МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина РАССМОТРЕНО Научно-методической кафедрой предметов ГЦ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по воспитательной работе ______________________ И.П. Мезенцева Т.Г. Олифиренко Протокол № 1 30 августа 2023 г. от 29.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор А.М. Абелян Приказ № 01-10/467 от 01.09.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В МИРЕ ИСКУССТВА» Уровень образования: основное общее образование Тип: образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности Форма проведения: факультатив Возраст: 7 класс Количество часов: 34 часа в год, в неделю 1 час. Срок реализации: 1 год Учитель-разработчик рабочей программы: Рамазанова Замира Даняловна, учитель кубановедения, истории и обществознания Армавир, 2023 г. 1. Пояснительная записка Программа разработана - в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с дополнениями и изменениями, утвержденными приказом Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. № 712); - рабочей программы воспитания. Направление курса внеурочной деятельности, в рамках которого он реализуется: общеинтеллектуальное. Цель курса: создание условий для эстетического совершенствования ученика, его гармоничного духовного развития; воспитания единого комплекса познавательных и духовных качеств: патриотизм, любовь к родной культуре, любознательность; развитие представления о мировой художественной культуре, как форме описания и способе познания мира. Задачи курса: Развитие интереса и уважения к произведениям искусства; Осознание своей принадлежности к великой русской культуре; Формирование способности видеть и понимать окружающий мир; Развитие умения ориентироваться в понятии "культура", "наполнять" его характеристику конкретными примерами; Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность; Развитие операций мышления: высказывания предположений, сравнен ия, сопоставления, анализа, обобщения развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью. Периодичность проведения: регулярные еженедельные занятия. Место учебного курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности: рабочая программа предназначена для учащихся 7 класса. Рассчитана на 34 часа. Срок реализации – 1 год. 2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире искусства» призвана обеспечить достижение обучающимися личностных, метапредметных результатов, указанных во ФГОС ООО: Личностные результаты должны отражать в части: 1. Гражданского воспитания: - восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; - осознание важности художественной культуры, как средства коммуникации и самовыражения; - понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; - представление об основных правах, свободах, обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; 2. Патриотического воспитания и формирования российской идентичности: - ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям боевым подвигам и трудовым достижениям народа; - уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; - чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; 3. Духовного и нравственного воспитания на основе российских национальных ценностей: - готовность противостоять идеологии безнравственности, потребительства, агрессии и другим негативным социальным явлениям; - активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; 4. Эстетического воспитания (приобщение к культурному наследию): - восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; - осознание важности художественной культуры, как средства коммуникации и самовыражения; - понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этических культурных традиций и народного творчества; - стремление к самовыражению в разных видах искусства; 5. Популяризации научных знаний: - формирование мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур; - понимание ценности мирового искусства; 6. Физического воспитания и формирования культуры здоровья: - осознание ценности жизни; - умение принимать себя и других, не осуждая; - формирование навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения: - установка на активное участие в решении практических задач технологической, социальной направленности, способность инициировать, планировать, и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; 8. Экологического воспитания: - повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем; - осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; Метапредметные результаты: 1. Регулятивные УУД: самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи, определять адекватные формы поведения в различных жизненных ситуациях; умение организовывать эффективный поиск необходимых ресурсов для достижения поставленной цели; сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры; 2. Познавательные УУД: умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию; умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения; работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; 3. Коммуникативные УУД: осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами); умение развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения; формирование культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности. Предметные результаты: освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа; знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства; устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры. Воспитательные результаты внеурочной деятельности подростков распределяются по трем уровням: 1 уровень результатов: понимание художественных образов, ориентирование в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, умение делать выводы и умозаключения; описывание явлений музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию; структурирование изученного материала и информации, полученной из других источников; применение умений и навыков в каком-либо виде художественной деятельности; решение творческих проблем. 