Рабочая программа внеурочной деятельности Кубановедение, 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина

РАССМОТРЕНО
Научно-методической
кафедрой предметов ГЦ

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по воспитательной работе
______________________
И.П. Мезенцева
Т.Г. Олифиренко
Протокол № 1
30 августа 2023 г.
от 29.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор

А.М. Абелян
Приказ № 01-10/467
от 01.09.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КУБАНОВЕДЕНИЕ»
Направление: региональный компонент
Форма проведения: факультатив

Составитель: Ярцева Диана Андреевна, учитель
кубановедения, истории и обществознания

Армавир, 2023 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебногоо курса внеурочной деятельности «Кубановедение»
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 287.
2. Федеральная образовательная программа основного общего образования,
утвержденная приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370.
3. Федеральная программа воспитания.
4. Программа для 5–9 классов общеобразовательных учреждений (организаций)
Краснодар. края/ Под ред. А. А. Зайцева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Краснодар:
Перспективы образования, 2018. – 80 с.
Основные содержательные линии кубановедения определены тематикой
фундаментального
содержания
основного
общего
образования,
требованиями Федерального
государственного
образовательного
стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного
развития и воспитания личности.
Предмет изучения составляют история и экономика Кубани, её природноклиматические и экологические особенности, этносоциальные, конфессиональные
и культурные традиции народов, населяющих наш край, представленные в
интегрированной форме.
Актуальность и обоснованность курса «Кубановедение» предопределены
его практической направленностью на реализацию органического единства
интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина
России, способного определить свою жизненную позицию. Разноплановая
информацтия о малоц родине расширяет кругозор учащихся, помогает
адаптироваться в жизни и реализовать свои гражданские права, свообды и
обязанности.
Направление курса внеурочной деятельности, в рамках которого он
реализуется: общекультурное.
Цель курса «Кубановедение»: систематизация знаний о Кубани, накопленных
в различных предметных областях, выявление общего и особенного в развитии
российского социума и региона, а также создание целостного представления о
Кубани как самобытной части Российского государства.
Задачи изучения кубановедения на уровне ООО:
▪
комплексное изучение своей малой родины в общероссийском контексте,
соответствующее современному уровню знаний;
▪
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с

идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;
▪
формирование мировоззренческой,
нравственной,
экономической, социальной,
политической
иэкологической культуры;
▪
содействие взаимопониманию
и
сотрудничеству
между
представителями различных этнических, религиозных и социальных групп,
развитие познавательного интереса;
▪
осознание необходимости бережного отношения к родной природе;
▪
привитие чувства гордости за достижения жителей Кубани;
▪
социализация школьников в современной социокультурной среде в
регионе;
▪
приобщение школьников в современной социокультурной среде и регионе;
• приобщение
молодого поколения к сохранению национальных культур и
традиций в условиях многонационального государства.
Периодичность проведения: регулярные еженедельные занятия.
Место учебного курса внеурочной
деятельности в плане внеурочной
деятельности: рабочая программа предназначена для учащихся 6 классов.
Рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Учебники и учебные пособия, которые используются в ходе изучения курса:
Кубановедение. 6 класс. Учебное пособие. Автор Трехбратов Б.А., 2023 г.
Издательство ОИПЦ "Перспективы образования"
2. Содержание программы
Раздел 1: Природа малой родины и человек. (8 ч.)
Тема 1: Источники информации о малой родине (1ч.)
Источники знаний о природе, населении и истории своей местности.
Тема 2: Неповторимый мир природы (4ч.)
Особенности природы Кубани и своей местности. Растения, которые нас
окружают. Животные – обитатели населенных пунктов. Природные объекты и
памятники природы, истории и культуры.
Тема 3: Изменение природы человеком (1ч.)
Влияние человека на природу своей местности.
Тема 4: Население Кубани и Усть-Лабинского района (2ч.)
Население Кубани. Виды хозяйственной деятельности.
Итоговое повторение и проектная деятельность (1ч.)
Предприятия Усть-Лабинского района.
Раздел 2: История Кубани (IV – XVI вв.) (14ч.)

