Программа ДОП Занимательная грамматика

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 11 ИМЕНИ ВЯЧЕСЛАВА
ВЛАДИМИРОВИЧА РАССОХИНА
РАССМОТРЕНО
Научно-методической
кафедрой ГД
Т.Г. Олифиренко
Протокол № 1
от 29.08.2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по воспитательной работе
И.П. Мезенцева
«30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
А.М. Абелян
Приказ № 01-10/464
от 01.09.2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»

Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год (36 часов)
Возрастная категория: 14-16 лет
Состав группы: 20 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 511070

Автор-составитель: Пелипенко О.В., педагог дополнительного образования

г. Армавир. 2023 г.

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ.
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Занимательная грамматика» является модифицированной
дополнительнойобщеобразовательной
общеразвивающей
программой
культурологической направленности.
Содержание
данной
программы
опирается
на
материалы
Примернойрабочей
программы
по
русскому
языку
на
уровнеосновногообщегообразования(одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21
от 27.09.2021 г.).
Цели,
содержание
и
условия
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы базового уровня
«Занимательная грамматика» представлены в следующих нормативных
документах:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. №
287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО);

Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р);

Примерная программа воспитания, с учётом распределённых по
классам проверяемых требований к результатам освоения Основной
образовательной программы основного общего образования.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью через
дополнительное образование прививать детям любовь к русскому
литературному языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную
грамотность, способствовать формированию у школьников общекультурных,
коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы им для
успешного интеллектуального развития в современном обществе, так как в
настоящее время возросли требования к общей языковой культуре
школьника.
Новизна программы «Занимательная грамматика» заключается в том,
что при обучении основное внимание направлено на всестороннее изучение
языка и его особенностей, а также особенное внимание уделяется тем
разделам языка, где конкретные обучающиеся имеют пробелы в знаниях
(составление индивидуальных образовательных маршрутов). На занятиях
предусмотрена работа по углубленному изучению некоторых разделов языка.
Педагогическая
целесообразность
обусловлена
возможностью
приобщения учащихся к лучшим традициям родного языка через
увлекательные и познавательные формы учебной и творческой деятельности
такие, как работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины,
конкурсы, тесты.

Предлагаемая образовательная программа «Занимательная грамматика»
для работы с обучающимися 9-х классов по русскому языку - одна из
попыток использовать возможности изучения русского языка в
формировании речевой культуры учащихся, развитии лингвистической,
языковой и коммуникативной компетенций.
Программа отражает деятельностно-компетентностный подход к
дополнительному образованию, опирается на данные филологических
дисциплин, служит для их углубления и расширения.
Отличительной особенностью программы «Занимательная грамматика»
является то, что она имеет практическую направленность и может иметь
особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении норм
русского языка и желающих углубить знания. Прежде всего, это
систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная
тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Программа
предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики,
но и подготовку к ГИА, а также комплекс тренировочных упражнений для
отработки навыков по решению заданий и выполнению творческих работ.
При максимальном расширении содержания и форм практической
деятельности учащихся, создаются условия для самостоятельной
продуктивной работы, в которой проявляются творческие способности
ребенка.
Адресат программы. Реализация дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей
программы
культурологической
направленности
«Занимательная грамматика» предполагает контингент обучающихся в
возрасте от 14 до 16 лет, обучающихся в 9 классе, с целью подготовки к
сдаче экзамена по русскому языку.
Уровень программы – ознакомительный. К занятиям допускаются все
учащиеся, независимо от степени подготовки по русскому языку, не
имеющие медицинских противопоказаний для дополнительных занятий.
Объем и сроки реализации программы – 36 часов на весь период
обучения, 36 учебных недель, 1 год.
Форма обучения– очная.
Режим занятий – занятия проводятся с постоянным составом
обучающихся 9-х классов 1 раз в неделю по 1 часу, что не противоречит
«Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей», утвержденных 04.07.14г. № 41. В каникулярное время
режим занятий учебных групп может переноситься на более удобное время
для учащихся.
Особенностями организации образовательного процесса по программе
«Занимательная грамматика» является сочетание теоретической и
практической
частей,
поэтому
в
программе
используются
разнообразные формы
организации
обучения: по
количеству

