Музыка 3-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Муниципальное образование город Армавир
МАОУ лицей No11 им. В.В. Рассохина

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании НМК
начальных классов

заместитель директора
по учебной работе

______________________
__

______________________
__

директор МАОУ
лицея № 11 им. В.В.
Рассохина

Рубан И.А.
Протокол № 1 от «29»
08 2023 г.

Давыдова Д.В.
Приказ № 1 от «30» 08
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Музыка»
для обучающихся 3-4 классов

Армавир 2023

1

______________________
__
Абелян А.М.
Приказ № 486 от «01» 09
2023 г.

Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» для 3-4 классов разработана в
соответствии с требованиями:
-Федерального государственного образовательного стандарта общего начального
образования. Приказ Министерства образования и науки РФ №373от 6.10.2009г.
- Основной образовательной программы общего начального образования;
-Авторской программы Л. В. Школяр, В. О. Усачёвой «Музыка» (концепция
«Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф.Виноградова) ВентанаГраф
-Планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной
программы начального общего образования МАОУ-СОШ №11им.В.В.Рассохина.
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся
музыкальной культуры как части всей их духовной культуры (Д.Б.Кабалевский),
где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед
детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и
направлений.
Основные задачи уроков музыки:
1. Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой
деятельности человека- творца.
2. Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
3. Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта —человека,
сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
4. Развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы
приобщения к искусству.
5. Овладение интонационно-образным языком музыки на основе
складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между
различными видами искусства.
6. Воспитание эмоционально- ценностного отношения к искусству,
художественному вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему,
своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре
разных народов мира.
7. Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
8. Овладение практическими умениями и навыками в учебно- творческой
деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных
инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет музыка изучается в 3-4 классах начальной школы 68 часов, из
расчета 1 час в неделю в каждом классе, а именно: в 3,4 классах по 34часа в
каждом. Данный предмет входит в предметную область «Искусство».
УМК, который используются в ходе изучения предмета:
О.В.Кузьмина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыкальное искусство:
В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 3 класс, - М.:Вентана-Граф,
2018
2

Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 3, 4
классы.
Список методической литературы для учителя:
В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 3 класс, - М.:Вентана-Граф,
2018
Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 3 класс
В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 4 класс, - М.: Вентана-Граф,
2018
Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 4 класс

Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Изучение музыки на уровне основного общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения содержания учебного предмета.
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации по основным направлениям
воспитания в соответствии с ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся
руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности
на их основе, в том числе в части:
1.
Гражданско-патриотического
воспитания,
способствующего
формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к
общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти
в
Российском
государстве
и
субъекту
тысячелетней
российской
государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры, воспитанию любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического сознания,
российской культурной идентичности.
2. Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование
традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты,
милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим,
к памяти предков.
3. Эстетического воспитания, способствующего формированию
эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей,
приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия - развитие физических способностей с учетом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной
и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
5. Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном,
нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся
результатов в профессиональной деятельности.
6. Экологического воспитания, способствующего формированию
3

экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей,
навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды.
7. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание
стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению
знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и
общественных потребностей.
Личностные результаты:
- формирование основ гражданской идентичности, чувство гордости за свою
Родину, свой народ, историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
- формирование основ национальных ценностей российского общества;
- формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения.
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств осуществления в видах музыкальной деятельности;
-формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальнотворческих задач, умение определять общую цель и пути её достижения,
способность договариваться о распределении ролей и обязанностей;
- готовность конструктивно решать конфликты посредством компромиссв и
сотрудничества;
- самооценка своих музыкально-творческих возможностей; формирование
способности понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами
- навык умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях музыкальных произведений разных эпох, творческих
направлений;
- овладение действиями сравнения, обобщения, установления аналогий в процессе
музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную. Познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
Предметные результаты:
4

- сформированность первоначальных представления о роли музыки в жизни
человека;
-формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере
изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, художественного вкуса, интереса у
музыкальной деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций.
К концу обучения в 3 классе учащиеся могут:
проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора,
понимание синкретики народного творчества;
решать учебные и практические задачи:
выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной
культуры; сравнивать народную и профессиональную музыку;
свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу,
самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и
пр.;
узнавать произведения,
называть русских композиторов, называть их имена (в соответствии с
программой);
приводить примеры использования русскими классиками образцов
фольклора;
различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную
композиторами в «народном духе»;
самостоятельно распевать народные текс ты в стиле устной традиции.
К концу обучения в 4 классе учащиеся могут:
проявлять общую осведомленность о музыке, способность
ориентироваться в музыкальных явлениях;
проявлять интерес, определенные пристрастия и предпочтения (любимые
произведения, любимые композиторы, любимые жанры, любимые исполнители
— 2–3 примера); мотивировать выбор той или иной музыки (что он ищет в ней,
чего ждет от нее);
ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их
организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки
(песня, танец, марш, интонация, развитие, форма, национальные особенности и
пр.);
понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя,
слушателя) и своей собственной музыкальной деятельности;
выражать готовность и умение проявить свои творческие способности в
различных видах музыкально-художественной деятельности: выразительно
исполнить песню (от начала до конца), найти образное танцевальное движение,
подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле (игра на музыкальных
инструментах, хоровое пение, музыкальная драматизация).
5

Содержание учебного предмета
Таблица тематического распределения количества часов
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Разделы, темы

Всего

Характерные черты русской музыки.
Народное музыкальное творчество –
«энциклопедия»
русской
интонационности.
Истоки русского классического
романса.
Композиторская музыка для церкви.
Народная
и
профессиональнокомпозиторская музыка в русской
музыкальной культуре.
Многоцветие музыкальной картины
мира.
Музыка мира сквозь «призму»
русской классики.

34

Количество
часов
3 класс
8
12

4 класс

6
2
6

7

34

8
10

8

Музыкальное общение без границ.

9

Искусство слышать музыку.
Итого

64

34

9
34

3 класс (34 ч)
Характерные черты русской музыки (8 ч)
Введение: интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского,
М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).
Понятия «русская» и «российская» музыка — различное и общее. Различное:
яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера,
особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других
музыкальных культур внутри России. Общее — интонационные корни.
Народное
музыкальное
творчество
—
«энциклопедия»
русской
интонационности (12 ч)
Обрядовость как сущность русского фольклора. Своеобразие героики в народном
былинном эпосе. Знаменный распев. Протяжная песня как особый
интонационный склад русской музыки. Частушки и страдания. Танцевальные
жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.

Истоки русского классического романса (6 ч)
6

Интонационная сфера городского музицирования: взаимодействие крестьянской
песни и городского салонного романса, городская лирика (популярная),
старинный романс.
Композиторская музыка для церкви (2 ч)
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской
музыкальной культуре (6 ч)
Обработки народных песен. Переосмысление интонационной сферы русской
песенности в творчестве композиторов: два пути — точное цитирование и
сочинение музыки в народном духе.
Величие России в музыке русских классиков.
4 класс (34 ч)
Многоцветие музыкальной картины мира (7 ч)
Знакомство с музыкальной речью стран мира: Германии, Польши, Венгрии,
Испании, Норвегии, США. Специфика музыкального высказывания. Взаимосвязь
музыкального языка и фонетического звучания национальной разговорной речи.
Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями
русской музыки.
Музыка мира сквозь «призму» русской классики (8 ч)
Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики.
Музыкальное «путешествие» русских классиков в Италию и Испанию, Японию и
Украину. «Русское» как характерное — через взаимодействие музыкальных
культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и
специфического.
Музыкальное общение без границ (10 ч)
Знакомство с музыкой ближнего зарубежья — Беларуси, Украины, Молдовы,
Казахстана, стран Балтии и др., общее и различное. Выдающиеся представители
зарубежных национальных музыкальных культур — Бах, Моцарт, Шуберт,
Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как форма музыкального
представительства.
Искусство слышать музыку (9 ч)
Восприятие произведений крупной формы как критерий сформированности
музыкальной культуры человека. Обобщение проблематики начальной школы от
родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии.

