ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ по изобразительному искусству

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31.08.2021 года протокол № 1
Председатель
___________ А.М. Абелян
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,
ВНОСИМЫЕ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
по изобразительному искусству
Уровень образования (класс): базовый общее образование, 5-8 классы
Количество часов: 5-8 класс – по 34 часа, всего 136 часов
Учитель, разработчик рабочей программы:
Орловская Лилия Алексеевна
Программа разработана в соответствии с
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (с
дополнениями и изменениями, утвержденными приказом Минпросвещения
России от 11 декабря 2020 г. № 712);
с учетом
- примерной основной образовательной программы основного общего
образования, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 (с
дополнениями и изменениями, протокол 1/20 от 04.02.2020 г. федерального
учебно-методического объединения по общему образованию);
- примерной рабочей программой основного общего образования по
изобразительному искусству..
УМК: Предметная линия учебников под редакцией Т.Я. Шпикаловой. 5-8
классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т.Я. Шпикалова,
Л.В. Ершова, Г.А. Покровская и др.; под ред. Т.Я. Шпикаловой.- М.:
Просвещение, 2012.
Армавир 2021

Личностные результаты освоения рабочей программы основного
общего образования по изобразительному искусству достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности. В центре программы по
изобразительному искусству в соответствии с ФГОС общего образования
находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных
результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ
российской идентичности; ценностные установки и социально значимые
качества личности; духовно-нравственное развитие обучающихся и
отношение школьников к культуре; мотивацию к познанию и обучению,
готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой
деятельности.
1. Патриотическое воспитание Осуществляется через освоение
школьниками содержания традиций, истории и современного развития
отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном,
прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма
в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной
жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным
подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и
трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного
пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории
народного искусства, его житейской мудрости и значения символических
смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной
форме, а в процессе собственной художественно-практической деятельности
обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и
творческому созиданию художественного образа.
2. Гражданское воспитание Программа по изобразительному
искусству направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям
мировой и отечественной культуры. При этом реализуются задачи
социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство
личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как
особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках предмета
«Изобразительное искусство» происходит изучение художественной
культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные
чувства обучающихся. Предмет способствует пониманию особенностей
жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических
идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих
художественных проектах создают условия для разнообразной совместной
деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства
личной ответственности.
3. Духовно-нравственное воспитание В искусстве воплощена
духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический,
художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого

составляет суть школьного предмета. Учебные задания направлены на
развитие внутреннего мира учащегося и воспитание его
эмоциональнообразной, чувственной сферы. Развитие творческого
потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя
как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и
коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству
способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к
миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству
общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой
жизни.
4. Эстетическое воспитание Эстетическое (от греч. aisthetikos —
чувствующий, чувственный) — это воспитание чувственной сферы
обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное,
безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство
понимается как воплощение в изображении и в создании предметнопространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд,
представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим
компонентом и условием развития социально значимых отношений
обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций
школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу
человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и
ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях
соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного
отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.
5. Ценности познавательной деятельности В процессе
художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством
ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т. е. в
соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир.
Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки
исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов
на уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурноисторической направленности.
6. Экологическое воспитание Повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем,
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде,
воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения
природы, её образа в произведениях искусства и личной художественнотворческой работе.
7. Трудовое воспитание Художественно-эстетическое развитие
обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной
художественно-творческой работы с освоением художественных материалов
и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность
формирует такие качества, как навыки практической (не теоретиковиртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования

реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от
создания реального практического продукта. Воспитываются качества
упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой
деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой
работы, работы в команде — обязательные требования к определённым
заданиям программы.
8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда В процессе
художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение
организация пространственной среды При этом школьники должны быть
активными участниками (а не только потребителями) её создания и
оформления пространства в соответствии с задачами образовательной
организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта
деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной
среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на
формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни
школьниками.
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности.
Тематическое
планирование
составлено
с
учетом
рабочей
программы воспитания и направлений воспитания, определенных в разделе
«Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений
науки и на основе отечественных традиций» Стратегии развития воспитания
в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение
правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р):
№
Направление
Код
направления
1. Гражданское воспитание
1
2. Патриотическое воспитание и формирование
2
российской идентичности
3. Духовное и нравственное воспитание на основе
3
российских национальных ценностей
4. Эстетическое воспитание(приобщение к культурному
4
наследию)
5. Популяризация научных знаний
5
6. Физическое воспитание и формирование культуры
6
здоровья
7. Трудовое воспитание и профессиональное
7
самоопределение
8. Экологическое воспитание
8