учащихся: индивидуальная, групповая; по особенностям коммуникативного
взаимодействия: практикум, беседа, творческие работы, конкурс, тест.
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование у учащихся интереса к русскому языку, формирование
устойчивой мотивации к изучению культурологических особенностей языка,
повышение общей языковой культуры учащихся, формирование языковой и
лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, устранение пробелов и
корректировка знаний по наиболее сложным для освоения темам и разделам.
Задачи:
Образовательные:
 способствовать развитию интереса к предмету, мотивировать их на
самостоятельные дополнительные занятия русским языком;
 развивать письменную речь учащихся, формировать навыки
грамотного письма, пополнять их теоретико-литературный словарь;
 совершенствовать
орфографические,
пунктуационные,
лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
 вести последовательную работу по подготовке к государственной
итоговой аттестации;
 совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении
при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои
мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.
Воспитательные:
 воспитывать уважение и бережное отношение к слову, к богатствам
языка;
 воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, гордости за
принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
 воспитывать в детях способность воспринимать, чувствовать и ценить
прекрасное посредством работы с произведениями искусства;
Развивающие:
 развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;
 стимулировать стремление знать как можно больше о родном языке;
 развивать способности к творчеству, овладению и стремлению
самостоятельно добывать новые знания;
 развивать у детей способности проявлять свои теоретические,
практические умения и навыки;
 развивать навыки работы с различными источниками информации.

1.3.
№
1
1.1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5
2.6.
3.
3.1.
3.2.
4.
4.1.

СОДЕРЖАНИЕ.

1.3.1. Учебный план программы
Название раздела, темы
Количество часов
Раздел 1. Культура речи.
Культура речи.
Раздел 2. Языковые нормы.
Языковая норма как историческая
категория
Орфоэпические нормы
Словообразовательные нормы
Лексические нормы.
Орфография. Морфологические
нормы
Синтаксис и пунктуация.
Синтаксические нормы
Функциональные стили.
Стилистические нормы
Функционально-смысловые типы
речи.
Правописные нормы
Правописные орфографические и
пунктуационные нормы.
ИТОГО

Форма
Всего Теория Практика контроля
1
1
1
1
беседа
21
6
15
1
1
опрос
3
3
4
5

1
2

3
3
3
3

5

2

3

4
1
3

1
1

3

10
10

4
4

6
6

36

12

24

3

опрос
опрос
опрос
творческая
работа
опрос
опрос
опрос
творческие
работы

1.3.2. Содержание учебного плана программы
РАЗДЕЛ 1. Культура речи – 1 ч.
Теория: Речевая культура – часть общечеловеческой культуры. Культура
языка.
Виды деятельности обучающихся:
работа
с орфограммами и
пунктограммами.
Форма проведения занятий: работа в группе.
РАЗДЕЛ 2. Языковые нормы – 21 ч.
Языковая норма как историческая категория - 1 ч.

