ИЗО ИЗМЕНЕНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета протокол
№1
от 31 августа 2021 года
Директор
__________________ А.М. Абелян
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,
ВНОСИМЫЕ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
по

изобразительному искусству

Уровень образования начальное общее образование
Классы 2–4 классы
Количество часов 102 (2 класс – 34 ч., 3 класс – 34ч., 4 класс – 34 ч..)
Учитель, разработчик рабочей программы:
Мирошниченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов

Программа разработана в соответствии и на основе:
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования" (с дополнениями и изменениями) ФГОС начального общего образования,
утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286;
с учетом: примерной основной образовательной программы начального общего образования,
одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол
от 8 апреля 2015 г. № 1/5)
-УМК: Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций Т.Я.
Шпикалова, Л.В. Ершова/ М.: Просвещение, 2019

Армавир, 2021 г.
1

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре примерной программы по изобразительному искусству в соответствии с
ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся,
приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также
социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных
результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуальноличностные позиции и социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся; мотивацию к познанию и
обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой
деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах
нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным
традициям и творчеству своего и других народов.
1. Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками
содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре,
народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства
воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и
освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и
мудрости, заложенных в культурных традициях.
2. Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной
причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение
обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет
способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты
национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают
условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют
пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
3. Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного
развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в
себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на
развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной,
чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально
значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту
самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
4. Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития
социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о
прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание
способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к
окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье,
природе, труду, искусству, культурному наследию.
2

5. Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально
окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития
навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в
художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности
развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
6. Экологическое воспитание происходит в процессе художественноэстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства.
Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий,
приносящих вред окружающей среде.
7. Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественнотворческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от
создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь
результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой
деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в
команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к
определённым заданиям по программе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1.

2.

Раздел, Темы

В гостях у осени. Узнай, какого цвета
земля родная
Тема лета в искусстве. Сюжетная
композиция: композиционный центр,
цвета тёплые и холодные.

Осеннее
многоцветье
земли
в
живописи. Пейзаж: пространство,
линия горизонта и цвет.

Количество
часов

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

Человек, мир природы в
реальной
жизни:
образы
человека, природы в искусстве.
Выбор средств художественной
выразительности для создания
живописного
образа
в
соответствии с поставленными
задачами.
Элементарные
приёмы
композиции
на
плоскости и в пространстве.
Роль контраста в композиции.
Композиционный
центр
(зрительный центр композиции).
Главное и второстепенное в
композиции. Тёплые и холодные
цвета.
Наблюдение
природы,
природных явлений, различение
их характера и эмоциональных
состояний. Живопись. Пейзажи
родной природы. Элементарные
приёмы
композиции
на
плоскости. Понятия: линия
горизонта, ближе — больше,
дальше
—
меньше,
загораживание. Роль контраста в
композиции. Тёплые и холодные

2,3,5

2 класс
11 ч
1

1

3

2,4,7

3.

Самоцветы земли и мастерство
ювелиров. Декоративная композиция:
ритм, симметрия, цвет, нюансы.

1

4.

В
мастерской
мастера-гончара.
Орнамент народов мира: форма
изделия и декор.

1

5.

Природные и рукотворные формы в
натюрморте. Натюрморт: композиция,
линия, пятно, штрих, светотень.

1

6.

Красота природных форм в искусстве
графики. Живая природа. Графическая
композиция: линии разные по виду и
ритму, пятно, силуэт.

1

7.

Разноцветные
краски
осени
в
сюжетной композиции и натюрморте.

1
4

цвета.
Эмоциональные
возможности цвета.
Человек, мир природы в
реальной
жизни:
образы
человека, природы в искусстве.
Красота
и
разнообразие
природы, человека, зданий,
предметов,
выраженные
средствами
живописи.
Представления
народа
о
мужской и женской красоте,
отражённые в изобразительном
искусстве, сказках, песнях.
Сказочные образы в народной
культуре
и
декоративноприкладном
искусстве.
Композиция.
Симметрия.
Силуэт. Ритм. Цвет.
Знакомство
с
несколькими
яркими
культурами
мира,
представляющими
разные
народы и эпохи. Роль природных
условий в характере культурных
традиций разных народов мира.
Представление
о
роли
изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни
человека, в организации его
материального
окружения.
Природные формы. Простые
геометрические
формы.
Многообразие линий и их
знаковый характер.
Жанр натюрморта. Приёмы
работы
с
различными
графическими
материалами.
Красота и разнообразие природы
и
предметов,
выраженные
средствами рисунка и живописи.
Линия,
штрих,
пятно
и
художественный образ. Форма.
Силуэт. Разнообразие форм
предметного мира и передача их
на плоскости и в пространстве.
Пейзажи
родной
природы.
Композиция. Роль контраста в
композиции.
Красота
и
разнообразие
природы,
выраженные
средствами
рисунка. Изображение деревьев,
птиц: общие и характерные
черты.
Форма.
Силуэт.
Натюрморт. Линия, штрих,
пятно и художественный образ.
Отражение в произведениях
пластических
искусств

2,3,5

5,6,7

1,2,5,6

1,3,7

2,4,5

Цветовой круг: основные и составные
цвета, цветовой контраст.