Раздел

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
Колич Темы
Колич Основные виды
ество
ество деятельности
часов
часов обучающихся (на

Основные
направлен
ия

Образ родной
земли в
изобразительно
м искусстве

9

Дары осени в
натюрморте

1

Колорит и
образный строй
натюрморта

1

уровне
универсальных
учебных действий)

воспитател
ьной
деятельнос
ти*

Воспринимать
натюрморт как жанр
изобразительного
искусства.
Понимать специфику
художественного
натюрморта в разные
исторические эпохи
Выполнять с натуры и
по воображению
натюрморт, включать
его в окружающее
пространство.
Передавать в
натюрморте
эмоциональное
состояние.

3,4,5,6,7,8

Осенние плоды в 2
твоем
натюрморте.
Чудо-дерево.
1

Делать зарисовки
предметов быта с натуры
и по представлению
Интерпретировать
натюрморты
голландских, испанских,
французских, русских
художников на основе
понимания
символического смысла
помещенных в них
предметов.

Красота
осеннего
пейзажа в
живописи и
графике.

Различать пейзаж как
1,2.3.4,5
жанр изобразительного
искусства.
Понимать, почему
художники любили
изображать природу.
Знать выдающихся
русских художников
пейзажистов – А.
Саврасова,
И. Левитана, И.
Шишкина, А. Куинджи.
Уметь предать в
пейзажном этюде
различные состояния
природы.
Понимать, почему
художники иногда
представляют мир не

2

Живая
старина.
Природные и
трудовые
циклы в
народной
культуре и
современной
жизни и их
образы в
искусстве

8

таким, каким его
привыкли видеть мы.
Выражать с помощью
линии смятение,
душевное волнение,
тревогу, ликование,
безмятежность,
умиротворение,
нежность, печаль, силу
и др.
Объяснять, какие
чувства вызывают
образы, созданные в
рисунках Рафаэля, Ван
Гога, Матисса и др.
художников.
Понимать, какими
средствами художники
достигли этого
впечатления.
Использовать в
художественнотворческой работе
различные средства
языка графики.

«Осенних дней
очарованье» в
книжной
графике.

2

Человек и земля
– кормилица.
Праздник
урожая, как
завершение
трудового и
природного
цикла
Ярмарка как
периодически
устраиваемый
торг и обмен
культурно–
промышленным
и товарами и
форма общения
между людьми
Зимняя пора в
живописи и
графике

1

Передавать в рисунке
с помощью штриха
светотеневые
отношения, фактуру
предмета.

1

Тон и тональные
отношения в живописи.
Основные
характеристики цвета:
цветовой тон, светлота,
насыщенность.

2

Понимать, почему
художники любили
изображать природу.
Уметь предать в
пейзажном этюде
различные состояния
природы.
Понимать, почему
художники иногда

1,2,3,4,5

1,2,3,4,5

Мудрость
народной
жизни в
искусстве

11

Делу – время,
потехе – час.
Искусство
вокруг нас.
Рукодельницы и
мастера
Герои сказок и
былин в
творчестве
мастеров
искусства
Памятники
древнерусской
архитектуры в
музеях под
открытым небом

Изба – творение
русских
мастеров древоделов

Изба – модель
мироздания

Лад народной
жизни и его
образы в

2

2

1

2

представляют мир не
таким, каким его
привыкли видеть мы.
Понимать роль
характера мазка в
передаче фактуры
предмета и общего
эмоционального
состояния содержания
художественного
произведения.

Самостоятельно
подбирать
графический
художественный
материал (карандаш,
перо/тушь, роллер,
пастель, уголь,
сангина),
соответствующий
художественному
замыслу и характеру
портретируемого.
Понимать скульптуру
как вид
изобразительного
искусства.
Различать специфику
и виды скульптуры.
Знать материалы
скульптуры.
Применять в
собственной
художественнотворческой
деятельности глину,
пластилин,
пластическую массу
или другие доступные
скульптурные
материалы.
1 Видеть и объяснять
различие станковой,
монументальной и
декоративной
скульптуры.
1 Знать и различать
анималистический
жанр в искусстве.