Теория: Языковая норма как историческая категория. Понятие нормы в
современной лингвистике. Формирование норм литературного языка.
Признаки нормы.
Орфоэпические нормы – 3 ч.
Практика: Акцентологические и произносительные нормы. Орфоэпические
ошибки.
Словообразовательные нормы - 3 ч.
Практика: Понятие вариантов норм. Эволюция языковых норм.
Типология норм. Ошибки грамматические и речевые. Типология норм.
Ошибки грамматические и речевые. Качества хорошей речи. Основные
качества хорошей речи. Общая характеристика. Правильность как основа
хорошей речи. Содержательность хорошей речи. Выразительность и гибкость
хорошей речи. Уместность и доступность хорошей речи. Точность речи.
Техника речи. Понятие техники речи в современной лингвистике.
Лексика – 4 ч.
Теория: Лексические нормы.
Практика: Средства выразительности речи.
Виды деятельности обучающихся: наблюдение, сравнение, создание
презентаций.
Форма проведения занятий: коллективное творчество, работа в парах,
лингвистическая викторина, оформление лингвистической газеты.
Орфография – 5 ч.
Теория: Морфологические нормы и их особенности.
Практика: Правила орфографии. Орфография и фонетика. Орфография и
лексика. Орфография и морфология. Орфография и синтаксис.
Виды деятельности обучающихся: создание презентаций, выступление с
данной презентацией.
Форма проведения занятий: творческая работа.
Синтаксис и пунктуация – 5 ч.
Теория: Синтаксические нормы и их особенности.
Практика: Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств
языка.
Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи.
Употребление вводных слов, обращений и междометий в речи.
Употребление знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчиненных
предложениях.
Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Многокомпонентные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.
Синтаксический минимум «Ты эксперт» («Выполнение тестовых заданий»).
Виды деятельности обучающихся: наблюдение, сравнение, создание
презентаций.
Форма
проведения занятий: коллективное
творчество,творческие
работы, лингвистическая викторина, оформление лингвистической газеты.

РАЗДЕЛ № 3. Функциональные стили – 4 ч.
Теория: Стилистические нормы.
Практика: Функционально-смысловые типы речи. Сочинение как жанр
различных стилей речи.
Виды деятельности обучающихся: сравнение, составление схем.
Форма проведения занятий: коллективное творчество, работа в парах, брейнринг.
РАЗДЕЛ 4. Правописные нормы - 8 ч.
Теория: Правописные орфографические и пунктуационные нормы.
Практика: Изложение. Сочинение. Итоговое занятие. Блиц-турнир.
Виды деятельности обучающихся: наблюдение, сравнение, создание
презентаций.
Форма проведения занятий: коллективное творчество, лингвистический
турнир.
1.4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Предметные результаты:
1)
представление о русском языке как сфере лингвистической
деятельности, об этапах его развития, о его значимости для развития
цивилизации;
2)
умение находить в различных источниках информацию, необходимую
для понимания и запоминания норм русского языка и представлять её в
понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной,
точной или вероятностной информации;
3)
умение создавать алгоритмы, помогающие решению лингвистических
задач, понимать необходимость проверки орфограмм и пунктограмм;
4)
усвоение основных базовых знаний по грамматике русского языка, её
ключевых понятий;
5)
улучшение качества решения грамматических задач разного уровня
сложности;
6)
успешное выступление на олимпиадах, играх, конкурсах.
Личностные результаты:
Гражданское воспитание:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
 представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
формируемое в том числе на основе примеров из литературных
произведений, написанных на русском языке; готовность к

разнообразной
совместной
деятельности,
стремление
к
взаимопониманию и взаимопомощи.
Патриотическое воспитание:
 понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов
России;
 проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре
Российской Федерации, культуре своего края, народов России в
контексте учебного предмета «Русский язык»;
 ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины
— России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных
произведениях.
Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё
поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых
нормс учётом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков.
Эстетическое воспитание: осознание важности русского языка как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного
и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах
искусства.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт; умение использовать адекватные
языковые средства для выражения своего состояния, в том числе
опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на
русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудовое воспитание: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность.
Экологическое воспитание: умение точно, логично выражать свою точку
зрения на экологические проблемы; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при
знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы.
Ценности научного познания: овладение языковой и читательской культурой,
навыками чтения как средства познания мира; овладение основными

навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
школьного языкового образования;
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
 необходимость в формировании новых знаний, умений связывать
образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита
собственных знаний и компетенций, планирование своего развития;
способность
осознавать
стрессовую
ситуацию,
оценивать
происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный,
речевой и читательский опыт.
Метапредметные результаты:
1)
умение видеть связь русского языка с другими дисциплинах, в
окружающей жизни;
2)
развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
3) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
связи;
4)
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
5)
владение способами исследовательской деятельности;
6)
формирование творческого мышления.
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.
Начало учебного периода: 1 сентября
Окончание учебного периода: 27 мая
Продолжительность: 36 недель.

