музыка 3-4 класс ИЗМЕНЕНИЯ

Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
протокол №1
от 31 августа 2021 года
Директор
__________________ А.М. Абелян
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,
ВНОСИМЫЕ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
по музыке
Уровень образования (класс): начальное общее образование
Классы 3-4 классы
Количество часов: 68 часов (3 класс – 34 ч., 4 класс – 34 ч.)
Учитель, разработчик рабочей программы:
Неркарарян Лилия Николаевна, учитель музыки
Программа разработана в соответствии и на основе:
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №
1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования" (с дополнениями и изменениями) ФГОС начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286;
с учетом примерной программы по музыке федерального государственного образовательного
стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября
2009 г.
с учетом УМК: Г.П. Сергеевой и сборника рабочих программ «Музыка» 1-4 классы.
Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2013.

г. Армавир, 2021

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для
начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и
воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций, в том числе в части:
1. Гражданско-патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности;
- знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных
символов и традиций республик Российской Федерации;
- проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края,
музыкальной культуры народов России;
- уважение к достижениям отечественных мастеров культуры;
- стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города,
республики.
2. Духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной
деятельности.
3. Эстетического воспитания:
- восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям
и творчеству своего и других народов;
- умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства.
4. Ценности научного познания:
- первоначальные представления о единстве и особенностях
художественной и научной картины мира;
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде;
- бережное отношение к физиологическим системам организма,
задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание,
артикуляция, музыкальный слух, голос);
- профилактика умственного и физического утомления с использованием
возможностей музыкотерапии.
6. Трудового воспитания:
- установка на посильное активное участие в практической деятельности;
- трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;
- интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и
искусства;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
2

7. Экологического воспитания:
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих ей вред.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Раздел, Темы

Количество
часов
3 класс
9ч
1

1.

Россия — Родина моя
Мелодия — душа музыки.

2.

Природа и музыка. Звучащие картины.

1

3.

Виват, Россия! Наша слава — русская
держава.

1

4.

Кантата «Александр Невский».

1

5.

Опера «Иван Сусанин». Родина моя!
Русская земля... Да будет во веки веков
сильна...

1

6.

Мир оркестра. Утро.

2

3

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

Выявлять настроения и
чувства человека, выраженные в
музыке
Выражать свое эмоциональное
отношение к искусству в
процессе исполнения
музыкальных произведений
(пение, художественное
движение, пластическое
интонирование и др.).
Петь мелодии с ориентаций на
нотную запись.
Выражать свое эмоциональное
отношение к искусству в
процессе исполнения
музыкальных произведений
(пение, художественное
движение, пластическое
интонирование и др.).
Петь мелодии с ориентаций на
нотную запись.
Передавать в импровизации
интонационную
выразительность музыкальной и
поэтической речи.
Знать песни о героических
событиях истории Отечества и
исполнять их на уроках и
школьных праздниках.
Интонационно осмысленно
исполнять сочинения разных
жанров.
Выполнять творческие задания
из рабочей тетради.
Распознавать и оценивать
выразительные и
изобразительные особенности
музыки в их взаимодействии.
Понимать художественнообразное содержание
музыкального произведения и
раскрывать средства его
воплощения.
Передавать интонационномелодические особенности

2,3,5

2,4,7

3,4,6,7

1,2,5,6

1,3,7

1,2,5,6,7

7.

Портрет в музыке. В каждой
интонации спрятан человек.

1

8.

В детской. Игры и игрушки. На
прогулке. Вечер.

1

9.

Обобщающий урок I четверти.
Тест.

1

О России петь — что стремиться
в храм.
Радуйся, Мария! Богородице Дево,
радуйся.

4 часа

11.

Древнейшая песнь материнства.
Тихая моя, нежная моя, добрая моя
мама!

1

12.

Вербное воскресенье. Вербочки.

1

10.

