Муниципальное образование город Армавир Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета протокол №1 от 31 августа 2021 года Директор __________________ А.М. Абелян ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ по музыке Уровень образования (класс): начальное общее образование Классы 3-4 классы Количество часов: 68 часов (3 класс – 34 ч., 4 класс – 34 ч.) Учитель, разработчик рабочей программы: Неркарарян Лилия Николаевна, учитель музыки Программа разработана в соответствии и на основе: приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с дополнениями и изменениями) ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286; с учетом примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г. с учетом УМК: Г.П. Сергеевой и сборника рабочих программ «Музыка» 1-4 классы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2013. г. Армавир, 2021 ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: 1. Гражданско-патриотического воспитания: - осознание российской гражданской идентичности; - знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; - проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; - уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; - стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики. 2. Духовно-нравственного воспитания: - признание индивидуальности каждого человека; - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; - готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. 3. Эстетического воспитания: - восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; - умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; - стремление к самовыражению в разных видах искусства. 4. Ценности научного познания: - первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. 5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: - соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; - бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); - профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии. 6. Трудового воспитания: - установка на посильное активное участие в практической деятельности; - трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; - интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; - уважение к труду и результатам трудовой деятельности. 2 7. Экологического воспитания: - бережное отношение к природе; - неприятие действий, приносящих ей вред. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Раздел, Темы Количество часов 3 класс 9ч 1 1. Россия — Родина моя Мелодия — душа музыки. 2. Природа и музыка. Звучащие картины. 1 3. Виват, Россия! Наша слава — русская держава. 1 4. Кантата «Александр Невский». 1 5. Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля... Да будет во веки веков сильна... 1 6. Мир оркестра. Утро. 2 3 Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности* Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.). Петь мелодии с ориентаций на нотную запись. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.). Петь мелодии с ориентаций на нотную запись. Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать художественнообразное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Передавать интонационномелодические особенности 2,3,5 2,4,7 3,4,6,7 1,2,5,6 1,3,7 1,2,5,6,7 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. 1 8. В детской. Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. 1 9. Обобщающий урок I четверти. Тест. 1 О России петь — что стремиться в храм. Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. 4 часа 11. Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! 1 12. Вербное воскресенье. Вербочки. 1 10. 1 4 музыкального образа в слове, рисунке, движении. Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии. Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разрывать их и исполнять во время досуга. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре. Выявлять ассоциативнообразные связи музыкальных и живописных произведений. Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись). Определять обратный строй музыки с помощью «словаря эмоций». Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. 1,2,5,6,7 1,2,3 5,6,7 1,2,5,6,7 2,4,6,7 1,6,7 13. Святые земли Русской. Тест. 4 часа 14. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Настрою гусли на старинный лад… 15. Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе. Лель, мой Лель… 1 16. Звучащие картины. Прощание с Масленицей. 1 17. Обобщающий урок II четверти. Тест. 1 18. В музыкальном театре. Опера «Руслан и Людмила»: Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра. 2 1 6 часов 1 19. Опера «Орфей и Эвридика». 1 20. Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес 1 5 Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Принимать участие в традиционных праздниках народов России. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. 2,3,5 Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играхдраматизациях. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. 1,2,5,6,7 Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.) 1,3,6,7 Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Воплощать в пении или пластическом интонировании 2,4,5 1,2,5,6,7 1,3,5 1,2,5,6,7 2,3,6 могучая природа… В заповедном лесу. 21. Океан — море синее. 1 22. Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. 1 23. В современных ритмах. Тест. 1 В концертном зале. В концертном зале. (6 часов) Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. 6 часов 24. сценические образы на уроках и школьных концертах. Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов. Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей. 2,4,6,7 2,3,6 1,6,7 1 Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. 1,3,5 Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей. Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей. Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты. Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим 2,4,5 25. Музыкальные инструменты. Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная. 1 26. «Героическая». Призыв к мужеству. 1 27. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. 1 6 2,4,7 2,3,5 28. Мир Бетховена. 1 29. Обобщающий урок III четверти. Тест. 1 30. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… Чудо-музыка. Острый ритм — джаза звуки. 1 Люблю я грусть твоих просторов. 1 32. Мир С. Прокофьева. Певцы родной природы. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. Тест. Обобщающий урок IV четверти заключительный урок - концерт. 1 34. № п/п Раздел, Темы 1. Россия — Родина моя Мелодия. Ты запой мне ту песню... Что не выразишь словами, звуком на душу навей... 2. Как сложили песню. Звучащие 2,4,6,7 1,6,7 5 часов 31. 33. содержанием в духе песни, танца, марша. Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений. Различать характерные черты языка современной музыки. Определить принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания. Участвовать в подготовке заключительного урокаконцерта. 1 1 Количество часов 4 класс 3ч 1 1 7 Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания. Участвовать в подготовке заключительного урокаконцерта. 2,4,6,7 Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности* Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании. Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играхдраматизациях. Общаться и взаимодействовать 2,3,5 2,4,6,7 2,4,6,7 2,4,6,7 1,6,7 2,4,7 картины. 3. 4. Ты откуда, русская, зародилась, музыка? Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! 1 О России петь — что стремятся в храм Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. 4ч 1 5. Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. 1 6. Родной обычай старины. Светлый праздник. 1 7. Обобщающий урок I четверти. 1 8. День, полный событий Приют спокойствия, трудов и вдохновенья... 6ч 1 9. Зимнее утро. Зимний вечер. 1 8 в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Импровизировать на заданные тексты. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Подбирать ассоциативные ряды художественным проведениям различных видов искусства. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сочинять мелодии на поэтические тексты. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пенни и разного рода импровизациях. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Распознавать их 3,4,6,7 1,2,5,6 1,3,7 2,4,5 1,2,5,6,7 3,4,6,7 1,2,3 10. Что за прелесть эти сказки! Три чуда. 1 11. Ярмарочное гулянье. 1 12. Святогорский монастырь. 1 13. Приют, сияньем муз одетый. 1 14. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Композитор — имя ему народ. Музыкальные инструменты России. 3ч 1 15. Оркестр русских народных инструментов. Музыкант-чародей. Народные праздники (Троица). 1 16. Обобщающий урок II четверти. 1 9 художественный смысл. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др.). Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров. Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. Исследовать историю создания музыкальных инструментов. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Осуществлять опыты импровизации и сочинения на предлагаемые тексты. Овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания, «вторы», ритмического сопровождения. Рассуждать о значении преобразующей силы музыки. Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания 2,3,6 2,3,6 1,6,7 2,4,6,7 1,3,5 2,3,5 2,3,5 из рабочей тетради. 17. В концертном зале Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Старый замок. 18. Счастье в сирени живет... Не молкнет сердце чуткое Шопена... 1 19. Танцы, танцы, танцы... 1 20. Патетическая соната. 1 21. Годы странствий. Царит гармония оркестра. 1 22. В музыкальном театре Опера «Иван Сусанин»: Бал в замке польского короля (II действие). За Русь мы все стеной стоим... (III действие). Сцена в лесу (IV действие). 5ч 1 6ч 1 23. Исходила младешенька. 1 24. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. 1 25. Балет «Петрушка». 1 10 Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению. Передавать в пении, драматизации, музыкальнопластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров. Корректировать собственное исполнение. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сальная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России. Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности. Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных 2,3,5 2,4,6,7 1,3,7 2,4,7 2,4,5 1,2,5,6,7 1,2,5,6 2,3,6 1,2,5,6 26. Театр музыкальной комедии. 1 27. Обобщающий урок III четверти. 1 28. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье Прелюдия. Исповедь души. 29. Революционный этюд. 1 30. Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек. 1 31. Музыкальные инструменты. 1 32. Музыкальный сказочник. 1 33. Рассвет на Москве-реке. 1 34. Обобщающий урок IV четверти – заключительный урок – концерт. 1 фрагментов оперы, балета, оперетты. Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках. Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. 1,3,7 2,4,5 7ч 1 11 Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров. Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Моделировать варианты интерпретаций музыкальных произведений. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром. Оценивать свою творческую деятельность. Самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений. Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку. 1,2,5,6,7 1,2,5,6 1,3,7 2,4,5 1,2,5,6,7 1,2,5,6 1,2,5,6,7 *Номера соответствуют воспитательным направлениям, прописанным в личностных результатах, с учетом уровня образования (НОО, ООО, СОО). СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МАОУ лицей №11 им. В.В.Рассохина № 1 от «27» августа 2021 г. ___________ И.А.Рубан СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УР МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина г. Армавира ______________ А.А.Козлова «27» августа 2021 г 12