Программа ДОП Шахматы в школе

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 11
ИМЕНИ ВЯЧЕСЛАВА ВЛАДИМИРОВИЧА РАССОХИНА
РАССМОТРЕНО
Научно-методической
кафедрой начального
обучения
И.А. Рубан
Протокол № 1
от 29.08.2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по воспитательной работе
______________________
И.П. Мезенцева
30 август 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор

А.М. Абелян
Приказ № 01-10/464
от 01.09.2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 4 года, всего 143 часа.
Возрастная категория: 7-12 лет
Состав группы: 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: ____________
Автор-составитель: Мирошниченко О.Н.,
педагог дополнительного образования

г. Армавир.

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность. Программа «Шахматы в школе» является
модифицированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программой спортивно-оздоровительной направленности.
Содержание данной программы опирается на материалы Примерной
рабочей программы по физической культуре (модуль шахматы) на уровне
начального общего образования, одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от
18.03.2022 N 1/22.
Цели,
содержание
и
условия
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы базового уровня
«Шахматы в школе» представлены в следующих нормативных документах:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
- Федеральный закон от 04.12.2007 № 329 – ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О
физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 06 декабря 2018 г. № 703 «О
внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики
Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённую Указом
Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. № 996-р;
- Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.2018 № 939
«Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму
содержания,
структуре,
условиям
реализации
дополнительных
предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорт и к
срокам обучения по этим программам»;
- Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 17.07.2017 № 654
«Об утверждении правил вида спорта «шахматы».
Актуальность программы в том, что она позволяет реализовать
требования федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования – воспитание и развитие качеств личности,
отвечающих требованиям современного информационного общества.
Стержневым моментом организации занятий становится деятельность самих
учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют,
делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается
широкое использование занимательного материала, включение в занятия
игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Новизна программы заключается в том, что обучение игре в шахматы с
самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от
своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей
некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей
полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям
преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Целесообразность связана с социальной значимостью шахмат, их
возрастающей популярностью. Шахматы становятся все более серьезным
занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в
любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.
Отличительные особенности программы в следующем: шахматы по
своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале
обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали
профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят
спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит
через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке
ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность,
волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания,
смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в
меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы
науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более
эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается,
безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из
него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке
у себя определенных свойств характера.
Адресат программы: дети в возрасте от 7 до 11 лет.
Уровень программы – ознакомительный. К занятиям допускаются все
учащиеся, независимо от степени подготовки, не имеющие медицинских
противопоказаний для дополнительных занятий.
Объем и сроки реализации программы – 4 года, всего 135 часов. Количество
учебных часов:
1-ый год обучения – 35 часов,
2-ой год обучения – 36 часов,
3-ий год обучения – 36 часов,
4-ый год обучения – 36 часов.
Форма обучения – очная.
Режим занятий – занятия проводятся с постоянным составом
обучающихся 1 раз в неделю по 1 часу, что не противоречит «Санитарноэпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей», утвержденных 04.07.14 г. № 41. В каникулярное время режим занятий
учебных групп может переноситься на более удобное время для учащихся.
Особенностями организации образовательного процесса по программе
«Шахматы в школе» является сочетание теоретической и практической
частей, поэтому в программе используются разнообразные формы

организации обучения: по количеству учащихся: индивидуальная, групповая;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, беседа,
творческие работы, соревнования.
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Создание условий для личностного и интеллектуального развития
учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного
досуга посредством обучения игре в шахматы.

-

-

Задачи:
образовательные:
создание условий для формирования и развития ключевых компетенций
учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
формирование универсальных способов мыслительной деятельности
(абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого
воображения, умения производить логические операции);
воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
воспитательные:
воспитание нравственной личности;
побуждение
к
действиям,
направленное
на
эффективную
коммуникацию;
понимание ответственности человечества и каждого человека за
будущее;
воспитание бережного отношения к дружбе.
развивающие:
развитие творческого потенциала обучающихся;
развитие познавательной, творческой и общественной активности
обучающихся;
развитие памяти, мышления, коммуникативных способностей;
развитие потребности в общении.

1.3.

СОДЕРЖАНИЕ

1.3.1. Учебный план программы
1 год обучения
№

Название раздела,
Количество часов
темы
Всего Теория
Практика
1
Раздел 1.
3
2
1
Шахматная доска
с
1
1.1. Знакомство
шахматной доской.
Белые и черные поля
1
1.2. Расположение доски
между партнерами.
Горизонтали
и
вертикали
1
1.3. Диагональ. Большие
и короткие диагонали
2.
Раздел 2.
20
8
12
Шахматные
фигуры
1
2.1. Белые и черные
фигуры
шахматных
1
2.2. Виды
фигур
1
2.3. Начальное
положение
1
2.4. Ладья. Место ладьи в
начальном
положении
1
2.5. Ход ладьи
Слон.
Место
слона
в
1
2.6.
начальном
положении
1
2.7. Ход слона
1
2.8.
Ладья против слона
1
2.9. Ферзь. Место ферзя в
начальном
положении
1
2.10 Ход ферзя
1
2.11. Ферзь против ладьи и
слона
1
2.12. Конь. Место коня в
начальном
положении

Форма
контроля
собеседование
собеседование
наблюдение

собеседование
наблюдение
наблюдение
собеседование
наблюдение
собеседование
наблюдение
интеллектуальные
состязания
собеседование
наблюдение
интеллектуальные
состязания
собеседование

2.13. Ход коня
2.14. Конь против ферзя,
ладьи, слона
2.15. Пешка. Место пешки
в начальном
положении
2.16. Ход пешки
2.17. Пешка против ферзя,
слона, ладьи, коня
2.18. Король. Место
короля в начальном
положении
2.19. Ход короля
2.20. Король
против
других фигур
3.
Раздел 3. Шах
3.1. Шах. Шах ферзем,
ладьей,
слоном,
конем,
пешкой.
Защита от шаха
3.2. Открытый
шах.
Двойной шах
4.
Раздел 4. Мат
4.1. Мат. Цель игры. Мат
ферзем,
ладьей,
слоном,
конем,
пешкой.
4.2. Мат в один ход. Мат
в один ход ферзем,
ладьей,
слоном,
конем,
пешкой
(простые примеры)
4.3. Мат в один ход:
сложные примеры с
большим
числом
шахматных фигур.
4.4. Ничья, пат. Отличие
пата
от
мата.
Варианты ничьей
4.5.
5.

