Программа «В ШКОЛУ ЗА ЗДОРОВЬЕМ»

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина

УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 01.09.2023 года
Председатель педсовета
_____________
А.М.Абелян

Программа
«В ШКОЛУ ЗА ЗДОРОВЬЕМ»

2023 год

Наименование программы Программа «В школу за здоровьем»
Направление
Нормативно-правовые
основания для разработки
программы

Разработчик программы
Цель программы

Задачи программы

Сохранение и укрепление здоровья
1.
Конвенция о правах ребенка. Принята
Генеральной
Ассамблеей
ООН
20.11.89
и
ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.
2.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3.
Федеральный закон от 24.07.98 г. N 124-ФЗ
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации" (с изменениями от 14 декабря 2022 г.).
4.
Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, стандарты
третьего поколения.
5.
ФГОС НОО.
6.
Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы
(СанПиН
2.4.2
2821-10),
зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г.,
регистрационный номер 19993;
СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к
условиям обучения в ОУ»
Коллектив МАОУ лицея № 11 им. В.В.Рассохина
•
создание
в
лицее
организационно
педагогических, материально-технических, санитарно
- гигиенических и других условий здоровье
сбережения,
учитывающих
индивидуальные
показатели
состояния
здоровья
участников
образовательного процесса;
•
создание
материально
технического,
содержательного и информационного обеспечения
агитационной и пропагандистской работы по
приобщению подрастающего поколения к здоровому
образу жизни;
•
развитие организационного, программного и
материальнотехнического
обеспечения
дополнительного образования обучающихся в
аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;
•
формирование у обучающихся понимания
значимости сохранения, укрепления здоровья и
навыков здорового образа жизни;
•
разработка и внедрение комплекса мер по
поддержанию здоровья педагогических работников
лицея;
•
формирование представления об основах
экологической культуры на примере экологически
сообразного поведения в быту и природе, безопасного
для человека и окружающей среды.
•
четкое
отслеживание
санитарно
гигиенического состояния лицея;
•
гигиеническое
нормирование
учебной
нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;

Участники программы

Сроки
Ожидаемые
результаты

Диагностика
эффективности
программы.

•
освоение
педагогами
новых
методов
деятельности в процессе обучения школьников,
использование технологий урока, сберегающих
здоровье учащихся;
•
посещение научно-практических конференций,
семинаров, лекций по данной проблеме и применение
полученных педагогами знаний на практике.
Учащиеся 1-4 классов
Педагоги
Родители
Пожарная часть
ГИБДД
Сентябрь 2023 г.- июнь 2026 г.
•
повышение функциональных возможностей
организма
учащихся,
развитие
физического
потенциала школьников;
•
повышение приоритета здорового образа
жизни;
•
повышение
мотивации
к
двигательной
деятельности, здоровому образу жизни;
•
повышение уровня самостоятельности и
активности школьников;
•
повышение профессиональной компетенции и
заинтересованности педагогов в сохранении и
укреплении как здоровья школьников, так и своего
здоровья.
Мониторинг состояния здоровья учащихся

Пояснительная записка
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков
здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление
здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень
актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения
здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые
знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать
полученные знания в повседневной жизни.
Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из
полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и
педагогов,
о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных
достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому
перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания
здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о
том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в

несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда
педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы
нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении
здоровья воспитанников и учителей. Охрана здоровья учителя является важным
фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно
относится к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый
образ жизни.
Большинство разделов программы остается на все сроки внедрения программы,
раздел 18 «Календарный план реализации программы» обновляется каждый
учебный год.
5. Функции различных категорий работников школы
5.1. Функции администрации:
•
общее руководство реализацией программы: организация, координация,
контроль;
•
разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению
физического здоровья учащихся и ее контроль;
•
организация работы классных руководителей по программе
здоровьесбережения и ее контроль;
•
организация создания банка данных о социально неблагополучных
семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
•
организация работы психологической службы в школе.
5.2. Функции классного руководителя:
•
санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности
детей в начальной школе;
•
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по
профилактике частых заболеваний учащихся;
•
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по
профилактике детского травматизма на дорогах;
•
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по
профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
•
организация и проведение профилактических работы с родителями;
•
организация встреч родителей с представителями правоохранительных
органов, работниками ГИБДД;
•
организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты,
лекции, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
•
организация и проведение диагностик уровня и качества знаний
учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
Сроки и этапы реализации программы:
1 этап – подготовительный (2023 – 2024 гг.):
•
анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к
вредным привычкам;
•
изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;

