Название раздела, темы
Количество часов
Всего

1.
2

3

Форма
контроля

Теория Практика

Раздел.
1.
Народы
и
государства на территории
нашей страны в древности
Раздел. 2.
«Русь в IX – начале XII в.»

2

1

1

Заполнение
бланков

5

2

3

Раздел. 3. Русские земли и
княжества в XII – середине XV в.

5

3

2

Решение
контрольнотренировочных
заданий
Тренинг по
выполнению
заданий
3

4

Раздел. 4. Российское государство
во второй половине XV – XVII в.

5

3

2

Решение
типичных
заданий

5

Раздел. 5. Культура народов нашей
страны с древнейших времен до
конца XVII в.
Раздел 6.
Россия в XVIII – середине XIX в.

5

3

2

5

3

2

Раздел.7. Россия во второй
половине XIX – начале ХХ в.
ИТОГО

9

5

4

Решение
типичных
заданий
Решение
варианта
контрольн
ых работ
Тестирование

20

16

6

7

36

1.3.2. Содержание учебного плана программы.
Раздел.1.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Теория (1 час): История России – часть всеобщей истории. Россия –
многонациональное
государство.
Заселение
Евразии.
Влияние
географического положения и природных условий на занятия, образ жизни,
верования.
Восточные славяне в древности (VI – IX в.) Праславяне. Расселение, соседи,
занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки
образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских
племён
Древнерусское государство (IX - начало X I I в.)
Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые
Рюриковичи.
Складывание
крупной
земельной
собственности.
Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие
христианства Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская Правда». Русь и
народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные
связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Практика (1 час): Актуальные вопросы содержания при подготовке к
ОГЭ. Заполнение бланков.
Раздел.2. «Русь в IX – начале XII в.»
Теория 2 ч: Удельный период: экономические и политические причины
раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и
зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение,
хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород
Великий, Киевское, Владимиро - Суздальское, Галицко - Волынское
4

княжества). Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово
о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время. Языческая культура восточных
славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития
древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах
накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской
письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Практика 3 ч: Решение контрольно-тренировочных заданий с выбором
ответа.
Раздел. 3. Русские земли и княжества в XII – середине XV в
Теория 3 ч:
Русские земли во второй половине XIII - середине XV вв.
Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества
Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и
черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских
земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская
битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий
Радонежский.
Завершение образования Российского государства в конце XV начале XVIвв.
предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III.
Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой
северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный
состав населения страны. Становление центральных органов власти и
управления. Судебник 1497 г. местничество. Традиционный характер
экономики.
Русская культура второй половины XIII – XVвв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская битва и
подъём русского национального самосознания. Москва – центр
складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи
общерусского единства в устном народном творчестве, летописании,
литературе. «Задонщина». Теория «Москва - третий Рим» . Феофан Грек.
Строительство Московского кремля. Андрей Рублев.
Практика: Тренинг по выполнению заданий по данному блоку.(2 часа)
Раздел. 4. Российское государство во второй половине XV – XVII в.
Теория 3 ч: Условия развития страны в в XVI в.: территория, население,
характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный.
Установление царской власти. Реформы 50 – 60-х гг. XVI в. земские соборы.
5

Расширение территории государства (присоединение Казанского и
Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля.
Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонска война. Разгром
Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословнопредставительной монархии.
Культура Руси в XVI в.
Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика.
«Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского
книгопечатания Иван Фёдоров. Оборонительное зодчество. Строительство
шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».
Практика 2 ч: Экономические системы и собственность. Решение
типичных заданий по экономике.
Раздел.5. Культура народов нашей страны с древнейших времен до
концаXVII в.
Теория 3 ч: Социальная структура общества. Семья как малая группа.
Социальные нормы и ценности. Отклоняющееся поведение. Социальный
конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.
Практика 2 ч: Многообразие социальных ролей в подростковом
возрасте Социальная сфера. Решение типичных заданий по теме
социальная сфера.
Раздел 6. Россия в XVIII – середине XIX в.
Теория 3 ч. Условия развития страны в в XVI в.: территория, население,
характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный.
Установление царской власти. Реформы 50 – 60-х гг. XVI в. земские соборы.
Расширение территории государства (присоединение Казанского и
Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля.
Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонска война. Разгром
Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословнопредставительной монархии.
Культура Руси в XVI в.
Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика.
«Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского
книгопечатания Иван Фёдоров. Оборонительное зодчество. Строительство
шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».
Практик 2 ч: Власть. Роль политики в жизни общества. Местное
самоуправление.
6