5.1.

Рокировка. Длинная
и короткая рокировка
Раздел 5.
Шахматная партия
Игра всеми
фигурами из
начального
положения

1
1

наблюдение
интеллектуальные
состязания
собеседование

1
1

наблюдение
интеллектуальные
состязания
собеседование

1
1

наблюдение
интеллектуальные
состязания

1

1

2

2
1

0
наблюдение
интеллектуальные
состязания

1
5

2
1

3
собеседование

1

интеллектуальные
состязания

1

интеллектуальные
состязания
собеседование

1

1
5

1

интеллектуальные
состязания

4

1

интеллектуальные
состязания

5.2.

5.3.
5.4.

Общие
рекомендации о
принципах
разыгрывания
дебюта.
Демонстрация
коротких партий.
Итоговые
соревнования
ИТОГО

итоговые занятия

1

35

15

1

итоговые занятия

2

Соревнования

20

2 год обучения
№
1
1.1.

1.2.

2.
2.1.

3.

2.1.
2.2.

2.3.

Название раздела,
Количество часов
темы
Всего Теория
Практика
Раздел 1.
2
1
1
Повторение
Поля, горизонталь,
1
вертикаль,
диагональ,
центр.
Ходы
шахматных
фигур. Шах, мат, пат.
Начальное
положение.
Рокировка. Взятие на
1
проходе.
Превращение пешки.
Варианты ничьей.
Раздел 2. Краткая
1
1
0
история шахмат
Происхождение
1
шахмат. Легенды о
шахматах.
Раздел 3.
3
2
1
Шахматная
нотация
Обозначение
1
горизонталей,
вертикалей, полей.
Обозначение
1
шахматных фигур и
терминов.
Запись
начального
положения.
Краткая и полная
1
шахматная нотация.
Запись партии.

Форма
контроля
наблюдение

наблюдение

самостоятельные
исследовательские
работы

собеседование
собеседование

тестирование

4.
4.1.
4.2.
4.3.

Раздел 4. Ценность
шахматных фигур
Ценность
фигур.
Сравнительная сила
фигур.
Достижение
материального
перевеса.
Достижение
материального
перевеса. Способы
защиты.

4

2
1

собеседование

1

собеседование

4.4.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
6.

6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
7.
7.1.
7.2.
7.3.

Защита.
Раздел 5. Техника
матования
одинокого короля
Две ладьи против
короля.
Ферзь и ладья против
короля.
Ферзь
и
король
против короля.
Ладья
и
король
против короля.
Раздел
6.
Достижение мата
без
жертвы
материала
Учебные положения
на мат в два хода в
эндшпиле.
Цугцванг.
Учебные положения
на мат в два хода в
миттельшпиле.
Учебные положения
на мат в два хода в
дебюте.
Раздел 7.
Шахматная
комбинация
Матовые
комбинации.
Тема отвлечения.
Матовые
комбинации.
Тема завлечения.
Матовые
комбинации.
Тема блокировки.

4

2

2

1

интеллектуальные
состязания

1

интеллектуальные
состязания

2

1

собеседование

1

собеседование
1
1

4

18

2

интеллектуальные
состязания
интеллектуальные
состязания

2

1

собеседование

1
1

наблюдение
интеллектуальные
состязания

1

интеллектуальные
состязания

7

11

1

тестирование

1

тестирование

1

тестирование

Тема
разрушения
королевского
прикрытия.
7.5. Тема освобождения
пространства
и
уничтожения
защиты.
темы
7.6. Другие
комбинаций
и
сочетание
тематических
приемов.
7.7. Комбинации,
ведущие
к
достижению
материального
перевеса.
Тема
отвлечения.
Тема
завлечения.7.8. Тема уничтожения
защиты. Тема связки.
7.9. Тема освобождения
пространства. Тема
перекрытия.
7.10. Тема превращения
пешки.
7.11. Сочетание
тактических
приемов.
7.4.

Итоговые
соревнования
ИТОГО

тестирование

1

тестирование

1

творческие и
самостоятельные
исследовательские
работы
интеллектуальные
состязания

1

1
1
1
1

7.12. Патовые
комбинации.
7.13. Комбинации
на
вечный шах.
7.14. Типичные
комбинации
в
дебюте.
7.15. Типичные
комбинации
в
дебюте
(услож.
примеры).
7.16. Игровая практика
7.18

1

1
1
1

17

интеллектуальные
состязания
творческие и
самостоятельные
исследовательские
работы
интеллектуальные
состязания
интеллектуальные
состязания
интеллектуальные
состязания

1

интеллектуальные
состязания

1

интеллектуальные
состязания
Соревнования

2
36

интеллектуальные
состязания
интеллектуальные
состязания

19

3 год обучения
№

Название раздела,
Количество часов
темы
Всего Теория
Практика
1
Раздел 1.
17
8
9
Повторение
изученного
материала
1
1.1. Учебные положения
на мат в два хода в
эндшпиле.
1
1.2. Учебные положения
на мат в два хода в
эндшпиле.
1
1.3. Цугцванг.
Учебные
положения
1
1.4.
на мат в два хода в
миттельшпиле.
1
1.5. Учебные положения
на мат в два хода в
миттельшпиле.
1
1.6. Учебные положения
на мат в два хода в
дебюте.
1
1.7. Учебные положения
на мат в два хода в
дебюте.
1
1.8. Тема уничтожения
защиты. Тема связки.
1
1.9. Тема освобождения
пространства. Тема
перекрытия.
1
1.10. Тема превращения
пешки.
1
1.11.

1.12.
1.13.
1.14
1.15.
1.16.

Сочетание
тактических
приемов.
Сочетание
тактических
приемов.
Патовые
комбинации.
Комбинации
вечный шах.
Типичные
комбинации
дебюте.
Типичные
комбинации

1

Форма
контроля

собеседование
интеллектуальные
состязания
наблюдение
наблюдение
интеллектуальные
состязания
наблюдение
интеллектуальные
состязания
интеллектуальные
состязания
интеллектуальные
состязания
интеллектуальные
состязания
творческие и
самостоятельные
исследовательские
работы
интеллектуальные
состязания

на

1

интеллектуальные
состязания
собеседование

в

1

собеседование

в

1

собеседование

1

1.17.