1

4

музыкального образа в слове,
рисунке, движении.
Находить (обнаруживать)
общность интонаций в музыке,
живописи, поэзии.
Разрабатывать сценарии
отдельных сочинений
программного характера,
разрывать их и исполнять во
время досуга.
Выразительно,
интонационно
осмысленно
исполнять
сочинения разных жанров и
стилей соло, в ансамбле, хоре,
оркестре.
Выявлять ассоциативнообразные связи музыкальных и
живописных произведений.
Участвовать в сценическом
воплощении отдельных
сочинений программного
характера.
Выполнять творческие задания
из рабочей тетради.
Обнаруживать сходство и
различия русских и
западноевропейских
произведений религиозного
искусства (музыка, архитектура,
живопись).
Определять обратный строй
музыки с помощью «словаря
эмоций».

Знакомиться с жанрами
церковной музыки (тропарь,
молитва, величание), песнями,
балладами на религиозные
сюжеты.
Иметь
представление
о
религиозных
праздниках
народов России и традициях их
воплощения.
Знакомиться с жанрами
церковной музыки (тропарь,
молитва, величание), песнями,
балладами на религиозные
сюжеты.
Иметь
представление
о
религиозных
праздниках
народов России и традициях их
воплощения.
Интонационно осмысленно
исполнять сочинения разных
жанров и стилей.
Выполнять творческие задания
из рабочей тетради.

1,2,5,6,7

1,2,3

5,6,7

1,2,5,6,7

2,4,6,7

1,6,7

13.

Святые земли Русской. Тест.

4 часа

14.

Гори, гори ясно, чтобы не
погасло!
Настрою гусли на старинный лад…

15.

Певцы русской старины. Былина о
Садко и Морском царе. Лель,
мой Лель…

1

16.

Звучащие картины. Прощание с
Масленицей.

1

17.

Обобщающий урок II четверти.
Тест.

1

18.

В музыкальном театре.
Опера «Руслан и Людмила»: Я славил лирою преданья. Фарлаф.
Увертюра.

2

1

6 часов
1

19.

Опера «Орфей и Эвридика».

1

20.

Опера «Снегурочка». Волшебное
дитя природы. Полна чудес

1
5

Выявлять общность
жизненных истоков и
особенности народного и
профессионального
музыкального творчества.
Выполнять творческие задания
из рабочей тетради.
Принимать участие в
традиционных праздниках
народов России.
Участвовать в сценическом
воплощении отдельных
фрагментов оперных
спектаклей.
Выразительно, интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных жанров и
стилей.

2,3,5

Рассуждать о значении
повтора, контраста,
сопоставления как способов
развития музыки.
Разыгрывать народные песни
по ролям, участвовать в
коллективных играхдраматизациях.
Выполнять творческие задания
из рабочей тетради.

1,2,5,6,7

Рассуждать о значении
дирижера, режиссера,
художника-постановщика в
создании музыкального
спектакля.
Участвовать в сценическом
воплощении
отдельных
фрагментов
музыкального
спектакля (дирижер, режиссер,
действующие лица и др.)

1,3,6,7

Рассуждать о смысле и
значении вступления, увертюры
к опере и балету.
Сравнивать
образное
содержание музыкальных тем
по нотной записи.
Рассуждать о смысле и
значении вступления, увертюры
к опере и балету.
Сравнивать
образное
содержание музыкальных тем
по нотной записи.
Воплощать в пении или
пластическом интонировании

2,4,5

1,2,5,6,7

1,3,5

1,2,5,6,7

2,3,6

могучая природа… В заповедном
лесу.

21.

Океан — море синее.

1

22.

Балет «Спящая красавица». Две
феи. Сцена на балу.

1

23.

В современных ритмах. Тест.

1

В концертном зале.
В концертном зале. (6 часов)
Музыкальное состязание.
Музыкальные инструменты.
Звучащие картины.

6 часов

24.