7

Тематическое планирование
3 класс
Содержание курса

Тематическое планирование

Характерные черты
русской музыки

Отношение профессиональной
(композиторской) музыки и
народного
фольклора.
Фольклорная
экспедиция:
собирание
и
сохранение
народного
музыкального
творчества,
древнейших
музыкальных инструментов.
Мировая
слава
русской
классической
музыки.
Интонационно-образный язык
музыки М.И. Глинки, П.И.
Чайковского, М.П. Мусоргского
(музыкальные портреты).
Понятия
«русская»
и
«российская»
музыка
—
различное и общее. Различное:
яркая многоголосная ткань Юга
России, холодноватая скромная
«вязь»
Севера;
особенная
лихость, сила и стройность
казачьей
песни
и
«многоголосица»
других
музыкальных культур внутри
России.
Общее
—
интонационные корни.

Народное музыкальное
творчество —
энциклопедия русской
интонационности

Род,
родник,
Родина
—
духовно-нравственные основы
устного народного творчества.
Исторически
сложившиеся

Количество
часов
8ч

Характеристика деятельности учащихся

Личностные
результаты
Размышлять об общих интонационных корнях 1,2,4,5,6,7
профессиональной
музыки
и
народного
творчества.
Различать на слух интонации (мелодии)
композиторской и народной музыки.
Узнавать по характерным чертам жанры
многонационального российского творчества
(песни, былины, попевки, инструментальные
наигрыши и пр.).
Пропевать главные интонации (мелодии)
изучаемых
произведений
композиторовклассиков.
Запоминать
имена
корифеев
русской
музыкальной культуры, знать названия их
лучших
произведений. Понимать
необходимость
сохранения
фольклорной
культуры, древних музыкальных инструментов.

12ч

Сравнивать знаменный распев и протяжную 1,2,3,5,6,7
песню, выявляя истоки особого интонационного
склада русской музыки.
Различать и выявлять выражение в русской
8

фольклорные жанры.
Обрядовость как сущность
русского народного творчества.
Благородство,
импровизационность
и
сказительность
былинного
народного творчества. Истоки
своеобразия
героики
в
былинном эпосе.
Рекрутские, свадебные песни.
Частушки
и
страдания.
Танцевальные
жанры.
Инструментальные
плясовые
наигрыши.
Свадебный обряд — ядро и
критерий
нравственноэстетического отношения к
жизни

музыке специфически национальных черт
характера.
Разучивать и исполнять былинные напевы,
народные песни разных жанров, частушки и
страдания.
Стараться выражать в хоровом и сольном
исполнении
интонационно-мелодические
особенности отечественного музыкального
фольклора.
Разыгрывать народные обряды, используя
народные инструменты и разнохарактерные
танцевальные фольклорные жанры.

Истоки русского
классического романса

Многообразная интонационная
сфера
городского
музицирования.
От крестьянской песни к
городскому салонному романсу.
Жанры
бытового
музицирования:
старинный
(композиторский)
романс,
любовный,
жестокий,
цыганский романс, разбойничья
песня и пр.

6ч

Сравнивать народные песни и примеры 1,2,4,5,6,7
композиторской интерпретации вокального
народного творчества.
Различать интонационную сферу городского
салонного романса и классического (А. Гурилёв,
А. Алябьев, А. Варламов).
Напевать мелодии старинных романсов,
выражая интонацией психологическую
насыщенность содержания.

Композиторская
музыка для церкви

Хоровая музыка на религиозные
тексты (Д.С. Бортнянский, П.Г.
Чесноков, А.А. Архангельский,
С.В. Рахманинов и др.) —
значимый
пласт
русской

2ч

Размышлять о роли музыки в церкви.
1,2,3,5,6,7
Различать
интонационно-мелодические
особенности духовной музыки.

9

музыкальной
культуры.
Особенности
интонирования
русского церковного пения.
Народная
ипрофессиональнокомпозиторская музыка
в русской культуре

Два пути в профессиональной
аранжировке
классиками
народной музыки — точное
цитирование
и
сочинение
музыки в народном духе.
Особенности индивидуальных
подходов к переосмыслению
интонационной сферы русской
песенности
в
профессиональном
композиторском
творчестве
(обработки народных песен).
Общее
и
различное
в
выражении героического начала
в народной и профессиональной
музыке. Величие России в
музыке русских классиков.

8ч

Различать на слух народную музыку и музыку, 1,2,3,5,6,7
сочинённую композиторами в народном духе.
Уметь проследить и объяснить в народной
музыке зависимость комплекса выразительных
средств от содержания мировоззрения русского
человека,
воспроизводимого
конкретного
чувства, черты характера.
Выявлять своеобразие отношения классиков к
интонационному
богатству
народной
исполнительской культуры.
Определять композитора незнакомой музыки
по
характерным
для
него
принципам
использования народного фольклора.
Стараться в исполнении народной музыки
воспроизводить специфику устной традиции.
Участвовать в воспроизведении основных
моментов русских обрядов.

Личностные результаты:
1 - гражданско-патриотическое воспитание
2 - духовно-нравственное воспитание
3 - эстетическое воспитание
4 – физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
5 – трудовое воспитание
6 – экологическое воспитание
7 - ценности научного познания

10

Тематическое планирование
4 класс
Содержание курса

Тематическое планирование

Многоцветие
музыкальной картины
мира

Знакомство с «музыкальной
партитурой мира» через музыку
Германии, Венгрии, Испании,
Норвегии, Польши, Италии,
США.
Общее и специфическое в
интонационном языке, жанрах и
формах музыки разных народов
мира.
Взаимосвязь
музыкального
языка и фонетического звучания
разговорной речи.
Соотнесение
особенностей
западноевропейской музыки со
славянскими корнями русской
музыки.
Джаз
и
его
всемирноисторическое
значение
для
музыкальной культуры планеты.

Музыка мира сквозь
призму
русской
классики

Роль восточных мотивов в
становлении
русской
музыкальной
классики.
Музыкальное
«путешествие»
русских композиторов в Италию
и Испанию, Японию и Украину.
Русское как характерное —
через
взаимодействие
музыкальных культур, через
выведение
интонационного
общего
и
частного,

Количество
часов
7ч

Характеристика деятельности учащихся

Личностные
результаты
Размышлять
о
закономерностях 1,2,3,6,7
возникновении специфических особенностей
музыкальной культуры страны.
Осознать зависимость любых особенностей
музыки от условий жизни народа.
Определять по характерным интонациям
принадлежность звучащей музыки той или иной
стране.
Воспроизводить специфическое, особенное
музыкальной культуры других стран в
собственной деятельности.

Исследовать истоки обращения русских
композиторов к музыке Востока.
Находить примеры тонкого и чуткого
воссоздания
интонационной
атмосферы
музыкальных культур народов Азии.
Осознать взаимодействие с различными
музыкальными культурами, как действенный
способ развития отечественной музыкальной
культуры.
Исполнять музыку других народов, передавая
её
интонационные
и
стилистические

8ч

11

1,2,4,5,6,7

Музыкальное общение
без границ

Искусство
музыку

слышать

традиционного
и
специфического.
Знакомство с музыкой ближнего
зарубежья —
Беларуси,
Украины, Молдовы, Казахстана,
стран Балтии, Кавказа и др.
Общее и различное.
Выдающиеся
представители
зарубежных
национальных
музыкальных культур — Бах,
Моцарт,
Шуберт,
Шуман,
Шопен,
Лист,
Дебюсси.
«Музыкальный
салон»
как
историческая
форма
художественного
общения
народов между собой.