8.

В мастерской мастера-игрушечника.
Декоративная
композиция
с
вариациями филимоновских узоров.

1

9.

Красный цвет в природе и искусстве.
Декоративная
композиция
с
вариациями знаков-символов.

1

10.

Найди оттенки красного цвета.
Натюрморт:
композиция,
расположение предметов на плоскости
и цвет.

1

11.

Загадки белого и чёрного. Графика:
линия, штрих, силуэт, симметрии.

1
5

общечеловеческих
идей
о
нравственности и эстетике:
отношение к природе, человеку
и
обществу.
Красота
и
разнообразие
природы,
человека,
выраженные
средствами живописи. Выбор
средств
художественной
выразительности для создания
живописного
образа
в
соответствии с поставленными
задачами.
Композиция.
Практическое
овладение
основами цветоведения.
Человек, мир природы в
реальной жизни: образ человека,
природы
в
искусстве.
Представление о богатстве и
разнообразии художественной
культуры (на примере культуры
народов
России).
Приёмы
работы
с
пластическими
скульптурными
материалами
для создания выразительного
образа.
Ознакомление
с
произведениями
народных
художественных промыслов в
России (с учётом местных
условий). Цвет. Линия. Ритм.
Образная сущность искусства:
художественный образ, его
условность, передача общего
через единичное. Отражение в
произведениях
пластических
искусств
общечеловеческих
идей о нравственности и
эстетике: отношение к природе,
человеку и обществу. Человек,
мир природы в реальной жизни:
образы человека, природы в
искусстве.
Эмоциональные
возможности цвета.
Жанр натюрморта, пейзаж.
Элементарные
приёмы
композиции
на
плоскости.
Понятия:
горизонталь,
вертикаль и диагональ — в
построении
композиции.
Понятия:
линия
горизонта,
ближе — больше, дальше —
меньше,
загораживание.
Смешение цветов.
Практическое
овладение
основами цветоведения.
Красота
и
разнообразие
природы,
предметов,

1,2,5,6,7

2,3,5

1,2,3

2,3,6

выраженные
средствами
рисунка.
Изображение
предметов, деревьев, животных:
общие и характерные черты.
Линия,
штрих,
пятно
и
художественный
образ.
Симметрия. Разнообразие форм
предметного мира и передача их
на плоскости и в пространстве.
Силуэт. Роль чёрной и белой
красок
в
эмоциональном
звучании и выразительности
образа. Роль контраста в
композиции.
Использование
различных
художественных
материалов и средств для
создания красивых, удобных,
выразительных предметов
быта. Искусство вокруг нас
сегодня.
В гостях у чародейки-зимы
В мастерской художника Гжели.
Русская керамика: форма изделия и
кистевой живописный мазок.

12 ч
1

13.

Фантазируй волшебным гжельским
мазком. Пейзаж: композиция, линия
горизонта, планы, цвет.

1

14.

Маска, ты кто? Учись видеть разные
выражения
лица.
Декоративная
композиция: импровизация на тему
карнавальной маски.

1

12.

6

Ознакомление
с
произведениями
народных
художественных
промыслов
России (с учётом местных
условий). Основные составные
цвета.
Эмоциональные
возможности
цвета.
Разнообразие форм предметного
мира и передача их на плоскости
и в пространстве.
Наблюдение
природы
и
природных явлений, различение
их характера и состояний.
Разница в изображении природы
в разное время года, суток, в
различную
погоду.
Жанр
пейзажа. Композиция. Цвет.
Пейзажи родной природы.
Образная сущность искусства:
художественный образ, его
условность, передача общего
через единичное. Человек и мир
природы в реальной жизни:
образы человека, природы в
искусстве.
Знакомство
с
некоторыми наиболее яркими
культурами
мира,
представляющими
разные
народы и эпохи (Древняя
Греция, средневековая Европа,
Япония или Индия). Сказочные
образы в народной культуре и
декоративно-прикладном
искусстве. Искусство вокруг нас.

2,3,6

2,4,6,7

1,6,7

15.

Цвета радуги в новогодней ёлке.
Сюжетная композиция.

1

16.

Храмы Древней Руси. Архитектура:
объёмы, пропорция, симметрия, ритм.

1

17.

Измени яркий цвет белилами. Пейзаж:
пространство, линия горизонта, планы,
цвет и свет.

1

18.

Зимняя
прогулка.
композиция: пейзаж
человека в движении.

Сюжетная
фигурой

1

Русский изразец в архитектуре.
Декоративная
композиция:
импровизация по мотивам русского
изразца.

1

19.

