Муниципальное образование город Армавир Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 31.08.2021 года протокол № 1 Председатель ___________ А.М. Абелян ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ по музыке Уровень образования: основное общее образование 5-8 класс Количество часов: 136 часов Учитель: Бабаханян Татьяна Николаевна Программа разработана в соответствии и на основе: приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с дополнениями и изменениями) ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287; с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5); с учетом УМК: «Музыка» 5-8 классы «Искусство» 8-9 классы, автора Г.П.Сергеевой. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: учебное пособие для общеобразовательных организаций.- Москва. Просвещение. г. Армавир, 2021 1 К важнейшим личностным результатам изучения музыки в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: 1. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знания Гимна России и традиций его исполнения; уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявления интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края. 2. Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважения прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно- просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий. 3. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной 2 музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов. 4. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. 5. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии. 6. Физического воспитания, и эмоционального благополучия: формирования культуры здоровья осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. 7. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. 3 8. Экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства; смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Раздел, Темы Количество часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательн ой деятельности* 5 класс Всего 1. 2. 3. Музыка и литература Что роднит музыку с литературой. Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей… Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно... 34 17 1 1 1 Выявлять общность истоков и взаимосвязь музыки и литературы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения 4 1, 2, 3 1, 3, 5 1, 3, 4 Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора... Что за прелесть эти сказки... 1 6. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Мелодией одной звучат печаль и радость... Песнь моя летит с мольбою… 1 7. Вторая жизнь песни. (1 ч.) 2 8. Живительный родник творчества. Обобщение материала I четверти. (1 ч) 1 9. Всю жизнь мою несу родину в душе…«Перезвоны». Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота (1 ч). Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь... Был он весь окутан тайной — черный гость... Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика. Опера-былина «Садко». Звучащие картины. Поклон вам, гости именитые, гости заморские! Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Балетная мозаика. Балет-сказка «Щелкунчик» Музыка в театре, кино, на телевидениию. Третье путешествие в музыкальный театр. 4. 5. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 1 1 1 1 1 1 2 стихотворных текстов. Воплощать художественно – образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в пении, ирге на музыкальных инструментах, пластике, в театрализации. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения. Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом. Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально – ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя. Определять характерные признаки музыки и литературы. Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные музыкальные произведения к изучаемой музыке. Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов. Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действиях т.п. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах – элементарных и электронных). Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Самостоятельно работать в творческих тетрадях. 5 3, 4, 5 3, 4, 5 3, 4. 1, 3, 5 6, 7, 8 1, 3, 4 1, 4, 5 1, 4, 5 4, 5 4, 5 1, 3, 4 1, 3, 4 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Мюзикл. Мир композитора. 2 Обобщение материала II четверти. 1 Музыка и изобразительное искусство Что роднит музыку с изобразительным искусством. Небесное и земное в звуках и красках. Три вечные струны: молитва, песнь, любовь. Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье... В минуты музыки печальной... Есть сила благодатная в созвучье слов живых... Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский. За отчий дом, за русский край... Ледовое побоище. После побоища. Музыкальная живопись и живописная музыка. Ты раскрой мне, природа, объятья... Мои помыслы — краски, мои краски — напевы... И это все весенних дней приметы! Фореллен - квинтет. Дыхание русской песенности. Музыкальная живопись и живописная музыка. Ты раскрой мне, природа, объятья... Мои помыслы — краски, мои краски — напевы... И это все весенних дней приметы! Фореллен - квинтет. Дыхание русской песенности. 17 1 1 1 1 1 1 Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях, и т.п. со сверстниками и родителями. Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений. Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира. Соотносить художественно – образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов, в произведениях разных форм и жанров. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Исследовать интонационно – образную природу музыкального искусства. Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке. Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.). Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов. 6 2, 4 6, 7, 8 3, 4, 5 3, 4, 5, 8 1, 3, 5, 1, 3, 5, 4,5,6 3, 4, 5 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Звуки скрипки так дивно звучали... Неукротимым духом своим он побеждал зло Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира. Образы борьбы и победы в искусстве. О, душа моя, ныне — Бетховен с тобой! Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет… Обобщение материала III четверти. Застывшая музыка. Содружество муз в храме. Полифония в музыке и живописи. В музыке Баха слышатся мелодии космоса... Музыка на мольберте. Композитор-художник. Я полечу в далекие миры, край вечной красоты...