1,3,5,6,7,8

1,2,3,6,7,8

искусстве.
Традиции и
современность
Художник и
театр.
Декорации к
опере – сказке
«Снегурочка»
Художник и
театр. Образы
персонажей.
Народные
традиции в
сценическом
костюме к опере
– сказке
«Снегурочка»
Гулянье на
Широкую
Масленицу и
образы его в
искусстве

Традиции
оформления
праздничной
среды

Образ единения 6
человека и
природы в
искусстве

Животные братья наши
меньшие

Животное и его

1 Сказочный образ
Берендеевки

1,2,3,6,7,8

2 Выполнение эскизов
костюмов персонажей к
опере – сказке
«Снегурочка»

1 Различать понятия
1,2,3,6,7,8
«тема», «сюжет»,
«содержание» в
изобразительном
искусстве.
Получить опыт
интерпретации
художественного
произведения.
2 Описать сюжет
1,2,3,6,7,8
художественного
произведения.
Сравнить и раскрыть
содержание
произведений.
Выражать с помощью
линии смятение,
душевное волнение,
тревогу, ликование,
безмятежность,
умиротворение,
нежность, печаль, силу
и др.
1 Понимать, что в
1,2,3,6,7,8
основе любого
произведения искусства
лежит неравнодушное,
эмоциональное
отношение художника
к миру, понимание его
ценностей. Осознавать
условия рождения
художественного
образа.
1 Уметь создавать

повадки в
творчестве
скульпторов анималистов
Экологическая
тема в плакате

Троицына
неделя и ее
образы в
искусстве

Обрядовые
куклы
троицыной
недели.
Традиции и
современность

Раздел

яркий,
запоминающийся
художественный образ
1 Осознавать
лаконичность и
смысловую
насыщенность
содержания
информации,
представленной в
образной форме
художественного
произведения. .
Различать
художественное и
нехудожественное
изображения
2 Иметь представление
о специфике
художественных
языков разных видов
пластических искусств,
особенностях передачи
художественной
информации и
использовать в
собственной
художественнотворческой
деятельности.
Осознавать
художественный образ
как основу и цель
любого искусства.
1 Обрядовые куклы
Троицыной недели.
Технология
изготовления
тряпичной куклы

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
Колич Темы
Коли Основные виды
ество
честв деятельности
часов
о
обучающихся (на
часов уровне
универсальных
учебных действий)

1,2,3,4,4,5,6,
7,8

Основн
ые
направл
ения
воспита
тельной

деятельн
ости*
Образ
цветущей
природы вечная тема
в искусстве

6

Осенний букет
натюрморте
живописцев

в

1

Цветы на лаковых
подносах мастеров
из
Жостова
и
Нижнего Тагила

2

Осенние
росписи
подноса

цветы в
твоего 1

Цветочные мотивы в
искусстве народов 2
России, стран Запада
и Востока

Из прошлого
в настоящее.
Художествен
ный диалог
культур

10

Растительный
орнамент
в
искусстве Древнего
Египта

1

Зооморфные мотивы
в
искусстве
Древнего Египта

1

Изысканный декор
сосудов
Древней
Греции

1

3,4,5,6,7,8
Рассматривать
натюрморты
живописцев,
запечатлевших красоту
цветов в букетах
Сравнивать
изображение
цветочного мотива на
подносах
Нижнего
Тагила с росписью
Жостова
Характеризовать
художественные
изделия – лаковые
подносы, выполненные
народными мастерами
из Жостова, узнавать
своеобразную роспись
и
называть
ее
элементы.
Различать
формы,
цвета, строение цветов
в
природе
и
сравнивать
их
с
изображением
в
декоративно
–
прикладном искусстве
3,4,5,6,7,8
Рассматривать
произведения разных
видов
искусства,
украшенные
растительным
орнаментом.
Рассматривать образы
божеств в искусстве
Древнего
Египта.
Анализировать
аллегорическую форму
выражения
отвлеченных понятий
(священный жук – знак
солнца и др.)
Сопоставлять декор
чернофигурных
и
краснофигурных
ваз,
выявлять
связь
сюжетной росписи с
формой
сосудов,
узнавать сюжетно –
изобразительные

Древние орнаменты
в
творчестве
художников разного
времени

2

Орнаментальные
мотивы
художественном
текстиле Индии
русская набойка

2
в
и

Традиции
встречи
Нового
года
в
современной
культуре

1

« Новый год шагает
по планете…»
2

Исторически
е реалии в
искусстве
разных
народов

10

Каменные
стражи
России 12- 17 вв.