2.
2.1.
2.2.

2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.

2.8.
2.9.
2.10.
2.11.
2.12.
2.13.

дебюте
(услож.
примеры).
Типичные
комбинации
в
дебюте
(услож.
примеры).
Раздел 2. Основы
дебюта
Двух- и трехходовые
партии.
Невыгодность
раннего ввода в игру
ладей и ферзя.
Игра на мат с первых
ходов.
Игра на мат с первых
ходов.
Детский мат и
защита от него.
Детский мат и
защита от него.
Игра против
«повторюшкихрюшки».
Принципы игры в
дебюте.
Быстрейшее
развитие фигур.
Понятие о темпе.
Гамбиты.
Наказание
«пешкоедов».
Борьба за центр.

2.14. Безопасная позиция
короля.
2.15. Гармоничное
пешечное
расположение.
2.16. Связка в дебюте.
2.17. Коротко о дебютах.
2.18 Итоговые
соревнования
ИТОГО

1

19

9

10

1

собеседование

1

собеседование

1

тестирование
1

интеллектуальные
состязания
собеседование

1

интеллектуальные
состязания
интеллектуальные
состязания

1

1

1

собеседование

1

собеседование

1
1

собеседование
тестирование
интеллектуальные
состязания
интеллектуальные
состязания
тестирование

1
1
1

36

интеллектуальные
состязания

17

1

собеседование

1
1
2

собеседование
собеседование
Соревнования

19

4 год обучения
№

1.4.
1.5.

Название раздела,
Количество часов
темы
Всего Теория
Практика
Раздел 1. Основы
17
9
8
миттельшпиля
Как играть в
1
середине шахматной
партии.
Тактические приемы.
1
Связка в
1
миттельшпиле.
Двойной удар.
1
Открытое нападение.
1

1.6.

Открытый шах.

1

1.7.

Двойной шах.

1

1
1.1.

1.2.
1.3.

Матовые
комбинации на
3 хода.
1.9. Комбинации,
ведущие
достижению
материального
перевеса на
завлечения.
1.10. Комбинации,
ведущие
достижению
материального
перевеса на
отвлечения.
1.11. Комбинации,
ведущие
достижению
материального
перевеса на
блокировки.
1.12. Комбинации,
ведущие
достижению
1.8.

мат в

1

1

к

Форма
контроля
собеседование
собеседование
собеседование
наблюдение
интеллектуальные
состязания
интеллектуальные
состязания
самостоятельные
исследовательские
работы
собеседование
интеллектуальные
состязания

темы
к

самостоятельные
исследовательские
работы

1

темы
к

1

интеллектуальные
состязания

1

интеллектуальные
состязания

темы
к

1.13.

1.14.

1.15.

1.16.
1.17.
2.
2.1.
2.2.

2.3.

2.4.

материального
перевеса на темы
разрушения
королевского
прикрытия.
Комбинации,
ведущие
к
достижению
материального
перевеса на темы
уничтожения
защиты.
Комбинации,
ведущие
к
достижению
материального
перевеса на темы
связки, «рентген».
Комбинации,
ведущие
к
достижению
материального
перевеса на темы
перекрытия.
Комбинации
для
достижения ничьей.
Комбинации
для
достижения ничьей.
Раздел 2. Основы
эндшпиля
Элементарные
окончания.
Ферзь против слона,
коня, ладьи (простые
случаи)
Ферзь против ферзя
(при неудачном
расположении
неприятельского
ферзя).
Ладья против ладьи
(при неудачном
расположении
неприятельской

1

1

собеседование

1

тестирование

1

собеседование
1

19

интеллектуальные
состязания

7

интеллектуальные
состязания

11

1

собеседование

1

собеседование
1

1

интеллектуальные
состязания

наблюдение

2.5.

2.6.

2.7.
2.8.

2.9.
2.10.

2.11.

2.12.

2.13.

2.14.

2.15.

2.16.

ладьи), слона
(простые случаи),
коня (простые
случаи).
Матование двумя
слонами (простые
случаи).
Матование слоном и
конем (простые
случаи).
Пешка против
короля.
Пешка проходит в
ферзи без помощи
своего короля.
Правило “квадрата”.
Пешка проходит в
ферзи при помощи
своего короля.
Оппозиция.
Пешка на седьмой,
шестой, пятой,
четвертой, третьей,
второй горизонтали.
Ключевые поля.
Удивительные
ничейные положения
(два коня против
короля).
Удивительные
ничейные положения
(слон и пешка против
короля).
Удивительные
ничейные положения
(конь и пешка против
короля).
Удивительные
ничейные положения
(конь и пешка против
короля).
Удивительные
ничейные положения
(два коня против

1

интеллектуальные
состязания

1

интеллектуальные
состязания
собеседование

1
1

интеллектуальные
состязания
собеседование
наблюдение

1
1

1

интеллектуальные
состязания

1

интеллектуальные
состязания

1

интеллектуальные
состязания
собеседование

1

1

интеллектуальные
состязания

1

творческие и
самостоятельные

короля, слон и пешка
против короля, конь
и пешка против
короля).
2.17. Самые общие
рекомендации о том,
как играть в
эндшпиле.
2.18 Итоговые
соревнования
ИТОГО

исследовательские
работы

36

16

1

итоговые занятия

2

Соревнования

20

1.3.2. Содержание учебного плана программы
1 год обучения
Раздел 1. Шахматная доска – 3 часа.
Теория:
Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля.
Расположение доски между партнерами. Горизонтали и вертикали.
Практика:
Диагональ. Большие и короткие диагонали.
Раздел 2. Шахматные фигуры – 20 часов.
Теория:
Белые и черные фигуры.
Виды шахматных фигур.
Ладья. Место ладьи в начальном положении.
Слон. Место слона в начальном положении.
Ферзь. Место ферзя в начальном положении.
Конь. Место коня в начальном положении.
Пешка. Место пешки в начальном положении.
Король. Место короля в начальном положении.
Ход короля.
Практика:
Начальное положение.
Ход ладьи.
Ход слона.
Ладья против слона.
Ход ферзя.
Ферзь против ладьи и слона.
Ход коня.
Конь против ферзя, ладьи, слона.
Ход пешки.
Пешка против ферзя, слона, ладьи, коня.

