ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ Музыка 5-8 класс

Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31.08.2021 года протокол № 1
Председатель
___________ А.М. Абелян

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,
ВНОСИМЫЕ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
по музыке
Уровень образования: основное общее образование 5-8 класс
Количество часов: 136 часов
Учитель: Бабаханян Татьяна Николаевна
Программа разработана в соответствии и на основе:
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования" (с дополнениями и изменениями) ФГОС
основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 № 287;
с учетом примерной основной образовательной программы основного общего
образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по
общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5);
с учетом УМК: «Музыка» 5-8 классы «Искусство» 8-9 классы, автора Г.П.Сергеевой.
Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: учебное пособие для
общеобразовательных организаций.- Москва. Просвещение.
г. Армавир, 2021

1

К важнейшим личностным результатам изучения музыки в соответствии с
требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного
общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной
работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в
том числе в части:
1. Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; знания Гимна России и традиций его исполнения;
уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран
мира; проявления интереса к освоению музыкальных традиций своего края,
музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных
музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению
истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять
музыкальную культуру своей страны, своего края.
2. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважения прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса
идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой
музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с
эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в
музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих
конкурсов и фестивалей, концертов, культурно- просветительских акций, в качестве
волонтёра в дни праздничных мероприятий.
3. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и
духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических
особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости,
взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной
2

музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов,
фестивалей, конкурсов.
4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в
окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям,
самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности
музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах
искусства.
5. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным
языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла;
овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом
материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической,
публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства,
использование доступного объёма специальной терминологии.
6. Физического воспитания,
и эмоционального благополучия:

формирования

культуры

здоровья

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт
восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и
гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой,
исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и
эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства
для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека.
7. Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности;
трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к
практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду
и результатам трудовой деятельности.
3

8. Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через
различные формы музыкального творчества.
Личностные
результаты,
обеспечивающие
адаптацию
обучающегося
к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы,
сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в
рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и
сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения
различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства
нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход
событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития
культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и
их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт,
опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой
ситуации, воля к победе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Раздел, Темы

Количество
часов

Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитательн
ой
деятельности*

5 класс
Всего
1.
2.
3.

Музыка и литература
Что роднит музыку с
литературой.
Вокальная музыка.
Россия, Россия, нет слова
красивей… Звучащие
картины. Здесь мало
услышать, здесь
вслушаться нужно...

34
17
1
1
1

Выявлять общность истоков и взаимосвязь
музыки и литературы.
Проявлять эмоциональную отзывчивость,
личностное отношение к музыкальным
произведениям при их восприятии и
исполнении.
Исполнять народные песни, песни о родном
крае современных композиторов; понимать
особенности музыкального воплощения

4

1, 2, 3
1, 3, 5
1, 3, 4

Фольклор в музыке
русских композиторов.
Стучит, гремит Кикимора... Что за прелесть эти
сказки...

1

6.

Жанры
инструментальной и
вокальной музыки.
Мелодией одной звучат
печаль и радость... Песнь
моя летит с мольбою…

1

7.

Вторая жизнь песни. (1
ч.)

2

8.

Живительный родник
творчества.
Обобщение материала I
четверти. (1 ч)

1

9.

Всю жизнь мою несу
родину в душе…«Перезвоны».
Звучащие картины.
Скажи, откуда ты
приходишь, красота (1 ч).
Писатели и поэты о
музыке и музыкантах.
Слово
о
мастере.
Гармонии
задумчивый
поэт. Ты, Моцарт, бог, и
сам того не знаешь... Был
он весь окутан тайной —
черный гость...
Первое путешествие в
музыкальный
театр.
Опера. Оперная мозаика.
Опера-былина «Садко».
Звучащие
картины.
Поклон
вам,
гости
именитые,
гости
заморские!
Второе путешествие в
музыкальный
театр.
Балет. Балетная мозаика.
Балет-сказка
«Щелкунчик»
Музыка в театре, кино,
на телевидениию.
Третье путешествие в
музыкальный
театр.

4.
5.

10.
11.

12.

13.

14.
15.

