МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Муниципальное образование город Армавир МАОУ лицей № 11 им. В.В.Рассохина РАССМОТРЕНО МО учителей начальных классов СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР УТВЕРЖДЕНО Директор ______________Рубан И.А. ______________Козлова А.А. ______________Абелян А.М. Протокол №1 Протокол №1 Приказ №1 от "29" августа2022 г. от "29" августа 2022 г. от "01" сентября2022 г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 11F9EA5C1242AC113CC7FAD70EFBDE5CCDC451CF Владелец: Абелян Арменуи Мартиновна Действителен: с 20.12.2021 до 20.03.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3246241) учебного предмета «Математика» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Коробицина Ольга Анатольевна учитель начальных классов Армавир 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания. В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания: — Освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий. — Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события). — Обеспечение математического развития младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.). — Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни. В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника: — понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.); — математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы); — владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения). Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни - возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема). В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы. На изучение математики в 1 классе отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация». Числа и величины Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта. Десяток. Счёт предметов, запись результата цифрами. Число и цифра 0 при измерении, вычислении. Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и двузначные числа. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними. Арифметические действия Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Вычитание как действие, обратное сложению. Текстовые задачи Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие. Пространственные отношения и геометрические фигуры Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений. Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки на листе в клетку; измерение длины отрезка в сантиметрах. Математическая информация Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер). Группировка объектов по заданному признаку. Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда. Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов. Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными (значениями данных величин). Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины, изображением геометрической фигуры. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Универсальные познавательные учебные действия: — наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире; — обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий; — понимать назначение и необходимость использования величин в жизни; — наблюдать действие измерительных приборов; — сравнивать два объекта, два числа; распределять объекты на группы по заданному основанию; — копировать изученные фигуры, рисовать от руки по собственному замыслу; приводить примеры чисел, геометрических фигур; — вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность). Работа с информацией: — понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема; — читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной форме. Универсальные коммуникативные учебные действия: — характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку; — комментировать ход сравнения двух объектов; описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче; — описывать положение предмета в пространстве различать и использовать математические знаки; — строить предложения относительно заданного набора объектов. Универсальные регулятивные учебные действия: — принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности; — действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией; — проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности; — проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия. Совместная деятельность: — участвовать в парной работе с математическим материалом; — выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнёра, спокойно и мирно разрешать конфликты. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: — осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; — развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; — применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат; — осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде; — применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям; — работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности; — оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем; — оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; — стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия. Универсальные познавательные учебные действия: 1) Базовые логические действия: — устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); — применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; — приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач; — представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой. 2) Базовые исследовательские действия: — проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики; — понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; — применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов) 3) Работа с информацией: — находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; — читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель); — представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи; — принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации. Универсальные коммуникативные учебные действия: — конструировать утверждения, проверять их истинность; — строить логическое рассуждение; — использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; — формулировать ответ; — комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии; — в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения; — создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка); — ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; — составлять по аналогии; . самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным. Универсальные регулятивные учебные действия: 1) Самоорганизация: — планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; — выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения. 2) Самоконтроль: — осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их; — выбирать и при необходимости корректировать способы действий; — находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок. 3) Самооценка: — предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным); — оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику. Совместная деятельность: — участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров); — согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации; — осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 1 классе обучающийся научится: — читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20; — пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта; — находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число; — выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) без перехода через десяток; называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность); — решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос); — сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже); — знать и использовать единицу длины — сантиметр; измерять длину отрезка, чертить отрезок заданной длины (в см); — различать число и цифру; распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (квадрат), отрезок; — устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под; — распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного набора объектов/предметов; — группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни; — различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное/данные из таблицы; — сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры); распределять объекты на две группы по заданному основанию. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Числа 1.1. Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. 9 0 0 01.09.2022 16.09.2022 Игровые упражнения по различению количества предметов (зрительно, на слух, установлением соответствия), числа и цифры, представлению чисел словесно и письменно; Работа в парах/ группах. Формулирование ответов на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?», «На сколько больше?», «На сколько меньше?», «Что получится, если увеличить/уменьшить количество на 1, на 2?» — по образцу и самостоятельно; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 1.2. Единица счёта. Десяток. 2 0 0 19.09.2022 21.09.2022 Практические работы по определению длин предложенных предметов с помощью заданной мерки, по определению длины в сантиметрах; Словесное описание группы предметов, ряда чисел; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 1.3. Счёт предметов, запись результата цифрами. 1 0 0 22.09.2022 23.09.2022 Чтение и запись по образцу и самостоятельно групп чисел, геометрических фигур в заданном и самостоятельно установленном порядке; Обсуждение: назначение знаков в математике, обобщение представлений; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 1.4. Порядковый номер объекта при заданном порядке счёта. 1 0 0 26.09.2022 27.09.2022 Цифры; знаки сравнения, равенства, арифметических действий; Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение, упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 1.5. Сравнение чисел, сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. 1 0 0 28.09.2022 29.09.2022 Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение, упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5; Работа с таблицей чисел: наблюдение, установление закономерностей в расположении чисел; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 1.6. Число и цифра 0 при измерении, вычислении. 1 0 0 30.09.2022 03.10.2022 Работа в парах/группах. Формулирование вопросов, связанных с порядком чисел, увеличением/уменьшением числа на несколько единиц, установлением закономерности в ряду чисел; Моделирование учебных ситуаций, связанных с применением представлений о числе в практических ситуациях. Письмо цифр; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 1.7. Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. 1 0 0 04.10.2022 05.10.2022 Работа в парах/группах. Формулирование вопросов, связанных с порядком чисел, увеличением/уменьшением числа на несколько единиц, установлением закономерности в ряду чисел; Моделирование учебных ситуаций, связанных с применением представлений о числе в практических ситуациях. Письмо цифр; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 1.8. Однозначные и двузначные числа. 2 0 0 06.10.2022 07.10.2022 Работа с таблицей чисел: наблюдение, установление закономерностей в расположении чисел; Работа в парах/группах. Формулирование вопросов, связанных с порядком чисел, увеличением/уменьшением числа на несколько единиц, установлением закономерности в ряду чисел; Моделирование учебных ситуаций, связанных с применением представлений о числе в практических ситуациях. Письмо цифр; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 1.9. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц 2 0 0 10.10.2022 13.10.2022 Работа с таблицей чисел: наблюдение, установление закономерностей в расположении чисел; Работа в парах/группах. Формулирование вопросов, связанных с порядком чисел, увеличением/уменьшением числа на несколько единиц, установлением закономерности в ряду чисел; Моделирование учебных ситуаций, связанных с применением представлений о числе в практических ситуациях. Письмо цифр; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 Итого по разделу 20 Раздел 2. Величины 2.1. Длина и её измерение с помощью заданной мерки. 1 0 0 14.10.2022 17.10.2022 Знакомство с приборами для измерения величин; Линейка как простейший инструмент измерения длины; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 2.2. Сравнение без измерения: выше — ниже, шире — уже, длиннее — короче, старше — моложе, тяжелее — легче. 2 0 0 18.10.2022 21.10.2022 Наблюдение действия измерительных приборов; Понимание назначения и необходимости использования величин в жизни; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 2.3. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними. 4 0 0 24.10.2022 28.10.2022 Использование линейки для измерения длины отрезка; Коллективная работа по различению и сравнению величин; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 Итого по разделу Раздел 3. Арифметические действия 7 3.1. Сложение и вычитание чисел в пределах 20. 10 0 0 07.11.2022 22.11.2022 Учебный диалог: «Сравнение практических (житейских) ситуаций, требующих записи одного и того же арифметического действия, разных арифметических действий»; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 3.2. Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Знаки сложения и вычитания, названия компонентов действия. Таблица сложения. Переместительное свойство сложения. 11 0 0 23.11.2022 09.12.2022 Практическая работа с числовым выражением: запись, чтение, приведение примера (с помощью учителя или по образцу), иллюстрирующего смысл арифметического действия; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 3.3. Вычитание как действие, обратное сложению. 3 0 0 12.12.2022 14.12.2022 Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с использованием числовой ленты, по частям и др.; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 3.4. Неизвестное слагаемое. 3 0 0 15.12.2022 20.12.2022 Использование разных способов подсчёта суммы и разности, использование переместительного свойства при нахождении суммы; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 3.5. Сложение одинаковых слагаемых. Счёт по 2, по 3, по 5. 3 0 0 21.12.2022 27.12.2022 Пропедевтика исследовательской работы: перестановка слагаемых при сложении (обсуждение практических и учебных ситуаций); Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 3.6. Прибавление и вычитание нуля. 1 0 0 09.01.2023 10.01.2023 Моделирование. Иллюстрация с помощью предметной модели переместительного свойства сложения, способа нахождения неизвестного слагаемого. Под руководством педагога выполнение счёта с использованием заданной единицы счёта; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/lesson/63923829 3.7. Сложение и вычитание чисел без перехода и с переходом через десяток. 6 0 0 11.01.2023 20.01.2023 Работа в парах/группах: проверка правильности вычисления с использованием раздаточного материала, линейки, модели действия, по образцу; обнаружение общего и различного в записи арифметических действий, одного и того же действия с разными числами; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 3.8. Вычисление суммы, разности трёх чисел. 3 0 0 23.01.2023 26.01.2023 Дидактические игры и упражнения, связанные с выбором, составлением сумм, разностей с заданным результатом действия; сравнением значений числовых выражений (без вычислений), по результату действия; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 Итого по разделу Раздел 4. Текстовые задачи 40 4.1. Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. 3 0 0 27.01.2023 01.02.2023 Коллективное обсуждение: анализ реальной ситуации, представленной с помощью рисунка, иллюстрации, текста, таблицы, схемы (описание ситуации, что известно, что не известно; условие задачи, вопрос задачи); Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 4.2. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. 3 0 0 02.02.2023 08.02.2023 Обобщение представлений о текстовых задачах, решаемых с помощью действий сложения и вычитания («на сколько больше/меньше», «сколько всего», «сколь-ко осталось»). Различение текста и текстовой задачи, представленного в текстовой задаче; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 4.3. Выбор и запись арифметического действия для получения ответа на вопрос. 3 0 0 09.02.2023 10.02.2023 Соотнесение текста задачи и её модели; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 4.4. Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. 5 0 0 20.02.2023 28.02.2023 Моделирование: описание словами и с помощью предметной модели сюжетной ситуации и математическогоотношения. Иллюстрация практической ситуации с использованием счётного материала. Решение текстовой задачи с помощью раздаточного материала. Объяснение выбора арифметического действия для решения, иллюстрация хода решения, выполнения действия на модели; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 4.5. Обнаружение недостающего элемента задачи, дополнение текста задачи числовыми данными (по иллюстрации, смыслу задачи, её решению). 2 0 0 01.03.2023 03.03.2023 Моделирование: описание словами и с помощью предметной модели сюжетной ситуации и математическогоотношения. Иллюстрация практической ситуации с использованием счётного материала. Решение текстовой задачи с помощью раздаточного материала. Объяснение выбора арифметического действия для решения, иллюстрация хода решения, выполнения действия на модели; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 Итого по разделу 16 Раздел 5. Пространственные отношения и геометрические фигуры 5.1. Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений. 3 0 0 06.03.2023 10.03.2023 Распознавание и называние известных геометрических фигур, обнаружение в окружающем мире их моделей; Игровые упражнения: «Угадай фигуру по описанию», «Расположи фигуры в заданном порядке», «Найди модели фигур в классе» и т. п.; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 5.2. Распознавание объекта и его отражения. 2 0 0 13.03.2023 14.03.2023 Практическая деятельность: графические и измерительные действия в работе с карандашом и линейкой: копирование, рисование фигур по инструкции; Анализ изображения (узора, геометрической фигуры), называние элементов узора, геометрической фигуры; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 5.3. Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. 3 0 0 15.03.2023 17.03.2023 Творческие задания: узоры и орнаменты. Составление инструкции изображения узора, линии (по клеткам); Составление пар: объект и его отражение; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 5.4. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки; измерение длины отрезка в сантиметрах. 4 0 0 29.03.2023 04.04.2023 Практические работы: измерение длины отрезка, ломаной, длины стороны квадрата, сторон прямоугольника. Комментирование хода и результата работы; установление соответствия результата и поставленного вопроса; Ориентировка в пространстве и на плоскости (классной доски, листа бумаги, страницы учебника и т. д.). Установление направления, прокладывание маршрута; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/lesson/63923829 5.5. Длина стороны прямоугольника, квадрата, треугольника. 