МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ лицей № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета протокол №1 от 31 августа 2021 года Директор __________________ А.М. Абелян ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ по окружающему миру Уровень образования начальное общее образование Классы 2–4 классы Количество часов 102 (2 класс – 34 ч., 3 класс – 34ч., 4 класс – 34 ч..) Учитель, разработчик рабочей программы: Мирошниченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов Программа разработана в соответствии и на основе: приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с дополнениями и изменениями) ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286; с учетом: примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5) -УМК: Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков. – М., ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2020 г. Армавир, 2021 г. 1 ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы предмета «Окружающий мир» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Окружающий мир» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике. 1. Гражданско-патриотическое воспитание: - становление ценностного отношения к своей Родине - России; - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; - уважение к своему и другим народам; - первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. 2. Духовно-нравственное воспитание: - признание индивидуальности каждого человека; - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку; - неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. 3. Эстетическое воспитание: - уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; - стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. 4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: - соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); - бережное отношение к физическому и психическому здоровью. 5. Трудовое воспитание: - осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям. 6. Экологическое воспитание: - бережное отношение к природе; - неприятие действий, приносящих ей вред. 7. Формирование представлений о ценности научного познания: - первоначальные представления о научной картине мира; 2 - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Раздел, Темы Общий взгляд на Землю Материки и океаны Земли. Практическая работа. Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, контурной картой полушарий. Количество часов 2 класс 2ч 1 Россия - самое большое государство мира. Москва - столица нашей страны. Россия - родина космонавтики. 1 Как изучают окружающий мир Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Правила организации учебного труда дома и в школе. Практическая работа. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств. Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет. Исследовательская работа. Труд и творчество старших и сверстников. Учеба как вид творческой деятельности. Классный, школьный коллектив. Роль учителя. Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра. Практическая работа. Знакомство с лупой, термометром. Измерение температуры тела, воздуха, воды, снега. Тела и вещества. Три состояния веществ в природе - твердое, жидкое, газообразное. Свойства веществ. Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой. Практическая работа. Определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии. 5ч 1 1 1 1 1 3 Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности* – определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года; – показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы. – определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года; – показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы. 2,3,5 – понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира; – выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде; – соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя; – проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности; – различать твердые, жидкие и газообразные вещества; – использовать на практике основные правила познания окружающего мира; – понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет; – оценивать характер взаимоотношений людей в 3,4,6,7 2,4,7 1,2,5,6 1,3,7 2,4,5 1,2,5,6,7 классном, коллективах. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Космос и планета Земля Звезды. Солнце - звезда. Планеты. Луна - спутник Земли. Экскурсия в планетарий. Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки. Причина смены дня и ночи. Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фазами Луны; за погодой. Область жизни на Земле. Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Практическая работа. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас. Практическая работа. Изготовление примитивного компаса. Ориентирование на местности по компасу. Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. Практическая работа. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края. Взаимодействие сил природы Влияние Солнца на сушу. Тепловые пояса Земли и смена времен года. Причина смены времен года. Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Экскурсия к водоему: наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема. Водоемы искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Правила безопасного пользования источниками воды. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды. Вода растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода - одно из условий жизни на Земле. Вода в 7ч 1 1 1 1 школьном – характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли; – ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам; – определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года; – показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы. 1,2,3 2,3,6 5,6,7 2,3,6 1 2,4,6,7 1 1,6,7 1 1,3,5 11 ч 1 1 1 1 1 4 – измерять температуру воды, воздуха и своего тела; – различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе; – определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека. 2,3,5 2,4,7 3,4,6,7 1,2,6,7 1,3,7 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. быту. Практическая работа. Определение свойств воздуха и воды. Растворение в воде веществ, фильтрование. Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Воздух как условие горения. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и человека. Практическая работа. Определение направления ветра с помощью флюгера. Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза; смена времени суток, смена времен года. Круговорот воды в природе. Практическая работа. Измерение температуры воздуха и воды. Представление о стихийных бедствиях на Земле. Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Экскурсия. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека. Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами. Живая природа Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные. Признаки живых организмов: дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными представителями живой природы. Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека. Бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Практическая работа. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. 1 1 – измерять температуру воды, воздуха и своего тела; – различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе; – определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека. 2,4,5 1,2,5,6,7 1 1,2,5,6 1 2,3,6 1 2,4,6,7 1 1,6,7 9ч 1 1 1 5 – устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; – сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; – описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы; – определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода); – различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы; 2,3,5 2,3,5 2,4,7 29. 30. 31. 32. 33. 34. № п/п 1. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. Практическая работа. Рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Представление о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (или насекомые, рыбы, птицы, звери); разнообразие животных. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Практическая работа. Наблюдение за животными в уголке живой природы. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Правила поведения с домашними животными. Практическая работа. Изучение особенностей внешнего строения различных групп животных и растений с помощью коллекций и гербариев. Сохранение редких растений, животных. Красота и разнообразие природы России. Красная книга. Экскурсия в природу. Грибы - съедобные и ядовитые, их разнообразие. Правила сбора грибов. Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища. Практическая работа. Различение ядовитых грибов. Раздел, Темы Природные условия Земли Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения). Практическая работа. 1 1 1 1 – определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища); – различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери); – приводить примеры представителей разных групп растений и животных; – соблюдать правила ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями; – строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой; – определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям; – различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения; – различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). 3,4,6,7 2,4,6,7 1,6,7 1,3,5 1 2,3,5 1 1,3,7 Количество часов 3 класс 6ч 1 6 Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности* – устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в 2,3,5 2. 3. 4. 5. 6. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов. Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Представление о климате, климат родного края. Практическая работа. Фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Практическая работа. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон. Человек в далеком прошлом 1 1 1 1 1 4ч 7 живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных; – осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп); – использовать естественнонаучные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; – использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации; – использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России; – проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ); – узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые; – оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; – моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия; – планировать, контролировать и оценивать учебнопознавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. 2,4,7 3,4,6,7 1,2,5,6 1,3,7 2,4,5 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Природные условия, в которых появился человек. Экскурсия в краеведческий музей. Представления о природных зонах Африки. Практическая работа. Ориентирование на физической карте и карте природных зон. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы...) в жизни человека. Лента времени (год, век, тысячелетие). Практическая работа. соотнесение: год-век, век-тысячелетие. 1 Земли восточных славян Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в т.ч. охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира. Практическая работа. Ориентирование на карте природных зон России. Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. 11 ч 1 1 1 1 1 1 1 8 – различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на ленте времени; пользоваться историческими картами; – используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов; – оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им; – устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах; – выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями). 1,2,5,6,7 – оценивать свое поведение и поведение других людей в природе; – сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы); – сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества; – выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края; 2,4,6,7 1,2,3 2,3,6 5,6,7 1,6,7 1,3,5 2,3,5 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса. Практическая работа. Работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов. Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Практическая работа. Составление цепей питания. Народный календарь, определяющий сезонный труд людей. Пословицы, поговорки. Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта, культура. Практическая работа. Коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Расселение славян. Путь «из варяг в греки». Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Исследовательская работа. Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Практическая работа. Подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище. Представления о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве. Экскурсия в исторический музей. Московское государство Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Практическая 1 1 1 – узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных; – соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема; – узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые; – фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды. 2,4,7 2,3,5 1 1,3,6,7 1 1,3,7 1 2,4,5 1 1,2,5,6,7 6ч 1 9 – оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой 2,3,6 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. работа. Составление цепей питания. Экскурсии в лес. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Практическая работа. Моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы. Практическая работа. Узнавание ядовитых растений и грибов. Применение правил поведения в лесу и у водоемов. Основание Москвы, объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Практическая работа. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах. Культура Московской Руси. Человек член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Исторические достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный. Путь от Руси к России Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Экскурсия в музей прикладного искусства. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время. Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве 1 1 1 1 1 7ч 2 1 1 1 10 теме, полноту и доказательность; – оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; – осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами; – ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период; – наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников); – проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности; – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Обучающийся получит возможность узнать: – о древнейшей истории человека, о первых государствах; – об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды; – об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в 2,4,6,7 1,6,7 1,3,5 2,3,5 2,4,7 3,4,6,7 2,4,6,7 1,6,7 1,3,5 32. 33. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. народов нашей страны. Экскурсия в художественную галерею. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе. Раздел, Темы Человек и окружающий мир Человек и природа. Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия источник движения. Практическая работа. Осенние работы на пришкольном участке. Человек познает самого себя. Клетка основа строения и роста живых организмов. Рост и развитие человека. Ваша родословная. Тело человека: опорно-двигательная система. Практическая работа. Определение своего роста и веса. Наблюдение за работой мышц и их утомляемостью. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Практическая работа. Рассматривание клетки под микроскопом. Кожа. Младший школьник. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Практическая работа. Составление комплекса упражнений утренней гимнастики. Составление режима дня. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах. Практическая работа. Изучение внешнего вида лекарственных растений при рассматривании гербарных образцов. Оказание первой помощи при ушибах и порезах. Человек и общество. Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии 1 1 Количество часов 4 класс 10 ч 1 1 1 1 1 1 1 1 11 изучаемые исторические периоды; – имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества; – об истории и выдающихся людях родного края. 2,3,5 1,6,7 Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности* – описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; – сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств, осуществлять классификацию изученных объектов природы по самостоятельно выделенным признакам; – проводить несложные наблюдения в окружающей среде, ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; – использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и (при возможности) на электронных носителях, в том числе в Интернете) в целях поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; оформлять результаты исследовательской работы; – использовать для поиска необходимой информации 2,3,5 2,4,7 3,4,6,7 1,2,5,6 1,3,7 2,4,5 1,2,5,6,7 3,4,6,7 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. и борьба с ними. Практическая работа. Работа с картами: контурной, физической, природных зон. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана. Исследовательская работа. История развития транспортных средств. Транспорт будущего. Открытие Америки, ее природа, население. Представление о странах мира, о разных народах, об их культуре и особенностях быта. Экскурсия в планетарий. Преобразования в России Россия при Петре I. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). Исследовательская работа. Петербург - один из прекраснейших городов мира. М.В. Ломоносов - основоположник русской науки. Ведущая роль образования, труда, значение творчества в жизни человека и общества. Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Практическая работа. Определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России (полезные ископаемые). Значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Люди, занятые горным делом. План местности. Практическая работа. Составление плана комнаты, школьного или садового участка. Развитие русского военного искусства. А.В. Суворов. Отечественная война 1812 г. М.И. Кутузов. Практическая работа. Работа с исторической 1 1 5ч 1 1 1 1 1 12 различные доступные справочные издания по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в т.ч. (при возможности) и медиаресурсы; – использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; – обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; – определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; – понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; – сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы); – сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем, болото) как единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные); – различать полезные ископаемые (не менее трех), понимать их значение в хозяйстве; – узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края; – использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и 1,2,3 2,3,6 2,3,6 2,4,6,7 1,6,7 1,3,5 2,3,5 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. картой. Экскурсия в исторический музей, Бородинскую панораму. Мир человека в Новое время Открытие новых земель: северные земли России, Антарктида, Австралия, Уссурийский край. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор. События в России в начале ХХ века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР. Великая Отечественная война (19411945). Государства - участники войны. Экскурсия в краеведческий музей. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период. Практическая работа. Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период. Развитие науки и техники. Родной край в изучаемый исторический период: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры. Выдающиеся земляки. Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом. Экологические проблемы России и вашей местности. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в т.ч. на природу родного края). Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Красная книга России. Родной край - часть России. Областные (краевые, республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская) символика. Новые знания о человеке. И.П. Павлов. Открытие нервной системы (как нервная система управляет работой всех органов организма). Нервная система и органы чувств. Система кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа. Подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту. Дыхательная система. Болезни дыхательных путей и их профилактика. 14 ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам предложенных исследований, наблюдений и опытов; – моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и подручных средств; – осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, быту и природной среде; – пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; – соблюдать правила безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях (см. программу); – планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; – узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город; – узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России; – различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; 2,4,7 2,3,5 1,3,7 2,4,5 1,2,5,6,7 1,2,5,6 2,3,6 2,4,6,7 1,6,7 1,3,5 27. 28. 29. 30. 31. 32. Практическая работа. Оказание первой помощи при легких травмах. Пищеварительная система. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Практическая работа. Составление меню с учетом содержания необходимых для организма веществ. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки. Практическая работа. Весенние работы на пришкольном участке. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровье окружающих его людей. Внимательное и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Исследовательская работа. Как работают органы чувств. Витамины в жизни человека. Современная Россия Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятия «Родина» («Отечество», «Отчизна»). Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Государственное устройство. Президент Российской Федерации глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни. Экскурсия в краеведческий музей, художественную галерею. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовнонравственной связи между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. 1 1 1 5ч 1 1 1 14 находить место изученных событий на «ленте времени»; – используя дополнительные источники информации (на бумажных и при возможности электронных носителях, в т.ч. и контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; – оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; – проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории, обычаям, культуре, языку, религии; – использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая при возможности компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе в целях поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний; – осознавать связь между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством (на уровне представления); – осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; – ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; 2,3,5 1,3,6,7 2,4,7 2,4,6,7 1,6,7 1,3,5 33. 34. Россия на карте, государственная граница России. Москва - столица государства. Святыни Москвы святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Государства - соседи России. Россия многонациональное государство. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважение к культуре, языку, религии, истории народов России. Духовнонравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Исследовательская работа. Наши соседи на планете Земля: Беларусь, Англия, Франция, Германия, Китай, Египет... (по выбору школьников). 1 1 2,3,5 – наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны; – проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в т.ч. правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; – определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Обучающийся получит возможность узнать: – об истории Российской империи, СССР, Российской Федерации; о событиях общественной, научной и культурной жизни страны в изучаемый период; – об особенностях быта, труда, духовно-нравственных, религиозных и культурных традициях людей в изучаемый период; – имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период) и связанные с ними события: Петр I, М.В. Ломоносов, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, 15 1,2,5,6,7 Г.К.Жуков, Ю.А. Гагарин, С.П. Королев; – об истории, достопримечательностях и выдающихся людях родного края. СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МАОУ лицей №11 им. В.В.Рассохина № 1 от «27» августа 2021 г. ___________ И.А.Рубан СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УР МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина г. Армавира ______________ А.А.Козлова «27» августа 2021 г 16