Вселенная представляется мне большой симфонией... Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка ближе всего к природе... Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. О подвигах, о доблести, о славе… О тех, кто уже не придет никогда, — помните! Звучащие картины. В каждой мимолетности вижу я миры... Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете... Музыкальная живопись Мусоргского. Мир композитора. Исследовательский проект. 1 1 1 1 Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литератур и изобразительного искусства. Воплощать художественно – образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в песни, игре, пластике. Формировать личную фонотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства. Осуществлять поиск музыкально-образной информации в сети Интернет. Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами. Оценивать собственную музыкальнотворческую деятельность и деятельность своих сверстников. Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов). 3, 4, 5 1, 2, 3 1, 7, 8 2, 3, 5 2 1, 2, 4, 8 2 4, 5 2 3, 4, 5 2 1, 3, 8 2 1, 3, 8 1 2, 3, 7 7 34. № п/п Обобщение материала IV четверти. Раздел, Темы 1 Количество часов 3,7 Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательно й деятельности* 6 класс Всего Мир образов вокальной и инструментальной музыки 1. Удивительный мир 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня – романс. Мир чарующих звуков. Два музыкальных посвящения. «Я помню чудное мгновенье». «И жизнь, и слёзы, и любовь». Вальс – фантазия. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. «Уноси мое сердце в звонящую даль…». Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Картинная галерея. Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. Песня в свадебном обряде. Сцены свадьбы в операх русских композиторов. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.. Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта. Баллада. «Лесной царь». Картинная галерея. Обобщение материала I четверти. Образы русской народной и духовной 34 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки. Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты). Определять жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы. Наблюдать за развитием музыкальных образов. Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений. Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. Разыгрывать народные песни. Участвовать в коллективных играх драматизациях. Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно – музыкальных композиций. Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей. Воплощать в различных видах музыкально – творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы. Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы, и др. Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии и отсутствии музыкального сопровождения. Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую 8 1, 2, 3 1, 3, 5 1, 3, 4 3, 4, 5 3, 4, 5 3, 4. 1, 3, 5 6, 7, 8 1, 3, 4 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. музыки. Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка. Духовный концерт. «Фрески Софии Киевской». «Орнамент». Сюжеты и образы фресок. «Перезвоны». Молитва. Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Образы скорби и печали. «Stabatmater». Реквием. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана». Авторская песня: прошлое и настоящее. Песни вагантов. Авторская песня сегодня. «Глобус крутится, вертится…». Песни Булата Окуджавы. Джаз – искусство XX в.Спиричуэл и блюз. Джаз – музыка легкая или серьезная? Обобщение материала II четверти. Мир образов камерной и симфонической музыки 18. Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. Вдали от Родины. 19. Инструментальная 1 1 1 1 1 1 1 1 интерпретацию замысла композитора. Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства. Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в джазовом стиле. Выполнять инструментовку мелодий (фраз) на основе простейших приемов аранжировки музыки на элементарных и электронных инструментов. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). Приводить примеры преобразующего воздействия музыки. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, театральных и т.п.). Исполнять музыку, передовая ее художественный смысл. Оценивать и корректировать собственную музыкально – творческую деятельность. Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона. Подбирать простейший аккомпанемент в соответствии с жанровой основой произведения. Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов. Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ. Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и за ее пределами. Подбирать музыку для проведения дискотеки в классе, школе и др. Составлять отзывы о посещении концертов, музыкально – театральных спектаклей и др. Выполнять задания из творческой тетради. Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов). 1, 4, 5 1, 4, 5 4, 5 4, 5 1, 3, 4 1, 3, 4 2, 4 6, 7, 8 17 1 1 Соотносить основные образно – эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки. Выявлять характерные свойства народной 9 1,2,3,5 3,5 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. баллада. Рождаются великие творения. Ночной пейзаж. Ноктюрн. Картинная галерея Инструментальный концерт. «Времена года». «Итальянский концерт». Инструментальный концерт. «Времена года». «Итальянский концерт». Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. «Тройка». «Вальс». «Весна и осень». «Романс». «Пастораль». «Военный марш». «Венчание». «Над вымыслом слезами обольюсь». Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времён. Обобщение материала III четверти. Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Скорбь и радость. Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Скорбь и радость. Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта». Мюзикл «Вестсайдская история». Опера «Орфей и Эвридика». Рок – опера «Орфей и Эвридика». Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино XX века. Музыка в отечественном кино. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 и композиторской музыки. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально – пластическом движении) различные музыкальные образы. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Инсценировать фрагменты мюзиклов и рок – опер. Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная. Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. Осуществлять исследовательскую художественно – эстетическую деятельность. Выполнятьиндивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах. Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение. Оценивать собственную музыкально – творческую деятельность. Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования). Применять информационно – коммуникационные технологии для музыкального самообразования. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов). 2, 3 1,3,5 1,3,5 1,2, 4 1,2 1,2, 5 2,3,4 1,3 2,3,4 1 1,3 1 2,5 1 3,4,5 1 1,2,4 1 2,3,4 10 34. Исследовательский проект. Обобщение материала IV четверти. № п/п Раздел, Темы 1 Количество часов 4,6,7 Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности* 7 класс Всего Особенности драматургии сценической музыки 1. Классика и современность. Музыкальная драматургия – развитие музыки. Классика и 2. современность. Музыкальная драматургия – развитие музыки. 3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русском 4. музыкальном искусстве. «Судьба человеческая – судьба народная». «Родина моя! Русская земля». 5. В концертном зале. Симфония. Симфония № 40 В. А. 6. Моцарта. Литературные страницы. «Улыбка» Р. Брэдбери. Симфония № 5 Л. Бетховена Литературные 7. страницы. «Улыбка» Р. Брэдбери. Симфония № 5 Л. Бетховена 8. Героическая тема в музыке. 9. В музыкальном театре. Балет Обобщение материала I четверти. музыка. 10. Камерная Вокальный цикл. 34 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Определять роль музыки в жизни человека. Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель - слушатель). Эмоционально – образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей. Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности. Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации. Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально – ритмического движения, импровизации. Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования. Решать творческие задачи. Участвовать в исследовательских проектах. Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства. Анализировать художественно – образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального 11 1, 2, 3 1, 3, 5 1, 3, 4 3, 4, 5 3, 4, 5 3, 4. 1, 3, 5 6, 7, 8 1, 3, 4 1, 4, 5 Камерная музыка. Вокальный цикл. Инструментальная музыка. Этюд. Этюд. Транскрипция. Прелюдия. Концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Concerto grosso». Концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Concerto grosso». А. Шнитке. Сюита. Обобщающий урок. 1 Основные направления музыкальной культуры 18. Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки. 19. «Высокая месса» И. С. Баха. От страдания к радости. Литературные страницы. 20. «Могила Баха» Д. Гранина. «Всенощное бдение» С. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени» 21. «Могила Баха» Д. Гранина. «Всенощное бдение» С. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени» 22. Литературные страницы. «Христова Всенощная» И. Шмелёва. 23. Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. 24. Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. 17 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 искусства. Осуществлять поиск музыкально – образной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы. Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов. Собирать коллекции классических произведений. Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, школе и т. д. Применять информационно – коммуникационные технологии для музыкального самообразования. Заниматься музыкально – просветительской деятельностью с младшими школьниками, сверстниками, родителями, жителями микрорайона. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений. 1, 4, 5 Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи. Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально – эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.). Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи). Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров. Анализировать и обобщать жанрово – стилистические особенности музыкальных произведений. Размышлять о модификации жанров в современной музыке. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого , коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Самостоятельно исследовать творческую биографию одного из популярных исполнителей, музыкальных коллективов и т. 1,2,3,5 12 4, 5 4, 5 1, 3, 4 1, 3, 4 2, 4 6, 7, 8 3,5 2, 3 1,3,5 1,3,5 1,2, 4 1,2 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. Светская музыка. Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С. Прокофьева. Соната № 11 В. А. Моцарта Светская музыка. Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С. Прокофьева. Соната № 11 В. А. Моцарта Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина. Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси. Симфония № 1 В. Калинникова. Картинная галерея. Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси. Симфония № 1 В. Калинникова. Картинная галерея. Музыка народов мира. Международные хиты. Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова. Исследовательский проект (вне сетки часов). Вместо заключения. Обобщающий урок. № п/п 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Количество часов Раздел, Темы п. Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение. Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов. Самостоятельно исследовать жанровое разнообразие популярной музыки. Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности. Осуществлять проектную деятельность. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных произведений. Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов). 1,2, 5 Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи. Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально – эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.). Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. 2,5 3,4,5 Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности* 2,3,4 1,3 2,3,4 1,3 1,2,4 2,3,4 4,6,7 8 класс Всего и 34 17 Классика в нашей жизни. В музыкальном театре. 