4 0 0 05.04.2023 11.04.2023 Учебный диалог: обсуждение свойств геометрических фигур (прямоугольника и др.); сравнение геометрических фигур (по форме, размеру); сравнение отрезков по длине; Предметное моделирование заданной фигуры из различных материалов (бумаги, палочек, трубочек, проволоки и пр.), составление из других геометрических фигур; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 5.6. Изображение прямоугольника, квадрата, треугольника. 4 0 0 12.04.2023 18.04.2023 Учебный диалог: обсуждение свойств геометрических фигур (прямоугольника и др.); сравнение геометрических фигур (по форме, размеру); сравнение отрезков по длине; Предметное моделирование заданной фигуры из различных материалов (бумаги, палочек, трубочек, проволоки и пр.), составление из других геометрических фигур; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 Итого по разделу 20 Раздел 6. Математическая информация 6.1. Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер); выбор предметов по образцу (по заданным признакам). 1 0 0 19.04.2023 20.04.2023 Коллективное наблюдение: распознавание в окружающем мире ситуаций, которые целесообразно сформулировать на языке математики и решить математическими средствами; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 6.2. Группировка объектов по заданному признаку. 2 0 0 21.04.2023 26.04.2023 Наблюдение за числами в окружающем мире, описание словами наблюдаемых фактов, закономерностей; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 6.3. Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда. 2 0 0 27.04.2023 01.05.2023 Ориентировка в книге, на странице учебника, использование изученных терминов для описания положениярисунка, числа, задания и пр. на странице, на листе бумаги; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 6.4. Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов. 2 0 0 02.05.2023 05.05.2023 Работа с наглядностью — рисунками, содержащими математическую информацию. Формулирование вопросов и ответов по рисунку (иллюстрации, модели). Упорядочение математических объектов с опорой на рисунок, сюжетную ситуацию и пр.; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 6.5. Чтение таблицы (содержащей не более четырёх данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу 3 0 0 08.05.2023 11.05.2023 Дифференцированное задание: составление предложений, характеризующих положение одного предмета относительно другого. Моделирование отношения («больше», «меньше», «равно»), переместительное свойство сложения; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 6.6. Чтение рисунка, схемы 1—2 числовыми данными (значениями данных величин). 2 0 0 12.05.2023 16.05.2023 Работа в парах/группах: поиск общих свойств групп предметов (цвет, форма, величина, количество, назначение и др.). Таблица как способ представления информации, полученной из повседневной жизни (расписания, чеки, меню и т.д.); Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 6.7. Выполнение 1—3-шаговых инструкций, связанных с вычислениями, измерением длины, построением геометрических фигур. 3 0 0 17.05.2023 25.05.2023 Знакомство с логической конструкцией «Если … , то …».Верно или неверно: формулирование и проверка предложения; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/12/1/ https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/math https://education.yandex.ru/lab/classes/720327/ library/mathematics/tab/timeline/ lesson/63923829 0 0 Итого по разделу: 15 Резервное время 14 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 132 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля работы работы 1. Зачем людям математика. Выделение различных признаков сравнения объектов. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 2. Зачем людям математика. Выделение различных признаков сравнения объектов. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 3. Сравнение предметов. 1 Относительность проводимых сравнений. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 4. Сравнение предметов. 1 Относительность проводимых сравнений. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 5. Сравнение предметов по 1 форме. Выделение различных признаков сравнения объектов (цвет, размер, форма). 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 6. Сравнение предметов по 1 форме. Выделение различных признаков сравнения объектов (цвет, размер, форма). 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 7. Сравнение предметов по 1 размеру. Порядковый счет предметов. Рассмотрение различных параметров сравнения объектов (высокийнизкий, выше-ниже, широкийузкий, шире-уже, далекийблизкий, дальше-ближе, тяжелый-легкий, тяжелеелегче). 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 8. Сравнение предметов по 1 размеру. Порядковый счет предметов. Рассмотрение различных параметров сравнения объектов (высокийнизкий, выше-ниже, широкийузкий, шире-уже, далекийблизкий, дальше-ближе, тяжелый-легкий, тяжелеелегче). 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 9. Сравнение предметов по 1 положению в пространстве. Выделение различных признаков сравнения объектов (цвет, размер, форма, ориентация на плоскости или в пространстве). Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости: «посередине», «между». Упорядочивание по времени («раньше», «позже») на основе информации, полученной по рисункам. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 10. Сравнение предметов по 1 положению в пространстве. Выделение различных признаков сравнения объектов (цвет, размер, форма, ориентация на плоскости или в пространстве). Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости: «посередине», «между». Упорядочивание по времени («раньше», «позже») на основе информации, полученной по рисункам. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 11. Сравнение предметов по 1 количеству. Преобразование заданных объектов по одному или нескольким признакам. Сравнение количества предметов в группах. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 12. Сравнение предметов по 1 количеству. Преобразование заданных объектов по одному или нескольким признакам. Сравнение количества предметов в группах. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 13. Знакомство с линией и точкой. Рассмотрение различных параметров сравнения объектов: (вышениже). 