Король против других фигур.
Раздел 3. Шах – 2 часа.
Теория:
Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
Практика:
Открытый шах. Двойной шах.
Раздел 4. Мат – 5 часов.
Теория:
Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
Практика:
Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой
(простые примеры).
Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур.
Рокировка. Длинная и короткая рокировка.
Раздел 5. Шахматная партия – 5 часов.
Теория:
Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.
Практика:
Игра всеми фигурами из начального положения.
Демонстрация коротких партий.
2 год обучения
Раздел 1. Повторение – 2 часа.
Теория:
Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур.
Шах, мат, пат. Начальное положение.
Практика:
Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей.
Раздел 2. Краткая история шахмат – 1 час.
Теория:
Происхождение шахмат. Легенды о шахматах.
Раздел 3. Шахматная нотация – 3 часа.
Теория:
Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.
Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения.
Практика:
Краткая и полная шахматная нотация. Запись партии.

Раздел 4. Ценность шахматных фигур – 4 часа.
Теория:
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.
Достижение материального перевеса.
Практика:
Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Защита.
Раздел 5. Техника матования одинокого короля – 4 часа.
Теория:
Две ладьи против короля.
Ферзь и ладья против короля.
Практика:
Ферзь и король против короля.
Ладья и король против короля.
Раздел 6. Достижение мата без жертвы материала – 4 часа.
Теория:
Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.
Цугцванг.
Практика:
Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Учебные положения
на мат в два хода в миттельшпиле.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте.
Раздел 7. Шахматная комбинация – 18 часов.
Теория:
Матовые комбинации. Тема отвлечения.
Матовые комбинации. Тема завлечения.
Матовые комбинации. Тема блокировки.
Тема разрушения королевского прикрытия.
Тема освобождения пространства и уничтожения защиты.
Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.
Типичные комбинации в дебюте.
Практика:
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема
отвлечения. Тема завлечения.
Тема уничтожения защиты. Тема связки.
Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.
Тема превращения пешки.
Сочетание тактических приемов.
Патовые комбинации.
Комбинации на вечный шах.
Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры).
Игровая практика.

3 год обучения
Раздел 1. Повторение изученного материала – 17 часов.
Теория:
Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.
Цугцванг.
Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте.
Сочетание тактических приемов.
Комбинации на вечный шах.
Типичные комбинации в дебюте.
Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры).
Практика:
Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.
Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте.
Тема уничтожения защиты. Тема связки.
Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.
Тема превращения пешки.
Сочетание тактических приемов.
Патовые комбинации.
Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры).
Раздел 2. Основы дебюта – 19 часов.
Теория:
Двух- и трехходовые партии.
Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.
Игра на мат с первых ходов.
Детский мат и защита от него.
Принципы игры в дебюте.
Быстрейшее развитие фигур.
Понятие о темпе.
Гамбиты.
Безопасная позиция короля.
Практика:
Игра на мат с первых ходов.
Детский мат и защита от него.
Игра против «повторюшки-хрюшки».
Наказание «пешкоедов».
Борьба за центр.
Гармоничное пешечное расположение.
Связка в дебюте.
Коротко о дебютах.

4 год обучения
Раздел 1. Основы миттельшпиля – 17 часов.
Теория:
Как играть в середине шахматной партии.
Тактические приемы.
Связка в миттельшпиле.
Двойной удар.
Матовые комбинации на мат в 3 хода.
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы
отвлечения.
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы связки,
«рентген».
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы
перекрытия.
Комбинации для достижения ничьей.
Практика:
Открытое нападение.
Открытый шах.
Двойной шах.
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы
завлечения.
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы
блокировки.
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы
разрушения королевского прикрытия.
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы
уничтожения защиты.
Комбинации для достижения ничьей.
Раздел 2. Основы эндшпиля – 19 часов.
Теория:
Элементарные окончания.
Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи)
Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи),
слона (простые случаи), коня (простые случаи).
Пешка против короля.
Правило “квадрата”.
Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция.
Удивительные ничейные положения (конь и пешка против короля).
Практика:
Ферзь против ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя).
Матование двумя слонами (простые случаи).
Матование слоном и конем (простые случаи).
Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля.

Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали.
Ключевые поля.
Удивительные ничейные положения (два коня против короля).
Удивительные ничейные положения (слон и пешка против короля).
Удивительные ничейные положения (конь и пешка против короля).
Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка
против короля, конь и пешка против короля).
Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
1.4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Предметные результаты:
сформированность знаний из истории развития шахмат, представления
о роли шахмат и их значении в жизни человека;
сформированность знаний шахматных правил и основных приёмов
ведения борьбы в шахматной партии;
сформированность навыков безопасного поведения во время занятий
шахматами;
сформированность навыка систематического наблюдения за своим
физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями
физического развития и основных физических качеств;
сформированность основ организации самостоятельных занятий
шахматами со сверстниками;
организация и проведение отдыха и досуга со сверстниками подвижных
игр с использованием шахматной игры;
умение демонстрировать во время учебной и игровой деятельности
волевые, социальные качества личности, организованность, ответственность;
проявление уважительного отношения к одноклассникам, проявление
культуры общения и взаимодействия, терпимости и толерантности в
достижении общих целей в учебной и игровой деятельности на занятиях
шахматами;
владение терминологией шахматной игры, понимание функционального
смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного
материала;
понимание важности изучения шахмат для повышения общего
культурного уровня, улучшения памяти, развития логики, усиления
внимательности;
понимание целей, способов действий и смысла шахматной игры.
Личностные результаты:
проявление ценностного отношения к отечественному спортивному,
культурному, историческому и научному наследию, понимание значения
шахмат в жизни современного общества, способность владеть достоверной
информацией о спортивных достижениях российских шахматистов на
международной спортивной арене;

проявление уважительного отношения к сверстникам, культуры
общения и взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих
целей при совместной деятельности на принципах доброжелательности и
взаимопомощи;
проявление положительных качеств личности и управление своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
способность принимать и осваивать социальную роль обучающегося,
развитие мотивов учебной деятельности, стремление к познанию и творчеству,
эстетическим потребностям;
оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при
выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение
при объяснении ошибок и способов их устранения;
понимание установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.