2 уровень результатов: наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различие истинных и ложных ценностей; организация своей творческой деятельности, определение ее цели и задач, выбор и применение на практике способов их достижения; умение мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления; восприятие эстетических ценностей, высказывание мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видение ассоциативных связей и осознание их роли в творческой и исполнительской деятельности. 3 уровень задач: умение чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру; использование коммуникативных качеств искусства; умение действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач, работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявление толерантности в совместной деятельности; участие в художественной жизни класса, школы, города и др.; умение анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей. Методика оценки результатов внеурочной деятельности, формы диагностики и подведения итогов По курсу внеурочной деятельности осуществляется оценивание с периодичностью один раз в четверть. Результатом промежуточной аттестации является «зачет/незачет». Контроль реализации программы и ее эффективности осуществляется через защиту мини-проектов, создания портфолио творческих работ и минипроектов в рамках курса. 3. Содержание программы. Раздел 1 . Направления современного искусства (4 часа). Теория: Модернизм. Кубизм. (1 час) Абстракционизм. Реди-мейд. (1 час) Практика: Творческая работа «Авангардизм и Орфизм». (1час) Творческая работа в стиле Поп-арт «Мой любимый киноактер». (1час) Раздел 2. Выдающиеся кинорежиссёры России (3 часа). Теория: Биография и творчество Эйзенштейна С.М. и Александрова Г.В. (1час) Практика: Решение кейсов «Творчество Бондарчука С.Ф., Тарковского А.А. и Рязанова Э.А. Сходство и различия» (1час). Мозговой штурм «Кино и жизнь по фильмам Михалкова Н.С. и Гайдая Л.И.» (1час) Раздел 3. Актеры российского кино (4 часа). Теория: Биография советских актеров (Орловой Л.П., Утесова Л. О. Черкасова Н.К.) (1час) Биография советских актеров (Макаровой И.В., Рыбникова Н.Н., Тихонова В.В.) (1час) Практика: Игра «Знаменитые роли Ульянова М.А., Лаврова К.Ю., Быкова Л.Ф.» (1час) Игра «Знаменитые роли Миронова А.А., Никулина Ю.В., Вицина Г.М., Моргунова Е.А.» (1час) Раздел 4. Деятели театрального искусства (3 часа). Теория: Жизнь деятелей театрального искусства, таких как Станиславский К.С., Немирович – Данченко В.И. (1час) Практика: Игра «Сходство и различие мастерства Мейерхольда В.Э. и Вахтангова Е.Б.» (1час) Игра «Сходство и различие мастерства Виктюка Р.Г. и Захарова М.А.» (1час) Раздел 5. Мастера музыкального искусства (2 часа). Теория: «Мастера музыкального искусства: Лемешев С.Я., Козловский И.С., Магомаев М.М. и Синявская Т.И., Хворостовский Д.А., Нетребко А.Ю.» (1час) Практика: Игра «Лучшие произведения Рихтера С.Т., Ростроповича М.Л., Башмета Ю.А.» (1час). Раздел 6. Направление «рок – музыка» (8 часов). Теория: Популярные хиты рок групп: Машина времени, ДДТ, Рондо. (1час). Популярные хиты рок- групп: Наутилус Помпилиус, Чайф, Браво. (1час). Биография рок- групп: Ногу свело, Любе, Моральный кодекс. (1час) Биография рок- групп: Дюна, Динамик, Звери, Би – 2, Мельница. (1час) Практика: Проектная деятельность: «История жанра. Битлз»(1час) Проектная деятельность: « Биография рок групп: «Кино». «Алиса». «Аквариум».» (1час) Проектная деятельность: «Жизнь российских рок групп: Сплин. Ночные снайперы. Земфира. Мумий Тролль» (1час) Игра «Моя самая любимая группа «двухтысячных». (1час) 7 раздел. Исполнительские коллективы (региональный компонент) (3 часа). Теория: «История появления «Кубанского казачьего хора» (1час) Практика: Игра: « Лучшие выступления и награды Кубанского казачьего хора» (1час). Участие в «Культурном марафоне» от Яндекс (1час). 8 раздел. Электронная музыка (4 часа). Теория: «История появления электронной музыки. Особенности звучания.» (1час). «Электронное музыкальное творчество.» (1 час) Практика: Проектная деятельность: «Электронные музыкальные инструменты» (1час). Игра «Современная электронная музыка в России»(1час) 9 раздел. Телевидение России и Кубани (3 часа). Теория: История создания. Образовательный потенциал. (1час) Практика: Проектная деятельность «Телевизионные каналы Краснодарского края» (1 час) Подведение итогов. Оформление портфолио. (1час) 4. Тематическое (календарно-тематическое) планирование. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Направление Код направления 1 формирование 2 Гражданское воспитание Патриотическое воспитание и российской идентичности Духовное и нравственное воспитание на основе российских национальных ценностей Эстетическое воспитание (приобщение к культурному наследию) Популяризация научных знаний Физическое воспитание и формирование культуры здоровья Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение Экологическое воспитание 3 4 5 6 7 8 1 2 Творческая работа «Авангардизм и Орфизм» 3 Абстракционизм. Реди-мейд. 2 1 1 1 Материально-техническое оснащение (оборудование)* 2 Форма и вид организации факт 4 Даты проведения план Практика Раздел 1 . Направления современного искусства Модернизм. Кубизм. Количество часов Теория I Содержание (разделы, темы) Всего № занятия Основные виды деятельности на уровне УУД Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия. Регулятивные (Р), познавательные (П), коммуникативные (К), личностные (Л) Личностные: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям боевым подвигам и трудовым достижениям народа; восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; формирование мировоззрения соответствующего 7.09 Аудиторное занятие. Эвристическая беседа. 