1

1
1

1

1

1
2

стихотворных текстов.
Воплощать художественно – образное
содержание музыкальных и литературных
произведений
в
драматизации,
инсценировке, пластическом движении,
свободном дирижировании.
Импровизировать в пении, ирге на
музыкальных инструментах, пластике, в
театрализации.
Находить ассоциативные связи между
художественными образами музыки и
других видов искусства.
Владеть музыкальными терминами и
понятиями в пределах изучаемой темы.
Размышлять о знакомом музыкальном
произведении, высказывать суждение об
основной идее, средствах и формах ее
воплощения.
Импровизировать
в
соответствии
с
представленным
учителем
или
самостоятельно выбранным литературным
образом.
Находить жанровые параллели между
музыкой и другими видами искусства.
Творчески интерпретировать содержание
музыкального произведения в пении,
музыкально – ритмическом движении,
поэтическом
слове,
изобразительной
деятельности.
Рассуждать об общности и различии
выразительных
средств
музыки
и
литературы.
Определять
специфику
деятельности
композитора, поэта и писателя. Определять
характерные
признаки
музыки
и
литературы.
Понимать
особенности
музыкального
воплощения стихотворных текстов.
Самостоятельно подбирать сходные и/или
контрастные литературные музыкальные
произведения к изучаемой музыке.
Самостоятельно
исследовать
жанры
русских
народных
песен
и
виды
музыкальных инструментов.
Определять
характерные
черты
музыкального творчества народов России и
других стран при участии в народных играх
и обрядах, действиях т.п.
Участвовать
в
коллективной
исполнительской
деятельности
(пении,
пластическом
интонировании,
импровизации, игре на инструментах –
элементарных и электронных).
Передавать свои музыкальные впечатления
в устной и письменной форме.
Самостоятельно работать в творческих
тетрадях.

5

3, 4, 5
3, 4, 5

3, 4.

1, 3, 5

6, 7, 8

1, 3, 4

1, 4, 5
1, 4, 5

4, 5

4, 5

1, 3, 4
1, 3, 4

16.
17.

18.

19.

20.
21.

22.

23.

Мюзикл.
Мир композитора.

2

Обобщение материала II
четверти.

1

Музыка
и
изобразительное
искусство
Что роднит музыку с
изобразительным
искусством.
Небесное и земное в
звуках и красках. Три
вечные струны: молитва,
песнь, любовь. Любить.
Молиться. Петь. Святое
назначенье...
В
минуты
музыки
печальной... Есть сила
благодатная в созвучье
слов живых...
Звать через прошлое к
настоящему. Александр
Невский. За отчий дом,
за
русский
край...
Ледовое побоище. После
побоища.
Музыкальная
живопись
и
живописная музыка. Ты
раскрой мне, природа,
объятья... Мои помыслы
— краски, мои краски —
напевы... И это все
весенних дней приметы!
Фореллен - квинтет.
Дыхание
русской
песенности.
Музыкальная
живопись
и
живописная музыка. Ты
раскрой мне, природа,
объятья... Мои помыслы
— краски, мои краски —
напевы... И это все
весенних дней приметы!
Фореллен - квинтет.
Дыхание
русской
песенности.

17

1

1

1
1

1

1

Делиться впечатлениями о концертах,
спектаклях, и т.п. со сверстниками и
родителями.
Использовать образовательные ресурсы
Интернета для поиска произведений музыки
и литературы.
Собирать коллекцию музыкальных и
литературных произведений.

Выявлять общность жизненных истоков и
взаимосвязь музыки с литературой и
изобразительным
искусством
как
различными способами художественного
познания мира.
Соотносить художественно – образное
содержание музыкального произведения с
формой его воплощения.
Находить ассоциативные связи между
художественными образами музыки и
изобразительного искусства.
Наблюдать за процессом и результатом
музыкального развития, выявляя сходство и
различие интонаций, тем, образов, в
произведениях разных форм и жанров.
Распознавать
художественный
смысл
различных форм построения музыки.
Участвовать в совместной деятельности
при воплощении различных музыкальных
образов.
Исследовать интонационно – образную
природу музыкального искусства.
Самостоятельно подбирать сходные и/или
контрастные
произведения
изобразительного искусства (живописи,
скульптуры) к изучаемой музыке.
Определять взаимодействие музыки с
другими видами искусства на основе
осознания специфики языка каждого из них
(музыки, литературы, изобразительного
искусства, театра, кино и др.).
Владеть музыкальными терминами и
понятиями в пределах изучаемой темы.
Проявлять эмоциональную отзывчивость,
личностное отношение к музыкальным
произведениям при их восприятии и
исполнении.
Использовать
различные
формы
музицирования и творческих заданий в
освоении
содержания
музыкальных
произведений.
Исполнять песни и темы инструментальных
произведений отечественных и зарубежных
композиторов.

6

2, 4
6, 7, 8

3, 4, 5

3, 4, 5, 8

1, 3, 5,
1, 3, 5,

4,5,6

3, 4, 5

24.