сценические образы на уроках и
школьных концертах.
Исполнять
интонационно
осмысленно мелодии песен, тем
из мюзиклов, опер, балетов.
Наблюдать за развитием
музыки разных форм и жанров.
Узнавать стилевые
особенности, характерные
черты музыкальной речи разных
композиторов.
Моделировать в графике
звуковысотные и ритмические
особенности мелодики
произведения.
Определять виды музыки,
сопоставлять музыкальные
образы в звучании различных
музыкальных инструментов.
Различать на слух старинную и
современную музыку.
Узнавать тембры музыкальных
инструментов.
Называть
исполнительские
коллективы и имена известных
отечественных и зарубежных
исполнителей.

2,4,6,7

2,3,6

1,6,7

1

Определять виды музыки,
сопоставлять
музыкальные
образы в звучании различных
музыкальных инструментов.

1,3,5

Различать на слух старинную и
современную музыку.
Узнавать тембры музыкальных
инструментов.
Называть
исполнительские
коллективы и имена известных
отечественных и зарубежных
исполнителей.
Различать на слух старинную и
современную музыку.
Узнавать тембры музыкальных
инструментов.
Называть
исполнительские
коллективы и имена известных
отечественных и зарубежных
исполнителей.
Выявлять изменения
музыкальных образов,
озвученных различными
инструментами.
Разбираться в элементах
музыкальной (нотной) грамоты.
Импровизировать мелодии в
соответствии с поэтическим

2,4,5

25.

Музыкальные инструменты. Сюита
«Пер Гюнт». Странствия Пера
Гюнта. Севера песня родная.

1

26.

«Героическая». Призыв к
мужеству.

1

27.

Вторая часть симфонии. Финал
симфонии.

1

6

2,4,7

2,3,5

28.

Мир Бетховена.

1

29.

Обобщающий урок III четверти.
Тест.

1

30.

Чтоб музыкантом быть, так
надобно уменье…
Чудо-музыка. Острый ритм —
джаза звуки.

1

Люблю я грусть твоих просторов.

1

32.

Мир С. Прокофьева. Певцы
родной природы.
Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. Тест.
Обобщающий урок IV четверти заключительный урок - концерт.

1

34.

№
п/п

Раздел, Темы

1.

Россия — Родина моя
Мелодия. Ты запой мне ту песню...
Что не выразишь словами, звуком на
душу навей...

2.

Как сложили песню. Звучащие

2,4,6,7

1,6,7

5 часов

31.

33.

содержанием в духе песни,
танца, марша.
Определять особенности
построения (формы)
музыкальных сочинений.
Различать характерные черты
языка современной музыки.
Определить принадлежность
музыкальных произведений к
тому или иному жанру.
Инсценировать (в группе, в
паре) музыкальные образы
песен, пьес программного
содержания.
Участвовать в подготовке
заключительного
урокаконцерта.

1
1

Количество
часов
4 класс
3ч
1

1
7

Интонационно осмысленно
исполнять сочинения разных
жанров и стилей.
Выполнять творческие задания
из рабочей тетради.
Инсценировать (в группе, в
паре) музыкальные образы
песен, пьес программного
содержания.
Участвовать в подготовке
заключительного
урокаконцерта.

2,4,6,7

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

Размышлять о музыкальных
произведениях как способе
выражения чувств и мыслей
человека.
Эмоционально воспринимать
народное и профессиональное
музыкальное творчество разных
стран мира и народов России и
высказывать мнение о его
содержании.
Исследовать: выявлять
общность истоков и
особенности народной и
профессиональной музыки.
Исполнять и разыгрывать
народные песни, участвовать в
коллективных играхдраматизациях.
Общаться и взаимодействовать

2,3,5

2,4,6,7
2,4,6,7
2,4,6,7
1,6,7

2,4,7

картины.

3.

4.

Ты откуда, русская, зародилась,
музыка? Я пойду по полю белому…
На великий праздник собралася Русь!

1

О России петь — что стремятся в
храм
Святые земли Русской. Илья Муромец.
Кирилл и Мефодий.

4ч
1

5.

Праздников праздник, торжество из
торжеств. Ангел вопияше.

1

6.

Родной обычай старины.
Светлый праздник.

1

7.

Обобщающий урок I четверти.

1

8.

День, полный событий
Приют спокойствия, трудов и
вдохновенья...

6ч
1

9.

