УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 11 ИМЕНИ ВЯЧЕСЛАВА ВЛАДИМИРОВИЧА РАССОХИНА РАССМОТРЕНО Научно-методической кафедрой ГН ____________________ Т.Г. Олифиренко Протокол № 1 от 29.08.2023 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по воспитательной работе ___________________ И.П. Мезенцева «30» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор _________________ А.М. Абелян Приказ № 0110/464 от 01.09.2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ГОТОВИМСЯ К ОГЭ ПО ИСТОРИИ" Уровень программы: ознакомительный Срок реализации программы: 1 год, 36 часов Возрастная категория: 14 - 16 лет Состав группы: 15 человек Форма обучения: очная Вид программы: модифицированная Программа реализуется на бюджетной основе IDномер Программы в Навигаторе: 60016 Автор-составитель: Рамазанова З.Д., педагог дополнительного образования г. Армавир. 1 I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ. 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Социально-гуманитарная Направленность дополнительной общеобразовательной программы Предлагаемый курс является развитием системы Актуальность ранее приобретённых знаний, и его цель – систематизировать теоретический багаж выпускника и сформировать у него прочные навыки применения этих знаний, как в стандартных, так и в изменённых ситуациях. Новизна Педагогическая целесообразность Отличительные особенности Адресат программы Уровень программы, объем и сроки Формы обучения Режим занятий Предложенный курс открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для исторического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом историческом материале, который помогает профессиональной подготовке учащихся на средней ступени обучения, развивает умения и навыки, необходимые для продолжения образования. Данный курс позволит учащимся повторить и систематизировать большое количество материала необходимое для успешного поступления и дальнейшего обучения. Предложенный курс предлагает провести исследования исторического материала, которые помогают профессиональной подготовке учащихся на высшей ступени обучения, развивают умения и навыки, необходимые для продолжения образования, повышает их историческую культуру. Реализация дополнительной программы «Готовимся к ОГЭ по истории» предполагает контингент учащихся в возрасте 14-16 лет, которые готовятся к сдачи ОГЭ по истории. Ознакомительный, 36 часов, 1 год Очная 1 час в неделю по 1 часу 2 Особенности организации образовательного процесса 1.2. Программа «Готовимся к ОГЭ по истории» реализуется в сочетании теоретической и практической частей, поэтому в программе используются разнообразные формы организации обучения: по количеству учащихся: индивидуальная, групповая; по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, беседа, творческие работы, тест, интерактивная лекция. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: углубление и расширение знаний обучающихся в предметной области «История», необходимых для успешной сдачи ОГЭ. Задачи: повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения; формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности обучающихся для успешной сдачи ОГЭ; - развивать методологическую культуру при работе с понятиями, диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемнопознавательными заданиями, раскрытии смысла афористического высказывания. 1.3. № СОДЕРЖАНИЕ. 1.3.1. Учебный план программы Название раздела, темы Количество часов Всего 1. 2 3 Форма контроля Теория Практика Раздел. 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности Раздел. 2. «Русь в IX – начале XII в.» 2 1 1 Заполнение бланков 5 2 3 Раздел. 3. Русские земли и княжества в XII – середине XV в. 5 3 2 Решение контрольнотренировочных заданий Тренинг по выполнению заданий 3 4 Раздел. 4. Российское государство во второй половине XV – XVII в. 5 3 2 Решение типичных заданий 5 Раздел. 5. Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII в. Раздел 6. Россия в XVIII – середине XIX в. 5 3 2 5 3 2 Раздел.7. Россия во второй половине XIX – начале ХХ в. ИТОГО 9 5 4 Решение типичных заданий Решение варианта контрольн ых работ Тестирование 20 16 6 7 36 1.3.2. Содержание учебного плана программы. Раздел.1. Народы и государства на территории нашей страны в древности Теория (1 час): История России – часть всеобщей истории. Россия – многонациональное государство. Заселение Евразии. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Восточные славяне в древности (VI – IX в.) Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племён Древнерусское государство (IX - начало X I I в.) Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская Правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. Практика (1 час): Актуальные вопросы содержания при подготовке к ОГЭ. Заполнение бланков. Раздел.2. «Русь в IX – начале XII в.» Теория 2 ч: Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро - Суздальское, Галицко - Волынское 4 княжества). Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве». Культура Руси в домонгольское время. Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы. Практика 3 ч: Решение контрольно-тренировочных заданий с выбором ответа. Раздел. 3. Русские земли и княжества в XII – середине XV в Теория 3 ч: Русские земли во второй половине XIII - середине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Завершение образования Российского государства в конце XV начале XVIвв. предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. местничество. Традиционный характер экономики. Русская культура второй половины XIII – XVвв. Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская битва и подъём русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва - третий Рим» . Феофан Грек. Строительство Московского кремля. Андрей Рублев. Практика: Тренинг по выполнению заданий по данному блоку.(2 часа) Раздел. 4. Российское государство во второй половине XV – XVII в. Теория 3 ч: Условия развития страны в в XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50 – 60-х гг. XVI в. земские соборы. 