1,2,3,4 Воспринимать и анализировать информацию, представленную учителем. Участвовать в беседе по теме урока. Анализировать раздаточный материал. 14. 09 Аудиторное занятие. Творческая мастерская Аудиторное занятие. Эвристическая беседа. 1,2,3,4 Участвовать в конкурсе «Art – авангард». 1,2,3,4 Воспринимать и анализировать информацию, представленную учителем. Участвовать в дискуссии по теме урока. 21. 09 Основные направление воспитательной деятельности 1,2,4,5,7 Анализировать раздаточный материал. 4 Творческая работа в стиле Поп-арт «Мой любимый киноактер». 1 28. 10 Аудиторное занятие. Творческая мастерская. 1,2,3,4 Создание творческой работы для портфолио. современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур; понимание ценности мирового искусства; установка на активное участие в решении практических задач технологической, социальной направленности, способность инициировать, планировать, и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; Регулятивные: самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи, определять адекватные формы поведения в различных жизненных ситуациях; умение организовывать эффективный поиск необходимых ресурсов для достижения поставленной цели; сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры; Коммуникативные: осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами); умение развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения; формирование культурнопознавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности; Познавательные: умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научнопопулярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию; умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения; работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; II 5 Раздел 2. Выдающиеся кинорежиссёры России. Биография и творчество Эйзенштейна С.М. и Александрова Г.В. 3 1 2 1 . 5.10. Аудиторное занятие. Эвристическая беседа. 1,2,3,4 Аудиторное занятие. Решение кейсов. 1,2,3,4 Аудиторное занятие. Мозговой штурм. 1,2,3,4 6 Решение кейсов «Творчество Бондарчука С.Ф., Тарковского А.А. и Рязанова Э.А. сходство и различия». 1 12.10. 7 Мозговой штурм «Кино и жизнь по фильмам 1 19.10 . Воспринимать и анализировать информацию, представленную учителем. Участвовать в дискуссии по теме урока. Анализировать раздаточный материал. Личностные: понимание 1,2,3,4,5,6,7,8 роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах, обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и Групповая многоконфессиональном работа по обществе; ценностное решению кейсов отношение к достижениям в виде игры. своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям боевым подвигам и трудовым достижениям народа; Решение самых уважение к символам необыкновенных России, государственным задач связанных праздникам, с темой, историческому и которую Михалкова Н.С. и Гайдая Л.И.» изучают на данном уроке. природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры, как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; формирование мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур; понимание ценности мирового искусства; осознание ценности жизни; умение принимать себя и других, не осуждая; установка на активное участие в решении практических задач технологической, социальной направленности, способность инициировать, планировать, и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем; Регулятивные: самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи, определять адекватные формы поведения в различных жизненных ситуациях; умение организовывать эффективный поиск необходимых ресурсов для достижения поставленной цели; сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры; Коммуникативные: осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами); умение развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения; формирование культурнопознавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности; Познавательные: умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научнопопулярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию; умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения; работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; III 8 9 Раздел 3. Актеры российского кино Биография советских актеров (Орловой Л.П., Утесова Л. О. Черкасова Н.К.) Биография советских актеров (Макаровой И.В., Рыбникова Н.Н., Тихонова В.В.) (1час) 4 2 2 1 26.10 Аудиторное занятие. Эвристическая беседа. 1,2,3,4 Воспринимать и анализировать информацию, представленную учителем. Участвовать в дискуссии по теме урока. Анализировать раздаточный материал. 1 09.11 Аудиторное занятие. Эвристическая беседа. 1,2,3,4 Воспринимать и анализировать информацию, представленную учителем. Участвовать в дискуссии по теме урока. Анализировать Личностные: понимание 1,2,3,4,5,6,7 роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах, обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, раздаточный материал. 