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 14. Знакомство с линией и точкой. Рассмотрение различных параметров сравнения объектов: (вышениже). 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 15. Взаимное расположение 1 линий и точек. Линии и точки. Их взаимное расположение. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 16. Взаимное расположение 1 линий и точек. Линии и точки. Их взаимное расположение. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 17. Сравнение предметов и множеств по разным признакам. Рассмотрение параметров абсолютного (много-мало) и относительного (большеменьше) сравнения. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 18. Знакомство с понятием «знак», видами знаков. Число как инвариантная характеристика количества элементов группы. Счет предметов. Цифры как знаки, используемые для записи чисел. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 19. Число и цифра 1. Число как 1 инвариантная характеристика количества элементов группы. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 20. Число и цифра 4. Число как 1 инвариантная характеристика количества элементов группы. Установление закономерности и продолжение ряда объектов в соответствии с установленной закономерностью. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 21. Число и цифра 6. Число как 1 инвариантная характеристика количества элементов группы. Составление рассказов математического содержания по рисунку. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 22. Равенство. Числовые равенства. Установление отношений «равно» между числами. Знаки, используемые для обозначения этих отношений (=). 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 23. Число и цифра 9. Число как 1 инвариантная характеристика количества элементов группы. Установление закономерности и продолжение ряда объектов в соответствии с установленной закономерностью. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 24. Неравенство. Установление отношений «больше», «меньше», между числами. Знаки, используемые для обозначения этих отношений (>, <). 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 1 25. Знаки сравнения. Числовые неравенства. Установление отношений «больше», «меньше», «равно» между числами. Знаки, используемые для обозначения этих отношений (>, <, =). 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 26. Число и цифра 5. Счет 1 предметов. Цифры как знаки, используемые для записи чисел. Упорядочивание нескольких данных рисунков и создание по ним сюжета, включающего математические отношения. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 27. Число и цифра 3. Состав чисел первого десятка (рассмотрение случаев получения чисел из двух и большего количества слагаемых). 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 28. Число и цифра 3. 1 Упорядочивание и его многовариантность. Установление закономерности и продолжение ряда объектов в соответствии с установленной закономерностью. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 29. Прямая. Числовые равенства и неравенства. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 30. Число и цифра 2. Знакомство с простейшими способами упорядочивания в математике: расположение в порядке возрастания или в порядке убывания. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 31. Число и цифра 7. Состав чисел первого десятка (рассмотрение случаев получения чисел из двух и большего количества слагаемых). 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 32. Проведение линий через 1 точку. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Установление закономерности и продолжение ряда объектов в соответствии с установленной закономерностью. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 33. Число и цифра 8. Состав чисел первого десятка (рассмотрение случаев получения чисел из двух и большего количества слагаемых). 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 34. Знакомство с понятием «луч». 1 Сходство и различие между прямой, лучом. Построение прямых, лучей с помощью чертежной линейки. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 35. Знакомство с понятием «отрезок». Сходство и различие между прямой, лучом и отрезком. Построение прямых, лучей и отрезков с помощью чертежной линейки. Знакомство с простейшими таблицами. Их чтение. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 36. Знакомство с понятием «ломаная». Знакомство с простейшими способами упорядочивания в математике: расположение в порядке возрастания или в порядке убывания. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 37. Элементы ломаной. 1 Обозначение ломаной буквами. Обозначение прямых, лучей и отрезков буквами латинского алфавита. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 38. Знакомство с терминами «В порядке увеличения», «в порядке уменьшения». 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 39. Обобщающий урок. 1 Математический калейдоскоп. Установление закономерности и продолжение ряда объектов в соответствии с установленной закономерностью. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 40. Знакомство с понятием «натуральные числа». Знакомство с натуральным рядом чисел в пределах однозначных чисел. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 41. Упорядочение чисел. Основные свойства натурального ряда. Знакомство с простейшими таблицами. Заполнение готовой таблицы (запись недостающих данных в ячейки). 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 42. Натуральные числа. Знакомство с натуральным рядом чисел в пределах однозначных чисел. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 43. Натуральный ряд чисел. Знакомство с натуральным рядом чисел в пределах однозначных чисел. Дополнение нескольких связанных между собой рисунков недостающим для завершения предложенного сюжета. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 44. Свойства упорядоченности и бесконечности числового ряда. Основные свойства натурального ряда. Знакомство с простейшими столбчатыми диаграммами. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 45. Знакомство с числом 0. Число 1 «нуль», его запись и место среди других однозначных чисел. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «над», «под», «перед», «за», «посередине», «между». 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 46. Сложение как объединение множеств. Представление о действии сложения. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 47. Знакомство с действием сложения. Составление рассказов математического содержания по рисунку. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 48. Знак сложения (+).Составление рассказов математического содержания по рисунку. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 49. Термины: сумма, значение 1 суммы. Числовые равенства и неравенства. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 50. Термины: слагаемые. Выполнение сложения различными способами: пересчитыванием, присчитыванием, движением по натуральному ряду. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 1 51. Состав числа 7. Состав чисел первого десятка (рассмотрение случаев получения чисел из двух и большего количества слагаемых). 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 52. Состав числа 8. Состав чисел первого десятка (рассмотрение случаев получения чисел из двух и большего количества слагаемых). Взаимное расположение на плоскости прямых, лучей и отрезков. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 53. Состав числа 8. Состав чисел первого десятка (рассмотрение случаев получения чисел из двух и большего количества слагаемых). Знакомство с простейшими столбчатыми диаграммами. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 54. Выполнение сложения 1 различными способами: пересчитыванием, присчитыванием. Обозначение прямых, лучей и отрезков буквами латинского алфавита. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 55. Выполнение сложения различными способами: движением по натуральному ряду. Выполнение действий в указанной последовательности (простейшая инструкция). Установление истинности утверждений. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 1 56. Прибавление чисел 1 и 2. Выполнение сложения различными способами: пересчитыванием, присчитыванием, движением по натуральному ряду. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 57. Замкнутые и незамкнутые линии. Состав чисел первого десятка (рассмотрение случаев получения чисел из двух и большего количества слагаемых). 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 58. Замкнутые и незамкнутые 1 ломаные. Выполнение сложения различными способами: пересчитыванием, присчитыванием, движением по натуральному ряду. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 59. Представление о действии 1 вычитания. Знак вычитания (). Термины, связанные с вычитанием: разность, значение разности. Составление рассказов математического содержания по рисунку. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 60. Сложение и вычитание. Пересечение линий. Пересекающиеся и непересекающиеся прямые, лучи и отрезки. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 61. Знакомство с компонентами вычитания. Термины, связанные с вычитанием: уменьшаемое, вычитаемое. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 62. Выполнение вычитания различными способами: пересчитыванием остатка, отсчитыванием по единице, движением по натуральному ряду. Изменение объекта в соответствии с информацией, содержащейся в схеме. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 63. Вычитание. Установление отношений «больше», «меньше», «равно» между числами. Выполнение действий в указанной последовательности (простейшая инструкция). Установление истинности утверждений. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 64. Выполнение вычитания различными способами: пересчитыванием остатка, отсчитыванием по единице, движением по натуральному ряду. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 65. Выполнение сложения и вычитания различными способами. Контроль результатов. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 66. Выполнение сложения и вычитания различными способами. Контроль результатов. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 67. Сложение с нулем. Выполнение сложения различными способами: пересчитыванием, присчитыванием, движением по натуральному ряду. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 68. Таблица сложения с числами 1 и 2. Связь между действиями сложения и вычитания. Вычитание нуля из натурального числа. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 69. Таблица сложения с числами 3 и 4. Связь между действиями сложения и вычитания. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 70. Переместительное свойство сложения. Таблица сложения с числом 5. Выполнение действий в указанной последовательности (простейшая инструкция). 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 71. Переместительное свойство сложения. Таблица сложения с числами 6, 7 и 8. Дополнение нескольких связанных между собой рисунков недостающим для завершения предложенного сюжета. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 72. Прямоугольник. Связь между действиями сложения и вычитания. Использование таблицы сложения для выполнения вычитания на основе этой связи. Числовые равенства и неравенства. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 73. Составление таблицы сложения на основе получения чисел с помощью двух однозначных натуральных слагаемых. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 74. Переместительное свойство 1 сложения. Сокращение таблицы сложения на основе использования этого свойства. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 75. Приемы запоминания таблицы сложения. Сокращение таблицы сложения на основе расположения чисел в натуральном ряду. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 76. Понятие выражения. Нахождение значения выражения. Осознание относительности расположения предметов в зависимости от положения наблюдателя. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 77. Разностное сравнение. 1 Использование свойств арифметических действий для рационализации вычислений. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 78. Сравнение чисел с помощью вычитания. История мер длины. Понятие мерки. Сравнение длин отрезков с помощью произвольно выбранных мерок. Числовое выражение длины отрезка в зависимости от выбранной мерки. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 79. Знакомство с общепринятыми 1 единицами измерения длины: сантиметром (см). Знакомство с инструментами для измерения длины: измерительной линейкой, складным метром, рулеткой. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 80. Измерение отрезков. Длина отрезка. Сравнение длин отрезков или их моделей визуально или практически (приложением, наложением). 