Обобщение
проблематики
воспитания
музыкальной
культуры учащихся в начальной
школе — от родовых истоков
музыкального искусства до
основ
музыкальной
драматургии.
Восприятие
произведений крупной формы и
его содержательный анализ —
этап развития музыкальной
культуры человека как части
всей его духовной культуры.

особенности.
Найти общее в интонационных сферах музыки
бывших республик СССР с музыкальными
культурами стран Европы и Азии. Прийти к
выводу, что общее — это общечеловеческое,
выраженное в различных музыкальных
культурах разными комплексами музыкальнохудожественных средств. Выявлять
интонационно-стилистические черты,
свойственные великим представителям
зарубежных национальных культур, и узнавать
их в незнакомой звучащей музыке. Обобщать
собственные рассуждения о музыке путём
формулирования содержания музыки в виде
нравственно-эстетической художественной
идеи. Создавать собственные тематические
«музыкальные салоны», используя методы
театрализации, моделирования, импровизации.
Осмыслить на новом уровне роль композитора,
исполнителя, слушателя — как условие, способ
существования, развития музыки и воздействия
её на духовную культуру
общества. Воспринимать и оценивать
музыкальные произведения с позиций
возвышенных целей и задач
искусства. Осуществлять анализ конкретной
музыки, вскрывая зависимость формы от
содержания; закономерность данного
комплекса выразительных средств — от
выражаемых в музыке человеческих
идеалов. Подготовить реферат о творчестве
любимого композитора. Участвовать в
музыкальной жизни класса, школы в форме
проведения классных концертов для малышей и
родителей.

10ч

9ч

12

1,2,3,5,6,7

1,2,3,5,6,7

Личностные результаты:
1 - гражданско-патриотическое воспитание
2 - духовно-нравственное воспитание
3 - эстетическое воспитание
4 – физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
5 – трудовое воспитание
6 – экологическое воспитание
7 - ценности научного познания

13

Календарно-тематическое планирование
3 класс
Ном
Разделы
Содержание
Количество
ер
программы
(темы)
часов
уро
ка
1. Характерные
Отношение
1
черты
русской профессиональной
музыки.
(композиторской)
музыки и народного
фольклора.

Даты
проведения
план
факт
03.09

Оборудование
урока

Основные виды
учебной
деятельности (УУД)

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.

Размышлять
о
взаимосвязи
музыкальных
и
жизненных явлений.
Исследовать
выразительные
и
изобразительные
возможности музыки —
возможна ли «чистая»
изобразительность
в
искусстве?
Различать
в
произведениях искусства
песенность,
танцевальность,
маршевость и выделять
эти свойства в жизни
природы и человека.
Личностные
УУД:
первоначальное
осознание
роли
прекрасного в жизни
человека.
Регулятивные
УУД:
принимать
учебную
задачу;
планировать
совместно с учителем
свои
действия
в
соответствии
с
поставленной задачей.
Познавательные
УУД:
включаться в творческую
деятельность
под

14

Личностные
результаты

1,2,4,5,6,7

д/з

С.
5-9.
Текст
песни.

2.

Характерные
Фольклорная
1
черты
русской экспедиция: собирание и
музыки.
сохранение
народного
музыкального
творчества, древнейших
музыкальных
инструментов.

10.09

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.

3.

Характерные
Мировая слава русской 1
черты
русской классической
музыки.
музыки.
Интонационно-образный
язык
музыки
М.И. Глинки
(музыкальные
портреты).

17.09

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.
15

руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
формулировать
собственное мнение и
позицию;
задавать
вопросы.
Воспринимать
и
раскрывать музыкальное
содержание
как
выражение
мыслей,
чувств,
характера
человека, его душевного
состояния.
Личностные
УУД:
первоначальное
осознание
роли
прекрасного в жизни
человека.
Регулятивные
УУД:
принимать
учебную
задачу
и
следовать
инструкции
учителя;
составление плана и
последовательности
действий.
Познавательные
УУД:
выбор
наиболее
эффективных способов
решения
задач
в
зависимости
от
конкретных условий.
Коммуникативные УУД:
задавать
вопросы,
прогнозировать,
вести
устный диалог.
Изучать
окружающий
мир и мир музыки.
Различать
в
произведениях искусства
песенность,
танцевальность,
маршевость и выделять
эти свойства в жизни

1,2,4,5,6,7

С. 10-19

1,2,4,5,6,7

Рисунок.
Текст
песни.

4.

Характерные
Интонационно-образный 1
черты
русской язык
музыки
П.И.
музыки.
Чайковского
(музыкальные
портреты).

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.

24.09

16

природы и человека.
Личностные
УУД:
формирование интереса
к
музыкальному
искусству.
Регулятивные
УУД:
определять с помощью
учителя
и
самостоятельно
цель
деятельности на уроке.
Познавательные
УУД:
приобретать
практические навыки и
умения в музыкальной
деятельности.
Коммуникативные УУД:
использовать
простые
речевые средства для
передачи
своего
впечатления
от
музыкального
произведения; задавать
вопросы,
прогнозировать,
вести
устный диалог.
Различать
в
произведениях искусства
песенность,
танцевальность,
маршевость и выделять
эти свойства в жизни
природы и человека.
Размышлять
о
взаимосвязи
музыкальных
и
жизненных явлений.
Работать
с
музыкальными
произведениями.
Личностные
УУД:
интерес к музыкальнотворческой
деятельности.

1,2,4,5,6,7

С. 28-29.
Рисунок.

5.

Характерные
Интонационно-образный 1
черты
русской язык
музыки
музыки.
М.П. Мусоргского
(музыкальные
портреты).

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.

01.10

17

Регулятивные
УУД:
планировать
свои
действия в соответствии
с учебными задачами,
инструкцией учителя;
- выполнять действия в
устной форме.
Познавательные
УУД:
находить
ответы
на
вопросы, используя свой
жизненный
опыт
и
информацию,
полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:
составлять
небольшие
устные монологические
высказывания,
«удерживать»
логику
повествования,
приводить убедительные
доказательства.
Уметь
пользоваться
языком
музыкального
искусства: донести свою
позицию до собеседника.
Различать
в
произведениях искусства
песенность,
танцевальность,
маршевость и выделять
эти свойства в жизни
природы и человека.
Личностные
УУД:
выражение своих чувств
и настроений.
Регулятивные
УУД:
принимать
учебную
задачу
и
следовать
инструкции учителя;
планировать
свои
действия в соответствии
с учебными задачами,
инструкцией учителя и

1,2,4,5,6,7

С. 36-47

замыслом ;
- выполнять действия в
устной форме;
прогнозирование
результата.
Познавательные
УУД:
построение логической
цепи
рассуждений;
самостоятельное
создание
способов
решения
проблем
творческого характера.
Коммуникативные УУД:
составлять
небольшие
устные монологические
высказывания,
«удерживать»
логику
повествования,
приводить убедительные
доказательства.

6.

Характерные
Понятия «русская» и 1
черты
русской «российская» музыка —
музыки.
различное и общее.

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.

08.10

18

Изучать
окружающий
мир природы.
Различать
в
произведениях искусства
песенность,
танцевальность,
маршевость и выделять
эти свойства в жизни
природы и человека.
Размышлять
о
взаимосвязи
музыкальных
и
жизненных явлений.
Исполнять
песни,
собственные
попевки,
музыкальные
фразы,
подбирать
к
ним
ритмический
аккомпанемент
Личностные
УУД:
проявление
познавательных мотивов.

1,2,4,5,6,7

Рисунок.
Текст
песни.