10. Игра «Знаменитые роли Ульянова М.А., Лаврова К.Ю., Быкова Л.Ф.» 1 16.11 Аудиторное занятие. Игра 1,2,3,4 Постановка выступлений по биографиям Ульянова, Лаврова, Быкова, Вельяминова. 11. Игра «Знаменитые роли Миронова А.А., Никулина Ю.В., Вицина Г.М., Моргунова Е.А.». 1 23.11 Аудиторное занятие. Игра. 1,2,3,4 Театрализованн ый мини – концерт посвященный творчеству Миронова, Папанова, Никулина, Вициина, Моргунова. историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры, как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; формирование мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур; понимание ценности мирового искусства; осознание ценности жизни; умение принимать себя и других, не осуждая; установка на активное участие в решении практических задач технологической, социальной направленности, способность инициировать, планировать, и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; Регулятивные: самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи, определять адекватные формы поведения в различных жизненных ситуациях; умение организовывать эффективный поиск необходимых ресурсов для достижения поставленной цели; сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры; Коммуникативные: осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами); умение развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения; формирование культурнопознавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности; Познавательные: умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научнопопулярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию; умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения; работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; IV 12. Раздел 4. Деятели театрального искусства Жизнь деятелей театрального искусства, таких как Станиславский К.С., Немирович – Данченко В.И. 3 1 1 2 30.11. Аудиторное занятие. Эвристическая беседа. 1,2,3,4 Воспринимать и анализировать информацию, представленную учителем. Участвовать в дискуссии по теме урока. Анализировать раздаточный материал. Личностные: понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах, обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в 1,2,3,4,5,6 13. 14. Игра «Сходство и различие мастерства Мейерхольда В.Э. и Вахтангова Е.Б.» Игра «Сходство и различие мастерства Виктюка Р.Г. и Захарова М.А.» 1 7.12. Аудиторное занятие. Игра. 1,2,3,4 Постановка пьес режиссёра Мейерхольда. 1 14.12. Аудиторное занятие. Фильм 1,2,3,4 Просмотр документальных фильмом про Виктюка и Захарова. Обсуждения о творчествах данных режиссёров. поликультурном и многоконфессиональном обществе; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры, как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; формирование мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур; понимание ценности мирового искусства; осознание ценности жизни; умение принимать себя и других, не осуждая; установка на активное участие в решении практических задач технологической, социальной направленности, способность инициировать, планировать, и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; Регулятивные: самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи, определять адекватные формы поведения в различных жизненных ситуациях; умение организовывать эффективный поиск необходимых ресурсов для достижения поставленной цели; сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры; Коммуникативные: осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами); умение развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения; формирование культурнопознавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности; Познавательные: умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научнопопулярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию; умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения; работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; V Раздел 5. Мастера 2 музыкального искусства (2 часа). 1 15. «Мастера музыкального искусства: Лемешев С.Я., Козловский И.С., Магомаев М.М. и Синявская Т.И., Хворостовский Д.А., Нетребко А.Ю.» 1 1 . 21.12 Аудиторное занятие. Эвристическая беседа. 1,2,3,4 Воспринимать и анализировать информацию, представленную учителем. Участвовать в дискуссии по теме урока. Анализировать раздаточный материал. Личностные: понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах, обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в 1,2,3,4,5,6 16. Игра «Лучшие произведения Рихтера С.Т., Ростроповича М.Л., Башмета Ю.А.,» 1 13.01 Аудиторное занятие. Игра. 1,2,3,4 Интерпретация концерта посвященного произведениям Ростроповича. поликультурном и многоконфессиональном обществе; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры, как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; формирование мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур; понимание ценности мирового искусства; осознание ценности жизни; умение принимать себя и других, не осуждая; установка на активное участие в решении практических задач технологической, социальной направленности, способность инициировать, планировать, и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; Регулятивные: самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи, определять адекватные формы поведения в различных жизненных ситуациях; умение организовывать эффективный поиск необходимых ресурсов для достижения поставленной цели; сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры; Коммуникативные: осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами); умение развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения; формирование культурнопознавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности; Познавательные: умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научнопопулярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию; умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения; работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; VI Раздел 6. Направление «рок – музыка» (8 часов). 