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 81. Сантиметр. Измерение 1 отрезков. Знакомство с инструментами для измерения длины: измерительной линейкой. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 82. Выполнение вычитания 1 различными способами. Подготовка к введению понятия «задача». Знакомство с простейшими схемами. Их чтение. Заполнение готовой таблицы (запись недостающих данных в ячейки). 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 83. Знакомство с понятие «задача». Связь между действиями сложения и вычитания. Текстовая арифметическая задача как особый вид математического задания. Отличие задачи от математического рассказа. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 84. Выбор задачи из текстов. 1 Использование свойств арифметических действий для рационализации вычислений. Решение простых задач на сложение и вычитание, в том числе задач, содержащих отношения «больше на …», «меньше на …». 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 85. Верные и неверные равенства 1 и неравенства. Решение простых задач на сложение и вычитание, в том числе задач, содержащих отношения «больше на …», «меньше на …». 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 86. Изменение текста до получения задачи. Взаимное расположение на плоскости прямых, лучей и отрезков. Пересекающиеся и непересекающиеся прямые, лучи и отрезки. Взаимное расположение различных линий с точками, прямыми, лучами и отрезками. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 87. Составление задачи по рисункам. Составление, дополнение, изменение текстов задач по рисункам, схемам, незавершенным текстам, выполненным решениям. Числовые равенства и неравенства. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 88. Алгоритм решения простых 1 задач. Запись задачи в виде схемы. Связь между действиями сложения и вычитания. Использование таблицы сложения для выполнения вычитания на основе этой связи. Установление закономерности и продолжение ряда объектов в соответствии с установленной закономерностью. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 89. Задачи на увеличение числа на несколько единиц. Решение простых задач на сложение, в том числе задач, содержащих отношения «больше на …». Нахождение значения выражения. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 90. Составление задач. Запись задачи в виде схемы. Верные и неверные равенства и неравенства. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 91. Математические выражения с 1 несколькими действиями. Порядок выполнения действий в выражениях без скобок. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 92. Математический калейдоскоп. 1 Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «над», «под», «перед», «за», «посередине», «между», а также их сочетания (например, «вверху слева» и т.д.). 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 93. Буквы латинского алфавита. Построение углов. Их обозначение буквами латинского алфавита. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 1 94. Первое представление об угле 1 как о фигуре, образованной двумя лучами, выходящими из одной точки. Знак, обозначающий угол при письме. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 95. Виды углов. Прямой, острый и тупой углы. Выделение среди четырехугольников прямоугольника, среди прямоугольников - квадрата. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 96. Установление вида угла с помощью угольника. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 97. Первое представление о 1 многоугольнике. Классификация многоугольников по числу углов. Простейший многоугольник - треугольник. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 98. Знакомство с числом 10. Чтение и запись двузначных чисел. Знакомство с простейшими столбчатыми диаграммами. Их чтение. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 99. Состав числа 10. Состав чисел 1 второго десятка (рассмотрение случаев получения чисел из двух и большего количества слагаемых). 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 100. Десяток как новая единица счета. Счет десятками в пределах двузначных чисел. Решение простых задач на сложение и вычитание. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 101. Чтение и запись двузначных чисел первых четырех десятков. Сравнение изученных чисел. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 102. Знакомство с общепринятыми 1 единицами измерения длины: сантиметром (см), дециметром (дм) и метром (м). Соотношения: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м. Нахождение неизвестных компонентов сложения или вычитания. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 103. Числа 11 и 12. Чтение и запись двузначных чисел. Устная и письменная нумерация в пределах изученных чисел. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 104. Числа второго десятка. Чтение 1 и запись двузначных чисел. Запись задачи в виде схемы. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 105. Состав чисел второго десятка (рассмотрение случаев получения чисел из двух и большего количества слагаемых). Нахождение неизвестных компонентов сложения. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 106. Сложение и вычитание чисел во втором десятке. Связь между действиями сложения и вычитания. Решение простых задач на сложение и вычитание. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 107. Уточнение геометрической терминологии, знакомой из дошкольного периода. Сравнение объемных предметов по форме. Измерение длины отрезков с помощью одной или двух общепринятых единиц измерения длины. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 108. Скобки. Порядок выполнения 1 действий в выражениях со скобками. Выполнение действий в указанной последовательности. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 109. Порядок выполнения 1 действий в выражениях без скобок. Нахождение значения выражения. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 110. Сложение нескольких чисел. 1 Знакомство с сочетательным свойством сложения. Использование свойств арифметических действий для рационализации вычислений. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 111. Вычитание суммы из числа. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 112. Контрольная работа по тексту 1 администрации. 