1

Рыцарский замок в

1

росписи
о
героях
мифов,
спортивных
состязаний и называть
их.
Сравнивать
современные
балхарские сосуды с
древнегреческими
амфорами,
находить
общее и различное в их
пластике и росписи вне
зависимости
от
поставленных задач в
разные эпохи разными
народными мастерами
Рассматривать
орнаментальное
оформление
изделий
декоративно
–
прикладного искусства,
архитектурных
рельефов
храмов
Индии. Высказывать
суждение
об
орнаментальном
искусстве Индии в
печатных и тканевых
рисунках.
3,4,5,7,8
Рассматривать
произведения разных
видов
искусства,
посвященные
традициям
встречи
Нового года, эскизы
театральных костюмов,
выполненные
К.А.Коровиным,
Л.С.Бакстом
Сравнивать
композицию и цветовое
решение
сцен
праздничного
карновала в работах
различных живописцев.
1,2,3,4,5,6
Рассматривать
крепостные
,7,8
сооружения
древнерусских городов.
Узнавать и называть
древнерусские крепость
России.
Рассматривать

культуре
средневековой
Европы. Романский
и готический стили в
архитектуре
Западной
Европы.
Синтез искусств.
Военное облачение
русского воина и
доспехи
западноевропейского
рыцаря в жизни и
искусстве

1

Батальная
композиция.
У
истоков
исторического жанра

1

Тема прекрасной
девы и женщины –
матери в искусстве

1

Личность женщины
в
портретно
–
исторической
композиции 19 –
начала 20 в.

1

Русский народный
костюм как
культурное
достояние нашего
Отечества

2

особенности
крепостной
архитектуры Западной
Европы. Определять
своими
словами
главное
в
архитектурном облике
замков разных стран.
Участвовать
в
обсуждении
своеобразия
образов
воинов – защитников
родной
земли,
созданных
в
произведениях разных
видов
изобразительного
искусства
России.
Особенности
изображения воина в
религиозном
и
светском искусстве
Рассматривать
батальные композиции
в
разных
видах
искусства(графика,
живопись, модельерное
искусство,
лаковая
миниатюра)
3,4,8
Рассматривать
произведения
иконописи и светской
живописи,
воссоздавшие
образ
женщины.
Участвовать
в
обсуждении
художественных
особенностей мастеров
России и Западной
Европы,
значения
костюма в портретно –
исторической
композиции
женской
фигуры.
Рассказывать из каких 1,3,4,5,8
элементов
состоит
северорусский
и
южнорусский комплекс
традиционной женской
одежды,
выявлять
разнообразие кроя и

Образ
8
времени года
в искусстве.
Весна – утро
года

«Возьмемся за руки,
друзья…»
Разноликий хоровод.
Вековые традиции
разных народов

2

Весенний
гомон
птичьих
стай
в
жизни и искусстве

2

Композиция «Живая
зыбь»

2

« Как хорош мир в
своей
красе
нежданной…»

2

Земля пробуждается

2

вышивки.
Рассматривать
традиционные
костюмы
народов
России. Рассказывать
об общем и различном
в народных костюмах
представителей
различных
народов
России
1,3,5,8
Рассматривать
произведения
пейзажного искусства и
анималистического
жанра отечественных и
зарубежных
художников,
воссоздавших
живописные
образы
весны
и
птиц.
Находить
в
них
признаки
реальной
природы
Находить
сходство
живописных образов с
действительностью.
3,4,5,7,8
Рассматривать
произведения
отечественных
художников, в которых
воссозданы
образы
Пасхи – праздника
Воскресения Христова,
весны, плодоносящих
сил природы.
Рассматривать
произведения
декоративно
–
прикладного искусства,
в
декоре
которых
присутствуют
разнообразные
природные мотивы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс
Раздел
Колич Темы
Колич Основные виды
ество
ество деятельности
часов
часов обучающихся (на
уровне
универсальных

Основн
ые
направл
ения
воспита

Человек и
среда в жизни
и
изобразительн
ом искусстве.