Тема 5: Кубань в эпоху Средневековья (3ч.)
Гунны: образ жизни и общественный строй. Великая Булгария в степях
Прикубанья и Ставрополья. Образование государства у хазар и рост его
могущества.
Тема 6: Восточные славяне в Прикубанье (4ч.)
Артания. Основание Тмутараканского княжества. Борьба за Тмутаракань
наследников Ярослава. Половцы (кыпчаки) на Кубани.
Тема 7: Кубань в XIII – XV вв. между ордынцами и генуэзцами. (3ч.)
Борьба народов Северного Кавказа с монгольскими завоевателями. Итальянские
колонии на Черноморском побережье Кавказа. Торговля генуэзцев с русскими
купцами (сурожанами) и черкесами.
Тема 8: Народы Кубани в XVI в. (4ч.)
Племена адыгов после распада Золотой Орды. Ногайцы на Кубани. Борьба горцев
против турецких завоевателей. Политика Московской Руси на Северном Кавказе.
Итоговое повторение и проектная деятельность (1ч.)
Взаисмоотношения горцев и Московской Руси.
Раздел 3: Культура народов Прикубанья в Средние века. (8ч.)
Тема 9: Религиозные верования жителей Северо-Западного Кавказа. (5ч.)
Язычество славян. Языческие верования адыгов. Распространение христианства на
Северо-Западном Кавказе. Христианизация Алании. Проникновение римскокатолической церкви на Северный Кавказ. Христианизация Алании.
Проникновение римско-католической церкви на Северный Кавказ.
Тема 10: Кубанские страницы древнерусской литературы. Нартские
сказания.(3ч.)
Произведение древнерусской литературы в историческом контексте. Кубань в
произведениях русской литературы XV – XVI вв. в документах, сочинениях
иностранных авторов. Героический эпос «Нарты».
Итоговое повторение и проектная деятельность (2ч.)
Роль христианства в развитии культуры. Произведения художественной культуры.
3. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Кубановедение» призвана
обеспечить
достижение обучающимися личностных, метапредметных
результатов, указанных во ФГОС ООО:
Личностные результаты должны отражать в части:
1.
Гражданского воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
- осознание важности художественной культуры, как средства коммуникации и
самовыражения;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах, обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;

2.
Патриотического воспитания
и формирования
российской
идентичности:
- ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям боевым подвигам и трудовым достижениям
народа;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих
в родной стране;
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
3.
Духовного и нравственного воспитания на основе российских
национальных ценностей:
- готовность противостоять идеологии безнравственности,
потребительства,
агрессии и другим негативным социальным явлениям;
- активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4.
Эстетического воспитания (приобщение к культурному наследию):
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
- осознание важности художественной культуры, как средства коммуникации и
самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этических
культурных традиций и народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5.
Популяризации научных знаний:
- формирование
мировоззрения соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;
- понимание ценности мирового искусства;
6.
Физического воспитания и формирования культуры здоровья:
- осознание ценности жизни;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- формирование навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека;
7.
Трудового воспитания и профессионального самоопределения:
- установка на активное участие в решении практических задач технологической,
социальной направленности, способность инициировать, планировать, и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
8.
Экологического воспитания:
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
Метапредметные результаты:
1.

Регулятивные УУД:

 самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи,
определять адекватные формы поведения в различных жизненных ситуациях;
 умение организовывать эффективный поиск необходимых ресурсов для
достижения поставленной цели;
 сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между
явлениями культуры;
2.
Познавательные УУД:
 умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научнопопулярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и
оценивать информацию;
 умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;
 умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения;
 работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию;
3.
Коммуникативные УУД:
 осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за её пределами);
 умение развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения;
 формирование культурно-познавательной, коммуникативной и социальноэстетической компетентности.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел
програ
ммы

Кол-во
часов

Введение

Раздел
Природа
малой
Родины
человек.

1.
и

Тема

Кол-во
часов

1

Кубань
–
перекрёсток
цивилизаций.

1

8

Источники
знаний
о
природе,
населении и
истории своей
местности.

1

Основные
виды Основные
деятельности
направления
обучающихся
воспитательно
(на
уровне йдеятельности
Универсальных
учебных действий)
Объяснять
духовнонравственный
смысл
понятия малая родина.
Называть
этнокультурные
особенности региона:
многонациональный и
многоконфессиональный состав населения.
Ознакомиться
со
структурой
учебного
пособия,
а
также
аппаратом
усвоения
знаний.
Объяснять
понятия
источники
знаний,
заповедник,
топонимический
словарь,
фенология,
биоклиматическая
карта,
вегетация,
музей, архив.
Называть источники
информации о малой
родине:
археологические
находки,
греческие
мифы и легенды, труды
античных
авторов,
работы
дореволюционных
и
современных
исследователей, отчёты
ОЛИКО.