с

7

Представление
о
роли
изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни
человека, в организации его
материального
окружения.
Красота
и
разнообразие
природы, человека, зданий,
предметов,
выраженные
средствами
живописи.
Композиция.
Цвет.
Эмоциональные возможности
цвета.
Отражение в произведениях
пластических
искусств
общечеловеческих
идей
о
нравственности и эстетике:
отношение к природе, человеку,
обществу. Представление о роли
изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни
человека, в организации его
материального
окружения.
Объём в пространстве и объём
на плоскости. Способы передачи
объёма.
Выразительность
объёмных композиций. Образы
архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Пейзажи разных географических
широт. Разница в изображении
природы в разное время года,
суток, в различную погоду.
Понятия:
линия
горизонта,
ближе — больше, дальше —
меньше.
Смешение цветов.
Эмоциональное
воздействие
цвета.
Образы природы и человека в
живописи. Пейзажи родной
природы.
Композиция.
Пропорции
и
перспектива.
Передача с помощью цвета
характера
персонажа,
его
эмоционального состояния.
Отражение в произведениях
пластических
искусств
общечеловеческих
идей
о
нравственности и эстетике:
отношение к природе, человеку
и обществу. Разнообразие форм
в
природе
как
основа
декоративных
форм
в
прикладном
искусстве.
Композиция.
Симметрия.
Представление
о
роли
изобразительных (пластических)

1,3,5

1,2,5,6

2,3,5

2,4,7

3,4,6,7

20.

Изразцовая русская печь. Сюжетнодекоративная композиция по мотивам
народных сказок.

1

21.

Русское
поле.
Воины-богатыри.
Сюжетная композиция: фигура воина
на коне. Прославление богатырей —
защитников земли Русской в искусстве.

1

22.

Народный календарный праздник
Масленица в искусстве. Народный
орнамент. Узоры-символы весеннего
возрождения природы: импровизация.

1

23.

Натюрморт из предметов старинного
быта. Композиция: расположение
предметов на плоскости.

1

8

искусств в повседневной жизни
человека, в организации его
материального окружения.
Человек, мир природы в
реальной
жизни:
образы
человека, природы в искусстве.
Представление
о
роли
изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни
человека, в организации его
материального
окружения.
Сказочные образы в народной
культуре
и
декоративноприкладном искусстве. Понятие
о
синтетичном
характере
народной культуры.
Отражение в произведениях
пластических
искусств
общечеловеческих
идей
о
нравственности и эстетике:
отношение к природе, человеку
и обществу. Представления
народа о мужской и женской
красоте,
отражённые
в
изобразительном
искусстве,
сказках,
песнях.
Образ
защитника Отечества. Жанр
портрета. Композиция. Цвет.
Линия.
Отражение в произведениях
пластических
искусств
общечеловеческих
идей
о
нравственности и эстетике:
отношение к природе, человеку
и обществу. Человек, мир
природы в реальной жизни:
образы человека, природы в
искусстве.
Выбор
средств
художественной
выразительности для создания
живописного
образа
в
соответствии с поставленными
задачами. Истоки декоративноприкладного искусства и его
роль в жизни человека. Понятие
о
синтетичном
характере
народной культуры.
Красота
и
разнообразие
природы, человека, зданий,
предметов,
выраженные
средствами живописи. Выбор
средств
художественной
выразительности для создания
живописного
образа
в
соответствии с поставленными
задачами. Жанр натюрморта.

1,2,6,7

1,2,6,7

2,4,5

1,2,5,6,7

Композиция. Композиционный
центр
(зрительный
центр
композиции). Пропорции и
перспектива.
Главное
и
второстепенное в композиции.
Симметрия и асимметрия.
Весна - красна! Что ты нам
принесла?
«А сама-то величава, выступает будто
пава...» Образ русской женщины.
Русский
народный
костюм:
импровизация.

11 ч

25.

Чудо палехской сказки. Сюжетная
композиция: импровизация на тему
литературной сказки.

1

26.

Цвет и настроение в искусстве.
Декоративная композиция. Пейзаж:
колорит весеннего пейзажа.

1

27.

Космические
фантазии.
Пейзаж:
пространство и цвет, реальное и
символическое изображение.

1

24.

1

9

Человек, мир природы в
реальной
жизни:
образы
человека, природы в искусстве.
Представление о богатстве и
разнообразии художественной
культуры (на примере культуры
народов России). Образ человека
в
традиционной
культуре.
Представления
народа
о
мужской и женской красоте,
отражённые в изобразительном
искусстве, сказках, песнях.
Портрет. Композиция. Цвет.
Особая
роль
ритма
в
декоративно-прикладном
искусстве.
Отражение в произведениях
пластических
искусств
общечеловеческих
идей
о
нравственности и эстетике:
отношение к природе, человеку
и
обществу.
Красота
и
разнообразие
природы,
человека, зданий, предметов,
выраженные
средствами
живописи. Сказочные образы в
народной
культуре
и
декоративно-прикладном
искусстве. Композиция. Роль
контраста в композиции. Цвет.
Практическое
овладение
основами цветоведения.
Образы природы и человека в
живописи.
Использование
различных
художественных
материалов и средств для
создания
выразительных
образов природы. Пейзажи
родной природы. Композиция.
Цвет. Практическое овладение
основами
цветоведения.
Эмоциональные возможности
цвета.
Человек, мир природы в
реальной
жизни:
образы
человека, природы в искусстве.
Выбор средств художественной
выразительности для создания

2,3,6

2,4,6,7

1,3,7

1,3,7

28.

Весна разноцветная. Пейзаж в графике:
монотипия.

1

29.

Тарарушки из села Полховский
Майдан. Народная роспись: повтор и
импровизации.

1

30.

Печатный
пряник
с
ярмарки.
Декоративная композиция: прорезные
рисунки с печатных досок.