25.

26.
27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

Портрет в музыке и
изобразительном
искусстве. Звуки
скрипки так дивно
звучали... Неукротимым
духом своим он
побеждал зло
Волшебная палочка
дирижера. Дирижеры
мира.
Образы борьбы и
победы в искусстве. О,
душа моя, ныне —
Бетховен с тобой! Земли
решается судьба.
Оркестр Бетховена играет…
Обобщение материала
III четверти.
Застывшая
музыка.
Содружество
муз
в
храме.
Полифония в музыке и
живописи. В музыке
Баха слышатся мелодии
космоса...
Музыка на мольберте.
Композитор-художник. Я
полечу в далекие миры,
край
вечной
красоты...Вселенная
представляется
мне
большой симфонией...
Импрессионизм
в
музыке и живописи.
Музыка ближе всего к
природе... Звуки и запахи
реют в вечернем воздухе.
О подвигах, о доблести,
о славе… О тех, кто уже
не придет никогда, —
помните!
Звучащие
картины.
В
каждой
мимолетности вижу я
миры...
Прокофьев!
Музыка и молодость в
расцвете... Музыкальная
живопись Мусоргского.
Мир
композитора.
Исследовательский
проект.

1

1

1
1

Различать виды оркестра и группы
музыкальных инструментов.
Анализировать и обобщать многообразие
связей
музыки,
литератур
и
изобразительного искусства.
Воплощать художественно – образное
содержание
музыки
и
произведений
изобразительного искусства в драматизации,
инсценировании, пластическом движении,
свободном дирижировании.
Импровизировать в песни, игре, пластике.
Формировать личную фонотеку, видеотеку,
коллекцию произведений изобразительного
искусства.
Осуществлять поиск музыкально-образной
информации в сети Интернет.
Самостоятельно работать с обучающими
образовательными программами.
Оценивать
собственную
музыкальнотворческую деятельность и деятельность
своих сверстников.
Защищать творческие исследовательские
проекты (вне сетки часов).

3, 4, 5

1, 2, 3

1, 7, 8
2, 3, 5

2

1, 2, 4, 8

2

4, 5

2

3, 4, 5

2

1, 3, 8

2

1, 3, 8

1

2, 3, 7

7

34.

№
п/п

Обобщение материала
IV четверти.

Раздел, Темы

1

Количество
часов

3,7

Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитательно
й
деятельности*

6 класс
Всего
Мир образов вокальной и
инструментальной музыки
1.
Удивительный мир

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.
9.

музыкальных образов.
Образы романсов и
песен
русских
композиторов.
Старинный
русский
романс. Песня – романс.
Мир чарующих звуков.
Два
музыкальных
посвящения. «Я помню
чудное мгновенье». «И
жизнь, и слёзы, и
любовь».
Вальс
–
фантазия.
Портрет в музыке и
живописи.
Картинная
галерея.
«Уноси мое сердце в
звонящую даль…».
Музыкальный образ и
мастерство исполнителя.
Картинная галерея.
Обряды и обычаи в
фольклоре и творчестве
композиторов. Песня в
свадебном обряде. Сцены
свадьбы в операх
русских композиторов.
Образы песен
зарубежных
композиторов.
Искусство прекрасного
пения..
Старинной песни мир.
Песни Франца Шуберта.
Баллада. «Лесной царь».
Картинная галерея.
Обобщение материала I
четверти.
Образы
русской
народной и духовной

34
17
1

1

1

1

1

1

1

1
1

Различать простые и сложные жанры
вокальной, инструментальной, сценической
музыки.
Характеризовать
музыкальные
произведения (фрагменты).
Определять
жизненно
–
образное
содержание музыкальных
произведений
разных жанров; различать лирические,
эпические, драматические музыкальные
образы.
Наблюдать за развитием музыкальных
образов.
Анализировать приемы взаимодействия и
развития образов музыкальных сочинений.
Владеть
навыками
музицирования:
исполнение песен (народных, классического
репертуара,
современных
авторов),
напевание
запомнившихся
мелодий
знакомых музыкальных сочинений.
Разыгрывать народные песни.
Участвовать в коллективных играх драматизациях.
Участвовать в коллективной деятельности
при подготовке и проведении литературно –
музыкальных композиций.
Инсценировать песни, фрагменты опер,
спектаклей.
Воплощать в различных видах музыкально
– творческой деятельности знакомые
литературные и зрительные образы.
Называть
отдельных
выдающихся
отечественных и зарубежных исполнителей,
включая музыкальные коллективы, и др.
Ориентироваться в составе исполнителей
вокальной музыки, наличии и отсутствии
музыкального сопровождения.
Воспринимать
и
определять
разновидности хоровых коллективов по
манере исполнения.
Использовать
различные
формы
музицирования и творческих заданий в
освоении содержания музыкальных образов.
Анализировать
различные
трактовки
одного
и
того
же
произведения,
аргументируя
исполнительскую

8

1, 2, 3

1, 3, 5

1, 3, 4

3, 4, 5

3, 4, 5

3, 4.