1 1 Классика современность 1. 2. Понимать значение классической музыки в жизни людей, общества. 13 1, 2, 3 1, 3, 5 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Опера. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. «Плач Ярославны». В музыкальном театре. Опера. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. «Плач Ярославны». В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва». В музыкальном театре. Мюзикл. Рок – опера. Человек есть тайна. Рок – опера «Преступление и наказание». Тест. Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви». Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт». «Гоголь - сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь сюиты». Музыка в кино. В концертном зале. Симфония. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония № 5 П. Чайковского. Симфония №1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Знакомиться с классическим музыкальным наследием в процессе самообразования, внеурочной музыкальной деятельности, семейного досуга. Понимать закономерности и приёмы развития музыки, особенности музыкальной драматургии оперного спектакля; выявлять в процессе интонационно-образно- го анализа взаимозависимость и взаимодействие происходящих в нём явлений и событий. Устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы и обобщать. Распознавать национальную принадлежность произведений, выявлять единство родного, национального и общезначимого, общечеловеческого. Находить и классифицировать информацию о музыке, её создателях и исполнителях, критически её оценивать. Определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать жанры, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Осознавать духовно-нравственную ценность шедевров русской и зарубежной музыкальной классики и её значение для развития мировой музыкальной культуры. Совершенствовать умения и навыки музицирования (коллективного, ансамблевого, сольного). Идентифицировать термины и понятия музыки с художественным языком других искусств в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа фрагментов симфоний. Использовать информационнокоммуникационные технологии (вести поиск информации о симфониях и их создателях в Интернете, переписывать (скачивать) полюбившиеся фрагменты с целью пополнения домашней фонотеки и подготовки проекта «Есть ли у симфонии будущее?»). Участвовать в дискуссиях, размышлениях о музыке и музыкантах, выражать своё отношение в письменных высказываниях. Расширять представления об ассоциативнообразных связях музыки с другими видами искусства. Раскрывать драматургию развития музыкальных образов симфонической музыки на основе формы сонатного allegro. Воспринимать контраст образных сфер как принцип драматургического развития в симфонии. Рассуждать о содержании симфоний разных композиторов. 14 1, 3, 4 3, 4, 5 3, 4, 5 3, 4. 1, 3, 5 6, 7, 8 1, 3, 4 1, 4, 5 1, 4, 5 4, 5 4, 5 1, 3, 4 1, 3, 4 16. 17. («Классическая») С. Прокофьева. Музыка – это огромный мир, окружающий человека… Обобщающий урок. Традиции и новаторство в музыке 18. Музыканты – извечные маги. И снова в музыкальном театре… 19. Опера «Порги и Бесс» (фрагменты). Дж. Гершвин. Опера «Камен» (фрагменты). Ж. Бизе. 20. Портреты великих исполнителей. 21. Елена Образцова. 22. Елена Образцова. 23. Балет «Кармен - сюита» (фрагменты). 24. Р. Щедрин. 25. Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. 26. Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира. 27. Классика в современной обработке. 28. В концертном зале. Симфония. 29. Симфония №7 («Ленинградская») (фрагменты). Д. Шостакович. 30. Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата. 31. Музыка в храмовом синтезе искусств. 32. Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов. 33. Свет фресок Дионисия – миру (Фрески Дионисия». Р. Щедрин). 1 Вести дискуссию, осуществлять поиск ответов на проблемные вопросы, используя интернет-ресурсы 1 2, 4 6, 7, 8 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Размышлять о традициях и новаторстве в произведениях разных жанров и стилей. Оперировать терминами и понятиями музыкального искусства. Расширять представления об оперном искусстве зарубежных композиторов. Выявлять особенности драматургии классической оперы. Проявлять стремление к продуктивному общению со сверстника- ми, учителями; уметь аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или опровергать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений в музыке и других видах искусства. Понимать художественный язык, особенности современной музыкальной драматургии как новаторского способа подачи литературных сюжетов. Анализировать особенности интерпретации произведений раз- личных жанров и стилей. Оценивать современные исполнительские интерпретации классической музыки с духовно-нравственных и эстетических позиций; видеть границы между новаторскими тенденциями, развивающими традиции и разрушающими их. Эмоционально и осознанно воспринимать образное содержание и особенности развития музыкального материала инструментально симфонической музыки. Устанавливать ассоциативно-образные связи явлений жизни и искусства на основе анализа музыкальных образов. Выражать личностное отношение, уважение к прошлому и настоящему страны, воссозданному в разных видах искусства. Уважительно относиться к религиозным чувствам, взглядам людей; осознавать значение религии в развитии культуры и истории, в становлении гражданского общества и российской государственности. Самостоятельно осуществлять музыкальнопрактическую, творческую деятельность: пение, игра на музыкальных инструментах, включая синтезатор, пластическое 15 1,2,3,5 3,5 2, 3 1,3,5 1,3,5 1,2, 4 1,2 1,2, 5 2,3,4 1,3 2,3,4 1,3 2,5 3,4,5 1,2,4 2,3,4 34. Музыкальные завещания потомкам. 1 интонирование, музыкально-ритмические движения, свободное дирижировании, инсценировка песен и фрагментов музыкальных спектаклей, программных сочинений. 4,6,7 *Номера соответствуют воспитательным направлениям, прописанным в личностных результатах, с учетом уровня образования (НОО, ООО, СОО). СОГЛАСОВАНО Протокол заседания кафедры эстетического образования и валеологического воспитания № 1 от «27» августа 2021 г. СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УМР МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина г. Армавира ______________ Н. Е. Гюльназарян __________Л. А. Орловская «27» августа 2021 г. 16