8

Природа мест, где
я живу

1

Красота
городского
сельского
пейзажа

1

О чем поведал
натюрморт

1

Атрибуты
искусства в твоем
натюрморте

2

Интерьер в
архитектуре и
изобразительном
искусстве

2

Интерьер
дома

Мир русской
дворянской
усадьбы как

8

и

твоего

Архитектурный
облик дворцовой
усадьбы 17 –

1

1

учебных действий)

тельной
деятельн
ости*

Рассматривать
живописные
и
графические пейзажи с
объектами архитектуры
отечественных
и
зарубежных
художников
Рассматривать
произведения
отечественных
и
зарубежных мастеров
пейзажной живописи
20 века. Сравнивать
их
с
работами
предшественников
Рассказывать, почему
художники обращаются
в своих произведениях
к созданию композиций
из
окружающих
предметов.
Сопоставлять
натюрморты
разных
художников.
Высказывать
свои
суждения и отношение
к ним.
Сопоставлять
разновидности
интерьера: дворцовый,
дворянский, усадебный,
интерьер культурных
сооружений,
общественных зданий,
купеческий,
крестьянский и др.
Рассматривать работы
отечественных
и
западноевропейских
живописцев
и
графиков.
Сопоставлять
изображения
интерьеров в работах
разных художников
Рассматривать
изображения дворцов и
парков,
усадебных

3,4,5,6,8

3,4,5,6,8

3,4,5,6,78

3,4,5,6,78

1,3,4,5,6,7
,8

достояние
художественн
ой культуры
и образ жизни
человека в
искусстве.

Народный
10
мастер –
носитель
национальной
культуры

второй половины
18 в. Особенности
паркостроения

комплексов
(и
их
интерьеров) и садово –
парковой архитектуры
в окрестностях Санкт Петербурга
1,3,4,5,6,7
Рассматривать
изображения парковых ,8
построек,
архитектурного облика
и интерьеров дворцов и
особняков дворянских
усадеб
Подмосковья.
Высказывать
свои
впечатления от
их
восприятия.

Подмосковные
дворянские
2
усадьбы и их
парки конца 18 –
середины 19 в.
Роль искусства в
организации
предметно
–
пространственной
среды человека и
его
духовной
жизни
Светский костюм
русского
1
дворянства 18 -19
столетий
Русская
скульптура 18 – 2
начала 19 в. в
пространстве
города,
дворянской
усадьбы и парка
Быт и традиции
русского
дворянства 18 –
начала
19
в.
жизни
и
искусстве

2

«Без вышивки в
доме
не
обойтись…»

2

«Разметные
травы,
цветы,
сказочные птицы
и
быстроногие
кони и олени» в
народной росписи

2

Выполнять наброски
по представлению или
описанию
элементов
дворянского костюма
Сопоставлять
скульптуры
разных
эпох
и
выявлять
особенности передачи
фигуры разных эпох и
выявлять особенности
передачи фигуры и
лица человека, его
костюма и динамики.
Рассматривать
живописные
произведения,
отражающие атмосферу
веселья светского или
религиозного
праздника,
традиционно
бытовавшую
в
дворянской среде.
Рассматривать
изделия, украшенные
традиционной
вышивкой,
и
традиционные
текстильные игрушки
Рассматривать
изделия из дерева,
выполненные
народными мастерами
из
Вологодской.
Архангельской,

1,3,4,5,6,7
,8

1,3,4,5,6,7
,8

по
дереву
в
разных регионах
России
«Каков
мастер,
такова и работа».
Глиняная
игрушка
–
свистулька
разных регионов
России

Человек в
различных
сферах
деятельности
в жизни и
искусстве.
Техника и
искусство

8

2

Русские
ювелирные
украшения
России 18 – 20 вв.
Традиции
и
современность

2

Весенняя ярмарка
- праздник
народного
мастерства и
традиционное
явление в
культуре России

2

Галактическая
птица

1

В
«конструкторском
бюро»
новых
космических
кораблей

2

Образ защитника
отечества
в
портретной
живописи 18 -20
вв.