1

31.

Русское поле. Памятник доблестному
воину. Скульптура: рельеф, круглая
скульптура.

1

32.

Братья наши меньшие. Графика,
набросок, линии разные по виду и
ритму.

1

10

живописного
образа
в
соответствии с поставленными
задачам. Композиция. Цвет.
Линия,
штрих,
пятно
и
художественный образ.
Пейзажи разных географических
широт.
Использование
различных
художественных
материалов и средств для
создания
выразительных
образов природы. Линия, штрих,
пятно и художественный образ.
Ознакомление
с
произведениями
народных
художественных промыслов в
России (с учётом местных
условий). Разнообразие форм в
природе
как
основа
декоративных
форм
в
прикладном искусстве. Роль
рисунка в искусстве. Основная и
вспомогательная.
Цвет.
Эмоциональные возможности
цвета.
Представление
о
роли
изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни
человека, в организации его
материального
окружения.
Красота
и
разнообразие
природы, человека, зданий,
предметов,
выраженные
средствами
рисунка.
Роль
рисунка в искусстве: основная и
вспомогательная. Композиции.
Линия,
штрих,
пятно
и
художественный образ.
Отражение в произведениях
пластических
искусств
общечеловеческих
идей
о
нравственности и эстетики:
отношение к природе, человеку
и обществу. Образ защитника
Отечества. Красота человека,
выраженная
средствами
скульптуры.
Объём
в
пространстве и объём на
плоскости.
Выразительность
объёмных композиций. Роль
рисунка:
основная
и
вспомогательная. Линия, штрих,
пятно и художественный образ.
Человек, мир природы в
реальной
жизни:
образы
человека, природы в искусстве.
Роль рисунка в искусстве:

3,4,6,7

1,3,7

1,6,7

1,2,5,6,7

1,2,5,6

33.

Цветы в природе
Орнамент народов
изделия и декор.

и искусстве.
мира: форма

1

34.

Наши достижения. Я умею. Я могу.
Наш проект: доброе дело само себя
хвалит.

1

№
п/п

1.

Раздел, Темы

Осень. «Как прекрасен этот мир,
посмотри...»
Земля одна, а цветы на ней разные.
Натюрморт: свет, цвет, форма.

Количество
часов

основная и вспомогательная.
Изображение птиц, животных:
общие и характерные черты.
Линия,
штрих,
пятно
и
художественный образ.
Представление
о
роли
изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни
человека, в организации его
материального
окружения.
Знакомство
с
несколькими
наиболее яркими культурами
мира, представляющими разные
народы и эпохи (Древняя
Греция, средневековая Европа,
Япония или Индия). Роль
природных условий в характере
культурных традиций разных
народов мира. Разнообразие
форм в природе как основа
декоративных
форм
в
прикладном искусстве.
Демонстрация
достигнутых
результатов и обсуждение, чему
научились в течение года по
видам
изобразительного
искусства.

2,3,6

2,4,6,7

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

Выбор средств художественной
выразительности для создания
живописного
образа
в
соответствии с поставленными
задачами. Разнообразие форм
предметного мира и передача их
на плоскости и в пространстве.
Природные формы.
Разнообразие форм в природе
как основа декоративных форм в
прикладном
искусстве.
Ознакомление
с
произведениями
народных
художественных промыслов в
России.
Человек, мир природы в
реальной
жизни:
образы
человека, природы в искусстве.
Искусство вокруг нас сегодня.

2,3,5

3 класс
11 ч
1

2.

В жостовском подносе все цветы
России. Русские лаки: традиции
мастерства.

1

3.

О чём может рассказать русский
расписной поднос. Русские лаки:
традиции мастерства.

1

11

2,4,7

3,4,6,7

4.

Каждый художник урожай своей земли
хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма
и объём.

1

5.

Лети, лети, бумажный змей. Орнамент
народов мира: традиции мастерства.

1

6.

Чуден свет — мудры люди, дивны дела
их. Лоскутная мозаика: традиции
мастерства.

1

7.

Живописные
просторы
Родины.
Пейзаж: пространство и цвет.

1

8.

Родные края в росписи гжельской
майолики. Русская майолика: традиции
мастерства.

1

9.

«Двор, что город, изба, что терем». В
мире народного зодчества: традиции
народного мастерства.

1

10.

«То ли терем, то ли царёв дворец». В
мире народного зодчества: традиции
народного мастерства.

1

12

Выбор средств художественной
выразительности для создания
живописного
образа
в
соответствии с поставленными
задачами. Жанр натюрморта.
Знакомство
с
несколькими
наиболее яркими культурами
мира, представляющими разные
народы и эпохи (Древняя
Греция, средневековая Европа,
Япония или Индия). Роль
природных условий в характере
культурных традиций разных
народов мира.
Представление
о
роли
изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни
человека, в организации его
материального
окружения.
Элементарные приёмы работы с
различными материалами для
создания
выразительного
образа.
Представление
о
возможностях
использования
навыков
художественного
конструирования
и
моделирования
в
жизни
человека.
Красота, разнообразие природы,
человека, зданий, предметов,
выраженные
средствами
живописи.
Выбор
средств
художественной
выразительности для создания
живописного
образа
в
соответствии с поставленными
задачами.
Ознакомление
с
произведениями
народных
художественных промыслов в
России.
Отражение в произведениях
пластических
искусств
общечеловеческих
идей
о
нравственности и эстетике:
отношение к природе, человеку
и
обществу.
Образы
архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Отражение в пластических
искусствах
природных,
географических
условий,
традиций,
религиозных
верований разных народов (на
примере изобразительного и

1,2,5,6

1,3,7

1,2,5,6,7

1,2,5,6,7

1,2,3

5,6,7

1,2,5,6,7

Каждая птица своим пером красуется.
Живая природа: форма и цвет,
пропорции

1

10 ч

12.