Раздел.7. Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.
Теория 5 ч: Ликвидация последствий Смуты. Царь Михаил Федорович.
Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны.
Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.
Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири,
Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного
права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых
связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка.
Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.
Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение»
1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в
русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения
второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор
Алексеевич. Отмена местничества.
Основные направления внешней политики России во второй
половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг.
под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение
Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русскошведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в.
Завершение присоединения Сибири.
Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси.
Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греколатинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые
жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское
барокко. Симон Ушаков. Парсуна.
Практика 4 ч: Понятие и виды юридической ответственности.
Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное
устройство России. Органы государственной власти Российской
Федерации. Гражданские правоотношения. Права собственности.
Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности
родителей и детей. Решение варианта контрольных работ в формате
ОГЭ.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Готовимся к ОГЭ
по истории» призвана обеспечить достижения обучающимися
личностных результатов указанных в ФГОС ООО.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в
части:
7

1.
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений
в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
- представление о способах противодействия коррупции; готовность к
разнообразной
созидательной
деятельности,
стремление
к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство,
помощь людям, нуждающимся в ней).
2.
Патриотического воспитания и формирование российской
идентичности:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
- проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа;
- уважение к символам России, государственным праздникам;
историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране
3.
Духовного и нравственного воспитания на основе российских
национальных ценностей:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков; свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
4.
Эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства;
- осознание важности художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
8

- понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства
5.
Популяризации научных знаний:
- ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия
6.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни;
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- сформированность навыков рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека
7.
Трудового воспитания :
- установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, образовательной организации, города, края)
технологической
и
социальной
направленности,
способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
9

- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей
8.
Экологического воспитания :
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценка возможных последствий своих действий для
окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
- Смысловое чтение
10

- Формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей, справочников, открытых источников информации и
электронных поисковых систем
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и
совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью
- Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.

1

2

Тема занятия

Кол-во
часов

№

№ учебной
недели

Начало учебного периода: 1 сентября
Окончание учебного периода: 31 мая
Продолжительность: 36 недель.
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы.
Форма
проведения

Место
проведения

Форма
контроля

Раздел 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности
1. Народы на территории России 1
Работа в
Кабинет
Беседа
до середины I тысячелетия до
группе
2-4
н.э.
2. Восточные славяне:
1
Работа в
Кабинет
Интерактиврасселение, соседи, занятия,
парах
2-4
ная лекция
общественный строй.
Язычество
Раздел.2. «Русь в IX – начале XII в.»
11

3

4.
5.
6.
7.

8.
9.

10.
11.
12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

3.

Новгород и Киев – центры
древнерусской
государственности.
Образование Древнерусского
государства.
Владимир I. Крещение Руси.

1

Работа в
парах

Кабинет
2-4

Беседа

Работа в
Кабинет
Беседа
парах
2-4
5. Ярослав Мудрый. «Русская
1
Индивидуаль
Кабинет
Решение ваправда». Владимир Мономах
ная работа
2-4
риантов ОГЭ
6. Отработка заданий ОГЭ по
1
Индивидуаль
Кабинет
Тест
истории: 1-21.
ная работа
2-4
7. Отработка заданий ОГЭ по
1
Работа в
Кабинет
Практику
истории: 1-21.
группе
2-4
м
Раздел. 3. Русские земли и княжества в XII – середине XV в
8.
Политическая
1
Работа в
Кабинет
Беседа
раздробленность Руси.
группе
2-4
9.
Борьба против внешней
1
Работа в
Кабинет
Опрос
агрессии в XIII в.
группе
2-4
Монгольское завоевание.
Экспансия с Запада.
Александр Невский.
10. Начало объединения русских
1
Работа в
Кабинет
Опрос
земель. Иван Калита
парах
2-4
11. Дмитрий Донской.
1
Индивидуаль
Кабинет
Тест
Куликовская битва.
ная работа
2-4
12. Роль церкви в общественной
1
Индивидуаль
Кабинет
Тест
жизни Руси. Сергий Радонежная работа
2-4
ский. Отработка заданий ОГЭ
по истории: 1-30.
Раздел.4. Российское государство во второй половине XV – XVII в..
13. Свержение золотоордынского
1
Фронтальная
Кабинет
Беседа
ига. Иван III. Завершение
работа
2-4
объединения русских земель.
14. Становление органов власти
1
Творческая
Кабинет
Тест
Российского государства.
работа
2-4
Судебник 1497 г.
15. Иван IV Грозный.
1
Творческая
Кабинет
Опрос
Установление царской власти.
работа
2-4
Реформы середины XVI в.
Земские соборы. Опричнина.
16. Расширение территории
1
Фронтальная
Кабинет
Беседа
государства (присоединение
работа
2-4
Казанского и Астраханского
ханств, Западной Сибири).
17. Решение типичных заданий
1
Индивидуаль
Кабинет
Тест
ОГЭ
ная работа
2-4
Раздел.5. Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII в.
18. Становление древнерусской
1
Фронтальная
Кабинет
Беседа
культуры: фольклор,
работа
2-4
письменность, живопись,
зодчество.
4.