-

Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств и способов её осуществления;
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия,
собственную деятельность, определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
умение характеризовать действия и поступки, давать им анализ и
объективную оценку на основе освоенных знаний;
понимание
причин
успехa/неуспеха
учебной
деятельности,
анализировать свои ошибки и умение планировать, контролировать и
оценивать свои умственные и физические действия в соответствии с
поставленной задачей;
умение договариваться о распределении функций в учебной, игровой и
соревновательной деятельности;
умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои
умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации;
умение использовать средства информационно-коммуникационных
технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет
с контролируемым выходом);

умение организовывать самостоятельную деятельность с учетом
требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования,
организации места занятий по шахматам;
способность выделять и обосновывать эстетические признаки в
физических упражнениях, двигательных действиях.

-

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.
1 год обучения
Начало учебного периода: 1 сентября
Окончание учебного периода: 31 мая
Продолжительность: 35 недель.
№

1.

2.

3.

4.
5.
6.
7.

8.
9.

Дата
Тема занятия
КолФорма
Место
Форма контроля
(№
во
проведения проведения
учебной
часов
недели)
1.
Знакомство с
1
Работа в
Кабинет
собеседование
шахматной доской.
группе
Белые и черные
поля
2.
Расположение
1
Работа в
Кабинет
собеседование
доски между
паре
партнерами.
Горизонтали и
вертикали
3.
Диагональ. Большие
1
Работа в
Кабинет
наблюдение
и короткие
группе
диагонали
4.
Белые и черные
1
Работа в
Кабинет
собеседование
фигуры
группе
5.
Виды шахматных
1
Работа в
Кабинет
наблюдение
фигур
группе
6.
Начальное
1
Работа в
Кабинет
наблюдение
положение
паре
7.
Ладья. Место ладьи
1
Работа в
Кабинет
собеседование
в начальном
паре
положении
8.
1
Работа в
Кабинет
наблюдение
Ход ладьи
паре
9.
Слон. Место слона
1
Работа в
Кабинет
собеседование
в начальном
паре
положении

10.

10.

11.

11.

12.

12.

13.

13.

14.

14.

15.

15.

16.

16.

17.

17.

18.

18.

19.

19.

20.

20.

21.

21.

22.

22.

23.

23.

24.

24.

25.

25.

26.

26.

27.

27.

28.

28.

Ход слона
Ладья против слона
Ферзь. Место ферзя
в начальном
положении
Ход ферзя
Ферзь против ладьи
и слона
Конь. Место коня в
начальном
положении
Ход коня
Конь против ферзя,
ладьи, слона
Пешка.
Место
пешки в начальном
положении
Ход пешки
Пешка
против
ферзя, слона, ладьи,
коня
Король.
Место
короля в начальном
положении
Ход короля
Король
против
других фигур
Шах. Шах ферзем,
ладьей,
слоном,
конем,
пешкой.
Защита от шаха
Открытый
шах.
Двойной шах
Мат. Цель игры.
Мат ферзем, ладьей,
слоном,
конем,
пешкой.
Мат в один ход. Мат
в один ход ферзем,
ладьей,
слоном,
конем,
пешкой
(простые примеры)
Мат в один ход:
сложные примеры с
большим
числом
шахматных фигур.

Работа в
паре
Работа в
паре
Работа в
паре

Кабинет

наблюдение

Кабинет
Кабинет

интеллектуальные
состязания
собеседование

Работа в
паре
Работа в
паре
Работа в
паре

Кабинет

наблюдение

Кабинет
Кабинет

интеллектуальные
состязания
собеседование

Работа в
паре
Работа в
паре
Работа в
паре

Кабинет

наблюдение

Кабинет
Кабинет

интеллектуальные
состязания
собеседование

Работа в
паре
Работа в
паре

Кабинет

наблюдение

Кабинет

интеллектуальные
состязания

1

Работа в
паре

Кабинет

собеседование

1

Работа в
паре
Работа в
паре
Работа в
паре

Кабинет

наблюдение

Кабинет

интеллектуальные
состязания
наблюдение

Работа в
паре
Работа в
паре

Кабинет

1

Работа в
паре

Кабинет

интеллектуальные
состязания

1

Работа в
паре

Кабинет

интеллектуальные
состязания

1
1
1

1
1
1

1
1
1

1
1

1
1

1
1

Кабинет

Кабинет

интеллектуальные
состязания
собеседование

29.

29.

30.

30.

31.

31.

32.

32.

33.

33.

3435

34-35

Ничья, пат. Отличие
пата
от
мата.
Варианты ничьей
Рокировка. Длинная
и
короткая
рокировка
Игра
всеми
фигурами
из
начального
положения
Общие
рекомендации
о
принципах
разыгрывания
дебюта.
Демонстрация
коротких партий.
Итоговые
соревнования

1

Работа в
паре

Кабинет

собеседование

1

Работа в
паре

Кабинет

интеллектуальные
состязания

1

Работа в
паре

Кабинет

интеллектуальные
состязания

1

Работа в
паре

Кабинет

итоговые занятия

1

Работа в
паре
Турнир

Кабинет

итоговые занятия

Кабинет

Соревнования

2

2 год обучения
Начало учебного периода: 1 сентября
Окончание учебного периода: 31 мая
Продолжительность: 36 недель.
№

1.

2.

3.

4.

Дата
Тема занятия
КолФорма
Место
Форма контроля
(№
во
проведения проведения
учебной
часов
недели)
1.
Поля,
1
Работа в
Кабинет
наблюдение
горизонталь,
группе
вертикаль,
диагональ, центр.
Ходы шахматных
фигур. Шах, мат,
пат.
Начальное
положение.
2.
Рокировка. Взятие
1
Работа в
Кабинет
наблюдение
на
проходе.
паре
Превращение
пешки. Варианты
ничьей.
3.
Происхождение
1
Работа в
Кабинет
самостоятельные
шахмат. Легенды
группе
исследовательские
о шахматах.
работы
4.
Обозначение
1
Работа в
Кабинет
собеседование
горизонталей,
группе
вертикалей,
полей.