Зима. «Как прекрасен этот мир,
посмотри...»
Каждая изба удивительных вещей
полна. Натюрморт: свет и тень, объём и
пропорции.

13.

Русская зима. Пейзаж в графике:
чёрный и белый цвета.

1

14.

Зима не лето, в шубу одета. Орнамент
народов мира: традиции мастерства.

1

15.

Зима за морозы, а мы за праздники.
Карнавальные новогодние фантазии:
импровизация.

1

16.

Всякая красота фантазии да умения
требует. Маски — фантастические и
сказочные образы, маски ряженых.

1

11.

1

13

декоративно-прикладного
искусства народов России).
Образная сущность искусства:
художественный образ, его
условность, передача общего
через единичное. Изображение
деревьев,
птиц,
животных:
общие и характерные черты.
Красота
и
разнообразие
природы, человека, зданий,
предметов,
выраженные
средствами живописи. Выбор
средств
художественной
выразительности для создания
живописного
образа
в
соответствии с поставленными
задачами.
Роль контраста в композиции.
Композиционный центр. Линия,
штрих, пятно и художественный
образ. Роль белой и чёрной
красок
в
эмоциональном
звучании и выразительности
образа.
Роль
ритма
в
эмоциональном
звучании
композиции в живописи и
рисунке.
Представление о богатстве и
разнообразии художественной
культуры (на примере культуры
народов
России).
Роль
природных условий в характере
культурных традиций разных
народов мира. Разнообразие
форм в природе как основа
декоративных
форм
в
прикладном искусстве.
Представление
о
роли
изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни
человека, в организации его
материального окружения. Роль
рисунка в искусстве: основная и
вспомогательная. Разнообразие
материалов
для
художественного
конструирования
и
моделирования.
Сказочные
образы в народной культуре и
декоративноприкладном
искусстве.
Образная сущность искусства:
художественный образ, его

2,4,6,7

1,6,7

2,3,5

1,2,5,6,7

1,2,5,6,7

1,3,6,7

17.

В каждом посаде в своём наряде.
Русский народный костюм: узорыобереги.

1

18.

Жизнь костюма в театре. Сценический
костюм героя: традиции народного
костюма.

1

19.

Россия державная. В мире народного
зодчества: памятники архитектуры.

1

20.

«Город
чудный...»
Памятники
архитектуры: импровизация.

1

21.

Защитники земли Русской. Сюжетная
композиция: композиционный центр.

1

Весна. «Как прекрасен этот мир,
посмотри...»
Дорогие, любимые, родные. Женский
портрет: выражение и пропорции лица.

5ч

22.

1

14

условность, передача общего
через единичное.
Представления о богатстве и
разнообразии художественной
культуры (на примере культуры
народов России).
Особенности художественного
творчества: художник и зритель.
Отражение в произведениях
пластических
искусств
общечеловеческих
идей
о
нравственности и эстетике:
отношение к природе, человеку
и
обществу.
Связь
изобразительного искусства с
музыкой,
песней,
танцами,
былинами,
сказаниями,
сказками.
Образы
архитектуры
и
декоративно-прикладного
искусства.
Образы
архитектуры
и
декоративно-прикладного
искусства.
Связь
изобразительного искусства с
музыкой, песнями, танцами,
былинами,
сказаниями,
сказками.
Представления народа о красоте
человека (внешней и духовной),
отражённые
в
искусстве.
Эмоциональная
и
художественная
выразительность
образов
персонажей,
пробуждающих
лучшие человеческие чувства и
качества: доброту, сострадание,
поддержку, заботу, героизм,
бескорыстие и т. д. Образ
защитника Отечества.
Тема любви, дружбы, семьи в
искусстве.
Представления
народа о красоте человека
(внешней
и
духовной).
Эмоциональная
и
художественная
выразительность
образов
персонажей,
пробуждающих
лучшие человеческие чувства и
качества: доброту, сострадание,
поддержку, заботу, героизм,
бескорыстие и т. д. Образ
современника.

1,3,5

2,4,5

1,2,5,6,7

2,3,6

2,4,6,7

2,3,6

Широкая
Масленица.
Сюжетнодекоративная
композиция:
композиционный центр и цвет.
Красота и мудрость народной игрушки.
Русская деревянная игрушка: развитие
традиции мастерства.

1

Образы человека и природы в
живописи.

1,6,7

1

1,3,5

25.

Герои сказки глазами художника.
Сюжетная
композиция:
композиционный центр и цвет.

1

26.

Герои сказки глазами художника.
Сюжетная
композиция:
композиционный центр и цвет.