1, 3, 5

6, 7, 8
1, 3, 4

10.

11.

12.
13.

14.
15.

16.

17.

музыки.
Народное
искусство Древней Руси.
Русская
духовная
музыка.
Духовный
концерт.
«Фрески
Софии
Киевской». «Орнамент».
Сюжеты
и
образы
фресок.
«Перезвоны». Молитва.
Образы
духовной
музыки
Западной
Европы. «Небесное и
земное» в музыке Баха.
Полифония. Фуга. Хорал.
Образы скорби и печали.
«Stabatmater». Реквием.
Фортуна правит миром.
«Кармина Бурана».
Авторская песня:
прошлое и настоящее.
Песни вагантов.
Авторская песня сегодня.
«Глобус крутится,
вертится…». Песни
Булата Окуджавы.
Джаз – искусство XX
в.Спиричуэл и блюз.
Джаз – музыка легкая
или серьезная?
Обобщение материала II
четверти.

Мир образов камерной и
симфонической музыки
18. Вечные темы искусства
и жизни.
Образы
камерной
музыки.
Могучее
царство Шопена. Вдали
от Родины.
19. Инструментальная

1

1

1
1

1
1

1

1

интерпретацию замысла композитора.
Раскрывать образный строй музыкальных
произведений на основе взаимодействия
различных видов искусства.
Принимать
участие
в
создании
танцевальных и вокальных композиций в
джазовом стиле.
Выполнять инструментовку мелодий (фраз)
на основе простейших приемов аранжировки
музыки на элементарных и электронных
инструментов.
Выявлять возможности эмоционального
воздействия музыки на человека (на личном
примере).
Приводить
примеры
преобразующего
воздействия музыки.
Сотрудничать со сверстниками в процессе
исполнения классических и современных
музыкальных
произведений
(инструментальных,
вокальных,
театральных и т.п.).
Исполнять
музыку,
передовая
ее
художественный смысл.
Оценивать и корректировать собственную
музыкально – творческую деятельность.
Исполнять отдельные образцы народного
музыкального творчества своей республики,
края, региона.
Подбирать простейший аккомпанемент в
соответствии
с
жанровой
основой
произведения.
Ориентироваться в джазовой музыке,
называть ее отдельных выдающихся
исполнителей и композиторов.
Участвовать в разработке и воплощении
сценариев народных праздников, игр,
обрядов, действ.
Находить
информацию
о
наиболее
значительных явлениях музыкальной жизни
в стране и за ее пределами.
Подбирать
музыку
для
проведения
дискотеки в классе, школе и др.
Составлять
отзывы
о
посещении
концертов, музыкально – театральных
спектаклей и др.
Выполнять задания из творческой тетради.
Защищать творческие исследовательские
проекты (вне сетки часов).

1, 4, 5

1, 4, 5

4, 5
4, 5

1, 3, 4
1, 3, 4

2, 4

6, 7, 8

17
1

1

Соотносить
основные
образно
–
эмоциональные
сферы
музыки,
специфические особенности произведений
разных жанров.
Сопоставлять различные образцы народной
и профессиональной музыки.
Выявлять характерные свойства народной

9

1,2,3,5

3,5

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.
27.

28.

29.
30.

31.

32.
33.

баллада.
Рождаются
великие творения.
Ночной
пейзаж.
Ноктюрн.
Картинная
галерея
Инструментальный
концерт. «Времена года».
«Итальянский концерт».
Инструментальный
концерт. «Времена года».
«Итальянский концерт».
Образы симфонической
музыки.
«Метель».
Музыкальные
иллюстрации к повести
А.С.Пушкина.
«Тройка».
«Вальс».
«Весна
и
осень».
«Романс». «Пастораль».
«Военный
марш».
«Венчание».
«Над
вымыслом
слезами
обольюсь».
Симфоническое
развитие музыкальных
образов.
«В
печали
весел, а в веселье
печален». Связь времён.
Обобщение материала
III четверти.
Программная
увертюра.
Увертюра
«Эгмонт». Скорбь и
радость.
Программная
увертюра.
Увертюра
«Эгмонт». Скорбь и
радость.
Увертюра – фантазия
«Ромео и Джульетта
Мир музыкального
театра. Балет «Ромео и
Джульетта».
Мюзикл «Вестсайдская
история». Опера «Орфей
и Эвридика».
Рок – опера «Орфей и
Эвридика».
Образы
киномузыки.
«Ромео и Джульетта» в
кино XX века. Музыка в
отечественном кино.