5.

5.

6.

6.

7.

7.

8.

8.

9.

9.

10.

10.

11.

11.

12.

12.

13.

13.

14.

14.

15.

15.

16.

16.

17.

17.

18.

18.

19.

19.

20.

20.

21.

21.

Обозначение
шахматных фигур
и
терминов.
Запись начального
положения.
Краткая и полная
шахматная
нотация. Запись
партии.
Ценность фигур.
Сравнительная
сила фигур.
Достижение
материального
перевеса.
Достижение
материального
перевеса.
Способы защиты.
Защита.
Две ладьи против
короля.
Ферзь и ладья
против короля.
Ферзь и король
против короля.
Ладья и король
против короля.
Учебные
положения на мат
в два хода в
эндшпиле.
Цугцванг.
Учебные
положения на мат
в два хода в
миттельшпиле.
Учебные
положения на мат
в два хода в
дебюте.
Матовые
комбинации. Тема
отвлечения.
Матовые
комбинации. Тема
завлечения.
Матовые
комбинации. Тема
блокировки.

1

Работа в
группе

Кабинет

собеседование

1

Работа в
паре

Кабинет

тестирование

1

Работа в
паре

Кабинет

собеседование

1

Работа в
паре

Кабинет

собеседование

1

Работа в
паре

Кабинет

интеллектуальные
состязания

1

Работа в
паре
Работа в
паре
Работа в
паре
Работа в
паре
Работа в
паре
Работа в
паре

Кабинет
Кабинет

интеллектуальные
состязания
собеседование

Кабинет

собеседование

Кабинет

Кабинет

интеллектуальные
состязания
интеллектуальные
состязания
собеседование

Работа в
паре
Работа в
паре

Кабинет

наблюдение

Кабинет

интеллектуальные
состязания

1

Работа в
паре

Кабинет

интеллектуальные
состязания

1

Работа в
паре

Кабинет

тестирование

1

Работа в
паре

Кабинет

тестирование

1

Работа в
паре

Кабинет

тестирование

1
1
1
1
1

1
1

Кабинет

22.

22.

23.

23.

24.

24.

25.

25.

26.

26.

27.

27.

28.

28.

29.

29.

30.

30.

31.

31.

32.

32.

33.

33.

34.

34.

3435

34-35

Тема разрушения
королевского
прикрытия.
Тема
освобождения
пространства
и
уничтожения
защиты.
Другие темы
комбинаций и
сочетание
тематических
приемов.
Комбинации,
ведущие
к
достижению
материального
перевеса.
Тема
отвлечения. Тема
завлечения.Тема
уничтожения
защиты.
Тема
связки.
Тема
освобождения
пространства.
Тема перекрытия.
Тема превращения
пешки.
Сочетание
тактических
приемов.
Патовые
комбинации.
Комбинации
на
вечный шах.
Типичные
комбинации
в
дебюте.
Типичные
комбинации
в
дебюте
(услож.
примеры).
Игровая практика
Итоговые
соревнования

1

Работа в
паре

Кабинет

тестирование

1

Работа в
паре

Кабинет

тестирование

1

Работа в
паре

Кабинет

творческие и
самостоятельные
исследовательские
работы

1

Работа в
паре

Кабинет

интеллектуальные
состязания

1

Работа в
паре

Кабинет

интеллектуальные
состязания

1

Работа в
паре

Кабинет

интеллектуальные
состязания

1

Работа в
паре
Работа в
паре

Кабинет

Работа в
паре
Работа в
паре
Работа в
паре

Кабинет

интеллектуальные
состязания
творческие и
самостоятельные
исследовательские
работы
интеллектуальные
состязания
интеллектуальные
состязания
интеллектуальные
состязания

1

Работа в
паре

Кабинет

интеллектуальные
состязания

1

Работа в
паре
Турнир

Кабинет

интеллектуальные
состязания
Соревнования

1

1
1
1

2

Кабинет

Кабинет
Кабинет

Кабинет

3 год обучения
Начало учебного периода: 1 сентября
Окончание учебного периода: 31 мая
Продолжительность: 36 недель.
№

Дата
Тема занятия
КолФорма
Место
Форма контроля
(№
во
проведения проведения
учебной
часов
недели)
1.
1.
Учебные
1
Работа в
Кабинет
собеседование
положения на
группе
мат в два хода в
эндшпиле.
2.
2.
Учебные
1
Работа в
Кабинет
интеллектуальные
положения на
паре
состязания
мат в два хода в
эндшпиле.
3.
3.
1
Работа в
Кабинет
наблюдение
группе
Цугцванг.
4.
4.
Учебные
1
Работа в
Кабинет
наблюдение
положения на
группе
мат в два хода в
миттельшпиле.
5.
5.
Учебные
1
Работа в
Кабинет
интеллектуальные
положения на
группе
состязания
мат в два хода в
миттельшпиле.
6.
6.
Учебные
1
Работа в
Кабинет
наблюдение
положения на
паре
мат в два хода в
дебюте.
7.
7.
Учебные
1
Работа в
Кабинет
интеллектуальные
положения на
паре
состязания
мат в два хода в
дебюте.
8.
8.
Тема
1
Работа в
Кабинет
интеллектуальные
уничтожения
паре
состязания
защиты.
Тема
связки.
9.
9.
Тема
1
Работа в
Кабинет
интеллектуальные
освобождения
паре
состязания
пространства.
Тема перекрытия.
10.
10.
Тема
1
Работа в
Кабинет
интеллектуальные
превращения
паре
состязания
пешки.
11.
11.
1
Работа в
Кабинет
творческие и
Сочетание
паре
самостоятельные
тактических
исследовательские
приемов.
работы

1

Работа в
паре

Кабинет

интеллектуальные
состязания

1

Работа в
паре
Работа в
паре
Работа в
паре

Кабинет
Кабинет

интеллектуальные
состязания
собеседование

Кабинет

собеседование

1

Работа в
паре

Кабинет

собеседование

1

Работа в
паре

Кабинет

интеллектуальные
состязания

1

Работа в
паре

Кабинет

собеседование

1

Работа в
паре

Кабинет

собеседование

1

Работа в
паре
Работа в
паре
Работа в
паре
Работа в
паре
Работа в
паре

Кабинет

тестирование

Кабинет

интеллектуальные
состязания
собеседование

собеседование

Кабинет

собеседование

Кабинет

собеседование

28.