1

Человек, мир природы в
реальной
жизни:
образы
человека, природы в искусстве.
Ознакомление
с
произведениями
народных
художественных
промыслов
России.
Представления народа о красоте
человека (внешней и духовной),
отражённые
в
искусстве.
Сказочные образы в народной
культуре
и
декоративноприкладном искусстве.
Представления народа о красоте
человека (внешней и духовной),
отражённые
в
искусстве.
Сказочные образы в народной
культуре
и
декоративноприкладном искусстве.

Лето. «Как прекрасен этот мир,
посмотри...»
Водные просторы России. Морской
пейзаж: линия горизонта и колорит.

8ч
1,6,7

28.

Цветы России на павловопосадских
платках и шалях. Русская набойка:
традиции мастерства.

1

29.

Всяк на свой манер. Русская набойка:
композиция и ритм.

1

30.

В весеннем небе — салют Победы!
Патриотическая тема в искусстве.
Декоративно-сюжетная композиция:
цвет.

1

31.

Гербы городов Золотого кольца
России. Символические изображения:
состав герба.

1

32.

Сиреневые перезвоны.
свет и цвет.

Натюрморт:

1

33.

У всякого мастера свои затеи.
Орнамент народов мира: традиции
мастерства.

1

Пейзажи разных географических
широт.
Выбор
средств
художественной
выразительности для создания
живописного
образа
в
соответствии с поставленными
задачами.
Искусство вокруг нас сегодня.
Представление
о
роли
изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни
человека, в организации его
материального окружения.)
Разнообразие форм в природе
как основа декоративных форм в
прикладном искусстве.
Красота
и
разнообразие
природы, человека, зданий,
предметов,
выраженные
средствами живописи и графики.
Образ защитника Отечества.
Образная сущность искусства:
художественный образ, его
условность, передача общего
через единичное.
Человек, мир природы в
реальной
жизни:
образы
человека, природы в искусстве.
Знакомство
с
несколькими
наиболее яркими культурами
мира, представляющими разные
народы и эпохи (Древняя

23.

24.

27.

1

15

2,4,5

2,4,7

1,3,5

2,4,5

2,4,7

2,4,6,7

1,6,7

2,4,6,7

34.

№
п/п

1.

Наши достижения. Я знаю. Я могу.
Наш проект.

Раздел, Темы

Восхитись вечно живым миром
красоты
Целый мир от красоты. Пейзаж:
пространство, композиционный центр,
цветовая гамма, линия, пятно.

Количество
часов

Греция, средневековая Европа,
Япония или Индия).
Красота
и
разнообразие
природы, человека, зданий,
предметов,
выраженные
средствами живописи и графики.

2,4,6,7

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитательной
деятельности*

Образная сущность искусства:
художественный образ, его
условность, передача общего
через единичное. Отражение в
произведениях
пластических
искусств
общечеловеческих
идей о нравственности и
эстетике: отношение к природе,
человеку и обществу. Образы
природы и человека в живописи.
Продолжение знакомства с
основами
художественной
грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, ритм.
Красота
и
разнообразие
природы, человека, зданий,
предметов,
выраженные
средствами
рисунка.
Изображение деревьев, птиц,
животных: общие и характерные
черты. Линия, штрих, пятно и
художественный образ. Пейзажи
родной природы.
Выдающиеся
представители
изобразительного
искусства
народов России (по выбору).
Пейзажи
родной
природы.
Продолжение знакомства с
основами
художественной
грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, ритм.
Представления о богатстве и
разнообразии художественной
культуры (на примере культуры
народов
России).
Истоки
декоративно-прикладного
искусства и его роль в жизни
человека.
Ознакомление
с
произведениями
народных
художественных промыслов в
России (с учётом местных
условий). Искусство вокруг нас

2,3,5

4 класс
11 ч
1

2.

Древо жизни — символ мироздания.
Наброски и зарисовки: линия, штрих,
пятно, светотень.

1

3.

Мой край родной. Моя земля. Пейзаж:
пространство, планы, цвет, свет.

1

4.

Цветущее дерево — символ жизни.
Декоративная композиция: мотив
дерева в народной росписи.

1

16

2,4,7

3,4,6,7

2,3,6

5.

Птица — символ света, счастья и добра.
Декоративная композиция: равновесие
красочных
пятен,
узорные
декоративные разживки, симметрия,
ритм, единство колорита.

1

6.

Конь — символ солнца, плодородия и
добра. Декоративная композиция:
линия,
силуэт
с
вариациями
городецких разживок.

1

7.

Связь поколений в традициях Городца.
Декоративная
композиция
с
вариациями городецких мотивов: ритм,
симметрия, динамика, статика.

1

8.

Знатна Русская земля мастерами и
талантами. Портрет: пропорции лица
человека.