1

1

1

1

1

1

1
1

1

и композиторской музыки.
Передавать в собственном исполнении
(пении, игре на инструментах, музыкально –
пластическом
движении)
различные
музыкальные образы.
Анализировать и обобщать многообразие
связей
музыки,
литературы
и
изобразительного искусства.
Инсценировать фрагменты мюзиклов и рок
– опер.
Называть имена выдающихся русских и
зарубежных
композиторов,
приводить
примеры их произведений.
Определять по характерным признакам
принадлежность музыкальных произведений
к соответствующему жанру и стилю –
музыка
классическая,
народная,
религиозная, современная.
Различать виды оркестра и группы
музыкальных инструментов.
Осуществлять
исследовательскую
художественно
–
эстетическую
деятельность.
Выполнятьиндивидуальные
проекты,
участвовать в коллективных проектах.
Импровизировать в одном из современных
жанров популярной музыки и оценивать
собственное исполнение.
Оценивать собственную музыкально –
творческую деятельность.
Заниматься
самообразованием
(совершенствовать умения и навыки
самообразования).
Применять
информационно
–
коммуникационные
технологии
для
музыкального самообразования.
Использовать
различные
формы
музицирования и творческих заданий в
освоении
содержания
музыкальных
произведений.
Защищать творческие исследовательские
проекты (вне сетки часов).

2, 3

1,3,5

1,3,5

1,2, 4

1,2

1,2, 5

2,3,4
1,3

2,3,4

1

1,3

1

2,5

1

3,4,5

1

1,2,4

1

2,3,4

10

34.

Исследовательский
проект.
Обобщение материала
IV четверти.

№
п/п

Раздел, Темы

1

Количество
часов

4,6,7

Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

7 класс
Всего

Особенности
драматургии
сценической музыки
1.
Классика и
современность.
Музыкальная
драматургия
–
развитие музыки.
Классика и
2.
современность.
Музыкальная
драматургия – развитие
музыки.
3.
В
музыкальном
театре. Опера. Опера
«Иван Сусанин».
Новая эпоха в русском
4.
музыкальном
искусстве.
«Судьба
человеческая – судьба
народная».
«Родина
моя! Русская земля».
5.
В концертном зале.
Симфония.
Симфония № 40 В. А.
6.
Моцарта.
Литературные
страницы. «Улыбка» Р.
Брэдбери. Симфония №
5 Л. Бетховена
Литературные
7.
страницы. «Улыбка» Р.
Брэдбери. Симфония №
5 Л. Бетховена
8.
Героическая тема в
музыке.
9.
В
музыкальном
театре.
Балет
Обобщение материала
I четверти.
музыка.
10. Камерная
Вокальный цикл.

34
17
1

1

1

1

1
1

1

1
1

1

Определять роль музыки в жизни человека.
Совершенствовать представление о
триединстве музыкальной деятельности
(композитор – исполнитель - слушатель).
Эмоционально – образно воспринимать и
оценивать музыкальные произведения
различных жанров и стилей классической и
современной музыки.
Обосновывать свои предпочтения в
ситуации выбора.
Выявлять особенности претворения вечных
тем искусства и жизни в произведениях
разных жанров и стилей.
Выявлять (распознавать) особенности
музыкального языка, музыкальной
драматургии, средства музыкальной
выразительности.
Называть имена выдающихся
отечественных и зарубежных композиторов
и исполнителей, узнавать наиболее
значимые их произведения и интерпретации.
Исполнять народные и современные песни,
знакомые мелодии изученных классических
произведений.
Анализировать и обобщать многообразие
связей музыки, литературы и
изобразительного искусства.
Творчески интерпретировать содержание
музыкальных произведений, используя
приемы пластического интонирования,
музыкально – ритмического движения,
импровизации.
Использовать различные формы
индивидуального, группового и
коллективного музицирования.
Решать творческие задачи.
Участвовать в исследовательских проектах.
Выявлять особенности взаимодействия
музыки с другими видами искусства.
Анализировать художественно – образное
содержание, музыкальный язык
произведений мирового музыкального

11

1, 2, 3

1, 3, 5

1, 3, 4

3, 4, 5

3, 4, 5
3, 4.