Гражданское
воспитание,
Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности.

Приобщение
детей
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание),
экологическое
воспитание.

к

Особенности
природы
Кубани
и
своей
местности.

1

Растения,
которые нас
окружают.

1

Уметь
находить
необходимую
информацию
в
энциклопедических и
топонимических
словарях.
Называть учёных и
краеведов
–
исследователей
природы и истории
Кубани.
Объяснять
понятия
бора, пороги, дельта,
плавни, лиманы.
Характеризовать
географическое
положение
Краснодарского края и
своей
местности.
Показывать на карте
территорию
Краснодарского края.
Характеризовать
рельеф,
особенности
климата
Краснодарского края и
своей
местности.
Называть
полезные
ископаемые,
водные
объекты,
почвы
Краснодарского края и
своего
населённого
пункта. Показывать на
карте Азово-Кубанскую
равнину,
Таманский
полуостров, Кавказские
горы, гору Цахвоа, реку
Кубань, озёра Ханское
и Абрау, Бейсугский
лиман.
Объяснять
понятия
сорные
растения,
аллергия. Приводить
примеры
растений
своей
местности.
Называть
растения,
наиболее
часто
встречающиеся
на
Кубани. Рассказывать,
как
меняется
растительный
мир
Кубани с севера на юг и

Приобщение
детей
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание),
Экологическое
воспитание.

Физическое
воспитание
формирование
культуры
здоровья,
экологическое
воспитание.

к

и

Животные –
обитатели
населённых
пунктов.

1

Природные
достопримеча
тельности и
памятники
природы,
истории
и
культуры.

1

Влияние
человека на
природу
своей
местности.

1

с изменением высоты.
Раскрывать значение
понятий
дикие,
домашние
и
синантропные
животные.
Называть животных,
наиболее
часто
встречающихся
на
территории
Краснодарского края и
своей
местности.
Рассказывать
о
насекомых и птицах
своей местности.
Раскрывать значение
понятий
природные
достопримечательнос
ти, рекреация, каскад,
эстетика,
сталактиты,
сталагмиты,
сталагнаты, селекция.
Приводить примеры
наиболее
известных
достопримечательносте
й, памятников природы,
истории и культуры на
территории
Краснодарского края и
своей
местности.
Выделять
виды
природных памятников.
Раскрывать значение
понятий
заказник,
заповедник,
биоиндикаторы,
степные блюдца, коса,
плотина,
экология,
акватория, заказник.
Рассказывать
о
влиянии человека на
природу. Называть и
показывать на карте
территорию
Кавказского
биосферного
заповедника.
Высказывать
свои
предложения по охране
окружающей среды.

Экологическое
воспитание,
духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей.

Экологическое
воспитание,
духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей.

Экологическое
воспитание,
духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей.

Раздел
2.
История
Кубани в IVXVI вв.

13

Население
Кубани
и
вашей
местности.
Виды
хозяйственно
й
деятельности
жителей
Кубани.

1

Проверочная
работа
по
теме
«Природа
малой Родины
и человек»

1

Военные
походы
гуннов.

1

Объяснять
актуальность
природоохранных мер.
Показывать
на
административной
карте Краснодарского
края территорию своего
района (города). Знать
площадь
и
число
жителей.
Называть
административные
районы Краснодарского
края, крупные города,
станицы. Определять
понятия
Кубань
и
Краснодарский край.
Рассказывать
о
культуре,
истории,
традициях
народов
Кубани.
Анализировать
взаимосвязь
и
взаимовлияние обычаев
и традиций народов
Кубани.
Приводить примеры
влияния
природных
условий
на
хозяйственную
деятельность жителей
Кубани. Рассказывать
о занятиях населения
Кубани в прошлом и в
настоящее время.
Сравнивать
виды
хозяйственной
деятельности
в
сельских населённых
пунктах и в городских.
Раскрывать значение
понятий гунны, военная
организация,
ясы,
Великое
переселение
народов.
Показывать на карте
направления
завоевательных
походов гуннов на
территории
Кубани.
Характеризовать
особенности

Гражданское
воспитание,
патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности.