7.

Характерные
Различное:
яркая 1
черты
русской многоголосная
ткань
музыки.
Юга
России,
холодноватая скромная
«вязь» Севера. Общее —
интонационные корни.
Тест.

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.

15.10

19

Регулятивные
УУД:
принимать и сохранять
учебную
задачу;
определять с помощью
учителя
и
самостоятельно
цель
деятельности на уроке;
отличать
верно
выполненное
задание от неверного.
Познавательные
УУД:
включаться в творческую
деятельность
под
руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
уметь
слушать
и
понимать высказывания
собеседника, пользуясь
языком
музыкального
искусства.
Изучать
окружающий
мир природы.
Использовать
графическую запись при
импровизации голосом,
игре
на
детских
музыкальных
инструментах.
Личностные
УУД:
проявление
познавательных мотивов.
Регулятивные
УУД:
принимать и сохранять
учебную
задачу;
определять с помощью
учителя
и
самостоятельно
цель
деятельности на уроке;
отличать
верно
выполненное
задание от неверного.
Познавательные
УУД:
осуществлять
поиск

1,2,4,5,6,7

С. 20-24

8.

Характерные
Различное:
особенная 1
черты
русской лихость,
сила
и
музыки.
стройность
казачьей
песни
и
«многоголосица» других
музыкальных
культур
внутри России.

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.

22.10

20

нужной
информации,
используя
материал
учебника и сведения,
полученные
от
сверстников.
Коммуникативные УУД:
договариваться
и
приходить к общему
мнению.
Высказывать
суждения, выражать свое
мнение
терпимо
и
убедительно.
Исследовать
выразительные
и
изобразительные
возможности музыки —
возможна ли «чистая»
изобразительность
в
искусстве?
Различать
в
произведениях искусства
песенность,
танцевальность,
маршевость и выделять
эти свойства в жизни
природы и человека.
Личностные
УУД
:
развитие
творческого
потенциала
ребенка,
активизация
воображения и фантазии.
Регулятивные
УУД:
планировать
свои
действия в соответствии
с учебными задачами,
инструкцией учителя.
Познавательные
УУД:
общеучебные
УД:
смысловое чтение текста
задания;
самостоятельное
создание
алгоритмов
работы.

1,2,4,5,6,7

С. 25-27

Коммуникативные УУД:
воспринимать
настроения и увлечения
других
людей,
их
эмоции; вести диалог
при
обсуждении
выполненного задания.

9.

Народное
музыкальное
творчество
—
«энциклопедия»
русской
интонационности.

Род, родник, Родина — 1
духовно-нравственные
основы
устного
народного творчества.

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.

12.11

21

Размышлять
о
музыкальной интонации
как
художественном
воспроизведении
человеческой речи.
Находить
истоки
разговорной
и
музыкальной интонации,
определять
их
выразительное значение.
Ощутить эмоциональные
возможности музыки.
Передавать с помощью
музыки
настроение,
создавать
музыкальный
образ.
Выполнять упражнения
на цветовое восприятие
звука (например, ноты
до, ре, ми, фа, соль, ля,
си можно изобразить
в цвете так: красный,
оранжевый,
жёлтый,
зелёный, голубой, синий,
фиолетовый).
Проведение музыкальноцветовых игр
Личностные
УУД:
осознание
своих
творческих
возможностей.
Регулятивные
УУД:
планировать совместно с
учителем свои действия
в
соответствии
с

1,2,3,5,6,7

С. 89-91

10. Народное
Исторически
музыкальное
сложившиеся
творчество
— фольклорные жанры.
«энциклопедия»
русской
интонационности.

1

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.

19.11

22

поставленной
задачей;
понимать смысл задания.
Познавательные
УУД:
оформлять свою мысль в
устной форме по типу
рассуждения.
Коммуникативные УУД:
задавать
вопросы,
прогнозировать,
вести
устный диалог.
Размышлять
о
музыкальной интонации
как
художественном
воспроизведении
человеческой речи.
Находить
истоки
разговорной
и
музыкальной интонации,
определять
их
выразительное значение.
Исследовать
средства
перевода
звуков
природы, человеческой
речи в музыкальную
интонацию.
Создавать зрительные
музыкальные образы.
Уметь
работать
с
литературными
произведениями.
Использовать
элементарные
правила
перспективы
для
передачи пространства
на
плоскости
в
изображениях природы.
Передавать наглядную
перспективу.
Уметь
размещать
предметы в изображении
открытого пространства.
Передавать высокий и
низкий
горизонт,

1,2,3,5,6,7

С. 48-49

зрительное уменьшение
удалённых
предметов,
использовать
загораживание
Видеть ночь и день
(знакомство со светом и
тенью в природе).
Видеть краски заката и
рассвета (знакомство с
особенностями
цветового
освещения
Земли при закате и на
рассвете).
Личностные
УУД:
осознание
своих
творческих
возможностей.
Регулятивные
УУД:
планировать
свои
действия в соответствии
с поставленной задачей и
условиями
её
реализации;
оценивать правильность
выполнения
действия;
адекватно воспринимать
предложения и оценку
учителей,
товарищей;
вносить
необходимые
коррективы в действие
после его завершения на
основе его оценки и
учёта
характера
сделанных ошибок.
Познавательные
УУД:
сопоставлять
впечатления
при
восприятии
разных
видов
искусств
и
жизненного опыта.
Коммуникативные УУД:
уметь
слушать
и
понимать высказывания
собеседника; управлять
23

11. Народное
Обрядовость
как 1
музыкальное
сущность
русского
творчество
— народного творчества.
«энциклопедия»
русской
интонационности.

26.11

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.

12. Народное
музыкальное
творчество
—
«энциклопедия»
русской
интонационности.

03.12

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.

Благородство,
1
импровизационность и
сказительность
былинного
народного
творчества.

24

поведением партнера.
Размышлять
о
музыкальной интонации
как
художественном
воспроизведении
человеческой речи.
Находить
истоки
разговорной
и
музыкальной интонации,
определять
их
выразительное значение.
Личностные
УУД:
развитие
чувства
прекрасного
и
музыкального.
Регулятивные
УУД:
целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
контроль,
коррекция,
самооценка.
Познавательные
УУД:
сопоставлять
впечатления
при
восприятии
разных
видов
искусств
и
жизненного опыта.
приобретать
практические навыки и
умения в музыкальной
деятельности.
Коммуникативные УУД:
учиться
согласованно
работать
в
группах,
разрешать конфликты.
Исследовать
средства
перевода
звуков
природы, человеческой
речи в музыкальную
интонацию.
Понимать
ценность
искусства в сотворении
гармонии
между

1,2,3,5,6,7

С. 50-55,
рисунок.

1,2,3,5,6,7

С. 48-55
повторить
.

13. Народное
Истоки
музыкальное
героики
творчество
— эпосе.
«энциклопедия»
русской
интонационности.

своеобразия 1
в былинном

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.

10.12

25

человеком
и
окружающим миром;
Различать и передавать в
музыкальном
произведении
эмоциональные
состояния
и
свое
отношение
к
нему
средствами
музыкального языка.
Улавливать взаимосвязь
между
звуком
и
движением.
Личностные УУД:
расширять
представления о труде
композитора, его роли в
жизни
общества;
выражать свои чувства и
настроения.
Регулятивные УУД:
- принимать учебную
задачу
и
следовать
инструкции
учителя;
прогнозирование : «Как
ты думаешь…».
Познавательные
УУД:
приобретать
практические навыки и
умения в музыкальной
деятельности;
Коммуникативные УУД:
формулировать
собственное мнение и
позицию;
задавать
вопросы.
Исполнять
вокальнохоровые произведения,
воплощая интонационновыразительный замысел
авторов текста и музыки.
Различать на слух и
исполнять
интонации,

1,2,3,5,6,7

Текст
песни.