1, 3, 5

6, 7, 8
1, 3, 4

1, 4, 5

Камерная
музыка.
Вокальный цикл.
Инструментальная
музыка. Этюд.
Этюд. Транскрипция.
Прелюдия.
Концерт. Концерт для
скрипки с оркестром А.
Хачатуряна. «Concerto
grosso».
Концерт. Концерт для
скрипки с оркестром А.
Хачатуряна. «Concerto
grosso».
А. Шнитке. Сюита.
Обобщающий урок.

1

Основные
направления
музыкальной культуры
18.
Религиозная музыка.
Сюжеты и образы
религиозной музыки.
19. «Высокая месса» И. С.
Баха. От страдания к
радости. Литературные
страницы.
20. «Могила
Баха»
Д.
Гранина. «Всенощное
бдение»
С.
Рахманинова. Образы
«Вечерни» и «Утрени»
21. «Могила
Баха»
Д.
Гранина. «Всенощное
бдение»
С.
Рахманинова. Образы
«Вечерни» и «Утрени»
22. Литературные
страницы. «Христова
Всенощная»
И.
Шмелёва.
23. Рок-опера
«Иисус
Христос — суперзвезда». Вечные темы.
Главные образы.
24. Рок-опера
«Иисус
Христос
— суперзвезда». Вечные темы.
Главные образы.

17

11.
12.
13.
14.

15.

16.
17.

1
1
1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

2

искусства.
Осуществлять поиск музыкально –
образной информации в справочной
литературе и Интернете в рамках изучаемой
темы.
Самостоятельно исследовать творческие
биографии композиторов, исполнителей,
исполнительских коллективов.
Собирать коллекции классических
произведений.
Проявлять творческую инициативу в
подготовке и проведении музыкальных
конкурсов, фестивалей в классе, школе и т. д.
Применять информационно –
коммуникационные технологии для
музыкального самообразования.
Заниматься музыкально – просветительской
деятельностью с младшими школьниками,
сверстниками, родителями, жителями
микрорайона.
Использовать
различные
формы
музицирования и творческих заданий в
процессе освоения содержания музыкальных
произведений.

1, 4, 5

Сравнивать музыкальные произведения
разных жанров и стилей, выявлять
интонационные связи.
Проявлять инициативу в различных сферах
музыкальной деятельности, в музыкально –
эстетической
жизни
класса,
школы
(музыкальные
вечера,
музыкальные
гостиные,
концерты
для
младших
школьников и др.).
Совершенствовать умения и навыки
самообразования
при
организации
культурного досуга, при составлении
домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Называть крупнейшие музыкальные центры
мирового значения (театры оперы и балета,
концертные залы, музеи).
Анализировать приемы взаимодействия и
развития одного или нескольких образов в
произведениях разных форм и жанров.
Анализировать и обобщать жанрово –
стилистические особенности музыкальных
произведений.
Размышлять о модификации жанров в
современной музыке.
Общаться и взаимодействовать в процессе
ансамблевого , коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных
художественных образов.
Самостоятельно исследовать творческую
биографию
одного
из
популярных
исполнителей, музыкальных коллективов и т.

1,2,3,5

12

4, 5
4, 5
1, 3, 4

1, 3, 4

2, 4
6, 7, 8

3,5

2, 3

1,3,5

1,3,5

1,2, 4

1,2

25.

26.

27.

28.
29.

30.

31.
32.
33.
34.

Рок-опера
«Иисус
Христос
— суперзвезда». Вечные темы.
Главные образы.
Светская
музыка.
Соната. Соната № 8
(«Патетическая»)
Л.
Бетховена. Соната № 2
С. Прокофьева. Соната
№ 11 В. А. Моцарта
Светская
музыка.
Соната. Соната № 8
(«Патетическая»)
Л.
Бетховена. Соната № 2
С. Прокофьева. Соната
№ 11 В. А. Моцарта
Рапсодия в стиле блюз
Дж. Гершвина.
Симфоническая
картина.
«Празднества» К.
Дебюсси. Симфония №
1 В. Калинникова.
Картинная галерея.
Симфоническая
картина.
«Празднества» К.
Дебюсси. Симфония №
1 В. Калинникова.
Картинная галерея.
Музыка народов
мира.
Международные
хиты.
Рок-опера «Юнона и
Авось» А. Рыбникова.
Исследовательский
проект
(вне
сетки
часов).
Вместо
заключения.
Обобщающий урок.