2

нижегородской
областей. Вспомнить
знакомые виды росписи
Рассматривать
произведения народных
мастеров
–
игрушечников
из
Рязанской, Липетской,
Архангельской,
Тульской, Пензенской,
Костромской,
Нижегородской,
Курской областей.
1,3,4,5,6,7
Рассматривать
ювелирные украшения ,8
разных
регионов
России
в
фотоизображениях; в
праздничной
одежде
светских
дам
и
крестьянок
на
портретах, созданных
художниками
1,3,4,5,6,7
Рассматривать
произведения
,8
изобразительного
и
народного декоративно
–
прикладного
искусства, в которых
созданы
образы
народных ярмарок
Рассматривать
произведения
современных
художников на темы
космических
путешествий.
Рассказывать о своих
впечатлениях от них
Сопоставлять
конструкцию
разных
летательных аппаратов.
Называть
элементы
конструкции корпуса,
деталей.
Рассматривать
произведения
известных
отечественных
и
зарубежных
художников
18-19

1,2,3,4,5,6
,7,8

1,2,3,4,5,6
,7,8

Образ спортсмена
в
1
изобразительном
искусстве

«Спорт,
спорт»

спорт,

2

веков,
воссоздавших
образы славных героев,
защитников
своей
страны
Рассказывать
об
известных
спортсменах,
принесших
славу
России.
Сравнивать
современные
образы
спортсменов
с
образами
античных
героев
спортивных
состязаний
Рассматривать
произведения
художников 20 века, в
которых
мастерски
отражены спортивное
мужество и стремление
к победе начинающих и
опытных спортсменов

1,2,3,4,5,6
,7,8

1,2,3,4,5,6
,7,8

Тематическое планирование 8 класс
Раздел

Архитектура
и скульптура
России летопись
нашего
отечества и
родного края

Коли Темы
честв
о
часов

8

Колич
ество
часов

Основные виды
деятельности
обучающихся (на
уровне
универсальных
учебных
действий)

Основные
направления
воспитательн
ой
деятельности
*

Архитектура
городов России в
зеркале истории

2

1,2,3,4,5,6,7,8

Любимые места
твоего города (посёлка)

2

Рассматривать
архитектурные
сооружения российских городов
XVIII—XX вв.
Сравнивать
архитектурные
постройки разных
стилей. Находить
элементы стиля
классицизма в
архитектуре СанктПетербурга Москвы
и других городов.
Рассматривать
фотографии
памятников архи-

1,2,3,4,5,6,7,8

Монументаль
нодекоративное
искусство в
пространстве
культуры

8

Памятники
скульптуры и
мемориальные
архитектурные
сооружения в
честь великих
побед России

2

Твой вклад в
сохранение
памятников
культуры

2

Монументальнодекоративная
живопись в
архитектурной
среде. Фреска.
Сграффито.

Монументальнодекоративная живопись в
архитектурной
среде. Мозаика.

Монументальнодекоративная живопись в
архитектурной
среде. Витраж.

текторы и
произведения
художниковпейзажистов.
Определять
характерные для
русской живописи
архитектурные и
природные мотивы.
1,2,3,4,5,6,7,8
Рассматривать
мемориальные
памятники скульптуры и архитектуры,
мемориальные
ансамбли, которые
являются
бесценными
свидетелями
исторических
событий
Рассматривать
памятники истории и
культуры, входящие
в перечень объектов
культурного
наследия России.
2 Рассматривать
3,4,5,6,7,8
примеры памятников
монументальной
живописи,
выполненных в
техниках фрески и
сграффито, фрески
Древней Руси, эпохи
Возрождения.
2 Рассматривать
мозаичный ансамбль
Мавзолея Галлы
Плацидии, мозаики
Равенны (V—VI вв.),
собора Святой
Софии Киевской,
Исаакиевского
собора.
2 Рассматривать
витражи в храмовом
зодчестве Западной
Европы и стран
Востока,
Исаакиевском соборе
в Санкт-Петербурге;
в храме Архангела

Монументальнодекоративная живопись вокруг нас

Дизайн в
России.
Художественн
ое
проектирован
ие предметной
среды: от
функции к
форме и от
формы к
функции

8

Транспортные
средства.
Массовое
производство
легкового
автомобиля по
проектам
художниковдизайнеров,
конструкторов в
России
Общественный
транспорт