5 Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонска война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословнопредставительной монархии. Культура Руси в XVI в. Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания Иван Фёдоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой». Практика 2 ч: Экономические системы и собственность. Решение типичных заданий по экономике. Раздел.5. Культура народов нашей страны с древнейших времен до концаXVII в. Теория 3 ч: Социальная структура общества. Семья как малая группа. Социальные нормы и ценности. Отклоняющееся поведение. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения. Практика 2 ч: Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте Социальная сфера. Решение типичных заданий по теме социальная сфера. Раздел 6. Россия в XVIII – середине XIX в. Теория 3 ч. Условия развития страны в в XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50 – 60-х гг. XVI в. земские соборы. Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонска война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословнопредставительной монархии. Культура Руси в XVI в. Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания Иван Фёдоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой». Практик 2 ч: Власть. Роль политики в жизни общества. Местное самоуправление. 6 Раздел.7. Россия во второй половине XIX – начале ХХ в. Теория 5 ч: Ликвидация последствий Смуты. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война. Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры. Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русскошведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири. Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греколатинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна. Практика 4 ч: Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Решение варианта контрольных работ в формате ОГЭ. 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Готовимся к ОГЭ по истории» призвана обеспечить достижения обучающимися личностных результатов указанных в ФГОС ООО. Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 7 1. Гражданского воспитания: - готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; - активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; - неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; - представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; - представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; - готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней). 2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: - осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; - проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; - ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; - уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране 3. Духовного и нравственного воспитания на основе российских национальных ценностей: - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; - готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; - активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. 4. Эстетического воспитания: - восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; - осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; 8 - понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - стремление к самовыражению в разных видах искусства 5. Популяризации научных знаний: - ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; - овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; - овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия 6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: - осознание ценности жизни; - ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни - осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; - соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде; - способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; - умение принимать себя и других, не осуждая; - сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека 7. Трудового воспитания : - установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; - интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; - осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого - уважение к труду и результатам трудовой деятельности; 9 - осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей 8. Экологического воспитания : - ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; - повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; - активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; - готовность к участию в практической деятельности экологической направленности Метапредметные результаты: Регулятивные УУД - Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. - Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач - Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. - Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения - Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные УУД - Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. - Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач - Смысловое чтение 10 - Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации - Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем Коммуникативные УУД - Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. - Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью - Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК. 1 2 Тема занятия Кол-во часов № № учебной недели Начало учебного периода: 1 сентября Окончание учебного периода: 31 мая Продолжительность: 36 недель. Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы. Форма проведения Место проведения Форма контроля Раздел 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности 1. Народы на территории России 1 Работа в Кабинет Беседа до середины I тысячелетия до группе 2-4 н.э. 2. Восточные славяне: 1 Работа в Кабинет Интерактиврасселение, соседи, занятия, парах 2-4 ная лекция общественный строй. Язычество Раздел.2. «Русь в IX – начале XII в.» 11 3 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 3. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Владимир I. Крещение Руси. 1 Работа в парах Кабинет 2-4 Беседа Работа в Кабинет Беседа парах 2-4 5. Ярослав Мудрый. «Русская 1 Индивидуаль Кабинет Решение ваправда». Владимир Мономах ная работа 2-4 риантов ОГЭ 6. Отработка заданий ОГЭ по 1 Индивидуаль Кабинет Тест истории: 1-21. ная работа 2-4 7. Отработка заданий ОГЭ по 1 Работа в Кабинет Практику истории: 1-21. группе 2-4 м Раздел. 3. Русские земли и княжества в XII – середине XV в 8. Политическая 1 Работа в Кабинет Беседа раздробленность Руси. группе 2-4 9. Борьба против внешней 1 Работа в Кабинет Опрос агрессии в XIII в. группе 2-4 Монгольское завоевание. Экспансия с Запада. Александр Невский. 10. Начало объединения русских 1 Работа в Кабинет Опрос земель. Иван Калита парах 2-4 11. Дмитрий Донской. 1 Индивидуаль Кабинет Тест Куликовская битва. ная работа 2-4 12. Роль церкви в общественной 1 Индивидуаль Кабинет Тест жизни Руси. Сергий Радонежная работа 2-4 ский. Отработка заданий ОГЭ по истории: 1-30. Раздел.4. Российское государство во второй половине XV – XVII в.. 13. Свержение золотоордынского 1 Фронтальная Кабинет Беседа ига. Иван III. Завершение работа 2-4 объединения русских земель. 14. Становление органов власти 1 Творческая Кабинет Тест Российского государства. работа 2-4 Судебник 1497 г. 15. Иван IV Грозный. 1 Творческая Кабинет Опрос Установление царской власти. работа 2-4 Реформы середины XVI в. Земские соборы. Опричнина. 16. Расширение территории 1 Фронтальная Кабинет Беседа государства (присоединение работа 2-4 Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). 17. Решение типичных заданий 1 Индивидуаль Кабинет Тест ОГЭ ная работа 2-4 Раздел.5. Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII в. 18. Становление древнерусской 1 Фронтальная Кабинет Беседа культуры: фольклор, работа 2-4 письменность, живопись, зодчество. 4. 1 12 19. 19. 20. 20. 21. 21. 22. 22. 23. 23. 24. 24. 25. 25. 26. 26. 27. 27. 28. 28. 29. 29. 30. 30. 31. 31. 32. 32. 33. 33. Формирование культуры 1 Фронтальная Кабинет Российского государства. работа 2-4 Летописание. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Фёдоров. Отработка заданий ОГЭ по 1 Индивидуаль Кабинет истории: 1-21. ная работа 2-4 Отработка заданий ОГЭ по 1 Работа в Кабинет истории: 1-21. группе 2-4 Отработка заданий ОГЭ по 1 Работа в Кабинет истории: 1-21. группе 2-4 Раздел 6. Россия в XVIII – середине XIX в Преобразования первой 1 Фронтальная Кабинет четверти XVIII в. Петр I. работа 2-4 Абсолютизм. Создание регулярной армии и 1 Фронтальная Кабинет флота. Северная война работа 2-4 Дворцовые перевороты. 1 Фронтальная Кабинет Расширение прав и работа 2-4 привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм 1 Индивидуаль Кабинет Екатерины II. Оформление ная работа 2-4 сословного строя. Социальные движения. Е.И. 1 Фронтальная Кабинет Пугачев. работа 2-4 Отработка заданий ОГЭ по истории: 1-21 Раздел.7. Россия во второй половине XIX – начале ХХ в. Реформы 1860–1870-х гг. 1 Фронтальная Кабинет Александр II. Отмена работа 2-4 крепостного права. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Россия в военно-политических 1 Индивидуаль Кабинет блоках. ная работа 2-4 Промышленный подъем. 1 Фронтальная Кабинет Формирование монополий. работа 2-4 С.Ю. Витте. Русско-японская война. 1 Индивидуаль Кабинет Обострение социальных ная работа 2-4 противоречий в условиях модернизации. Революция 1905–1907 гг. Государственная дума. П.А. Столыпин. Аграрная 1 Индивидуаль Кабинет реформа. ная работа 2-4 Отработка заданий ОГЭ по 1 Индивидуаль Кабинет истории: 1-21. ная работа 2-4 Опрос Опрос Тест. Практику м Творческа я работа Опрос Беседа Опрос Тест Опрос Беседа Тест Творческа я работа Опрос Беседа 13 1 35. Отработка заданий ОГЭ по истории: 1-21. Обобщение курса 1 Индивидуаль ная работа Игра 36. Итоговый урок. 1 Игра 34. 34. 35. 36. 2.2. Кабинет 2-4 Кабинет 2-4 Кабинет 2-4 Опрос Тест Практику м УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение: Занятия проводятся в учебном кабинете, где имеется классная доска, столы, стулья для учащихся и педагога, шкафы для хранения дидактических и учебных материалов, учебные комплекты на каждого учащегося. В кабинете установлен компьютер, принтер, проектор. Оборудование: 1. Персональный компьютер 2. Проекционная система Информационное обеспечение: 1. https://resh.edu.ru/s 2. https://rosuchebnik.ru/ Кадровое обеспечение: 1. Программа реализуется учителем истории и обществознания. 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Формы аттестации по программе дополнительного образования «Готовимся к ОГЭ по истории» учитывает возрастные особенности обучающихся 15-16 лет, уровень их подготовки, а также индивидуальные особенности. Содержание программы предполагает следующие формы контроля: тестирование, творческие и самостоятельные исследовательские работы, интеллектуальные состязания, итоговые занятия. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 1. Тренировочные тесты по темам 2. Творческие задания 3. Пакет заданий для промежуточной и итоговой аттестации. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Источником информации являются материалы учебников, интернет ресурсы. Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятий, разнообразны, например: • словесные методы: лекция, семинар; 2.5. 14 • наглядные методы: показ видеоматериалов, иллюстраций, работа по образцу, наблюдение. Практические занятия позволяют реализовать воспитательную цель и развивать творческие способности учащихся. Виды практической деятельности: творческие работы, викторины, тестирование. 2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для учителя: 1. Котова О.А. Лискова Т.Е. Я сдам ОГЭ! История модульный курс : практика и диагностика. – М., 2018 г. 2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МОН и МП Краснодарского края, 2020 г. Для воспитанников: 1. Котова О.А. Лискова Т.Е. Я сдам ОГЭ! История модульный курс : практика и диагностика. – М., 2018. 15 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)