1 0 Контрольная работа; 113. Математический калейдоскоп. 1 Использование свойств арифметических действий для рационализации вычислений. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 114. Состав числа 10. Вычитание из числа 10. Устная и письменная нумерация в пределах изученных чисел. Построение отрезков заданной длины с помощью измерительной линейки. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 115. Дополнение до десятка. Состав числа 11. Сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах двух десятков. Понимание текстов с использованием логических связок и слов «и». 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 116. Состав числа 12. Устная и письменная нумерация в пределах изученных чисел. Выделение предметов, похожих на куб, шар. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 117. Состав числа 13. Устная и письменная нумерация в пределах изученных чисел. Сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах двух десятков. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 118. Состав числа 14. Рассмотрение различных способов выполнения операций сложения и вычитания. Использование таблицы сложения как основного способа их выполнения. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 119. Состав числа 15. Устная и письменная нумерация в пределах изученных чисел. Рассмотрение различных способов выполнения операций сложения и вычитания. Использование таблицы сложения как основного способа их выполнения. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 120. Вычитание числа по частям. Рассмотрение различных способов выполнения операции вычитания. Составление, дополнение, изменение текстов задач по схемам, незавершенным текстам. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 121. Состав числа 16. Устная и письменная нумерация в пределах изученных чисел. Рассмотрение различных способов выполнения операций сложения и вычитания. Использование таблицы сложения как основного способа их выполнения. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 122. Состав чисел 17, 18, 19. Устная и письменная нумерация в пределах изученных чисел. Рассмотрение различных способов выполнения операций сложения и вычитания. Использование таблицы сложения как основного способа их выполнения. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 123. Числа третьего десятка. 1 Чтение и запись двузначных чисел первых четырех десятков. Сравнение изученных чисел. Числовые равенства и неравенства. Верные и неверные равенства и неравенства. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 124. Сложение и вычитание в 1 третьем десятке. Использование свойств арифметических действий для рационализации вычислений. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 125. Числа четвертого десятка. Чтение и запись двузначных чисел первых четырех десятков. Решение простых задач на сложение и вычитание. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 1 126. Числовые равенства и неравенства. Верные и неверные равенства и неравенства. Составление текстов задач по выполненным решениям. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 127. Чтение и запись двузначных чисел первых четырех десятков. Сравнение изученных чисел. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 128. Измерение длины отрезков с помощью одной или двух общепринятых единиц измерения длины. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 129. Построение отрезков заданной длины с помощью измерительной линейки. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 130. Сравнение длин отрезков с 1 помощью произвольно выбранных мерок. Установление закономерности и продолжение ряда объектов в соответствии с установленной закономерностью. 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 131. Понимание текстов с использованием логических связок и слов «и», «или», «не», «каждый», «все», «некоторые». Знакомство с простейшими столбчатыми диаграммами, таблицами, схемами. Их чтение. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 132. Понимание текстов с использованием логических связок и слов «и», «или», «не», «каждый», «все», «некоторые». Знакомство с простейшими столбчатыми диаграммами, таблицами, схемами. Их чтение. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 132 1 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Математика (в 2 частях), 1 класс /Аргинская И. А., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Кормишина С.Н., ООО «Развивающее обучение»; АО «Издательство «Просвещение»; Бененсон Е.П., Итина Л.С. Рабочие тетради по математике для 1 класса : в 4 частях. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Аргинская И.И., Кормишина С.Н. Методические рекомендации к курсу «Математика». 1 класс. Керженцева А.В. Методический комментарий к заданиям учебника «Математика. 1 класс». Керженцева А.В. Методический комментарий к заданиям рабочих тетрадей к учебнику «Математика. 1 класс». Зубова С.П. Поурочнотематическое планирование к учебнику И.И. Аргинской, Е.П. Бененсон, Л.С. Итиной, С.Н. Кормишиной «Математика. 1 класс». ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/ Платформа УЧИ.ру https://uchi.ru/ Платформа Яндекс.Учебник https://education.yandex.ru Официальный сайт журнала «Мурзилка» (http://www. murzilka.org). Онлайн журнал «Школьнику» (http://journalshkolniku. ru/). Видеоуроки по основным предметам школьной програм0 мы. Смотри и понимай (http://interneturok.ru). Официальный сайт канала «Карусель0ТВ», в частности: программа «Почемучка» (http://rutv.ru/brand/show/id/ 5108/channel/70). МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ – классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц; – мультимедийный проектор; – объекты, предназначенные для демонстрации счета: от 1 до 10, от 1 до 20, от 1 до 100; – наглядные пособия для изучения состава числа (в том числе карточки с цифрами и другими знаками); – демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, транспортиры, наборы угольников, мерки); – демонстрационная таблица сложения; – видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса математики; – объекты (предметы), предназначенные для счета: от 1 до 10, от 1 до 20, от 1 до 100; – учебные пособия для изучения геометрических фигур, геометрического конструирования: модели геометрических фигур и тел. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Измерительные инструменты