Трудовое
воспитание
и
профессиональное
самоопределение,
экологическое
воспитание.

Гражданское
воспитание,
приобщение детей
к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание).

Великая
Булгария.
Аварскийии
Хазарский
каганаты.

1

Проникновен
ие восточнославянских
дружин
в
Прикубанье.

1

вооружения и военной
тактики гуннов, их
хозяйственную жизнь и
общественный строй.
Объяснять значение
понятий
обры,
патрикий, этнография,
каганат.
Характеризовать
образ жизни, хозяйство,
систему управления в
Великой
Булгарии.
Показывать на карте
территорию
Великой
Булгарии,
называть
причины
распада
государства.
Рассказывать
об
основании и падении
Аварского
каганата,
показывать на карте
его
территорию
в
пределах Приазовья и
Причерноморья.
Объяснять
понятия
язычники,
иудаизм,
ислам, христианство,
каган, хан, Тюркский
каганат. Показывать
на карте территорию
Хазарского
каганата.
Рассказывать
об
истории
его
образования. Называть
причины,
способствовавшие
росту и могуществу
Хазарского каганата.
Объяснять
понятия
Артания,
Куява,
Славия,
фактория,
волок. Рассказывать о
походах
восточнославянских
дружин в
прикаспийские земли, а
также
об
успехах
Киевской
Руси
в
период
правления
Святослава Игоревича.
Характеризовать
личные качества князя

Приобщение
детей
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание),
Экологическое
воспитание.

к

Гражданское
воспитание,
патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности.

Русское
княжество на
Таманском
полуострове.

1

Тмутаракань
после смерти
Ярослава
Мудрого.

1

«Земля
незнаемая».
Половцы
и
аланы
на

1

Святослава на основе
рассказа из летописи
«Повесть
временных
лет»,
а
также
описывать
его
внешний облик после
прочтения
записей
византийского
историка Льва Диакона
Калойского.
Объяснять
понятия
князь,
княжество,
усобица. Рассказывать
об
основании
Тмутараканского
княжества, называть
дату его образования
(конецXв.).
Показывать на карте
территорию
Тмутараканского
княжества.
Характеризовать
отношения
между
касожскими
и
тмутараканскими
князьями.
Рассказывать о борьбе
Ярослава и Мстислава
за
княжение
в
Тмутаракани.
Рассказывать о борьбе
русских
князей
за
тмутараканский
престол после смерти
Ярослава Мудрого, а
также о роли игумена
Никона в выдвижении
кандидатуры
князя
Глеба на княжение.
Объяснять
значение
для изучения истории
Кубани
Тмутараканского
камня, найденного на
Таманском
полуострове.
Объяснять
понятия
половцы,
кыпчаки,
«каменные
бабы».
Называть дату (1094

Гражданское
воспитание,
патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности.

Гражданское
воспитание,
патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности.

Гражданское
воспитание,
патриотическое
воспитание
и

Кубани.

Борьба
народов
Северного
Кавказа
с
монгольскими
завоевателями
.

1

Итальянские
колонии
на
Черноморско
м побережье
Кавказа.

1

г.)
последнего
упоминания
Тмутараканского
княжества
в
древнерусских
летописях.
Рассказывать
об
упоминании
Тмутаракани в «Слове
о
полку
Игореве».
Объяснять
причины
ослабления, а затем и
прекращения
существования
Тмутараканского
княжества.
Объяснять
причины
переселения половцев
на
Кубань.
Показывать на карте
территорию
проживания половцев.
Рассказывать
об
аланах
и
роли
Аланского государствав
средневековой
истории
Северного
Кавказа.
Объяснять
понятия
курултай, орда.
Рассказывать
о
походах монгольских
завоевателей,
используя
исторические картины,
отрывки из летописей.
Сопоставлять
и
обобщать полученные
сведения. Объяснять
причины
военных
успехов монгольских
завоевателей.
Называть последствия
вторжения Тимура на
территорию Северного
Кавказа.
Рассказывать
о
торговом
соперничестве
Венециии
Генуи,
сотрудничестве
и
конфликтах генуэзцев с

формирование
российской
идентичности.

Гражданское
воспитание,
патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности.