14. Народное
Рекрутские,
музыкальное
песни.
творчество
—
«энциклопедия»

свадебные 1

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,

17.12

26

характерные
для
музыкальнохудожественных образов
произведений
разных
форм и жанров.
Сочинять
главные
интонации героев сказок,
литературных сюжетов.
Личностные
УУД:
формирование
социальной
роли
ученика,
положительного
отношения к учению.
Регулятивные
УУД:
планирование, волевая
саморегуляция:
«Исполни
так…»,
контроль
в
форме
сличения
способа
действия
и
его
результата с заданным
эталоном.
Познавательные
УУД:
осуществлять
для
решения учебных задач
операции
анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать причинноследственные
связи,
делать
обобщения,
выводы.
Коммуникативные УУД:
формулировать
собственное мнение и
позицию;
задавать
вопросы
Исследовать
средства
перевода
звуков
природы, человеческой
речи в музыкальную
интонацию.

1,2,3,5,6,7

С.
129130,
рисунок.

русской
интонационности.

15. Народное

иллюстрации,
учебник, диск.

Частушки и страдания.

1

ТСО,

24.12
27

Понимать
ценность
искусства в сотворении
гармонии
между
человеком
и
окружающим миром;
Различать и передавать в
музыкальном
произведении
эмоциональные
состояния
и
свое
отношение
к
нему
средствами
музыкального языка.
Улавливать взаимосвязь
между
звуком
и
движением.
Выражать в пении свои
чувства,
вызванные
состоянием природы, —
радость, тревогу, грусть,
горе, веселье, покой.
Личностные
УУД:
выражение
в
собственном исполнении
своих
чувств
и
настроений.
Регулятивные
УУД:
планирование,
коррекция.
Познавательные
УУД:
логические
УД:
сравнение,
классификация
по
выделенным признакам.
Коммуникативные УУД:
воспринимать
и
учитывать
настроение
других людей, их эмоции
от
восприятия
музыкальных
произведений; разрешать
конфликты.
Размышлять
о

1,2,3,5,6,7

Сочинить

музыкальное
творчество
—
«энциклопедия»
русской
интонационности.

16. Народное
музыкальное

инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.

Танцевальные жанры.

1

ТСО,
инструмент,

14.01
28

музыкальной интонации
как
художественном
воспроизведении
человеческой речи.
Находить
истоки
разговорной
и
музыкальной интонации,
определять
их
выразительное значение.
Личностные
УУД:
развитие эстетического
чувства.
Регулятивные
УУД:
планировать
свои
действия;
оценивать
правильность
выполнения действия;
адекватно воспринимать
предложения и оценку
учителя,
товарищей;
вносить
необходимые
коррективы в действие
после его завершения на
основе его оценки и
учёта
характера
сделанных
ошибок,
осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по
результату.
Познавательные
УУД:
логические
УД:
сравнение,
классификация
по
выделенным признакам.
- осуществлять поиск
нужной
информации,
используя
материал
учебника.
Коммуникативные УУД:
смысловое
чтение
учебного текста.
Размышлять
о
музыкальной интонации

по
2
частушки.

1,2,3,5,6,7

Рисунок,
текст

творчество
—
«энциклопедия»
русской
интонационности.

17. Народное
Танцевальные жанры.
музыкальное
творчество
—
«энциклопедия»
русской
интонационности.

портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.

1

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.

21.01

29

как
художественном
воспроизведении
человеческой речи.
Находить
истоки
разговорной
и
музыкальной интонации,
определять
их
выразительное значение.
Осваивать
способы
решения
проблем
поискового
характера;
развивать
творческий
потенциал
личности,
способности
оригинально мыслить и
самостоятельно решать
творческие задачи.
Личностные
УУД:
развитие эстетического
чувства.
Регулятивные УУД :
- принимать учебную
задачу;
планировать
свои
действия в соответствии
с учебными задачами и
замыслом;
прогнозировать.
Познавательные
УУД:
сравни, найди отличия.
Коммуникативные УУД:
смысловое
чтение
учебного
текста;
узнавать
мнение
одноклассников; вести
диалог.
Различать
в
произведениях искусства
песенность,
танцевальность,
маршевость и выделять
эти свойства в жизни
природы и человека.

песни.

1,2,3,5,6,7

Тетрадь.

Личностные
УУД:
развитие эстетического
чувства.
Регулятивные
УУД:
целеполагание,
планирование.
Познавательные
УУД:
приобретать
практические навыки и
умения в музыкальной
деятельности.
Коммуникативные УУД:
задавать
вопросы,
прогнозировать,
вести
устный диалог.

18. Народное
Инструментальные
музыкальное
плясовые наигрыши.
творчество
—
«энциклопедия»
русской
интонационности.

1

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.

28.01

30

Различать
в
произведениях искусства
песенность,
танцевальность,
маршевость и выделять
эти свойства в жизни
природы и человека.
Исследовать
средства
перевода
звуков
природы, человеческой
речи в музыкальную
интонацию.
Личностные
УУД:
развитие эстетического
чувства.
Регулятивные
УУД:
планировать
свои
действия;
оценивать
правильность
выполнения действия;
адекватно воспринимать
предложения и оценку
учителя,
товарищей;
вносить
необходимые
коррективы в действие
после его завершения на
основе его оценки и

1,2,3,5,6,7

Рисунок,
текст
песни.

учёта
характера
сделанных
ошибок,
осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по
результату.
Познавательные
УУД:
логические
УД:
сравнение,
классификация
по
выделенным признакам.
- осуществлять поиск
нужной
информации,
используя
материал
учебника.
Коммуникативные УУД:
смысловое
чтение
учебного текста.

19. Народное
музыкальное
творчество
—
«энциклопедия»
русской
интонационности.

Свадебный обряд —
ядро
и
критерий
нравственно1
эстетического
отношения к жизни.
Тест.

04.02

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.

20. Народное
музыкальное
творчество
—
«энциклопедия»
русской
интонационности.

Свадебный обряд — 1
ядро
и
критерий
нравственноэстетического
отношения к жизни.

11.02

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.
31

Воспринимать
музыкальную
тему
произведения в единстве
жизненного содержания
и интонационной линии
развития. Наблюдать,
как с появлением нового
художественного образа
(темы) музыка изменяет
движение во времени и
пространстве.
Вырабатывать
исполнительский
план
вокально-хорового
произведения, исходя из
отражения в нём законов
развития
музыки
и
жизни.
Размышлять
о
всеобщности развития в
жизни и музыке: «всё
течет, всё изменяется».
Различать
на
слух
взаимодействие
музыкальных тем на

1,2,3,5,6,7

С. 44-45,
текст
песни.

1,2,3,5,6,7

Рисунок.

основе
тождества
и
контраста, сходства и
различия.
Вырабатывать
исполнительский
план
вокально-хорового
произведения, исходя из
отражения в нём законов
развития
музыки
и
жизни.
Воплощать
исполнительский
замысел в разных видах
музицирования: пении,
игре на музыкальных
инструментах,
пластическом
интонировании.
Участвовать в беседах о
композиторах,
о
их
произведениях.
Личностные
УУД:
развитие
этических
чувств и музыкального
вкуса.
Регулятивные
УУД:
планировать
свои
действия в соответствии
с поставленной задачей и
условиями
её
реализации; оценивать
правильность
выполнения
действия,
саморегуляция
(установка:
«Ты
сможешь…»)
Познавательные
УУД:
строить рассуждения о
прослушанных
произведениях.
Коммуникативные УУД:
уметь слушать учителя и
одноклассников,
высказывать
свое
32

21. Истоки русского Многообразная
классического
интонационная
романса
городского
музицирования.