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

№
Тема занятия
учебной
недели
1.
Речевая культура – часть общечеловеческой
культуры. Культура языка.
2.
Языковая норма как историческая категория.
3.
Акцентологические и произносительные нормы.
4.
Акцентологические и произносительные нормы
5.
Орфоэпические ошибки.
6.
Понятие вариантов норм. Эволюция языковых
норм.
7.
Типология норм. Ошибки грамматические и
речевые.
8.
Основные качества хорошей речи.
9.
Морфологические нормы и их особенности.
10. Лексические нормы.

Кол-во Форма
часов проведения

Место
проведения

Форма контроля

1

Работа в группе

Кабинет 1-4

Беседа

1
1
1
1
1

Работа в парах
Работа в парах
Работа в парах
Работа в парах
Работа в группе

Кабинет 1-4
Кабинет 1-4
Кабинет 1-4
Кабинет 1-4
Кабинет 1-4

Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос

1

Работа в группе

Кабинет 1-4

Опрос

1
1
1

Работа в группе
Работа в группе
Работа в парах

Кабинет 1-4
Кабинет 1-4
Кабинет 1-4

Кабинет 1-4

Опрос
Опрос
Лингвистическа
я викторина
Лингвистическа
я викторина
Лингвистическа
я викторина
Лингвистическа
я викторина
Выступление с
презентацией
Опрос

Кабинет 1-4

Опрос

11.

11.

Средства выразительности речи.

1

Работа в парах

Кабинет 1-4

12.

12.

Средства выразительности речи.

1

Работа в парах

Кабинет 1-4

13.

13.

Средства выразительности речи.

1

Работа в парах

Кабинет 1-4

14.

14.

Правила орфографии.

1

Кабинет 1-4

15.

15.

Орфография и лексика.

1

16.

16.

Орфография и фонетика.

Творческая
работа
Творческая
работа

1

Творческая работа

17.

17.

Орфография и морфология.

1

18.
19.

18.
19.

1
1

20.

20.

21.

21.

22.

22.

Синтаксические нормы и их особенности
Речевые ошибки при употреблении
синтаксических средств языка.
Употребление обособленных определений и
обстоятельств в речи.
Употребление вводных слов, обращений и
междометий в речи.
Синтаксический минимум «Ты эксперт»

23.

23.

Стилистические нормы.

1

24.

24.

Функционально-смысловые типы речи.

1

25.

25.

Сочинение как жанр различных стилей речи.

1

26.

26.

Сочинение как жанр различных стилей речи.

1

27.

27.

1

28.

28.

29.

29.

Правописные орфографические и
пунктуационные нормы.
Правописные орфографические и
пунктуационные нормы.
Правописные орфографические и
пунктуационные нормы.

Творческая
работа

Кабинет 1-4

Опрос

Кабинет 1-4
Кабинет 1-4

Опрос
Опрос

Кабинет 1-4

Опрос

1

Фронтальная
работа
Работа в группе

1

Работа в группе

Кабинет 1-4

Опрос

1

Выполнение
тестовых
заданий
Фронтальная
работа
Фронтальная
работа
Фронтальная
работа
Работа в группах

Кабинет 1-4

Опрос

Кабинет 1-4

Опрос

Кабинет 1-4

Опрос

Кабинет 1-4

Опрос

Кабинет 1-4

Фронтальная
работа
Фронтальная
работа
Фронтальная
работа

Кабинет 1-4

Творческая
работа
Опрос

Кабинет 1-4

Опрос

Кабинет 1-4

Опрос

1
1

1

31.

Правописные орфографические и
пунктуационные нормы.
Изложение.