Приобщение
детей
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание),

к

Посредническ
ая
деятельность
генуэзцев.

1

Племена
адыгов после
распада
Золотой
Орды.

1

золотоордынцами.
Называть
и
показывать на карте
крупные
генуэзские
колонии
в
Причерноморье
и
Приазовье.
Раскрывать
особенности
управления колониями.
Характеризовать
взаимоотношения
итальянцев с
черкесской знатью.
Объяснять
значение
терминов
сурожане,
резиденция,
епархия.
Называть
основные
товары экспорта и
импорта
колоний.
Объяснять
особенности торговли
(натуральный обмен)
генуэзцев с местным
населением.
Рассказывать
о
занятиях
населения
колоний, об
особенностях торговых
отношений,
строительстве
дорог,
работорговле.
Оценивать
итоги
владычества генуэзцев
на
Северо-Западном
Кавказе.
Объяснять
понятия
подсечная
и
переложная системы
земледелия,
уорки,
тфокотли,
уздени,
тлекотлеши, вассалы,
бортничество,
джигиты, феодальная
общественная
лестница,
пши,
наездничество.
Описывать
занятия
адыгских и адыгоабхазских
племён.
Называть
и
показывать на карте

гражданское
воспитание.

Трудовое
воспитание
и
профессиональное
самоопределение,
духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей.

Трудовое
воспитание
и
профессиональное
самоопределение,
экологическое
воспитание.

Ногайцы
Кубани.

на

1

Борьба горцев
против
турецких
завоевателей.

1

Политика
России
Северном
Кавказе.

1
на

территорию
проживания
адыгов,
характеризовать
их
общественный строй.
Рассказывать
об
обычаях и религиозных
верованиях адыгов.
Объяснять
понятия
мурзы, беи, уздени,
чагары, беки, улусы.
Рассказывать
об
истории
происхождения
ногайцев и заселения
ими
территории
Прикубанья.
Показывать на карте
места
расселения
ногайцев.
Делать
вывод
о
влиянии
природных факторов на
занятия и образ жизни
ногайцев.
Рассказывать о жизни
ногайского
кочевья,
религиозных
верованиях.
Определять
роль
духовенства в жизни
ногайского общества.
Объяснять
понятие
янычары.
Обозначать
цели
Турции на СевероЗападном
Кавказе.
Рассказывать
о
турецком завоевании и
горских народов вXV–
XVIвв.
Комментировать
успехи
Османской
империи
Крымского
ханства на Северном
Кавказе в конце XVIв.
Объяснять
понятие
посольство.
Рассказывать
о
значении
СевероКавказского региона во
внешней
политике
России.

Экологическое
воспитание,
приобщение детей
к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание).

Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности,
духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей.
Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности;
Духовное
и
нравственное

Раздел
3.
Культура
народов
Прикубанья в
Средние века.

7

Языческие
верования
восточных
славян
адыгов.

1
и

Распростране
ние
христианства
на
СевероЗападном
Кавказе.
Тмутаракань
–
очаг
христианства
на
краю
«русского
мира».

1

Называть
причины,
заставившие
адыгов
прибегнуть
к
покровительству
России.
Рассказывать
об
истории
северокавказских
посольств в Москву.
Объяснять
понятия
волхвы,
язычество,
идол, жрецы, пантеон,
святилище.
Называть
богов,
которым поклонялись
восточные
славяне.
Характеризовать
особенности
религиозных верований
восточных славян и
адыгов.
Называть
основных
богов
языческого
пантеона
адыгов:
Тлепш,
Мизитх,
Зейкутх,
Псыхъуэгуашэ, Ахын,
Щыблэ. Делать вывод
о влиянии языческих
верований
на
особенности
хозяйственной
деятельности адыгов.
Объяснять
понятия
епископ,
епархия,
христианизация,
апостол.
Называть причины и
время распространения
христианства
на
Кубани.
Рассказывать о путях
проникновения
христианства
на
Северный Кавказ.
Рассказывать
об
особенностях
христианизации
Хазарского
каганата.
Показывать на карте
расположение первых
христианских епархий.

воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей;

Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности,
духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей.

Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности,
духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей.

Христианизац
ия Алании.

1

Проникновен
ие
римскокатолической
церквина
Северный
Кавказ.

1

От
«Повести...» к
«Слову...».