18.02

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.

25.02

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,

сфера 1

22. Истоки русского От крестьянской песни к 1
классического
городскому салонному
романса
романсу.

33

мнение, договариваться,
приходить к общему
решению.
Различать
на
слух
взаимодействие
музыкальных тем на
основе
тождества
и
контраста, сходства и
различия.
Воплощать
исполнительский
замысел в разных видах
музицирования: пении,
игре на музыкальных
инструментах,
пластическом
интонировании.
Участвовать в беседах,
исследованиях.
Личностные
УУД:
развитие
творческого
потенциала
ребенка,
активизация
воображения и фантазии.
Регулятивные
УУД:
дополнить
(означает
довести до завершения
муз. произведение).
Познавательные
УУД:
оформлять свою мысль в
устной форме по типу
рассуждения.
Коммуникативные УУД:
договариваться
и
приходить к общему
решению в совместной
творческой
деятельности.
Вырабатывать
исполнительский
план
вокально-хорового
произведения, исходя из
отражения в нём законов

1,2,4,5,6,7

С. 56-58

1,2,4,5,6,7

С.
59,
рисунок.

иллюстрации,
учебник, диск.

23. Истоки русского Жанры
бытового
классического
музицирования:
1
романса
старинный
(композиторский)
романс.

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.

04.03

развития
музыки
и
жизни.
Воплощать
исполнительский
замысел в разных видах
музицирования: пении,
игре на музыкальных
инструментах,
пластическом
интонировании.
Личностные
УУД:
развитие
творческого
потенциала
ребенка,
активизация фантазии.
Регулятивные
УУД:
прогнозирование: «Какие
трудности
могут
возникнуть и почему?»,
учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного.
Познавательные
УУД:
сопоставлять
впечатления
при
восприятии
разных
видов
музыкальных
произведений
и
жизненного опыта.
Коммуникативные УУД:
составить
отзыв
на
работы одноклассников.
Вырабатывать
исполнительский
план
вокально-хорового
произведения, исходя из
отражения в нём законов
развития
музыки
и
жизни.
Личностные
УУД:
позиция слушателя и
автора
музыкального
произведения.

34

1,2,4,5,6,7

С. 64-65

24. Истоки русского Жанры
бытового 1
классического
музицирования:
романса
любовный,
жестокий
романс.

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.

11.03

35

Регулятивные
УУД:
прогнозирование: «Как
ты
думаешь,
какой
результат
может
получиться?»,
учиться
отличать
верно
выполненное задание от
неверного.
Познавательные
УУД:
сопоставлять
впечатления
при
восприятии
разных
видов
музыкальных
произведений
и
жизненного опыта.
Коммуникативные УУД:
монологическая
речь
(умение
проанализировать
исполнение
муз.
произведения
другого
ребёнка).
Вырабатывать
исполнительский
план
вокально-хорового
произведения, исходя из
отражения в нём законов
развития
музыки
и
жизни.
Различать
на
слух
взаимодействие
музыкальных тем на
основе
тождества
и
контраста, сходства и
различия.
Личностные
УУД:
развитие
творческого
потенциала
ребенка,
активизация фантазии.
Регулятивные
УУД:
принимать и сохранять
учебную задачу;
Познавательные
УУД:

1,2,4,5,6,7

С. 60-63

25. Истоки русского Жанры
бытового 1
классического
музицирования:
романса
цыганский романс. Тест.

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.

18.03

36

оформлять свою мысль;
различать
условные
музыкальные знаки.
Коммуникативные УУД:
договариваться
и
приходить к общему
решению в совместной
творческой деятельности
Воплощать
исполнительский
замысел в разных видах
музицирования: пении,
игре на музыкальных
инструментах,
пластическом
интонировании.
Личностные
УУД:
развитие
творческого
потенциала
ребенка,
активизация фантазии.
Регулятивные
УУД:
контроль
в
форме
сличения
способа
действия
и
его
результата с заданным
эталоном
с
целью
обнаружения отклонений
и отличий от эталона;
еще нужно усвоить,
осознание качества и
уровня усвоения.
Познавательные
УУД:
сопоставлять
впечатления
при
восприятии
разных
видов муз. произведений
и жизненного опыта;
ориентироваться
в
способах
решения
исполнительской задачи.
Коммуникативные УУД:
владение диалогической
речью (отгадай о ком

1,2,4,5,6,7

Тетрадь,
текст
песни.

26. Истоки русского Жанры
бытового 1
классического
музицирования:
романса
разбойничья песня.

01.04

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.

27. Композиторская
Хоровая
музыка
на 1
музыка
для религиозные
тексты
церкви
(Д.С. Бортнянский, П.Г.
Чесноков,
А.А. Архангельский,
С.В. Рахманинов) —
значимый пласт русской
музыкальной культуры.

08.04

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.

37

говорим).
Воплощать
исполнительский
замысел в разных видах
музицирования: пении,
игре на музыкальных
инструментах,
пластическом
интонировании.
Регулятивные
УУД:
планировать
свои
действия в соответствии
с поставленной задачей и
условиями
её
реализации; оценивать
правильность
выполнения
действия;
адекватно воспринимать
предложения и оценку
учителей,
товарищей;
вносить
необходимые
коррективы в действие
после его завершения на
основе его оценки и
учёта
характера
сделанных ошибок.
Познавательные
УУД:
расширять
свои
представления
о
музыкальном искусстве.
Коммуникативные УУД:
владение диалогической
речью (отгадай о ком
говорим, опиши устно).
Вырабатывать
исполнительский
план
вокально-хорового
произведения, исходя из
отражения в нём законов
развития
музыки
и
жизни.
Воплощать
исполнительский

1,2,4,5,6,7

Рисунок.

1,2,3,5,6,7

С. 66-67

28. Композиторская
Особенности
1
музыка
для интонирования русского
церкви
церковного пения.

15.04

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.

29. Народная
и
профессиональнокомпозиторская
музыка в русской
музыкальной

22.04

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,

Два
пути
в 1
профессиональной
аранжировке классиками
народной музыки.

38

замысел в разных видах
музицирования: пении,
игре на музыкальных
инструментах,
пластическом
интонировании.
Личностные
УУД:
осознание
своих
творческих
возможностей.
Регулятивные
УУД:
планировать совместно с
учителем свои действия
в
соответствии
с
поставленной задачей;
Познавательные
УУД:
оформлять свою мысль в
устной форме по типу
рассуждения
Коммуникативные УУД:
задавать
вопросы,
прогнозировать,
вести
устный диалог.
Определять
на
слух
простые
формы
звучащей музыки —
двухчастные,
трёхчастные,
рондо,
вариации.
Воплощать собственный
художественный
замысел в той или иной
форме
с
позиций
композитора,
исполнителя, слушателя.
Личностные
УУД:
проявление
познавательных мотивов.
Регулятивные
УУД:
восприятие
музыкального

1,2,3,5,6,7

С. 126

1,2,3,5,6,7

С. 68-69

культуре.

30. Народная
и Точное цитирование и 1
профессионально- сочинение музыки в
композиторская
народном духе.
музыка в русской
музыкальной
культуре.

учебник, диск.

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.

29.04

39

произведения с позиции:
ученик-слушатель.
Познавательные
УУД:
осуществлять
поиск
нужной информации из
разных источников.
Коммуникативные УУД:
владение
навыками
совместной деятельности
в
группе:
учиться
планировать,
распределять
работу
между
участниками
проекта,
выполнять
различные роли в группе.
Наблюдать объекты и
явления
природы
и
окружающей
действительности;
понимать их образы в
музыке.
Понимать и объяснять
понятие:
средства
музыкальной
выразительности
при
воплощении замысла.
Видеть
различия
в
музыкальном
языке
разных мастеров.
Уметь находить образы
природы в музыкальных
произведениях (в том
числе
в
поисковых
системах Интернета).
Личностные
УУД:
формирование
эмоциональной
отзывчивости
на
доступные и близкие
ребенку по настроению
музыкальные
произведения.
Регулятивные
УУД:

1,2,3,5,6,7

С.
134,
рисунок.