Функциональные
качества
интерьера и его
проектирование

Российская мода:
исторический
опыт XVIII-XX вв

Михаила «что в
бору» в Ярославской
области; «Ангел
молитвы».
2 Рассматривать
работы современных
мастеров различных
техник
монументальнодекоративной живописи.
1 Рассматривать
промышленные
транспортные
средства и
характеризовать их.
Определять характерные особенности
легкового и
грузового автомобилей.
1 Рассматривать
промышленные
транспортные
средства и
характеризовать их.
Определять характерные особенности
грузового
автомобиля и автобуса.
2 Рассматривать
дизайнерские
разработки мебели и
интерьеров.
Высказывать
суждения о функциональном назначении
предметов интерьера
и их декоративном
решении.
1 Рассматривать
одежду XVIII—XX
вв. Сравнивать
конструктивные
решения одежды
разнообразных
художественных
стилей модельеров
(Н. П. Ламановой, В.
Степановой, Л.

3,4,5,6,7,8

3,4,5,6,7,8

3,4,5,6,7,8

3,4,5,6,7,8

Искусство
10
конца xix начала xx в.
поиск новых
художественн
ых форм
изображения
действительн
ости.
Утверждение
принципов
социалистиче
ского
реализма в
искусстве 30-х
гг. xx в. и
дальнейшее
его развитие

Мода и дизайн
одежды:
молодёжный
стиль 60-х гг. ЮС
в.

1

Фольклорное
направление в
моде второй
половины XX в.

1

Спортивный
стиль одежды

1

Художественные
поиски свободы в
искусстве конца
XIX — начала XX
в. Отношение
искусства к
действительности:
субъективное
отношение к
предметному
миру

2

Поповой, Е.
Прибыльской, Н.
Макаровой и др.)
Рассматривать
фотографии с
моделями одежды,
созданными
современными
зарубежными
модельерами.
Сравнивать
пластические и
декоративные
решения моделей.
Рассказывать, что
восхищает тебя в
одежде,
выполненной в фолкстиле разными
модельерами.
Рассматривать
фотографии моделей
спортивной одежды.
Рассказывать о
дизайнерском
подходе к
рациональности
формы,
конструкторскотехнологическом
решении и
эстетической
функции спортивной
одежды.
Рассматривать
живописные
произведения отечественных и
зарубежных
художников конца
XIX — начала XX в.,
которые отражают
процесс поиска
новых
художественных
форм в искусстве
живописи,
раскрывают
основные
особенности
авангардного
направления в

3,4,5,6,7,8

3,4,5,6,7,8

3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

Художественные
поиски свободы в
искусстве конца
XIX — начала XX
в. Отношение
искусства к
действительности:
анализ и отказ от
предметного мира
От примитивизма
к абстракции

Русский авангард
в декоративноприкладном
искусстве.
Агитационный
фарфор.

Художественная
афиша: от модерна к авангарду

Советское
искусство.
Соцреализм

живописи — кубизма
1 Рассматривать
1,2,3,4,5,6,7,8
произведения
выдающихся
художников конца
XIX — начала XX в.
различных
направлений.
1 Рассматривать
произведения
самобытных русских
художников конца
начала XX в.,
художников,
обратившихся к
искусству городского
фольклора и ставших
основателями
русского авангарда.
2 Участвовать в
обсуждении
отражения в агитационном фарфоре
важнейших событий,
новых тем, новой
символики и новых
приёмов композиции, развития
агитационного
фарфора на основе
лучших традиций
искусства прошлого.
2 Рассматривать
произведения
художников-плакатистов первой трети
XX в. в области
художественной
рекламы. Выявлять
актуальные темы
рекламных плакатов.
1 Рассматривать
произведения
художников, чьё
творчество
принадлежало к
искусству
социалистического
реализма.

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

Музей в
современной
культуре. Наш
школьный музей

1 Рассматривать
экспонаты
крупнейших музеев
мира, ведущих
национальных
музеев России, а
также музеев других
больших и малых
российских городов.

1,2,3,4,5,6,7,8

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания НМК ЭО ВВ
МАОУ-СОШ №11 им
В.В.Рассохина
от ___________ 20__ года № 1
___________ Орловская Л.А.
.

Заместитель директора по УМР
________ Гюльназарян Н.Е.
подпись
Ф.И.О.
______________ 20__ года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».