№
п/п

1

1

1

1
1

1

1
1
1
1

Количество
часов

Раздел, Темы

п.
Обмениваться впечатлениями о текущих
событиях
музыкальной
жизни
в
отечественной культуре и за рубежом.
Импровизировать в одном из современных
жанров популярной музыки и оценивать
собственное исполнение.
Ориентироваться в джазовой музыке,
называть ее отдельных выдающихся
исполнителей и композиторов.
Самостоятельно исследовать жанровое
разнообразие популярной музыки.
Определять
специфику
современной
популярной отечественной и зарубежной
музыки, высказывать собственное мнение о
ее художественной ценности.
Осуществлять проектную деятельность.
Участвовать в музыкальной жизни школы,
города, страны и др.
Использовать
различные
формы
музицирования и творческих заданий для
освоения
содержания
музыкальных
произведений.
Защищать творческие исследовательские
проекты (вне сетки часов).

1,2, 5

Сравнивать музыкальные произведения
разных жанров и стилей, выявлять
интонационные связи.
Проявлять инициативу в различных сферах
музыкальной деятельности, в музыкально –
эстетической
жизни
класса,
школы
(музыкальные
вечера,
музыкальные
гостиные,
концерты
для
младших
школьников и др.).
Совершенствовать умения и навыки
самообразования
при
организации
культурного досуга, при составлении
домашней фонотеки, видеотеки и пр.

2,5

3,4,5

Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

2,3,4

1,3

2,3,4
1,3

1,2,4
2,3,4
4,6,7

8 класс
Всего

и

34
17

Классика в нашей жизни.
В музыкальном театре.

1
1

Классика
современность
1.
2.

Понимать значение классической музыки в
жизни людей, общества.

13

1, 2, 3
1, 3, 5

3.

4.

5.
6.
7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.
14.
15.

Опера. Опера «Князь
Игорь». Русская эпическая
опера. Ария князя Игоря.
Портрет половцев. «Плач
Ярославны».
В музыкальном театре.
Опера. Опера «Князь
Игорь». Русская эпическая
опера. Ария князя Игоря.
Портрет половцев. «Плач
Ярославны».
В музыкальном театре.
Балет.
Балет
«Ярославна». Вступление.
«Стон Русской земли».
«Первая
битва
с
половцами».
«Плач
Ярославны». «Молитва».

В
музыкальном
театре. Мюзикл.
Рок – опера. Человек
есть тайна.
Рок – опера
«Преступление и
наказание». Тест.
Мюзикл «Ромео и
Джульетта: от
ненависти до любви».
Музыка к
драматическому
спектаклю.
«Ромео и Джульетта».
Музыкальные
зарисовки для большого
симфонического
оркестра.
Музыка Э. Грига к
драме Г.Ибсена «Пер
Гюнт».
«Гоголь - сюита». Из
музыки к спектаклю
«Ревизская
сказка».
Образы
«Гоголь
сюиты».
Музыка в кино.
В концертном зале.
Симфония.
Симфония: прошлое и
настоящее. Симфония
№8 («Неоконченная»)
Ф. Шуберта. Симфония
№ 5 П. Чайковского.
Симфония №1

1

1

1
1
1

1

1

1

1

1

1
1
1

Знакомиться с классическим музыкальным
наследием в процессе самообразования,
внеурочной
музыкальной
деятельности,
семейного досуга.
Понимать закономерности и приёмы
развития музыки, особенности музыкальной
драматургии оперного спектакля; выявлять
в процессе интонационно-образно- го
анализа взаимозависимость и взаимодействие
происходящих в нём явлений и событий.
Устанавливать
причинно-следственные
связи, делать умозаключения, выводы и
обобщать. Распознавать национальную
принадлежность произведений, выявлять
единство
родного,
национального
и
общезначимого, общечеловеческого.
Находить
и
классифицировать
информацию о музыке, её создателях и
исполнителях, критически её оценивать.
Определять
понятия,
устанавливать
аналогии,
классифицировать
жанры,
самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации.
Осознавать духовно-нравственную ценность
шедевров
русской
и
зарубежной
музыкальной классики и её значение для
развития мировой музыкальной культуры.
Совершенствовать умения и навыки
музицирования
(коллективного,
ансамблевого, сольного).
Идентифицировать термины и понятия
музыки с художественным языком других
искусств в процессе интонационно-образного
и жанрово-стилевого анализа фрагментов
симфоний.
Использовать
информационнокоммуникационные технологии (вести поиск
информации о симфониях и их создателях в
Интернете,
переписывать
(скачивать)
полюбившиеся
фрагменты
с
целью
пополнения
домашней
фонотеки
и
подготовки проекта «Есть ли у симфонии
будущее?»).
Участвовать в дискуссиях, размышлениях о
музыке и музыкантах, выражать своё
отношение в письменных высказываниях.
Расширять представления об ассоциативнообразных связях музыки с другими видами
искусства.
Раскрывать
драматургию
развития
музыкальных
образов
симфонической
музыки на основе формы сонатного allegro.
Воспринимать контраст образных сфер как
принцип драматургического развития в
симфонии.
Рассуждать о содержании симфоний разных
композиторов.