17. Проектная деятельность: «История жанра. Битлз» 18. Популярные хиты рок групп: Машина времени. ДДТ. Рондо. 8 4 4 1 1 20.01 Аудиторное занятие. Проектная деятельность. 1,2,3,4 Выступить с мини - проектом «Что такое битлс?» 27.01 Аудиторное занятие. Эвристическая беседа. 1,2,3,4 Воспринимать и анализировать информацию, представленную учителем. Личностные: понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах, обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных 1, 2, 3,4,5,6,7 19. 20. 21. Проектная деятельность: « Биография рок групп: «Кино». «Алиса». «Аквариум».» Популярные хиты рок групп: Наутилус Помпилиус. Чайф. Браво. 1 1 «Жизнь 1 03.02 Аудиторное занятие. 1,2,3,4 10.02 Аудиторное занятие. Эвристическая беседа. 1,2,3,4 17.02 Аудиторное занятие. 1,2,3,4 24.02 Аудиторное занятие. Эвристическая беседа. 1,2,3,4 российских рок групп: Сплин. Ночные снайперы. Земфира. Мумий Тролль.» 22. Биография рок групп: Ногу свело. Любе. Моральный кодекс. 1 Участвовать в дискуссии по теме урока. Анализировать раздаточный материал. Выступить с мини – проектом «Кино.Алиса» Воспринимать и анализировать информацию, представленную учителем. Участвовать в дискуссии по теме урока. Анализировать раздаточный материал. Выступить с мини – проектом «Мумий тролль», «Лучшие хиты Земфиры». Воспринимать и анализировать информацию, представленную учителем. Участвовать в дискуссии по теме урока. отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры, как средства 23. Биография рок групп : Дюна. Динамик. Звери. Би – 2. Мельница. 24. Игра «Моя самая любимая группа «двухтысячных» 1 1 03.03 Аудиторное занятие. Эвристическая беседа 1,2,3,4 10.03 Аудиторное занятие. Игра 1,2,3,4 Анализировать раздаточный материал. Анализировать текста информации, представленной учителем. Участвовать в дискуссии по теме урока. Самостоятельно выполнять задания в рабочей тетради Участие в интерактивной игре «Моя самая любимая группа «двухтысячных» . коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; формирование мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур; понимание ценности мирового искусства; осознание ценности жизни; умение принимать себя и других, не осуждая; установка на активное участие в решении практических задач технологической, социальной направленности, способность инициировать, планировать, и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; Регулятивные: самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи, определять адекватные формы поведения в различных жизненных ситуациях; умение организовывать эффективный поиск необходимых ресурсов для достижения поставленной цели; сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры; Коммуникативные: осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами); умение развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения; формирование культурнопознавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности; Познавательные: умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно- популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию; умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения; работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; Раздел 7. Исполнительские коллективы. 25. Игра: « Лучшие выступления и награды Кубанского казачьего хора» 26. «История появления «Кубанского казачьего хора» 3 1 2 1 1 17.03 Аудиторное занятие. Игра. 1,2,3,4 Театрализация мини – концерта Кубанского казачьего хора. 31.03 Аудиторное занятие. Эвристическая беседа. 1,2,3,4 Воспринимать и анализировать информацию, представленную учителем. Личностные: понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах, обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных 1, 2,3,4,5,6,7 27. Участие в «Культурном марафоне» 1 07.04 Аудиторное занятие. Участие в марафоне. 1,2,3,4 Участвовать в дискуссии по теме урока. Анализировать раздаточный материал. Участие в культурном марафоне, который будет посвящен кинематографу. отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры, как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; формирование мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур; понимание ценности мирового искусства; осознание ценности жизни; умение принимать себя и других, не осуждая; установка на активное участие в решении практических задач технологической, социальной направленности, способность инициировать, планировать, и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; Регулятивные: самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи, определять адекватные формы поведения в различных жизненных ситуациях; умение организовывать эффективный поиск необходимых ресурсов для достижения поставленной цели; сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры; Коммуникативные: осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами); умение развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения; формирование культурнопознавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности; Познавательные: умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно- популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию; умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения; работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; Раздел 8. Электронная музыка (4 часа). 