•
разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.
2 этап – апробационный (2024 – 2025гг.):
•
внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее
эффективных;
•
систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;
•
выполнение оздоровительных мероприятий.
3 этап - контрольно-обобщающий (январь 2025 – май2026 гг.):
•
сбор и анализ результатов выполнения программы;
•
коррекции деятельности.
Модель личности ученика.
По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает
этап их исполнения. При этом работникам лицея необходимо знать, какие
результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации
решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей.
Для этого создана прогнозируемая модель личности ученика:
Модель выпускника
первого уровня
обучения
- знание основ личной
гигиены, выполнение
правил гигиены;

Модель выпускника
второго уровня
обучения
- знание основ личной
гигиены, выполнение
правил гигиены;

- владение основами
личной гигиены и
здорового образа
жизни.

- владение основами
личной гигиены и
здорового образа
жизни.
- знание основ строения
и функционирования
организма человека;
- знание изменений в
организме человека в
пубертатный период;

Модель выпускника
третьего уровня
обучения
- стремление к
самосовершенствованию,
саморазвитию и
профессиональной
пригодности через
физическое
совершенствование и
заботу о своем здоровье;
- убеждение в пагубности
для здоровья и
дальнейшей жизни
вредных привычек;
- знание различных
оздоровительных систем;

- умение оценивать свое - умение поддерживать
физическое и
здоровый образ жизни,
психическое состояние; индивидуальный для
каждого человека;
- знание влияния
алкоголя, курения,
- способность
наркомании на здоровье вырабатывать
человека;
индивидуальный образ
жизни;

- поддержание
физической формы;

- гигиена умственного
труда.

- телесно-мануальные
навыки, связанные с
укреплением силы,
выносливости,
ловкости;
- гигиена умственного
труда.
Реализация программы направлена на формирование у учащихся
культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
•
культуру физиологическую (способность управлять физиологическими
процессами и наращивать резервные мощности организма);
•
культуру
физическую
(способность
управлять
физическими
природосообразными движениями);
•
культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и
эмоциями); культуру интеллектуальную (способность управлять своими
мыслями и контролировать их).
Базовыми компонентами на всех уровнях являются:
•
формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья
и здорового образа жизни;
•
формирование системы знаний по овладению методами оздоровления
организма;
•
формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания
доврачебной помощи себе и другому человеку.
Методы контроля над реализацией программы:
•
проведение заседаний педсовета и МО классных руководителей школы;
•
создание методической копилки опыта;
•
мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического
климата в школе;
•
сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению;
•
контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной
нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной
деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.
Основные направления деятельности программы:
1. Медицинское направление предполагает:
•
создание соответствующих санитарным требованиям условий для
воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
•
составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;

•
гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних
заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
•
четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
•
реабилитационную работу:
•
обязательное медицинское обследование;
2. Просветительское направление предполагает:
•
организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения,
алкоголизма, наркомании;
•
организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения,
алкоголизма, наркомании;
•
пропаганду здорового образа жизни (тематические классные часы,
лекции, конкурсы рисунков, плакатов, различные акции; совместная работа с
учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике
токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма).
3. Психолого-педагогическое направление предполагает:
•
использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в
организации учебной деятельности;
•
предупреждение проблем развития ребенка;
•
обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
•
развитие познавательной и учебной мотивации;
•
формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля.
4. Диагностическое направление предполагает:
•
проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого
выявляются: общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
•
текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к
врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);
•
режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными
занятиями.
Здоровьесберегающие образовательные технологии:
•
здоровьесберегающие медицинские технологии;
•
здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;
•
здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;
•
здоровьесберегающие экологические технологии, направленные на
создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и
деятельности людей,
гармоничных взаимоотношений с природой (зеленые
растения в классах, рекреациях);
•
здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те
психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые
направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств,
способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления
о здоровье как ценности.
Реализация основных направлений программы:

1. Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику,
соблюдать режим труда и отдыха школьника.
2. Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной
трети выполняемой работы в классе.
3. Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему
способствует удобное расписание уроков.
4. Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на
переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
5. Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
6. Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
7. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью
проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей
детей с привлечением родителей и социальных партнеров.
8. Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах,
толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
Применение разнообразных форм работы:
1.Учет состояния детей:
•
учет посещаемости занятий;
•
контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
•
индивидуальные занятия;
•
дни здоровья.
План деятельности по реализации программы
№
мероприятия
Ответственные
исполнители
Просветительское
направление
1.1. Организация
просветительской
работы с родителями по
ЗОЖ (лекторий).

сроки

Планируемый
результат и
выполнение

Классные
руководители
1-4 классов

ежегодно

график
проведения и
тематика
лектория

Администрация
школы

ежегодно

план работы

Администрация
лицея

ежегодно

план работы

1.

1.2. Разработка системы
обучения родителей и
учителей по проблемам
охраны, укрепления и
сохранения здоровья
детей.
1.3. Вовлечение родителей и
учителей в работу по

сохранению и
укреплению здоровья
детей.
1.4. Подготовка и
проведение
педагогического совета
по теме «Формирование
здорового образа
жизни»
1.5. Организация
просветительской
работы с учащимися
1.6. Совместная работа с
учреждениями
здравоохранения и
органами внутренних
дел по профилактике
токсикомании,
наркомании, курения и
алкоголизма.
2.
Психологопедагогическое
направление.
2.1. Организация психологопедагогического
сопровождения учебновоспитательного
процесса.
2.2. Отслеживание
работоспособности,
тревожности и других
психических
показателей учащихся:
- определение влияния
учебной нагрузки на
психическое здоровье
детей;
- изучение
психологических
возможностей и
готовности детей к
школе.
2.3. Конференция по теме

Заместитель
директор по
учебной работе
в начальной
школе

2023

протокол
педсовета

Классные
руководители
1-4 классов
Администрация
школы

ежегодно

план работы

ежегодно

план работы

Администрация
школы

ежегодно

план работы

Классные
руководители
1-4 классов

ежегодно

диагностическ
ие
исследования

Заместитель

2024 г.

материалы

«Здоровьесберегающие
технологии обучения»
2.4. Использование
здоровьесберегающих
технологий, форм и
методов в организации
учебной деятельности.
2.5. Выявление группы
риска по социальной
дезадаптации,
устранения негативного
влияния.

директор по
учебной работе
в начальной
школе
Классные
руководители
1-4 классов
Классные
руководители
1-4 классов

конференции

ежегодно

планы уроков

ежегодно

план работы

Здоровьесберегающая деятельность педагогического коллектива
МАОУ лицея № 11 им. В. В. Рассохина
органы управления

Административный
Совет

мероприятия
программы
1. Создание
Программы
здоровьесбережения
2. Анализ
результатов
медицинского
осмотра участников
образовательного
процесса.
3. Анализ влияния
состояния здоровья
учащихся на
уровень
обученности.
4. Анализ
дозировки учебной
нагрузки: учебные
планы; график
контрольных работ.
5. Итоговый анализ
состояния здоровья
учащихся.

Сроки выполнения
2024 –
2025 гг.

2025 –
2026 гг.