14

1, 3, 4

3, 4, 5

3, 4, 5
3, 4.
1, 3, 5

6, 7, 8

1, 3, 4

1, 4, 5

1, 4, 5

4, 5

4, 5
1, 3, 4
1, 3, 4

16.

17.

(«Классическая») С.
Прокофьева.
Музыка – это огромный
мир, окружающий
человека…
Обобщающий урок.

Традиции и новаторство в
музыке
18.
Музыканты –
извечные маги. И
снова в музыкальном
театре…
19. Опера «Порги и Бесс»
(фрагменты).
Дж.
Гершвин.
Опера
«Камен» (фрагменты).
Ж. Бизе.
20. Портреты
великих
исполнителей.
21. Елена Образцова.
22. Елена Образцова.
23. Балет «Кармен - сюита»
(фрагменты).
24. Р. Щедрин.
25. Портреты
великих
исполнителей.
Майя
Плисецкая.
26. Современный
музыкальный театр.
Великие
мюзиклы
мира.
27. Классика
в
современной обработке.
28. В концертном зале.
Симфония.
29. Симфония №7
(«Ленинградская»)
(фрагменты). Д.
Шостакович.
30. Литературные
страницы. «Письмо к
Богу»
неизвестного
солдата.
31. Музыка в храмовом
синтезе искусств.
32. Галерея религиозных
образов. Неизвестный
Свиридов.
33. Свет фресок Дионисия
– миру (Фрески
Дионисия». Р. Щедрин).

1

Вести дискуссию, осуществлять поиск
ответов на проблемные вопросы, используя
интернет-ресурсы

1

2, 4

6, 7, 8

17
1

1

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

1

1
1

1

Размышлять о традициях и новаторстве в
произведениях разных жанров и стилей.
Оперировать терминами и понятиями
музыкального искусства.
Расширять представления об оперном
искусстве
зарубежных
композиторов.
Выявлять
особенности
драматургии
классической оперы.
Проявлять стремление к продуктивному
общению со сверстника- ми, учителями;
уметь аргументировать (в устной и
письменной речи) собственную точку зрения,
принимать (или
опровергать) мнение
собеседника, участвовать в дискуссиях,
спорах по поводу различных явлений в
музыке и других видах искусства. Понимать
художественный
язык,
особенности
современной музыкальной драматургии как
новаторского способа подачи литературных
сюжетов.
Анализировать особенности интерпретации
произведений раз- личных жанров и стилей.
Оценивать современные исполнительские
интерпретации классической музыки с
духовно-нравственных
и
эстетических
позиций;
видеть
границы
между
новаторскими тенденциями, развивающими
традиции
и
разрушающими
их.
Эмоционально и осознанно воспринимать
образное содержание и особенности развития
музыкального материала инструментально
симфонической музыки.
Устанавливать
ассоциативно-образные
связи явлений жизни и искусства на основе
анализа музыкальных образов.
Выражать личностное отношение, уважение
к прошлому и настоящему страны,
воссозданному в разных видах искусства.
Уважительно относиться к религиозным
чувствам, взглядам людей; осознавать
значение религии в развитии культуры и
истории, в становлении гражданского
общества и российской государственности.
Самостоятельно осуществлять музыкальнопрактическую, творческую деятельность:
пение, игра на музыкальных инструментах,
включая
синтезатор,
пластическое

15

1,2,3,5

3,5

2, 3
1,3,5
1,3,5
1,2, 4
1,2
1,2, 5

2,3,4

1,3
2,3,4
1,3

2,5

3,4,5
1,2,4

2,3,4

34.

Музыкальные
завещания потомкам.

1

интонирование,
музыкально-ритмические
движения,
свободное
дирижировании,
инсценировка
песен
и
фрагментов
музыкальных
спектаклей,
программных
сочинений.

4,6,7

*Номера соответствуют воспитательным направлениям, прописанным в личностных результатах, с
учетом уровня образования (НОО, ООО, СОО).

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания кафедры
эстетического образования
и валеологического воспитания
№ 1 от «27» августа 2021 г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УМР
МАОУ лицея № 11
им. В.В. Рассохина г. Армавира
______________ Н. Е. Гюльназарян

__________Л. А. Орловская

«27» августа 2021 г.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».