28. «История появления электронной музыки. Особенности звучания.» 4 2 1 2 14.04 Аудиторное занятие. Эвристическая беседа. 1,2,3,4 Анализировать текста информации, представленной учителем. Участвовать в дискуссии по теме урока. Самостоятельно выполнять задания в Личностные: понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах, обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в 1,2,3,4,5,6,7 29. Проектная деятельность: «Электронные музыкальные инструменты» 30. «Электронное музыкальное творчество.» 31. Игра «Современная электронная музыка в России»(1час) 1 1 1 21.04 Аудиторное занятие. Проектная деятельность 1,2,3,4 28.04 Аудиторное занятие. Эвристическая беседа. 1,2,3,4 05.05 Аудиторное занятие. Игра 1,2,3,4 рабочей тетради Анализировать православные служения. Выступить с мини – проектом «Самые любимые музыкальные инструменты». Воспринимать и анализировать информацию, представленную учителем. Участвовать в дискуссии по теме урока.. Узнать о современной электронной музыке России и выбрать любимого понравившегося исполнителя. поликультурном и многоконфессиональном обществе; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры, как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; формирование мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур; понимание ценности мирового искусства; осознание ценности жизни; умение принимать себя и других, не осуждая; установка на активное участие в решении практических задач технологической, социальной направленности, способность инициировать, планировать, и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; Регулятивные: самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи, определять адекватные формы поведения в различных жизненных ситуациях; умение организовывать эффективный поиск необходимых ресурсов для достижения поставленной цели; сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры; Коммуникативные: осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами); умение развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения; формирование культурнопознавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности; Познавательные: умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научнопопулярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию; умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения; работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; Раздел 9. Телевидение России. 32. История создания. Образовательный потенциал. 3 1 1 2 12.05 Аудиторное занятие. Эвристическая беседа. 1,2,3,4 Анализировать текста информации, представленной учителем. Участвовать в дискуссии по теме урока. Самостоятельно выполнять Личностные: понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах, обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных 1,2,3,4,5,6,7 задания в рабочей тетради 33. Проектная деятельность «Телевизионные каналы Краснодарского края» 1 19.05 Аудиторное занятие. Проектная деятельность. 1,2,3,4 Выступить с мини – проектом «Телевизионные каналы Краснодарского края» 34. Подведение итогов. Оформление портфолио. 1 26.05 Аудиторное занятие. 1,2,3,4 Оформление портфолио в формате электронного или бумажного. отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры, как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; формирование мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур; понимание ценности мирового искусства; осознание ценности жизни; умение принимать себя и других, не осуждая; установка на активное участие в решении практических задач технологической, социальной направленности, способность инициировать, планировать, и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; Регулятивные: самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи, определять адекватные формы поведения в различных жизненных ситуациях; умение организовывать эффективный поиск необходимых ресурсов для достижения поставленной цели; сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры; Коммуникативные: осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами); умение развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения; формирование культурнопознавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности; Познавательные: умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно- популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию; умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения; работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; ИТОГО 34 15 19 *Материально-техническое оснащение (оборудование) 1. Ноутбук 2. Раздаточный материал 3. Презентация 4. Мультимеийный проектор. СОГЛАСОВАНО заместитель директора по ВР МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина г. Армавира ______________ И.П. Мезенцева «__» _____________ 202___ г. Муниципальное образование город Армавир Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина Лист корректировки календарно-тематического планирования на 2023-2024 учебный год Курс ВД______________________ Класс________________________ Даты по Даты № плану по урока в факту КТП Тема Количество часов по по плану факту «___»_________________20__ г. Учитель___________________/______________________ *Способ корректировки 1. Уплотнение программы 2. Тема вынесена на самостоятельное изучение с последующим контролем 3. Объединение тем Причина корректировки Способ корректировки*