28.

Гамбиты.

1

Кабинет

тестирование

29.

29.

1

Кабинет

30.

30.

Наказание
«пешкоедов».
Борьба за центр.

31.

31.

Безопасная
позиция короля.

1

Работа в
паре
Работа в
паре
Работа в
паре
Работа в
паре
Работа в
паре
Работа в
паре
Работа в
паре

Кабинет

27.

Сочетание
тактических
приемов.
Патовые
комбинации.
Комбинации на
вечный шах.
Типичные
комбинации
в
дебюте.
Типичные
комбинации
в
дебюте (услож.
примеры).
Типичные
комбинации
в
дебюте (услож.
примеры).
Двухи
трехходовые
партии.
Невыгодность
раннего ввода в
игру ладей и
ферзя.
Игра на мат с
первых ходов.
Игра на мат с
первых ходов.
Детский мат и
защита от него.
Детский мат и
защита от него.
Игра
против
«повторюшкихрюшки».
Принципы игры в
дебюте.
Быстрейшее
развитие фигур.
Понятие о темпе.

интеллектуальные
состязания
интеллектуальные
состязания
тестирование

12.

12.

13.

13.

14.

14.

15.

15.

16.

16.

17.

17.

18.

18.

19.

19.

20.

20.

21.

21.

22.

22.

23.

23.

24.

24.

25.

25.

26.

26.

27.

1
1

1
1
1
1

1
1
1

1

Кабинет
Кабинет
Кабинет

Кабинет
Кабинет

интеллектуальные
состязания
интеллектуальные
состязания

32.

32.

33.

33.

34.

34.

3435

34-35

Гармоничное
пешечное
расположение.
Связка в дебюте.

1

Работа в
паре

Кабинет

собеседование

1

Кабинет

собеседование

Коротко
дебютах.
Итоговые
соревнования

1

Работа в
паре
Работа в
паре
Турнир

Кабинет

собеседование

Кабинет

Соревнования

о

2

4 год обучения
Начало учебного периода: 1 сентября
Окончание учебного периода: 31 мая
Продолжительность: 36 недели.
№

Дата
Тема занятия
КолФорма
Место
Форма контроля
(№
во
проведения проведения
учебной
часов
недели)
1.
1.
Как играть в
1
Работа в
Кабинет
собеседование
середине
группе
шахматной партии.
2.
2.
Тактические
1
Работа в
Кабинет
собеседование
приемы.
паре
3.
3.
Связка в
1
Работа в
Кабинет
собеседование
миттельшпиле.
группе
4.
4.
Двойной удар.
1
Работа в
Кабинет
наблюдение
группе
5.
5.
Открытое
1
Работа в
Кабинет
интеллектуальные
нападение.
группе
состязания
6.
6.
Открытый шах.
1
Работа в
Кабинет
интеллектуальные
паре
состязания
7.
7.
Двойной шах.
1
Работа в
Кабинет
самостоятельные
паре
исследовательские
работы
8.
8.
Матовые
1
Работа в
Кабинет
собеседование
комбинации на мат
паре
в 3 хода.
9.
9.
Комбинации,
1
Работа в
Кабинет
интеллектуальные
ведущие
к
паре
состязания
достижению
материального
перевеса на темы
завлечения.
10.
10.
Комбинации,
1
Работа в
Кабинет
самостоятельные
ведущие
к
паре
исследовательские
достижению
работы
материального

11.

11.

12.

12.

13.

13.

14.

14.

15.

15.

16.

16.

17.

17.

18.

18.

19.

19.

20.

20.

перевеса на темы
отвлечения.
Комбинации,
ведущие
к
достижению
материального
перевеса на темы
блокировки.
Комбинации,
ведущие
к
достижению
материального
перевеса на темы
разрушения
королевского
прикрытия.
Комбинации,
ведущие
к
достижению
материального
перевеса на темы
уничтожения
защиты.
Комбинации,
ведущие
к
достижению
материального
перевеса на темы
связки, «рентген».
Комбинации,
ведущие
к
достижению
материального
перевеса на темы
перекрытия.
Комбинации для
достижения
ничьей.
Комбинации для
достижения
ничьей.
Элементарные
окончания.
Ферзь против
слона, коня, ладьи
(простые случаи)
Ферзь против
ферзя (при
неудачном
расположении
неприятельского
ферзя).

1

Работа в
паре

Кабинет

интеллектуальные
состязания

1

Работа в
паре

Кабинет

интеллектуальные
состязания

1

Работа в
паре

Кабинет

интеллектуальные
состязания

1

Работа в
паре

Кабинет

собеседование

1

Работа в
паре

Кабинет

тестирование

1

Работа в
паре

Кабинет

собеседование

1

Работа в
паре

Кабинет

интеллектуальные
состязания

1

Работа в
паре
Работа в
паре

Кабинет

собеседование

Кабинет

собеседование

Работа в
паре

Кабинет

интеллектуальные
состязания

1

1

21.

21.

22.

22.

23.

23.

24.

24.

25.

25.

26.

26.

27.

27.

28.

28.

29.

29.

30.

30.

31.

31.

32.

32.

Ладья против
ладьи (при
неудачном
расположении
неприятельской
ладьи), слона
(простые случаи),
коня (простые
случаи).
Матование двумя
слонами (простые
случаи).
Матование слоном
и конем (простые
случаи).
Пешка против
короля.
Пешка проходит в
ферзи без помощи
своего короля.
Правило
“квадрата”.
Пешка проходит в
ферзи при помощи
своего короля.
Оппозиция.
Пешка на седьмой,
шестой, пятой,
четвертой, третьей,
второй
горизонтали.
Ключевые поля.
Удивительные
ничейные
положения (два
коня против
короля).
Удивительные
ничейные
положения (слон и
пешка против
короля).
Удивительные
ничейные
положения (конь и
пешка против
короля).
Удивительные
ничейные
положения (конь и
пешка против
короля).