Зимнее утро. Зимний вечер.

1
8

в процессе ансамблевого,
коллективного (хорового,
инструментального)
воплощения различных
художественных образов.
Узнавать образцы народного
музыкально-поэтического
творчества и музыкального
фольклора России.
Импровизировать на заданные
тексты.
Выразительно,
интонационно
осмысленно
исполнять
сочинения разных жанров и
стилей.
Подбирать ассоциативные ряды
художественным проведениям
различных видов искусства.
Выполнять творческие задания
из рабочей тетради.
Оценивать
собственную
музыкально-творческую
деятельность.
Сравнивать музыкальные
образы народных и церковных
праздников.
Сопоставлять выразительные
особенности языка музыки,
живописи, иконы, фрески,
скульптуры.
Рассуждать о значении
колокольных звонов и
колокольности в музыке
русских композиторов.
Сочинять мелодии на
поэтические тексты.
Выполнять творческие задания
из рабочей тетради.
Осуществлять собственный
музыкально-исполнительский
замысел в пенни и разного рода
импровизациях.
Интонационно осмысленно
исполнять сочинения разных
жанров и стилей.
Выявлять выразительные и
изобразительные особенности
музыки русских композиторов и
поэзии А. Пушкина.
Понимать особенности
построения (формы)
музыкальных и литературных
произведений.
Распознавать их

3,4,6,7

1,2,5,6

1,3,7

2,4,5

1,2,5,6,7

3,4,6,7

1,2,3

10.

Что за прелесть эти сказки! Три чуда.

1

11.

Ярмарочное гулянье.

1

12.

Святогорский монастырь.

1

13.

Приют, сияньем муз одетый.

1

14.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Композитор — имя ему народ.
Музыкальные инструменты России.

3ч
1

15.

Оркестр русских народных
инструментов. Музыкант-чародей.
Народные праздники (Троица).

1

16.

Обобщающий урок II четверти.

1

9

художественный смысл.
Анализировать и обобщать
жанрово-стилистические
особенности музыкальных
произведений.
Интонационно осмысленно
исполнять сочинения разных
жанров и стилей.
Выполнять творческие задания
из рабочей тетради.
Участвовать в коллективной
музыкально-творческой
деятельности, в инсценировках
произведений разных жанров и
форм (песни, танцы, фрагменты
из произведений, оперы и др.).
Определять виды музыки,
сопоставлять
музыкальные
образы в звучании различных
музыкальных инструментов.
Интонационно осмысленно
исполнять сочинения разных
жанров и стилей.
Выполнять творческие задания
из рабочей тетради.
Различать тембры народных
музыкальных инструментов и
оркестров.
Знать народные обычаи,
обряды, особенности
проведения народных
праздников.
Исследовать историю создания
музыкальных инструментов.
Общаться и взаимодействовать
в процессе ансамблевого,
коллективного (хорового и
инструментального)
воплощения различных
художественных образов.
Осуществлять опыты
импровизации и сочинения на
предлагаемые тексты.
Овладевать приемами
мелодического варьирования,
подпевания, «вторы»,
ритмического сопровождения.
Рассуждать о значении
преобразующей силы музыки.
Создавать и предлагать
собственный исполнительский
план разучиваемых
музыкальных произведений.
Интонационно осмысленно
исполнять сочинения разных
жанров и стилей.
Выполнять творческие задания

2,3,6

2,3,6

1,6,7

2,4,6,7

1,3,5

2,3,5

2,3,5

из рабочей тетради.
17.

В концертном зале
Музыкальные инструменты. Вариации
на тему рококо. Старый замок.

18.

Счастье в сирени живет...
Не молкнет сердце чуткое Шопена...

1

19.

Танцы, танцы, танцы...

1

20.

Патетическая соната.

1

21.

Годы странствий. Царит гармония
оркестра.

1

22.

В музыкальном театре
Опера «Иван Сусанин»: Бал в замке
польского короля (II действие). За
Русь мы все стеной стоим... (III
действие). Сцена в лесу (IV действие).

5ч
1

6ч
1

23.

Исходила младешенька.