1

17

сегодня.
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия, форма,
ритм.
Представление
о
роли
изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни
человека, в организации его
материального
окружения.
Ознакомление
с
произведениями
народных
художественных промыслов в
России (с учётом местных
условий).
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия, форма,
ритм.
Истоки
декоративноприкладного искусства и его
роль в жизни человека. Понятие
о
синтетичном
характере
народной культуры (украшение
жилища,
предметов
быта,
орудий труда, костюма; музыка,
песни,
хороводы;
былины,
сказания, сказки). Ознакомление
с произведениями народных
художественных промыслов в
России (с учётом местных
условий).
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия, форма,
ритм.
Искусство вокруг нас сегодня.
Ознакомление
с
произведениями
народных
художественных промыслов в
России (с учётом местных
условий).
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия, форма,
ритм.
Образ современника. Образ
человека
в
традиционной
культуре. Представления народа
о красоте человека (внешней и
духовной),
отражённые
в
искусстве.
Жанр
портрета.
Продолжение знакомства с
основами
художественной
грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, ритм.

2,3,6

1,3,7

2,4,5

1,2,5,6,7

9.

Вольный ветер — дыхание земли.
Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно,
свет.

1

10.

Движение — жизни течение. Наброски
с натуры, по памяти и представлению:
подвижность красочных пятен, линий.

1

11.

Осенние
метаморфозы.
колорит, композиция.

1

14 ч

12.

Любуйся ритмами в жизни природы
и человека
Родословное дерево — древо жизни,
историческая память, связь поколений.
Групповой портрет: пропорции лица
человека, композиция.

13.

Двенадцать братьев друг за другом
бродят...
Декоративно-сюжетная
композиция:
приём уподобления,
силуэт.

1

14.

Год не неделя — двенадцать месяцев
впереди. Иллюстрация к сказке:
композиция, цвет.

1

Пейзаж:

1

18

Жанр пейзажа. Пейзажи родной
природы.
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия, ритм.
Образы природы и человека в
живописи.
Разница
в
изображении природы в разное
время года, суток, различную
погоду.
Выбор
средств
художественной
выразительности для создания
живописного
образа
в
соответствии с поставленными
задачами.
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия, форма,
ритм.
Наблюдение
природы
и
природных явлений, различение
их характера и эмоциональных
состояний.
Использование
различных
художественных
материалов и средств для
создания
выразительных
образов природы. Жанр пейзажа.
Продолжение знакомства с
основами
художественной
грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, ритм.
Образ современника. Жанр
портрета. Тема любви, дружбы,
семьи в искусстве. Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия.
Человек, мир природы в
реальной
жизни:
образы
человека, природы в искусстве.
Образ человека в традиционной
культуре.
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия, форма,
ритм.
Сказочные образы в народной
культуре
и
декоративноприкладном искусстве. Темы
любви, дружбы, семьи в
искусстве.
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:

1,6,7

2,4,6,7

1,2,3

3,4,6,7

1,6,7

2,4,6,7

15.

Новогоднее настроение. Колорит:
гармоническое сочетание родственных
цветов.

1

16.

Твои
новогодние
поздравления.
Проектирование
открытки:
цвет,
форма, ритм, симметрия.

1

17.

Зимние
фантазии.
Наброски
и
зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия.

1

18.

Зимние
картины.
Сюжетная
композиция:
линия
горизонта,
композиционный
центр,
пространственные
планы,
ритм,
динамика.

1

19.

Ожившие вещи. Натюрморт: форма,
объём предметов, их конструктивные
особенности, композиция.

1

19

композиция, цвет, линия, форма,
ритм.
Человек, мир природы в
реальной
жизни:
образы
человека, природы в искусстве.
Выбор средств художественной
выразительности для создания
живописного
образа
в
соответствии с поставленными
задачами.
Эмоциональные
возможности
цвета.
Продолжение знакомства с
основами
художественной
грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, ритм.
Искусство вокруг нас сегодня.
Элементарные приёмы работы с
различными материалами для
создания
выразительного
образа.
Представление
о
возможности
использования
навыков конструирования и
моделирования
в
жизни
человека.
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия, форма,
ритм.
Образы природы и человека в
живописи.
Красота
и
разнообразие
природы,
человека, зданий, предметов,
выраженные
средствами
рисунка.
Пейзажи
разных
географических
широт.
Продолжение знакомства с
основами
художественной
грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, ритм.
Образы природы и человека в
живописи.
Красота
и
разнообразие
природы,
человека, зданий, предметов,
выраженные
средствами
живописи.
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия, форма,
ритм.
Человек, мир природы в
реальной
жизни:
образы
человека, природы в искусстве.
Жанр
натюрморта.
Продолжение знакомства с
основами
художественной

2,4,6,7

1,3,5

2,3,5

2,3,5

1,2,3,5

20.

Выразительность формы предметов.
Декоративный натюрморт: условность
формы и цвета, чёрная линия, штрихи в
обобщении формы предмета.

1

21.

Русское поле. Бородино.
Батальный жанр.

Портрет.

1

22.

«Недаром помнит вся Россия про день
Бородина...» Сюжетная композиция:
композиционный центр, колорит.

1

23.

Образ мира в народном костюме и
внешнем убранстве крестьянского
дома. Образы-символы. Орнамент:
ритм, симметрия, символика.

1

24.

Народная расписная картинка-лубок.
Декоративная
композиция:
цвет,
линия, штрих.