Май

Май

май

Сентябрь

сентябрь

сентябрь

май

май

май

2023–
2024 гг.
Май

После
прохожден
ия осмотра

Педагогический
Совет

Административный
Совет

1.Обсуждение и
принятие
Программы
здоровьесбережения
2.Использование
здоровьесберегающ
их технологий.
1.Обсуждение
Программы
здоровьесбережения
2.Составление
плана работы с
учетом внедрения
здоровьесберегающ
их технологий.
3.Разработка
критериев уровня
здоровья
участников
образовательного
процесса для
мониторинга
оценки качества
образования.
4.Мониторинг
влияния состояния
здоровья учащихся
на качество знаний
по предметам.

сентябрь

январь

апрель

август

август

апрель

апрель

сентябрь
август

октябрь

апрель

18.Календарный план реализации программы здоровьесбережения на
2023-2024 учебный год
№
1

2

3

мероприятие
Проведение уроков–здоровья:
1-2 класс: «Если хочешь быть здоров»
3-4 класс: «Из чего состоит наша пища»
Проведение классных часов:
1 класс: Режим дня – основа жизни человека
(беседа – игра)
2 класс: «Осенний калейдоскоп» (о здоровой и
полезной пище)
3 класс: «Цена ломтика»
4 класс: «Что такое здоровье?»
Родительские собрания:

ответственные
классные
руководители
классные
руководители

классные

4

1 класс: «Режим труда и учёбы»
2 класс: «Здоровье ребёнка в руках взрослых»
3 класс: «Секреты здоровья ребёнка»
4 класс: «Режим и гигиена питания младших
школьников»
День здоровья (1- 4 классы)

5

Обеспечение контроля занятости детей во
внеурочное время.

6

Проведение месячника по предупреждению
дорожно-транспортного травматизма.

руководители

классный
руководитель,
родители
заместитель
директор по
учебной работе в
начальной школе
заместитель
директор по
учебной работе в
начальной школе

Модель формирования здоровьесберегающей среды в учреждении с учетом
индивидуального подхода к обучающимся
СУБЪЕКТЫ
Обучающийся
Члены семьи
Педагоги
Привлеченные
обучающегося
специалисты и
организации
ЦЕННОСТИ
Осознание причин Осмысление
Открытие системы Достижение
своих личностных, и мотивов,
ценностей
соответствия
других переживаний, потребностей,
подростка
между
особенностей
устремлений,
внутреннего
декларируемыми и
формирования
установок,
происхождения
реальномежличностных
отношений,
действующими
отношений
особенностей
ценностями
поведения и
эмоционального
реагирования
ребенка
ЦЕЛЬ
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся
ЗАДАЧИ
Осознание
Удовлетворение
Сохранение и
Формирование
ценности здоровья и потребностей
развитие здоровья доминантной
активнообучающегося в
обучающегося при установки на
познавательное
здоровом образе
его оптимальной восприятие
стремление к его
жизни, формирование трудоспособности позитивных
совершенствованию, потребности в
и социальной
сторон реальности

индивидуальная
соблюдении
активности,
и защиту от
информированность элементарных
формирование
негативных
и способность
гигиенических норм и системы умений и влияний среды.
принимать
правил, выведение
здоровьеформирую
ответственные
подростка в режим
щих технологий и
эффективные
саморазвития,
стратегий
решения,
самовоспитания
определяющие
структуру и
качество жизни
ФУНКЦИИ
Самореализации Психофизиологическа ЭстетическиПсихотерапевтиче
я
познавательная
ская
АСПЕКТЫ
Личностный
Командный
Образовательный Деятельностный
ФОРМЫ
Консультации, беседы, инструктажи, тренинги, семинары-практикумы, дни
открытых дверей, конференции
РЕЗУЛЬТАТЫ
(с позиций трех уровней отношения обучающегося к своему здоровью)
Когнитивный
Эмоциональный
Поведенческий
Позитивное
Формирование дифференцированных
Включенность в
отношение
обобщенных знаний о себе в процессе
культурнообучающегося
деятельности и общения с окружающими оздоровительную
к себе, самоуважение
деятельность


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».