1

12

19.

19.

20.

20.

21.

21.

22.

22.

23.

23.

24.

24.

25.

25.

26.

26.

27.

27.

28.

28.

29.

29.

30.

30.

31.

31.

32.

32.

33.

33.

Формирование культуры
1
Фронтальная
Кабинет
Российского государства.
работа
2-4
Летописание. Андрей Рублев.
Книгопечатание. Иван
Фёдоров.
Отработка заданий ОГЭ по
1
Индивидуаль
Кабинет
истории: 1-21.
ная работа
2-4
Отработка заданий ОГЭ по
1
Работа в
Кабинет
истории: 1-21.
группе
2-4
Отработка заданий ОГЭ по
1
Работа в
Кабинет
истории: 1-21.
группе
2-4
Раздел 6. Россия в XVIII – середине XIX в
Преобразования первой
1
Фронтальная
Кабинет
четверти XVIII в. Петр I.
работа
2-4
Абсолютизм.
Создание регулярной армии и
1
Фронтальная
Кабинет
флота. Северная война
работа
2-4
Дворцовые перевороты.
1
Фронтальная
Кабинет
Расширение прав и
работа
2-4
привилегий дворянства.
Просвещенный абсолютизм
1
Индивидуаль
Кабинет
Екатерины II. Оформление
ная работа
2-4
сословного строя.
Социальные движения. Е.И.
1
Фронтальная
Кабинет
Пугачев.
работа
2-4
Отработка заданий ОГЭ по
истории: 1-21
Раздел.7. Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.
Реформы 1860–1870-х гг.
1
Фронтальная
Кабинет
Александр II. Отмена
работа
2-4
крепостного права.
Завершение промышленного
переворота. Формирование
классов индустриального
общества.
Россия в военно-политических 1
Индивидуаль
Кабинет
блоках.
ная работа
2-4
Промышленный подъем.
1
Фронтальная
Кабинет
Формирование монополий.
работа
2-4
С.Ю. Витте.
Русско-японская война.
1
Индивидуаль
Кабинет
Обострение социальных
ная работа
2-4
противоречий в условиях
модернизации. Революция
1905–1907 гг.
Государственная дума.
П.А. Столыпин. Аграрная
1
Индивидуаль
Кабинет
реформа.
ная работа
2-4
Отработка заданий ОГЭ по
1
Индивидуаль
Кабинет
истории: 1-21.
ная работа
2-4

Опрос

Опрос
Тест.
Практику
м
Творческа
я работа
Опрос
Беседа
Опрос
Тест

Опрос

Беседа
Тест
Творческа
я работа

Опрос
Беседа

13

1

35.

Отработка заданий ОГЭ по
истории: 1-21.
Обобщение курса

1

Индивидуаль
ная работа
Игра

36.

Итоговый урок.

1

Игра

34.

34.

35.
36.

2.2.

Кабинет
2-4
Кабинет
2-4
Кабинет
2-4

Опрос
Тест
Практику
м

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение:
Занятия проводятся в учебном кабинете, где имеется классная доска,
столы, стулья для учащихся и педагога, шкафы для хранения
дидактических и учебных материалов, учебные комплекты на каждого
учащегося. В кабинете установлен компьютер, принтер, проектор.
Оборудование:
1. Персональный компьютер
2. Проекционная система
Информационное обеспечение:
1. https://resh.edu.ru/s
2. https://rosuchebnik.ru/
Кадровое обеспечение:
1. Программа реализуется учителем истории и обществознания.
2.3.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Формы аттестации по программе дополнительного образования
«Готовимся к ОГЭ по истории» учитывает возрастные особенности
обучающихся 15-16 лет, уровень их подготовки, а также индивидуальные
особенности.
Содержание программы предполагает следующие формы контроля:
тестирование, творческие и самостоятельные исследовательские работы,
интеллектуальные состязания, итоговые занятия.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Тренировочные тесты по темам
2. Творческие задания
3. Пакет заданий для промежуточной и итоговой аттестации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и
практическую части. Источником информации являются материалы
учебников, интернет ресурсы.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации
занятий, разнообразны, например:
• словесные методы: лекция, семинар;
2.5.

14

• наглядные методы: показ видеоматериалов, иллюстраций, работа по
образцу, наблюдение.
Практические занятия позволяют реализовать воспитательную цель и
развивать творческие способности учащихся. Виды практической
деятельности: творческие работы, викторины, тестирование.
2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
1. Котова О.А. Лискова Т.Е. Я сдам ОГЭ! История модульный курс :
практика и диагностика. – М., 2018 г.
2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ МОН и МП
Краснодарского края, 2020 г.
Для воспитанников:
1. Котова О.А. Лискова Т.Е. Я сдам ОГЭ! История модульный курс :
практика и диагностика. – М., 2018.

15

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».