31. Народная
и
профессиональнокомпозиторская
музыка в русской
музыкальной
культуре.

Особенности
1
индивидуальных
подходов
к
переосмыслению
интонационной
сферы
русской песенности в
профессиональном
композиторском
творчестве.

32. Народная
и Обработки
профессионально- песен.
композиторская
музыка в русской

народных 1

06.05

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.

13.05

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,
40

целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
контроль,
коррекция,
самооценка.
Познавательные
УУД:
осуществлять
поиск
нужной информации из
разных источников.
Коммуникативные УУД:
владение
навыками
совместной деятельности
в
группе:
учиться
планировать,
распределять
работу
между
участниками
проекта,
выполнять
различные роли в группе.
Личностные
УУД:
проявление
познавательных мотивов.
Регулятивные
УУД:
восприятие
музыкального
произведения с позиции:
ученик-слушатель.
Познавательные
УУД:
осуществлять
поиск
нужной информации из
разных источников.
Коммуникативные УУД:
владение
навыками
совместной деятельности
в
группе:
учиться
планировать,
распределять
работу
между
участниками
проекта,
выполнять
различные роли в группе.
Личностные
УУД:
проявление
познавательных мотивов.
Регулятивные
УУД:

1,2,3,5,6,7

Работа в
тетради.

1,2,3,5,6,7

Текст
песни.

музыкальной
культуре.

иллюстрации,
учебник, диск.

33. Народная
и
профессиональнокомпозиторская
музыка в русской
музыкальной
культуре.

34. Народная

Общее и различное в 1
выражении героического
начала в народной и
профессиональной
музыке. Тест.

и Величие

России

в 1

20.05

ТСО,
инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.

20.05

ТСО,
41

планировать совместно с
учителем свои действия
в
соответствии
с
поставленной задачей.
Познавательные
УУД:
оформлять свою мысль в
устной форме по типу
рассуждения.
Коммуникативные УУД:
формулировать
собственное мнение и
позицию.
Представлять
особенности
работы
композитора и автора.
Уметь
объяснять
различие в деятельности
разных
композитеров,
находить общее в их
работе.
Личностные
УУД:
проявление
познавательных мотивов.
Регулятивные
УУД:
восприятие музыкальных
произведений
с
позиции: ученик-зритель
и
собственную
творческую деятельность
с
позиции:
ученикисполнитель.
Познавательные
УУД:
осуществлять
поиск
нужной информации из
разных
источников;
оформлять свою мысль в
устной форме по типу
рассуждения.
Коммуникативные УУД:
владение
навыками
совместной деятельности
в группе.
Личностные
УУД:

1,2,3,5,6,7

С. 72-79

1,2,3,5,6,7

Рисунок.

профессионально- музыке
композиторская
классиков.
музыка в русской
музыкальной
культуре.

русских

инструмент,
портреты
композиторов,
иллюстрации,
учебник, диск.

42

проявление
познавательных мотивов.
Регулятивные
УУД:
восприятие
музыкального
произведения с позиции:
ученик-слушатель.
Познавательные
УУД:
осуществлять
поиск
нужной информации из
разных источников.
Коммуникативные УУД:
владение
навыками
совместной деятельности
в
группе:
учиться
планировать,
распределять
работу
между
участниками
проекта,
выполнять
различные роли в группе.

Календарно-тематическое планирование
4 класс
Но
мер
уро
ка
1

Разделы
программы
Многоцветие
музыкальной
картины мира

2

Многоцветие
музыкальной
картины мира

3

Многоцветие
музыкальной
картины мира

4

Многоцветие
музыкальной
картины мира

5

Многоцветие
музыкальной
картины мира

6

Многоцветие
музыкальной
картины мира

7

Многоцветие

Содержание
(темы)

Количество
часов

Даты
проведения
план факт

Оборудование
урока

Знакомство
с
«музыкальной партитурой
мира»
через
музыку
Германии,
Венгрии,
Испании,
Норвегии,
Польши, Италии, США.
Общее и специфическое в
интонационном
языке,
жанрах и формах музыки
разных народов мира.
Взаимосвязь
музыкального языка и
фонетического звучания
разговорной речи.
Взаимосвязь
музыкального языка и
фонетического звучания
разговорной речи.
Соотнесение
особенностей
западноевропейской
музыки со славянскими
корнями русской музыки.
Соотнесение
особенностей
западноевропейской
музыки со славянскими
корнями русской музыки.
Джаз и его всемирно-

1

01.09

РЭШ

1

08.09

РЭШ

1

15.09

РЭШ

1

22.09

РЭШ

1

29.09

РЭШ

1

06.10

1

13.09
43

Основные виды
учебной
деятельности
(УУД)

Личностные
результаты

д/з

1,2,3,6,7

Учебник,
с. 6–9, 89,
92

1,2,3,6,7

Учебник,
с. 6–9.

1,2,3,6,7

Учебник,
с. 16–21.

1,2,3,6,7

Учебник,
с. 22–30.

1,2,3,6,7

Учебник,
с. 31–35.

РЭШ

1,2,3,6,7

Учебник,
с. 36–39.

РЭШ

1,2,3,6,7

Учебник,

Размышлять
о
закономерностях
возникновении
специфических
особенностей
музыкальной культуры
страны.
Осознать зависимость
любых
особенностей
музыки
от
условий
жизни народа.
Определять
по
характерным
интонациям
принадлежность
звучащей музыки той
или иной стране.
Воспроизводить
специфическое,
особенное музыкальной
культуры других стран в
собственной
деятельности.

музыкальной
картины мира
8

9

10

11

12

13

14

Музыка мира
сквозь призму
русской
классики
Музыка мира
сквозь призму
русской
классики
Музыка мира
сквозь призму
русской
классики
Музыка мира
сквозь призму
русской
классики
Музыка мира
сквозь призму
русской
классики
Музыка мира
сквозь призму
русской
классики

Музыка мира
сквозь призму
русской
классики

историческое
значение
для
музыкальной
культуры планеты.
Роль восточных мотивов в
становлении
русской
музыкальной классики.

с. 40–43.

1

20.10

РЭШ

Музыкальное
«путешествие»
русских
композиторов в Италию.

1

27.10

РЭШ

Музыкальное
«путешествие»
русских
композиторов в Испанию.

1

10.11

РЭШ

Музыкальное
«путешествие»
русских
композиторов в Японию.
Музыкальное
«путешествие»
русских
композиторов в Украину.
Контрольная работа.

1

17.11

РЭШ

1

24.11

Русское как характерное
— через взаимодействие
музыкальных
культур,
через
выведение
интонационного общего и
частного, традиционного
и специфического.
Русское как характерное
— через взаимодействие
музыкальных
культур,
через
выведение

1

01.12

1

08.12

44

Исследовать
истоки
обращения
русских
композиторов к музыке
Востока. Находить
примеры
тонкого
и
чуткого
воссоздания
интонационной
атмосферы музыкальных
культур
народов
Азии. Осознать
взаимодействие
с
различными
музыкальными
культурами,
как
действенный
способ
развития отечественной
музыкальной
культуры. Исполнять
музыку других народов,
передавая
её
интонационные
и
стилистические
особенности.

1,2,4,5,6,7

Учебник,
с. 44–48.

1,2,4,5,6,7

Учебник,
с. 49–53.

1,2,4,5,6,7

Учебник,
с. 54–59.

1,2,4,5,6,7

Учебник,
с. 60–64.