1

Называть
факторы,
способствовавшие
распространению
христианства
на
Северном
Кавказе.
Показывать на карте
территории
расположения первых
христианских церквей.
Объяснять
понятия
митрополия,
кафедральный собор,
епископия.
Называть памятники
христианской культуры
на территории Кубани.
Показывать их на
карте. Рассказывать
обособенностях
христианизации
Алании.
Объяснять
понятия
францисканцы,
архиепископ.
Рассказывать
о
проникновении
католичества
на
Северный
Кавказ.
Называть
археологические
находки, письменные
источники,
подтверждающие
распространение
католичества
на
Северном
Кавказе.
Делать
вывод
о
значении
христианизации и её
роли в жизни народов
Северного
Кавказа.
Объяснять
причины
ослабления
позиций
христианства
и
распространения
ислама на территории
Северного Кавказа.
Объяснять
понятие
летопись.
Называть

Духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей,
приобщение детей
к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание).
Духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей,
приобщение детей
к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание).

Гражданское
воспитание,
Патриотическое

Кубань
в
произведения
х
русской
литературы
XV–XVIвв.,
документах,
сочинениях
иностранных
авторов.

Героический
эпос «Нарты».

1

Проверочная
работа
по
теме
«История
Кубани в IVXVI вв.
Культура нар

1

произведения,
в
которых
упомянуто
Тмутараканское
княжество,–«Повесть
временных
лет»
и
«Слово
о
полку
Игореве». Приводить
примеры
«тмутараканских
страниц» в древних
произведениях.
Рассказывать о роли
христианства
в
развитии литературы.
Объяснять
понятие
ересь.
Называть
авторов
произведений,
в
которых
имеются
упоминания о Кубани
(Иосиф
Волоцкий,
Мацей
Меховский,
Сигизмунд
Герберштейн).
Рассказывать
о
деятельности Заккарии
Гизольфи. Приводить
примеры отражения
«кубанской тематики»в
трудах
иностранных
авторов.
Объяснять
понятия
джегуако,
нарты.
Называть особенности
нартского
эпоса.
Составлять рассказы о
культуре и истории
адыгов
на
основе
нартского
эпоса.
Называть
главных
героев,
а
также
основные
события
итемы, отражённые в
нартском эпосе.

воспитание
формирование
российской
идентичности.

и

Активизировать
знания об основных
событиях,
происходивших
на
кубанской
земле в
период с IV по XVIв.
Понимать литературу

Духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей,

Духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей,
приобщение детей
к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание).

одов
Прикубанья в
средние века»

Итоговое
повторение и
проектная
деятельность.

Духовные
истоки
Кубани

1

4

Итоговое
повторение и
проектная
деятельность.
Основные
события
истории
Кубани
в
период
Средневековь
я.

1

1
31.Дни
славянской
культуры
и
письменности
.

32.Христианс 1
кая символика

как одной из основных
национальнокультурных ценностей
народа, как особого
способа
познания
жизни
Излагать в устной и
письменной
форме
полученные
знания
участвуя в дискуссиях.
Составлять
устные
сочинения
с
использованием
сведений из учебника и
дополнительных
источников
Рассказывать
о
народах, проживавших
на территории Кубани в
Средние
века,
особенностях
их
хозяйственной
деятельности, культуре,
верованиях.
Активизировать
знания об основных
событиях,
происходивших
на
кубанской
земле в
период с IVпоXVIв.
Подготовить проект на
одну из изученных тем
или
разработать
сценарий
фестиваля
«Кубань–наш
общий
дом».
Понимать литературу
как одной из основных
национальнокультурных ценностей
народа, как особого
способа
познания
жизни
Излагать в устной и
письменной
форме
полученные
знания
участвуя в дискуссиях.
Составлять
устные
сочинения
с
использованием
сведений из учебника и

приобщение детей
к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание).

Гражданское
воспитание,
патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности,
духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей.

Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности,
духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей,
Духовное
нравственное

и

на
СевероЗападном
Кавказе.

дополнительных
источников

воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей,
приобщение детей
к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание).

33. Главное 1
событие
христианства.
Пасха
в
кубанской
семье.

Духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей,
приобщение детей
к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание).

34.Житийная
литература

Духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей,
приобщение детей
к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание).

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».