32.

32.

Изложение.

1

33.

33.

Сочинение.

1

34.

34.

Сочинение.

1

35.

35.

Итоговое занятие. Блиц-турнир.

36.

36.

Итоговое занятие. Блиц-турнир.

30.

30.

31.

Кабинет 1-4

Опрос

Кабинет 1-4

Изложение.

Кабинет 1-4

Изложение.

Кабинет 1-4

Сочинение.

Кабинет 1-4

Сочинение.

1

Фронтальная
работа
Индивидуальная
работа
Индивидуальная
работа
Индивидуальная
работа
Индивидуальная
работа
Игра

Кабинет 1-4

1

Игра

Кабинет 1-4

Творческая
работа
Творческая
работа

1

2.2.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение:
Занятия проводятся в учебном кабинете, где имеется классная доска, столы,
стулья для учащихся и педагога, шкафы для хранения дидактических и
учебных материалов, учебные комплекты на каждого учащегося. В кабинете
установлен компьютер, принтер, проектор.
Оборудование:
1. Документ-камера Mimio-View
2. Персональный компьютор
3. МФУ Samsung SCX-3400
4. Проекционная система POMGF 52871000
5. Система голосования Mimio-Vote (32 пользователя)
Информационное обеспечение:
1. http://egeigia.ru/all-ege/materialy-ege/geografiya -ЕГЭ и ГИА От урока до
экзамена!
2. Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ):
http://www.fipi.ru/ Официальный информационный портал Единого
государственного экзамена: http://www.ege.edu.ru/
3. http://gramota.ru
4. https://ling.hse.ru
5. https://rus-oge.sdamgia.ru
6. https://saharina.ru/gia/
Кадровое обеспечение:
1. Программа реализуется учителем русского зыка и литературы.
2.3.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Формы аттестации по программе дополнительного образования
«Занимательная
грамматика»
учитывает
возрастные
особенности
обучающихся 14-16 лет, уровень их подготовки, а также индивидуальные
особенности.
Содержание программы предполагает следующиеформы контроля:
собеседование, тестирование, наблюдение, творческие и самостоятельные
исследовательские работы,интеллектуальные состязания, итоговые занятия.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Тренировочные тесты по темам
Творческие задания
Тексты для комплексного задания
4. Пакет заданий для промежуточной и итоговой аттестации.

2.4.
1.
2.
3.
2.5.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и
практическую части. Источником информации являются материалы
учебников, пособий для подготовки к ОГЭ, Интернет-ресурсов.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятий,
разнообразны, например:
• словесные методы: устное изложение, беседа, анализ текста,
объяснение, лекция;
• наглядные методы: показ видеоматериалов, иллюстраций, работа по
образцу, наблюдение.
Практические занятия позволяют реализовать воспитательную цель и
развивать творческие способности учащихся. Виды практической
деятельности:
творческие
работы,
комплексный
анализ
текста,
интеллектуальные игры, лингвистические викторины, тестирование.
2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г.
№ 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО);
2. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
программа
по
русскому
языку
на
3. Примернаярабочая
уровнеосновногообщегообразования(одобрена
решением
федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.).
4. Волкова О.В., Алексеева Я.В.Готовимся к ГИА по русскому языку
Казань ГАОУ ДПО «ИРО РТ». 2022 год.
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ МОН и МП
Краснодарского края, 2020 г.
Для воспитанников:
1. Драбкина, С.В. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки
учащихся. Учебное пособие./С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. – Москва:
Интеллект-Центр, 2021. – 312 с.
2. Сенина, Н.А. Русский язык. ОГЭ-2023. 9-й класс. Тематический
тренинг: учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина, С.В. Гармаш; под
редакцией Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2022. – 384 с. – (ОГЭ)
3. Цыбулько, И.П. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные
варианты: 36 вариантов / по ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство
«Национальное образование», 2022. – 240 с. – (ОГЭ. ФИПИ – школе)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».