1,2,4,5,6,7

Учебник,
с. 66–70.

РЭШ

1,2,4,5,6,7

Учебник,
с. 71–79.

РЭШ

1,2,4,5,6,7

Учебник,
с. 71–80.

15

Музыка мира
сквозь призму
русской
классики

16

Музыкальное
общение без
границ

17

Музыкальное
общение без
границ

18

Музыкальное
общение без
границ

19

Музыкальное
общение без
границ

20

Музыкальное
общение без
границ

21

Музыкальное
общение без
границ

22

Музыкальное
общение без

интонационного общего и
частного, традиционного
и специфического.
Русское как характерное
— через взаимодействие
музыкальных
культур,
через
выведение
интонационного общего и
частного, традиционного
и специфического.
Знакомство с музыкой
ближнего
зарубежья —
Беларуси.
Общее
и
различное.
Знакомство с музыкой
ближнего
зарубежья —
Украины.
Общее
и
различное.
Знакомство с музыкой
ближнего
зарубежья —
Молдовы.
Общее
и
различное.
Знакомство с музыкой
ближнего
зарубежья —
Казахстана.
Общее
и
различное.
Знакомство с музыкой
ближнего
зарубежья —
стран Балтии. Общее и
различное.
Знакомство с музыкой
ближнего
зарубежья —
Кавказа и др. Общее и
различное.
Выдающиеся
представители

1

15.12

РЭШ

1

22.12

РЭШ

1

29.12

РЭШ

1

12.01

РЭШ

1

19.01

РЭШ

1

26.01

РЭШ

1

02.02

РЭШ

1

09.02

РЭШ

45

Найти
общее
в
интонационных сферах
музыки
бывших
республик
СССР
с
музыкальными
культурами
стран
Европы
и
Азии. Прийти
к
выводу, что общее — это
общечеловеческое,
выраженное в различных
музыкальных культурах
разными
комплексами
музыкальнохудожественных
средств. Выявлять
интонационностилистические черты,
свойственные великим
представителям
зарубежных
национальных культур, и
узнавать их в незнакомой
звучащей
музыке. Обобщать
собственные
рассуждения о музыке
путём формулирования
содержания музыки в
виде
нравственноэстетической

1,2,4,5,6,7

Учебник,
с. 81–83.

1,2,3,5,6,7

Учебник,
с. 84–85.

1,2,3,5,6,7

Учебник,
с. 86–89.

1,2,3,5,6,7

Учебник,
с. 90–92.

1,2,3,5,6,7

Учебник,
с. 93–98.

1,2,3,5,6,7

Учебник,
с. 99–102.

1,2,3,5,6,7

Учебник,
с. 103–
108.

1,2,3,5,6,7

Учебник,
с. 109–

границ

23

Музыкальное
общение без
границ

24

Музыкальное
общение без
границ

25

Музыкальное
общение без
границ

26

Искусство
слышать
музыку

27

Искусство
слышать
музыку

28

Искусство
слышать

зарубежных
национальных
музыкальных культур —
Бах, Моцарт, Шуберт,
Шуман, Шопен, Лист,
Дебюсси.
Выдающиеся
представители
зарубежных
национальных
музыкальных культур —
Бах, Моцарт, Шуберт,
Шуман, Шопен, Лист,
Дебюсси.
«Музыкальный
салон»
как историческая форма
художественного общения
народов между собой.
«Музыкальный салон» как
историческая
форма
художественного общения
народов между собой.
Обобщение проблематики
воспитания музыкальной
культуры учащихся в
начальной школе.
Обобщение проблематики
воспитания музыкальной
культуры учащихся в
начальной школе — от
родовых
истоков
музыкального искусства
до основ музыкальной
драматургии.
Обобщение проблематики
воспитания музыкальной

1

16.02

РЭШ

1

01.03

1

художественной
идеи. Создавать
собственные
тематические
«музыкальные салоны»,
используя
методы
театрализации,
моделирования,
импровизации.

112.

1,2,3,5,6,7

Учебник,
с. 113–
117.

РЭШ

1,2,3,5,6,7

Учебник,
с. 118–
123.

15.03

РЭШ

1,2,3,5,6,7

Учебник,
с. 124–
126.

1

22.03

РЭШ

1,2,3,5,6,7

Учебник,
с. 128–
134

1

05.04

РЭШ

1,2,3,5,6,7

Учебник,
с. 135–
137.

1

12.04

РЭШ

1,2,3,5,6,7

Учебник,
с. 138–

46

Осмыслить на новом
уровне
роль
композитора,
исполнителя, слушателя
— как условие, способ
существования, развития
музыки и воздействия её
на духовную культуру
общества. Воспринима
ть
и
оценивать
музыкальные
произведения с позиций
возвышенных целей и
задач
искусства. Осуществля
ть анализ конкретной

музыку

29

30

31

32

Искусство
слышать
музыку
Искусство
слышать
музыку
Искусство
слышать
музыку
Искусство
слышать
музыку

33

Искусство
слышать
музыку

34

Искусство
слышать
музыку

культуры учащихся в
начальной школе — от
родовых
истоков
музыкального искусства
до основ музыкальной
драматургии.
Контрольная работа.
Восприятие произведений
крупной формы и его
содержательный анализ.
Восприятие произведений
крупной формы и его
содержательный анализ.
Восприятие произведений
крупной формы и его
содержательный анализ —
этап
развития
музыкальной
культуры
человека как части всей
его духовной культуры.
Восприятие произведений
крупной формы и его
содержательный анализ —
этап
развития
музыкальной
культуры
человека как части всей
его духовной культуры.
Восприятие произведений
крупной формы и его
содержательный анализ —
этап
развития
музыкальной
культуры
человека как части всей
его духовной культуры.

музыки,
вскрывая
зависимость формы от
содержания;
закономерность данного
комплекса
выразительных средств
— от выражаемых в
музыке
человеческих
идеалов. Подготовить
реферат о творчестве
любимого
композитора. Участвов
ать
в
музыкальной
жизни класса, школы в
форме
проведения
классных концертов для
малышей и родителей.

142.

19.04

1

26.04

РЭШ

1

03.05

РЭШ

1

10.05

РЭШ

1,2,3,5,6,7

1

17.05

РЭШ

1,2,3,5,6,7

Учебник,
с. 153–
155.

1

24.05

РЭШ

1,2,3,5,6,7

Учебник,
с. 156–
157.

47

1,2,3,5,6,7

Учебник,
с. 138–
142.
Учебник,
с. 144–
147.
Учебник,
с. 144–
147.
Учебник,
с. 148–
152.

1

1,2,3,5,6,7

1,2,3,5,6,7

Оценочные материалы

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
О.В.Кузьмина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыкальное искусство:
В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 3 класс, - М.:Вентана-Граф,
2018
Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 3, 4
классы.
Список методической литературы для учителя:
В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 3 класс, - М.:Вентана-Граф,
2018
Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 3 класс
В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 4 класс, - М.: Вентана-Граф,
2018
Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 4 класс
Печатные пособия
Технические средства обучения
- нотный и поэтический текст
- интерактивная доска
гимна РФ
- слайды/диапозитивы
- репродукции
картин
и
- аудиозаписи и фонохрестоматии
фотоматериалы по темам
- видеофильмы
- портреты композиторов
- видеозаписи фрагментов опер,
- дидактический материал
балетов и т.д.
СОГЛАСОВАНО
Протокол № 1 заседания методического
объединения учителей начальных
классов
МАОУ лицея №11 им В.В. Рассохина
от «29» августа 2023 года
И.А.Рубан
подпись руководителя МО

Ф.И.О.

60

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР НО
__________ Д.В.Давыдова
подпись

«30» августа 2023 года

Ф.И.О.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».