1

24.

Русский Восток.
Сезам, откройся! Восточные мотивы.

1

25.

Балет «Петрушка».

1
10

Определять и соотносить
различные по смыслу
интонации (выразительные и
изобразительные) на слух и по
нотному письму, графическому
изображению.
Передавать в пении,
драматизации, музыкальнопластическом движении,
инструментальном
музицировании, импровизации
и др. образное содержание
музыкальных произведений
различных форм и жанров.
Корректировать собственное
исполнение.
Наблюдать за процессом и
результатом музыкального
развития на основе сходства и
различия интонаций, тем,
образов
Узнавать по звучанию
различные виды музыки
(вокальная, инструментальная;
сальная, хоровая, оркестровая)
из произведений программы.
Распознавать художественный
смысл различных музыкальных
форм.
Соотносить особенности
музыкального языка русской и
зарубежной музыки.
Интонационно осмысленно
исполнять сочинения разных
жанров и стилей.
Выполнять творческие задания
из рабочей тетради.
Оценивать и соотносить
содержание и музыкальный
язык народного и
профессионального
музыкального творчества
разных стран мира и народов
России.
Воплощать
особенности
музыки в исполнительской
деятельности с использованием
знаний
основных
средств
музыкальной выразительности.
Определять
особенности
взаимодействия и развития
различных
образов
музыкального спектакля.
Участвовать в сценическом
воплощении отдельных

2,3,5

2,4,6,7

1,3,7

2,4,7

2,4,5

1,2,5,6,7

1,2,5,6

2,3,6

1,2,5,6

26.

Театр музыкальной комедии.

1

27.

Обобщающий урок III четверти.

1

28.

Чтоб музыкантом быть, так надобно
уменье
Прелюдия. Исповедь души.

29.

Революционный этюд.

1

30.

Мастерство исполнителя.
В интонации спрятан человек.

1

31.

Музыкальные инструменты.

1

32.

Музыкальный сказочник.

1

33.

Рассвет на Москве-реке.

1

34.

Обобщающий урок IV четверти –
заключительный урок – концерт.

1

фрагментов оперы, балета,
оперетты.
Исполнять свои музыкальные
композиции
на
школьных
концертах и праздниках.
Оценивать собственную
творческую деятельность.
Выразительно, интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных жанров и
стилей.
Выполнять творческие задания
из рабочей тетради.

1,3,7

2,4,5

7ч
1

11

Анализировать и соотносить
выразительные и
изобразительные интонации,
музыкальные темы в их
взаимосвязи и взаимодействии.
Распознавать художественный
смысл различных музыкальных
форм.
Наблюдать за процессом и
результатом музыкального
развития в произведениях
разных жанров.
Общаться и взаимодействовать
в процессе коллективного
(хорового и инструментального)
воплощения различных
художественных образов.
Узнавать музыку (из
произведений, представленных
в программе). Называть имена
выдающихся композиторов и
исполнителей разных стран
мира.
Моделировать
варианты
интерпретаций
музыкальных
произведений.
Личностно оценивать музыку,
звучащую на уроке и вне
школы. Аргументировать свое
отношение к тем или иным
музыкальным сочинениям.
Определять взаимосвязь
музыки с другими видами
искусства: литературой,
изобразительным искусством,
кино, театром.
Оценивать свою творческую
деятельность.
Самостоятельно работать в
творческих тетрадях, дневниках
музыкальных впечатлений.
Формировать
фонотеку,
библиотеку, видеотеку.

1,2,5,6,7

1,2,5,6

1,3,7

2,4,5

1,2,5,6,7

1,2,5,6

1,2,5,6,7

*Номера соответствуют воспитательным направлениям, прописанным в личностных результатах, с
учетом уровня образования (НОО, ООО, СОО).

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МАОУ лицей №11
им. В.В.Рассохина
№ 1 от «27» августа 2021 г.
___________ И.А.Рубан

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УР
МАОУ лицея № 11
им. В.В. Рассохина г. Армавира
______________ А.А.Козлова
«27» августа 2021 г

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».