1

20

грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, объём.
Жанр
натюрморта.
Продолжение знакомства с
основами
художественной
грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, объём.
Отражение в произведениях
пластических
искусств
общечеловеческих
идей
о
нравственности и эстетике:
отношение к природе, человеку
и обществу. Представления
народа о красоте человека
(внешней
и
духовной),
отражённые в искусстве. Образ
защитника Отечества. Жанр
портрета.
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия.
Образ защитника Отечества.
Эмоциональная
и
художественная
выразительность
образов
персонажей,
пробуждающих
лучшие человеческие чувства и
качества: доброту, сострадание.
Человек, мир природы в
реальной
жизни:
образы
человека, природы в искусстве.
Представление
о
роли
изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни
человека, в организации его
материального
окружения.
Продолжение знакомства с
основами
художественной
грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, ритм.
Представление
о
роли
изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни
человека, в организации его
материального
окружения.
Отражение в пластических
искусствах
природных,
географических
условий,
традиций,
религиозных
верований разных народов (на
примере изобразительного и
декоративно-прикладного
искусства народов России).
Продолжение знакомства с
основами
художественной

2,3,5

2,4,6,7

1,3,7

2,4,7

2,4,5

Народная расписная картинка-лубок.
Декоративная
композиция:
цвет,
линия, штрих.

1

Восхитись созидательными силами
природы и человека
Вода — живительная стихия. Проект
экологического плаката: композиция,
линия, пятно.

9ч

27.

Повернись к мирозданию. Проект
экологического плаката в технике
коллажа.

1

28.

Русский мотив. Пейзаж: композиция,
колорит,
цветовая
гамма,
пространство.

1

29.

Русский мотив. Пейзаж: композиция,
колорит,
цветовая
гамма,
пространство.

1

30.

Всенародный праздник — День
Победы. Патриотическая тема в
искусстве:
образы
защитников
Отечества.

1

25.

26.

1

21

грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, ритм.
Красота
и
разнообразие
природы, человека, зданий,
предметов,
выраженные
средствами
рисунка.
Продолжение знакомства с
основами
художественной
грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, ритм.
Особенности художественного
творчества: художник и зритель.
Красота
и
разнообразие
природы, человека, зданий,
предметов,
выраженные
средствами
рисунка.
Фотография и произведение
изобразительного
искусства:
сходство
и
различие.
Использование
различных
художественных материалов и
средств
для
создания
выразительных
образов
природы. Искусство вокруг нас
сегодня.
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия, форма,
ритм.
Искусство
вокруг
нас.
Использование
различных
художественных материалов и
средств
для
создания
выразительных
образов
природы.
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия, форма,
ритм.
Пейзажи
родной
природы.
Продолжение знакомства с
основами
художественной
грамоты: композиция, цвет,
линия.
Пейзажи
родной
природы.
Продолжение знакомства с
основами
художественной
грамоты: композиция, цвет,
линия.
Представления народа о красоте
человека (внешней и духовной),
отражённые в искусстве. Образ
защитника Отечества. Основные
темы
скульптуры.

1,2,5,6,7

1,2,5,6

2,3,6

1,2,5,6

1,3,7

2,4,5

31.

«Медаль за бой, за труд из одного
металла
льют».
Медальерное
искусство: образы-символы.

1

32.

Орнаментальный образ в веках.
Орнамент народов мира: региональное
разнообразие
и
национальные
особенности.

1

33.

Орнаментальный образ в веках.
Орнамент народов мира: региональное
разнообразие
и
национальные
особенности.

1

34.

Орнаментальный образ в веках.
Орнамент народов мира: региональное
разнообразие
и
национальные
особенности.

1

22

Выразительность
объёмных
композиций.
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия, форма,
объём, ритм.
Основные темы скульптуры.
Элементарные приёмы работы с
пластическими скульптурными
материалами.
Продолжение
знакомства
с
основами
художественной
грамоты:
композиция, цвет, линия, форма,
объём, ритм.
Знакомство
с
несколькими
наиболее яркими культурами
мира
(Древняя
Греция,
средневековая Европа, Япония
или Индия).
Отражение в
пластических
искусствах
природных,
географических
условий, традиций, религиозных
верований разных народов (на
примере изобразительного и
декоративно-прикладного
искусства народов России).
Продолжение знакомства с
основами
художественной
грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, ритм.
Знакомство
с
несколькими
наиболее яркими культурами
мира
(Древняя
Греция,
средневековая Европа, Япония
или Индия).
Отражение в
пластических
искусствах
природных,
географических
условий, традиций, религиозных
верований разных народов (на
примере изобразительного и
декоративно-прикладного
искусства народов России).
Продолжение знакомства с
основами
художественной
грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, ритм.
Знакомство
с
несколькими
наиболее яркими культурами
мира
(Древняя
Греция,
средневековая Европа, Япония
или Индия).
Отражение в
пластических
искусствах
природных,
географических
условий, традиций, религиозных
верований разных народов (на
примере изобразительного и

1,2,5,6,7

1,2,5,6

1,3,7

2,4,5

декоративно-прикладного
искусства народов России).
Продолжение знакомства с
основами
художественной
грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, ритм.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МАОУ лицей №11
им. В.В.Рассохина
№ 1 от «27» августа 2021 г.
___________ И.А.Рубан

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УР
МАОУ лицея № 11
им. В.В. Рассохина г. Армавира
______________ А.А.Козлова
«27» августа 2021 г

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».