1

Работа в
паре

Кабинет

наблюдение

1

Работа в
паре

Кабинет

интеллектуальные
состязания

1

Работа в
паре

Кабинет

интеллектуальные
состязания

1

Работа в
паре
Работа в
паре

Кабинет

собеседование

Кабинет

интеллектуальные
состязания

Работа в
паре
Работа в
паре

Кабинет

собеседование

Кабинет

наблюдение

1

Работа в
паре

Кабинет

интеллектуальные
состязания

1

Работа в
паре

Кабинет

интеллектуальные
состязания

1

Работа в
паре

Кабинет

интеллектуальные
состязания

1

Работа в
паре

Кабинет

собеседование

1

Работа в
паре

Кабинет

интеллектуальные
состязания

1

1
1

33.

33.

34.

34.

3435

34-35

Удивительные
ничейные
положения (два
коня против
короля, слон и
пешка против
короля, конь и
пешка против
короля).
Самые общие
рекомендации о
том, как играть в
эндшпиле.
Итоговые
соревнования

1

Работа в
паре

Кабинет

творческие и
самостоятельные
исследовательские
работы

итоговые занятия

2

Турнир

Кабинет

Соревнования

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проводятся в учебном кабинете, где имеется демонстрационная
шахматная доска, столы, стулья для учащихся и педагога, шкафы для хранения
дидактических и учебных материалов, шахматные комплекты на каждого
учащегося. В кабинете установлен компьютер, принтер, проектор.
Оборудование:
1. Документкамера MimioView
2. Персональный компьютор
3. МФУ Samsung SCX3400
4. Проекционная система POMGF 52871000
5. Демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами
6. Шахматные доски
7. Комплекты шахматных фигур
8. Шахматные часы
Информационное обеспечение:
Правила шахмат
1. https://ruchess.ru/downloads/2021/chess_rules.pdf
Шахматный баннер:
2. https://chessbuy.ru/shakhmaty/napolnye-i-gigantskie/doska-shakhmatnayagigantskaya-elastichnaya-240-sm-gm-13/
3. https://chessbuy.ru/shakhmaty/napolnye-i-gigantskie/giant-chessboard/
Демонстрационная доска:
4. https://chessbuy.ru/shakhmaty/demonstracionnye-doski/vinilovaja-90x90/
5. https://chessbuy.ru/shakhmaty/demonstracionnye-doski/shkolnayashakhmatnaya-demonstratsionnaya-doska/

Фигуры пластиковые для уроков шахмат в классе:
6. https://chessbuy.ru/shakhmaty/shahmatnye-figury/plastikovye-n4/
ПОРТАЛ "ШАХМАТНАЯ ПЛАНЕТА:
7. www.Шахматнаяпланета.рф
8. Lichess.org – сайт для тех учеников, которые захотят играть со
сверстниками по интернету
9. www.chessmatec,com – сайт для подбора учебных позиций
Ссылка на легенду о радже и мудреце:
10. https://inna.moy.su/publ/vneklassnaja_rabota/legenda_o_radzhe_i_mudrece_
1_4_klassy/89-1-0-138
Кадровое обеспечение:
Программа реализуется педагогами дополнительного образования.

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формы аттестации по программе дополнительного образования
«Шахматы» учитывает возрастные особенности обучающихся 7 - 11 лет,
уровень их подготовки, а также индивидуальные особенности.
Содержание программы предполагает следующие формы контроля:
собеседование, тестирование, наблюдение, творческие и самостоятельные
исследовательские работы, интеллектуальные состязания, итоговые занятия.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения,
позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её
протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста
знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его
индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог
вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль
эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и
упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов,
наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной
соревновательной обстановке.
2.4.

2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Применяются следующие методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд
этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых
положениях, до творческого применения знаний на практике,
подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный
методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении
шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального
перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных
этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный.
Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает
тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий
алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении
дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций
миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частичнопоисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется
в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает
самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное
составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары,
мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных
направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой
собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего,
обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых
разнообразных задач.
Методы воспитания:
Убеждения - предполагает разумное доказательство какого-то понятия,
нравственной позиции, оценки происходящего. Слушая предложенную
информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения,
сколько логичность изложения педагогом своей позиции. Оценивая
полученную информацию, учащиеся или утверждаются в своих взглядах,
позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, они
формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.
Как приемы убеждения педагог может использовать: рассказ, беседу,
объяснение, диспут.
Упражнения
обеспечивает
вовлечение
обучающихся
в
систематическую, специально организованную общественно полезную
деятельность, способствующую выработке навыков, привычек, культурного
поведения, общения в коллективе, качеств прилежания, усидчивости в учебе и
труде.
Поощрения - возбуждает положительные эмоции, тем самым вселяет
уверенность, повышает ответственность, порождает оптимистические
настроения и здоровый социально-психологический климат, развивает

внутренние творческие силы обучающихся, их позитивную жизненную
позицию.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Работа в группе формирует коллективную ответственность и
индивидуальную помощь каждому как со стороны педагога, так и со стороны
обучающихся. Групповая форма работы наиболее целесообразна при
проведении практических работ по программе.

2.6.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя:
1.
Барский В. Шахматная школа. Учебник для общеобразовательных
организаций. М.: ВАКО Библиотека РШФ, 2016;
2.
Барский В. Шахматная школа. Рабочая тетрадь. Учебное пособие
для общеобразовательных организаций. М.: ВАКО Библиотека РШФ, 2018;
3.
Барский В. Шахматная школа. Методическое пособие для учителя.
М: ВАКО Библиотека РШФ, 2019
Для воспитанников:
1.
Барский В. «Карвин в шахматном лесу». Учебник шахмат для
младших школьников. М.: Олимпия Пресс, 2017;
2.
Балашов Е.Ю. «Шахматная азбука, 1-3 ступень». Учебник. М.:
Печатные традиции, 2017;
3.
Балашова Е.Ю. «Задачник, 1-2 ступень», М.: «Издатель Воровьев
А.В.», 2017;
4.
Балашова Е.Ю. «Герои сказки играют в шахматы или шахматы
для самых маленьких». М.: Издательство, 2017.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».